Ar/vr-разработчик
Содержание:
- Где можно получить профессию архитектор виртуальности?
- Краткая история виртуальной реальности
- Какие задачи решает VR для дизайна
- Где можно получить профессию архитектор виртуальности?
- Недостатки профессии архитектора виртуальности
- RAWGraphs
- Сколько зарабатывает и где работает
- Должностные обязанности
- STAGE — трехмерная конференц-связь
- Плюсы и минусы специальности
- Особенности профессии дизайнера среды
- Обучение на архитектора VR
- Кто такой архитектор виртуальности?
- Востребованность/перспективы профессии
- Оплата труда
- Компании, где можно работать архитектором vr
- Ступеньки карьеры и перспективы
- Известные специалисты-архитекторы VR
- Интересные факты о профессии
- Визуализация интерьера в формате виртуальной реальности.
- Будущее профессии архитектор виртуальности
- Обучение на Архитектора VR
Где можно получить профессию архитектор виртуальности?
К большому сожалению, в нашей стране сейчас отсутствуют специализированные институты по подготовке создателей виртуальных миров. Мало того, специальных программ по подготовке архитекторов реальности не существует ни в одном ВУЗе мира. Однако уже понятно что, учитывая огромный диапазон необходимых знаний, будущему специалист нужно обучаться одновременно в нескольких направлениях:
- Заниматься изучением истории, культуры, языков и психологии;
- Архитектору виртуальности необходимы и более глубокие познания в области медицины, биологии;
- Обязательны для изученная математика информатика.
При этом нужно понимать, что медицинские, технические и гуманитарные институты работают отдельно друг от друга, а их программы частично, на 1-2 курсе, дополнены базовыми предметами, которые изучают в каждом учебном заведении. Поэтому будущие создатели VR должны заниматься, в первую очередь, самообразованием, изучая самостоятельно те науки, которые не требуют серьезной помощи преподавателей. Получить такие знания можно:
- на курсах разработчиков виртуальной реальности Udacity или из других интернет-источников;
- курсах иностранных языков;
- курсах компьютерной графики или веб-дизайна;
- изучая самостоятельно специальную литературу.
Для обучения в высших учебных заведениях необходимо выбирать факультеты и направления, так или иначе связанные с программированием и проектирование визуального пространства. Желательно, чтобы это были университеты, где есть возможность совмещать программы разных факультетов:
- Московский технологический университет;
- Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики;
- Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского;
- Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана;
- МИЭТ.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Краткая история виртуальной реальности
Самыми ранними попытками создания виртуальной реальности являются фрески (или панорамные картины на 360 градусов) из XIX века. Они должны были заполнить все поле зрения зрителя, заставляя его почувствовать, присутствующим на каком-то историческом событии или сцене.
Первые технологии, которые пытались показать изображения или окружающую среду с глубиной, были разработаны в 19 веке Чарльзом Уинстоном. Он создал стереоскоп, устройство, которое накладывало снимок на каждый глаз пользователя, создавая таким образом удаленное трехмерное изображение.
В 1930-х годах научная фантастика предсказала появление виртуальной реальности. В рассказе «Очки Пигмалиона», написанном писателем-фантастом С.Г. Вайнбаумом, содержалась идея создания пары очков, которые позволяли владельцу познавать вымышленный мир через голографию, запах, вкус и осязание.
В середине 1950-х годов кинематографист Мортон Хейлиг разработал Sensorama. Устройство представляло собой своего рода обновленный, очень сложный кинетоскоп, который передает пользователю изображение, звук, запах и вибрацию.
начало развития vr технологий
В 1968 году Иван Сазерленд создал новое устройство — «Дамоклов меч». Оно представляло собой головной дисплей, подключенный к компьютеру. Это был большой, устрашающий прибор. К тому же он был слишком тяжелым, чтобы его можно было удобно носить. Компьютерная графика представляла собой примитивные каркасные комнаты и объекты.
В 1972 году General Electric производит «компьютеризированный» авиасимулятор с тремя экранами, расположенными под углом 180 градусов. Экраны окружают смоделированную тренировочную кабину, чтобы предать пилотам-стажерам ощущение полного погружения.
В 1987 году Джарон Ланье ввел термин виртуальной реальности. Его компания VPL Research разрабатывает новаторские периферийные устройства для воспроизведения виртуальной реальности, в том числе vr шлем EyePhone.
В 1992 году еще до появления культовой франшизы «Матрицы» выходит фильм «Человек-газонокосилка», который познакомил широкую аудиторию с концепцией виртуальной реальности.
В 2007 году Google расширил свой сервис «Карты», добавив в него панорамные изображения улиц, снятые автомобилями, оснащенными специальными камерами. Сегодня благодаря этой технологии можно «постоять» практически в любой части мира.
В 2012 году Палмер Лаки, в гараже своих родителей разрабатывает недорогой самодельный шлем Oculus Rift. С этого момента началась реальная работа над развитием и совершенствованием иммерсивных технологий и продвижение их в широкие массы.
Какие задачи решает VR для дизайна
Существуют профессиональные программы для моделирования и прототипирования с инструментами для VR, такие как Medium by Adobe. С помощью них можно создавать и редактировать 3D-объекты. Специалист при этом работает индивидуально из-за чего возникают сложности:
- Обозначение актуальной версии проекта;
- Своевременное предоставление и разграничение прав доступа;
- Демонстрация промежуточных вариантов работы заказчику;
- Совместимость файлов проекта на разных устройствах.
Решить данные задачи позволяют VR-программы с функцией онлайн-встреч. Ранее мы уже писали о том, как в виртуальной реальности организовывать деловые встречи и дистанционное образование. На этот раз расскажем о сервисах для дизайна с функцией совместной работы. Список упорядочен по увеличению возможностей для взаимодействия.
Где можно получить профессию архитектор виртуальности?
К большому сожалению, в нашей стране сейчас отсутствуют специализированные институты по подготовке создателей виртуальных миров. Мало того, специальных программ по подготовке архитекторов реальности не существует ни в одном ВУЗе мира. Однако уже понятно что, учитывая огромный диапазон необходимых знаний, будущему специалист нужно обучаться одновременно в нескольких направлениях:
- Заниматься изучением истории, культуры, языков и психологии;
- Архитектору виртуальности необходимы и более глубокие познания в области медицины, биологии;
- Обязательны для изученная математика информатика.
При этом нужно понимать, что медицинские, технические и гуманитарные институты работают отдельно друг от друга, а их программы частично, на 1-2 курсе, дополнены базовыми предметами, которые изучают в каждом учебном заведении. Поэтому будущие создатели VR должны заниматься, в первую очередь, самообразованием, изучая самостоятельно те науки, которые не требуют серьезной помощи преподавателей. Получить такие знания можно:
- на курсах разработчиков виртуальной реальности Udacity или из других интернет-источников;
- курсах иностранных языков;
- курсах компьютерной графики или веб-дизайна;
- изучая самостоятельно специальную литературу.
Для обучения в высших учебных заведениях необходимо выбирать факультеты и направления, так или иначе связанные с программированием и проектирование визуального пространства. Желательно, чтобы это были университеты, где есть возможность совмещать программы разных факультетов:
- Московский технологический университет;
- Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики;
- Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского;
- Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана;
- МИЭТ.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Недостатки профессии архитектора виртуальности
Возможно, со временем интеллектуальная работа станет нормой, но пока профессии будущего кажутся людям слишком сложными и «неудобными» – по мнению среднестатистического обывателя, подобные профессии значительно сокращают отдых, а иногда отрицательно сказываются на личной жизни.
Основной недостаток профессий, связанных с современными технологиями, в том, что мыслительная деятельность человека, в отличие от искусственного интеллекта, не управляема и зависит от множества внешних и внутренних факторов. Поэтому у таких специалистов, как правило, ненормированный рабочий день, а если архитектор виртуальности работает в сфере развлечений, то, скорее всего, ему придется забыть о праздничных и выходных днях.
Умственная работа требует огромной внутренней мобилизации, чего иногда сложно добиться, поскольку даже небольшие срывы проектов приводят к состоянию стресса и глубоким переживаниям (например, из-за потери профессиональной репутации и, как следствие, понижения уровня доходов).
RAWGraphs
RAWGraphs
Сильные стороны бесплатной версии
- Диаграммы в RAWGraphs очень просто создавать, для работы с системой не нужно даже регистрировать учётную запись.
- Система поддерживает различные форматы входных данных — TSV, CSV, DSV, JSON и Excel-файлы(.xls, .xlsx).
- По сведениям RAWGraphs обработка данных производится исключительно средствами браузера. Платформа не занимается серверной обработкой или хранением данных. Никто из тех, кто не имеет отношения к данным, не сможет их просматривать, модифицировать или копировать.
- RAWGraphs — это система, поддающаяся расширению. Например, добавлять в неё новые диаграммы можно, обладая базовыми знаниями D3.js.
Слабые стороны бесплатной версии
- Диаграммы, создаваемые в RAWGraphs, иногда выглядят слишком простыми. У пользователей системы есть не особенно много механизмов для подстройки их под свои нужды.
- Визуализации данных не являются интерактивными.
Сколько зарабатывает и где работает
Как я уже писала, VR/AR-разработчик нужен в таких сферах деятельности, как:
- Медицина.
- Образование.
- Промышленность.
- Культура.
- Строительство.
- Маркетинг и реклама.
- Игровая индустрия.
- Туризм.
- Военная отрасль.
- Социальные сети.
IT-компании, организации здравоохранения, промышленные и военные предприятия, образовательные учреждения готовы взять к себе на работу VR/AR-разработчиков. Компании из других областей деятельности обращаются в специализированные организации с заказами о разработке того или иного сервиса.
Начинающим специалистам без опыта готовы заплатить от 40 000 руб. После года работы зарплата увеличивается до 90 000 руб. А уже разработчики со стажем от 3 лет получают 100 000 руб. и выше. Нередко доход может превышать и 150 000 руб.
Перед откликом на приглянувшуюся вакансию разработчикам обязательно нужно сформировать достойное портфолио с несколькими разноплановыми работами из разных областей деятельности.
Должностные обязанности
Не так важно, работает ли такой специалист в крупной фирме или выполняет заказы конкретного клиента, он не просто витает в виртуальных мирах, но делает много другой работы, без которой не обойтись. Он выполняет следующие функции:
- продумывает идеи создания виртуальной реальности, внедряет их в жизнь, экспериментирует, выбирая лучшее;
- учитывает и оценивает влияние всех вводимых в проект эффектов на восприятие человека, проводит тестирование продукта;
- объединяет всех участников команды (художники, программисты, режиссеры) вокруг общей идеи и контролирует процесс;
- устраняет ошибки, анализируя причину их возникновения;
- готовит презентации своих продуктов, продумывая все нюансы, чтобы привлечь покупателей или потребителей;
- разрабатывает проектную документацию, общается с заказчиком, учитывая все его пожелания и при необходимости давая пояснения;
- не разглашает коммерческих тайн, делится информацией только с разрешения руководства;
- совершенствует свои знания, посещая курсы, семинары или проходя обучение на интернет-площадках.
Что касается личных качеств, то это должен быть целеустремленный человек, не боящийся пробовать и экспериментировать. Он также должен уметь находить контакт с людьми, понимать их потребности.
STAGE — трехмерная конференц-связь
Поддерживаемые платформы. Устройства, подключаемые к компьютеру — Oculus Rift, HTC Vive, Windows Mixed Reality, Valve Index.
Стоимость. Бесплатно.
https://youtube.com/watch?v=ojom7cArurY
Основная информация. STAGE — сервис для общения в реальном времени, позволяющий просматривать трехмерные данные. Особенность приложения в том, что оно позволяет перенести конструкторские файлы САПР (CATIA или JT) в виртуальную реальность.
Для удобного общения и взаимодействия доступные и другие инструменты. Во время сеанса можно наклеить стикер и записать на нем свои идеи и замечания. Все комментарии можно экспортировать в формате CSV для последующего анализа.
Для кого. Сервис подойдет для обсуждения как дизайна, так и сложного конструкторского проекта. Дизайнеры интерьеров во время презентации смогут показывать альтернативы одним нажатием кнопки — менять цвет полов, внешний вид стен или количество освещения. Сложные модели, такие как двигатель автомобиля или мост, можно смотреть в разрезе — это необходимое условие для оценки их качества.
Кому не подходит. Не подойдет для создания новых объектов. Доступны инструменты только для просмотра, а экспортировать данные можно лишь в текстовом виде.
Плюсы и минусы специальности
Тем, кто только мечтает обучиться этой профессии или бредит виртуальными мирами, следует анализировать все стороны данного вида деятельности. К плюсам можно отнести следующие:
- расширение кругозора, знакомство с новыми технологиями;
- умение превратить работу в увлекательный процесс;
- возможность работать удаленно;
- при наличии таланта и желании самосовершенствоваться есть шанс получать хорошие заказы;
- высокое вознаграждение за свой труд.
К минусам можно отнести такие моменты:
- прежде чем заработать репутацию, придется выполнять менее оплачиваемые заказы, предлагать самостоятельно свои услуги на разных интернет-платформах;
- придется периодически проходить обучение, за которое, возможно, придется платить;
- стабильный заработок может отсутствовать, придется жить от заказа к заказу;
- не всегда есть возможность найти постоянную работу в стабильной фирме;
- для кого-то может стать минусом отсутствие социальных гарантий – оплачиваемого отпуска, отчисления взносов в разные фонды, фиксированного оклада, накопления стажа.
Источники
- https://mentamore.com/virtualnaya-realnost/dizajner-virtualnyx-mirov.html
- https://zen.yandex.ru/media/id/5b43b7dfa8604800a9853c58/arhitektor-vr-professiia-buduscego-5b4d1116f329b400a948c4f3
- https://proforientator.ru/professions/dizayner-virtualnoy-sredy-vr/
- https://vplate.ru/dizajner/virtualnoj-realnosti/
- https://www.profguide.io/professions/vr_architect.html
- https://fulledu.ru/articles/1540_arhitektor-virtualnosti.html
- https://PROFchoice.ru/atlas-professij/dizajner-sredy
- https://www.ucheba.ru/article/3229
Особенности профессии дизайнера среды
Работа представителя профессии традиционно состоит из нескольких этапов:
- Разработка концепции проекта на основании идеи, составление технического задания, планирование;
- Документальное оформление задумки, подготовка чертежей, макетов, планов, прописывание инструкций для работников;
- Подбор сырья, материалов, оборудования и всего, что понадобится для реализации проекта;
- Практическое осуществление задумки, контроль работы всех участников проекта;
- Оценка результата, внесение коррективов, сдача объекта клиенту.
Дизайнер виртуальной среды должен работать по такому же алгоритму, несмотря на специфику своего положения. Это позволит избежать задержек и грубых ошибок, которые в компьютерном мире могут стать причиной провала всего проекта.
Обучение на архитектора VR
Ввиду того, что профессия архитектора VR на сегодняшний день является новой, ни в одном вузе мира ей не обучают. Но есть студии и курсы, на которых можно получить базовые навыки по созданию виртуальной реальности. А также узнать о перспективах профессии и области её применения в экономике будущего.
Программа курсов студии «Chingis» Владимира Дегена включает следующие аспекты обучения:
- виртуальная реальность полного погружения: включаем все органы чувств;
- компоненты проектов виртуальной реальности: идея, программа и контент;
- генерация правильных идей VR-проектов;
- построение программной архитектуры VR-проектов;
- создание VR-контента;
- баланс между погружением и интерактивностью;
- состояние «потока»: теория и практика в VR-проектах;
- экология VR-проектов: влияние виртуальной реальности на психику и физиологию человека;
- социальная ответственность архитекторов VR, подразумевающая определенный моральный кодекс специалистов для создания психологически привлекательного виртуального мира.
Также получить образование можно на следующих порталах:
- лекции о VR на TED;
- курс разработчика виртуальной реальности на Udacity;
- обзорная статья о приспособлениях VR в архитектуре от CEO ARCH Virtual;
- VR-технологии от корпорации Google;
- клуб виртуальной реальности virtuality.club;
- гайд для новичков от AECMagazine;
- раздел о VR на ARCH Daily;
- статьи на vc.ru о том, где и зачем учиться разработке приложений для VR.
Кроме того, знания о технических аспектах виртуальной реальности можно получить на специальных курсах в Высшей школе бизнес-информатики (ВШБИ).
В школе компьютерных технологий Scream School на курсе «Мультимедийные коммуникации» готовят креативных продюсеров для среды визуальных коммуникаций с окружающим миром.
Получить необходимые знания можно на курсах гейм-дизайнеров, также стоит посмотреть уроки по 3D-моделированию и записаться на факультеты специализированных школ — Scream School, RealTime School и другие.
Школа компьютерных технологий Scream School и Культурный центр «ЗИЛ» создали совместный образовательный проект «Digital профессии — сегодня и завтра», где можно изучить не только правильное проектирование визуального пространства, но и другие факторы, которые формируют у пользователей ощущение полного погружения в цифровой мир: объёмный звук, сенсорные ощущения (запахи, вибрации, кинестетические ощущения и т.п.).
Кто такой архитектор виртуальности?
Архитектор виртуальности – высококвалифицированный специалист, который стремится создать полноценные виртуальные пространства, учитывающие психо- и биопараметры каждого, отдельно взятого пользователя.
Профессия архитектора VR сравнима с работой программиста по созданию игровых приложений, но, в отличие от последнего, архитектор управляет виртуальным миром, что создает для пользователя атмосферу полного погружения в события и вызывает эмоции, как в реальной жизни.
История компьютерных технологий началась лишь несколько десятилетий назад, поэтому профессия архитектора VR не имеет прошлого, и целиком устремлена в будущее. Однако, как каждый специалист будущего, виртуальный архитектор должен иметь детальное представление о многих других профессиях и сферах деятельности человека, чтобы в точности, до мельчайших деталей, воссоздавать события прошлого, настоящего и будущего:
- в любой географической точке на карте – для создания программ по изучению истории, биологии, культуры и других наук;
- в научной лаборатории;
- в конструкторском бюро;
- в развлекательных центрах;
- в поликлиниках и больницах;
- в мастерской художника или дизайнера;
- в детских учреждениях и т.д.
Универсальные специалисты будущего должны соответствовать требованиям века технологий и цифровизации. В круг профессиональных обязанностей архитектора VR входит:
- общение с заказчиками;
- постоянное повышение уровня квалификации на курсах программирования, иностранных языков, психологии, биотехнологий и т.д.;
- виртуальный архитектор должен уметь организовывать рабочий процесс;
- специалист обязан соответствовать требованиям компании, в которой он работает, заботится о конкурентоспособности работодателя и постоянно проявлять творческую инициативу.
Архитектор виртуальной реальности работает на стыке разных направлений науки, искусства и IT-технологий: архитектуры и строительства, дизайна, промышленности, медицины, образования и развлекательной индустрии. При этом сфера применения знаний и профессиональной компетенции архитектора VR неуклонно расширяется.
Представители этой профессии несут большую ответственность, потому что они объединяют тонкий и хрупкий мир человеческой психики с техникой, лишенной эмоций и чувств.
Востребованность/перспективы профессии
Высокий уровень востребованности создания «нарисованной» реальности связан с ее небходимостью для:
- компьютерного воспроизведения условий реальной езды на автомобиле, прочих транспортных средств
- визуализации процессов в рамках обучения в вузах и школах;
- развлечениях: для создания компьютерных игр с высоким уровнем реалистичности;
- проектировании;
- военной промышленности;
- здравоохранении.
Приведенный список не является исчерпывающим – виртуальная реальность постепенно охватывает все больший спектр деятельности. Тут главное не столько обучиться, сколько уметь правильно пользоваться накопленным опытом.
Оплата труда
Компании, где можно работать архитектором vr
Оплата труда индивидуальна и зависит от многих факторов: опыта специалиста, величины компании, в которой он работает, масштаба проекта.
Ступеньки карьеры и перспективы
Профессия архитектора VR станет отдельной профессией через 2-3 года. К тому времени технологии дополненной или виртуальной реальности станут повседневной частью жизни всех людей. Сама по себе профессия настолько многофункциональна и всеобъемлюща, что карьерным ростом в ней станет постоянное совершенствование технических навыков и социально-психологических аспектов.
Известные специалисты-архитекторы VR
Владимир Деген – лектор по архитектуре VR; CEO & Founder студии «Chingis», VR-евангелист, более 10 лет опыта разработки компьютерных игр, включая AAA-проекты (Heroes of Might and Magic 5, W.E.L.L. Online, Vizerra), 2 года разработки VR-проектов нового поколения, автор уникальных лекций на CG Event 14, 15, 16; лектор в RealTime School и Scream School; ментор на MIXAR2016 и AR&VR Hackathon 2016.
Интересные факты о профессии
Для совершенствования знаний в сфере построения виртуального пространства полезно посещать сайты Holographica, в Slack-сообществе VAMR.
Для понимания того, как устроена психика человека, какова физиология получения удовольствия от процесса игры, рекомендуем книгу Jane McGonigal Reality Is Broken, дизайнера и разработчика компьютерных игр.
Визуализация интерьера в формате виртуальной реальности.
Для многих виртуальная реальность ассоциируется прежде всего с индустрией игр и развлечений. Безусловно, компьютерные игры – огромная ниша развития VR, но строительство и архитектура не стоят на месте. Сегодня существует множество вариантов демонстрации интерьера жилища: ручная подача интерьера, скетч на планшете, 3D-визуализация интерьера, 3D-тур, видео презентация. Каждый из методов имеет свои плюсы, но только виртуальная реальность позволит на 100% погрузиться в собственный интерьер.
Визуализация интерьера в формате виртуальной реальности – спасительный круг архитекторов, дизайнеров, застройщиков.
Дизайн интерьеров в формате виртуальной реальности – новая понятная форма «общения» с заказчиком. Частный клиент получает возможность не просто увидеть чертеж будущей планировки или «плоский» макет, он может пройтись по своим будущим комнатам, оценить удобство расположения перегородок, мебели (оценить расстояние от телевизора до дивана) и даже полюбоваться видом из окна, который при совершении покупки, будет радовать каждый день.
Для бизнеса подобные разработки станут дополнительным инструментом в привлечении большего потока инвестиций (еще до окончания строительства инвесторы могут увидеть законченный объект), а также принесет победу в конкурентной гонке «за клиента».
VR стирает все границы и условности. В чем преимущество использование VR перед другими программами.
информативность (любую деталь будущего интерьера можно рассмотреть со всех сторон). Можно легко переходить из комнаты в комнату, подниматься и спускаться по этажам. Это позволяет экономить и избежать дорогостоящих ремонтов в будущем.
эмоциональность (человеку гораздо комфортнее «побывать» в комнате, чем посмотреть на ее чертеж/макет/ рисунок). Также «картинка» может сопровождаться голосовым сопровождением или музыкой.
Визуализация интерьера в формате виртуальной реальности – без преувеличения, возможность посетить будущее уже сегодня.
Будущее профессии архитектор виртуальности
Архитектор виртуальной реальности – профессия будущего. На специалистов этого профиля через 2-3 года ожидается огромный спрос. Опытные VR-специалисты уже сейчас могут трудоустроиться в компании по созданию компьютерных игр, киноконцертов и киностудии.
Профессия архитектор виртуальной реальности отлично подойдет ответственным и самостоятельным людям с богатым воображением, безграничной фантазией и гибким креативным мышлением. Если перечисленные личностные качества полностью вам соответствуют, смело выбирайте профессию VR-архитектор для обучения и трудоустройства.
Обучение на Архитектора VR
Ввиду того, что профессия архитектора VR на сегодняшний день является новой, ни в одном вузе мира ей не обучают. Но есть студии и курсы, на которых можно получить базовые навыки по созданию виртуальной реальности. А также узнать о перспективах профессии и области её применения в экономике будущего. Программа курсов студии «Chingis» Владимира Дегена включает следующие аспекты обучения:
- виртуальная реальность полного погружения: включаем все органы чувств;
- компоненты проектов виртуальной реальности: идея, программа и контент;
- генерация правильных идей VR-проектов;
- построение программной архитектуры VR-проектов;
- создание VR-контента;
- баланс между погружением и интерактивностью;
- состояние “потока”: теория и практика в VR-проектах;
- экология VR-проектов: влияние виртуальной реальности на психику и физиологию человека;
- социальная ответственность архитекторов VR, подразумевающая определенный моральный кодекс специалистов для создания психологически привлекательного виртуального мира.