Календарный план практики
Содержание:
- На сколько этапов разделяется ознакомительная практика?
- Что нужно сделать на организационном этапе?
- Один нюанс
- Для чего нужен план?
- Как составить план отчёта по практике?
- Этапы практики студента
- Индивидуальный план практики
- Как сделать анализ практики
- Разновидности, характеристики
- Учебная практика в детском саду — описание
- Советы по планированию практики
На сколько этапов разделяется ознакомительная практика?
Этапы ознакомительной практики
Ознакомительная практика занимает гораздо меньше времени, чем научная и производительная. Вся деятельность студентов умещается в 2 недели, отведенных для практики. Несмотря на такой срок, в практике выделяют 3 этапа:
- подготовительный или организационный;
- основной;
- итоговый (заключительный, отчетный) этап.
В некоторых методичках этапы практики называют разделами, а кроме названных трех иногда выделяют еще этап самостоятельной работы, хотя она реализуется в процессе всей практической деятельности.
Что нужно сделать на организационном этапе?
Организация ознакомительной практики
Цель организационного этапа – подготовка студента к предстоящей практике. Начинается он с ознакомительной (установочной) «конференции», в ходе которой будущий практикант должен:
- Ознакомиться с приказом по практике.
- Ознакомиться со списком программно-методического материала и основными его положениями.
- Познакомиться с образцами документов (текущими и отчетными).
- Определить цели и задачи ознакомительной практики.
- Ознакомиться и выучить права и обязанности практикантов.
На этом этапе начинают готовить отчет:
- требуется оформить титулку итогового отчета;
- составить индивидуальный план практики и утвердить его у руководителя практикой;
- начать вести дневник практики, записав на первом его листе цели, задачи, содержание предстоящей деятельности, свои права и обязанности (другими словами – это краткий конспект установочной конференции).
Один нюанс
В некоторых ВУЗах под словосочетанием «план отчёта по практике» подразумевается не содержание всего документа, а нечто другое. Как это ни странно, речь идёт о календарном плане практики, а в отдельных случаях о дневнике практики. Поэтому несколько слов стоит сказать и об этих документах.
План практики, как правило, представляет собой таблицу, состоящую из четырёх столбцов:
- порядковый номер;
- название этапа практики;
- количество дней, отведённых на этап;
- форма контроля.
В принципе, большинство из названий столбцов пояснений не требуют, за исключением последнего. Под «формой текущего контроля» подразумевается запись о каком-то документальном подтверждении прохождения данного этапа практики. Это может быть всё что угодно: роспись практиканта в соответствующем журнале, собеседование с руководителем предприятия или ответственным работником, готовый отчёт по практике и т.д.
Дневник практики очень схож с предыдущим документом. Однако его структура несколько иная. Данная табличная форма состоит всего из трёх столбцов, которые озаглавлены:
- дата (формат записи, как правило, состоит из 8 знаков – дд.мм.гггг);
- описание выполненной работы;
- ФИО и подпись руководителя, курирующего данную работу.
Заполнять данный документ необходимо ежедневно, при условии, что практикант действительно посещает предприятие и выполняет некую работу. Конечно, можно выдумать всё и из головы. Маловероятно, что кто-то из преподавателей побежит проверять реальность выполнения каких-либо работ. Да и звонить на предприятие тоже, скорее всего, никто не будет.
Для чего нужен план?
Ответ на данный вопрос дан уже в первых двух абзацах этого материала. Однако у плана отчёта по практике есть и ещё одна важная функция. Он является неотъемлемой частью самого отчёта. По сути, данная часть работы – ни что иное, как содержание документа. В итоге при завершении работы над отчётом останется лишь вставить готовый план в нужное место и проставить необходимые номера страниц начала каждого из разделов.
Именно по этой причине к составлению плана отчёта по практике нужно подойти со всей ответственностью. Необходимо сразу определить, сколько разделов, глав или параграфов будет в отчёте, и озаглавить каждый из них. При этом стоит помнить, что названия не должны носить общий характер. Каждое из них необходимо сделать уникальным.
Помимо этого, желательно сразу составить список приложений, которые будут дополнять отчёт, а также определиться с примерным размером каждого раздела, главы или параграфа.
Как составить план отчёта по практике?
Итак, как уже неоднократно говорилось, стандартный отчёт по практике состоит из всем известных разделов:
- Главная страница.
- Содержание (это как раз и есть план).
- Введение.
- Основа, состоящая из нескольких логически связанных частей.
- Заключительная часть (выводы).
- Приложения (в отчёте по практике они должны присутствовать как минимум в виде копий документов).
- Список источников.
Получается, что работа над планом сводится лишь к «расписыванию» пунктов и подпунктов основной части. Чтобы выполнить эту часть работы правильно, для начала желательно ознакомится с методическими изданиями своего ВУЗа и уже готовыми отчётами студентов более старших курсов. Такая предварительная подготовка позволит избежать достаточно большого количества ошибок.
Чаще всего план основной часть отчёта по практике состоит из двух разделов, каждый из которых разбит на два подраздела. Но это не догма. После ознакомительной практики отчёт может содержать и меньше пунктов, а вот практика преддипломная подразумевает достижения множества целей и выполнения достаточно большого количества задач, которые можно расписать и на 3-5 разделов с соответствующим количеством подразделов.
Теперь можно приступить к структурированию всей полученной информации. Конспектные записи, копии документов и прочую текстовую информацию следует разделить на логичные части. Данная работа труда не составит, при условии, что практика не была формальной. По завершении этой работы останется только озаглавить каждый раздел и план готов. Да собственно и отчёт тоже. Надо только привести текст в удобоваримый читабельный вид.
Этапы практики студента
Период практики студента условно делится на 3 этапа:
- Ориентационный. Это период ознакомления студента с программой практики и конкретным ДОУ, адаптация практиканта к профессионально-педагогической среде: детям, педагогам, администрации детского сада.
- Основной. Подразумевает решение профессионально-педагогических задач студента, отраженных в его плане на практику. Как правило, студенту необходимо провести 5 разноплановых занятий для дошкольников (на физическое, экологическое, математическое, художественное и речевое развитие), ежедневно осуществлять педагогическое общение с детьми и продемонстрировать умение организовать и провести сюжетно-ролевую игру, прогулку, вечер развлечений.
- Аналитический. Подведение итогов педагогической практики, написание подробного отчета о практической деятельности.
Содержание отчета, разделы
Отчетность о практике состоит из:
- дневника;
- отзыва или характеристики от куратора из ДОУ;
- письменного отчета практиканта.
Что такое дневник практики, мы уже разобрались — это расширенный календарный план практики с комментариями студента и подписью куратора под каждым выполненным пунктом. С характеристикой тоже все ясно — ее пишет куратор из ДОУ и заверяет печатью и подписью руководитель образовательного заведения. Разберем подробнее, что такое отчет студента о практической деятельности.
Отчет студента о практике обязательно должен содержать следующие разделы:
- Характеристика ДОУ: название и адрес детского сада, виды групп и возрастная категория воспитанников, приоритеты и миссия образовательного учреждения, принципы работы, материально-техническое оснащение. В качестве приложений к этому разделу можно приложить должностную инструкцию педагога и другие документы.
- Описание своей работы в ДОУ за период практики: план каждого проведенного занятия, его цели и задачи, эмоции детей, полученные результаты, замечания педагога, недочеты, обнаруженные в процессе прохождения занятия, поправки к нему.
- Анализ воспитательно-педагогического процесса в конкретном ДОУ. Предложения по его усовершенствованию. Этот раздел не обязателен для отчета по учебно-ознакомительной и производственной практике, но необходим в отчете о преддипломной.
Объем отчета может составлять от 5 до 40 страниц, в зависимости от вида практической деятельности и задач, которые стояли перед студентом.
Индивидуальный план практики
План осуществления практической деятельности составляется совместно научным руководителем и студентом и одобряется представителем ДОУ, на базе которого студент будет отрабатывать теоретические знания.
Куратор подробно прописывает в плане, в какие даты и дни практикант должен выполнить те или иные задачи:
- освоить теоретическую часть практики (ознакомиться со структурой ДОУ, изучить нормативные документы, пройти инструктаж по технике безопасности и т. п.);
- провести практическую работу (занятия на моторику, логику, лепку, физические упражнения, развитие музыкальных способностей и т.д.);
- проанализировать свою деятельность в рамках периода работы в ДОУ и написать отчет.
Результатом выполнения индивидуального плана является дневник практики, который представляет собой расширенный календарный план, подтвержденный личной подписью куратора от детского сада.
Сроки проведения практики устанавливаются учебным заведением в соответствии со своими учебными планами.
Оценка практической деятельности проводится на основании письменного отчета студента-практиканта и отзыва руководителя практики от ДОУ.
Как сделать анализ практики
Для того, чтобы по итогам практики у вас получился качественный отчет, содержание самой практической деятельности должно быть на должном уровне. Для этого к производственной работе необходимо тщательно подготовиться:
- Ознакомиться с местом прохождения практики. Оценить его расположение, материально-техническое оснащение, структуру групп, миссию ДОУ, изучить нормативно-правовые документы и должностную инструкцию, познакомиться с педагогическим составом и руководителем детского сада.
- Сделать визитную карточку ДОУ на основании полученной информации: название, адрес, телефон, ФИО руководителя, методиста и воспитателей, название группы, режим дня, ФИО воспитанников.
- Ознакомиться с методическими материалами, по которым проходит обучение детей; методом наблюдения и бесед с воспитанниками выяснить уровень их развития.
- Составить подробный план трудовой деятельности воспитателя: расписание обязанностей по часам, начиная с прихода на работу и заканчивая уходом с нее.
- Составить план учебно-образовательной деятельности воспитателя на определенный период.
- Детально подготовить и описать в отчете свою самостоятельную работу с детьми. Это может быть несколько разноплановых коротких занятий или одно масштабное творческое. Обязательно указать его цели, задачи, этапы выполнения, полученные результаты, выявленные недочеты.
- Сделать выводы о полученном за период практики опыте работы. Необходимо указать, какие новые знания и умения были получены за этот период, что показалось наиболее интересным, что хотели бы доработать, какие моменты остались неизученными.
Какие факторы необходимо учитывать
При оформлении отчета о практике, важно учитывать требования своего учебного заведения к оформлению этого документа. Как правило, все вузы и ссузы придерживаются ГОСТовских стандартов
Однако могут быть особенные требования к оформлению титульного листа, приложений и пр.
Пример оформления отчетов можно запросить у своего научного руководителя. Обычно на кафедре есть все необходимые образцы оформления студенческих работ.
Разновидности, характеристики
Практика у студентов бывает нескольких видов:
- Учебно-ознакомительная. Позволяет студенту от теории перейти к реальному опыту и на деле узнать, как проходят рабочие будни воспитателя в детском саду. Главные задачи студента — освоиться в учреждении, понять, каким образом строится работа в нем; наблюдать, как работает с детьми педагог. В конце практики студент должен провести несколько самостоятельных занятий с детьми под контролем своего куратора. Главная цель такого вида практики заключается в получении первоначального опыты работы.
- Производственная. Предполагает глубокое изучение деятельности педагога, максимальную вовлеченность студента в процесс работы с детьми, большой объем самостоятельных занятий с ними.
- Преддипломная. Итоговая практика студента, которая должна показать его уровень педагога, сформировать необходимые знания и навыки для написания и защиты дипломного проекта.
Учебная
Учебно-ознакомительную и производственную практику часто называют просто учебной, не разделяя эти два вида, так как они ставят схожие цели и задачи перед студентами-практикантами.
Основные задачи учебной практики:
- Знакомство с образовательным учреждением и нормативно-правовой документацией.
- Получение знаний по технике безопасности.
- Знакомство с режимом дня в ДОУ.
- Оценка современного учебно-воспитательного процесса в детском саду.
- Изучение должностных инструкций педагогов ДОУ.
- Наблюдение и анализ работы воспитателя с детьми.
- Изучение документации группы.
- Участие в воспитательном процессе в роли помощника педагога.
- Выполнение заданий руководителя учреждения.
- Получение опыта работы в педагогическом коллективе.
Преддипломная
Преддипломная практика преследует другие задачи, нежели учебная:
- Получение необходимого опыта для начала профессиональной деятельности.
- Проверка готовности молодого специалиста к самостоятельной работе воспитателя.
- Подготовка к написанию выпускной квалификационной работы.
По итогам этого вида практики студент должен:
- Уметь осуществлять самостоятельную профессиональную деятельность в ДОУ.
- Правильно ставить и грамотно решать педагогические задачи.
- Знать и уметь пользоваться основными педагогическими методами и приемами.
- Эффективно и рационально использовать материальную и методическую базу конкретного детского сада.
- Уметь взаимодействовать с родителями.
- Применять творческий подход при планировании воспитательной работы с детьми.
- Использовать психолого-педагогические знания при взаимодействии с отдельными детьми и целым коллективом.
- Сформировать свой индивидуальный стиль педагогической деятельности.
- Разрабатывать сценарии утренников и театрализованных спектаклей.
Учебная практика в детском саду — описание
Воспитатель — это важная и ответственная профессия. Функции педагога, работающего с маленькими детьми, можно перечислять долго:
- Воспитание в детях доброты, вежливости и лучших человеческих качеств.
- Обучение их всем необходимым навыкам.
- Установление в коллективе доброжелательной атмосферы.
- Организация образовательной деятельности детей и их отдыха.
- Развитие каждой личности.
- Формирование навыков общения у детей и др.
Для того, чтобы молодой специалист, закончив профильное учреждение, смог реализовать все эти функции в своей работе, одних только теоретических знаний недостаточно. Будущим педагогам необходим реальный опыт взаимодействия с детьми в детском саду. Такую возможность студентам как раз и дает учебная практика.
Советы по планированию практики
- Составлять план практики нужно в соответствии с ее этапами и программно-методической составляющей.
- План лучше составлять сложный, когда дело дойдет до планирования основного этапа, разбейте его на отдельные дни и распишите свои действия.
- Равномерно распределите между пунктами плана самостоятельную работу. Не перегружайте ею конец практики, так как в это время вам понадобится достаточно много времени для составления и оформления отчета, подготовки к его защите.
- В плане должны быть указаны даты выполнения заданий, больше времени нужно выделить на основную часть и самостоятельную работу, на втором месте – подготовительный этап, и меньше всего времени следует оставить для организационного этапа.
Об организации прохождения ознакомительной практики в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого вы можете узнать, посмотрев видео: