Казанский музыкальный колледж имени и.в.аухадеева

Барышникова Алсу Халимовна

Заведующая
отделением Фортепиано

Преподаватель
высшей квалификационной категории отделения Фортепиано, Специального фортепиано:

  • Класс специального фортепиано
  • Класс концертмейстерства

Родилась в г.Казань.

Выпускница Казанского музыкального
колледжа: окончила обучение в 1992 году в классе Заслуженного работника
культуры РТ Н.М.Соколовой. С 1992 по
1997 годы обучалась в Казанской государственной консерватории в классе
профессора С.Н.Работкина. В
1997–1999 годах прошла ассистентуру-стажировку Казанской консерватории по
специальности «Концертмейстерство» в классе профессора Ю.Ю.Сокольской.

Дипломант Международных
конкурсов:

  • «Лучший концертмейстер» Международного
    конкурса вокалистов им. Бюль-Бюль-Оглы (Баку, 2000);
  • Дипломант Международного конкурса
    им.Б.Штоколова (С.-Петербург, 2009).

С 1994 г. по настоящее время является ведущим концертмейстером Татарского
государственного академического театра оперы и балета им.М.Джалиля. С 1991 года по настоящее время работает в
Казанской государственной консерватории: в годы учебы в
консерватории была концертмейстером в классах сольного пения профессора С.Н.Жигановой,
Е.А.Михайловой, классе трубы А.В.Величко, в оперной студии при КГК; с 1997 года
стала преподавателем кафедры концертмейстерства (с 2008 г. – доцент).

В Казанском музыкальном колледже им.И.В.Аухадеева с
1997 года. С 2010 года является заведующей отделением Фортепиано.

Ученики А.Х.Барышниковой принимают
активное участие в концертах отделений Специального фортепиано, Фортепиано. Среди
ее воспитанников есть лауреаты:

  • Д.Соколов – лауреат II степени Международного конкурса певцов и концертмейстеров
    им.Р.Яхина (Казань, 2007 г.);
  • Д.Соколов, Р.Хмара
    – дипломанты Международного конкурса «Лучший концертмейстер».

Является автором методических брошюр – дословных подстрочных переводов с итальянского на русский язык шести оперных клавиров:

  • В.А.Моцарт. «Свадьба Фигаро»,
  • Дж.Россини. «Севильский цирюльник»,
  • Дж.Пуччини. «Богема», «Тоска»,
  • Дж.Верди. «Травиата», «Риголетто».

Является автором расшифровок
аудиоматериалов:

  • CD-записи
    Чичилии Бартоли (меццо-сопрано);
  • CD-записи
    Чарльза Спенсера (фортепиано);
  • 12 канцонетт и песен Дж.Россини.

Ведет активную концертную деятельность:

  • Исполнила более 70 концертов с солистами
    оперных театров Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья.
    Среди них: Т.Мазуренко, М.Казаков, В.Богачев, В.Ганеева, М.Якупов, Ю.Борисенко,
    О.Мачин, Р.Узбекова, Л.Губайдуллина, В.Васильев (Казань); А.Шагимуратова,
    Ю.Нечаев, М.Дьяков, Х.Герзмава (Москва); М.Вишняк, И.Джиоева, О.Кондина, Вл.
    Самсонов, А.Агади (Санкт-Петербург), И.Борко (Киев), Н.Мясоедов (Германия),
    Р.Николаева, П.Иванова (Болгария), М.Миуро (Австрия), Маттео Ли (Италия).
  • Сотрудничает с дирижерами Росии и стран ближнего и дальнего зарубежья:
    И.Лацаничем, Р.Скуратовым, Вл.Васильевым, Р.Салаватовым (Россия), М.Боэми
    (Италия), М.Айшенхольцем (Швеция), Винсент де Кортом (Нидерланды).
  • Участвует в концертах в рамках
    международных фестивалей им. Ф.Шаляпина, «Европа-Азия»; творческих вечеров
    композиторов Республики Татарстан.
  • В качестве концертмейстера стала первой
    исполнительницей ряда произвдедений Ш.Шарифуллина, Б.Мулюкова (опера
    «Сююмбике»), Р.Ахияровой (опера «Любовь поэта»), И.Байтиряка, Н.Фомина и др.
  • С 1998 г. участвовала в
    качестве концертмейстера в 8 международных конкурсах вокалистов и
    инструменталистов. Из них в 4-х конкурсах солисты стали лауреатами: А.Мельничук
    (III премия), Т.Мазуренко (III премия) – на Международном конкурсе
    им. М.Глинки (Казань, 1999); Т.Мазуренко (II премия) – на Международном
    конкурсе им. Бюль-Бюль-Оглы (Баку, 2000), на Международном конкурсе им.
    Е.Образцовой (Санкт-Петербург, 2001); В.Васильев (III премия) – на
    Международном конкурсе им. Г.Свиридова (Курск, 2004).

Записывается на радио и телевидении:

  • 22 вокальных произведения / Солист
    М.Якупов. 2002. (фондовая запись на радио);
  • 13 арий зарубежных и русских
    композиторов / Солисты: Т.Богачева (сопрано), В.Богачев (тенор). 2005. (CD).
  • Вокальные произведения / Солист:
    Т.Мазуренко
  • Речитативы из оперы В.А.Моцарта «Свадьба
    Фигаро» / прямая трансляция по телеканалу «Культура» (2004 г.).

Проводит ежегодные мастер-классы в рамках курсов повышения квалификации
(Казань, с 2004 г.)

Единая система

Внимания заслуживают особенности взаимосвязи десятилеток с консерваториями, на базе которых они создавались.

В первую очередь, связь заключалась в участии директоров консерваторий в вопросах художественного руководства школами: приёма педагогов по специальным дисциплинам, назначения заведующих отделениями и заведующего учебной частью, осуществления концертной деятельности учащихся. Преподаватели консерваторий также работали в школах, включались в составы экзаменационных комиссий, в том числе при проведении Государственной итоговой аттестации.

Директора школ присутствовали на заседаниях Учёных советов консерваторий, а по Положению 1966 года обязывались выступать на них с отчётами. Преподаватели школ-десятилеток приглашались на расширенные заседания Советов и совещания дирекции консерваторий.

ССМШ в Казани всегда отличалась доброжелательной, творческой и тёплой обстановкой. Особенно в первые годы становления администрация, педагоги, воспитатели интерната делали всё, чтобы создать ту самую семейную атмосферу

Это было особенно важно для иногородних детей, которые находились вдали от своих родных

Первый приём детей в интернат состоялся в 1961 году. Воспитателями были преподаватели общеобразовательных предметов А. П. Егоров (впоследствии завуч) и Н. В. Мухаметова. Первые годы детей водили в столовую Казанского авиационного института на Площади Свободы. По многочисленным воспоминаниям учеников школы тех лет, педагоги всегда старались поддержать, накормить и, насколько это было возможно, помочь с бытовыми трудностями.

Первый выпуск школы состоялся в 1964 году, и первыми выпускниками стали две пианистки и два скрипача — Резеда Сабитовская, Галина Исхакова, Владислав Маклецов и Михаил Аладжев.

Первые результаты

Итоги работы не заставили себя долго ждать.

Первый успех школы — победа ученицы седьмого класса Наталии Савиновой на конкурсе Кабалевского в Куйбышеве (ныне Самаре) в 1962 году. На гала-концерте конкурса она исполнила Третий фортепианный концерт Дмитрия Кабалевского под управлением автора.

В последующие годы лауреатами становятся пианисты классов Эммануила Александровича Монасзона и Ирины Сергеевны Дубининой. Среди них — Юрий Егоров, Рубин Абдуллин, Гузель Абдуллина, Мунира Мазунова, Людмила Леонтьева, Ирина Лазарева.

Концертные выступления талантливых детей из ССМШ неизменно привлекали внимание широкой общественности. Успешно прошли отчётные концерты учащихся в Москве (1963 год), Ленинграде (1966 год), во многих городах Поволжья

Успешно прошли отчётные концерты учащихся в Москве (1963 год), Ленинграде (1966 год), во многих городах Поволжья.

Уже в первом наборе ребят, поступивших в школу в 1961 году, ярко проявил себя Юрий Егоров. Будучи десятиклассником, он удостоился звания лауреата престижного международного конкурса имени Маргариты Лонг в Париже и впоследствии стал знаменитым пианистом.

Вместо заключения назовём лишь некоторые имена учащихся казанской десятилетки 1960-х годов. Широко известны публике стали пианисты Михаил Плетнёв, первый органист Татарстана и ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин.

Более двадцати лет Казанское музыкальное училище возглавляла Резеда Сабитовская, камерным оркестром «La Primavera» руководит Рустем Абязов.

Не только активно концертирующими музыкантами, но и наставниками молодых поколений в Казанской консерватории и ССМШ стали Альберт Асадуллин, Альберт Гильфанов, Камиль Монасыпов, Динара Галеева, Александр Михайлов, Ольга Майорова, Николай Лаптев, Марат Зарипов, Марина Михайлова, Оксана Лемешко, Марат Сиразетдинов. В музыкальных академиях Иерусалима и Тель-Авива преподаёт Людмила Басовская, Союзом композиторов Башкортостана руководит Лейла Исмагилова, кафедрой специального фортепиано Астраханской консерватории заведует Людмила Леонтьева.

Этот перечень неполон — воспитанников десятилетки в Казани, которые повлияли и продолжают влиять на развитие музыкального искусства, гораздо больше. Их путь в исполнительстве, педагогике, общественной деятельности — лучшее доказательство состоятельности Средней специальной музыкальной школы Казанской государственной консерватории имени Назиба Гаязовича Жиганова.

Денис Маршанский, Миляуша Хайруллина, журнал “Казань”

К истокам

Начиная с 1930-х годов, в нашей стране накапливался опыт обучения детей с высоким уровнем музыкальной одарённости. Именно в этот период стали открываться музыкальные школы-десятилетки — особый, не имевший аналогов в других странах вид образовательных учреждений. Впоследствии они стали называться «средними специальными музыкальными школами», сокращённо — ССМШ.

Пройдя обучение у лучших педагогов, выпускники таких школ становились профессионалами высокого класса, многие из них составили музыкальную элиту нашей страны.

Работа с одарёнными детьми в России велась уже с последней трети XIX века. В Санкт-Петербургской консерватории с 1871 года существовало особое отделение — «приготовительное училище», в которое принимали детей до четырна­дцати лет. Туда поступали

— писал Михаил Азанчевский, заведующий, а фактически — директор Санкт-Петербургской консерватории.

В 1887-м её основатель пианист Антон Рубинштейн определил младший возраст приёма на «приготовительное» отделение — с десяти лет. Срок обучения составлял шесть лет, а следующей ступенью были четыре года старшего или высшего отделения.

При этом младшие отделения существовали только в классах фортепиано, органа и оркестровых струнных инструментов

То есть, был определён круг инструментов, на которых важно было начинать учиться с более раннего возраста. В дальнейшем отделение стало называться «учебная группа», в которую принимали детей с шести лет, а обучение продолжалось до пятнадцатилетнего возраста

Импульсом к созданию учебных заведений для одарённых детей стали и существовавшие в конце XIX — начале ХХ столетий частные музыкальные школы: школа-пансион профессора Московской консерватории Николая Сергеевича Зверева и частные курсы одесского педагога Петра Соломоновича Столярского.

Все подопечные Зверева учились на младшем отделении Московской консерватории. Он приглашал наиболее способных пианистов с двенадцати до пятнадцати лет, которые переходили затем в классы профессоров старшего отделения консерватории. Воспитанники жили в пансионе круглый год — это было вызвано стремлением создать условия для максимального развития таланта и необходимостью материально поддерживать детей.

В пансионе строго соблюдался график занятий на фортепиано — не менее трёх-четырёх часов в день. Вечерами проходили общие прослушивания и совместный анализ, в которых участвовали все дети и сам педагог. Николай Сергеевич заботился о всестороннем развитии учащихся: организовывал посещения концертов, спектаклей, творческие встречи с музыкантами-современниками Антоном Рубинштейном, Петром Чайковским, Сергеем Танеевым

Уделялось внимание и общеобразовательной подготовке. Зверев присутствовал на всех экзаменах по «научным» дисциплинам в консерватории, и, в случае необходимости, нанимал воспитанникам частных учителей

Высокие результаты демонстрировали и воспитанники школы Столярского. В 1930 году на I Всеукраинском конкурсе юных музыкантов в Харькове все премии, предназначенные для скрипачей, завоевали ученики Петра Соломоновича. Вне конкурса были отмечены и совсем юные Елизавета Гилельс и Михаил Фихтенгольц.

Этот феномен послужил причиной пристального внимания к выявлению юных музыкальных талантов на государственном уровне. Неслучайно именно в Одессе была открыта первая в СССР музыкальная школа-десятилетка. Она стала воплощением мечты Столярского о школе, в которой дети могли бы совмещать занятия по специальности с музыкально-теоретической и общеобразовательной подготовкой.

Духовой оркестр под управлением Константина Иванова

Первый опыт создания духового оркестра в Казанском
музыкальном училище (колледже) относится к концу 50-х годов ХХ века, когда  в училище сформировалось духовое отделение.
Инициатором создания был заведующий отделения О.В.Храпчевский. Для работы с
оркестром приглашались военные дирижеры В.Карасев, Н.Щур. Реализовать идею
создания самостоятельного оркестра на отделении на тот момент не удалось, но
установилась тесная связь с оркестрами военных училищ города. Студенты получали
исполнительскую практику в этих оркестрах, с ними же сдавали экзамен по
дирижированию.

В 1981 году были созданы условия для формирования
полноценного духового оркестра. Руководителем оркестра был назначен Ю.И.Коган.
В 1982 году духовой оркестр музыкального училища впервые выступил с концертной
программой. Наряду с традиционными для духовых оркестров маршами, вальсами,
песнями советского периода, оркестр исполнял и эстрадно-джазовую, а также   классическую музыку – «Поэму» З.Фибиха,
«Польку» для двух саксофонов и оркестра Д.Шостаковича. В 1983 году выступления
оркестра были записаны на республиканском и российском телевидении.

В начале 90-х годов руководителем оркестра стал Г.З.Ройтфарб.
С каждым годом рос не только профессиональный уровень студентов, но и оркестра
в целом.  В качестве иллюстраторов
привлекались музыканты военных духовых оркестров и студенты консерватории, что
позволяло исполнять серьезный репертуар. 
Большим достижением оркестра 
стало исполнение Торжественной увертюры «1812 год» П.И.Чайковского.

В дальнейшем с духовым оркестром колледжа в разные годы
работали Н.Ф.Липатов, Ю.И.Самарский, Н.А.Шадров, В.В.Ионов. Оркестр ежегодно
давал концерты в разных концертных залах Казани, в том числе в ГБКЗ имени
С.Сайдашева.

С 2011 года
оркестром руководит заведующий отделением медных духовых инструментов Константин Николаевич Иванов.

В настоящее время
репертуар духового оркестра включает в себя
произведения русских и зарубежных композиторов, в оригинальных партитурах и в
аранжировках. Духовой оркестр Казанского музыкального колледжа выступает с
концертами на летних площадках, в концертных залах города, принимает участие в
Республиканском фестивале духовых оркестров «Музыка Победы в парках и скверах».

В 2019 г. духовой оркестр колледжа  с большим успехом выступил в ГБКЗ имени
С.Сайдашева в рамках Международного конкурса молодых исполнителей имени
Рудольфа Гуммерта, на котором присутствовали ведущие музыканты, солисты
симфонических и оперных оркестров России и зарубежных стран, педагоги российских
школ, ССУЗов и ВУЗов по специальности «духовые инструменты». Под руководством
К.Иванова в исполнении оркестра прозвучали  «Торжественный марш» П.И.Чайковского, Вальс №2
из «Джазовой сюиты» №1 Д.Д.Шостаковича, музыка из балета Ф.Яруллина «Шурале», Концертино
для кларнета с оркестром К.Каунтгардена (солист А.Мухаметшин), концертная пьеса
для сопилки с оркестром «Ватра» В.Матвейчука (солист В.Захаров).

В 2020 году духовой
оркестр колледжа принял участие на VI Международном
конкурсе-фестивале «Воронежские духовые ассамблеи» имени В.Халилова и  стал обладателем Гран-при, получив высокую
оценку жюри.

Выступления духового оркестра

Увертюра к к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»
Театр им. К.ТинчуринаКонцерт неакадемической музыки «Музыка кино»19.12. 2011 г.

Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Театр им. К.ТинчуринаКонцерт неакадемической музыки «Музыка кино»19.12. 2011 г.

Песня из к/ф «Цыган»
Театр им. К.ТинчуринаКонцерт неакадемической музыки «Музыка кино»19.12. 2011 г.

А.Глазунов. «Вальс» из сюиты «Шопениана»БКЗ им. С.СайдашеваБлаготворительный концерт15.04.2011 г.

Пейдж. «Праздник трубачей»БКЗ им. С.СайдашеваБлаготворительный концерт15.04.2011 г.

Н.Римский-Корсаков — Пучков. «Полет шмеля»БКЗ им. С.СайдашеваКонцерт, посвященный 105-летию колледжа21.12.2009 г.

Р.Штраус. ПолькаБКЗ им. С.СайдашеваКонцерт, посвященный 105-летию колледжа21.12.2009 г.

Контакты колледжа

Специальности колледжа

Хоровое дирижирование Дирижер хора, преподаватель, очно, на базе 9 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: есть Дирижер хора, преподаватель, очно, на базе 11 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: естьИнструментальное исполнительство Артист, преподаватель, концертмейстер, очно, на базе 9 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: есть Артист, преподаватель, концертмейстер, очно, на базе 11 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: естьМузыкальное искусство эстрады Артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива, очно, на базе 9 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: нетПоказать все специальности этого Колледжа (6)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector