7 простых шагов, которые научат вас писать сочинения

Признаки эссе

1

Небольшой объём

Вообще, конечно, каких-то определённых границ в плане объёма для эссе нет. Но рекомендуется писать эссе, что и делается практически всегда, объёмом от трёх до семи страниц печатного текста (компьютерного). Но, к примеру, во многих университетах России разрешается писать эссе объёмом до десяти страниц (машинописный текст), а в Гарвардской школе бизнеса эссе вообще пишут лишь на двух страницах.

2

Конкретика темы и субъективность трактовки

В любом эссе всегда присутствует конкретная тема. Поэтому эссе по определению не может рассматривать обширные темы, содержать большое количество идей и должно отражать и развивать только одну мысль или отвечать на один вопрос.

3

Свободная композиция

В эссе не должно присутствовать абсолютно никаких формальных рамок. Зачастую многие работы в жанре эссе построены отнюдь не на законах логики, а подчинены неким произвольным ассоциациям и могут даже быть выстроены по принципу «Всё наоборот».

4

Непринуждённость повествования

Работая над эссе, автор обязательно должен придерживаться доверительной манеры общения с читателем, избегать сложных, излишне строгих, неясных формулировок, а также свободно владеть темой, уметь показать её с разных ракурсов, чтобы предъявить читателю разносторонний взгляд на рассматриваемую проблему, которая станет основой его будущих размышлений.

5

Использование парадоксов

Во многих случаях эссе рассчитано на то, чтобы вызвать у читателя удивление. Некоторые специалисты даже считают это условие обязательным. Отправной точкой для размышлений читателя может стать какой-либо афоризм, парадокс, яркое высказывание, способное столкнуть друг с другом две взаимоисключающие мысли (утверждения) и т.п.

6

Смысловая целостность

Это как раз один из парадоксов эссе: отличающееся свободной композицией и субъективностью изложения произведение наряду с этим обладает внутренней смысловой целостностью, т.е. согласованностью основных тезисов и утверждений автора, гармонией ассоциаций и аргументов и непротиворечивостью суждений.

7

Ориентация на разговорную речь

Эссе должно быть ориентировано на понятную каждому человеку разговорную речь, но не должно содержать шаблонных фраз и выражений, легкомысленной окраски, сленга или жаргона. Повествование должно быть простым, но воспринимаемым достаточно серьёзно.

Сочинение 16

Многие произведения отечественной поэзии обращены к временам года.

Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Осень», как и в произведении «Сентябрь», показан осенний пейзаж. Лирический герой тоже восхищается этим временем года, любит его. Но, в отличие от лирического субъекта Н. М. Рубцова, пушкинский не видит в природе радости, счастья: «Унылая пора! Очей очарованье…».

В стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» лирический герой так же, как и в «Сентябре», прославляет начало осени, восхищается этим временем. Однако лирический субъект Н. М. Рубцова осознает, что скоро придет зима, им овладевает грусть. Тютчевский же лирический герой наслаждается красотой природы и не ощущает печаль: «Но далеко еще до первых зимних бурь — / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле…».

Таким образом, многие русские поэты затрагивали тему времен года в своих стихотворениях, но каждый раскрывал ее по-своему, отражая во времени года свои чувства и мысли.

Сочинение 8

В приведенном фрагменте проявляются отрицательные черты характера Тихона Кабанова.

Во-первых, показана духовная слабость героя. Он беспрекословно подчиняется матери и не может возразить ей, отстоять свою точку зрения. Тихон признает свою бесхарактерность, но не может ничего сделать с этим и продолжает смиряться с самодурством Кабанихи: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!».

Во-вторых, автор отмечает двуличие героя. Кабанов говорит матери, что уважает и любит ее, но на самом деле он с трудом выслушивает ее нравоучения. В силу своей трусости Тихон не может сказать Марфе Игнатьевне, что испытывает неприязнь по отношению к ней: «Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, Господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!».

Итак, в данном фрагменте проявляется не только слабость характера, но и двуличие Тихона.

Этап 1. Работаем над темой сочинения

Это важнейший аспект, на который стоит обратить внимание учеников. Часто бывает, что попадается изумительное сочинение, грамотное, развернутое

Но приходится оценивать его низко, потому что написано оно не по теме. Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе «Евгений Онегин»». А ученик описывает в сочинении жизненный путь только Онегина — от его первого появления в романе до последнего, так сказать, «вздоха»

А ведь важно было выявить именно приемы, а не составлять хронологию жизни героя

Итак, первый шаг — изучаем тему сочинения. То есть, если дана тема: «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»» — то значит, нужно будет ограничиться рамками только этого романа. А тема «Любовная лирика Н. Некрасова» — более широкая, которая предполагает прослеживание такой лирики на протяжении всей творческой жизни поэта.

В методике предлагаются такие приемы, которые помогут научить детей разделять широкие и узкие темы и правильно формулировать тему сочинения.

  • Попросите учащихся самостоятельно предложить темы сочинений. Например, вы закончили изучение произведения И. Тургенева «Отцы и дети». Какие темы сочинений могут быть предложены? «Образ Базарова в романе», «Конфликт отцов и детей», «Любовь в романе», «Композиционный особенности романа» и т.д.
  • При этом ученики должны уметь определять — широкая эта тема или узкая, что именно будет затрагиваться в сочинении, какие вопросы решаться.
  • Попросите проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если нужно дать толкование слова). Например, темы «Жизненный путь Печорина», ключевое слово — «путь», т.е. в сочинении пойдет тема о хронологии событий в жизни героя. Или «Чтение — вот лучшее учение». Ключевые слова — «чтение», «учение». Значит, в сочинении предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.
  • Прием «Редактор». Раздайте учащимся готовые сочинения, написанные не по теме. Дети должны самостоятельно или в группах определить: в чем заключается ошибка, почему тема указана неправильно, как должна быть названа тема, раскрытая в данном сочинении.

Готовое эссе на тему «Дружба»

Никто не может похвастаться тем, что у него нет друзей, и он счастлив по-настоящему. Такого не может быть по той причине, что человек испытывает счастье только относительно кого-то, находящегося рядом с ним.

Ведь если ты один на всей планете, то никто тебя не порадует, никто не скажет доброго слова, не обнимет крепко и не улыбнется.

А ведь это и есть настоящее счастье, когда ты кому-то нужен, для кого-то ты являешься другом.

Сегодня проблема дружбы как никогда актуальна, ведь многие закрылись в своих комнатах, изолировались от внешнего мира наедине с собой.

Поэтому я хочу поразмышлять о том, как дружить, когда друг далеко.

Один исследователь выразился, что дружба является главным ключиком к счастью.

Жить без друзей невозможно. Интересно, что другом может быть кто угодно, будь то человек или животное.

В чем же основное качество друга?

Главное, что друг может тебя выслушать и понять. Ну или даже если не понять, то просто даст тебе возможность выразиться, поделиться своими чувствами и эмоциями.

Друг никогда не будет перебивать тебя и навязывать свою точку зрения. Потому что он уважает твои взгляды и твое мнение. Даже если он с этим не согласен.

Друг просто скажет, как бы он лично поступил в той или иной ситуации. И сделает он это по-доброму, не на повышенных томах.

Когда я мог общаться с одноклассниками, я даже не замечал, как у меня много друзей. Мы просто общались, куда-то вместе ходили.

А сейчас, когда мы далеко друг от друга, я понял, что дружба для меня очень важна.

Получается, что дружба для меня это то, что делает меня личностью.

Для заключения

Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
Невольно напрашивается вывод…
Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
Итак, можно сделать вывод, что…
Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
Хочется верить, что…
Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
Аргументация подтверждает то, что
Нельзя не согласиться с тем, что
Нельзя проигнорировать тот факт, что
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
(Цитата)«…,» — писал …

В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Требования к оформлению сочинений

1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).

2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.

3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.

4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:

I      Вступление.

II    Основная часть.

III  Заключение.

Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.

5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.

6. Сформулировав любую из частей сочинения ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.

7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в короткой фразе. Нельзя будет написать в плане формулировку типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое дерево»», «образ Плюшкина», больше похожую на тему сочинения, но не на пункт плана. Здесь формулировка должна быть другой (более ёмкой), например: «Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ Плюшкина – страшная карикатура на собственника»

8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.

9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.

10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.

11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.

12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.

13. Если в сочинении встречаются даты их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.

14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.

15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.

Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет. Который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.

Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.

Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).

Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?

1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.

2)  Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.

3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).

4) Переписывая работу на чистовик постарайтесь уложиться в 1 час.

5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.

Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?

Что будет написано в сочинении.

Как составить план и подобрать материалы?

Более четко рамки будущего сочинения задает его план. Он помогает вести логическое повествование, не уходить в сторону, раскрывать тему. Любое сочинение содержит вступление, основную часть и заключение.

Научиться составлять план будущего сочинения можно, тренируясь на прочитанных произведениях. Прочли – составили план. Или прочитали параграф учебника, проанализировали, вывели план.

Это умение тренирует и другая работа: располагать в правильной последовательности перемешанные куски текста, а затем каждую часть называть.

Умение составлять план в соответствии с темой также вырабатывается практически: детям предлагают тему и готовые планы к ней. Им нужно проанализировать, насколько каждый план соответствует теме.

Составлять план можно как до, так и после сбора материала, главное – обязательно до того, как начнется непосредственно работа над написанием сочинения. Иначе в плане просто нет смысла.

Немало сложностей может вызвать и сбор материалов к сочинению, ведь от этого напрямую зависит глубина раскрытия темы и полнота сочинения.

Что может служить источником материалов?

  • Литературные произведения.
  • Другие книги.
  • Личный опыт.
  • Критические статьи.
  • Статьи, отзывы в интернете.

Как научиться результативно собирать материал? Для этого также существует несколько приемов:

  • Составление таблицы, в которой расписываются основные вопросы и подбираются материалы для ответов на них.
  • Кластер. Это подбор ключевых фраз, слов и понятий, о которых в конкретной работе будет идти речь, с постепенным дополнением более конкретизированными характеристиками.
  • Работа с вопросами. Эффективна в начальной школе в качестве помощи детям. Учителя предлагают учащимся опорные вопросы по теме, ответив на которые последовательно, они смогут написать сочинение.
  • Дневник памяти. Этот прием хорош для детей, сталкивающихся со страхом чистого листа (боязнь начинать работу, неуверенность). Если ребенок выбрал идею, составил план, ему вроде все понятно, но при этом он никак не может начать работу, полезно просто выписать на черновик все, что приходит в голову по данной теме: ассоциации, примеры, цитаты, слова, мысли, события… Дальше нужно будет все это систематизировать, оформлять, но лист-то уже не чистый, страх ушел!

Вступление

Вступление — это первое (если Вы не пишите план), с чего начинается усердная и трудная работа над сочинением. Главная задача, которая перед Вами стоит при написании вступления —  это выдвинуть тезис*, который будет развиваться на протяжении всего сочинения.

*- тезис — это кратко сформулированная главная мысль, которую Вам предстоит доказывать.

Тезис лучше формулировать вопросом — так Вы легко перефразируете тему для своего понимания и так Вам легко будет доказывать и писать вывод. 

Виды вступления

  1. Традиционное.  Здесь уместно ввести пару ключевых слов по теме, общее рассуждение по ней.
  2. Биографическое. Смело выбирайте этот вид вступления, если хорошо ориентируетесь в биографиях писателей. Здесь Вы можете продемонстрировать доскональное знание важных дат и этапов творчества.
  3. Лирическое. Подразумевает ответы на поставленные вопросы в теме, а также ответы на собственные вопросы: «Почему эта тема актуальная для меня», «Почему именно эту тему я выбрал» и т.д
  4. Историческое. Можно затронуть историческую тематику, связанную напрямую с произведением. К примеру, упомянуть Пугачевское восстание при написании сочинения по «Капитанской дочке» А. С. Пушкина.
  5. Аналитическое. Если Вы видите в теме сочинения такие слова, которые требуют разъяснения, их стоит проанализировать, раскрыв их суть («маленький человек», «лишний человек», «добро и зло», «честь», «дружба», «любовь».
  6. Сравнительное. Подходит для тем на основе сравнения (1-ый автор и 2-ой автор; 1-ый герой и 2-ой герой). Во вступлении в данном случае Вам нужно написать основания для сопоставления, которые Вы будете доказывать в аргументации. 

Что можно написать во вступлении?

Не пишите того, что не относится к предложенной теме!

Е.Н. Ильин в своей книге «Как сдать экзамен по литературе» предложил ученикам несколько вариантов зачина:

  1. Академический. «Писатель родился в … году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в … году…
  2. От «я». «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…».
  3. «Киношный». Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…».
  4. ДневниковыйБолконский… Кто же он такой? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про меня. Хотя, конечно…».
  5. Цитатный. Что вы, что вы с собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко
    всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов … все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала
    над ними жизнь…».

Многим из этих вступлений не учат в школе, а начинать экспериментировать прямо на экзамене ни к чему хорошему не приведет. Выберите себе один — два стиля вступлений и прорабатывайте их. Если Вы выбрали творческое направление при написании — будьте аккуратны — не всегда Ваша бурная фантазия оценивается экзаменаторами по достоинству.

Помните, что любые творческие работы нужно отдавать на проверку учителю! 

Оглавление

1. Особенности формулировок тем итогового сочинения (текстов для изложения) . 71.1. Особенности формулировок тем итогового сочинения ………………………………………. 71.2. Особенности текстов для итогового изложения ……………………………………………….. 102. Общие положения …………………………………………………………………………………………………. 102.1. Категории участников итогового сочинения (изложения) ……………………………………… 102.2. Порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) ……………. 112.3. Сроки и продолжительность написания итогового сочинения (изложения) ……………. 112.4. Повторный допуск к написанию итогового сочинения (изложения) ………………………. 122.5. Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения), срок действия итогового сочинения и предоставление итогового сочинения в вузы в качестве индивидуального достижения ……………………………………………………………………………………… 122.6. Организация проведения итогового сочинения (изложения) на федеральном уровне, региональном уровне и на уровне образовательных организаций ………………………………… 133. Порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового сочинения (изложения) …………………………………………………………………………………………….. 174. Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях и (или) местах проведения итогового сочинения (изложения) …………. 184.1. Лица, привлекаемые к проведению и проверке итогового сочинения (изложения)194.2. Проведения итогового сочинения (изложения) ………………………………………………… 194.3. Особенности организации и проведения итогового сочинения (изложения) для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов …………………………………………………………………………… 245. Порядок проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) ………………… 275.1. Общий порядок ………………………………………………………………………………………………. 275.2. Порядок проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) экспертами . 305.3. Проведение повторной проверки итогового сочинения (изложения) ………………… 33

  • Что надо знать об итоговом в 2020-2021
  • Готовые аргументы по всем направлениям

Смотреть в PDF:

Для просмотра установите Adobe Reader и обязательно вернитесь для просмотра файла :).

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Добавить комментарий

С чего начать написание сочинения?

Соблюдение определенного алгоритма при подготовке к написанию и во время работы над текстом существенно упростит задачу и превратит создание сочинения в увлекательное занятие.

Выбор темы 

Иногда учитель задает написать сочинение и предлагает ученикам выбрать тему из предложенных. Такой подход позволяет школьникам подобрать подходящую для себя тему. 

Исследование темы 

Если стоит задача написать сочинение по литературному произведению, то его нужно прочитать. При ознакомлении с романом или другим объемным жанром, рекомендуется вести читательский дневник и отмечать в нем основные сюжетные повороты и ключевые характеристики героев.

Перед началом работы нужно собрать информацию, которая может пригодиться при написании сочинения. Можно ознакомиться с биографией автора и эпохой, в которую он творил.

Составление плана 

Хорошо составленный план – залог успешной работы над сочинением.

  1. Вступление: ключевые моменты из биографии автора, история написания произведения, произведения со схожей проблематикой.
  2. Обозначение проблематики произведения, формулировка одного или двух проблемных вопросов, на которые необходимо ответить.
  3. Контекст проблемы в произведении и в современном мире.
  4. Авторская позиция.
  5. Взгляд ученика.
  6. Аргументы: упоминание произведений с подобными проблемами, выстраивание связей и логических цепочек между ними, пример из личного опыта.
  7. Заключение: обобщение сказанного и подведение итогов.

Всё для подготовки к итоговому сочинению 2020-2021: комментарии, темы, аргументы, цитаты, литература

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:

Забвению не подлежит

Исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности.

Комментарий от ФИПИ

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

  • Аргументы
  • Цитаты
  • Темы
  • Литература

Я и другие

Человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой».

Комментарий от ФИПИ

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

  • Аргументы
  • Цитаты
  • Темы
  • Литература

Время перемен

Тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством.

Комментарий от ФИПИ

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

  • Аргументы
  • Цитаты
  • Темы
  • Литература

Разговор с собой

Внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести.

Комментарий от ФИПИ

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

  • Аргументы
  • Цитаты
  • Темы
  • Литература

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом.

Комментарий от ФИПИ

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

  • Аргументы
  • Цитаты
  • Темы
  • Литература

Материалы для подготовки к итоговому сочинению:

  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура)
  • Алгоритм написания
  • Клише для итогового сочинения
  • Критерии оценивания от ФИПИ
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector