Зачем получать второе высшее образование

Содержание:

Прицел на будущее против профессии прямо сейчас

+ Карьерная лестница. Сотруднику без диплома сложно, а в некоторых случаях невозможно, продвигаться по карьерной лестнице. Таким образом, вы очень быстро упретесь в профессиональный потолок. Например, в госструктурах нельзя занимать руководящие должности, если у вас нет высшего образования. При равном уровне профессиональных навыков предпочтут более образованного.

– Трата времени на обучение. Вы проведете в университете минимум 4 года своей жизни. Все это время придется сидеть на шее у родителей, ведь не все могут учиться и работать одновременно. А если все же найдете работу, будет очень сложно совмещать. Это дополнительные нагрузки и стресс.

За 10 лет вера в чудодейственную силу «корочки» пошатнулась
Источник фото: https://pbs.twimg.com/media/DkFYZ6SXcAALqJd.jpg​
 

Нужен ли диплом о высшем образовании для работы

Все зависит от профессии, требований компании и должности. Работать врачом, фармацевтом, преподавателем, инженером, финансистом, экономистом, юристом без наличия высшего образования невозможно.

Для работы в структуре госслужбы, в авиации, в области проектирования зданий, сооружений, коммуникаций, в авиационной и машиностроительной промышленности необходимо иметь вузовский диплом. Более лояльно относятся к отсутствию диплома представители IT-сферы.

Если претендуете на должность джуниор-разработчика/дизайнера/тестировщика, нужно показать практические навыки и стремление к самообучению. Наличие диплома будет дополнительным бонусом. 

Большинство работодателей не интересуют оценки, выставленные в дипломе, как и его цвет (красный или синий)

И в то же время есть компании, для которых это важно. Молодого специалиста в любом случае придется учить на рабочем месте

В первую очередь ценятся soft skills: коммуникативность, умение работать в команде, гибкость мышления, креативность, многозадачность, наличие критического мышления, способность делать правильные выводы и принимать решения, опираясь на новые данные и условия.

Работодатели также обращают внимание на опыт и жесткие навыки (hard skills) — набор способностей, умений, навыков, знаний. В отличие от soft skills, их можно продемонстрировать, измерить количественно и качественно

Выпускнику вуза сложно устроиться на работу по специальности из-за «инфляции дипломов». Государство выдает большое количество дипломов, не подкрепив их наличием рабочих мест. Когда есть несколько претендентов с вузовским дипломом на одно вакантное место, его ценность начинает снижаться, а требования к навыкам специалиста повышаются. Вот, почему для многих работодателей наличие высшего образования не имеет значения.

Государство решило остановить обесценивание вузовских дипломов. Минтруд разработал профессиональные стандарты, которые будут обязательными для государственных структур и для большинства других организаций. В них прописано, какими знаниями, навыками, умениями и компетенциями должен обладать специалист того или иного профиля. Какое у него должны быть образование (уровень и направление).

Если при аттестации сотрудника выяснится, что его образование ниже требуемого или не соответствует направлению, ему придется его получить (окончить вуз, пройти курсы переподготовки или повышения профессиональной квалификации). Как вариант — могут предложить перейти на нижестоящую должность или уволить. Исключение сделают только тем, кто имеет большой стаж работы по профессии.

Уровни высшего профессионального образования в России

Многие абитуриенты до сих пор задаются вопросом, является ли бакалавриат высшим образованием или нет? Свидетельствует ли диплом бакалавра о том, что его обладатель получил полное высшее образование? Чтобы разрешить все сомнения, рассмотрим подробно, из чего складывается современная система высшего образования в России.

Итак, в нашей стране система высшего профессионального образования представлена сегодня тремя основными уровнями: бакалавриат, специалитет и магистратура. Особняком здесь стоит аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров, то есть ученых, а также интернатура и ординатура как ступени, завершающие обучение в медицинских вузах.

Выпускники специалитета или магистратуры в области искусств, чтобы получить право на осуществление исполнительской или преподавательской деятельности, завершают свое обучение в форме ассистентуры-стажировки.

Двухступенчатая система «бакалавриат-магистратура» была установлена в 1999 году в рамках Болонского процесса с целью унификации системы образования европейских стран. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году. Первыми российскими вузами, начавшими готовить бакалавров, стали МГИМО, РУДН, НИУ ВШЭ и некоторые другие.

Процесс внедрения двухуровневой системы в российские вузы до сих пор не завершен, во многих из них еще сохранился специалитет. Однако в перспективе специалитет планируют оставить только для ряда специальностей медицинской, военной и инженерной отраслей.

Бакалавриат

Бакалавриат – это первая ступень высшего образования в России. Диплом бакалавра подтверждает успешное окончание высшего учебного заведения и получение полного высшего профессионального образования. Мнение о том, что образование бакалавра – это неполное высшее образование, ошибочно. Обладателем неполного высшего образования считается студент, отчисленный из вуза или самостоятельно решивший прервать учебу и забрать документы.

Право поступить на программу подготовки бакалавра могут те, кто имеет среднее общее или среднее профессиональное образование. Учатся бакалавры 4 года, за это время они успевают пройти фундаментальную подготовку по выбранной специальности, изучить общепрофессиональные и специальные дисциплины, пройти практику.

Решение о выдаче выпускнику диплома с квалификацией «бакалавр» принимает Государственная экзаменационная комиссия по результатам итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы.

Специалитет

Специалитет – это форма образования, специфическая для России. Долгое время она была единственной и общепринятой. Сегодня специалистов готовят только на некоторых медицинских, инженерных и военных факультетах.

Особенность подготовки специалиста заключается в обязательном освоении общенаучной и общепрофессиональной частей программы (изучение ряда гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин) и теоретическая и практическая подготовка по узкой специальности. Обучают специалистов 5 лет, по окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и защищают дипломную работу. В дипломе специалиста указывается квалификация «юрист», «экономист», «политолог» и др.

Специалисты, пожелавшие продолжить обучение, вправе сделать это в магистратуре (только на платной основе) или аспирантуре.

Магистратура

Магистратура представляет собой форму обучения по программе, построенной на основе бакалавриата, но углубленной и дополненной. Особенность магистратуры заключается в том, что магистров в течение 2 лет готовят к дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Диплом о присвоении выпускнику степени магистра выдается по результатам защиты выпускной квалификационной работы магистра.

Можно ли работать без высшего образования?

Многие люди имеют за плечами только техникумы или профессиональные училища. При этом открывают свое дело и хорошо зарабатывают.

Можно ли работать без высшего образования?  Можно, но профессия будет не самая престижная. Стройка, заводы, фабрики – это те места, где всегда нужны рабочие, поэтому не обязательно учиться 4-6 лет, чтобы потом мало зарабатывать. Если вопрос в деньгах, то способ заработка можно найти в любой сфере.

Без высшего образования вас не допустят к работе в больнице, за исключением должности санитарки по уходу за больными, или среднего медицинского персонала, при условии окончания медицинского училища. Нельзя работать учителем в школе или воспитателем детского сада, если нет  педагогического образования, хотя бы среднего. Вас не допустят к управлению финансами, если у вас нет высшего образования и курсов, подтверждающих, что вы владеете основными навыками бухгалтера.

В сфере юриспруденции, педагогики нужно полноценное высшее образование, состоящее из двух ступеней – бакалавриата и магистратуры.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Нужно ли поступать в институт

Принять решение о поступлении в институт непросто. Ведь тем самым подписываешься на годы довольно сложной учебы, перед которой будет непростой и выматывающий процесс поступления. Неизбежны дополнительные денежные расходы, а тот светлый день, когда начнешь зарабатывать, отдаляется на несколько лет. При этом результат, кажется, не гарантирован.

Школьник видит вокруг немало людей, которые не учились в институте, а просто закончили колледж, училище или даже полугодичные курсы и работают, зарабатывают деньги.

Иногда их заработки очень неплохи. Та ситуация, которая сложилась сейчас в СНГ, не совсем нормальна: мастер по маникюру или наращиванию ресниц, закончив курсы, может зарабатывать в два раза больше, чем, к примеру, молодой юрист в бюджетной организации. Зарплаты многих специалистов с высшим образованием находятся на одном уровне с зарплатами рабочих, которые трудятся у станка.

В то же время некоторые молодые специалисты с вузовскими дипломами вынуждены идти на работу кассирами в супермаркет или продавцами в салоны сотовой связи, потому что они закончили заштатный вуз, диплом которого никому не интересен, и не могут найти работу по специальности.

Молодежь все это видит, и у многих возникает вопрос: для чего учиться в школе дополнительные два года, а затем сдавать сложные экзамены, поступать в институт и учиться там еще 3–4 года с неясными перспективами, если можно пойти на курсы и через полгода уже хорошо зарабатывать.

Не последнюю роль тут играет и школьная программа: подготовка к ОГЭ, а затем к ЕГЭ настолько перегружает учебный процесс, что дети теряют всякое желание учиться.

Что дает высшее образование в профессиональном плане

Высшее образование дает профессию

Очевидно до безобразия, но это так. Полученные знания по
определенной специальности позволяют работать в этой самой специальности. Если
профессия востребованная (за примером далеко ходить не буду – врач), то и
возможность найти работу всегда есть.

Я хочу сказать, что диплом – своего рода подстраховка. Если настанут
тяжелые времена, всегда можно без проблем пойти работать по своему профилю.
Конечно, зарплата не ахти, но поможет пережить сложный период. В любом случае
это лучше, чем идти побираться или податься в криминал.

Высшее образование
дает перспективу карьерного роста

Не всегда это так, но все-таки, имея диплом о высшем
образовании, проще развивать свою карьеру. Многие серьезные компании принимают
на руководящие посты людей только с высшим образованием. Это конечно не
решающий фактор, но все-таки важный.

Высшее образование
открывает двери для собственного дела

Наличие высшего образования позволяет абсолютно легально
работать не на государство или дядю, а на себя. Например, учитель может
заняться репетиторством. Все, что нужно (диплом и навыки), у него уже есть.
Врач может организовать частный прием (это, конечно, непросто, но без диплома
врача невозможно в принципе). Таких примеров можно привести сотни.
Квалифицированный труд всегда может принести прибыль.

Проанализируйте, нужно ли вам высшее образование

Итак, если вы негативно относитесь к образованию, ответьте на вопросы:

  • Та специальность, куда вы поступили, является ли желанной, является ли вашим любимым делом? Была ли таковым на момент поступления?
  • Вы анализировали заранее возможности устройства на работу? Просматривали спрос на специалистов по этой специальности?
  • Вы делали усилия по поиску работы? Насколько качественно вы искали себе место?
  • Вам действительно нравится делать то, чему вы научились?

Больше всего печально смотреть, что пеняют на ВУЗы в основном те, кто пошел учиться туда не по своему желанию, ничего не делал, чтобы узнать о будущей работе, не предпринимал попыток использовать свои знания. А потом обвиняют образование в своих неудачах. Согласитесь, это позиция ребенка, подростка, но не взрослого человека.

Что делать в сложившейся ситуации

Рекомендации вузам:

  1. Необходимо перестраиваться. Не только обновлять устаревшую программу, но и учить студентов самообразованию.
  2. Использовать новые форматы и технологии (онлайн-курсы, обучающие видео, мобильные приложения, игровой формат и пр.), индивидуальные планы обучения.
  3. Давать больше практики с участием работодателей.
  4. Менять образовательные программы под профстандарты, ввести экзамены на профессиональные сертификаты.
  5. Создавать интегрированные программы (школа — среднее профессиональное образование — учеба в вузе, совмещенная с работой). 

Рекомендации студентам:

  1. Если хотите получить образование, стоит выбрать специальность, в которой нуждаются российские работодатели. А еще лучше — заключить с ними договор на обучение.
  2. Диплом не должен быть целью. Нужно стремиться к профессиональному росту.
  3. Получать навыки самообразования, развивать критическое мышление, креативность и прочие гибкие навыки.
  4. Начинать работать по своему направлению с третьего курса. Это могут быть стажировки, подработка. Нет возможности найти работу в своей сфере — беритесь за любую. Она научит деловому общению, повысит стрессоустойчивость, научит справляться с трудностями, принимать самостоятельные решения.
  5. Знакомиться с коллегами из своей области, чтобы в будущем заручиться рекомендациями.

Исторические предпосылки важности образования

Наши родители, да и родители современных детей, с детства твердят: «не будешь учиться –  пойдешь работать дворником». Подразумевается не то, что профессия дворника не респектабельная, а то, что с ней у человека меньше возможностей, хотя она может приносить удовольствие. На этом устойчивом выражении выросло не одно поколение детей. С какого момента образование перешло в один ряд с базовыми навыками, необходимыми не просто для выживания, а для преуспевания?

С исторической точки зрения период образованности в нашей стране начинается с Крещения Руси и введения письменности Кириллом и Мефодием. Поскольку все церковные писания и молитвы были на византийском, появилась необходимость переводить их, поэтому первыми «школами» стали монастыри, поскольку рабочим людям грамота ни к чему. Спустя какое-то время так называемые училища стали открываться при княжеских дворах в Новгороде и Киеве. Спустя еще несколько десятилетий, в 1068 году, на территории Киева появилась первая школа, где образование могли получать женщины — для тех времен ощутимый прогресс, ведь женское предназначение сводилось только к ведению хозяйства.

Первая высшая школа на русской земле появилась в 1687 году – это была Славяно-греко-латинская академия. И вот с 1760-х годов образование уже начало приобретать статус: появились учебные заведения для простых людей и для высших сословий, где обучались дети дворян (например, Смольный институт благородных девиц).  Уже тогда человека с образованием можно было легко отличить по речи, манере держать себя и обладанию определенным багажом знаний.

С начала XIX века образование в России предоставлялось последовательно в приходских училищах, уездных училищах, губернских гимназиях и университетах. Первые два типа учреждений были бесплатными и бессословными, то есть попасть туда мог каждый, кто захочет и имеет хоть какие-то познания. Образовательная система не переставала подвергаться преобразованиям: университеты то лишались автономии, то получали ее снова, открывались программы для обучения женщин почти на уровне высшего образования.

После Октябрьской революции образование стало бессословным и общедоступным, а к началу XX-го века советским правительством был введен декрет о ликвидации безграмотности населения. С 1923 года обучение стало платным в старших классах и вузах. От финансовых взносов освобождались определенные категории граждан (военные, образовательные работники, инвалиды, крестьяне, пенсионеры, стипендиаты, люди со званием Героя).

С 1977 года в Конституции утвердили Закон о гарантированном праве каждого гражданина страны на бесплатное среднеспециальное или высшее образование, даже были введены государственные стипендии за отличную академическую успеваемость. Для лучшей мотивации на государственном уровне действовала система распределения на трудоустройство по специальности. Не исключено, что именно эта советская схема и повлияла на наше мнение о том, что будет образование – будет и работа.

И вот мы пришли к той схеме образования, которую имеем в нашей стране сейчас:

  • Акцент с развития системы профессионально-технических училищ сменяется на развитие личности учащихся, формирование определенных знаний и навыков для нерабочей деятельности
  • Переход на многоуровневую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура по Болонской системе)
  • Введение единого стандарта государственного экзамена, комбинирующего выпускной экзамен из школы и вступительные испытания в университет.

Можно ли стать ценным специалистом без диплома

В IT-сфере стать специалистом без диплома можно, если этому не будут препятствовать разработанные в России государственные профстандарты.

В ином случае стоит обратить внимание на иностранные компании, в которых наличие диплома неважно. Около 30% разработчиков компании Voximplant (создателя облачной платформы) не имеют профильного образования

А в компании Google вместо диплома нужно наличие:

  • опыта работы (который можно получить во время учебы);
  • чувства сопричастности, умения работать в команде;
  • желания саморазвиваться;
  • умения принимать решения, брать на себя ответственность;
  • стремления и умения учиться (характеризует умственные способности человека, способность усваивать новые знания).

Диплом и раньше не был важен в предпринимательстве, торговле, туризме, маркетинге, индустрии моды, сфере развлечений. Для многих творческих специальностей (копирайтер, писатель, дизайнер, фотограф) тоже не нужна «корочка»

Здесь важно наличие портфолио

Отдельным профессиям в области IT и продвижения сайтов (SMM-специалист, контент-менеджер, специалист по SEO) пока еще не учат в вузах, и есть шанс, что работодатель не поинтересуется наличием высшего образования.

Если у вас есть запас знаний и навыков, хорошо разбираетесь в какой-то области, откликайтесь на вакансии, ходите на собеседования. А диплом (если таковой впоследствии потребуется) сможете получить при заочном или дистанционном обучении.

Значение высшего образования в России

Здесь высшее образование поднялось на «Олимп» после прихода советской власти. В 1917 году вчерашние крестьяне научились читать и писать благодаря усилиям большевиков, которые раздали всем буквари. 

В 50-е гг. образование стало бесплатно для всех, и поток желающих захлестнул образовательный рынок. Это стремление вы можем наблюдать и сегодня: в вузы идут поступать до 70% выпускников.

Но сегодня стоимость высшего образования не всем по карману: если не удастся пройти на бюджет, оплата ежегодного обучения стартует от 40 000 рублей и даже больше.

Стоимость одного года обучения в МГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ – 300 000 рублей, в вузах попроще – около 150 000 рублей

Высшее образование в регионах будет дешевле, но и престиж таких дипломов тоже будет меньше.

Итак, возьмите стоимость года обучения, умножайте на 5 лет, добавьте стоимость проезда и аренды жилья. А теперь думаем: стоит ли один диплом тех проблем и затрат/кредитов/займов.

НО! В большинстве случаев понять, стоило оно того или нет, можно уже только после его получения. Все, что можно сделать сейчас – тщательно подойти к выбору профессии, изучить спрос на интересующие специальности и статистику о том, насколько легко найти работу с тем или иным дипломом.

Вы удивитесь, но до сих пор в России есть корпорации (например, Газпром), которым важно не только наличие диплома, но и оценки по предметам. А удивительно только потому, что на каждом месте работы все равно приходится всему переучиваться

В этом случае почему же так важны оценки по предметам, которые могут и вовсе никогда не пригодиться? Есть мнение, что это бюрократические пережитки, хотя не стоит исключать какой-то тайный замысел.

Современная молодежь тщательно изучает все эти данные и приходит к выводу, что самое главное в работнике – не диплом, а soft и hard skills, а также релевантный опыт.

И сегодня мы все чаще видим, как компании обращают внимание не столько на профессиональные навыки в резюме, сколько на гибкость, многозадачность, креативность, умение делать правильные решения без опоры на старые параметры. И надежда на силу «корочки» – пустая трата времени

Вот так и получилось такое понятие, как инфляция дипломов.

Что делать студентам

Наличие проблемы непонимания, для чего нужен диплом, вовсе не значит, что вы должны тут же бросать учебу и пробиваться в мире сами. Высшее образование обязательно пригодится, но, возможно, немного в другом.

В погоне за лучшими рабочими местами побеждают те, кто в свое время относился к университету как к месту невероятных возможностей, пытаясь воспользоваться любым шансом. Вот несколько советов, как не упустить время зря:

  1. Не зубрить и гуглить, а учить учиться: развивать навыки самообразования, выносливость, отделять зерна от плевел, работать без подсказок преподавателей и т.д. После получения диплома такие люди не плывут по течению, а схватывают на лету и быстро приспосабливаются к любому месту и любым навыкам.
  2. Заводить полезные знакомства. Будущий профессиональный мир – это все те же лица и знакомые. Вы ведь уже не раз слышали, что во многих компаниях нанимают только по знакомству. Так почему не начать думать об этом уже сегодня. Бонус: популярная сегодня вещь – рекомендательный рекрутинг, когда компания просит привести на вакансию компетентного знакомого специалиста. В этом случае работники компании вспоминают все знакомства. Ваша цель – оказаться в резерве памяти у как можно большего количества людей. Ведите активную светскую жизнь: посещайте вечеринки, вузовские мероприятия, общайтесь с преподавателями.
  3. Начните нарабатывать опыт еще во время обучения. Опыт можно получить, только работая. Ищите стажировки, подработки по специальности и прочие активности по теме, соглашайтесь даже на бесплатную работу. Ваша задача сейчас – наработать качественное резюме и стать сильным конкурентом еще до выхода на трудовой рынок. Не брезгуйте: мытье полов, доставка еды или мытье посуды – это тоже хороший жизненный опыт, который учит важным вещам (рассчитывать бюджет, общаться с коллегами и брезгливыми клиентами, справляться со стрессом и усталостью и многое другое). Но только не в ущерб учебе!

Те, кто делает все это, пробиваются по жизни. Те, кто не делает, продолжает учиться: получает диплом, идет в магистратуру, аспирантуру, проходит разные тренинги/курсы и всем этим увеличивает инфляцию дипломов. Рано или поздно до них дойдет горькая правда о том, что диплом – не панацея от безработицы и бедности.

Профессии, для которых достаточно СПО

В колледжах представлен широкий выбор направлений, которые востребованы на рынке труда. В основном это рабочие специальности и из сферы услуг. В отличие от вузов, обучение в колледже больше направлено на получение практических навыков. Как правило, после окончания можно сразу приступить к работе. Работодатели охотно принимают таких специалистов. Вот наиболее востребованные профессии:

  • автомеханик;
  • повар;
  • кондитер;
  • парикмахер;
  • педагог начальных классов;
  • системный администратор;
  • строитель;
  • медсестра;
  • косметолог;
  • дизайнер;
  • специалист по гостеприимству.

В этих сферах есть куда расти. Все зависит от того, как вы себя проявите. Подробнее о поступлении в колледж читайте в статье: «Все о поступлении в колледж после 11-го класса».

После колледжа вы сможете сразу приступить к работе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector