Чем академия отличается от университета и что выше
Содержание:
- Трактовка понятий
- О соответствии ученых и академических званий и степеней воинским званиям и различным должностям
- Принцип работы
- Должности на кафедре в университете
- Что такое ученая степень?
- Плюсы и минусы
- Чем отличаются дипломы
- Сравнение
- Законодательная база
- В какие вузы с дистанционным обучением можно поступить на управленческую специальность?
- Отраслевые (специализированные) университеты
- Кафедра ВУЗа
Трактовка понятий
Слово «университет» в переводе с латинского означает «совокупность». В этом высшем учебном заведении (ВУЗ) готовятся специалисты по прикладным и основным наукам. В его главные задачи входит осуществление научно-исследовательской работы. Современные университеты и училища работают, как практические и учебно-научные комплексы.
ВУЗ состоит из нескольких факультетов с совокупностью разных дисциплин, составляющих основу знаний. Факультет является подразделением ВУЗа. В его функции входит подготовка студентов по нескольким схожим специальностям. К подразделениям факультета относится кафедра, занимающаяся подготовкой групп студентов либо ведущая научную работу в рамках конкретного направления.
Абитуриенты поступают на определённую программу образования (ПО) по предлагаемой ВУЗом специальности. Свой выбор относительно будущей профессии должен указать выпускник школы в заявлении. Для специальности высшего образования характерно направление подготовки, которое входит в закреплённое руководством направление и имеющее код.
У каждой специальности может существовать свой профиль обучения, который означает специализацию в конкретном сегменте знаний с учётом специфики отрасли. Базовый курс дисциплин в разных профилях одной специальности одинаковый. Например, профили по прикладной математике (ПМ):
- ПМ;
- математика в информатике;
- математическое моделирование в технике.
Ключевым объектом поиска считается не специальность, а ПО, так как он позволяет определить главные профессиональные навыки и знания, которые получит студент. Чтобы понять принцип работы конкретного ВУЗа, рекомендуется ознакомиться с его полной программой. Она предполагает профиль и форму обучения (очное/заочное отделение), стоимость и формат (на базе школы, СПО). Программа может отличаться в зависимости от названия университета.
О соответствии ученых и академических званий и степеней воинским званиям и различным должностям
Условное соответствие академических статусов воинским званиям:- бакалавр — младший лейтенант (как правило, и тот и другой — недоучки, учившиеся по некой ускоренной/сокращённой/незавершённой программе);- магистр/специалист или преподаватель – лейтенант;- старший преподаватель или докторант PhD — старший лейтенант; — кандидат наук или доктор PhD – капитан;- кандидат наук, доцент — майор (имеется в виду наличие учёного звания доцента);- доктор наук, доцент или кандидат наук, профессор – подполковник;- доктор наук, профессор — полковник (имеется в виду наличие учёного звания профессора);- член-корреспондент Академии — генерал-майор (члены Академий наук — штатские генералы);- действительный член (академик) Академии — генерал-лейтенант;- академик, ректор вуза — генерал-полковник;- академик, ректор Национального вуза — генерал армии;- министр образования и науки – маршал.Интересно сопоставить академические статусы с гражданскими и военными чинами в Российской империи:- бакалавр — провинциальный секретарь или прапорщик;- магистр/специалист или преподаватель – губернский секретарь или подпоручик;- старший преподаватель или докторант PhD — коллежский секретарь или поручик; — кандидат наук или доктор PhD – титулярный советник или капитан;- кандидат наук, доцент — коллежский асессор или майор; — доктор наук, доцент или кандидат наук, профессор – надворный советник или подполковник;- доктор наук, профессор — коллежский советник или полковник; — член-корреспондент Академии – статский советник или бригадир;- действительный член (академик) Академии – действительный статский советник или генерал-майор;- академик, ректор вуза — тайный советник или генерал-лейтенант;- академик, ректор Национального вуза – действительный тайный советник или генерал от инфантерии (генерал-аншеф);- министр образования и науки – канцлер или генерал-фельдмаршал.Уставное обращение, соответственно классу:- «Ваше благородие» — ко всем лицам с высшим образованием, но не имеющим ученого звания (то есть до кандидата наук или доктора PhD – титулярного советника или капитана);- «Ваше высокоблагородие» – к лицам, имеющим ученые звания доцента или профессора и занимающим соответственно одноименную должность (от доцента — коллежского асессора или майора до профессора — коллежского советника или полковника);- «Выше высокородие» — к членам-корреспондентам Академии – статским советникам или бригадирам;- «Выше превосходительство» — к академикам, занимающим высшие руководящие должности в «обычных вузах» — действительным статским советникам или генерал-майорам и тайным советникам или генерал-лейтенантам;- «Выше высокопревосходительство» к обладателям двух наивысших в иерархии должностей.Забавно выглядят сопоставление наименований консультантов разного уровня в сетевых компаниях с различными академическими статусами:- консультант – студент колледжа;- старший консультант – выпускник колледжа;- вице-директор – студент вуза;- директор – бакалавр;- серебряный директор – магистрант;- золотой директор – магистр;- рубиновый директор – магистр, преподаватель;- бриллиантовый директор – магистр, старший преподаватель или докторант PhD; — исполнительный директор — кандидат наук или доктор PhD;- золотой исполнительный директор — кандидат наук или доктор PhD, преподаватель, без ученого или академического звания;- рубиновый исполнительный директор — кандидат наук или доктор PhD, старший преподаватель, без ученого или академического звания;- бриллиантовый исполнительный директор — кандидат наук или доктор PhD, доцент кафедры, академический доцент;- дважды бриллиантовый исполнительный директор — кандидат наук или доктор PhD, доцент по званию и по должности;- золотой Вице-президент — доктор наук, доцент или кандидат наук, профессор;- рубиновый Вице-президент — доктор наук, профессор;- бриллиантовый Вице-президент — доктор наук, профессор, в должности заведующего кафедрой, декана, проректора;- Президент — доктор наук, профессор, член-корр. в должности ректора вуза или первого руководителя крупной научной организации; — Президент-миллионер — доктор наук, профессор, академик в должности ректора вуза или первого руководителя крупной научной организации.
Принцип работы
Кафедра — вид научно-образовательного подразделения, которое осуществляет обучение в рамках конкретной специальности. Например, на кафедре лингвистики можно получить диплом переводчика. Одновременно проводятся лекции и семинары, исследовательская работа, организовывается производственная либо учебная практика.
Один факультет может состоять из нескольких кафедр. Главой каждого отделения является заведующий. Его управление длится 5 лет. Он выбирается путём голосования лекторов (преподавателей, доцентов). Заведующий подчиняется декану, который выполняет указания ректора. Претендовать на должность заведующего кафедрой может каждый преподаватель ВУЗа с высшей квалификацией.
Разница между факультетом и кафедрой: в Институте нефти и газа им. Губкина можно написать заявление о зачислении на факультет геологии и геофизики нефти и газа, который состоит из нескольких кафедр:
- литология;
- геология углеводородной системы;
- геофизические информационные системы.
Список кафедр в каждом конкретном ВУЗе можно узнать в деканате. При кафедре студенты потоков защищают курсовые, дипломные и докторские работы. В задачи органа входит решение вопросов, которые появляются у студентов в процессе обучения. Продвижение по карьерной преподавательской лестнице тоже осуществляется в пределах кафедры.
Особенности структуры кафедры ВУЗа:
- наличие секций в качестве подразделений, во главе которых находятся начальники;
- классификация преподавателей с учётом стажа, учёных степеней (преподаватели, доценты, профессоры);
- делопроизводство ведёт секретарь, он же составляет графы с расписаниями занятий для студентов и преподавателей.
Список кафедр:
- межфакультетская;
- базовая;
- военная.
Первое подразделение существует в каждом ВУЗе. Его значение для преподавателей заключается в следующем: чтение лекций, проведение практических занятий, принятие зачётов и экзаменов. В большинстве высших учебных заведений РФ межфакультетская кафедра считается департаментом физического воспитания, в технических ВУЗах — русского либо иностранного языка, в творческих — истории искусств. Некоторые преподаватели таких отделений привлекаются в качестве рецензентов либо консультантов по написанию дипломных работ.
Должности на кафедре в университете
На кафедре работают преподаватели с разными должностями и званиями, а также вспомогательный и административный персонал.
Лаборант на кафедре в университете
Лаборанты — не педагогический, а учебно-вспомогательный персонал. На кафедре они занимаются организацией учебного процесса:
- готовят к работе лабораторные и компьютерные классы;
- оформляют документы;
- работают в библиотеке кафедры.
Их функции зависят от вуза: в некоторых универах лаборанты ведут сайт, готовят к публикации сборники, занимаются профориентационной работой с абитуриентами и т. д.
Ассистент кафедры
Это первая должность, которую получают молодые преподаватели. Для того, чтобы ее занять достаточно лишь иметь профильное образование уровня магистратуры или специалитета.
На кафедре ассистенты ведут лабораторные и практические занятия, лекции по которым читают доценты и профессора. В некоторых вузах могут руководить курсовыми работами.
Старший преподаватель
Старший преподаватель — следующая карьерная ступенька на кафедре. Чтобы стать им, необходимо иметь определенный стаж работы и пройти повышение квалификации.
Они выполняют те же обязанности, что и ассистенты, но если на кафедре не хватает доцентов или профессоров, могут проводить лекции или руководить курсовыми.
Кто такой доцент кафедры в институте
Это человек, который имеет степень кандидата наук и выполнил условия, необходимые для получения звания доцента (стаж работы, определенное количество публикаций, знание английского языка и пр.). Он ведет лекции, руководит курсовыми и дипломными работами, также может заниматься с аспирантами.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Профессор
Профессор — следующая в ученом мире ступень после доцента. Чтобы получить это звание, нужно защитить докторскую диссертацию и соответствовать жестким требованиям (например, стаж и число научных статей должны быть больше, чем у доцента).
Обычно профессора ведут лекции на старших курсах и в магистратуре, являются научными руководителями дипломников и аспирантов.
Доценты и профессора не только преподаватели, но и ученые: они готовят публикации, участвуют в конференциях и семинарах
Заведующий кафедрой
Должность заведующего — административная. На нее назначается один из преподавателей кафедры (профессор или доцент), который должен координировать работу подразделения:
- Организовывать учебный процесс;
- Обеспечивать выполнение распоряжений декана и ректора;
- Проводить совещания с педагогическим коллективом;
- Координировать работу подчиненных.
При этом у заведующего также есть учебная нагрузка.
Другие должности на кафедре
Кроме перечисленных выше, на кафедре также могут работать инженеры (занимаются обслуживанием техники, станков, компьютеров и пр.) и научные сотрудники (не задействованы в учебном процессе, занимаются только научной работой).
Что такое ученая степень?
Ученая степень — формальный способ признания и ранжирования научных кадров. Научные степени присваиваются за исследовательские заслуги. Порядок присвоения определен законодательно.
Виды
Российская наука позволяет получить степени двух уровней:
- Кандидата наук.
- Доктора наук.
Они отличаются сложностью присвоения, требованиями к соискателям, длительностью получения, последующим статусом обладателей.
Кандидат наук
Кандидат наук — первая ступень иерархии исследовательских кадров. Получить ее проще. Есть два варианта становления кандидатом наук:
- Стать аспирантом, пройти полный курс обучения. Чтобы стать аспирантом, нужно полное высшее образование (специалитет или бакалавриат плюс магистратура). 3−4 года студент под контролем опытного научного руководителя ведет исследования выбранной предметной области, пишет диссертацию. Учиться в аспирантуре можно очно или заочно. На протяжении обучения студенты помимо исследовательской деятельности, науки, занимаются преподаванием. По окончании нормативного срока аспирант представляет диссертационному совету готовую работу, которая оценивает труд. После успешной защиты исследователю присваивают степень.
- Стать соискателем при кафедре университета. Соискательство возможно не во всех ВУЗах. Вольные деятели науки не посещают занятия, не обязаны помогать университету, проявлять активность. За 3 года соискатели готовят диссертацию. Процесс защиты принципиально не отличается.
Как аспиранты, так и соискатели обязаны сдать кандидатский минимум. Экзамены по философии, иностранному языку, специальности. Испытания проводятся осенью и весной. Сведения о сроках публикуются на стендах института, размещаются на официальном сайте заведения.
Доктор наук
Доктор — высшая ступень иерархии. Получить его сложнее. Рассчитывать на дальнейший рост могут только кандидаты.
Необходимо поступить в докторантуру. Обучение проводится очно. Но даже успешное поступление — не гарантия результата. Не все соискатели становятся докторами. Основная причина — обилие требований к ученым высшего уровня. Необходимо опубликовать 10−15 работ в рецензируемых журналах, подготовить большое фундаментальное исследование, докторскую диссертацию, документы для защиты. И это, не считая организационных мероприятий, которыми занимается сам ученый.
Плюсы и минусы
Эта профессия будет востребована всегда и везде. Однако она считается довольно сложной и подойдёт далеко не каждому. Часто можно услышать мнение, что это скорее призвание. Иногда трудно понять, будешь ли ты хорошим учителем, пока не попробуешь себя в этом деле. Как и любой другой специалист, педагог сталкивается с негативом: документационной рутиной, нерадивыми учениками, невысокой зарплатой. Но в учительских буднях есть место светлым и вдохновляющим моментам, которые компенсируют неприятности. Общение с разными людьми, возможность делиться знаниями и опытом, простор для творчества и развития способностей — всё это позволяет учителю наслаждаться работой.
Чем отличаются дипломы
В дипломе бакалавра будет указано БАКАЛАВР такого-то направления. В дипломе специалиста будет указана определенная специальность: инженер, эколог, юрист.
Кроме того, отличается программа подготовки и глубина освоения материала. Выпускникам специалитета открывается больше возможностей для начала карьеры. Выпускник бакалавриата сможет перегнать специалиста только после окончания магистратуры.
Покажем разницу подготовки и компетенций на примере на популярных направлениях – юриспруденции и экономики.
Юридическое образование
Бакалавриат – Юриспруденция
Вы будете в общем и целом подкованы в законодательстве и сможете работать с документами, вести юридические консультации, сопровождать компанию или частное лицо в суде. Но получать какие-то специальные знания вам придется на практике или с помощью следующей ступени образования.
Специалитет – Судебная экспертиза
Здесь уже есть знания по узкому профилю. Вы можете сразу заниматься расследованием преступлений и проведением судебных экспертиз, ваш уровень образования это позволяет.
Экономическое образование
Бакалавриат – Экономика
Вы сможете осуществлять базовые экономические операции, вести бухгалтерский учет, разрабатывать бизнес-планы, планировать бюджет, проводить аудит компании и работать с финансовой отчетностью.
Специалитет – Экономическая безопасность
Это уже специалист более высокого уровня. Вы сможете выявлять и расследовать экономические правонарушения, проводить налоговые проверки и обеспечивать правопорядок в сфере экономики.
В дипломе бакалавра указано общее направление
Некоторые профессии доступны только на специалитете
Сравнение
Система Содружества |
Система Соединенных Штатов |
Немецкая система | Французская система |
---|---|---|---|
Профессор (кафедра) | Профессор, выдающийся профессор, под председательством профессора или эквивалент | Профессор (Ordinarius, W3 со стулом, C4) | Профессор университетов, Директор научных исследований |
Чтец, старший преподаватель | Профессор | Профессор (экстраординарный, W2, W3 без стула, C3) | Профессор университетов, Директор научных исследований |
Старший преподаватель | Доцент | Hochschuldozent, Oberassistent (W2, C2), Privatdozent | Maître de conférences |
Лектор | Доцент | Privatdozent, младший профессор, Wissenschaftlicher Assistant, Akademischer Rat (W1, C1, A13) | Maître de conférences |
Ассистент, демонстратор, руководитель семинара | Научный сотрудник, преподаватель, исследователь, инструктор | Приватдозент | Attaché temporaire d’enseignement et de recherche (ATER) |
Адъюнкт профессор | Приватдозент |
Законодательная база
Типам образовательных
организация посвящена
статья 23
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». Из нее мы видим, что в нашей стране
существуют такие ОО:
-
Дошкольные.
Проще говоря, это детские сады. Их тоже
существует несколько видов, но на них мы в этот раз подробно останавливаться не
будем -
Общеобразовательные.
Имеются в виду школы и подобные им заведения – о
них тоже в этот раз не говорим. -
Профессиональные.
Здесь обучают по программам
среднего профессионального образования и профессионального обучения. -
Высшего
образования.Здесь дают высшее
образование и занимаются наукой. -
Дополнительного
образования.Это всевозможные
курсы и кружки, которые могут посещать как дети, так и взрослые. -
Дополнительного
профессионального образования.Здесь обучают по дополнительным профессиональным программам, то есть проводят
курсы повышения квалификации и профпереподготовки.
ОО из третьего пункта мы
привычно именуем ссузами, из четвертого – вузами.
Также рекомендуем:
Уровни образования в России
В какие вузы с дистанционным обучением можно поступить на управленческую специальность?
С VUZ24 возможно обучиться секретам управления в разных сферах 9-ти высших учебных заведений России и Беларуси. В вузах-партнерах удаленное образование практикуется уже более 10 лет. Это значит, что электронный университет предлагает разработанные программы и отлаженные технологии обучения. Студенту остается только выбрать вуз и специальность.
Название университета | Профили бакалавриата | Стоимость учебы в год, RUB | |
Московский международный университет | Менеджмент организации; Производственный менеджмент; Региональное и муниципальное управление; Организация продвижения рекламной продукции и продукции СМИ; Управление персоналом организации. | 39 600 | |
Московская международная академия | Эффективное государственное управление; Международный менеджмент; Спортивный менеджмент; Финансы и кредит; | 36 000 | |
Московский институт психоанализа | Управление персоналом. | 82 500 | |
Тольяттинский государственный университет | Технология продукции и организация ресторанного дела; Предпринимательство; Финансовый менеджмент. | 39 500 | |
Тульский государственный университет | Гостиничная деятельность; Менеджмент в туризме и гостеприимстве; Организация автомобильных перевозок и управление на транспорте; Менеджмент в строительстве; Менеджмент в машиностроении. | 40 000 | |
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники | ИТ-предпринимательство; Административное и территориальное управление; Управление проектом. | 44 000 | |
Белорусский национальный технический университет | Менеджмент (социально-административный) | 54 466 | |
Московская академия предпринимательства | Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе; Управление проектами; Предпринимательство; Коммерция; | 36 000 | |
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники | Информационные системы и технологии в бизнес-менеджменте (на английском языке); Информационные системы и технологии в бизнес-менеджменте | 83 301 |
Нужно второе высшее образование или программа магистратуры дистанционно? С VUZ24 можно поступить дистанционно на второе высшее или получить образование в магистратуре – 24 программы.
Как поступить в университет на дистанционное обучение менеджменту?
Мы максимально сократили процесс зачисления до 4 простых шагов:
- Оставьте заявку. Укажите учебное заведение и профиль, на который хотите поступить. Если еще не определились, то мы поможем подобрать образовательную программу.
- Пришлите нам документы на эл.почту. Для оформления нужны данные с результатами ЕГЭ (если поступаете по ЕГЭ) и копии аттестата или диплома с выпиской оценок, последние страницы и страница с регистрацией, фото для документов, документ о смене фамилии.
- Сдайте вступительные экзамены. Если поступаете не по ЕГЭ, то нужно пройти внутренние испытания университета в виде письменного экзамена из дома, онлайн-теста или собеседования по веб-связи.
- Подпишите договор, оплатите обучение. Все необходимое: реквизиты для оплаты и договор, мы вам высылаем.
Отраслевые (специализированные) университеты
Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.
Педагогический
Примерный перечень факультетов педагогического университета:
- дошкольной педагогики и психологии;
- начального и специального образования;
- биологии и химии;
- исторический, филологический или историко-филологический;
- математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
- иностранных языков;
- физкультуры и спорта;
- психологии.
В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.
Медицинский
Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):
- лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
- педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
- медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
- стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
- фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.
В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).
Политехнический
В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.
Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:
- транспортный;
- ИТ;
- машиностроительный;
- химической технологии и биотехнологий;
- экономики и управления;
- инженерная школа;
- урбанистики и городского хозяйства.
Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):
- графики и искусства книги;
- принтмедиа и ИТ;
- издательского дела и журналистики.
В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:
- Энергетики;
- Машиностроения, материалов и транспорта;
- Прикладной математики и механики;
- Компьютерных наук и технологий;
- Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
- Передовых производственных технологий;
- Кибербезопасности и защиты информации;
- Биомедицинских систем и биотехнологий;
- Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
- Физкультуры, спорта и туризма;
- Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.
Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.
Кафедра ВУЗа
Разберем на конкретном примере.
В педагогическом ВУЗе существуют следующие факультеты: историко-филологический, физико-математический, биолого-географический, психолого-педагогический, физической культуры и спорта.
Факультет историко-филологический объединяет в общем смысле всех студентов-гуманитариев, они все подчиняются одному декану, занимаются в одном корпусе, но ходят на занятия с учетом того, к какой кафедре относится их специализация.
Это кафедры русского языка, кафедра литературы, кафедра истории и социально-гуманитарных наук.
Более узкий контакт между студентом и кафедрой происходит не на первых учебных курсах, а приблизительно на третьем, в момент написания первой курсовой работы.
К примеру, подготовительную деятельность по курсовой работе на тему «Особенности синтаксиса в произведении Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (курсовая на знание основ русского языка) будет вести кафедра русского языка.
Более тесно сотрудничать с кафедрой студенты начинают с третьего курса, когда определяются со специализацией
Точно таким же образом решается вопрос с написанием, подготовкой и защитой дипломных работ, а также организацией практики.
Бесспорно, кафедра не является абсолютно автономным объектом образовательной системы, члены всех кафедр работают взаимосвязано, но делая акцент на собственной специфике.
Членами кафедры являются все преподаватели, работающие по направлению узкопрофильных дисциплин.
Кстати, перед начальником кафедры в одинаковой мере имеют равенство как рядовые педагоги, так и доценты, доктора наук.
Студенту необходимо помнить, что в случае каких-либо сложностей в процессе обучения первым лицом, к которому необходимо обратиться, является начальник кафедры, а уже после декан.