Как запомнить материал урока: 4 эффективных метода
Содержание:
- MetaMoJi Note Lite
- Рейтинг лучших программ
- Векторный или растровый шрифт?
- Необычные виды конспектирования
- Рекомендации
- Методы ведения конспектов
- План урока английского языка, 7 класс
- Виды конспектов
- Метод Корнелла
- Скетчноутинг
- Как писать конспект лекций
- Основные этапы правильного конспектирования материала
- Подводя итоги
MetaMoJi Note Lite
Плюсы и минусы
Доступно создание текстовых и рукописных заметок.
Наличие текстового и графического редактора.
Можно работать с pdf файлами и вносить в них корректировки.
Кроссплатформенность.
Основное внимание уделяется работе только с текстовыми файлами.
Удобство ведения конспектов
8
Использование различных видов информации
7
Удобство проведения структурирования
7
Удобство при изучении записей
8
Итого
7.5
Средство конспектирования при помощи создания заметок.
Одним из способов использования является создание заметок. На самом деле эта программа является комплексным продуктом, позволяющим решать задачи офисного типа различной степени сложности. Здесь присутствуют текстовый и графический редакторы. Есть возможность вносить корректировки в файлы pdf. Существует средство для создания графических схем.
Оно является кроссплатформенным. Существуют варианты, выпущенные для iOS и Windows. В записях можно одновременно использовать различные типы информации: текст, картинки, аудио и видео записи.
Для оформления можно применять различные стили и цвета, менять шрифты. Использование медиафайлов и графических схем позволит лучше понять записанную в приложении информацию. В документах можно сочетать рукописный и напечатанный текст. Предусмотрена возможность виртуального масштабирования материалов.
Программа может качественно производить импорт и экспорт веб страниц. Информацию можно сохранять в облачном хранилище данных. Доступна возможность синхронизации документов, с которыми работают на различных устройствах.
Рейтинг лучших программ
Наименование | Описание | Рейтинг |
OneNote | Удобное и эффективное средство ведения конспектов и изучения материала. | ★★★★★ |
SpeechTexter | Удобное средство конспектирования. | ★★★★★ |
SomNote | Простое и удобное средство для записи информации. | ★★★★★ |
MetaMoJi Note Lite | Средство конспектирования при помощи создания заметок. | ★★★★★ |
Write | Простое и удобное средство конспектирования. | ★★★★ |
ColorNote | Создание конспектов и заметок. | ★★★★ |
Evernote | Конспектирование с хорошими возможностями для структурирования материала. | ★★★★ |
Lecture Notes | Средства для ведения конспектов с пометками. | ★★★★ |
XMind | Конспектирование с использованием интеллект карт. | ★★★ |
Monospace Writer | Минималистская программа для создания конспектов. | ★★★ |
Векторный или растровый шрифт?
Раз мы говорим об индивидуальном письме, надо предусмотреть возможность забить в программу свои глифы. Достаточно очевидное решение — дать пользователю возможность распечатать шаблон для заполнения и затем брать глифы со скана заполненного шаблона. Однако для этого нужно решить следующие задачи:
- Очистить шаблон от шума
- Распознать специальные метки на шаблоне, чтобы понять, к какому символу какие глифы
- Вырезать каждый глиф из фона
Сложность не в том, чтобы просто сделать это, а в том, чтобы сделать это качественно для бесчисленного множества сканеров с разными характеристиками, параметрами сканирования и разной бумагой. Я решил, что мне не стоит браться за такую объёмную задачу.
Так что в моей программе используется векторная графика. Алгоритм создания шрифта теперь такой: пользователь открывает его любимый векторный редактор, рисует нужные глифы (желательно с помощью планшета), сохраняет их, а потом загружает в программу. Минусы у такого решения следующие:
- Можно забыть об имитации вообще любых письменных принадлежностей, в том числе шариковых ручек. Теперь текст как будто написан капиллярной ручкой, и я не вижу способа это изменить.
- Время на создание полного комплекта глифов увеличивается в несколько раз по сравнению со временем заполнения бумажного шаблона, а это осилит не каждый.
- Графические планшеты у среднего пользователя встречаются намного реже, чем сканеры, что ещё сильнее уменьшает потенциальную аудиторию.
Но появляются разные бонусы:
- Можно легко и без побочных эффектов менять цвет пасты, толщину пера и размер глифов.
- Можно скруглять и сглаживать углы и концы линий.
- Соединительные линии для имитации слитного написания выглядят точно так же, как линии букв.
- Качество печати теперь зависит только лишь от принтера.
- Можно частично автоматизировать создание собственного шрифта.
Необычные виды конспектирования
Если стандартные способы ведения записей не позволяют получить информативные и полезные конспекты, можно прибегнуть к необычным техникам.
Майнд-карты
Mind-mapping – популярная техника конспектирования, которая придется по вкусу любителям мозговых штурмов. В кружочке или рамке в центре страницы указывается тема лекции. В течение занятия к этой отправной точке присоединяются дополнительные блоки, которые отводятся под логически связанные с основным понятием ключевые слова и идеи. Для большей информативности текст можно дополнять рисунками и значками.
Для создания ментальных карт лучше использовать листы большого формата (не менее А4). Записи располагаются от центра к периферии.
Метод Корнелла
Этот метод пользуется большой популярностью у американских преподавателей и студентов. Конспект, составленный в такой технике, стимулирует к перечитке записей, их дополнению и переработке. Перед тем как начинать делать заметки, надо разделить страницу на две неравные колонки (левая меньше, правая больше) и оставить немного места вверху и внизу листа для заголовка, даты и подведения итогов.
Во время лекции записи делаются привычным образом, основная информация располагается в правой колонке. В левой уже после занятия помещаются наиболее значимые идеи, даты и понятия. В 24 часов необходимо окончательно оформить конспект, заполнив нижнее поле. Для этого надо несколькими предложениями сформулировать основную идею записей.
Если в течение суток не подвести итоги записанного, техника Корнелла лишена смысла и не принесет дополнительной пользы в сравнении с обычным конспектом.
Рекомендации
А теперь полезные советы по поводу того, как не только писать быстро, но и делать конспекты понятными и максимально удобными для восприятия:
Не стоит писать в каждой строчке, лучше оставлять свободное место. Во-первых, сплошной текст сложен для восприятия, во-вторых, в оставленных участках после лекции вы сможете сделать важные пометки или же вписать то, что не успели, позаимствовав тетрадь у одногруппника или задав вопрос преподавателю.
Особенно важные слова следует выделять цветом или подчёркиванием. Да, это требует усилий, но, во-первых, они минимальны, во-вторых, лишняя чёрточка не отнимет много времени
Зато при изучении написанного вы сможете быстро найти всё самое важное.
Не занимайте поля, на них удобно делать пометки. Кроме того, они должны быть достаточно широкими.
Если после лекции вы вспомните какую-то важную мысль, которую не успели записать, непременно запишите её.
Если записи – не ваш конёк, но вы прекрасно набираете тексты на компьютерной клавиатуре, попробуйте попросить преподавателей брать с собой на лекции ноутбук.
Удачи вам в конспектировании! И пусть ваши записи будут понятными.
Методы ведения конспектов
Есть много разных методик ведения конспектов, расскажем об относительно новых, но доказавших свою эффективность
Объединяет эти методы творческий подход и то, что они содержат только самое важное, структурируют материал, который легко будет повторять
Корнелла
Метод разработал профессор Корнелльского университета Уолтер Паук в середине прошлого века
Эта техника подразумевает, что нужно записывать только самое важное, проанализировать большие потоки информации. Идея в разделении страницы на несколько основных блоков
Возьмите лист А4 или обычный тетрадный и разделите его:
- Сверху запишите название и дату.
- Проведите вертикальную линию: левую колонку сделайте узкой, там будут основные тезисы и вопросы. Правую часть сделайте в два раза шире — туда запишете подробные объяснения понятий из левой колонки. Оставляйте небольшое пространство между предложениями, чтобы дописать что-то, если понадобится.
- Нижний блок (5–6 строчек) отделите горизонтальной линией, там в течение 24 часов после лекции запишите своими словами краткие выводы или самую важную мысль из колонок выше.
Можно скачать и распечатать готовые шаблоны.
Ментальные карты
Второй по популярности метод — майнд-карты (интеллект-карты, mind maps, карты мыслей). Информация конспекта представляется в виде древовидной схемы: от корневого элемента (темы) расходятся ветви (тезисы, идеи).
В центре страницы напишите основное понятие, ключевую идею, обведите в кружочек или рамку. В течение лекции к этому ядру присоединяйте остальные блоки, относящиеся к теме: слова, ассоциации, рисунки, мысли. Уводите эти «ветки» в разные стороны. Такой конспект поможет структурировать сложную информацию и лучше запомнить её.
У создателя этой техники Тони Бьюзена есть книга, где подробно описан метод.
Метод предложений
Эта техника схожа с обычным конспектированием, когда вы пытаетесь записать всё, что говорит лектор. Но с важным отличием: каждое предложение или тезис нужно записывать с новой строки и нумеровать по порядку. Это поможет не запутаться во время чтения конспекта. А чтобы установить связь между разными частями текста, сделайте пометку, отсылая от одного предложения к другому (например, у предложения №5 напишите «См. №2»).
Такой конспект привычен, и к нему легко перейти. Он подходит для длинных лекций, когда преподаватель может перескакивать с одной мысли на другую.
Метод течения
Flow method (метод потока, метод свободных ассоциаций) разработал Скотт Янг, канадский писатель и коуч. Он считает, что слушать лекцию нужно не пассивно, а развивая свои идеи и ассоциации. Только так можно получить максимальную пользу и научиться чему-то.
Суть метода в том, чтобы записывать за лектором только ключевые тезисы по теме. А дальше, размышляя над информацией, фиксировать свои мысли и комментарии. Записывать можно в любой удобной форме: таблицы, схемы, рисунки, интеллект-карты или всё вперемешку. Это помогает усвоить и запомнить материал сразу и понять, как можно применить новые знания в жизни.
Такой способ можно использовать, когда не нужно дословно воспроизводить материал или собирать базу знаний. Подробнее о методе можно почитать в инструкции Скотта Янга.
Метод отступов
Суть метода — в изложении тезисов от общего к частному. Выберите четыре-пять ключевых моментов лекции. В левом верхнем углу запишите основное понятие или тему. Потом, используя отступы, к каждой основной теме добавляйте подтему. К ним — более подробные тезисы или мысли. Получится длинный список с несколькими уровнями вложения. Для маркирования можете использовать стрелки, цифры, буквы, точки. Заметки будут выглядеть примерно вот так:
Плюс метода — хорошая организация записей, их легко просматривать и редактировать, прослеживать взаимосвязь между элементами.
Метод боксов
Суть в том, чтобы помещать каждый тематический блок в отдельные «боксы».
Нарисуйте на странице несколько квадратов или прямоугольников. Расположите их в хаотичном порядке, чтобы всё не выглядело как таблица. В каждый бокс «заключите» основную тему и ключевые идеи, фразы, слова и другую информацию, связанную с ней.
Плюс боксов в том, что так визуально легче воспринимать информацию: ваше внимание направлено только на определённый аспект темы, факты не путаются между собой. Метод подходит для запоминания иностранных слов, дат, событий, изучения биографий людей, сопоставления нескольких понятий
В общем, много чего.
План урока английского языка, 7 класс
Тема: повторение пройденного грамматического материала.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.
Основные задачи:
- развивать коммуникативные умения;
- развивать способность работать в команде;
- формировать умение выделять главное в изученном материале.
Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.
Ход урока:
- организационный момент;
- фонетическая разминка;
- лексическая разминка;
- повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
- проверка домашнего задания;
- подведение итогов урока;
- домашнее задание.
Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное — не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).
Виды конспектов
В зависимости от принципов структурирования информации, ее объема и техники составления различают следующие виды конспектов: план-конспект, план-схема, текстуальный, свободный, тематический и графический. Ниже мы раскроем особенности каждого вида конспекта и расскажем, как выбрать подходящий именно вам.
1. При составлении плана-конспекта необходимо составить перечень вопросов, которые затрагиваются в тексте или лекции, и постепенно, по мере чтения или прослушивания информации, дополнить каждый подпункт раскрывающими суть комментариями
Если вы, например, готовитесь к выступлению на семинаре, смело пишите план-конспект своего доклада, и он поможет вам не упустить ничего важного
2. План-схема – это конспект, в основе которого не просто перечень вопросов, все вопросы в таком конспекте соединены друг с другом по смыслу, то есть логические и смысловые связи здесь более обнажены.
3. Составление текстуального конспекта – более трудоемкий процесс, потому что такой конспект, хотя и делается на основе плана, предполагает включение в него точных фрагментов из исходного текста. Будьте уверены, что приложенные усилия себя оправдают – итогом проделанной работы станет конспект, насыщенный тезисами и цитатами.
4. Чтобы добиться максимальной целостности изложения материала, пишите свободный конспект. Составьте план, сформулируйте тезисы по каждому вопросу плана, а где необходимо, обогатите конспект цитатами. Такой способ фиксации и структурирования информации подходит для любых дисциплин: гуманитарных, технических, естественнонаучных и др.
5. Когда перед вами стоит задача изучить множество существующих точек зрения на тот или иной вопрос, составьте тематический конспект. Чтобы составить хороший тематический конспект, придется прибегнуть к нескольким источникам.
6. Графический конспект включает в себя таблицы, графики, схемы, рисунки с соответствующими краткими пояснениями.
Метод Корнелла
Данная система была разработана для учеников старших классов и университетов. Метод можно использовать как для записей на занятиях, так и при конспектировании учебника. Он подходит для гуманитарных и точных дисциплин.
Как делать записи
Для конспектирования стоит выбрать тетрадь в линейку и заранее создать шаблон для записей.
Порядок действий:
- В левом верхнем углу запишите тему лекции или название главы.
- Снизу отсчитайте 5-7 строк и отделите их горизонтальной линией. Этот раздел предназначен для краткого пересказа.
- Оставшееся поле разделите вертикальной чертой на две части: левое поле — ⅓ страницы или 5-7 см, правое — ⅔.
- Большое правое поле предназначено для краткого конспекта лекции или главы учебника. Не записывайте всё слово в слово, выделяйте главные термины, идеи, примеры и используйте сокращения.
- В маленьком левом поле записываем ключевые слова и вопросы к материалу, которые учитель может задать на семинаре или экзамене. Заполнить эту колонку стоит сразу после лекции.
Нижнее поле используется для обобщения информации из правого столбца: в него можно добавить ключевые определения «Мы изучили понятие *** , которое заключается в ***», формулы, даты. Постарайтесь заполнить его в день лекции или сразу после прочтения учебника. Это поле необходимо для запоминания материала и проверки того, насколько хорошо вы всё поняли. Если вы затрудняетесь объяснить что‑то своими словами или записать формулу — ещё раз вернитесь к ним.
Пример использования метода Корнелла
Как использовать при подготовке к экзаменам?
При самопроверке пользуйтесь вопросами из левой колонки. Если не можете ответить на них, стоит повторить материал полностью или частично.
Преимущества метода:
Подходит для конспектирования лекций и учебников.
Способствует осмыслению большого потока информации.
Помогает выделить важное в материале.
Помогает сделать выводы из написанного или услышанного.
Упрощает навигацию по конспекту. Удобен для подготовки и проверки перед экзаменом. Недостатки метода:
Недостатки метода:
- Нужно заранее подготовить шаблон для конспекта.
- Необходимо время для дополнительных записей сразу после лекции.
Скетчноутинг
Данный метод предполагает использование рисунков и символов наравне с текстом. Им можно пользоваться на лекциях, при чтении книг, на мозговых штурмах и деловых встречах. На самом деле мы все знакомы с этим методом по урокам биологии.
Метод позволяет переводить основные идеи в образы и формировать между ними наглядные взаимосвязи. Он включает рисунки, но это не должно пугать вас, так как достаточно и схематичных изображений.
Например, вам необходимо понять, как происходит взаимодействие клиента и веб‑сервера. Можно описать порядок действий словами:
- Клиент обращается к DNS‑серверу, ищет реальный адрес сайта.
- Клиент посылает HTTP запрос к веб‑серверу.
- Сообщение и образ веб‑сайта передаются по интернет‑соединению с использованием протокола TCP/IP.
- Если запрос клиента корректен, сервер небольшими частями отправляет файлы сайта в браузер.
- Браузер собирает эти части в полноценный сайт и показывает его вам.
А можно простой схемой:
Преимущества метода:
- Простая навигация по материалу.
- Можно быстро повторить материал.
- Понимание происходит через образы.
- Подходит для подготовки к экзаменам.
Недостатки метода:
- Занимает некоторое время, не всегда подойдёт для лекции.
- Необходимо сначала продумать структуру изображения, а только потом нарисовать.
Перечисленные методы ведения конспектов подойдут не всем, рекомендуем попробовать каждый и определить, какой удобнее и эффективнее для вас. Не ограничивайтесь одним методом: комбинируйте их в зависимости от ситуации и ваших потребностей.
Как вы записываете важную информацию?
Как писать конспект лекций
Залог успешного конспектирования лекции преподавателя – умение студента концентрироваться и внимательно слушать. Вести записи «на автомате», не вникая – крайне неэффективно, потом надо будет самостоятельно разбираться в теме.
Правильно написать конспект лекции не составит труда, если она изначально рассчитана на конспектирование. Трудности могут возникнуть, когда преподаватель читает лекцию по учебнику или в виде собственного сплошного текста. В таких случаях помните, что главное – уловить и сохранить суть предмета, о котором идет речь.
Не пренебрегайте планом лекции, попросите преподавателя вам его продиктовать и в дальнейшем заполняйте обозначенные смысловые блоки.
Основные этапы правильного конспектирования материала
Чтобы научиться правильно конспектировать материал, необходимо придерживаться основных правил и рекомендаций. Практически любое конспектирование материала делится на определенные этапы, которые помогают правильно составить конспект. Рассмотрим их более подробно.
1. Определите наиболее важную информацию
Если Вы пишите конспект во время определенной лекции преподавателя, то Вам необходимо уметь правильно выявлять только наиболее важную и необходимую информацию, которую необходимо заносить себе в конспект. Как показывает практика, лектор или преподаватель могут говорить достаточно много, но не всегда конкретно по определенной теме
Поэтому, нужно уметь выявлять только самое важное и заносить эту информацию в конспект
Если Вы составляете конспект на основании учебного материала или книги, то Вам необходимо выявлять всю самую необходимую и важную информацию, которую заносить себе в конспект. Чтобы выявить наиболее важный материал, необходимо в первую очередь ознакомиться с учебником или книгой, и параллельно отмечать в них наиболее важную информацию. Подробное ознакомление с учебным материалом или книгой, позволит Вам отсеять лишнюю информацию и оставить все только то, что Вам крайне необходимо.
2. Используйте цитатную технологию написания конспектов
При составлении конспекта не стоит писать все в одну строку, всегда старайтесь придерживаться цитатной техники написания. Таким образом, Вы сможете легко найти в своем конспекте нужный материал. Также, старайтесь делать пропуск между строчками, чтобы Вы всегда могли дописать уточняющую информацию.
3. Используйте изображение и иллюстрации в конспектах
В конспектах Вы также можете деталь определенные изображения и иллюстрации, особенно если конспектируете лекцию, в ходе которой преподаватель изображает на доске определенные моменты. Например, графики, чертежи, схемы, рисунки и т.д. Отражение в конспектах определенных изображений или иллюстраций, абсолютно также помогают освежить в памяти определенный материал, как и текстовое содержимое.
4. Используйте сокращения и аббревиатуры
При составлении или написании конспекта используйте сокращения или аббревиатуры. Таким образом, Вы сможете значительно уменьшить объем конспекта, при этом сохранив всю важную информацию. Причем, сокращения и аббревиатуры значительно увеличат скорость написания конспекта, что играет немаловажную роль, особенно если Вы конспектируете за преподавателем или лектором.
5. Соблюдайте краткость и не делайте дословный конспект
Во время конспектирования не стоит углубляться и записывать буквально все слово в слово, выделяйте только самую главную и важную информацию. Дословное конспектирование материала отнимет не только немало времени и сил, но и не помогает запомнить большой объем информации. Всегда старайтесь в конспекте отражать только наиболее важную информацию.
В заключении стоит добавить, что писать конспект не так уж и сложно, как может показаться с первого взгляда. Достаточно придерживаться вышеперечисленных советов и рекомендаций, а также всегда помнить, что конспект должен содержать только самую важную и необходимую информацию.
Поделиться
Подводя итоги
Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:
- Предмет/класс.
- Типа урока.
- Тема занятия.
- Цель.
- Основные задачи.
- Оборудование.
- Ход урока:
- оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
- проверка домашнего задания;
- введение нового материала, его отработка;
- закрепление пройденного, повторение.
8. Подведение итогов.
Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.
Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока
8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет