Сколько зарабатывают профессии биотехнолог и биоинженер и чем они занимаются?
Содержание:
- Шифр 1-48 02 01
- Описание специальности
- Вузы, где есть эта специальность
- Где учат профессии?
- Распределение открытых вакансий по регионам
- Преимущества и недостатки профессии
- Язык науки. Генетический алфавит
- Где учиться на биотехнолога
- БИОЭКОЛОГИЯ
- Обязанности
- Навыки
- История биотехнологии
- Так да не так
- Почему биотехнологические решения дорогие
- Особенности профессии
- Советы школьникам и студентам, которые хотели бы пройти похожий путь
- Навыки
- Бакалавриат с мухами: как я занялась молекулярной биологией
- Заработная плата
- Карьерный рост
- Профессиональные знания
- Известные биологи
- Поступление в аспирантуру в Нидерландах
Шифр 1-48 02 01
Описание специальности
Биотехнология является одной из самых бурно развивающихся областей науки и производства и базируется на использовании достижений химии, биологии, физики в целях применения потенциала микробных, растительных и животных клеток в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, получении энергоносителей и защите окружающей среды.
Профессиональная подготовка инженеров-химиков-технологов по данной специальности ориентирована на выполнение следующих задач.
Разработка технологий и проектирование предприятий:
- разработка технологий получения витаминов, ферментов, эфирных масел, липидов и других биологически активных веществ
- переработка сельскохозяйственного сырья преимущественно с использованием микроорганизмов, ферментов, культур клеток растений и животных
- проектирование предприятий микробиологической, пищевой и парфюмерно-косметической промышленности
Производственно-технологическая деятельность:
- управление технологическими процессами
- принятие профессиональных решений с учетом их социальных и экологических результатов
- монтаж, наладка, ремонт, техническое обслуживание и испытание установок и аппаратов для проведения биотехнологических процессов
- применение инновационных, энерго- и ресурсосберегающих технологий производства лекарственных препаратов, витаминов, ферментов и других биологически активных веществ
- осуществление производственной деятельности по технической и технологической подготовке производства, выбору форм и методов его организации, обслуживанию основного производства и эффективной деятельности предприятий биотехнологического профиля
Научная и экспериментальная деятельность:
- оптимизация условий реализации технологических процессов
- компьютерное моделирование и модернизация технологических процессов
- конструирование высокоэффективных штаммов микроорганизмов-продуцентов биологически активных веществ для получения ферментов, пищевых добавок, парфюмерно-косметических продуктов
- разработка ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий
В процессе обучения студенты-биотехнологии изучают ряд специальных дисциплин, такие как:
- Химия биологически активных веществ
- Технология продуктов брожения
- Микробиология
- Биохимия
- Промышленная биотехнология
- Оборудование и проектирование предприятий биотехнологических производств
- Технология микробного синтеза
- Основы токсикологии
- Молекулярная биотехнология
- Генетическая инженерия и биобезопасность и др.
Практические навыки в области научных исследований студенты получают на лабораторных занятиях, занятиях в студенческом научном кружке при выполнении научно-исследовательских работ, а в области производства при прохождении общеинженерной, технологической и преддипломной практик на ведущих предприятиях пищевой и парфюмерно-косметической промышленности.
Наши выпускники-биотехнологи работают на следующих предприятиях: РУП «Белмедпрепараты», РУП «Борисовский завод медицинских препаратов», СООО «Лекфарм» (г. Логойск), РУП «Гродненский завод медицинских препаратов», ОАО «Савушкин продукт» (г. Брест), ОАО «Бабушкина крынка» (г. Могилев), ЗАО «Кристалл» и др.
Выпускники-биотехнологи занимаются научными исследованиями в следующих академических институтах: ГНУ «Институт биоорганической химии», ГНУ «Институт микробиологии», ГНУ «Институт физико-органической химии», ГНУ «Центральный ботанический сад».
Вузы, где есть эта специальность
Белорусский государственный технологический университет (проходные баллы в 2013, 2014, 2015, 2016, 2017)
Предыдущая статья
Специальность Биотехнические системы и технологии
Следующая статья
Специальность Биохимия
Оценить статью:
4.1
Тэги: техника технологии
Где учат профессии?
Профориентация определена, абитуриент выбрал профессию биотехнолога: где учиться? Особенности специальности предполагают соответствующие факультеты, в зависимости от выбранной отрасли народного хозяйства. Факультеты биотехнологии есть практически во всех государственных университетах в нашей стране и за рубежом. Биотехнологов готовят технические, сельскохозяйственные, пищевые, технологические университеты по различным направлениям и специализациям.
Факультеты биотехнологии специальности предлагают следующие:
- Промышленная биотехнология.
- Экобиотехнология и биоэнергетика.
- Биотехника и инженерия.
- Биоинформатика.
- Молекулярная биотехнология.
- Оборудование для биотехнологических производств.
- Фармацевтическая биотехнология.
- Химические технологии пищевых добавок и косметических средств.
- Химические технологии и инженерия.
Поделиться
Распределение открытых вакансий по регионам
Распределение релевантных вакансий на рынке труда по регионам.
Статистика не учитывает данные с региональных сайтов работы
Регионы РФ
- Московская область: 13
- Новосибирская область: 6
- Краснодарский край: 6
- Республика Татарстан: 6
- Тульская область: 5
- Республика Башкортостан: 4
- Белгородская область: 4
- Свердловская область: 3
- Самарская область: 3
- Саратовская область: 3
- Владимирская область: 3
- Воронежская область: 3
- Калужская область: 3
- Алтайский край: 2
- Томская область: 2
- Челябинская область: 2
- Ставропольский край: 2
- Ростовская область: 2
- Кировская область: 2
- Ярославская область: 2
- Хабаровский край: 1
- Красноярский край: 1
- Кемеровская область: 1
- Омская область: 1
- Курганская область: 1
- Пермский край: 1
- Тюменская область: 1
- Волгоградская область: 1
- Оренбургская область: 1
- Пензенская область: 1
- Республика Марий Эл: 1
- Нижегородская область: 1
- Ивановская область: 1
- Костромская область: 1
- Липецкая область: 1
- Орловская область: 1
- Тамбовская область: 1
- Калининградская область: 1
Преимущества и недостатки профессии
Главное преимущество биомедицинских технологий – их актуальность. С годами направление не устаревает – наоборот, расширяется за счет появления новых форм. Поэтому и спрос на квалифицированные кадры существует постоянно.
Среди других плюсов следует выделить:
- возможность посещать семинары, конференции, командировки по обмену опытом за рубежом;
- престижность и признание;
- достойную оплату труда;
- многообразие направлений;
- возможность делать открытия, способные изменить общество.
Недостатки тоже есть:
- невысокая зарплата для специалистов без опыта;
- высокая ответственность за результат;
- зависимость от заказчика или руководителя проекта, необходимость мириться с их некомпетентностью;
- ненормированный рабочий день, стрессы.
Язык науки. Генетический алфавит
Двухцепочечная молекула ДНК хранит генетическую информацию, а генетическим кодом называют систему записи последовательности кодируемого белка нуклеотидами в гене.
Между языком генетики и любым другим языком можно для наглядности провести параллель. Как самый обычный текст, написанный, к примеру, на русском или английском языках, описывающий последовательность действий, так и запись информации в гене о последовательности аминокислот белка состоит из логически упорядоченных букв. То есть вся генетическая информация в молекуле записана набором из четырех букв — так называемым «алфавитом». Нуклеотиды обозначаются буквами А (аденин), Т (тимин), Ц (цитозин) и Г (гуанин). Они одинаковы у всех — от бактерий до человека. Различной будет лишь последовательность этих букв.
Свойства генетического кода:
- Триплетность. Генетический код состоит из трех букв — триплетов нуклеотидов ДНК. Они комбинируются в разной последовательности: ГЦА, АЦГ, ААТ и т.д. Каждый из триплетов кодирует конкретную аминокислоту, а это значит, что все 20 существующих аминокислот зашифрованы тремя определенными нуклеотидами.
- Вырожденность. Триплетов, кодирующих аминокислоты, существует 61, а аминокислот только 20, поэтому каждая аминокислота может кодироваться несколькими триплетами.
- Однозначность. Каждому триплету соответствует только одна аминокислота.
Где учиться на биотехнолога
Обязательно в ВУЗе и лучше всего в государственном. Авторитет учебного заведения особой роли не играет, важен уровень кафедры и возможности, которые учебное заведение предоставляет студентам в процессе обучения.
У вас должна быть возможность практиковаться, контактировать с научным сообществом, вы должны иметь необходимые ресурсы (лаборатории, места для прохождения практики и так далее).
Постарайтесь узнать о факультете выбранного университета как можно больше. Отдельно оцените уровень преподавательского состава, в частности практические достижения профессуры.
В ТОП-5 лучших университетов России, где учат биотехнологов, входят:
- МГУ им. Ломоносова.
- Исследовательский университет им. Пирогова.
- РУДН.
- СПБГУ.
- Аграрный университет им. Тимирязева.
Получить профессию можно и по ускоренной программе в рамках первого или второго высшего образования. Для этого необходимо иметь диплом выпускника среднего специального учебного заведения по профильной специальности, либо высшее образование по любой специальности. Реализуется и несколько программ дистанционного обучения, однако их эффективность вызывает обоснованные сомнения у экспертов.
БИОЭКОЛОГИЯ
Специальность «Биоэкология» является одной из наиболее актуальных и востребованных в настоящее время. Специалист биоэколог осуществляет деятельность по изучению, оценке состояния и охране биоты как компонента экосистем биосферы. Объекты профессиональной деятельности: организмы, популяции, сообщества в их взаимоотношении со средой; биомониторинг, экологическая экспертиза и биологические методы контроля состояния природной среды.
Учебный план подготовки специалистов-биоэкологов предусматривает широкую общебиологическую и общеобразовательную подготовку и включает такие специальные дисциплины как глобальная экология; землеведение; консументы; ландшафтная экология; гидроэкология; особо охраняемые территории; биологические инвазии в водных и наземных экосистемах; агроэкология; почвенные ресурсы; методы полевых экологических исследований; радиоэкология; первичные продуценты экосистем; популяционная экология; радиационная экология; растительные и животные ресурсы; редуценты в природных и искусственных экосистемах; химическая экология; экологическая физиология; экологические проблемы Беларуси; экологический мониторинг, контроль и экспертиза; экологическое право; экология городской среды; экология человека; биоиндикация качества природной среды; аналитические методы в экологии; экономика природопользования; экологическая биохимия и др.
Важное место в подготовке студентов имеют учебные полевые практики. Студенты выезжают в разные регионы Республики, где имеют возможность общения с живой природой, изучают видовой состав растений и животных, их экологические особенности, биоценозы
Ежегодно студенты экологи проходят практики на базе УНЦ «Нарочанская биологическая станция им. Г.Г. Винберга», геостанции «Западная Березина», лабораторий «Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам» и других академических институтов, различных рыбхозов, городских и районных инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды, станциях по очистке сточных вод горводоканалов и др.
Выпускающая кафедра – кафедра общей экологии и методики преподавания биологии. В рамках специализации «Общая экология» студенты слушают следующие дисциплины: почвенные ресурсы, рыбные ресурсы, биоиндикация качества природной среды, экология городской среды, частная гидроэкология, ландшафтная экология, глобальная экология, экология человека, экологическая биохимия, ландшафтная экология, экологические проблемы Беларуси.
Выпускники получают квалификацию «Биолог-эколог. Преподаватель биологии и экологии».
Исходя из своих квалификационных возможностей, специалист биолог-биоэколог подготовлен к самостоятельной работе на должностях биолога, лаборанта-исследователя, инженера-исследователя, научного сотрудника в научно-исследовательских и научно-производственных учреждениях, и других должностях, предназначенных для специалистов с высшим биологическим и экологическим образованием.
Специалист биолог-биоэколог также подготовлен к педагогической деятельности на должности преподавателя в средней школе и учреждениях высшего и среднего специального, профессионального образования.
Виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская деятельность;
- научно-производственная и контрольно-экспертная деятельность: осуществление экологической экспертизы, решение проектных и производственных задач, требующих базовой и специальной биолого-экологической подготовки, организационная деятельность в области охраны природы и рационального природопользования;
- педагогическая деятельность в области биологии и экологии;
- биомониторинг и биологический контроль состояния природной среды, оценка антропогенных воздействий на нее.
Выпускники биологи-биоэкологи могут найти работу:
- в органах охраны природы и управления природопользованием (учреждения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства сельского хозяйства, Госкомгидромета, местных административных органов);
- в научно-исследовательских лабораториях экологического профиля;
- в центральных заводских лабораториях в области промышленной экологии и охраны окружающей среды;
- в СЭС;
- в общеобразовательных и специальных учебных заведениях;
- в заповедниках, ботанических и зоологических садах, национальных парках, специализированных и природоведческих музеях.
Возможности продолжения образования:
Выпускники факультета, проявившие склонность к научной деятельности, имеют возможность продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре.
Страница обновлена: 07.02.2017 19:49
Обязанности
Мнение эксперта
Екатерина Колоколова
Профориентатор. Дипломированный специалист по проблемам вовлеченности детей в учебу. Имеет более 10-и лет опыта ведения семинаров, тренингов и лекций с аудиторией самого разного возраста.
Перечень обязанностей и функций биоинженера зависит от его специализации, типа разрабатываемого проекта. Такой сотрудник может заниматься сбором информации, проведением опытов или лабораторных исследований, созданием инструментов для работы с биологическим материалом.
Профессионал с упором на техническую составляющую способен самостоятельно создавать программы для компьютеров и оборудования.
Ученому больше интересны теоретические и практические разработки. Также представители профессии ведут профильную документацию, следят за соблюдением техники безопасности, наблюдают за подопытными объектами.
Навыки
Биотехнологу необходимы знания и навыки в той области, на изучении и разработке объектов которой он специализируется:
- знание основ химии, фармакологии, системной биоинформатики, робототехники, бионики, математического анализа, предмета гибридизации, генной инженерии;
- знание принципов селекции и клонирования;
- умение вести организационную работу, определять приоритетность задач, применять теоретические познания на практике;
- уметь правильно определять назначение и применять промышленное оборудование, сырьё, работать с реактивами и другими материалами;
- уметь грамотно трактовать и использовать в работе результаты проводимых исследований.
История биотехнологии
Ранняя биотехнология позволила фермерам выбрать и развести культуры, которые сегодня дают самые большие урожаи: в достаточном для поддержания растущего населения количестве.
Так как посевы и поля становились все более объемными, возникли проблемы с их поддержанием. Тогда обнаружили, что отдельные организмы и продукты их переработки вполне эффективно оплодотворяют, восстанавливают азот и борются с вредителями. На протяжении развития сельского хозяйства, фермеры непреднамеренно изменяли генетику культур, вводя их в новые условия и разводя вместе с другими растениями. Все это было первыми формами биотехнологий.
Долгое время люди также пользовались селекцией с целью улучшить производство сельскохозяйственных культур и домашнего скота, чтобы все это потом можно было употреблять в пищу.
Селекция основывалась на том, что организмы, обладающие желательными характеристиками, сопрягались с такими же организмами.
Пример 1
Так получили самые сладкие и крупные зерновые культуры.
Начало 20 века стало временем углубления в основы микробиологии, что привело к изучению различных способов производства. Хаим Вейцман в 1917 году первым применил микробиологическую культуру в промышленном процессе — в производстве кукурузного крахмала.
Замечание 1
С развитием биотехнологий связана разработка антибиотиков.
В 1928 году Александр Флеминг открыл плесень Penicillium.
Виды биотехнологий
Существует несколько видов биотехнологий:
- биоинженерия;
- биомедицина;
- наномедицина;
- биофармакология;
- биоинформатика;
- бионика;
- генная инженерия.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Так да не так
Выполнять все пункты инструкции несложно. Сложно не забыть, что эти пункты значат и не пренебречь ими в какой-то момент. Биотехнологи обладают (должны, во всяком случае) определёнными компетенциями, не позволяющими им просто так нарушить порядок. Рядовому же человеку кажется, что если он не протрет стол спиртом вон в том углу, то ничего не случится. Что можно подержать иглу в пламени не пару секунд после раскаления, а просто докрасна — это нормально. Что микроорганизмы якобы неживучие, а потому выжить на раскаленной игле и уж тем более на грязном столе с обилием пропитания они не смогут. На самом же деле сюжета фильма «Нечто» конечно не произойдёт, но если работа ведётся с опасными патогенами, то соблюдение этих казалось бы простых правил поможет биотехнологу не помереть раньше времени.
При этом стоит отметить, что и выполнение всех пунктов не гарантирует хороший результат. Поскольку работаем мы с биосистемами, а биосистемы обладают высокой изменчивостью и вариативностью, к тому же весьма привередливы.
Изменчивость заключается в том, что хорошо изученные культуры после длительного хранения или множества пересевов могут приобретать или терять некоторые свойства. Так раз в несколько лет (порой чаще) проводится «переаттестация» и перелицензирование биопрепаратов, включающие проверку их активности и «силы роста». Изменчивость также ответственна и за получение новых штаммов — более активных, более стойких или имеющих особые отличительные свойства.
А ведь помимо изменчивости в процессе деления и рекомбинации, у бактерий существует еще и половой процесс. Конечно, он не очень похож на привычный нам, но результат такой же — обмен генами и создание новых качественно отличных организмов. Рисунок Deus.exe
Вариативность — способность в разных условиях по-разному проявлять свои свойства. Так, в природе Bacillus subtilis всего лишь сапрофитная бактерия, участвующая в разложение растительных остатков. Однако её способность продуцировать антибиотики сделала её популярной основой биопрепаратов для защиты растений от вредителей и болезней, а продукция фитогормонов вроде ауксинов и гиббереллинов — полезным биоудобрением и стимулятором роста растений.
Все это — варианты, полученные из одной исходной культуры и посеянные в одно время. Однако взгляните, как они отличаются по размеру, форме, структуре колоний и скорости роста!
Привередливость же — очень большая проблема. Если вышеупомянутая сенная палочка «всеядна» и способна расти чуть ли не на голом агаре (хотя почему чуть ли? На голом агаре и растёт), как и практически на любой другой питательной среде с рН от 4,5 до 8,5, то некоторые другие организмы так не могут.
Например, я сейчас мучаюсь с одним из весьма опасных фитопатогенов, и в прошлом даже карантинным объектом — бактериями семейства ксантомонад. И на полях эта зараза губит более 30% урожая капусты ежегодно, распространять с землёй, водой и гниющими листьями.
Но в лаборатории ксантомонады расти отказываются напрочь, какую бы среду им ни подобрали. Универсальная для всех бактерий среда СПА (сухой питательный агар, основа которого — гидролизат печени кильки и рыбная мука) им не по вкусу, разработанная специально для подобных случаев среда Кинга и органические среды вроде УДС (на основе дрожжевого экстракта) и кукурузно-мелассная среда (отходы производства кукурузы и сахарной свёклы) требуют внимания к рН и наличию осадка, чуть что отличается в пределах нормы по ГОСТ — и ксантомонас опять не растёт. Приходится подбирать среду индивидуально, основываясь на известных биологических свойствах. Порой приходится варить капустные листья и картофель (естественно, без приправ) для того, чтобы приготовить вытяжку на питательную среду.
Но не только биологическая природа объектов, с которыми приходится работать, создаёт проблемы. Есть ещё и фактор случая. Особенно болезненно он проявляется вместе со случаем из предыдущего абзаца.
Дно пробито! Стол залит бактериями! Ужас, буря, безумие! Бывает, что попадается заводской брак. После стерилизаций, перемешиваний, нагревов и прочего стеклянные пробирки и колбы могут треснуть из-за накопившегося напряжения или случайного резонанса. Забавный факт — в тот день дно вылетело не только у меня, но и у пары других сотрудников.
Например, вы идеально приготовили среду. Идеально простерилизовали бокс ультрафиолетом, прожаривая его целый час. Идеально протерли стол. Идеально разлили среду, приоткрыв чашку ровно настолько, чтобы прошла струйка расплавленного агара. И через сутки, приходя забрать застывшую среду, вы обнаруживаете постороннего.
Почему биотехнологические решения дорогие
Заинтересованность правительства — один из ключевых факторов развития биотехнологий и определения их стоимости. Сегодня свыше 40 стран имеют национальные стратегии для продвижения биоэкономики. В нашей стране с 2012 года работала «Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации: Био2020», но в 2018 году в Минэкономразвития сообщили, что ее нужно пересмотреть, поскольку программа не предусматривала финансирования исследований. Какая стратегия заменит этот документ, переставший действовать в 2021 году, неизвестно
Но помимо финансирования в России очень не хватает института развития проектов в области биотехнологий, который бы целенаправленно инвестировал в этот сектор, а также комплексного нормативного обеспечения — на это игроки рынка обратили внимание в рамках IV ежегодного Аграрного форума России в 2019 году
Помимо этого большую роль играют инвестиции приватного сектора и диверсификация источников капитала. В пандемию венчурный рынок устремился в BioTech — только в США в первой половине 2020-го появилось столько же фондов, нацеленных на биотехнологии, сколько за весь 2019 год (с капиталом более $10 млрд) — об этом сообщает Silicon Valley Bank. При этом все чаще капитал для биотехнологических исследований не ограничивается государственными источниками и финансированием из частного сектора: подключаются краудфандинговые площадки (такие как Indiegogo, Kickstarter): интернет-порталы, привлекающие средства для конкретного проекта от нескольких инвесторов. Правда из-за пандемии они потерпели серьезные убытки — на Kickstarter, по данным Cnews, по итогу 2020 года число проектов уменьшилось более чем на 30%.
Зеленая экономика
13 трендов биоэкономики: что ждет людей, бизнес и науку в ближайшие годы
Также на стоимость BioTech-решений влияет доступность ресурсов — технологических (исследовательских центров, конкретных аппаратов) и человеческих (специалистов). Чем их больше, тем ниже затраты на производство биотехнологических продуктов за счет возможности масштабировать разработки. И одновременно с этим нужно работать над прозрачностью операционной деятельности и логистикой, создающими дополнительные расходы.
Особенности профессии
Ключевая особенность профессии биолога заключается именно в том, что она включает в себя большое число специализаций. И для успешной работы понадобится сделать свой выбор. Впрочем, начать обучение можно по общему профилю, а на старших курсах понять, что по-настоящему ближе. Хороша эта профессия и тем, что со временем, при желании, можно достаточно быстро переквалифицироваться в близкое направление. В общем случае основные рабочие обязанности биологов сводятся к следующим:
- Организация и проведение лабораторных, полевых биологических исследований, экспедиций.
- Проведение оценок, экспертиз, биомониторинга в отношении каких-либо биоресурсов в соответствии с профилем (обычно это объекты живого или растительного мира).
- Контроль и управление процессами биологического производства (в зависимости от профиля это могут быть продукты растениеводства, биологическая продукция медицинского назначения, животные биоресурсы и многое другое).
- Организация и проведение мероприятий, направленных на охрану природы, рациональное расходование биоресурсов, возобновление охраняемых и редких видов биологических объектов.
- Проведение исследований, связанных с биоресурсами и направленных на решение каких-либо задач промышленных, лесных, сельскохозяйственных предприятий.
- Контроль за соблюдением всех правил и норм, связанных с охраной природы.
- Создание и реализация проектов озеленения, ландшафтного дизайна, заповедников, заказников и других объектов.
- Проведение экскурсий в природных и национальных парках и других охраняемых территориях.
- Ведение педагогической деятельности по профилю «биология».
Ряду биологов, так или иначе, приходится иметь дело с юридической стороной вопроса: нормами и правилами, установленными нашим законодательством, которые касаются охраны природы, пользования природными ресурсами и т.п.
Советы школьникам и студентам, которые хотели бы пройти похожий путь
Школьникам: Не страшитесь сделать неправильный карьерный выбор. Он не является необратимым, вопреки вероятным увещеваниям ваших учителей и близких.
Всем: Старайтесь как можно лучше разузнать, какие возможности у вас есть. Каковы условия работы по той или иной специальности? Сколько там ответственности, свободы решений, занятости? Кем чаще всего идут работать выпускники и выпускницы факультета X? Какие навыки нужны, чтобы быть хорошей специалисткой в Y? Чем изо дня в день занимаются в организации Z? Не стесняйтесь просить рассказать об этом людей с соответствующим опытом. Даже незнакомых, только вежливо :). Как правило, людям нравится казаться умными, и они охотно делятся полезной информацией.
Вот мне, например, можете написать в комментарии к этой статье, а можете — в личку.
Фото предоставлены героиней
Навыки
Компетенции дипломированного специалиста достаточно для решения следующих организационно-производственных задач:
- Разработки проектов – от идеи до чертежей и создания прототипа.
- Подготовки технико-экономического обоснования.
- Ведения технической документации и проверки грамотности ее составления.
- Проверки соответствия опытных образцов действующим стандартам безопасности.
- Организации и проведения испытаний тестового оборудования.
- Анализа результатов испытаний и доработки при необходимости.
- Создания безопасных условий труда.
- Профилактики производственного травматизма.
Бакалавриат с мухами: как я занялась молекулярной биологией
На первом курсе биофака весь поток слушал одни и те же дисциплины — химию, математику, ботанику, зоологию. Со второго курса появилась специализация и нужно было пойти на одну из кафедр. Я совершила выбор не то чтобы осознанно, так как плохо представляла, чем занимаются выпускники разных направлений. Но сейчас считаю, что в итоге не прогадала, пойдя на кафедру молекулярной биологии.
В конце второго курса мне рассказали, что одна девушка закончила наш биофак и поступила в аспирантуру в Оксфорд. Она уезжала в Англию, а ее место в московской лаборатории освобождалось — и его предложили занять мне. Я согласилась, опять же, не особенно вникая в задачи лаборатории и моральную атмосферу работы в ней — мне казалось, что маленькой второкурснице не пристало привередничать и выбирать. Но мне почему-то снова повезло.
Я оказалась в группе динамики транскрипционных комплексов в Институте биологии гена. Там мы проводили эксперименты с мухами дрозо́филами и их клетками — занимались настоящей фундаментальной молекулярной биологией.
В этой лаборатории я занималась два года и написала дипломную работу. У меня были хорошие отношения с научной руководительницей и коллегами, я с теплом о них вспоминаю и навещаю их, когда бываю в Москве. В память об этом периоде жизни я сделала татуировку с мухой на предплечье.
Фото Елены Днепровской — тату-мастерицы
Заработная плата
Уровень доходов в этой профессии также сильно зависит от того, какой более узкий профиль выбрал специалист, и от места работы. Градация заработных плат здесь очень велика: от совсем скромных доходов в слабо финансируемых лабораториях до высоких зарплат в современных генно-инженерных комплексах.
Карьерный рост
Биологи могут заниматься исследовательской, теоретической деятельностью, управлением работой соответствующих отделов организации, и даже заниматься продвижением продукции, связанной с использованием биологических ресурсов, на рынке. Соответственно, карьерные возможности таких специалистов тоже достаточно разнообразны и зависят от места работы.
Профессиональные знания
- Зоология.
- Ботаника.
- Анатомия и медицина.
- Биотехнология.
- Генная инженерия.
- Правила организации и проведения исследований в различных условиях.
- Математические и статистические инструменты для получения выводов от проведенных исследований.
- Правила оформления официальной документации.
- Установленные законодательным образом правила и нормы эксплуатации биоресурсов.
Известные биологи
- Александр Флеминг, открывший фермент лизоцим, который способен угнетать развитие некоторых бактерий без повреждения здоровых тканей.
- Чарльз Дарвин, создатель теории развития органического мира.
- Грегор Мендель, основатель науки о наследственности, положивший начало развитию генетики в современном ее понимании.
Поступление в аспирантуру в Нидерландах
В конце магистратуры мне втемяшилось в голову, что я хотела бы переехать в Нидерланды. Поэтому я стала искать новую работу там. Из всех вариантов развития карьеры поступление в аспирантуру было самым очевидным и оттого наименее энергозатратным для достижения.
Первой моей попыткой поступить в нидерландскую аспирантуру было собеседование в Нидерландском институте рака (Netherlands Cancer Institute, NKI) с лидером научной группы, лично знакомым с моим тогдашним немецким боссом. Там мне отказали.
К процессу подключился начальник моей немецкой лаборатории: вслед за каждой моей холодной заявкой он отправлял свою рекомендацию. Это не общепринятая практика: обычно научные руководители и руководительницы пишут рекомендации только по прямому запросу от студента или студентки. Так что я очень благодарна своему заведующему лабораторией за такую вовлеченность в мое поступление в аспирантуру.
Кроме отсылки холодных заявок, я занималась и отслеживанием открытых вакансий на сайтах научных учреждений. Эти сайты тоже заносила себе в таблицу, чтобы не забыть.
В итоге у меня получилась одна большая таблица: на одном листе — лаборатории, на другом — ссылки на страницы с вакансиями (третий лист — о том, как устроена таблица).