Выбор профессии: помогаем детям выбрать специальность

Содержание:

Возраст и навыки: на что обратить внимание

У каждого возраста есть своя ведущая деятельность, свои достижения, которые должны случиться.

У дошкольников это два параллельных процесса

Первый — знакомство с миром людей и взаимоотношений, второй процесс — это развитие виртуальных функций, ведущей нервной деятельности: внимание, память, мышление. Дети учатся в ходе ролевой игры

Лечить куклу или катать мишку в игрушечном грузовике — это важный опыт копирования жизни взрослых.

В младшей школе хорошо выбрать первые дополнительные занятия. В это время интересы ребенка во многом определяют родители, поэтому он, скорее всего, прислушается к советам. Но успехи в шахматах или танцах не повод называть ребенка танцором или шахматистом. Занятия формируют у него базу навыков: ребенок учится учиться, разбирается, что же ему интересно.

Подростки и их родители, как правило, находятся в напряжении из-за предстоящих экзаменов. Школа нагнетает ситуацию, а подготовка к ЕГЭ превращается в священную цель всех предыдущих лет учебы

«Для вуза важно, что ребенок может выучить даже то, что ему неинтересно. ЕГЭ здесь работает как некий показатель готовности учиться

Лучше готовиться к экзамену с таким настроем», — говорит Кирилл Кузнецов.

К моменту выпуска из школы ребенок уже увидел и изучил много ролевых моделей. Кроме родителей, в его жизни мог появиться другой значимый взрослый — родственник, учитель или друг, — к советам которого он прислушивается. Общение с другими взрослыми, опыт друзей — все это влияет на будущий выбор.

Но выбор вуза — это не последний шаг на пути к делу жизни. Может случиться так, что специальность в дипломе не станет профессией, но студент научится добывать информацию, найдет единомышленников, заведет полезные контакты и получит важные навыки. Этот багаж добавляет уверенности в своих силах тем, кто решается сменить профиль после вуза. Выпускникам, которые идут трудиться по специальности, контакты и навыки помогут не растеряться на первом месте работы.

«Мы настаиваем, чтобы родители и подростки воспринимали вуз как некий набор навыков, которые можно сформировать за эти несколько лет как сетку контактов, — рассказал Тимур Жаббаров. — Надо учитывать, что в России по профессии работают меньше 40% населения, по разным оценкам. И в этом нет ничего страшного: они классными делами занимаются, просто по-разному относятся к школьному образованию и вузам. Кто-то говорит, что пять лет потерял, а кто-то отлично провел это время. Видел ли я порушенные судьбы, где человек прошел факультет лингвистики МГУ и не нашел себе места в жизни? Видел. Имеет ли это отношение к лингвистике, к МГУ и выбору вообще? Нет. Это имеет отношение к человеку, который почему-то решил, что будет проживать свою несчастливую жизнь так, а не по-другому. И есть много вариантов это поправить.

Раньше были какие-то всем известные дорожки, которые гарантировали успех: пойти в МИД, дойти до ЦК партии. Они были обозначены в пространстве. Родители подростков сейчас отказываются верить, что в современном мире таких дорожек нет. Гарантий нет. И они пытаются из своего прошлого опыта предположить, что будет актуально для ребенка лет через 15, и погрузить в эту картинку ребенка».

Насколько родитель должен вмешиваться в процесс профориентации подростка?

Очевидно, что у взрослого человека больше опыта и понимания рынка труда. Как правильно действовать?

Выбор профессии состоит из нескольких элементов

В процессе самоопределения важно обратить внимание на несколько факторов. Первое – понимание своих ценностей и интересов. Второе – понимание своих способностей и оценка своих сильных и слабых сторон

Третье – понимание потребностей рынка и существующих профессий и направлений

Второе – понимание своих способностей и оценка своих сильных и слабых сторон. Третье – понимание потребностей рынка и существующих профессий и направлений.

Что может сделать родитель?

А) помочь ребенку с поиском своих интересов и оценкой способностей

Можно пройти профориентационный тест, поработать со специалистом в профориентации, коучем или наставником.

Б) рассказать подростку о существующих профессиях

Можно начать с себя и своих родственников, друзей и знакомых семьи. Пусть подросток возьмет у них интервью о том, чем они занимаются и что нужно, чтобы стать экспертом в их области.

Такое интервью с экспертом – часть нашей профориентационной программы, и оно качественно меняет восприятие подростками мира профессий.

Роль родителя в процессе профориентации подростка – помочь получить информацию в экспертных источниках и поддержать интерес, а также поделиться своим опытом и обсудить выводы. Это лучшее, что родитель может сделать: не делать выбор «за», а сопроводить ребенка в нахождении его собственного пути.

Желаем вам удачи в этом нелегком, но важном процессе!

Если вашему ребенку тяжело выбрать профессию самостоятельно, запишитесь на онлайн-консультацию «Дни бесплатной профориентации». Эксперт поможет подростку выбрать профессию: проведет специальный профориентационный тест, проанализирует его результаты и подберет подходящий вариант в соответствии с желаниями и способностями ребенка. Индивидуально для каждого!

Чем занимается эксперт по образу будущего ребенка

Такой специалист распознает и раскрывает потенциал ребенка, используя все доступные возможности. Эксперту нужно не только понять, кем хочет стать клиент, но и помочь ему максимально эффективно достичь целей.

Эксперту по образу будущего ребенка важно уметь комбинировать онлайн- и офлайн-форматы обучения, знать, какие навыки необходимы в профессиях и как правильно прокачивать их в разном возрасте. Кроме того, нужно выстраивать правильную коммуникацию с родителями, объяснять им, почему и от чего стоит отказаться и зачем учить ребенка определенным вещам

Основные навыки эксперта по образу будущего ребенка

Такому профессионалу понадобится психолого-педагогическое образование и развитые гибкие навыки. Среди умений, необходимых этим специалистам:

  • знание рынка труда и образования для качественной подготовки к учебе и последующей карьере;
  • аналитические способности, эмпатия и клиентоориентированность, чтобы понимать, чего хочет ребенок;
  • умение управлять проектами и системное мышление для формирования эффективных образовательных траекторий;
  • навыки коммуникации, которые помогут выстроить диалог с родителями и убедить их в правильности выбранного пути.

Как помочь ребенку в детстве?

Когда ребенок заканчивает школу, значит ли это, что мамам и папам не нужно задумываться о том, как помочь выбрать профессию ребенку? Можно ли ослаблять контроль? Это возможно, если к 15-16 годам у подростка сложилось четкое видение того, кем он будет в будущем, есть план поступления, а уровень подготовки соответствует требованиям учреждения. Редкие счастливчики уже в раннем детстве знают свое призвание.

Чтобы так сложилось, родителям желательно задуматься над этим вопросом ещё в ту пору, когда малыш ходит в начальную школу или даже чуть раньше. В этом возрасте дети очень любознательны и задают множество вопросов, охотно подражают любой деятельности взрослых. Отправляясь в учреждение по делам, желательно взять малыша с собой и доступно объяснить, как устроена организация, что делают ее сотрудники. Закрепить знание на практике, пусть и в примитивной форме, можно, поиграв дома в банк, домоуправление, ателье.

Для того, чтобы ребенок знал цену деньгам, с малолетства знакомьте его с азами финансовой грамоты. Даже дошкольнику можно доступно объяснить, на что идут заработанные родителями деньги и сколько стоит час их труда.

Доводы мамы типа «не поступишь – пойдешь работать уборщицей», для подростка – пустой звук. А если чадо поработает в период летних каникул, убирая подъезды или отмывая посуду в кафе, появится мотивация поступить в ВУЗ и закончить обучение.

В подростковом возрасте хорошо бы предложить закончить ребенку один-два профессиональных курса. Например, научиться кондитерскому делу, искусству визажа, языку программирования.

Какие самые распространенные ошибки при выборе специальности, смотрите на картинке:

Незнание

Это одна из распространенных причин, по которой многие не понимают, как определиться с профессией. Подростки не имеют никакого понятия о специальностях. Конечно, если речь идет о блогерах или бизнесменах, то тут всем все ясно. Но что изучают на факультете систем и средств массовой информации? Кем можно стать после получения специальности «Международные отношения»?

Многие подростки представляют большинство профессий, оглядываясь на то, что им рассказывали еще в детском саду. Поэтому им легко ориентироваться, что может повар, полицейский и врач.

Это вина всех и каждого: учителей, которые не рассказывают о профессиях, СМИ, что также могли бы заниматься просвещением, да и в интернете тоже нужно специально поискать необходимую информацию. Поэтому остается только родитель, который сможет и сам узнать много интересного, и ребенку помочь расширить свои знания.

Пробуйте всё подряд

Задача родителя — дать максимум информации о существующих профессиях. Рассказывайте, что знаете сами, и водите ребёнка на мастер-классы, семинары, воркшопы и дни открытых дверей на предприятиях.

Задействуйте круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе, чтобы помочь ему выбрать дело по душе.

Другой способ — предложить ребёнку попробовать себя в качестве волонтёра на профориентационных мероприятиях. Это позволит погрузиться в разные отрасли профессий и посмотреть на кухню изнутри, а также послушать выступления успешных специалистов.

Разрешайте ребёнку пробовать новые кружки, секции, клубы. Чем больше он попробует, тем осмысленнее будет выбор профессии. 

3. Не гонитесь за деньгами

Распространённая ошибка взрослых — подталкивать ребёнка к профессии, которая считается наиболее перспективной на данный момент. Например, специалист по китайскому языку (ведь за Китаем будущее!) или программист (в IT вон какие деньги крутятся).

Но карьера по расчёту, а не по любви не принесёт подростку должного удовольствия. Научите ребёнка не смотреть на то, что делают массы, а искать собственный путь. Хороший специалист будет востребован в любой сфере. Главное — заниматься тем, от чего огонь в глазах, и не превращать деньги в самоцель. 

<<Форма демодоступа>>

4. Предложите профориентационный тест

Профориентация — это целая система мер, призванных помочь в выборе профессии. А тесты — один из самых удобных методов диагностики. Они направлены на выявление различных психологических характеристик школьника: темперамента, особенностей мышления, коммуникативных способностей, склонностей и профессиональных интересов.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно пройти диагностику, разработанную Skillfolio специально для наших учеников. Она направлена на выявление способностей, навыков и профессиональных ролей ребёнка. Среди интересных и полезных навыков, которые анализирует Skillfolio, можно выделить коммуникацию, сетевую грамотность, умение систематически мыслить, уровень критического мышления.

Результаты теста помогут интерпретировать профессиональные тьюторы с помощью профпроб.

<<Форма с консультацией>>

Как вы можете помочь ребенку найти работу?

Начните с друзей и знакомых. Киньте клич, знает ли кто-нибудь кого-нибудь, у кого могут быть возможности заработка для подростка.

Если среди ваших знакомых есть профессионал в интересующей вашего ребенка области, попросите его провести с вашим ребенком час-другой и рассказать о профессии из первых уст.

Проспонсируйте (желательно частично) обучение вашего ребенка новому ремеслу, которое поможет ему устроиться на ту или иную работу. Например, ребенка интересует web-дизайн, оплатите ему офлайн- или онлайн-курс по данному предмету. Пройдя обучение, ваш ребенок сможет легче найти работу в данной области. Почему я говорю «частично»? Потому что только так ребенок докажет свою реальную мотивацию, не словами, а делами. Иначе это может быть просто желание учиться лишь бы чему, иногда просто чтобы родители отстали.

Покажите ребенку сайты объявлений о работе. В России это могут быть такие сайты, как hh.ru, superjob.ru, avito.ru. Покажите сайты фриланса, такие как fl.ru, freelencer.ru, youdo и другие. Помогите ребенку создать свое резюме или объявление о фрилансе. Так ребенок увидит, как во взрослом мире люди пытаются найти наемную и фрилансовую работу, что от тех или иных позиций требуют работодатели, какую оплату и условия они предлагают и т. д. Это очень полезное упражнение!

Поддерживайте ВСЕ попытки вашего ребенка получить реальный, практический опыт в той или иной профессии, даже бесплатно! Этот практический опыт будет самым ценным из того, что вы сможете дать вашему ребенку.

Для старшеклассников скачайте список наиболее часто задаваемых на собеседовании вопросов и попробуйте прорепетировать собеседование. Это поможет вашему ребенку понять свои сильные и слабые стороны, цели и планы, определить правильную мотивацию, научиться говорить в стрессовой ситуациях и т.д.

В тему:Как помочь ребенку определиться с будущей профессиейКак выбрать профессию, если сам не знаешь, чего хочешь?!Самые высокооплачиваемые интернет и онлайн профессии настоящего и будущегоМифы о высшем образовании, в которые мы верим

Методы выбора профессии

После того как все хобби были отделены от желаемой специальности, необходимо провести дополнительные тесты, чтобы определить насколько подростку подходит выбранная профессия.

Существует много способов, которые позволяют быстро и доступно выяснить, в какой области можно себя реализовать. Мы расскажем о наиболее оптимальных.

В случае необходимости обратитесь за помощью к специалисту

Помощь профориентолога

Существует множество центров, предоставляющих консультации по профессиональному ориентированию для подростков.

Можно выбрать как платные, так и бесплатные услуги. Специалист проведет серию тестов и определит наиболее подходящую профессию.

Консультация состоит из нескольких этапов:

  1. Тестирование
  2. Оценка способностей и увлечений
  3. Беседа по результатам

После консультации ребенок получает на руки результаты тестов, которые затем может обсудить с родителями.

Не забывайте при этом, как нужны и важны ваши поддержка и понимание

Обычно специалисты максимально подробно рассказывают обо всех особенностях и возможностях подходящей профессии.

Тесты в интернете

Если поблизости нет хорошего центра профориентации, можно провести тесты своими силами.

Чтобы узнать, как подростку определиться с выбором профессии, следует поискать сайты с бесплатными онлайн-тестами.

5+ самых популярных среди них:

  1. Тест на профориентацию Дж. Холланда. Позволяет определить тип личности и наиболее подходящие к нему профессии.
  2. Методика О.Ф. Потемкиной для определения ориентации на процесс или результат, труд или свободу, альтруизм или эгоизм и т. д.
  3. Определение типа будущей профессии по методу Е.А. Климовой. Помогает разобраться в профессиональных интересах и подобрать профессию на их основе.
  4. Карта интересов А.Е. Голомштока позволяет очертить сферу интересов личности в профессиональной сфере.
  5. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши. Оценивает склонности личности к различным сферам деятельности: искусству, технике, работе с людьми, склонностям к умственному или физическому труду.

Не приуменьшайте значимость онлайн тестов Поскольку тесты составляют опытные психологи, результаты довольно точно позволяют определить направление, в котором следует развиваться в будущем.

Для получения максимально точного результата следует пройти три-четыре таких тестирования.

Советы друзей и знакомых

Не следует пренебрегать помощью окружающих. Задавая всем вопрос о том, как они определились с выбором профессии, можно узнать много нового и интересного.

Родители и другие родственники должны поделиться собственным опытом, но не приукрашивая действительность, а честно объясняя на кого они учились, стали ли специалистом в выбранной области или в итоге пришли к чему-то другому.

Попробуйте достучаться до сердца ребенка с помощью советов людей, которых он уважает

Очень часто советы окружающих позволяют подростку сформировать свое собственное мнение.

И если взрослые будут терпеливы, честны и внимательны, то в будущем ребенок сможет реализовать себя в деле, которое ему действительно нравится.

Ведь гораздо сложнее искать свою дорогу в жизни, будучи уже состоявшейся личностью, которая не получила поддержки в столь трудном возрасте.

Формирование

В 11-13 лет начинает формироваться воля подростка. Уже к 15-16 годам она полностью готова. Порой в этом возрасте ребенок ничего не хочет: он не знает, где учиться, его не привлекает никакая профессия, а занятие чем-то навевает скуку. Это не критическая ситуация, и в целом ее можно исправить, но этим нужно заниматься.

В современном мире такая ситуация не удивительна. И скорее она не психологическая, а психосоциальная. Это связано с тем, что нынешние подростки растут в безвременьи. Их увлекает все, что разнится с мнением родителей. Им интересно то, что нельзя.

Изменились и герои нашего времени. Как подростку выбрать профессию, если по телевизору и в Интернете то и дело говорят о могуществе бизнесменов.

Влияние темперамента на выбор ребенком будущей профессии

Занимаясь определенным видом деятельности, человек должен чувствовать эмоциональный комфорт. Поэтому немаловажную роль в выборе школьником дальнейшей профессии играет темперамент. Существует четыре типа темперамента:

  • сангвиник;
  • холерик;
  • меланхолик;
  • флегматик.

Сангвиники очень активны и энергичны, коммуникабельны и работоспособны. Они не боятся смены рода деятельности, но не любят рутинные задачи и кропотливый труд. Поэтому подросткам с таким темпераментом стоит выбирать такую будущую профессию как:

  • журналист;
  • адвокат;
  • менеджер;
  • дизайнер интерьеров;
  • агент банка;
  • предприниматель;
  • врач.

Кроме того, сангвиники любят лидировать, поэтому из них получаются хорошие начальники. Сангвиники могут выбрать профессию защитника отечества и хорошо реализоваться в ней.

Флегматики отличаются спокойствием и постоянством, высоким интеллектом и хорошей памятью. Такие люди сложно приспосабливаются к новой обстановке, не любят показывать эмоции, но способны принимать взвешенные и обдуманные решения.

Детям с таким психическим типом нужно обратить внимание на профессию:

  • инженера;
  • лаборанта;
  • научного работника;
  • аналитика;
  • дипломата;
  • геодезиста;
  • картографа;
  • из области IT.

В целом подойдет деятельность, требующая максимальной концентрации внимания, решения аналитических задач.

Меланхоликам свойственна повышенная эмоциональность. Они очень ранимы и чувствительны. Таким подросткам лучше выбрать творческую профессию:

  • сценарист;
  • актер;
  • композитор;
  • музеевед;
  • архитектор;
  • дизайнер;
  • литературовед.

То есть работа должна быть спокойная, не требующая напряжения.

Холерики любят и могут преодолевать трудности и препятствия. Таким людям важна самостоятельность. Детям-холерикам подойдет профессия:

  • корреспондента;
  • телеведущего;
  • специалиста по связям с общественностью;
  • менеджера по продажам;
  • предпринимателя;
  • рекламного агента;
  • экскурсовода.

Необходимо обратить внимание на деятельность, где преобладает общение с людьми. Родителям нужно осознать, что темперамент — это всего лишь один из факторов в профессиональном самоопределении подростков

Поэтому, оказывая помощь детям в выборе профессии, рекомендуется обратиться к профориентационной работе

Родителям нужно осознать, что темперамент — это всего лишь один из факторов в профессиональном самоопределении подростков. Поэтому, оказывая помощь детям в выборе профессии, рекомендуется обратиться к профориентационной работе.

Профориентация будущего

В первую очередь обучение и переобучение могут стать непрерывным процессом. Это значит, что идея « работать в компании X на должности Y до самой пенсии» перестанет быть актуальной. Человек может сменить несколько профессий, даже не связанных между собой, и для каждой надо будет получать новые навыки. Поэтому вопрос профориентации будет вставать неоднократно — не только в начале 11 класса для определения списка экзаменов и вузов для поступления.

Из этого вытекает другое следствие: вместо разовых тестов профориентация превратится в часть учебной программы школьника. Например, в виде предметов, погружающих в особенности той или иной специальности, либо в виде посещения различных компаний, лабораторий, где в формате экскурсии или даже практики можно углубиться в интересующую деятельность, узнать про ее особенности и подводные камни.

При этом может вырасти количество узкоспециализированных методов профориентации, в частности, в области ИТ. Со стремительно развивающейся цифровизацией родители будут все сильнее заинтересованы в том, чтобы ребенок пошел в сферу технологий, но сегодня это уже не одна профессия условного «программиста» или «информатика», а несколько десятков узких направлений. И методики профориентации должны будут определять, кем именно будет интересно развиваться конкретному человеку (ребенку или взрослому): захочет он стать крутым сисадмином, веб-дизайнером или разработчиком.

Экономика образования

В каком возрасте учить детей программированию?

И не менее важный момент — необходимо отказаться от рекомендации конкретных профессий в различных сервисах для профориентации. Мир меняется слишком стремительно, полную базу специальностей составить нереально и бессмысленно: то, что сегодня актуально, через год может полностью исчезнуть. Появляются гибридные профессии вроде дата-журналиста, который пишет тексты и работает с базами данных. Поэтому более актуальными станут рекомендации не конкретных специальностей вроде «разработчик», «ветеринар», а направления деятельности — например, «социальная помощь».

Востребованность

Не менее важно выбирать из тех профессий, которые востребованы в вашей стране или городе. Конечно, можно получить специальность, которая потребует переезда, но об этом стоит сразу говорить и планировать

В вопросе о востребованности профессии стоит понимать, что речь идет не о престижных специальностях, а именно о тех, в которых можно найти рабочее место. Для этого можно использовать рейтинги местных центров занятости.

Также можно обратить внимание на более универсальные специальности. Например, сейчас однозначно всем и каждому подойдет знание иностранных языков, поскольку с ними можно получить сразу несколько абсолютно разных профессий

Например, человек закончил английскую филологию, но пошел работать не учителем английского языка, а стал журналистом иностранного издания.

Советы родителям

Рекомендации, на которые стоит обратить внимание родителям старшеклассников:

  • рассказать о нужных профессиях;
  • не навязывать выпускнику свой вариант будущей профессии. Пусто он самостоятельно определится с выбором;
  • объясните, что не нужно делать серьезный выбор «за компанию»;
  • не следует заставлять ребенка учиться в ВУЗе. Родители не должны проявлять излишнюю принципиальность: «раз начал – нужно закончить», так как данное утверждение способно навредить подростку.

Нужно дать выпускнику возможность определиться, кем он хочет стать. После школы можно года два поработать, почувствовать реальную жизнь, посещать образовательные курсы и найти себя. Можно после школы поступить в колледж, где проще экзамены и меньше плата за обучение. К тому же, готовую профессию ваш ребенок получит быстрее. Лучше потратить 2–3 года на самоопределение, чтобы найти профессию мечты.

На заметку! Согласно данным Всероссийской профдиагностики, которая проходила в 2016 году, только треть опрошенных старшеклассников определилась с вузом и специальностью. Треть школьников не выбрала ни образование, ни будущую профессию. Остальные могли указать что-то одно.

В возрасте от 20–24 лет у человека зачастую открываются глаза, он осознает, что выбрал не ту профессию. Ему попадается более привлекательная работа. При желании все можно изменить. Обязательно скажите об этом ребенку, если он сомневается, что выбрал свое дело.

Как правило, родители желают ребенку лишь самого лучшего. Но зачастую их указания нельзя назвать дельными. Взрослые иногда стараются реализовать собственные несбывшиеся мечты через своих детей.

Чтобы не причинить ребенку вреда, следует соблюдать несложные правила. Задавать вопросы и слушать. Расспросить чадо: что он любит, чем хотел бы заняться, что его привлекает в данной профессии. Побудите ребенка к самоанализу: узнайте, каковы его достоинства, недостатки. Беседа покажет, готов ли подросток трудиться, чтобы освоить какую-то конкретную специальность.

Учтите! У несовершеннолетнего недостаточно опыта для реальной оценки своего выбора. Пусть проделывает первые взрослые шаги под вашим контролем. Не забывайте учитывать реальные способности сына или дочери.

Воспитывайте в ребёнке самостоятельность

К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:

Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер — вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.

Мария

редактор

Как получать опыт, не работая

Если есть такая возможность, нужно обязательно дать подростку попробовать свои силы в разных профессиях. Возможно, для этого можно использовать собственное рабочее место. Приводить детей на собственное предприятие, предлагать помочь с какой-то лёгкой деятельностью. Искать предприятия, которые предлагают школьникам пройти у них практику. Чем раньше ребёнок узнает, как проходит рабочий процесс, тем лучше.

Для этого родителям не стоит игнорировать те возможности, которые даёт современный мир. Дети уже в школе способны заниматься фотографией и обработкой, записывать и монтировать видео. С развитием блогинга многие учатся ещё и писать тексты. Порой взрослым это кажется лишним, но хорошо, когда ребёнок пробует и эти направления. Ему предстоит жить в мире новых профессий.

Тесты на профориентацию

Самый простой, удобный и быстрый способ понять, в каком направлении двигаться — это онлайн-тесты. Их много, они доступны, пройти исследования можно прямо из дома в любой момент. Тесты определяют темперамент, особенности мышления, склонности и профессиональные интересы. Правда, такие домашние опросники не вполне надежны, а в случаях с детьми и вовсе врут. У ребенка часто меняются вкусы и интересы, что не может не отразиться на его ответах.

Гораздо более достоверны исследования, предлагаемые в центрах профориентации. Все они так или иначе базируются на пяти классических теориях: теории Джона Льюиса Холланда, «я-концепции» в теории карьерного развития Дональда Сьюпера, теории адаптации к работе, теории исключений и компромисса Линды Готтфредсон, социально-когнитивной карьерной теории. Методики появились еще в середине XX века и в различных модернизированных формах существуют до сих пор. Вариаций тестов сотни, ниже рассмотрены несколько самых популярных.

  • Тест на профориентацию Холланда. Он популярен во всем мире. Из 43 пар профессий вы последовательно выбираете понравившуюся или хотя бы менее раздражающую. В результате получаете один из шести типов личности, под который можете подобрать специальность. Подходит для школьников, выпускников и взрослых. Основной недостаток — тест не учитывает современные профессии.
  • Дифференциально-диагностический опросник психолога Евгения Климова. Один из самых известных и распространенных профориентационных тестов в России и странах СНГ. Испытуемому предлагается 20 альтернативных высказываний. Каждое ближе к какой-то определенной профессии. После окончательного выбора выявляется профессиональная ориентация человека.
  • Карта интересов Голомштока. Простая, быстрая и достаточно авторитетная методика используется при работе со школьниками и взрослыми. Она состоит из 174 вопросов и 29 направлений профессиональной деятельности, которые карта ранжирует по степени выраженности.

Даже если тест поможет с выбором профессии, он не даст никакого понимания, как и где этому научиться. На все дальнейшие вопросы — об актуальности выбранной работы, ее интересности, ценности, зарплаты, о выборе учебного заведения — предстоит искать ответы самому человеку.

Экономика инноваций

16 типов личности: как строить отношения с коллегами на удаленке

Какие черты характера говорят о том или ином выборе?

Любая профессия, даже самая нехитрая, требует от человека определенных навыков

На это следует обратить свое внимание. К примеру, для корректора важна концентрация внимания, художник должен обладать образным мышлением

Важно учитывать эти факторы. Ребенку лучше всего выбрать такую профессию, где он максимально смоет раскрыть свои способности, где он сможет себя максимально реализовать и добиться наибольшего успеха

Если вы ему в этом поможете, то в будущем он будет вам благодарен.

На сегодняшний день старшеклассникам предлагают пройти психологический тест на профориентацию. Такие тесты составляются сразу несколькими специалистами: психологами, педагогами, специалистами по кадрам. По результатам тестов ребенку предлагаться выбор сразу нескольких вариантов профессий. Это поможет сделать ему выбор в правильном направлении. Он сможет выбрать ту профессию, к которой больше лежит душа и начать подготовку для поступления. Записаться на нужные курсы или к репетитору.

В каком возрасте стоит задуматься?

Во всем важна мера. И с малолетнего возраста агитировать ребенка стать врачом тоже не стоит. Да, может это и ваша так и не реализовавшаяся мечта, но навязывать ребенку ее не стоит. Да, он продолжение вас, но он уже совсем другой человек и предпочтения у него могут быть диаметрально противоположными.

Позвольте ребенку в раннем возрасте все попробовать. Детей стоит отдавать в различного рода кружки, но если ребенку не понравились танцы и у него они ну никак не идут, не заставляйте его насильно туда ходить, это может выработать неприязнь к ним на всю жизнь. Контактируйте с ребенком и обязательно разговаривайте с ним о его неудачах, вы вполне можете помочь малышу дельным советом, поддержать его. На этапе проб и ошибок он очень в вас нуждается.

Пробуя различного рода кружки, вы сможете вместе с вашим малышом найти то, что вызывает у него наибольший интерес. Занятие, которое он будет делать охотно и с большим рвением. Постарайтесь продолжить его начинания, развить их в серьезное занятие. Ведь главное при выборе профессии — это возможность заниматься тем от чего получаешь удовольствие. И готовиться к своей профессии можно уже начиная с детства.

Если же ваш ребенок совсем не знает и не может представить свое будущее, а вот уже скоро нужно будет подавать документы на поступление, попробуйте вместе с ним рассмотреть преимущества тех или иных профессий, но не начиная с материальной выгоды, а начиная с знаний и умений вашего ребенка, с того как он справляется с теми или иными занятиями, с его усидчивости, с того как он общается с людьми. Это поможет если не выбрать профессию, то направить ребенка в правильное русло. Можно также рассмотреть самые востребованные профессии и посмотреть есть ли у вашего чада к ним интерес.

В раннем возрасте дети часто хотят быть теми, кто является для них примером. Это может быть и школьный учитель, и герой мультфильма или любимой книги.

12–15 лет: смотрим, что больше нравится

Если до 12 лет ребенок пробовал разные занятия на вкус, то в подростковом возрасте его начинает притягивать какая-то сфера: математика, техника, природа, рисование. Тогда нужно помочь ребенку лучше узнать именно эту сферу: какие направления в ней есть, чем можно заниматься, как все это встроено в жизнь людей.

Важно, чтобы ребенка знакомил с интересующей сферой не родитель, а другой авторитетный взрослый: хороший школьный учитель, преподаватель в студии или кружке, друг семьи. При поддержке такого взрослого ребенок будет более восприимчив, будет лучше заниматься и открывать для себя профессиональные возможности

Не заставляйте заканчивать обучение

В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал — заканчивай».

После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали. Мне сказали, что главное — получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности. Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».

Антон

дизайнер

Диплом об образовании и несколько лет учёбы — это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector