Егэ. обществознание. основные термины по теме: «политика»

Список тем

Полный список тем ЕГЭ по обществознанию содержит кодификатор – в каком-либо другом источнике искать его бесполезно, так как он не будет соответствовать актуальному варианту заданий экзамена текущего года. Объем теории соответствует ФГОС – точнее, его федеральному компоненту для базового и частично профильного уровней.

Для каждого из пяти разделов школьного курса обществознания точно указаны темы, которые выносятся на экзамен.

Обратите внимание на то, что в ФУП входят учебники только по обществознанию – не по социологии, экономике, политологии и т. д

И в списке не так уж и много основных УМК – всего 9.

Тем не менее ФИПИ подчеркивает, что, оценивая развернутые ответы, эксперты предметных комиссий ЕГЭ по обществознанию обязаны учитывать и содержание используемых в регионе учебников, но только тех, которые входят в ФПУ.

Г

Гражданин – 1) в конституционном праве – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству, имеющий гражданство данного государства. В отличие от иностранных граждан и лиц без гражданства, помимо конституционных прав и свобод, наделен политическими правами и свободами; 2) в гражданском праве – субъект, участник гражданских правоотношений; 3) в широком смысле слова – человек политически активный, культурный, нравственный, живущий интересами своей страны и общества.

Гражданская ответственность – юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих обязанностей, повлекшего нарушение прав другого лица. Проявляется в применении к нарушителю установленных законом мер государственного принуждения.

Гражданские правоотношения – имущественные и личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права, участники которых наделены равными правами и юридическими обязанностями.

Гражданский иск – 1) притязание на признание или осуществление какого-либо права, осуществляемое при помощи судебной власти; 2) требование о возмещении вреда, причиненного преступлением.

Гражданский процесс – установленный нормами гражданского процессуального права порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел, а также исполнения принятых судебных решений.

Гражданское право – отрасль частного права, регулирующая имущественные и личные неимущественные правоотношения. Имущественные отношения складываются по поводу материальных благ, собственности (продажи, обмена, дарения). Личные неимущественные отношения возникают в связи с реализацией прав авторства, защиты чести, достоинства, деловой репутации и т.д.

Гражданское правонарушение – противоправное деяние, состоящее в неисполнении или ненадлежащем исполнении лицом его гражданско-правовых обязанностей и нарушающее гражданские права других лиц.

Гражданско-правовой спор – разногласие между участниками гражданских правоотношений относительно различных правовых вопросов. Наиболее распространены среди них: 1) имущественные споры, связанные с нарушением права собственности, неисполнением договорных обязательств, причинением вреда; 2) семейные – личностные и имущественные; 3) трудовые – по поводу увольнений, отпусков, заработной платы, наложения дисциплинарных взысканий, применения материальной ответственности; 4) жилищные – об обмене жилой площади, разделе, выселении; 5) конституционные – связаны с нарушением конституционных прав и свобод; 6) административные – обжалование неправомерных действий исполнительной власти в суде; 7) налоговые – связаны с наложением штрафов за неуплату или сокрытие налогов.

Гражданство – устойчивая политико-правовая связь человека с государством, предполагающая определенные права, обязанности и ответственность.

М

Международное гуманитарное право – совокупность конвенционных и других норм международного права, составляющих правила ведения войны. Предназначено для защиты человека, его личности, прав и имущества во время вооруженных конфликтов, уменьшения числа жертв среди лиц, прекративших участвовать в военных действиях и мирного населения.

Международное право – система правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами: 1) публичное – в связи с их внешними функциями; 2) частное – связанное с личными и материальными интересами физических и юридических лиц. Функционирует на основе межгосударственных договоров, правовых обычаев, актов всемирных организаций, решений международных судебных и арбитражных органов.

А

Абсентеизм (от лат. absentis – отсутствующий) – сознательное уклонение граждан от участия в политической жизни страны, аполитичность.

Административная ответственность – юридическая ответственность за нарушение общественного порядка, проступки в сфере государственного управления.

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления и связанные с поддержанием правопорядка и безопасности.

Административное правонарушение – противоправное виновное деяние, нарушающее установленные полномочными органами государства правила, предназначенные для соблюдения интересов государства, общественного порядка и безопасности, интересов граждан и общественных организаций.

Административные правоотношения – вид правоотношений, складывающихся в сфере деятельности исполнительной власти и регулируемых нормами административного права.

Акты гражданского состояния – действия и события, связанные с гражданско-правовым статусом человека. Подлежат обязательной регистрации в государственных органах ЗАГС. К актам гражданского состояния относятся: рождение, смерть, заключение и расторжение брака, признание брака недействительным, установление отцовства, опекунства, перемена имени.

Алименты (от лат. alimentum – содержание) – средства, выделяемые на содержание отдельно живущих нетрудоспособных членов настоящей или прежней семьи. Алиментные обязательства носят адресный характер. Нельзя переуступить право на получение алиментов или передать обязательство по их уплате другим лицам. Размер выплат устанавливается в судебном порядке или путем заключения соглашения между лицом, обязанным платить алименты и их получателем.

Амнистия (от греч. amnestia – забвение, прощение) – полное или частичное освобождение преступника от наказания, а также его смягчение.

Апелляция (от лат. apellare – призывать, взывать) – один из видов обжалования не вступивших в законную силу решений суда в уголовном и гражданском процессе, ходатайство перед судом высшей инстанции о пересмотре постановления суда низшей инстанции. Апелляция существует для устранения последствий неправомерного процесса, отмены несправедливых, незаконных решений.

Арест (от позднелат. arrestum – судебное постановление) – заключение под стражу и содержание в изоляции от общества. Является самой строгой мерой государственного принуждения, применяется в порядке, установленном законом. Используется как мера пресечения, уголовного наказания, административного и дисциплинарного взыскания.

ВЫБОРЫ

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с действующим законодательством в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Избирательная система: политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов власти.

  • Избирательное право— правовые нормы о порядке проведения выборов
  • Избирательный процесс— комплекс действий в процессе выборов (назначение даты выборов, регистрация кандидатов, учёт избирателей, предвыборная агитация, голосование и проведение выборов)
  • Процедура отзыва депутатов

Принципы демократического избирательного права:

  • Равное ( один человек = один голос, равенство прав кандидатов)
  • Всеобщее (все с 18 лет дееспособные, нет цензов, то есть ограничений)
  • Тайное— каждый вправе не говорить о своём выборе
  • Прямое — голосование лично, нельзя по доверенности или за кого-то)

Термины

Обществознание – учебная дисциплина с собственным понятийным аппаратом, и свободное владение соответствующими научными определениями выпускники должны продемонстрировать на ЕГЭ. То есть надо показать именно умение оперировать терминами, а не способность найти их удачные синонимы.

Исключение составляют случаи, когда в обществознании могут использоваться разные названия для одного и того же социального процесса, объекта или явления. К примеру: потребности идеальные = духовные или семья патриархальная = традиционная. На ЕГЭ ни в коем случае нельзя подменять теоретическое содержание курса бытовыми представлениями о нем, поэтому в ответах нужно пользоваться точными терминами, которые содержатся в теории, изложенной в учебниках из Федерального перечня.

Конечно, выуживать определения из разных частей учебника не совсем удобно и затратно по времени, но выход есть. Все термины по обществознанию для сдачи ЕГЭ собраны в «Школьном словаре» Боголюбова.

Исходя из того, что учебник обществознания этого автора включен в ФУП, можно не беспокоиться о том, что определения будут сформулированы не так, как это ожидают увидеть эксперты.

По информации ФИПИ, в использовании и трактовке именно этих терминов чаще всего ошибаются участники ЕГЭ.

В целом и эксперты ФИПИ, и опытные учителя советуют учить теорию ЕГЭ по обществознанию системно – то есть, понимая, что курс интегрированный и все его разделы взаимосвязаны. И не стоит полагаться только на обыденные представления и собственное понимание научных терминов.

Кстати, изучение теории ЕГЭ по обществознанию можно и нужно начинать заранее. После того как проекты КИМ и всех документов, определяющих структуру, и главное, содержание экзамена, утверждаются в ноябре, никаких изменений в контрольно-измерительные материалы уже не вносят до следующего учебного года.

Ю

Юридическая ответственность – установленные законом вид и мера принудительного претерпевания негативных последствий противоправного деяния.

Юридическая сила – обязательность правового акта, его приоритет или подчиненное положение по отношению к другим актам.

Юридический акт – любой поступок человека, выражающий его волю или совершенный по его вине и ведущий к возникновению юридических последствий.

Юридический факт – предусмотренные законом обстоятельства, составляющие основание для возникновения, изменения, прекращения правоотношений. Юридические факты делятся на события и действия.

Юридическое лицо – организация, имеющая в собственности или управлении обособленное имущество и являющееся самостоятельным субъектом правовых отношений.

Право

  • 15 сложных планов по блоку «Право»
  • Базовые термины по праву, которые проверяют на экзамене
  • Система и отрасли российского права
  • Права, свободы и обязанности человека

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Н

Наказание – реакция государства на совершение правонарушения; предусмотренное законом негативное последствие для лица, совершившего порицаемый поступок.

Налог – общеобязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

Норма права – общеобязательное правило поведения, установленное и охраняемое государством и регулирующее определенное общественное отношение. Формой существования нормы права является нормативно-правовой акт – закон, указ, постановление.

Нормативно-правовой акт – письменный официальный документ, изданный правотворческим органом и предназначенный для установления, изменения или отмены правовой нормы.

Как написать эссе по обществознанию для ЕГЭ

Эссе – это набросок в прозе на выбранную тему, где выражается свое личное мнение. Написание эссе становится трудновыполнимой задачей, если автор не имеет представления, из каких частей обязательно состоит работа, какая структура и план должны быть. Упростить ее можно при помощи имеющихся общих клише, по которым можно быстро и легко составить текст. Чтобы написать эссе, необходимо:

  • прочитать предложенные темы, а после выбрать ту, в которой автор будет наиболее хорошо разбираться или что ему будет интересно;
  • определить главную мысль и сформулировать ее своими словами;
  • набросать на черновике структуру и примерный план работы, ключевые термины, точки зрения специалистов и ученых, теоретические положения;
  • высказать личное суждение и отношение к теме, свое понимание смысла высказывания;
  • тщательно подойти к подбору аргументов (мнения ученых, исторические факты, жизненные факты и др.);
  • изложить все сведения, аргументы и личные мнения в четкой последовательности;
  • завершить работу выводом и личными рассуждениями.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Структура

Как и любая другая творческая самостоятельная работа учащегося, эссе всегда предусматривает определенную типовую структуру. Благодаря этому можно грамотно структурировать и выстроить имеющийся объем информации. Если это будет эссе по обществознанию структура следующая:

  1. Вступительная часть. При помощи введения можно заинтересовать читателя или слушателя в прочтении работы от начала до самого конца. Здесь должны быть следующие пункты:
  • формулировка проблемы;
  • суть проблемы;
  • риторический вопрос;
  • цитата и что-то подобное для создания эмоционального настроя читателя.
  1. Основная часть. Здесь обязательно затрагивается история исследуемого вопроса, разные точки зрения по теме. Внутри основной части также присутствуют подпункты:
  • тезис – автор приводит доказываемое суждение;
  • обоснование – указываются аргументы, доказывающие этот тезис;
  • подвывод – частичный ответ на ранее заявленный вопрос.

Особое внимание уделяется аргументации, автор должен найти такие суждения, при помощи которых возможно убедить читателя в истинности приведенной точки зрения. Это могут быть исторические факты, ситуации из жизни, мнения ученых, доказательства

Аргументация строится по следующему плану – утверждение, пояснение, наглядный пример, подведение итога, заключение.

  1. Заключение. Здесь необходимо воссоединить все те выводы, что были сделаны в ходе работы по каждому заявленному тезису. На основании приведенных аргументов читателя должен сделать вывод. Сначала формулируется проблема, а следом указывается ее заключение.

Если вступительная часть направлена на максимальное вовлечение интереса читателя, то заключение добавляет целостности картине, наталкивает на размышления и оставляет впечатление в памяти.

Клише для эссе

Чтобы правильно составить текст эссе по обществознанию клише станут настоящей палочкой-выручалочкой. Определить количество таких клише можно в ходе написания, отталкиваясь от структуры и плана работы. Но, как правило, это несколько пунктов:

  1. Шаблонные фразы для формулировки понимания высказывания и проблемы внутри темы, их актуальности. Например:
  1. Шаблонные фразы для выражения собственной позиции касательно темы и поставленного вопроса. Например:
  1. Примерные образцы, как сформулировать многоаспектность анализа высказывания, например:
  1. Два уровня аргументации, чтобы максимально убедить читателя в актуальности темы. А именно:

теоретический уровень:

эмпирический уровень:

  1. Шаблонные фразы, как составить идеальный вывод в пункте с заключениями:

Пример плана написания

Не стоит сразу же перед написанием работы составлять приблизительный шаблон плана. Гораздо легче будет составлять черновой вариант, который будет редактироваться в процессе написания. Основное преимущество эссе – отсутствие рамок и ограничений, пунктами плана могут быть самые основные мысли.

Если предполагается эссе по обществознанию план может быть следующим:

  1. Цитата.
  2. Проблема, ее актуальность.
  3. Перефразирование смысла высказывания.
  4. Приведение своего мнения.
  5. Теоретическая аргументация:
  • понятия;
  • термины;
  • тезисы.
  1. Фактическая аргументация:
  • примеры из других областей знания (экономика, социология, политология, история, правоведение и др.);
  • проведенный лично социальный опрос;
  • реальные случаи из социума.
  1. Вывод.

Предлагаем в качестве образца примерный шаблон плана эссе по обществознанию:

Способности личности

Способности – индивидуальные особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления отдельных видов деятельности. Способности имеют биологическую основу в форме задатков. Главным условием развития способностей является практическая деятельность человека.

Виды способностей:

  1. природные способности – связаны с врождёнными задатками (повышенная гибкость суставов, острый слух);
  2. общие интеллектуальные способности (развитая память, воображение, логическое мышление);
  3. специальные способности – определяют успех человека в специфических видах деятельности (математические, музыкальные, спортивные).

Гении

Р

Распоряжение – 1) одно из правомочий собственника, позволяющее ему совершать имущественные сделки (купля-продажа, поставка, дарение, завещание, аренда); 2) акт органа власти или управления, изданный в рамках его компетенции и подлежащий обязательному исполнению; 3) приказ, указание, составляющий содержание некоторых сделок (чека, перевода, аккредитива).

Реализация права – 1) процесс воплощения правовых норм субъектами права, заключающийся в их соблюдении, исполнении, использовании и применении; 2) подчинение праву государственной власти, деятельности органов государства и должностных лиц.

К

Кассация (от лат. casser – ломать, отменять) – форма обжалования решения суда в вышестоящей инстанции. Во многих странах кассация – обжалование приговора первой и апелляционной инстанции по формальным основаниям, не предполагает рассмотрения дела по существу. В РФ кассационная инстанция проверяет законность обжалованного решения, для чего рассматривает дело в полном объеме.

Коллизионное право – комплекс норм, разрешающих несоответствия между законами внутри одного государства или законами разных государств.

Коллизия (от лат. collision – столкновение) – противоречие, несоответствие в законах, регулирующих одинаковые общественные отношения.

Конституционный статус – 1) совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей личности, охраняемых государством и характеризующих ее фактическое положение в обществе; 2) закрепленные в Конституции правовые характеристики государства, определяющие его внутреннюю и внешнюю политику.

Конституционное право – основополагающая отрасль правовой системы, нормы которой закрепляют важнейшие принципы государственного устройства, внутренней и внешней политики. Конституционное право также называют «государственным правом», а соответствующие правоотношения – «государственно-правовыми».

Конституция (от лат. constitutio – устройство) – основной закон или свод законов, обладающих высшей юридической силой в государстве, база всего текущего законодательства. Конституция является важнейшей правовой нормой, в которой закреплены основные положения конституционного строя, принципы государственно-правового регулирования деятельности властных органов.

План эссе по обществознанию

Для написания правильной работы вам нужно следовать приведённым пунктам:

  1. Сделать вступление.
  2. Написать теоретическую часть.
  3. Первый аргумент и его пояснение.
  4. Второй аргумент и его пояснение.
  5. Вывод.

Минимальное количество слов, которые необходимо написать в эссе, не указывается, поэтому вы можете писать работу любой длины.

Вступление

В этом пункте (первый абзац) вам нужно сформулировать одну из идей выбранного вами высказывания и объяснить его смысл.

Пример:

«Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». (М. Станс). – Это цитата по экономики, которое говорит о государственном бюджете (идея), её смысл заключается в том, что от того, как и куда распределяется расходная статья этого бюджета зависит настроение населения государства (смысл цитаты).

Таким образом вам необходимо работать с любым высказыванием, определяя его идею и раскрывая смысл.

Для вступления вы можете использовать следующие клише:

  1. В своём высказывании/ цитате (ФИО автора) говорит о…
  2. Смысл её/ его слов заключается в следующем: …

Это универсальные предложения, которые подойдут под любое высказывание.

НО! Эссе по обществознанию меняется, и, согласно новым критериям, нужно писать именно об идее, а не проблеме. Также не нужно писать об актуальности, потому что это устаревший шаблон, который раздражает большинство экспертов.

Теоретическая часть

В этом пункте вам нужно доказать первый абзац, опираясь на теоретические знания, то есть привести не меньше 3 понятий, относящихся к данной идее, раскрыть их значение, связать друг с другом и с выбранной темой. Заметьте, что вам не просто нужно написать определения понятий, но и пояснить их, порассуждать об их связи, об отношение к идее.

Также не нужно писать лишних понятий, не имеющих ничего общего с выбранной темой, то есть, если вы пишите о государственном бюджете, то и понятие берите, относящие к нему – сам госбюджет, его доходная и расходная части, пути, по которым деньги распределяются, источники доходной части и др.

Как таковых клише для этой части нет, но вы можете начать абзац со слов: «Для подтверждения этой идеи обратимся к теории».

Первый и второй аргументы

С этой частью у многих учеников возникают большие проблемы, ведь порой привести два примера из разных источников бывает сложно. Но всегда нужно быть хитрее, ведь источники аргументов можно придумать самим.

Например, у нас идея роли налогов в государстве. Первый аргумент у нас касается какой-либо развитой страны с высокими налогами. Допустим, Швеция. И его мы можем начать со слов:

«Примером для подтверждения этой идеи может послужить статья, которую я прочитал(а) в источнике (название газеты, журнала, телеканала и др.)» Далее описываем ситуацию с налогами в Швеции и делаем мини-вывод о высоких налогах и их влиянии на уровень развития страны.

В качестве второго примеры мы можем привести отсталую страну, у которой минимальные налоги, но и уровень жизни тоже очень низкий, например, Никарагуа или Зимбабве. И начинаем наш второй аргумент:

«Кроме того, из школьного курса (географии, истории, обществознания, ОБЖ и другие) мне известно о такой стране с…». Далее описываем положение бедной страны и связываем его с низкими налогами.

Заметьте, что аргументы имеют схожую структуру, но так как мы указали, разные источники, то спокойно получает 2 балла по этому критерию.

Главное указывайте точное название источника, не говорите, что просто услышали его, а конкретное напишите где именно.

Вывод

Критерия, который относится к выводу, нет, но это не значит, что заключение не нужно писать. Вы можете закончить на аргументах, но так ваше эссе не будет выглядеть законченным и цельным, поэтому вывод стоит написать.

В этом абзаце вы просто кратко подводите итог всему написанному выше, используя следующие клише:

«Таким образом, оба приведённых примеры ещё раз доказывают…»

С

Санкция (от лат. sanctio – строжайшее постановление) – 1) структурная часть правовой нормы, содержащая указания на возможные неблагоприятные последствия для нарушителя данной нормы; 2) мера, применяемая к правонарушителю.

Свобода – возможность действовать согласно своим интересам и целям, самостоятельный осознанный выбор индивидом образа жизни и деятельности.

Семейное право – совокупность государственных предписаний, регулирующих отношения брака, родства, усыновления и принятия детей на воспитание.

Семейные правоотношения – общественные отношения, урегулированные нормами семейного права.

Семья – группа людей, объединенных кровным родством, брачными узами, воспитанием детей, совместным бытом.

Система права – порядок организации и расположения частей, составляющих внутреннее строение национального права. Структуру права составляют отрасли, нормы права и правовые институты.

Собственность – принадлежность имущества, средств и продуктов производства кому-либо с правом распоряжения. Существуют различные формы собственности: государственная, акционерная, паевая, совместная, общая, коммунальная, частная и др.

Субъективное право – обеспеченная законом возможность лица или организации достигать целей, связанных с удовлетворением их интересов. Субъективными называют те права человека, которые принадлежат ему и зависят от его воли, то есть реализуются по его усмотрению.

Субъект права – физическое или юридическое лицо, наделенное способностью иметь права и исполнять юридические обязанности.

Суд – государственный орган правосудия, осуществляющий свою деятельность в форме рассмотрения и разрешения уголовных, административных, уголовных, арбитражных дел.

Судебный прецедент (от лат. praecedens – предшествующий) – решение суда по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца для принятия в будущем решений по аналогичным делам.

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

1. Человек и общество

  1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
  2. Мировоззрение, его виды и формы
  3. Виды знаний
  4. Понятие истины, её критерии
  5. Мышление и деятельность
  6. Потребности и интересы
  7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
  8. Системное строение общества: элементы и подсистемы
  9. Основные институты общества
  10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
  11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
  12. Образование, его значение для личности и общества
  13. Религия
  14. Искусство
  15. Мораль
  16. Понятие общественного прогресса
  17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)
  18. Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

2. Экономика

  1. Экономика и экономическая наука
  2. Факторы производства и факторные доходы
  3. Экономические системы
  4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
  5. Постоянные и переменные затраты
  6. Финансовые институты. Банковская система
  7. Основные источники финансирования бизнеса
  8. Ценные бумаги
  9. Рынок труда. Безработица
  10. Виды, причины и последствия инфляции
  11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
  12. Роль государства в экономике
  13. Налоги
  14. Государственный бюджет
  15. Мировая экономика
  16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

3. Социальные отношения

  1. Социальная стратификация и мобильность
  2. Социальные группы
  3. Молодёжь как социальная группа
  4. Этнические общности
  5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
  6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации
  7. Социальный конфликт
  8. Виды социальных норм
  9. Социальный контроль
  10. Семья и брак
  11. Отклоняющееся поведение и его типы
  12. Социальная роль
  13. Социализация индивида

4. Политика

  1. Понятие власти
  2. Государство, его функции
  3. Политическая система
  4. Типология политических режимов
  5. Демократия, её основные ценности и признаки
  6. Гражданское общество и государство
  7. Политическая элита
  8. Политические партии и движения
  9. Средства массовой информации в политической системе
  10. Избирательная кампания в Российской Федерации
  11. Политический процесс
  12. Политическое участие
  13. Политическое лидерство
  14. Органы государственной власти Российской Федерации
  15. Федеративное устройство Российской Федерации

5. Право

  1. Право в системе социальных норм
  2. Система российского права. Законотворческий процесс
  3. Понятие и виды юридической ответственности
  4. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
  5. Законодательство Российской Федерации о выборах
  6. Субъекты гражданского права
  7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
  8. Имущественные и неимущественные права
  9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
  10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
  11. Особенности административной юрисдикции
  12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
  13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
  14. Споры, порядок их рассмотрения
  15. Основные правила и принципы гражданского процесса
  16. Особенности уголовного процесса
  17. Гражданство Российской Федерации
  18. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
  19. Права и обязанности налогоплательщика
  20. Правоохранительные органы. Судебная система

ВЛАСТЬ

Власть — влияние на основе закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказываемого на других людей в рамках закона или обычая; возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания.

Власть — способность или возможность какого-либо субъекта (индивида или группы лиц) осуществлять свою волю, используя различные методы и подвластные структуры. Власть — форма социальных отношений, которая характеризуется способностью влиять на поведение людей посредством административно-правовых механизмов.

Источники власти: закон, санкции, авторитет, традиции, богатство, знание, харизма.

Субъекты власти: политический лидер, наследственный монарх, парламент, политические партии, суды.

Объекты власти: Граждане, социальные группы, общество в целом.

Функции власти: управление, координации, организация, контроль. Средства (методы) власти: право, традиции, принуждение, насилие, убеждение, поощрение.

Виды власти:

  • политическая (способность и умение реализовывать функцию общественного управления),
  • экономическая (контроль над экономическими ресурсами),
  • социальная (контроль над распределением статусов, должностей и привилегий),
  • информационная (контроль над людьми с помощью СМИ)

Принципы устойчивости власти:

  • легальность ( законность)
  • легитимность (законная власть поддерживается основной частью населения,),
  • результативность действий.

Методы власти : принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции и т.д.

Ресурсы власти – средства, которые она использует:

  • экономические
  • силовые
  • информационные
  • демографические
  • социальные

Разделение властей — это деление её на три ветви:

  • законодательная — Федеральное собрание РФ( Государственная Дума + Совет Федерации)
  • исполнительная — Правительство
  • судебная — Конституционный Суд, Верховный Суд + суды общей юрисдикции.

«Четвёртая власть» — так называют средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение), оказывающие огромное влияние на общественное мнение, правдиво освещающие многие негативные стороны жизни в современной России.

Гегемонизм (от греч. hegemonia — предводительство, господство) — стремление к мировому господству, политика доминирования над другими странами и народами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector