Важные моменты в сфере саунд-дизайна

В каких сферах востребован

Специалист сегодня работает в самых разных сферах. Мы уже упоминали музыку и кино. В первом случае саунд-дизайнер тесно сотрудничает с композитором, согласно его замыслу предлагает технические и художественные решения. Проводит запись произведений, иногда исполняет их на концерте. Вместе два профессионала создают законченный продукт.

В кино и мультипликации дизайнер звука занимается аудиооформлением, гармонично дополняет видеоряд. Специалист стремится обострить восприятие зрителя. При этом ему необходимо учитывать жанр, стилистику фильма, технические требования. Порой, например в фантастических картинах, нужно разработать звуковые эффекты явлений/персонажей, которых нет в реальности.

Так, в фильмах «Парк юрского периода» динозавры заговорили благодаря саунд-дизайнеру Гэри Райдстрому, который собрал и соединил голоса различных животных и птиц.

Кстати, в мире кино есть узконаправленная специальность, которую вобрал в себя современный саунд-дизайн, — фоли. Эти ребята занимаются исключительно записью звуков: тяжелых шагов главного героя или шелеста платья героини. 

Оформлением и дополнением картинки sound designer занимается, работая с рекламными роликами, телепередачами, компьютерными играми, театральными постановками.

Организаторы современных выставок также прибегают к помощи саунд-дизайнеров, чтобы усилить эффект от восприятия живописи, скульптуры, других арт-объектов. При этом звуковое оформление может быть интерактивным. Зритель взаимодействует с экспонатом, меняя звукошумовое сопровождение. Чтобы это произошло, sound designer должен выступить в роли программиста и написать определенный алгоритм.

Есть более прикладные сферы для специалиста. Например, звуковое оформление бытовых приборов. Замечали, что с вами «говорит» стиральная машина? Ее научил этому sound designer. Он же оформил мобильные приложения. Благодаря ему Instagram, Telegram, WhatsApp и другие звучат по-своему.

Как самому создать звуковой дизайн игры

Но не только профессионалы могут создавать звуковые эффекты. Да, не у каждого дома есть дорогостоящие микрофоны и звуковые карты, но в целом получить простой звук может практически каждый. Всего существует три способа создания звукового дизайна для игр.

Первый и самый очевидный — поиск лицензионных стоковых звуков в интернете. Такой метод пользуется огромной популярностью, и в то же время это его существенный минус, ведь чрезмерное использование стоковых звуков лишает игру индивидуальности. Но бывают такие ситуации, когда вы просто не сможете превзойти звук из интернета своим собственным.

Например, вам нужен львиный рык, но записать его явно затруднительно. Тогда просто оплатите лицензию на уже записанный звук и используйте его на своё усмотрение. А некоторые саунд-дизайнеры вообще распространяют свои работы бесплатно — как раз для начинающих разработчиков.

Второй способ создания звуков — использование виртуальных инструментов и синтезаторов. Данный метод подойдёт не каждому, ведь он требует знания основ музыкальной грамоты и понимания, как в принципе формируется звуковой сигнал, чтобы в дальнейшем редактировать его входные и выходные параметры для получения необходимого вам звука.

Skillbox

Профессия‌ ‌Sound‌ ‌designer‌

Вы научитесь работать со звуком: от записи до сведения и мастеринга. Сможете озвучивать видео, писать саундтреки и заниматься звукорежиссурой. Соберёте портфолио и получите востребованную профессию.

Чему вы научитесь

  • Записывать и создавать эффекты для видео и моушн-роликов
  • Создавать звуковой дизайн для анимационных и видеороликов
  • Работать с sfx и акустическими источниками
  • Разбираться в слоях звука
  • Обрабатывать речь, синхронные шумы, спецэффекты
  • Использовать в работе психоакустику, колористику и ассоциативное мышление
  • Работать в программе Ableton Live
  • Создавать звуковой дизайн отдельных персонажей

Программа
Вас ждут 2 курса, онлайн-лекции и практические задания. 49 тематических модулей, 182 онлайн-урока

I. Ableton Live с нуля до PRO
Вы научитесь профессионально работать в программе Ableton Live: создавать семплы и сеты, применять звуковые эффекты и сводить музыку. Узнаете, как обрабатывать семплы и менять аранжировки треков в режиме Live. Изучите основы DJ-мастерства и сможете импровизировать прямо во время выступления.

  • Введение
  • Начало работы с программой
  • Знакомство с интерфейсом
  • Монтаж аудио в Arrangement View
  • Создание партии ударных
  • Мелодические инструменты
  • Создание вариативности
  • Секция аудиоэффектов
  • Session View
  • Работа с программными и аппаратными MIDI-контроллерами
  • Автоматизации
  • Создание синтезаторных тембров
  • Применение эффектов после синтезатора
  • Неочевидные функции
  • Сведение аудиоматериала
  • Мастеринг
  • Диджеинг в Ableton Live

II. Sound Design c нуля до PRO
Вы научитесь создавать звуковые эффекты, движение в звуке и компрессию. Поймёте, как чистить семплы, обрабатывать речь, синхронные шумы и спецэффекты. Узнаете, как работать с акустикой помещения.

  • Введение
  • Работа саунддизайнера
  • Знакомство с Ableton Live
  • Теория звука
  • Основы музыкальной теории. Часть 1
  • Оборудование студии
  • Создание звуковых эффектов (SFX)
  • Семплинг
  • Синтез звука
  • Обработка звука
  • Запись и работа с голосом
  • Работа с видеорядом
  • Основы музыкальной теории. Часть 2
  • Субтрактивный синтез
  • FM-синтез
  • Таблично-волновой синтез
  • Работа со статичными объектами
  • Работа с объектами в динамике
  • Озвучивание персонажей
  • MIDI и саунддизайн
  • Основы музыкальной теории. Часть 3
  • Аранжировка
  • Цвет в контексте звука
  • Пространственная обработка звука
  • Эквализация
  • Компрессия
  • Микширование
  • Мастеринг
  • Звуковой брендинг
  • Примеры кейсов
  • Как найти заказчика

Развитие звуковых эффектов

Если вы пробовали хоть раз отключить звук в играх, то наверняка замечали, как из-за этого они сразу теряют весомую долю своей привлекательности. Да и эффект погружения в виртуальный мир в таких ситуациях моментально исчезает. Ведь звуковой отклик на действия игрока — одна из важнейших составляющих иммерсивности.

«Достаточно всего нескольких секунд геймплея любимой игры без звука, чтобы осознать важность звуковых эффектов для создания захватывающего опыта. От простой перезарядки оружия до культовых джинглов, скажем, при решении головоломок в The Legend of Zelda, звуки помогают виртуальным персонажам, историям и мирам ожить в нашем сознании»

Дастин Тайлер, геймдизайнер

Важность звукового сопровождения разработчики понимали ещё во времена зарождения игровой индустрии. Первые попытки применять звук для улучшения игрового опыта предприняли в семидесятых годах прошлого века

Яркий пример — классическая игра Pong. Её создатель Аллан Алкорн варьировал высоту тона и продолжительность звукового сигнала, чтобы звуки отскока мяча от стены, удара «ракетки», пропуска и гола звучали по-разному. Так, используя всего лишь три простых звуковых сигнала, он добился уникального отклика на каждое действие игрока.

При этом для самого Аллана подобные действия были в новинку, потому действовал он практически методом тыка.

«Как это делается с цифровыми схемами? Единицы и нули? Я понятия не имел, так что, покопавшись около часа, нашёл различные тоны, которые уже существовали в генераторе синхронизации».

Аллан Алкорн, создатель игры Pong

Создание отдельных звуковых эффектов для какого-то проекта называют звуковым дизайном. Основная задача звукового дизайнера (или саунд-дизайнера) заключается как раз в записи и редактуре звуков. Хороший звук может сделать отличную игру ещё лучше и добавить ей индивидуальности, плохой же способен сильно подпортить впечатления от прохождения.


Соединение консоли Game Boy с микшером. Фото: Michael Suszynski / gameboymusicclub

Саунд-дизайнеры восьмидесятых годов постоянно сталкивались с одной важной проблемой — недостатком памяти. Всё-таки цифровые носители тогда могли вместить в себя очень мало данных

Например, в стандартном MP3-файле уходит приблизительно один мегабайт на одну минуту аудио. В своё время 16-битная Sega Mega Drive могла работать всего с 4 мегабайтами веса игр. А в более ранней NES игры вообще в среднем занимали от 128 до 384 килобайт. То есть на качественное аудио просто не оставалось места.

Запись реалистичных мелодий и звуков при таких условиях была невозможна, и разработчики консолей это понимали. Поэтому создали особые звуковые чипы, на которых всё аудио генерировалось в реальном времени, а не проигрывалось из заранее записанных сэмплов. Это позволило сэкономить место на физических носителях. В наши дни подобная музыка известна как чиптюн.


Процесс записи в студии. Фото: real_content / Shutterstock

В чиптюне все звуки кодируются при помощи математических формул и простейших программных команд, через которые звуковой чип получает информацию о длине звуковой волны и шумовом канале, чтобы воспроизвести конкретный звук. Сами чипы варьировались от способных воспроизводить всего пару простых тонов одновременно до более продвинутых вроде FM-чипов. По сути, создание музыки для старых консолей заключалось в написании отдельной программы, а не в правильной расстановке нот. Но даже так композиторы и саунд-дизайнеры добивались уникального звучания для своих игр.

Sound design in music

The term “sound design” probably originated with film sound work, but today sound design refers to any situation where you manipulate the texture of your sounds.

The sonic elements in your songs can come from so many different places.

Whether your raw sonic material originates from sample packs, VST synths, microphones or somewhere else, the basic character of the sounds you work with is created through sound design.

How do you shape the envelopes on your synth plugins? How do you order the effects in your vocal chain? Where do you put your room mics? What samples do you choose for your kick drum?

These are all basic sound design questions.

Все курсы

Саунд-дизайн – модное творческое занятие, которое предполагает одновременное владение техникой, компьютерными программами и музыкальной грамотой. Звукорежиссеры занимаются музыкальным оформлением мероприятий и концертов, аранжировкой песенных треков, звуковым сопровождением клипов и кино. Звукарь одновременно выполняет техническую и творческую задачи (работа над физикой, концепцией, драматургией звука, спецэффектами).

Новичкам придется серьезно изучить:

  • диапазон частот,
  • физическую природу звука,
  • тембр и спектры звуковых колебаний,
  • пространственное восприятие музыка (в закрытых и открытых помещениях.

Как же все-таки получить тот самый звук?

Саунд дизайн – это процесс, в котором нужно много экспериментировать. Не бойтесь подмешивать к синтезированным фактурам живые записи с микрофона, потом ресемплировать получившееся, растягивать во времени, питчить, автоматизировать параметры, и сверху обрабатывать ревербератором – в этом состоит суть поиска нужного звучания.

Важно быть увлеченным. Каждая новая обработка должна применяться с живым и неподдельным интересом, а выход с диктофоном на улицу приносить удовольствие

Нельзя зацикливаться на каком-то одном плагине или инструменте. Мнение о том, что покупка очередного плагина обязательно подарит нужное звучание, ошибочно. Цепочки обработок нужно придумывать самостоятельно и подходить к этому процессу с долей азарта, быть готовым остановиться после 100 шагов и начать заново, а также не лениться изучать и внедрять новые техники работы со звуком. Такой подход обязательно даст положительный результат.

С чего начать обучение саунд-дизайну?

Для комфортного погружения в процесс важно обустроить свой творческий уголок, рабочее место. 1

Проверьте, что ваш компьютер соответствует требованиям DAW: 

1. Проверьте, что ваш компьютер соответствует требованиям DAW: 

  • установлен современный процессор — например, Intel i5, i7 или аналоги от AMD.

  • достаточно оперативной памяти — 16 ГБ хватает для большинства задач.

  • есть SSD-накопитель, который экономит время загрузки звуков и софта.

2. Купите звуковую карту и хорошие наушники. Если позволяет помещение, то можно дополнить ваш сетап парой студийных мониторов. 

3. Скачайте и установите программы, которые мы будем изучать на курсе:

  • Native Instruments Kontakt 6, FM8, Guitar Rig 6.

  • Xfer Serum, OS X.

  • Izotope Ozone, Stutter Edit.

Лееринг (англ. Layer), или слоение

Независимо от того, какие саунд дизайн приемы были использованы, для сборки получившегося материала в единую картину нужен лееринг или попросту слоение. Это процесс создания общего звука из нескольких отдельных. Один подмешивается ко второму, потом их дополняет третий, и так далее – слоев может быть бесконечное множество.

Каждый слой выполняет свою функцию, добавляя к общему звучанию какую-то деталь или оттенок

Важно, чтобы слои согласовывались между и не перекрывали друг друга. Тональность, частотный диапазон и динамика слоев должны быть такими, чтобы в целом они давали гармоничный и однородный звук, который не будет создавать ощущения фрагментальности

В этом отношение слоение звука очень похоже на сведение трека в миниатюре: итоговый семпл – трек, а его слои – партии.

Попробовать технику можно с набором любых имеющихся семплов. Хорошей практикой будет попытка превратить три и более разных звуков в один многослойный, который будет звучать цельно. Взять атаку от одного звука, добавить в него НЧ от другого и так далее, до получения интересного результата.

Для склейки слоев применяются те же самые методики, что и при финальном сведении:

 Сайдчейн для работы с эффектом маскировки •  Эквализация для подчеркивания нужных слоев •  Динамическая обработка •  Многополосная компрессия

Эти моменты рассмотрены в бесплатном видеоролике «Основы сведения электронной музыки», информации из которого хватит для работы со слоями:

Склейка слоев – самая техническая задача, которую необходимо освоить. Она не является полностью технической и во многом творческая, но в некоторых моментах придется проявить усидчивость, чтобы заставить слои звучать однородно. Всё остальное в саунд-дизайне строится на чистом креативе и фантазии музыканта.

Детально процесс лееринга рассмотрен в 4-х часовом видеокурсе Слоеный звук с Mindex: создание многоуровнего баса, эффектов, мелодики и ритмов – весь курс посвящен процессу подбора и соединения разных фактур в одну общую.

Нетология

Саунд-дизайнер

  • Освоите инструменты звукорежиссуры и саунд-дизайна: монтаж, сведение, обработку, звукозапись
  • Научитесь создавать треки в популярном музыкальном редакторе и запишете собственный мини-альбом

Вы освоите полный набор профессиональных инструментов

  • Ableton Live
    Программа для музыкантов, которая используется как для студийной работы, так и для живой игры
  • Reaper
    Программа для аудиопроизводства, инжиниринга и записи
  • FL Studio
    Цифровая звуковая рабочая станция и секвенсор для написания музыки

Чему вы научитесь

  • Записывать, монтировать, сводить и обрабатывать звук
  • Создавать шумовое и музыкальное оформление видео
  • Работать с аудиоформатами и стандартами для ТВ, радио и YouTube
  • Понимать основы композиции в аудио
  • Работать в программах Ableton Live, FL Studio и Reaper
  • Разбираться в основах продюсирования в музыкальной сфере

Вы создадите 4 проекта для портфолио:

  1. Несколько треков
  2. Подборку звуков для мобильного приложения
  3. Музыкальное и звуковое оформление для фрагмента фильма
  4. Музыкальное и звуковое оформление для игры

Программа обучения — 6 месяцев160 часов теории и 100 часов практики

Вы узнаете, как создавать звуки и музыку для разных продуктов: кино, игр, рекламы, интерфейсов. После обучения сможете озвучивать видеоконтент, писать музыку и заниматься звукорежиссурой.

  1. Введение в профессию
  2. Основы производства и запись звука
  3. Синтез звука
  4. Музыкальная композиция
  5. Сведение и мастеринг звука
  6. Музыкальное продюсирование и дистрибуция контента
  7. Аудио в видеопроизводстве
  8. Игровой саунд-дизайн
  9. Дипломный проект

Профессия‌ ‌Sound‌ ‌designer‌ – Skillbox

Профессия‌ ‌Sound‌ ‌designer‌ – 12 месяцев обучения, практика и наполнение портфолио, помощь в трудоустройстве.

Чему вы научитесь:

  • записывать качественный звук;
  • добавлять спецэффекты к различным видеороликам;
  • монтировать аудио;
  • разбирать и собирать звук по слоям;
  • использовать программу Ableton Live;
  • записывать и изменять речь;
  • создавать звуковое сопровождение персонажа;
  • формировать звуковую айдентику компаний;
  • влиять на эмоции зрителя при помощи звука.

Преимущества:

  1. Пошаговая программа для старта с нуля в новой перспективной профессии.
  2. Неограниченный доступ к урокам. Можно возвращаться к ним, пересматривать и переслушивать в любое время.
  3. Помощь куратора, постоянная связь с ним в индивидуальном чате.
  4. Знакомство с другими начинающими и уже практикующими специалистами, комьюнити и офлайн-воркшопы.

Стоимость обучения – 3 545 руб. в месяц.

Разница в подходах к звуку

При разработке игры очень важно понимать, какие именно звуки будут звучать в разных местах и условиях, а также с какой целью их стоит добавить. Все звуковые эффекты в играх можно разделить на несколько категорий, и каждая соответствует своей задаче

Добавление реализма


Процесс создания звуковых эффектов. Кадр: Insider / YouTube

Тут всё просто: с таким подходом авторы хотят сделать игру реалистичнее через звуки. К примеру, в разных частях серии шутеров Medal of Honor разработчики стремились воссоздать атмосферу настоящих военных конфликтов. Поэтому звуки оружия и транспортных средств пытались сделать максимально соответствующими реальности.

«Мы хотим дать игроку ощущение того, что он находится в реальном мире и получает настоящий опыт. Оружие должно точно соответствовать своим реальным аналогам, а озвучка — быть больше похожей на документальный фильм, чем на художественный, и как можно точнее передавать иностранные языки».

Эрик Крабер, саунд-дизайнер Medal of Honor (2010)

Усиление атмосферы


Обложка игры Cuphead. Изображение: Studio MDHR

С помощью звуковых эффектов можно задать отдельным сценам или историям в целом практически любое настроение. Например, в мрачных играх вроде Resident Evil 4 и Doom 3 чаще встречаются приземлённые и «жестокие» звуковые эффекты, которые знакомы всем по фильмам ужасов. А вот платформер Cuphead, стилизованный под классическую американскую анимацию, использует нереалистичные «мультяшные» звуки, чтобы погрузить игрока в атмосферу ожившего мультфильма.

«Для нас было важно подарить настоящее ощущение мультфильма 1930-х годов, а не просто скопировать его. Например, в начале прохождения игрок общается со Старшим чайником — и для его озвучки актёр говорил в большую кастрюлю, гремя крышкой в процессе»

Сэмюэл Джастис, саунд-дизайнер Cuphead

Иногда разработчики не создают атмосферу с нуля, а воспроизводят какое-то реальное место. Так, звукорежиссёры игры о приключениях на Крайнем Севере Never Alone намеренно ездили в заснеженные и почти безлюдные горы, чтобы записать их настоящее звучание. А затем на его основе создали аудиобиблиотеки и использовали их в своих целях.

«К примеру, по дороге домой мы спонтанно свернули на стоянку, по краям которой лежали кучи снега. Местами они превратились в большие глыбы льда. Мы потратили некоторое время, пиная и бросая эти куски на парковке. Эти звуки мы часто использовали на протяжении всей игры — например, при разрушении снежной пещеры».

Результат получился вот таким.

Брендан Хоган, саунд-дизайнер Never Alone

Подсказки в игре


Даже шум ветра можно сделать указателем для игрока. Скриншот: игра Ghost of Tsushima / Sucker Punch

Большинство игр используют звуки, чтобы предупредить игрока или подсказать ему правильный путь, при этом не говоря ничего напрямую. Например, герой, ищущий в условной RPG водопад, группу врагов или же поезд, сначала приглушённо услышит их. Звуки постепенно будут нарастать, пока наконец-то цель не появится в поле видимости. С помощью такого приёма разработчики ненавязчиво ведут игрока к пункту назначения.

К примеру, так было в Gears 5, когда главные герои оказались у водопада.

«Мы очень много думали во время разработки сцены спуска к водопаду в Gears 5 даже до появления первых прототипов локации. Размышляли об окружении игрока, о том, что он может увидеть, — и в итоге заполнили локацию пением птиц и другими приятными панорамными звуками

Большое внимание уделили факту, что игрок находится над источниками звука»

Джош Осирис, саунд-дизайнер Gears 5

Создание обратной связи

Звуковой отклик от любых виртуальных объектов, будь то разрезающий всё как масло нож, трескающиеся дрова в костре или взрывающаяся бензоколонка, дополнительно способствует получению удовольствия от геймплея.

Звуковые эффекты особо важны в гиперказуальных играх, в которых в кадре постоянно мелькают одни и те же объекты с одинаковыми звуками

Так, авторы Fruit Ninja уделили звучанию клинков отдельное внимание, чтобы каждый взмах и разрез был максимально приятным

«На примере клинка-„бабочки» я расскажу, как создавали звуки. Свист мы записывали при помощи ветки, которой очень быстро размахивали у микрофона. Также мы добавили дерево, при стуке по которому получался звук высокой тональности, затем немного колокольчиков, а для ощущения порхания бабочек нарезали несколько листов бумаги, сложили их вместе и начали трясти».

Кедар Джонс, саунд-дизайнер Fruit Ninja

Какие навыки и личные качества нужны в работе

Саунд-дизайн объединяет в себе творчество и знание физики звука и требует от специалиста высокого уровня умения работать с техникой и владения программным обеспечением. Очень пригодится в работе хороший слух и опыт музыкальной школы, где оттачивается способность слушать и слышать.

Основные навыки и знания, необходимые саунд-дизайнеру:

  1. Умение общаться с людьми и четко понимать задачу, улавливать концепцию проекта или музыкального произведения.
  2. Творческий подход, умение создавать что-то новое.
  3. Генерирование шумовых и звуковых эффектов.
  4. Создание звукозаписи в хорошем качестве.
  5. Владение техникой, понимание технических параметров звука и умение их соблюдать.
  6. Владение плагинами и программами, такими как Ableton Live, REAPER, Audiokinetic Wwise, Sound Forge, Pro Tools, AudioThing, Adobe Audition, Soundtoys, Sugar Bytes, EchoBoy, Looperator и Adobe Premiere Pro.
  7. Умение очистить аудио от посторонних шумов.
  8. Работа с голосом, владение инструментами для его записи, обработки и моделирования.
  9. Создание определенного настроения, атмосферы при помощи звуков.
  10. Озвучивание движущихся объектов, создание ощущения динамики.
  11. Знание современных жанров и тенденций в музыке.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Личные качества дизайнера по звуку:

  • любовь к своему делу, ведь в такой творческой профессии без этого далеко не уедешь;
  • умение генерировать идеи;
  • готовность к правкам и критике;
  • нестандартное мышление, склонность к поиску новых решений;
  • высокий уровень коммуникабельности, т. к. работать часто приходится в связке с другими специалистами: режиссерами, фильммейкерами, продюсерами, звукооператорами, музыкантами и т. д.;
  • способность и желание учиться и осваивать современные технологии;
  • самодисциплина, умение работать в рамках выделенного на проект времени.

Monocat

Школа электронной музыки MONOCAT запускает online курс, который погрузит вас на два месяца в процесс создания звукового мира и в тонкости работы саунд-дизайнера в индустрии разработки компьютерных игр.

Курс подойдет:

  • Абсолютным новичкам
    Вы научитесь ориентироваться в звуковых редакторах и решать задачи по обработке звука не только для игр, но и для музыки, видео или анимации.
  • Музыкантам
    Освоение курса саунд-дизайна позволит вам по-новому взглянуть на процесс формирования звука и его использование в вашем творчестве и в создании компьютерных игр.
  • Начинающим саунд-дизайнерам
    Курс поможет систематизировать и укрепить все ваши знания, а также получить новые от ведущего специалиста в индустрии
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector