4 задание егэ информатика про кодирование и расшифровку сообщений

Содержание:

Сравнительная таблица новой и старой версий ЕГЭ

Часть заданий нужно решать на бумаге, а в форму на компьютере вводить только ответ.

Часть заданий можно решать и так, и так: ответ в любом случае отправляется в электронном виде. Эти задания помечены в таблице как те, которые можно решать на компьютере.

Остальные задания без компьютера решить не получится.

№ заданияКомпьютерный ЕГЭ 2021 № заданияЕГЭ прошлого года Тема задания
1 3 Проверка и считывание данных
2 2 Таблицы истинности и логические схемы
3 4 Хранение, поиск, сортировка информации в базах данных
4 5 Кодировка и декодировка информации
5 4 Исполнение или создание линейного алгоритма
6 8 Конструкции языка программирования. Вместо написания программы вручную теперь нужно проанализировать соответствие исходных данных результату
7 9 Определение объёма памяти
8 10 Методы измерения количества информации
9 отсутствовало Электронные таблицы
10 отсутствовало Информационный поиск. Текстовый редактор
11 13 Подсчёт информационного объёма
12 14 Исполнение алгоритма
13 15 Представление и считывание данных
14 16 Позиционные системы счисления
15 18 Понятия и законы математической логики
16 11 Рекурсивная функция. Раньше требовался анализ вручную, теперь надо написать программу на компьютере
17 отсутствовало Составление алгоритма на языке программирования.Программа проверки на делимость
18 отсутствовало Динамическое программирование, но в таблицах
19 26 Логическая игра. Одно задание № 26 превратилось в три. Раньше надо было описывать стратегию, теперь достаточно дать верные ответы
20 26 Логическая игра. Одно задание № 26 превратилось в три. Раньше надо было описывать стратегию, теперь достаточно дать верные ответы
21 26 Логическая игра. Одно задание № 26 превратилось в три. Раньше надо было описывать стратегию, теперь достаточно дать верные ответы
22 20 Анализ алгоритма с ветвлением и циклом
23 22 Анализ результата исполнения алгоритма
24 отсутствовало Программа обработки строк. Чтение из файла
25 отсутствовало Программа поиска делителей
26 отсутствовало Обработка массива. Программирование или таблицы
27 27 Создание собственной программы. Обработка числовых последовательностей

Что изменилось в ЕГЭ-2021 по информатике?

Уже много лет единый государственный экзамен по информатике находиться в списке наиболее популярных. Это обуславливается тем, что все больше выпускников выбирают направления для дальнейшей учёбы, связанные с компьютерным технологиями.В течении последних лет ЕГЭ по информатике подвергался некоторым изменениям. В структуре теста по информатике возникли иные формулировки заданий и дополнения к уже существующим вопросам. Также поменялись параметры критерий для того, чтобы оценивать развёрнутый ответ. Язык Си в тесте заменён на язык С++.В 2021 году ЕГЭ по информатике также подвергся существенным изменениям. Главным нововведением считается то, что процесс экзамена будет осуществляться в компьютерном формате. Однако некоторые задания все таки можно будет решить «вручную». В процессе экзамена выпускник сможет пользоваться текстовым редактором, редактором электронных таблиц и различными программами для программирования. Вычисления ученикам также разрешено делать при помощи компьютера.Также изменения произошли в заданиях по программированию. Вот основные из них:1. В процессе написания программы теперь необходимо описывать не только саму программу, но и числа, которые она выведет, если ввести в неё определённые данные.2. Заданий в ЕГЭ по информатике в 2021 году, где нужно написать код программы стало больше. Теперь их стало 6. 3. На экзамене больше нельзя использовать такой язык программирования, как Бейсик. Тепеь можно использовать лишь такие программные языки, как Алгоритмический язык, Python, Паскаль и C++.4. Возникли задания по поиску информации в тексте и по работе с электронной таблицей. 5

Часть по Теории игр стала состоять из трех заданий.На данные изменения выпускникам следует обратить особое внимание

Кодирование информации

4-е задание: «Кодирование и декодирование информации»Уровень сложности — базовый,Требуется использование специализированного программного обеспечения — нет,Максимальный балл — 1,Примерное время выполнения — 2 минуты.
  Проверяемые элементы содержания: Умение кодировать и декодировать информацию

До ЕГЭ 2021 года — это было задание № 5 ЕГЭ

Типичные ошибки и рекомендации по их предотвращению:

«Из-за невнимательного чтения условия задания экзаменуемые иногда не замечают, что требуется найти кодовое слово минимальной длины с максимальным (минимальным) числовым значением.

Кроме того, если в задании указано, что несколько букв остались без кодовых слов (как, например, в задании демоварианта), то кодовое слово для указанной буквы должно быть подобрано таким образом, чтобы осталась возможность найти кодовые слова, удовлетворяющие условию Фано, и для других букв. Так, например, если мы букву А закодируем нулём, а букву Б единицей, то букву В мы уже никак не сможем закодировать с соблюдением условия Фано, поэтому длину кодового слова для А или Б следует увеличить»

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

  • Кодирование — это представление информации в форме, удобной для её хранения, передачи и обработки. Правило преобразования информации к такому представлению называется кодом.
  • Кодирование бывает равномерным и неравномерным:
  • при равномерном кодировании всем символам соответствуют коды одинаковой длины;
  • при неравномерном кодировании разным символам соответствуют коды разной длины, это затрудняет декодирование.

Пример: Зашифруем буквы А, Б, В, Г при помощи двоичного кодирования равномерным кодом и посчитаем количество возможных сообщений:

Таким образом, мы получили равномерный код, т.к. длина каждого кодового слова одинакова для всех кодов (2).

Кодирование и расшифровка сообщений

Декодирование (расшифровка) — это восстановление сообщения из последовательности кодов.

Для решения задач с декодированием, необходимо знать условие Фано:

Условие Фано: ни одно кодовое слово не должно являться началом другого кодового слова (что обеспечивает однозначное декодирование сообщений с начала)

Префиксный код — это код, в котором ни одно кодовое слово не совпадает с началом другого кодового слова. Сообщения при использовании такого кода декодируются однозначно.

  • если сообщение декодируется с конца, то его можно однозначно декодировать, если выполняется обратное условие Фано: Обратное условие Фано: никакое кодовое слово не является окончанием другого кодового словаПостфиксный код — это код, в котором ни одно кодовое слово не совпадает с концом другого кодового слова. Сообщения при использовании такого кода декодируются однозначно и только с конца.

условие Фано – это достаточное, но не необходимое условие однозначного декодирования.

Однозначное декодирование обеспечивается:

Однозначное декодирование

Декодирование

Егифка :

Теория для 2 задания ЕГЭ по информатике

Основная тема задания №2 — алгебра логики. С неё и начнём

Для успешного решения номера вам важно знать 3 теоретических момента:

  1. Основные логические операции
  2. Порядок логических операций

  3. Законы логики

Основные логические операции

1. Инверсия «НЕ»
Логическое отрицание
Обозначения: ¬А, Ā
Меняет значение на противоположное

Таблица истинности для инверсии

2. Конъюнкция «И»
Логическое умножение

Обозначения: А∧В, А & В, А и В, AB

Принимает значение «истина», когда все значения единицы.

Хотя бы один 0 обнуляет всё.

Таблица истинности для конъюнкции

3. Дизъюнкция «ИЛИ»
Логическое сложение

Обозначения: А∨В, А | В, А или В

Принимает значение «истина», когда хотя бы одна единица. «Ложь», когда все нули.

Таблица истинности для дизъюнкции

4. Импликация «Если, то»
Следование

Обозначения: А→В, А => В

Из истины следует истина, из лжи что угодно

Таблица истинности для импликации

5. Эквивалентность «Равны»
Тождество

Обозначения: А≡В, А В

Иcтина, когда значения одинаковы. Ложь, когда различны

Таблица истинности для эквивалентности

Законы логики

Законов логики существует огромное количество, но именно для ЕГЭ достаточно знать 10 законов из данной таблицы. Некоторые из них очевидные, некоторые придётся выучить.

Законы логики

Объяснение темы

Рассмотрим кратко необходимые для решения 8 задания ЕГЭ понятия и формулы.

Измерение количества информации

  • Кодирование — это представление информации в форме, удобной для её хранения, передачи и обработки. Правило преобразования информации к такому представлению называется кодом.
  • 1 бит – это количество информации, которое можно передать с помощью одного знака в двоичном коде ( или 1).Единицы измерения:

8 = 231024 = 210

Рассмотрим еще несколько определений:

Алфавит — это набор знаков, используемый в том или ином языке.

Мощность алфавита — это количество используемых в алфавите знаков.

Мощность алфавита

Сообщение — это любая последовательность символов какого-либо алфавита.

Для вычисления количества информации применяются несколько различных формул в зависимости от ситуации:

Двоичное кодирование сообщений (равновероятностные события)

При вычислении количества информации в сообщении для равновероятностных событий, общее количество которых равно N, используется формула:

N — количество сообщений

L — длиной битов

* следует иметь в виду, что также приняты следующие обозначения: Q = 2k

Пример 2: Зашифруем буквы А, Б, В, Г при помощи двоичного кодирования равномерным кодом и посчитаем количество возможных сообщений:

Решение:

Таким образом, мы получили равномерный код, т.к. длина каждого кодового слова одинакова для всех кодовых слов (L = 2).

Количество сообщений длиной L битов:

N = 2L

Т.е. количество сообщений длиной 2 бита, как в примере с нашими буквами, будет равно N = 22 = 4

Ответ: 4

Количество различных сообщений в алфавите разной мощности

Рассмотрим вариант с 5 буквами (мощность алфавита = 5), которые надо разместить в сообщении длиной 2 символа:

Найдем формулу для нахождения количества различных сообщений в алфавите различной мощности:

Если мощность некоторого алфавита составляет N, то количество различных сообщений длиной L знаков:

  • N – мощность алфавита
  • L – длина сообщения
  • Q – количество различных сообщений

Пример: Сколько существует всевозможных трехбуквенных слов в английском языке?

Решение:

В английском алфавите 26 букв. Значит, мощность алфавита = 26. Длина сообщения = 3. Найдем по формуле количество трехбуквенных слов:Q = 263
или26 * 26 * 26 = 17576

Ответ: 17576

Таким, образом, если слово состоит из L букв, причем есть n1 вариантов выбора первой буквы, n2 вариантов выбора второй буквы и т.д., то число возможных слов вычисляется как произведение:

Количество сообщений при различном вхождении (встречаемости) букв

Иногда в заданиях 8 приходится использовать формулу комбинаторики для проверки полученных результатов перебора. Число сочетаний из элементов по элементов:

I – количество информации в битах

N – количество вариантов

Факториал числа n:

Пример: Сколько существует всевозможных четырехбуквенных слов в алфавите из 4 букв: А, Б, В, Г, если известно, что буква А встречается ровно два раза?

Решение:

  • Длина сообщения = 4. Мощность алфавита = 4. Но мешает условие: буква А встречается ровно два раза.
  • В таких заданиях можно использовать способ перебора всевозможных вариантов:
два раза буква А, на остальных местах - одна из трех оставшихся букв:
А А 3 3     = 3 * 3 = 32 = 9
А 3 А 3     = 9
А 3 3 А     = 9 
3 А А 3     = 9
3 А 3 А     = 9
3 3 А А     = 9
  

Получили 6 вариантов, каждый из которых равен 9.
Проверим формулой числа сочетаний:

Число сочетаний из n элементов по k элементов:

\

В задаче:

\

* Факториал числа n! = 1 * 2 * 3 *..* n
Т.е. проверка прошла успешно, мы получили 6 вариантов.
Осталось посчитать количество всех сообщений:

6 * 9 = 54

Формула Шеннона:

x — количество информации в сообщении о событии

p — ве­ро­ят­ность со­бы­тия

Формула вероятности случайного события:

m — количество благоприятных исходов (число случаев, способствующих событию А)

n — количество общих исходов (общее число равновозможных случаев)

Количество информации и неравновероятные события

При использовании неравновероятного события, вероятность которого равна p, для вычисления количества информации используется формула:

*квадратные скобки означают ближайшее целое, меньшее или равное значению выражения в скобках

Формула Хартли:

Формула Хартли

I – количество информации в битах

N – количество вариантов

Алфавитный подход:

Информационный объем сообщения длиной L:

Алфавитный подход

N — мощность алфавита

L — длина сообщения

О структуре экзамена

В ЕГЭ по-прежнему осталось 27 заданий, но теперь это все задания с кратким ответом. За задания 1-25 можно получить по 1 первичному баллу, а за задания 26 и 27 — по 2 балла. Максимальный возможный результат — 29 первичных баллов, по сравнению с 30 баллами в 2021 году. 

Все задания школьникам нужно решить за 3 часа 55 минут.

На экзамене встретятся задания по программированию, логике, алгоритмизации, на работу с информационными моделями, кодирование информации и поиск данных в файлах.

В каждом блоке есть определенные темы, которые нужно знать. Давайте посмотрим, что учить в каждом блоке.

Программирование

Программирование встречается в восьми заданиях — а именно в 6, 16, 17, 22, 24, 25, 26 и 27. Чтобы справиться с ними достаточно хорошо знать только один язык программирования. Нужно уметь работать с массивом, строками, файлами, знать алгоритмы сортировки и другие не менее важные алгоритмы работы с числами.

Логика

Логика встречается в заданиях 2 и 15. Чтобы успешно справиться с этими заданиями, нужно знать основные логические операции и их таблицы истинности, уметь преобразовывать и анализировать выражения.

Алгоритмизация

В данный блок входят шесть заданий (5, 12, 19, 20, 21 и 23). Для решения этих заданий нужно уметь работать с различными алгоритмами и исполнителями

Важно понимать теорию игр — определять выигрывающего игрока, выигрышную позицию, различать понятия заведомо проигрышной и выигрышной позиций

Благодаря возможности использовать инструменты компьютера, многие из этих заданий также можно решать с помощью написания программы или построения электронной таблицы.

Информационные модели

С заданиями 1 и 13 ученики обычно справляются хорошо. Чтобы их решить, нужно уметь работать с графами и таблицами и знать пару простых методов.

Информация и ее кодирование

Задания этого блока достаточно разнообразны. Вы встретите алгоритмы перевода чисел в различные системы счисления, условие Фано, формулы, единицы измерения информации и комбинаторику. Все это разнообразие встречается в заданиях 4, 7, 8, 11, 14, а также может пригодится в заданиях на программирование. А самый распространенный прототип задания 14 на работу с системами счисления и вовсе можно решить с помощью программы. 

Поиск данных в файлах

Речь идет о заданиях 3, 9, 10 и 18. Чтобы их решить, нужно выполнять поиск в текстовом файле и работать с электронными таблицами и базами данных. Не лишним будет разобраться с тем, какие встроенные функции есть в электронных таблицах и как составить формулу самостоятельно.

Объяснение заданий 1 ЕГЭ по информатике

1-я тема характеризуется, как:
— задания базового уровня сложности,
— требуется использование специализированного программного обеспечения — нет,
— время выполнения – примерно 3 минуты,
— максимальный балл — 1
  Проверяемые элементы содержания: Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)

До ЕГЭ 2021 года — это было задание № 3 и задание № 7 ЕГЭ

Типичные ошибки и рекомендации по их предотвращению:

«Как и в большинстве простых заданий, основные ошибки происходят из-за торопливости и невнимательности»

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

* Некоторые изображения страницы взяты из материалов презентации К. Полякова

Структурирование информации и информационные модели

Рассмотрим кратко необходимые для решения 1 задания ЕГЭ понятия.

Структурирование информации — это установление главных элементов в информационных сообщениях и установление связей между ними.

Структурирование выполняется с целью облегчения восприятия и поиска информации.

Структурирование возможно при помощи следующих структур (информационных моделей):

множество:

перечисление элементов, собранных по характерному признаку;

Вася, Петя, Коля
1, 17, 22, 55

В множестве упорядочивание элементов не обязательно, т.е. порядок следования не важен.

линейный список

Важна упорядоченность следования элементов.

таблица

В таблицах выделяются объекты (отдельные записи таблиц) и свойства (названия столбцов или названия строк):

дерево или иерархия объектов

Уровни в дереве

Рассмотрим родственные отношения в дереве:

«Сыновья» А: B, C.

«Родитель» B: A.

«Потомки» А: B, C, D, E, F, G.

«Предки» F: A, C.

Корень – узел без предков (A).Лист – узел без потомков (D, E, F, G).Высота – наибольшее расстояние от корня до листа (количество уровней).

файловая система (иерархия)

Допустим, на жестком диске компьютера имеются следующие папки (каталоги) с файлами:

Получим дерево:

графы

Иногда очень трудно структурировать информацию описанными структурами из-за сложных «взаимоотношений» между объектами. Тогда можно использовать графы:

Граф – это набор вершин и связей между ними, называющихся рёбрами:

Граф, отображающий дороги между поселками

матрица и список смежности

Связный граф – это граф, между любыми вершинами которого существует путь.

Связный граф

Дерево

Дерево — связный граф без циклов

взвешенные графы и весовая матрица

У взвешенных графов указан «вес ребра»:

Из взвешенных графов получается весовая матрица, обратное преобразование тоже возможно.

Весовая матрица

Поиск кратчайшего пути (перебор)

Определение кратчайшего пути между пунктами A и D

  • В заданиях ЕГЭ этой темы чаще всего используются две информационные модели — таблицы и схемы.
  • Информация в таблице строится по следующим правилам: на пересечении строки и столбца находится информация, характеризующая комбинацию этой строки и столбца.
  • На схеме информация строится по следующему правилу: если между объектами схемы имеется связь, то она отображается линией, соединяющей названия этих объектов на схеме.

Егифка :

Объяснение заданий 3 ЕГЭ по информатике

3-е задание: «Реляционные базы данных»Уровень сложности — базовый,Требуется использование специализированного программного обеспечения — нет,Максимальный балл — 1,Примерное время выполнения — 3 минуты.
  Проверяемые элементы содержания: Знание о технологии хранения, поиска и сортировки информации в реляционных базах данных

До ЕГЭ 2021 года — это было задание № 4 ЕГЭ

* Некоторые изображения страницы взяты из материалов презентации К. Полякова

  
Для решения задания 3 ЕГЭ необходимо рассмотреть тему предыдущего урока — (деревья).

Иногда также попадаются задания, которые требуют знаний основ алгебры логики.

Базы данных

  База данных – это хранилище больших объемов данных некоторой предметной области, организованное в определенную структуру, т.е. хранящихся в упорядоченном виде.

Задания ЕГЭ в основном связаны с табличными базами данных, поэтому мы их кратко и рассмотрим.

Данные в табличных БД представлены, соответственно, в виде таблицы.

Строки таблицы носят название записи, а столбцы — поля:

  • Абсолютно все поля должны быть снабжены уникальными именами. В примере: Фамилия, Имя, Адрес, Телефон.
  • Поля имеют различные типы данных, в зависимости от их содержимого (например, символьный, целочисленный, денежный и т.п.).
  • Поля могут быть обязательными для заполнения или нет.
  • Таблица может иметь безграничное количество записей.

Ключевое поле – это поле, которое однозначно определяет запись.
В таблице не может быть двух и более записей с одинаковым значением ключевого поля (ключа).

  • Для выбора ключевого поля берутся какие-либо уникальные данные об объекте: например, номер паспорта человека (второго такого номера ни у кого нет).
  • Если в таблице не предусмотрены такие уникальные поля, то создается так называемый суррогатный ключ — поле (обычно ID или Код) с уникальными номерами — счетчик — для каждой записи в таблице.

Реляционная база данных – это совокупность таблиц, которые связываются между собой (между которыми устанавливаются отношения). Связь создается с помощью числовых кодов (ключевых полей).

Реляционная БД «Магазин»

Положительное в реляционных БД:

  • исключено дублирование информации;
  • если изменяются какие-либо данные, к примеру, адрес фирмы, то достаточно изменить его только в одной таблице — Продавцы;
  • защита от неправильного ввода (или ввода с ошибками): можно выбрать (как бы ввести) только фирму, которая есть в таблице Продавцы;
  • Для удобства осуществления поиска в базе данных часто создается специальная таблица Индексы.
  • Индекс – это специальная таблица, предназначенная для осуществления быстрого поиска в основной таблице по выбранному столбцу.

Последовательность выполнения логических операций в сложных запросах:

сначала выполняются отношения, затем – «И», потом – «ИЛИ». Чтобы изменить порядок выполнения используются скобки.

Индексы

Файловая система

* тема с масками скорее всего не будет представлена на ЕГЭ 2021 года

  • файлы на диске хранятся в так называемых каталогах или папках;
  • каталоги организованы в иерархическую структуру — дерево каталогов;
  • главный каталог диска называется корневым каталогом и обозначается буквой логического диска, за которой следует двоеточие и знак «\» (обратный слэш); например, A:\ – это обозначение корневого каталога диска А.

Дерево каталогов

каждый каталог (кроме корневого) имеет один единственный «родительский» каталог – это тот каталог, внутри которого и располагается данный каталог

полный адрес каталога – это перечисление всех каталогов, в которые нужно войти, чтобы попасть в данный каталог (начиная с корневого каталога диска); например

— полный путь каталога SCHOOL

полный адрес файла состоит из адреса каталога, в котором он находится, символа и имени файла, например

Полный путь файла

маска — выделение группы файлов по их именам; имена этих файлов имеют общие свойства, например, одинаковое расширение
в масках, кроме стандартных символов используются два специальных символа: звездочка «*» и знак вопроса «?»;

  • звездочка «*» обозначает любое количество любых символов, в том числе, может обозначать 0 символов;
  • знак вопроса «?» обозначает ровно один любой символ.

Примеры масок файлов

Сравнение строковых данных

В задачах 3-го типа часто приходится сравнивать строковые значения. Посмотрим, как правильно это делать:

Любой символ всегда больше пустого:

Егифка :

Проверка знаний и умений

В задания ЕГЭ по информатике и ИКТ не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий КИМ от экзаменуемого требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.

На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как:

  • единицы измерения информации;
  • принципы кодирования;
  • системы счисления;
  • моделирование;
  • понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
  • основные алгоритмические конструкции;
  • основные элементы программирования;
  • основные элементы математической логики;
  • основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации входит во все три части экзаменационной работы. Это следующие умения:

  • подсчитывать информационный объём сообщения;
  • осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
  • осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
  • использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
  • формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе на языках программирования;
  • создавать и преобразовывать логические выражения;
  • формировать для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
  • оценивать результат работы известного программного обеспечения;
  • формулировать запросы к базам данных и поисковым системам.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входит во все три части экзаменационной работы. Это следующие сложные умения:

  • решать логические задачи;
  • анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;
  • реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.

Интернет-ссылки

  • Видео-блог Президента РФ Медведева по проблема ЕГЭ
  • х
  • Приоритетные национальные Проекты: Информатика
  • Официальный информационный портал ЕГЭ
  • Российские стандарты образования по информатике
  • Официальные спецификации ЕГЭ
  • Правила ЕГЭ в школах и вузах
  • Спецификации ЕГЭ по информатике-2009
  • Результаты ЕГЭ-2009
  • Учебники информатики для школ
  • Информатика в Школах и Вузах
  • Экзамены по информатике на ЭВМ
  • Вступительные экзамены в вузах РФ
  • олимпиады по информатике и программированию
  • ЕГЭ по информатике: методические материалы
  • подготовка к ЕГЭ по информатике
  • полезные ссылки по ЕГЭ информатике
  • тренировочные задания ЕГЭ по информатике
  • Полезные материалы к ЕГЭ по информатике
  • ЕГЭ-2009: Итоговые результаты
  • Итоги вступительных испытаний
  • Форум по проблема ЕГЭ
  • Причины недобора в вузах
  • Обсуждение итогов ЕГЭ-2009
  • большой недобор в вузах РФ
  • Министр обманывает Президента РФ
  • результаты ЕГЭ: Недобор в вузы составляет 40%
  • 85 вузов РФ не выполнили плана набора студентов
  • ИНТЕРНЕТ-НОВОСТИ: Учителя бьют тревогу из-за ЕГЭ
  • РИА-НОВОСТи: Недобор в 85 вузах
  • Результаты ЕГЭ проверит спецкомиссию Президента РФ
  • Казань: абитуриенты рвутся в экономисты и программисты
  • Москва: самый высокий конкурс в программисты
  • Россия: Положительные итоги зачисления в вузы
  • окончательная информация о ЕГЭ в школах и вузах
  • Анализ результатов зачисления в вузы
  • Россия: Анализ основных недостатков ЕГЭ
  • Официальные итоги ЕГЭ-2009

ИЗВЕСТИЯ: РЕКОМЕНДАЦИИ Техническим Вузам

Что нужно знать о ЕГЭ по информатике

ЕГЭ по информатике состоит из двух частей. В первой части 23 задачи с кратким ответом, во второй – 4 задачи с развёрнутым ответом. В первой части экзамена 12 заданий базового уровня, 10 заданий повышенного уровня и 1 задание высокого уровня. Во второй части – 1 задание повышенного уровня и 3 – высокого.

Решение задач из первой части позволяет набрать 23 первичных балла – по одному баллу за выполненное задание. Решение задач второй части добавляет 12 первичных баллов (3, 2, 3 и 4 балла за каждую задачу соответственно). Таким образом, максимум первичных баллов, которые можно получить за решение всех заданий – 35.

Первичные баллы переводятся в тестовые, которые и являются результатом ЕГЭ. 35 первичных баллов = 100 тестовым баллам за экзамен. При этом за решение задач из второй части экзамена начисляется больше тестовых баллов, чем за ответы на задачи первой части. Каждый первичный балл, полученный за вторую часть ЕГЭ, даст вам 3 или 4 тестовых балла, что в сумме составляет около 40 итоговых баллов за экзамен.

Это означает, что при выполнении ЕГЭ по информатике необходимо уделить особое внимание решению задач с развёрнутым ответом: №24, 25, 26 и 27. Их успешное выполнение позволит набрать больше итоговых баллов

Но и цена ошибки во время их выполнения выше – потеря каждого первичного балла чревата тем, что вы не пройдёте по конкурсу, ведь 3-4 итоговых балла за ЕГЭ при высокой конкуренции на IT-специальности могут стать решающими.

Оценивание

Изначально работы оцениваются первичными баллами, который позднее переводится в тестовые в соответствии со шкалой перевода. За каждый вопрос можно получить от одного до двух баллов, в зависимости от уровня сложности. Максимальный первичный показатель по информатике — 30. Он равняется 100 тестовым. Но для того, чтобы работу посчитали выполненной, необходимо набрать не менее 6 первичных баллов. Это порядка 30 тестовых.

Скорее начинай готовиться, если планируешь сдавать информатику. Ведь до ЕГЭ осталось всего несколько месяцев! Тем более, что сейчас подготовка стала ещё проще. Ты можешь заниматься не выходя из дома на онлайн-курсах. Профессиональные преподаватели помогут сдать ЕГЭ на 80+!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Решение заданий 3 ЕГЭ по информатике

Плейлист видеоразборов задания на YouTube:

Задания с базами данных

3_6: 3 (ранее 4) задание ЕГЭ или 5 задание ГВЭ 11 класс по информатике 2018 (ФИПИ):

Ниже представлены две таблицы из базы данных. Каждая строка таблицы 2 содержит информацию о ребёнке и об одном из его родителей. Информация представлена значением поля ID в соответствующей строке таблицы 1.

Определите на основании приведённых данных фамилию и инициалы племянника Геладзе П.П.

Варианты ответа:
1) Вильямс С.П.
2) Геладзе П.И.
3) Леоненко М.С.
4) Леоненко С.С.

Решение:

Результат: 3

Подробное решение задания ГВЭ смотрите в видеоуроке:

3_1: ЕГЭ по информатике 2017 задание 3 ФИПИ вариант 1:

Ниже представлены две таблицы из базы данных. Каждая строка Таблицы 2 содержит информацию о ребенке и об одном из его родителей. Информация представлена значением поля ID в соответствующей строке Таблицы 1.

Определите на основании приведенных данных суммарное количество прямых потомков (т.е. детей, внуков, правнуков) Иоли А.Б.

Решение:

  • В первой таблице находим Иоли А.Б, ей соответствует ID 84
  • Все остальное решение будет связано со второй таблицей: будем в ней искать ID родителя и соответствующего ему ID ребенка.
  • Выполним задание при помощи дерева, подробно рассматривая каждый уровень иерархии: сначала детей родителя 84, затем по полученным ID — найдем внуков Иоли А.Б, затем правнуков и т.д.

Посчитаем количество потомков: их 7

Результат: 7

Также можно посмотреть видео решения 3 задания ЕГЭ по информатике:

3_2: ЕГЭ по информатике 2017 задание 3 ФИПИ вариант 9:

Ниже представлены две таблицы из базы данных, в которых собраны сведения о сотрудниках некоторой организации. Каждая строка Таблицы 2 содержит информацию о сотруднике структурного подразделения и о его непосредственном руководителе, который, в свою очередь, является непосредственным подчиненным руководителя более высокого уровня. Информация представлена значением поля ID в соответствующей строке Таблицы 1.

Определите на основании приведенных данных суммарное количество подчиненных (непосредственных и через руководителей более низкого уровня) Сидорова Т.И.

Решение:

  • В первой таблице находим Сидорова Т.И., ему соответствует ID 17
  • Все остальное решение будет связано со второй таблицей: будем в ней искать ID руководителя и соответствующих ему ID подчиненных.
  • Выполним задание при помощи дерева, подробно рассматривая каждый уровень иерархии: сначала непосредственных подчиненных руководителя 17, затем по полученным ID — найдем подчиненных подчиненных и т.д.

Посчитаем количество подчиненных: 9

Результат: 9

Можете ознакомиться с решением данного 3 задания ЕГЭ по информатике из видеоурока:

3_4: Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика (ФИПИ):

Ниже представлены два фрагмента таблиц из базы данных о жителях микрорайона. Каждая строка таблицы 2 содержит информацию о ребёнке и об одном из его родителей. Информация представлена значением поля ID в соответствующей строке таблицы 1.

Определите на основании приведённых данных, у скольких детей на момент их рождения матерям было больше 22 полных лет. При вычислении ответа учитывайте только информацию из приведённых фрагментов таблиц.

Решение:

ID
23:  1968 - 1941 = 27 !
24:  1993 - 1967 = 26 !
32:  1960 - 1941 = 19
33:  1987 - 1960 = 27 !
35:  1965 - 1944 = 21 
44:  1990 - 1960 = 30 !
52:  1995 - 1967 = 28 !

Условию соответствует 5 пунктов ().

Результат: 5

Подробное решение данного 3 (раньше № 4) задания из демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:

Типы заданий

Всего работа содержит 18 теоретических вопросов и 9 практических заданий. Первые подразумевают ответ на открытый или закрытый вопрос в виде числа или последовательности символов. Практическая часть включает задачи, которые выполняются на компьютере с помощью редакторов и языков программирования. Основные темы, которые встречаются в КИМах:

— технология хранения, поиска и сортировки информации в реляционных базах данных;

— измерение количества информации и её обработка;

— представление и считывание данных в виде схем, карт, таблиц, графиков и формул;

— позиционные системы счисления;

— основные понятия и законы математической логики;

— вычисление рекуррентных выражений;

— обработка вещественных выражений в электронных таблицах;

— построение и анализ алгоритма;

— обработка целочисленной информации;

— создание собственных программ.

Чтобы лучше понимать, чего ждать от ЕГЭ по информатике, обрати внимание на спецификацию и демоварианты. Больше полезных материалов в нашей подборке

Курсы для подготовки к ЕГЭ по информатике

Курсы для подготовки к ЕГЭ — это формат обучения, благодаря которому вы сможете понять сложные темы, закрепить пройденный материал домашними заданиями и получить ответы на свои вопросы. Преподаватель также поможет сохранить мотивацию и грамотно распределить нагрузку.

На курсах ученики регулярно решают пробные варианты ЕГЭ. Так можно натренировать практические навыки, необходимые на экзамене, а ещё — научиться эффективно использовать время, отведённое на решение заданий.

Курсы «Фоксфорда» проходят онлайн, и их записи всегда доступны в личном кабинете. Там же размещается информация об успешности усвоения учеником пройденного материала, благодаря этому участники образовательного процесса могут объективно оценить эффективность подготовки. Каждому ученику курса доступны скрипты-конспекты, методички, лайфхаки и другие полезные материалы, которые подготовили высококвалифицированные преподаватели и методисты.

Часто на ЕГЭ выпускники теряют в среднем до 15 баллов по 100-балльной шкале из-за стресса и невнимательности. Поэтому в курс подготовки к ЕГЭ включены советы по психологии поведения на экзамене и лайфхаки против невнимательности. Готовьтесь к ЕГЭ комплексно.

Какие материалы подойдут для подготовки к экзамену

  • «Фоксфорд». Бесплатные видео на ютьюбе. Приложение «Фоксфорд» удобно использовать в качестве учебника.
  • Сайт Полякова. Полезный ресурс о ЕГЭ по информатике. Большая база заданий прошлых лет, которые собраны по темам, и хорошая подборка актуальных заданий ЕГЭ-2021. Постоянное обновление материалов.
  • . Здесь много тематических групп по ЕГЭ, они тоже могут быть полезными.
  • Решу ЕГЭ. Хороший сайт для подготовки: можно решать готовые тренировочные варианты и собирать свои — из самых сложных лично для вас тем.

Изображение на обложке: Siege Media / Dribbble

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector