Проблемы и аргументы к сочинению на егэ по русскому на тему: профессия

Аргументы из народной мудрости

  1. «Всему бывает перемена», — гласит русская пословица. В ней говорится о том, что ничего в жизни не стоит на месте, все меняется, становится другим.
  2. «Всему мена да перемена», — говорили наши предки в пословице. Они отмечали, что жизнь не стоит на месте, все меняется: и предметы, и люди, и обстоятельства.
  3. «Мудрый человек способен приспособиться к неожиданностям жизни как вода к графину, в который ее наливают», — гласит китайская пословица. В ней имеется в виду, что мудрый человек всю жизнь меняется, развивается, совершенствуется. Он приспосабливается к новым условиям жизни и обстоятельствам, как вода приспосабливается к графину, в который ее наливают.
  4. «Мы учимся не для отметок, а для жизни», — говорится в русской пословице. Действительно, человек учится, чтобы получать знания, которые меняют его мировоззрение, отношение к окружающим предметам, людям и действительности.
  5. «Невозможно прожить долгую жизнь и остаться в вертикальном положении», — говорили наши предки в пословице. Они утверждали, что человек не может прожить всю свою жизнь, не меняясь. С годами он не только становится мудрее , старше, но сгибается от прожитых лет.
  6. «Учась, размышляй, иначе толку не будет», — говорится в японской пословице. В ней имеется в виду, что человек должен идти вперед, развиваться, учиться чему-то новому. Но, учась, он должен размышлять, иначе толку от учения не будет.
  7. «Учи народ, учись у народа», — утверждает русская пословица. Она советует не только учиться новому у народа, открывать неизведанное, но и учить чему-то новому народ.
  8. «Кто хочет от жизни толка добиться, тот ничего не боится», — говорится в русской пословице. Она утверждает, что а, который желает добиться многого от жизни, не страшат никакие изменения. Такой человек будет меняться сам, чтобы сделать и свою жизнь лучше и интереснее, полезнее.
  9. «Жил не жил, был не был», — так говорится в русской пословице о людях, которые боятся изменений в жизни, поэтому не рискуют сделать даже шаг вперед. Они проводят свою жизнь праздно, впустую, будто и не живут, а репетируют будущее существование.
  10.  «Жизнь не камень: на одном месте не лежит, а вперед бежит», — утверждали наши предки в пословице. Они считали, что жизнь не похожа на камень, который не способен сдвинуться с места. Она бежит вперед, меняется.

Примеры из жизни

  1. Ярким примером человека, который остался верен самому себе и своим принципам до последнего вздоха является Джордано Бруно. Он родился в небольшом городке близ Неаполя в семье солдата-наёмника и бедной крестьянки. Своё второе известное миру имя Джордано Филипп получил в монастыре, куда попал после изучения наук в Неаполе. Именно там он выдвинул свою первую теорию, образовавшуюся после прочтения книги Коперника «О вращении небесных сфер». Бруно выступил против общепринятых убеждений Аристотеля и Птолемея. Его смелые высказывания вызвали подозрение у священнослужителей, и молодой монах вынужден был пуститься в бега, не дожидаясь обвинения в ереси. Целых семнадцать лет Джордано блуждал по Европе, покинув Италию. За это время создался ряд философских трактатов, однако читать лекции ему не разрешали. Тогда Бруно занялся профессиональным преподаванием в Виттенберге, но всяческая пропаганда собственных идей незамедлительно пресекалась. Он решительно выступал против католической церкви, и против любой существующей на тот момент религии в целом, считая их самым большим препятствием на пути развития науки. Бруно считал Вселенную бесконечной с множеством других миров, человеку неизвестных. К сожалению, его современники не были готовы к подобному мировоззрению, поэтому даже продвижение идей Коперника о движении Земли и других планет по орбитам вокруг солнца не возымело успеха. В целом философия Джордано Бруно основывалась на неоплатонизме: он считал, что есть некое единое начало всему сущему во Вселенной и этим началом был не только бог, а и природа, и человек. Именно этого и не смогла стерпеть церковь. Как только Джордано вернулся из путешествия по Европе, тут же попал в руки инквизиции. Долгие шесть лет длился судебный процесс, на протяжении которого Бруно находился в заточении. Инквизиция дала ему возможность отречься от собственных идей ради помилования, но великий мыслитель решил до конца оставаться самим собой и не предавать собственное мировоззрение. Упрямый философ был приговорён к сожжению, а его труды значились в списке запрещённой литературы вплоть до середины 20 столетия.

Виды аргументов

Итак, выражая свое согласие/несогласие с позицией автора, теперь придется обосновывать свое мнение.

К4 с изменениями

Чтобы обосновать свою точку зрения по-прежнему нужны аргументы, условно их можно разделить на несколько типов:

  • Этические. Связаны с нравственными, культурными, общечеловеческими нормами. Подобные доводы помогают читателю спроецировать ситуацию на себя.
  • Логические. Апелляция к разуму, использование причинно-следственных связей.
  • Примеры из личного опыта. Случаи из собственной жизни, рассказы родителей и друзей. Такие аргументы имеют право на существование, но все же лучше от них отказаться, поскольку объективные закономерности личным опытом подтвердить или опровергнуть невозможно.
  • Ссылки на высказывания авторитетов, лидеров мнений. Цитаты из документальных фильмов, ток-шоу, творческих вечеров, дневников, воспоминаний.
  • Народная мудрость. Пословицы, поговорки, архетипы, устойчивые мотивы традиционных культур.

Нравственный выбор

  1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Раскольников. «Тварь ли я дрожащая или право имею»? — таков главный жизненный вопрос бедного студента Родиона Раскольникова. Этот, запутавшийся в себе, юноша ступил на очень опасный путь, который приводит его к ещё более страшным последствиям, нежели обыкновенная бедность. Он выбирает убийство, думая, что этот шаг вознесет его, сделает победителем, человеком, которому все само падает в руки с небес. Но Родион не знал, насколько ошибался. Он не мог трезво оценить себя самого, и вместо того, чтобы воспарить, камнем рухнул вниз, в пучину отчаяния, угрызений и постоянного страха за себя и своих близких. Достоевский был очень хорошим психологом и хотел показать, что может произойти с человеком, который дошел до крайней степени безумия, и каким образом он попытается выжить в этих условиях.
  2. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Имя леди Макбет было окутано зловещей завесой тайны ещё со времен Уильяма Шекспира. Лесков делает главную героиню своего произведения ещё более легендарной, потому как выделяет для неё целое произведение. Катерина Львовна столкнулась в своей жизни с нравственным выбором. Это была своеобразная проверка на уровень зла, которое может совершить человек. В её случае он оказался максимальным. Героиня настолько заигралась в любовь, что не брезгует искупаться в крови ради нескольких секунд блаженства с Сергеем. Многие подумают, что ситуация, в которой оказалась Катерина, не оставила ей выбора, но все же выбор был и весьма зловещий. Похоть и жадность прибавили свой вес и склонили женщину к тому, чтобы лишить жизни многих людей. Но, в большей степени, это был холодный расчет, хоть и основанный на эмоциональной нестабильности.

Забота о природе

  1. Любовь к природе стала одной из главных тем рассказа И.С. Тургенева «Бирюк». Герой был лесником и следил за тем, чтобы крестьяне не воровали лес. Но люди все равно ходили за деревьями, ведь заработать другим способом не могли. Многие из них нищенствовали, поэтому ненавидели лесника, который мешал им зарабатывать деньги. Крестьяне искренне не понимали, зачем Бирюк так рьяно охраняет леса? Он и сам не смог бы этого объяснить: просто честно выполнял свой долг, оберегая природу от людей. Он любил свое дело и свою чащу, где находил все, что ему нужно. Бюрюк жалел эти заповедные кущи и заботился о них, навлекая на себя неодобрение и даже осуждение всех остальных жителей.
  2. Забота о природе была отличительной чертой героини повести А. Куприна «Олеся». Дикарка жила в лесу и знала об окружающем мире все, поэтому была против охоты. Истребление животных внушало ей отвращение, так как она подружилась с ними и нашла способ жить в гармонии с обитателями чащи, при это получая пользу от общения с ними. Мирная жизнь в лесу научила героиню врачеванию: она знала рецепты снадобий, которые могли излечить многие болезни. Взамен Олеся помогала окружающему миру: вызволяла и подлечивала животных и птиц, подкармливала их. Ее пример доказывает, что человек и природа могут сосуществовать мирно, и именно из этой гармонии родится процветание.
  3. В романе Ч. Айтматова «Когда падают горы: вечная невеста» герой жертвует собой ради того, чтобы спасти снежных барсов, обреченных загонщиками на верную смерть от рук богатых туристов. Автор перепутает жизни животных и человека в один прочный узел и показывает, что они взаимосвязаны, и эта связь дарована свыше. Арсен чувствовал то же самое, что и снежный барс, на которого объявили охоту. Схожесть их характеров поражает читателя, поэтому его совершенно не удивляет то, что герой предпочел рискнуть жизнью и спасти животных, а не промолчать и получить деньги за их убийство. Человек обязан встать на защиту природы хотя бы потому, что она вступает в неравный бой с людьми и обречена на поражение, которое сулит трагическую развязку всей человеческой цивилизации.

Примеры из художественной литературы

  1. У. Шекспир «Гамлет».

Перед глазами читателя проходит становление личности Гамлета, хоть и повествуется о всего лишь нескольких месяцах, но именно в этот период принц датский превратился из мальчика в мужчину, готового к действиям. Произошедшая трагедия сделала из главного героя мыслителя, философа, вознёсшегося над серыми буднями.

До возникших в жизни трудностей Гамлет был обычным юношей, который учился в самом лучшем университете, вёл беззаботный образ жизни и наслаждался молодостью. Гамлет был достойным наследником престола и мог бы стать мудрым правителем, если бы не сложившиеся обстоятельства. Он хорошо был знаком с литературой, искусством, естественными науками. Сам писал стихотворения, любил театр.

Как человек чести он был обязан отомстить за смерть своего отца, убить Клавдий, который отнял жизнь у собственного брата-короля. Гамлета гложет мысль о том, что ради справедливости ему придётся совершить зло, которое приравняет его к человеку, способному убить родную кровь. Главного героя мучит внутренняя борьба между духом отца, жаждущим отмщения, и своим внутренним голосом, предостерегающим от греха. Его душа разрывается от мыслей о необходимости противостояния всему мировому злу. Гамлет взял на себя ответственность за восстановление равновесия между добром и злом, взвалил на свои плечи непосильную ношу, отравляющую каждый его день.

Главный герой способен на поступки, и он их совершает, но его терзают совесть и сомнения, поэтому месть остаётся только желанием.

Вопрос «Быть или не быть» не имеет чёткого ответа, поэтому остаётся актуальным и в наши дни. А такие литературные герои как Гамлет напоминают людям о том, что, прежде всего, необходимо сохранить самого себя, ценить себя и прислушиваться к зову своего сердца и разума.

  1. Г. Ибсен «Кукольный дом».

При первом знакомстве с главной героиней пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом», можно подумать, что она всего лишь кукла, выполняющая роль жизнерадостной хозяйки опрятного, словно игрушечного, домика. Её муж Торвальд Хельмер не воспринимает свою жену как личность, для него она тоже всего лишь игрушка. За восемь прожитых вместе лет Торвальд ни разу не заговорил с Норой серьёзно. Главное для него, чтобы жена играла по правилам своего мужа. Нора хорошо вжилась в свою роль, даже к воспитанию детей она относилась неответственно, будто играла в куклы.

За этим внешним благополучием и беспечностью кроется глубокая натура главной героини. Она не настолько проста и глупа, как кажется вначале. Нора вполне может быть самостоятельной, серьёзной и рассудительной женщиной, которая способна при помощи хитрости тайком работать, чтобы вернуть деньги, потраченные на спасение жизни мужа. Нора очень многое делает для того, чтобы ей семья была счастливой и ни в чём не нуждалась. Но никто даже не подозревает, чего ей стоит поддержание домашнего уюта. К примеру, на Рождество у их семьи не было денег для покупки ёлочных украшений, поэтому Нора больше месяца делала их самостоятельно, чтобы подарить праздник мужу и детям. Она постоянно себе отказывала во всём, экономила, как могла ради выплаты долга. В полной мере сила характера Норы проявляется в эпизоде, когда она танцует тарантеллу, зная о злополучном письме в почтовом ящике. Ничто не способно сломить эту хрупкую женщину, хотя об этом никто и не догадывался.

В итоге главная героиня осознала, что всю жизнь являлась просто игрушкой в чужих руках. Нора поняла, почему чувствовала себя несчастной и решилась изменить свою судьбу, уйдя из дома Хельмеров. Ей была необходима свобода, для того чтобы сбросить маску куклы, ставшую ненавистной за все эти долгие годы. Нора не стала другой, просто в ней проявились те черты характера, которые были преднамеренно спрятаны под обликом жизнерадостной домохозяйки. Она по-новому посмотрела на саму себя и увидела сильную личность, способную бороться за свою реализацию. С этих пор главная героиня захотела жить полноценной жизнью и чувствовать себя человеком, а не игрушкой.

Выбор жизненного пути

  1. А.П. Чехов «Человек в футляре». Главный герой рассказа «Человек в футляре» является наглядным примером того, какой образ жизни может избрать для себя человек. Кто-то открывается всему новому и интересному, каждый день общается с людьми и наслаждается всеми моментами жизни, а кто-то закрывается глубоко внутри себя, и не позволяет обстоятельствам изменить существующий порядок вещей. И при этом человек осознанно ограничивает себя от всего, что может приносить радость, буквально хоронит себя заживо. Беликов самостоятельно берет кисть и окрашивает свою жизнь в черно-белые цвета, закрепляет рамки условностей вокруг себя, потому что считает, что все должно происходить по заранее известному сценарию. Любые жизненные потрясения и сдвиги способны сильно покалечить психику таких людей, как Беликов, но Чехов показывает ещё более печальный итог в истории этого человека
  2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Это первый психологический роман, в котором рассказывается история человека с глубокой личной трагедией в душе. Печорин – неоднозначный персонаж, который хоть и не отказывается от всех жизненных удовольствий, но все же выбирает для себя холодную замкнутость и уединение. Здесь можно рассмотреть проблему и более глубокого масштаба: герой выбирает для себя одиночество, так как столкновения с внешним миром приносят ему одни лишь несчастья. За всю жизнь у него не было настоящих друзей, и в любви этот человек тоже остался глубоко несчастным. Его выбор пал на чувство ненависти и презрения ко всему, что его окружает, включая людей. Он принял его, исходя из жизненных обстоятельств, которые сделали его таким, каким он в итоге предстает перед читателями.
  3. И.С. Тургенев «Рудин». Тургенев в своём романе «Рудин» хотел показать читателям образ человека, которого принято называть «лишним». Ведь именно таким чувствует себя главный герой на протяжении всех событий романа и до самого конца, когда отчаяние приводит его на баррикады. Дмитрий Рудин привык надменно и нагло обращаться с людьми, которые находятся в его обществе. Тем самым, он будто воздвигает внутри себя барьер, который не дает чувствительности выйти на свет. Он придает слишком большое значение своей персоне, из-за чего многие невольно проникались к нему и влюблялись. Но, проблема в том, что за всем этим ханжеством и лживыми тирадами пряталась обыкновенная неуверенность в себе. Он тоже выбрал путь постоянного ограничения себя от жизни, потому как думал, что это сделает его счастливым. Рудин играет с собственной жизнью, ежедневно надевая различные маски, и в итоге не может принять важных решений, которые могут полностью изменить его судьбу. Единственный действительно смелый поступок его жизни – участие во французской революции и желание погибнуть героем.

Ориентиры в определении призвания

  1. Доктор Янсен из автобиографической повести Б. Васильева «Летят мои кони» выбирал профессию так, чтобы она была призванием. Именно поэтому врач был святым для всех жителей города: он отдавал всего себя помощи людям. Главный герой тоже появился благодаря Янсену, потому что доктор посоветовал матери рожать, вопреки всем противопоказаниям. Смерть Янсена была трагической: он спасал детей из канализации и задохнулся. Он умер, но о нем помнили все жители города спустя многие годы.
  2. Александр Васильевич Мальцев из книги А. Платонова «В прекрасном и яростном мире» выбрал профессию на всю жизнь, он — мастер своего дела. Герой работал машинистом и настолько хорошо знал дорогу, что мог ездить с закрытыми глазами. Причем в буквальном смысле: Александр Васильевич потерял зрения от вспышки молнии, но продолжал ехать, так как картина его маршрута навсегда осталась в голове. Зрение Мальцева восстановилось, и он попал под суд за почти случившуюся аварию (на пути появился встречный состав, а этого в памяти машиниста не было), однако его помощник Константин смог доказать невиновность героя.

Влияние природы на человека

  1. В рассказе В. Астафьева «Людочка» описывается воздействие природы на человека. Угнетенная промышленными выбросами и наплевательским отношением, местная экосистема влачит печальное существование, как и герои книги. Кривые и чахлые деревья, мутная и грязная река, мусор и запустение — все это отражается на эмоциональном состоянии местных жителей. Они озлоблены и угрюмы, их моральное и нравственное уродство напоминает изъяны окружающего мира. В их репликах ощущается безнадежность, как и в пейзаже. В таком мрачном и болезненном месте жизнь не может идти по-другому, потому что люди тесно связаны с окружающей средой: если она загрязнена, то и жители ощущают слой грязи где-то внутри себя.
  2. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» пейзажи оказывали непосредственное влияние на героев и их эмоциональное состояние. Так, теплая ночь позволила Николаю Петровичу окунуться в воспоминания и грустные думы о сыне. Она же дала ему облегчение, скрыв его горечь. На Аркадия вид родной земли подействовал успокаивающе: он целыми днями лежал и предавался неге размышлений. Базаров черпал в природе не настроение, а материал для своих экспериментов, и все же она настраивала его на рабочий лад. Таким образом, окружающий мир оказывает на нас определенное влияние, которое неоспоримо отражается на наших поступках.
  3. В произведении В. Астафьева «Царь-рыба» природа играет главную роль: она напрямую решает вопросы жизни и смерти героев. Аким, нашедший в тайге больную девушку, рисковал собой, спасая ее, и боролся за выживание со всемогущей стихией холода и ветра. Мир, лишенный людей и цивилизации, жил по своим законам, определяющим поведение охотника и его пациентки. Тайга навязывала им свой режим сна и бодрствования, предоставляла лекарства и отравы, давала пищу, а взамен требовала ловкость и упорство. По ее сценарию играли свои роли все жители таежных деревень, в этом и заключается влияние природы на человека: она создала биологические часы и то незримое расписание, по которому мы живем до сих пор.

Война

Проблема войны — самая часто встречающаяся тема в сочинениях ЕГЭ по русскому языку. В сборнике Цыбулько она всплывает то и дело, поэтому необходимо быть готовым к ее рассмотрению на экзамене. Пример такого сочинения представлен здесь. Он написан в строгом соответствии с новыми критериями.

В качестве аргументов для ее раскрытия Вы можете взять ситуации из следующих книг:

  1. «А зори здесь тихие» (Б. Васильев). Каждая героиня повести идет на подвиг и самопожертвование, чтобы защитить родную землю. Война не щадит женщин и детей, в этом выражается вся ее жестокость. Пятеро молодых девушек погибают, чтобы задержать вражеских диверсантов.
  2. «Тихий Дон», (М. Шолохов). Герои романа теряют на гражданской войне все: семьи, вековые устои и традиции, даже национальную самобытность. Казачество становится жертвой кровавой распри советской власти и Белого движения. Главный герой, Григорий Мелехов, ищет правду и справедливость хоть на одной стороне, но находит лишь жестокость, злобу и боль потерь. Простой народ запутывается в политической игре и гибнет за чужие амбиции. Война не решила проблемы России, а отбросила ее на столетие назад и обрекла жителей на голод и разруху.
  3. «Война и мир», (Л. Толстой). В романе поднимается проблема истинного и ложного патриотизма, ведь пока дворянство бросалось громкими лозунгами и демонстративными жестами, но готово было принять французского императора, простой народ и некоторые представители элиты, близкие к нему, боролись за свободу и честь страны, проливая кровь и сжигая имущество, чтобы оно не досталось врагу. Война представлена противоестественным и порочным явлением, которое вредно для всех: и победителей, и проигравших. Андрей Болконский сначала идет строить свою карьеру на кроле брани, но затем осознает ничтожность борьбы и даже своего кумира — Наполеона. В романе побеждают не генералы и императоры, а простые люди, стихия народного гнева.
  4. «Василий Теркин» (А. Твардовский). Герой поэмы — обычный жизнерадостный парень из деревни. Но он показывает феноменальную жизнестойкость, утешает и веселит всей бойцов, довершает подвиги. Ему не нужны награды, главное — защитить страну и вернуться домой, чтобы наладить мирную жизнь. Чего стоит только одна глава «Переправа», где Василий переплывет ледяную реку, стараясь донести важную новость о положении войск. Здесь подробное краткое содержание по главам, где Вы найдете хорошие примеры, раскрывающие проблему войны.
  5. «Сотников» и «Обелиск» (В. Быков). Война — это проверка на прочность, которую проходят не все. В «Сотникове» раскрыта тема верности и предательства родины. Один товарищ пожертвовал собой ради товарищей и своей страны, а другой — сдался и стал прлицаем ради личной выгоды. В «Обелиске» демонстрируется подвиг учителя, который пошел выручать своих учеников, рискуя жизнью. Ребята сами организовали теракт для нацистских захватчиков, что показывает роль детей на войне. Они тоже были ее участниками и жертвами.

Комментарий в рамках данной проблемы проще писать по событиям, применяя логическое разделение (во-первых, во-вторых). Пример: Автор показывает, как разведчики рисковали жизнью, чтобы служить родине в годы войны. Во-первых, Петров пробирается до линии фронта по незнакомой болотистой местности. Он едва не погиб, пытаясь добраться до пункта назначения. Во-вторых, Иванов принимает на себя командование группой партизан в Польше, доверяясь людям, которые могут сдать его нацистам в любой момент. Так, герои не жалеют жизни, лишь бы выполнить свой долг.

Роль природы в жизни человека

  1. В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» отражена роль природы в жизни простого человека, который работал на земле. Крестьянка Лиза собирала цветы на продажу и другие дары леса, чтобы прокормить семью. Поэтому она так естественна и непосредственна: ее всему научила мать-природа. В тесной связи с ней живут все крестьяне: они трудятся и живут в соответствии с законами окружающего мира. Именно в этом автор видит причину их добродетели, ведь природа учит их мудрости, которая обеспечивает ей выживание и гармоничное сосуществование разных существ. В крестьянском мире все зависело от того, как поведет себя природа, поэтому Лиза и другие герои прислушивались к ней и подсознательно повторяли ее жизненные циклы.
  2. В произведении М. Пришвина «Кладовая солнца» природе отводится главная роль: она выступает кормилицей детей, но в то же время представляет собой угрозу для них. Лес таит в себе не только угощения, но и испытания, которые проходит в естественном мире каждое живое существо, даже ребенок. Но крестьянские дети с молоком матери впитали законы выживания в лесу и смогли выбраться из трясины и западни матерого волка. Добытые с таким трудом ягоды они отдали детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда. Для деревенских жителей такой риск был нормальной платой за щедрые дары природы, которая может быть не только сердобольной матерью, но и злой мачехой.
  3. В романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» главные герои связаны с землей неразрывными узами и очень зависимы от нее. Природа играет в их жизни главную роль: она и кормит, и одевает жителей деревни. Один каприз стихии может уничтожить все их достояние, а ее щедрость — обеспечить процветание семье и всему селению. Поэтому все герои бережно относятся к доверенному им богатству: бросают все дела ради жатвы и посева, берегут урожай и работают с утра до ночи, чтобы поспеть сделать все дела по хозяйству. Поэтому казачество ассоциирует себя с Доном: река кормит и поит людей, является их артерией. Все главные персонажи книги связаны с природой и живут в гармонии с ней, потому что она и есть основа их жизни.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector