Как повысить активность мозга?

Упражнения

В настоящее время разработано достаточно много разных методик и упражнений, которые направлены на развитие у ребенка функций запоминания.

К наиболее действенным можно отнести следующие виды простых методик, которые можно использовать для улучшения процессов запоминания:

  1. Упражнение «Вечерний обзор» — следует выработать у ребенка привычку каждый вечер рассказывать обо всех событиях, которые произошли с ним в течение дня. Причем родителю следует попросить пересказать все обратном порядке, то есть начать с событий вечера и вплоть до момента пробуждения. Вначале могут быть сложности, поэтому можно задавать ребенку наводящие вопросы. В целом, такое упражнение помогает выстраивать последовательность событий, развивает умение анализировать, а также улучшает память.
  2. Разглядывание двух одинаковых картинок – ребенку следует показать два одинаковых (на первый взгляд) изображения и попросить найти основные различия. Такой метод позволит развить не только память, но и внимательность.
  3. Упражнение «запомни все» — родителю следует выбрать какой-то предмет и показать его школьнику (например, лампу, стул и т.д.). Последний должен его внимательно рассмотреть, не притрагиваясь. Далее ребенок должен закрыть глаза и попробовать максимально подробно описать предмет, который ему показали (цвет, детали, размер и т.д.).
  4. Упражнение «Что изменилось?» — перед ребенком следует разложить несколько предметов в ряд (к примеру, карандаш, ручка, резинка и т.д.) и попросить запомнить в каком порядке они лежат. Далее школьник должен закрыть глаза и досчитать до 20. В это время необходимо изменить порядок расположения предметов.После того, как он откроет глаза, родителю следует поинтересоваться, что изменилось.

Химические цепочки

Все чувства и эмоции, которые испытывают люди, возникают путем химических изменений в головном мозге. Прилив радости, который человек ощущает после получения положительной оценки, выигрыша в лотерею или при встрече с любимым, происходит вследствие сложных химических процессов в головном мозге. Мы можем испытывать огромное количество эмоций, например таких, как печаль, горе, тревога, страх, изумление, отвращение, экстаз, умиление. Если мозг дает телу команду на осуществление какого-либо действия, например, сесть, повернуться или бежать, это также обусловлено химическими процессами. «Химический язык» нашей нервной системы состоит из отдельных «слов», роль которых исполняют нейромедиаторы (их еще называют нейротрансмиттерами).

Миллиарды нейронов мозга общаются, передавая друг другу сигналы через крошечные зазоры между ними. Эти зазоры называются нервными синапсами. Когда один нейрон получает информацию, он посылает в синапс химический сигнал в виде молекул нейромедиатора. Нейромедиатор преодолевает пространство синапса, направляясь к следующему нейрону, где он присоединяется — как лодка к причалу — к специально предназначенному для его «швартовки» на поверхности нейрона месту, которое называется химическим рецептором. Химическая молекула нейромедиатора будет принята только тем рецептором, который предназначен специально для нее. Это своего рода система «ключ и замок», где каждый ключ подходит только к своему замку. После того, как молекула нейромедиатора соединилась с рецептором на поверхности нового нейрона, этот нейрон получает сигнал либо к действию — и тогда начинает передавать сигналы другим нервным клеткам, — либо к остановке передачи тех или иных сигналов.

Таким образом, нейротрансмиттер — это химическое вещество, молекулы которого позволяют клеткам мозга общаться друг с другом, и засчет этого функционировать должным образом. Другими словами, медиаторы передают (переносят) химические сообщения от одних нейронов к другим.

Любой нейрон может получать большое количество химических сообщений, как положительных, так и отрицательных («работай» или «стоп»), от других нейронов, которые его окружают. Эти сообщения могут конкурировать или «сотрудничать», между собой, заставляя нейрон отвечать специфическим образом. Поскольку все эти события происходят в течение очень короткого времени (считаные доли секунды), очевидно, что медиатор должен быть удален из синаптического пространства очень быстро, чтобы те же самые рецепторы могли работать снова и снова. И это удаление может происходить тремя способами. Молекулы нейромедиатора могут быть захвачены назад в то нервное окончание, из которого они были выделены, и этот процесс получил название «обратный захват» («reuptake»); нейромедиатор может быть разрушен специфическими ферментами, находящимися в готовности недалеко от рецепторов на поверхности нейрона; или активное вещество может просто рассеяться в окружающую область мозга, и быть разрушено там.

Роль электромиостимуляции в лечении сосудистых патологий

Методика примечательна отсутствием широкого спектра противопоказаний, безболезненностью, относительной безопасностью и результативностью. 

В процессе проведения процедуры электромиостимуляции используются импульсные токи разной частоты, подобранные согласно параметрам человеческого организма. Правильное электрическое воздействие, рассчитанное по индивидуальным потребностям и параметрам, позволяет вывести пациента в стойкую ремиссию при тяжелых хронических заболеваниях, снять боли, обогатить кровоток, стабилизировать внутритканевые обменные процессы, сформировать поток импульсов, поступающих в центральную нервную систему. С помощью методики нередко проводится симптоматическое лечение, в результате которого устраняются отек, мышечное напряжение, воспалительный процесс.

Электромиостимуляция благотворно влияет на сосуды: нормализует их тонус и эластичность, увеличивает просветы при окклюзионных поражениях, регулирует артериальное давление.

Процедура обеспечивает следующие эффекты:

  • Поддержание сократительной способности мышц;
  • Восстановление двигательных функций конечностей путем регулировки поступления нервных импульсов в ЦНС;
  • Снятие отека, воспаления, застойных явлений в тканях;
  • Препятствование развитию атрофии мышечной ткани;
  • Регулирование и стабилизация артериального давления;
  • Улучшение тканевого питания путем активации кровоснабжения и обогащения кровотока;
  • Оптимизация реологии крови;
  • Купирование болевого синдрома различной этиологии и выраженности;
  • Рассасывание жировых отложений (в том числе, висцерального жира);
  • Нормализация метаболических процессов в клетках и тканях;
  • Регенерация кожного покрова и структур опорно-двигательного аппарата (протекция от разрушения суставов и хрящей при воспалительных и дегенеративных поражениях, восстановление тканей при посттравматических осложнениях);
  • Постепенное физиологическое очищение крови от токсичных веществ;
  • Активация иммунных функций;
  • Облегчение самочувствия.

Методика часто применяется при постинсультных осложнениях и связанной с ними гиподинамии. Отлично проявила себя в терапии системных полиэтиологических симптомокомплексов, включая вегетососудистую дистонию (ВСД).

Упражнения на слух

За слуховую информацию отвечают ядра восьмого нерва, расположенные на границе продолговатого мозга и моста. В них поступает информация из правого и левого уха, после чего она сравнивается и обрабатывается. Основная работа по расшифровке звука происходит в коре больших полушарий. Упражнения помогут развить скорость реакции, а также станут профилактикой возрастной глухоты.

  1. Работайте в паре. Пусть собеседник читает текст тихим монотонным голосом на расстоянии 3–4 метра от вас. Он должен останавливаться каждые три минуты: в это время пересказывайте суть прочитанного.
  2. Собеседник на том же расстоянии произносит слова наоборот. Ваша задача услышать и назвать правильно. Далее практикуйтесь с длинными фразами и абзацами.
  3. Собеседник с выражением читает стихотворение и меняет интонацию в нужных местах. Повторите в точности. Стихотворение можно читать с листа – главное интонации.
  4. Упражнение групповое: отгородитесь от друзей ширмой. Каждый их них должен походить назад и вперед. После окончания дефиле, угадайте какие шаги кому принадлежали.
  5. Смотрите видео с иностранцами и запоминайте манеру говорить, интонации и прочие характерные для нации звуковые особенности.

Я специально не даю упражнения на зрительное восприятие, так как лучше всего выбрать их на свой вкус. Для этого есть сотни приложений. Например, CogniFit с возможностью прохождения нейропсихологических тестов и персональных тренировок.

Применение лекарственных средств

Приносят пользу препараты, улучшающие мозговое кровообращение и память, при условии назначения их лечащим врачом и соблюдения инструкционных указаний. Перечень лекарственных средств достаточно обширный:

  • «Глицин». Обладает успокоительным эффектом. Повышает выносливость, снижает нервное напряжения.
  • «Витрум Мемори». Значительно улучшает память.
  • «Аминалон». Назначается для повышения работоспособности, интенсификации мозговой активности, активизации процессов запоминания. Помогает восстанавливаться после инсультов, черепно-мозговых травм.

При необходимости назначаются более сильные лекарства, улучшающие мозговое кровообращение и память:

«Пирацетам». Применяется при ослаблении внимания, частых головокружениях. «Фезам». Снижает негативные проявления стресса, активизирует мозговой метаболизм. «Фенотропил». Повышает психомоторную активность, устраняет нарушения внимания. «Энцефабол»

Улучшает концентрацию, процессы запоминания, мышление, внимание. «Прамистар»

Эти таблетки, улучшающие память и работу мозга, показаны пожилым людям, испытывающим проблемы с функциями мышления и запоминания. Помогают улучшить внимание, повысить концентрацию, устранить раздражительность.

Можно подобрать и другие лекарственные средства, решающие проблему улучшения мозгового функционирования, необходимого для качественного запоминания и воспроизведения информации («Билобил», «Глиатилин», «Пантогам»).

Рекомендуются к приему и витамины, улучшающие память и работу мозга: A, C, E, D, K. Полезны и другие: B1 (тиамин), B2 (рибофлавин), B3 (никотиновая кислота), B5 (пантотеновая кислота), B6 (пиридоксин), B9 (фолиевая кислота), B12 (цианокобаламин). Выбор витаминов согласовывают с врачом.

Бинауральная стимуляция – недооценённая опасность

Под бинауральной стимуляцией, в широком смысле, принято понимать любое стереофоническое воздействие – подачу звукового сигнала на два уха одновременно. В узком значении – это стереовосприятие монотонных искусственно сгенерированных звуковых сигналов, целью которого становится создание в мозге «чистых» бинауральных ритмов.

Физическая сторона вопроса сводится к описанию синхронизации работы обоих полушарий головного мозга, которое достигается наложением двух звуковых близкочастотных колебаний. Частота биений равна разности частот. Подобный эффект возникает, только если разность частот не превышает 25 Гц. Например, если в левое ухо подаётся монотонный звук частотой в 300 Гц, а в правое ухо – звук с частотой 310 Гц, то слушатель воспринимает биение ритма с частотой 10 Гц. Этот «звук» рождается самим мозгом (источник – верхняя олива, расположенная в стволе мозга) как производное сложения электромагнитных волн синхронно работающих полушарий. После передачи этой активности на кору, она чётко фиксируется с помощью ЭЭГ. Восприимчивость к бинауральным ритмам значительно повышается при использовании фонового «белого шума», который часто вводится в психоакустических программах для создания порогов звукоощущения и как заглушающий компонент.

Всё это повышает интерес публики к использованию бинауральной стимуляции в домашних условиях для решения задач немедицинского характера. Однако практика создания бинаурального эффекта может иметь непредсказуемые последствия и привести к целому ряду расстройств различных систем организма, что регулярно регистрируется даже в специально оборудованных звукотерапевтических кабинетах. В этом смысле использование в домашних условиях пероральных стимулирующих препаратов типа HeadBooster, BrainRush, Optimentis (при соблюдении рекомендаций по применению) имеет гораздо более предсказуемые последствия и ожидаемый результат.

Свет и звук

Американская Cognito Therapeutics в 2021 году получила одобрение FDA на применение световой и звуковой терапии болезни Альцгеймера. Компания заявляет, что использование мигающих огней и звуков с определенной частотой стимулирует электрическую активность мозга и может помочь в лечении, активизируя нейроны.

Система стимуляции Cognito GammaSense напоминает стробоскоп. Она встроена в пару непрозрачных очков, которые носят с наушниками. Ежедневное применение устройства показало положительный эффект у подопытных мышей, включая уменьшение числа амилоидных бляшек в мозге.

Частота света и звука синхронизируется с гамма-волнами мозга, связанными с памятью, вниманием и общей когнитивной функцией. Исследователи компании убедились, что при настройке на частоту около 40 Гц можно запустить активность клеток мозга, которые играют ключевую роль в иммунной защите центральной нервной системы

В первом исследовании приняли участие 76 взрослых в возрасте от 50 лет и старше с легкой или средней степенью болезни Альцгеймера и другими формами когнитивных нарушений. Cognito сообщает, что у 33 пациентов, получивших гамма-частотную терапию, наблюдалось снижение ухудшения памяти и когнитивных функций на 83% по сравнению с 20 пациентами, которые получали фиктивную стимуляцию. У 30 пациентов выявили снижение атрофии мозга на 61% по сравнению с 19 испытуемыми в фиктивной группе.

Пациентка с когнитивным нарушением вошла в фокус-группу тестирования светозвуковой терапии

Вы разовьете дивергентное мышление

Для начала уточним, что дивергентное мышление предполагает поиск максимального количества способов решения задачи, а конвергентное – поиск единственного верного решения. Ученые Лейденского университета в Нидерландах Лоренцо Кольцато и Жюстин Паннекок поставили эксперимент, целью которого было выяснить влияние физических нагрузок на дивергентное мышление.

Для участия в эксперименте были приглашены 96 человек, половина из которых вела активный образ жизни и занималась спортом, а вторая половина со спортом не дружила и предпочитала более пассивный досуг. Тех и других разделили на две группы и предложили пройти тесты на дивергентное и конвергентное мышление: одной группе – в процессе физической нагрузки, другой – сразу после тренировки.

В качестве вспомогательного инструмента задействовали велотренажер ввиду простоты использования и легкости контроля за процессом. В итоге, эксперимент выглядел следующим образом:

  • 1 группа – спортсмены, сдававшие тесты во время «езды» на велотренажере.
  • 2 группа – спортсмены, сдававшие тесты после «поездки» на велотренажере.
  • 3 группа – малоактивные участники, сдававшие тесты на велотренажере.
  • 4 группа – малоактивные участники, сдававшие тесты после велотренажера.

Наилучшие результаты показали спортсмены, причем тест на дивергентное мышление лучше прошли те, кто сдавал его во время «поездки» на велотренажере, а с тестом на конвергентное мышление лучше справилась группа, которая проходила тестирование по окончании физической нагрузки.

Группы участников, ведущих малоподвижный образ жизни, справились с обоими тестами хуже независимо от последовательности или параллельности физической нагрузки и тестирования.

Вывод исследователей таков, что для людей, регулярно занимающихся спортом, кратковременная физическая нагрузка может стать реальным стимулом для нахождения нескольких вариантов решения проблемы.

Дополнительные советы

Однако следовать рекомендациям на тему того, что нужно есть и пить, – это лишь одна часть вопроса. Другая состоит в том, что нужно заботиться о себе и стараться не делать (или делать как можно реже) того, что вредит организму и приводит к ухудшению мозговых функций. Дадим несколько советов на эту тему.

Полезное и правильное питание – это всегда помощь себе. Но максимальную отдачу от мозга и его возможностей можно получить, только если исключить или сократить употребление вредных продуктов. В первую очередь это, конечно, спиртное. Невзирая на пользу алкоголя, о которой говорят многие люди, он является серьезным врагом для внимания и памяти. Этанол губит клетки головного мозга, и, если ваша деятельность связана с концентрацией, сократить употребление алкоголя следует до минимума.

Жирное мясо тоже не лучший выбор. В нем содержится холестерин, излишки которого организмом просто не усваиваются. В итоге он остается на стенках сосудов, что начинает затруднять кровообращение в мозге и угнетает когнитивные функции. А во всяких снеках, полуфабрикатах и фастфуде присутствует много вредных пищевых добавок, транс-жиров и соли. На сосудах головного мозга это тоже сказывается очень неблагоприятно.

А еще не стоит злоупотреблять сдобой, сырками, готовыми творожками и сладостями, содержащими рафинированный сахар. Все, что есть хорошего во всем этом, – один вкус. В остальном же такие продукты приводят к ухудшению снабжения мозга полезными веществами и дополнительной проблеме – ожирению. Заменить сладости помогут сухофрукты, мед, горький шоколад, фруктово-ореховые смеси.

И в заключение напомним, что никакая диета и гастрономические привычки не должны повлиять на употребление вами воды

Как и все остальные функции нашего мозга, внимание, концентрация и активная умственная деятельность зависят о того, сколько воды вы выпиваете ежедневно. Если вы будете пить достаточное ее количество, интенсивность мыслительных процессов станет выше, а концентрироваться вы сможете гораздо быстрее и дольше

Если же организм будет испытывать недостаток живительной влаги, не стоит удивляться низкой эффективности и продуктивности, сложностям при сосредоточении, спутанности мыслей и другим подобным вещам. Все это – возможные последствия того, что вы просто-напросто очень мало пьете. Нормой для взрослого человека является 2,5-3 литра воды в сутки. Так что заведите себе привычку выпивать по стакану воды каждые несколько часов.

И в дополнение к данной статье рекомендуем почитать еще пару наших материалов – «Продукты для мозга» и «Полезные продукты для работы мозга». Совместив информацию из трех этих статей, вы сможете продумать для себя настоящую интеллектуальную диету и радовать себя, своих домочадцев и друзей пищей для ума в самом прямом смысле этого выражения. Берегите себя, мы желаем вам крепкого здоровья и острого ума долгие-долгие годы!

Как стресс влияет на мозг человека?

Как сообщает журнал Nature, современная тенденция к активному использованию мозга для предотвращения его старения может быть не всегда полезной, но даже вредной на клеточном уровне. Для того, чтобы проверить это довольно необычное утверждение, исследователи из Гарвардской Медицинской школы проанализировали мозговую ткань, пожертвованную в банки человеческого мозга людьми в возрасте от 60 и 70 лет и долгожителями, которые жили до 100 лет и старше.

В результате исследования было обнаружено, что люди, умершие до 80 лет, имели более низкий уровень белка, который играет активную роль в процессе отдыха человека, чем аналогичный белок из мозговой ткани долгожителей. Найденный белок способен подавлять гены, участвующие в возбуждении мозговой активности, что может говорить о том, что люди, находящиеся в долговременном стрессе, более подвержены возникновению таких опасных заболеваний, как, например, болезнь Альцгеймера, чем остальные.

Аналогичный эксперимент, проведенный на мышах, показал, что те грызуны, которым не хватало отдыха, часто выделялись на фоне остальных приступообразными всплесками ничем не обоснованной активности, что говорит о том, что гиперактивность мозга напрямую влияет на общее самочувствие живого существа и может привести к неконтролируемым изменениям в поведении животных и людей, однако механизм появления подобных побочных эффектов пока неизвестен.

Долговременный стресс и излишняя активность работы мозга может привести к неконтролируемым изменениям в поведении людей и животных

Брюс Янкнер, профессор генетики и неврологии в Гарвардской Медицинской школе, возглавляющий эксперимент на мышах, утверждает, что изучение механизмов, приводящих к гиперактивности, может помочь к обнаружению новых способов лечения нейродегенеративных заболеваний и даже самого старения. Так, одним из главных выводов исследования стало обнаружение вредной нейронной активности, возникающей с возрастом при нахождении в продолжительном стрессе или в состоянии гиперактивности, которые не только делает мозг менее эффективным, но и наносят вред физиологии человека и животного, что в результате сокращает продолжительность жизни.

Было выявлено, что с возрастом человеку приходится использовать большее количество мозговых цепей по сравнению с молодыми людьми для того, чтобы выполнить ту или иную поставленную задачу. Последствия подобного явления остаются неясными, но есть вероятность того, что такие паттерны активации могут свидетельствовать о менее эффективной работе мозга у пожилых людей.

2.Как это работает?

Внутримозговые электроды для хронической стимуляции головного мозга получают электромагнитные импульсы от генератора, который располагается подкожно и настраивается на определённую программу при помощи дистанционного пульта.

Следует заметить, что методика электростимуляции мозга не является лечением. Это симптоматическая помощь пациентам, которые обречены (зачастую пожизненно) испытывать функциональные мышечные нарушения, существенно снижающие качество жизни. Наиболее оправдана и показана нейростимуляция мозга пациентам с болезнью Паркинсона, дистонией, эссенциальным тремором, эпилепсией, различными двигательными расстройствами.

Кофе

Несмотря на то, что пить кофе много и часто не очень полезно для организма, большинство людей начинают свой день именно с этого напитка. Что ж, это очень даже неплохо, ведь в нем содержатся антиоксиданты и кофеин, полезные для мозга

Они улучшают внимание, блокируя выработку аденозина, вызывающего состояние сонливости

Исследования показали, что люди, употребляющие кофе, лучше выполняют работу, связанную с повышенной концентрацией, чем те, кто кофе не пьет. Кроме того, кофе стимулирует выработку серотонина, улучшающего настроение, а также снижает риск появления болезней Альцгеймера и Паркинсона.

Вы сможете обратить вспять уже начавшиеся когнитивные расстройства

Когнитивные способности – это широкий спектр функций, включающий в себя мышление, пространственную ориентацию, обучение, речь, способность понимать, запоминать и формулировать информацию, производить вычисления и т.д. Как улучшить все эти функции сразу? Оказалось, это возможно с помощью силовых упражнений!

Сотрудники факультета медицинских наук Сиднейского университета в Австралии поставили эксперимент, убедительно доказавший, что возрастные умеренные когнитивные нарушения можно обратить вспять. Для участия в эксперименте были приглашены 100 человек в возрасте от 55 до 86 лет, у которых были диагностированы умеренные когнитивные нарушения.

Это было двойное слепое рандомизированное исследование, т.е. участники эксперимента даже не догадывались о его истинной цели. Участников разделили на четыре группы, у каждой из которых был свой режим прохождения эксперимента:

  1. Силовые упражнения + компьютеризированная когнитивная тренировка.
  2. Силовые упражнения + просмотр видеороликов о природе (так называемое плацебо когнитивной тренировки).
  3. Растяжка + гимнастика + компьютеризированная когнитивная тренировка.
  4. Растяжка + гимнастика + просмотр видеороликов о природе (так называемое плацебо когнитивной тренировки).

С учетом возраста участников были соблюдены все меры предосторожности для организации силовых тренировок: они тренировались дважды в неделю с весом, составлявшим 80% от максимального, который могли поднять или сместить в том или ином упражнении. По мере наращивания физической силы тренировочный вес увеличивался, чтобы составлять 80% от максимально возможного для конкретного участника

В начале эксперимента и по его окончании, т.е. через полгода тренировок, все участники прошли тестирование по шкале когнитивных функций и шкале оценки болезни Альцгеймера. Оказалось, что наибольший прогресс показали участники первой группы, где силовые упражнения комбинировались с полноценной компьютерной когнитивной тренировкой.

Полезные продукты

Какие продукты улучшают память и работу мозга? Их можно подразделить на две группы: быстрого и длительного воздействия. К примеру, шоколад, содержащий магний и глюкозу, способен достаточно сильно стимулировать мозговые клетки. Однако срок его действия ограничен во времени. При регулярном же потреблении орехов можно в значительной степени улучшить именно долговременную память. К естественным стимуляторам-витаминам, улучшающим память и работу мозга – относятся:

  • биофлавониды (витамины D, Е и Р);
  • все витамины группы В, в том числе фолиевая кислота (витамин «гениальности»);
  • витамины С.

Наиболее важными для долговременной работы мозга являются большинство витаминов группы В, присутствующих в печени, зелени, яйцах и молочных продуктах. Те же яйца, молочные продукты, а также фасоль и мясо домашней птицы содержат также адреналин и дофамин, способствующие повышению не только физической, но и умственной активности.

Следует включать в рацион и помидоры, сою, финики, инжир, бананы и шоколад, содержащие серотин – гормон радости. Именно он отвечает не только за наш аппетит, сексуальные желания, но и за память и способность к обучению.

Не забывайте и вы об этом очень полезном для мозга продукте. Восполнить недостаток омега-кислот можно и с помощью орехов, жирной рыбы и тыквы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector