Откуда у вас такие картинки? полный гид по психотерапии
Содержание:
- Введение
- Глава 1. Применение метод мандалы в психотерапевтической работе
- Что лежит в основе появления страхов
- Метод Джудит Рубин
- Метод
- Направления арт-терапии
- Как проходит процедура?
- Танцевально-двигательная терапия в арт-подходе
- Виды арт-терапии
- Симптомы заболевания
- Глава 2. Клиентский случай из практики
- Метафорические ассоциативные карты в работе арт-терапевта
- Песочная терапия
Введение
Мандала (Mandala) – в переводе с санскрита означает «священный круг». Круг издревле существовал во всех религиях человечества. Изображение мандал можно встретить на протяжении всей истории развития человечества у разных народов в разных культурах. Круг — это Архетипический символ, который является наиболее естественной формой, используемой в арт-терапии, так как этот образ проходит через всю человеческую историю. Круг — это базовый символ, который обозначает целостность, защищенность и все что с этим связано, это знак Абсолюта и совершенства. Круг несет в себе разные метафоры:
«в кругу семьи», «обручальное кольцо», «в кругу друзей», «венок», «нимб», «яйцеклетка», «эмбрион в матке», «капля». В сказках очень много связано с кругом: «тарелочка с голубой каёмочкой», «зеркальце», «яйцо».
Мандала с давних пор несет в себе духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе. Только заглянув внутрь себя, человек может выздороветь, накопить новые силы и энергию.
Мандалы в психотерапию ввел Карл Густав Юнг
Он с большим интересом изучал мандалы и обратил внимание западных исследователей-психоаналитиков на этот метод. В своей автобиографии, «Воспоминания, сны, размышления», Юнг вспоминает о том, как в 1916г
он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Исследования своих рисунков и рисунков своих пациентов привели Юнга к заключению, что каждый рисунок отражает внутреннюю жизнь человека на данный момент, и с помощью мандал он стал фиксировать свою «психическую трансформацию». Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности. Юнг говорил, что “мандалы… обычно появляются в ситуациях замешательства или беспомощности. Следовательно, архетип являет собой матрицу порядка, которая… обозначена кругом, поделенным на четыре части (кватерность). Эта матрица наложена на психический хаос таким образом, что любое содержание находит свое место, а беспорядочная сумятица удерживается охраняющим кругом”.
Глава 1. Применение метод мандалы в психотерапевтической работе
Мандалы – это эффективный, безопасный и одновременно глубокий метод диагностики и интеграции личности в психотерапевтической и психокоррекционной работе с разными клиентами. Диапазон применения данного метода в психотерапии очень широк. От тяжелых кризисных состояний, как способ экстренной помощи, до самостоятельной работы клиента дома. Юнг считал манадлы «единственным способом аутопсихотерапии». Этот метод не имеет противопоказаний, поэтому его активно используют в психиатрии, при психокоррекции, в семейном консультировании, различного рода тренингах саморазвития и самосовершенствования, в бизнес-консультировании. Мандалы не имеют ограничений по возрасту, поэтому хороши как для детей, так и для взрослых.
Мандала несет в себе диагностическую и терапевтическую функции.
В диагностике мандала обеспечивает доступ к глубинному бессознательному клиенту, что помогает определить ситуацию клиента на настоящий момент времени, определить на каком отрезке своего жизненного пути он сейчас находится, выяснить истинные потребности человека. Ведь создавая мандалу, человек открывает для себя, в первую очередь, свой внутренний мир в настоящий момент времени, свой Я — образ вне социума, свою самость.
В терапии мандала помогает человеку обрести свою целостность, уникальность, защищенность, структуру и границы, что способствует быстрой интеграции личности.
Взаимодействуя с мандалами в терапевтическом процессе, человек восстанавливает и укрепляет связь между сознательным и бессознательным «Я», это и способствует исцелению и гармонизации личности.
Мандала может использоваться как в индивидуальном консультировании, так и в группе.
При создании мандал, можно использовать различные материалы и разные способы.
Можно использовать в работе уже готовые мандалы: тибетские мандалы, большой круг Келлог, их можно описывать, созерцать, на них можно медитировать, сочинять разные истории. Можно раскрашивать готовые мандалы – раскраски. Манадалы можно рисовать, используя разные виды красок, карандашей, пастель, восковые мелки. Мандалы можно создавать и из других, иногда даже подручных, материалов:
— насыпать из песка и разного вида круп,
— выкладывать из камней, ракушек, различных тканей, ниток, платков и даже предметов, которые могут быть у человека под рукой,
— выкладывать из человеческих тел в групповой работе.
Что лежит в основе появления страхов
Эротофобия с одинаковой частотой проявляется и у мужчин, и у женщин. Причины формирования страхов, в большинстве своем лежат в психологической плоскости. Среди основных причин сексологи выделяют:
- психологические травмы, связанные с неудачным половым опытом. Кроме сексуального насилия, это также может быть провальный первый опыт, жестокость или холодность партнера, насмешки с его стороны;
- слишком консервативное воспитание. Внушение с ранних лет мысли о том, что секс является греховным деянием, пресечения любых попыток общения с противоположным полом, постоянное акцентирование внимания на тех проблемах, которым может сопровождаться интимная близость. Подобное поведение со стороны родителей формирует чувство стыда и вины, заставляет чувствовать себя неловко даже при возникновении мыслей о сексе;
- комплексы, зачастую связанные с неприятием самого себя или своего тела. В такой ситуации эротофобия выступает как осложнение других расстройств;
- жестокость со стороны родителей. У женщин желание избегать мужчин может стать проекцией агрессивного поведения отца. В дальнейшем такое восприятие распространяется на всех мужчин и прогрессирует в боязнь близости. У мужчин причиной боязни интимных отношений может быть холодность и жестокость со стороны матери, которая со временем начинает проецироваться на всех женщин в целом;
- невозможность наладить контакт с конкретным партнером. Если проблема появилась уже в отношениях, ее подоплекой могут быть конфликты, недоверие и психологическая несовместимость у пары. Один из партнеров может начать воспринимать интимные отношения как свою обязанность, относится к ним, как к принуждению. На такой почве возникают болезненные ощущения во время соития, а усугубление ситуации может приводить к дисфункции.
Свое влияние на развитие боязни интимных отношений имеют и физиологические особенности. Причина фобии может крыться в резком нарушении гормонального фона, в частности, снижении уровня андрогенов. Свою лепту способны внести и гинекологические заболевания, чаще всего это различные воспалительные процессы и варикозные заболевания малого таза.
Не стоит сбрасывать со счетов и социальный фактор. Окружение является одним из ориентиров, и если личный опыт по части красочности и успешности не дотягивает до рассказов друзей и знакомых, могут появляться сомнения в собственной состоятельности, возможности удовлетворить партнера. Зацикленность на подобных вопросах может приводить к появлению паники при мысли о сексуальных отношениях, ужасу перед неудачей и, как следствие, исчезновению влечения в целом.
Эротофобия сопровождается не только неприятными ощущениями, но и навязчивыми мыслями о возможной неудаче или негативных последствиях от секса. Мешает такое состояние не только личной жизни, хотя она страдает первой, но и общению, работе и другим сферам.
Нередко на таком фоне могут возникать обсессивно-компульсивные расстройства: чтобы предотвратить возможные негативные последствия, которые есть только в голове у человека, он придумывает только ему понятные ритуалы.
Более склонны к развитию панической тревоги в целом, и коитофобии в частности, люди с тревожным характером и склонные к мнительности.
В ее основе можно обнаружить и различные предрассудки и мифы. У женщин это, как правило, сильные переживания, связанные с потерей девственности. Миф о сильной боли в процессе дефлорации очень живучи и сосредоточенность на таких мыслях может вызывать панику и отказ от секса как такового. У мужчин неудачный первый опыт также может выступать катализатором проблемы. Особенно если неудачи сопровождались осмеянием или унижением.
Сопутствующим фактором развития страха может выступать низкая самооценка. Чувство того, что ты недостоин партнера, не соответствуешь его ожиданиям или не сможешь удовлетворить его физически, приводит к развитию тревоги, со временем перерастающей в панические атаки.
Метод Джудит Рубин
Она основала свой метод в 1963 году, когда только начинала использовать техники арт терапии в работе с семьями на своих занятиях. Дж. Рубин пробовала много разных вариантов, изучала и использовала теорию привязанностей и психодинамику. Но все-таки заметила, что семейная арт терапия приносит больше положительных результатов.
Самым простым и действенным инструментом в работе с семьями, по мнению Джудит Рубин, является применение изобразительного искусства в коррекционной работе. Рубин разработала много техник и активно их использует:
Каракули
Такой метод обычно предлагается пациентам в начале занятия, потому что он относительно прост и безопасен. Однако, интерпретация результатов дает для специалиста обширную характеристику личностей и взаимоотношений.
Данная техника популярно и среди детей, которые еще не могут создать полный образ, поэтому рисование каракулей их поглощает в работу. Также данный вид искусства позволяет пациентам раскрываться в непринужденной обстановке и располагает их к личным беседам.
Создание портрета семьи
Джудит перепробовала разнообразные техники для создания семейного портрета. Она просила своих пациентов рисовать реалистические портреты и символические, некоторые из них даже создавали двухмерные или трехмерные изображения.
Для того чтобы члены семьи чувствовали себя менее скованно, специалист предлагала им различные инструменты для создания рисунков, а также предоставляла возможность самим выбирать, где они будут творить – на столе, полу или мольберте.
Создание фрески
Это особенная техника, созданная Джудит. Пациентам дается большой лист бумаги и некоторое время, чтобы они могли обсудить предстоящую работу, определиться с идеей рисунка и распределить роли. Затем лист бумаги крепится к стене, и они приступают к творческому процессу. Эта техника помогает не только оценить уровень взаимодействий между членами семьи, но и просто помогает им сблизиться и почувствовать себя единым целым.
Свободный рисунок
Этот вид работы дают семьям, которые уже создали рисунки в предыдущих техниках для дополнительного диагностирования. Пациенты могут рисовать что угодно, чем угодно и на чем угодно. У них есть полная свобода выбора. Они могут создавать собственные рисунки или же работать вместе.
Метод
В основном техники арт-терапии построены на механизме проекции: клиенту дается размытый с точки зрения содержания объект, чтобы он привнес в него свой смысл. Это может быть карта Таро, общее значение которой каждый может интерпретировать по-разному, или, как в арт-терапии, нарисованное самим клиентом сказочное существо.
«На первой встрече я часто прошу нарисовать несколько простых рисунков. Чувства, которые сложно проговорить, могут найти свое отражение на бумаге без цензуры со стороны сознания. Так можно получить важный материал для интерпретации и диагностики», — рассказывает практикующий психолог и автор проекта «Школа психологической компетентности» Мария Разыгрина. Например, при работе с детьми она нередко просит нарисовать семью, чтобы лучше понять, в какой обстановке живет ребенок и как помочь ему справиться с переживаниями.
Арт-терапия также может помочь в коррекции поведения, отмечает Разыгрина. Например, если попросить клиента изобразить свои эмоции на трафарете тела, можно перейти от размышлений к действиям с помощью локализации проблемы. Страх в ногах — можно уйти. Гнев в горле — сказать.
Направления арт-терапии
-
Динамически ориентированная арт-терапия берёт своё начало в психоанализе, и основывается на интерпретации потаённых мыслей и чувств, извлечённых из подсознания и овеществлённых средствами искусства. Каждый человек, даже маленький ребёнок способен выразить внутренний конфликт в визуальной (аудиальной) форме, и тогда его легче объяснить и понять, а значит и решить.
-
Гештальт ориентированная арт-терапия. Психотерапевт помогает клиенту осознать и интерпретировать переживания, восстановить целостность «Я», пробудить спонтанность и витальность.
Арт-терапия для детей
Терапия рекомендуется детям с 6 лет, (некоторые терапевты могут работать с малышами с 4 лет) так как в возрасте до 6 лет символическая функция сознания ещё только формируется, ребёнок пока не умеет абстрагироваться. Родитель может присутствовать на сеансе и быть включённым в процесс или занимать позицию наблюдателя.
А вот для подростков данная форма психотерапии может стать очень полезной, подростки стремятся к самовыражению, уже в значительной мере овладели методами (рисование, лепка, сочинительство), но не могут в полной мере ориентироваться в своих эмоциях, желаниях, целях. Подходы арт-терапии идеально подходят для этого возраста. Родитель обычно не присутствует на сеансе.
Арт-терапия для взрослых
Каждый человек может выражать себя творчески, но чем мы старше, тем более утрачивается эта волшебная способность. Взрослые задавлены рутиной и надуманными запретами, они запрещают себе танцевать, рисовать, боятся испачкаться глиной или пластилином. Чувства задавлены, мысли заблокированы, поэтому возникают физические, психологические и невротические расстройства.
Выплёскивая эмоции на холст или на танцполе, люди избавляются от блоков, излечивая себя простыми средствами как от психологических, так и от соматических заболеваний
И что немаловажно для взрослых на арт-терапевтических сеансах, никого ни с кем не сравнивают, работы не оцениваются — это не урок живописи.. Упражнение «Аватар — образ души»
Упражнение «Аватар — образ души»
— Представьте любой объект, который максимально похож на вас (растение, животное, неодушевлённый предмет, всё, что можете представить).
— Нарисуйте его как угодно — идеально прорисуйте или схематично набросайте
— Важно, чтобы эта работа отражала ваше текущее состояние. — Рассмотрите свой образ, поразмышляйте над ним
Почему вы выбрали именно этот образ? Откуда появились эти детали, цвета, украшения? Что вам больше всего нравится в образе? А что не нравится? Чтобы вы хотели поменять?
Арт-терапия для пожилых людей
В Европе и на Западе арт-терапия эмоций широко используется среди пожилых людей старшего и преклонного возраста. Для них создаются группы и центры, использующие подходы терапии, доступные для каждого.
Зрелость — прекрасное время, когда человек может полностью отдаться своим увлечениям, перестать куда-то бежать и начать просто жить. Но это же и время, когда можно попасть в состояние «жизнь без цели». Привычный уклад пожилых людей рушится, дети вырастают, родители начинают чувствовать себя ненужными, начинается пенсия и появляется много свободного времени, а для того чтобы найти новые смыслы требуются энергия и усилия.
Методы арт-терапии дают возможность раскрыть в себе творческий потенциал и найти энергию для жизни в удовольствие.
Как проходит процедура?
Пациентам дается чистый лист бумаги, масляная пастель и цветные карандаши. Далее им предлагается совместно создать два каких-либо рисунка, тему они выбирают сами, а потом – еще четыре, но на них специалист дает собственные инструкции.
Все рисунки создаются за один сеанс, но после каждого выполненного рисунка члены семьи должны обсудить свои эмоции от работы и результат. Вот какие работы предлагаются пациентам:
Рисунок 2
На одном листе каждый член семьи рисует всю семью, то есть себя и остальных. Существует лишь одна рекомендация – изображать людей в полный рост.
Рисунок 3
Портрет семьи. Абстракция. Это задание объясняется не самым простым способом, поэтому сначала специалист просто просит изобразить портрет семьи как абстракцию, а потом отвечает на все вопросы.
Рисунок 4
Образ из каракулей. Сначала каждый рисует свою каракулю, а потом пациенты начинают крутить лист бумаги, добавляя все новые и новые элементы. А кто-то нередко просто оставляет все, как было нарисовано изначально.
Рисунок 5
Объединение каракулей. Похоже на предыдущий рисунок, но после завершения индивидуальных рисунков, членов семьи просят все объединить в одну картину. Они должны выбрать чью-то каракулю за основу и создать что-то общее. Это задание показывает специалисту, как выстроены отношения в семье. Может ли семья проявить себя как единое целое на одном замкнутом предмете, и как они обращаются со своими и чужими границами. Также, впоследствии, специалист сравнивает 4 и 5 рисунок, что позволяет ему диагностировать некоторые семейные проблемы.
Рисунок 6
Каждому снова предлагается нарисовать свободный рисунок. Его диагностика и анализ несут в себе много полезной для специалиста информации. Теперь рисунок отражает все переживания и чувства человека после предыдущих занятий и взаимодействий. По нему можно определить уровень стрессоустойчивости и внутренней стабильности.
Танцевально-двигательная терапия в арт-подходе
Курс дает знания о принципах и методах танцевально-двигательной терапии, формирует представление об особенностях применения танцевально-двигательной терапии в различных областях арт-терапии и психологической деятельности.
Подробно изучаются:
- танцевально-двигательная терапия как метод
- базовые положения танцевально-двигательной терапии
- танцевально-двигательная терапия и арт-терапия
- индивидуальная и групповая работа в танцевально-двигательной терапии
- танцевально-двигательная терапия в медицинских учреждениях
- танцевально-двигательная терапия с детьми и подростками
- танцевально-двигательная терапия в женских группах
- танцевально-двигательная терапия с пожилыми людьми
- базовые компетенции танцевального терапевта
Виды арт-терапии
У арт-терапии много видов: столько, сколько существует разновидностей творчества. Но мы расскажем о самых распространенных.
Изотерапия
Самый известный вид арт-терапии — терапия рисунком. Его популярность связана с тем, что рисовать — естественное занятие, через которое ребенок познает мир. А значит, каждый хоть раз пробовал это делать.
Здесь важно все: выбор инструментов, работа с цветом, фактурой, композицией изображения. Терапевт может задавать тему, а может предлагать клиенту выбрать ее самостоятельно — в зависимости от запроса и особенностей человека. .
Изотерапия эффективно работает с чувством собственных границ, которое часто бывает нарушено у детей. Например, распространенная техника: терапевт предлагает ребенку лечь на ватман и обрисовать контур тела, а потом нарисовать что-нибудь внутри и снаружи. Так ребенок начинает лучше понимать себя и свое соотношение с миром.
Работа с красками, мелками, водой, бумагой — все это также развивает сенсомоторные навыки. Которые, в свою очередь, подталкивают развитие когнитивной сферы.
Взрослому клиенту изотерапия поможет преодолеть стеснение, развеять иллюзию о том, что он неспособен к творчеству и научить новым способам самовыражения.
Сказкотерапия
К сказкотерапии часто прибегают психоаналитики. Придумывая сюжет или облекая в сказку собственную жизненную ситуацию, клиент может прийти к неожиданному решению. Свободный полет фантазии и ассоциации с детством способствуют самораскрытию. Поэтому сказкотерапию применяют в работе не только с детьми, но и со взрослыми.
Драматерапия
Импровизация и отыгрыш разных ролей помогает наладить социальную и коммуникативную сферу. Клиент развивает эмпатию, учится лучше чувствовать свое тело, выражать эмоции и строить взаимодействие с другими. Также драматерапия помогает избавиться от мышечных блоков и зажимов, как следствие — наладить психосоматику.
Куклотерапия
Сочетание сказко- и драматерапии. Хорошо показывает себя в работе с детьми: для них естественно «отыгрывать» травмирующие ситуации и эмоциональные переживания. С помощью куклотерапии ребенок развивает эмпатию и учится эффективным моделям поведения.
Песочная терапия
Первым песочную терапию стал использовать в работе Карл Юнг. С помощью творческих образов на песке он обращался к бессознательному опыту клиента и «извлекал» глубинные эмоции и ранние переживания.
Клиент рисует или создает различные формы на песке, реорганизует их, разрушает, переделывает. В процессе он обсуждает с терапевтом происходящее. Творческий поток и сенсорное воздействие расслабляют, позволяют раскрыться, «вспомнить» и проработать вытесненные переживания.
Музыкотерапия
Вы замечали, что музыка способна менять настроение? Арт-терапия использует этот эффект. В ходе сеансом клиент может как слушать музыкальные произведения, реагировать на них эмоционально, обсуждать это с терапевтом — так и самостоятельно сочинять мелодии.
Симптомы заболевания
Гермофобия и мизофобия в легкой форме проявляется чувством напряжения и тревоги у человека, который находится в местах с повышенной, по его мнению, степенью загрязнения и угрозы заражения, например, в больницах или общественных туалетах.
Более выраженные симптомы проявляются потливостью, тахикардией, слабостью, головокружением, побуждением бежать, срочно что-то предпринять, вплоть до панических атак. Даже осознание проблемы не может с ней справиться. Ощущения окружения микробами и нависшей опасности становится слишком сильными, не поддающимися контролю и внутренним убеждениям в неадекватности оценки угрозы.
Часто люди пытаются свести к минимуму симптомы или скрыть их от окружающих, а кто-то обращается за помощью к специалистам.
Симптомы расстройства:
- чрезмерная брезгливость к грязи, боязнь соприкосновения с загрязненными объектами;
- большинство действий в течение дня связано с мытьем, чисткой и дезинфекцией тела и окружающих предметов;
- ритуалы очищения, которые занимают более часа;
- недолговременное успокоение после ритуалов и нарастание беспокойства через короткое время;
- неконтролируемость желания чистоты, даже при полном понимании преувеличения страха перед загрязнением;
- желание избегать мест, воспринимаемых как содержащих слишком много микробов;
- отказ от обмена личными вещами;
- избегание физического контакта с другими лицами или чужими предметами;
- страх заражения детей;
- избегание больших скоплений людей;
- ограничение контакта с животными.
Иногда человек не осознает деструктивности своего поведения, а критику со стороны воспринимает как непонимание и отвержение его как личности, что приводит к ужесточению по отношению окружающим его людям. В другом случае, человек, страдающий мизофобией, понимает, что что-то происходит не так, как у большинства. В этих или иных разновидностях проявления фобий лучшим выходом становится консультация врача. Правильно установленный диагноз дает возможность применить адекватное лечение.
Глава 2. Клиентский случай из практики
Описание клинического случая.
Пол – Ж
Возраст – 52
Работает в налоговой инспекции последние 15 лет. Запрос на психотерапию касался коррекции веса. На момент обращения за помощью вес женщины достиг отметки 119 кг, размер одежды 58. Марина не замужем, и в официальном браке никогда не состояла. Проживает вдвоем с сыном 18 лет. Есть отношения с женатым мужчиной. Снизить вес ей рекомендовал врач эндокринолог, у Марины в анамнезе сахарный диабет, который диагностировали два года назад. Метод мандала был использован в начале психотерапевтической работы во время третьей встречи, на этапе определения желаемого результата, с целью повышения мотивации и наполнения клиентки ресурсами для предстоящей психотерапевтической работы. Опираясь на знания структуры личности зависимого человека, учитывая инфантильное (детское) эмоционально-образное мышление, магическое мышление, клиентке была предложена техника мандалы с кристаллом.
Описание проведения техники мандала с кристаллом.
Кристаллизация – это появление и зарождение чего-то нового, если это новое приходит в жизнь осознанно, то эти изменения становятся необратимыми.
На сессии клиентке была предоставлена основа мандалы на формате А3, гуашь и кисти. С собой на встречу Марина принесла небольшой кристалл.
Этапы работы.
- Определение текущего состояния.
В начале сессии, клиентка отметила некоторое волнение по поводу предстоящей работы, сомнения, которые возникают у нее периодически и связаны с вопросом «сможет ли она стать более стройной», тревогу, и при этом демонстрировала свою готовность и интерес к работе.
- Определение своего заветного желания.
На первом этапе клиентка сформулировала свое желание так:
«Я хочу похудеть».
В ходе анализа и разбора слова «похудеть» по составу, клиентка переформулировала свое желание «Я хочу быть стройной!»
Клиентка положила свой кристалл в центр основы манадлы, после чего она была введена в состояние небольшого транса с целью прислушаться к себе, увидеть образ желаемого состояния и ощутить соотносится ли образ желания с кристаллом, который лежит в центре мандалы.
- Проверка желания на экологичность и безопасность для самой клиентки и окружающих ее людей по СМАРРТ.
Цель клиентки по СМАРРТ:
Конкретна – стройность, легкость, жизнерадостность.
Измерима – результаты можно измерить с помощью весов и сантиметровой ленты.
Достижима – критерии, по которым можно отследить достижения – вес и объёмы, эмоциональный фон.
Реальна – результаты работы зависят от клиентки и находятся в зоне ее контроля.
Актуальна – основной мотив связан с желанием улучшить свое состояние здоровья, что было настоятельно рекомендовано врачом и желанием выглядеть привлекательно.
Время – Марина для работы над снижением веса определила для себя срок в течении года.
- Формулирование желания.
Клиентке было предложено поработать над формулировкой желания, с целью сделать его понятным, конкретным, с учетом всех модальностей.
После проведенной работы, желание обрело следующую формулировку:
«Я жизнерадостная привлекательная легкая на подъём женщина с оптимальным весом и размером одежды 50.»
- Концентрация желания в кристалле.
- Рисование мандалы. Клиентке было рекомендовано рисовать мандалу быстро, следить за внутренним импульсом.
- Рекомендации для самостоятельной работы с мандалой.
Марине было рекомендовано повесить мандалу в том месте, где ее не будут видеть чужие люди. Она выбрала место на дверце шкафа в своей спальне, по крайней мере два раза в день – утром и вечером, открывая дверцу шкафа, чтобы взять одежду, она будет смотреть на мандалу и вспоминать про свое желание.
Кристалл Марина положила себе в косметичку, которая всегда находится при ней в ее дамской сумочки, где лежит губная помада, которой она достаточно часто пользуется в течении дня, кристалл будет выполнять туже функцию своеобразного якоря.
Когда Марина обретет желаемый вес, мандалу было рекомендовано сжечь на открытом огне.
- Подведение итогов работы.
В заключительной части сессии клиентка отметила, что работа с мандалой желания принесла ей удовольствие, уверенность в себе и своих силах, ушли сомнение и вместе с ними тревога, вместо этого клиентка почувствовала себя наполненной энергией и запланировала для себя три первых шага, которые она сделает на предстоящей недели до следующей сессии:
Шаг 1 – ежедневные прогулки в течении 30 минут.
Шаг 2 – ведение дневника питания ежедневно.
Шаг 3 – введение режима дня.
За неделю, после данный работы, вес Марины снизился на 2 кг, объёмы ушли на 9 см. Эти результаты клиентку порадовали и воодушевили на дальнейшую работу. Психотерапия с клиенткой продолжается до сих пор. В течении полугода в результате работы по коррекции веса, Марина снизила вес на 19 кг.
Метафорические ассоциативные карты в работе арт-терапевта
Курс расширяет профессиональный арсенал практического психолога арт-терапевта, знакомит с различными колодами метафорических ассоциативных карт, их структурой, назначением и возможностями использования при работе с клиентами.
Подробно изучаются:
- правила работы с метафорическими ассоциативными картами
- методика «Колесо жизни» — диагностика актуальной картины жизни клиента по 8 значимым сферам
- методология работы с метафорическими ассоциативными картами
- модель SCORE
- методики: «Кто я?», «Все мои шляпки», «Групповая сказка», «Завершение отношений», «Проработка тяжелой истории» и т.д.
- использование метафорических ассоциативных карт при работе с травмой, стрессом
Песочная терапия
Это направление зародилось давно, и первым, кто заговорил о нём, был Карл Густав Юнг. В классической юнгианской песочной терапии достаточно строгие требования: клиенту предлагаются две прямоугольные деревянные песочницы определённого размера (одна наполнена сухим песком, другая – влажным), дно выкрашено в голубой цвет. Во время сеанса клиент имеет полную свободу действий – он может строить и разрушать какие-то свои миры, копать, пересыпать песок, использовать различные игрушки и т.п. Психотерапевт не вмешивается в процесс, он наблюдает со стороны и подмечает все, даже самые незначительные нюансы. В психотерапии нет мелочей, любое действие или бездействие можно интерпретировать (как человек обращается с песком, насколько ему приятно погружать в него руки, или он, наоборот, всё время хочет их отряхнуть; он больше созидает или разрушает; какие игрушки использует и проч.). Преимуществом песочной терапии является то, что человек может выражать себя творчески, не имея при этом никаких специальных навыков или талантов.
На сегодняшний день помимо юнгианской песочной терапии есть и другие направления: сказки на песке, реабилитационные, методические программы на песке, песочная терапия в контексте арт-терапии и др. В зависимости от целей и задач психотерапевт подбирает, какую именно терапию использовать.