«все думали, что будет хуже»

Содержание:

История

Константин Форстман-Коваленко, старший эксперт ЕГЭ, учитель истории и обществознания, г. Москва

Из экзамена ушли задания № 24-25, где нужно было аргументировать свой выбор — именно в № 24 выпускники допускали наибольшее количество ошибок. Во второй части теперь добавились задания на аналитику и примеры: требуется не просто ответить, но и пояснить свою точку зрения, объяснить процесс. Раньше этот навык проверялся в эссе. 

Время экзамена сокращено с 4 до 3 часов, тогда как объем работы на самом экзамене остается таким же. При этом стоимость баллов резко возросла — и это главное, что усложняет ситуацию. Нельзя брать за образец тех, кто набрал на ЕГЭ-21 80-90 баллов, потому что многие из тех, кто сдавали историю раньше, выезжали на эссе, которое стоило около 11 первичных и 33-35 вторичных баллов. Так как эссе убрали, каждый потерянный балл может дорого обойтись учащимся. Потеря каждого первичного балла влечет за собой потерю трех-четыре вторичных. 

Ольга Святовец, к.и.н, эксперт ЕГЭ, преподаватель истории в Академической гимназии СПбГУ, Санкт-Петербург

Я довольна тем, что отменили сочинение. Критерии для написания сочинений были несовершенны и вызывали очень много споров у преподавателей и экспертов. Соответственно, каждый пытался подготовить ребенка по разным параметрам. 

Что касается второй его части экзамены, то вызывают вопросы задания к тексту. Непонятно, как подготовить ребенка по иллюстративному материалу, который будет соотноситься с текстом. С одной стороны, возникают сложности в технической подготовке, а с другой — детям иллюстративный материал дается легче, поэтому думаю, что особых проблем здесь не будет. 

Тревогу вызывает последнее задание, в котором нужно сравнивать исторические события истории России и всеобщей истории. На всеобщую историю в школьных программах у нас отведено сравнительно мало времени. Если называть вещи своими именами, мы ее проходим обзором, а последнее задание предполагает не только знание конкретных фактов, но еще и умение их анализировать и соотносить с историей России. 

Радует, что в новом варианте больше внимания уделено работе с источниками, потому что изучать историю, исходя только из интерпретации учебников, не совсем верно. Еще одно новшество — это работа с терминами. В демонстрационном варианте стоит термин „закуп“ — понятно, что ребенок должен знать разряды населения на Руси времен Ярослава Мудрого, но хотелось бы понимать, какого плана термины могут встретиться на экзамене. Например, будет ли термин „феодальная повинность“ или термин „крепостное право“? Я думаю, что именно с этим заданием возникнут трудности в подготовке. Собирать словарь терминов педагогам придется самостоятельно.

Как переводить первичные баллы в тестовые?

Первичный балл Тестовый балл Первичный балл Тестовый балл
30 54
1 3 31 55
2 5 32 56
3 8 33 57
4 10 34 59
5 12 35 60
6 15 36 61
7 17 37 62
8 20 38 64
9 22 39 65
10 24 40 66
11 26 41 67
12 28 42 69
13 30 43 70
14 32 44 71
15 34 45 72
16 36 46 73
17 38 47 76
18 39 48 78
19 40 49 80
20 41 50 82
21 43 51 84
22 44 52 86
23 45 53 88
24 46 54 90
25 48 55 93
26 49 56 95
27 50 57 97
28 51 58 99
29 53 59 100

Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на ЕГЭ по русскому языку

1   Различные виды анализа
  1.1 Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов
  1.2 Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач
  1.3 Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм
  1.4 Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов
  1.5 Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов
2   Чтение
  2.1 Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи
  2.2 Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации
  2.3 Владеть основными приемами информационной переработки письменного текста
3   Письмо
  3.1 Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социальнокультурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст
  3.2 Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка
  3.3 Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
  3.4 Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем
Специфические требования для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, непроверяемые на едином государственном экзамене
4   Знать смысл понятий: национальный, государственный, мировой язык; язык межнационального общения
5   Знать сходства и различия фонетической, лексической и грамматической систем русского и родного языков, речевого этикета русского народа и других народов России
6   Осознавать национальное своеобразие русского языка
7   Вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации
8   Переводить с родного языка на русский тексты разных типов

Панель быстрого запуска

  • ГлавнаяВыбранный в данный момент
  • Структура

    • Министерство
    • Коллегия министерства
    • Совещательные органы и комиссии
    • Подведомственные организации
    • Органы управления образованием
    • Кадровое обеспечение
    • Общественный совет
  • Проекты

    • Национальные проекты
    • Проектная деятельность
    • Десятилетие детства
    • Год науки и технологий
  • Документы

    • Нормативные правовые акты
    • Административные регламенты
    • Государственная программа, дорожная карта
    • Информационная безопасность
    • Учредительный контроль
    • Антимонопольный комплаенс
    • Бюджетный учет и отчетность
  • Противодействие коррупции

    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Деятельность

    • Социализация детей и молодёжи
    • Система оценки качества образования
    • Государственная итоговая аттестация
    • Независимая система оценки качества деятельности образовательных организаций
    • Аттестация руководящих и педагогических работников
    • Международное и межрегиональное сотрудничество
    • Планы, показатели, отчеты
    • Реализация Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ
    • Финансовый контроль за деятельностью ОУ
    • Государственные закупки
    • Гражданская оборона
    • Противодействие терроризму и экстремизму
    • Эффективный контракт
    • Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста
    • Согласование назначения должностных лиц местных администраций
    • Организация питания
  • Государственный контроль (надзор) в образовании

    • Надзор и контроль
    • Лицензирование
    • Проверки, результаты проверок
    • Подтверждение документов об образовании
    • Государственная аккредитация
    • Профилактика нарушений
    • ФИС ФРДО
    • Автошколы
    • Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики
  • Пресс-служба
  • Обратная связь

    • Личный прием граждан
    • Обращения и запросы
    • Телефонный справочник
    • Информация о правоохранительных и контрольно-надзорных органах
    • Вопросы организации обучения прибывших с Украины
    • Об оказании содействия гражданам в случае международного похищения детей
  • Образовательный портал Республики Марий Эл
  • Открытые данные
  • Оценка условий труда

Математика. Профильный уровень

Дмитрий Амелин, учитель математики, директор частной школы «Пролицей», Санкт-Петербург

В профильном варианте изменений чуть больше, чем в базовом. Во-первых, убрали пару совсем элементарных заданий. Во-вторых, стало две задачи на теорию вероятностей и статистику вместо одной: совсем простая — под № 2, и чуть сложнее — под № 10. В-третьих, добавилось задание на понимание функций и их графиков, но ребятам, выбирающим профильный уровень, оно не должно доставить особых проблем. 

В письменной части содержательных изменений не произошло, но система оценивания, на мой взгляд, стала чуть справедливее. У выпускников чаще всего возникают проблемы с геометрическими задачами, а за реально непростую для учащихся стереометрическую задачу № 13 раньше давали всего два первичных балла. Теперь — три. Относительно же простая „экономическая“ задача под № 15 стала наоборот „дешевле“ на один первичный балл — теперь за нее дают всего два балла вместо трех.

В целом, изменения не глобальные. Сильно сложнее не стало. Проще тоже. Рестайлинг или фейслифтинг, одним словом.

Изменения в Задании №16

Задание №16 всегда приносило два самых легких балла в разделе пунктуации. Видимо, составители экзамена тоже это поняли. Поэтому в ЕГЭ по русскому 2022 года это задание приносит только один балл, а вот подходящих предложений, вместо однозначно двух, может быть неограниченное количество.

Так, в этом задании из ЕГЭ по русскому 2022 не указано ни минимальное, ни максимальное количество возможных вариантов, поэтому разобрать придется все предложения:

  • в первом ставится одна запятая перед второй частью составного союза, то есть перед «так и»;
  • во втором ставится одна запятая между первым и вторым однородными прилагательными, между которыми нет союзов, то есть перед «простой»;
  • в третьем запятая не нужна, так как «мелкий» и «клейкий» характеризуют разные признаки, а значит, эти прилагательные не являются однородными;
  • в четвертом запятая не нужна, так как союзы не повторяющиеся, они либо относятся к разным группам слов (в преемственности и верности, успеха и популярности), либо служат для усиления (и содержится);
  • в пятом одна запятая между частями сложносочиненного предложения с основами «лес отдыхает» и «степь обдает», то есть перед «и».

Таким образом, в этом задании три предложения с одной запятой — 125.

Этапы ЕГЭ 2022

Минпросвещения опубликовал проект приказа о датах проведения ЕГЭ в 2022 году.

Досрочная сдача: с 21.03.2022 по 07.04.2022

Основной этап: с 27.05.2022 по 21.06.2022

Дополнительный этап: с 05.09.2022 по 08.09.2022

В дополнительный этап имеют право сдавать выпускники, имеющие уважительную причину пропуска экзамена в основной этап, выпускники, у которых предметы ЕГЭ выпали на один день, те, кто не сдал экзамен по одному из основных предметов (если по двум основным предметам экзамен провален, сдавать можно будет только в следующем году), те, кто не сдал экзамен по дополнительным предметам.

Хочешь узнать всё о выборе профессии и экзаменах?

Кликай на кнопку

Записаться бесплатно

Даты проведения ЕГЭ

Основной период ЕГЭ-2022 — в соответствии с проектом Минпросвещения:

  • 27.05.2022 — география, литература, химия;
  • 30.05.2022 — русский язык
  • 02.06.2022 — математика профильная
  • 03.06.2022 — математика базовая
  • 06.06.2022 — история, физика
  • 09.06.2022 — обществознание
  • 14.06.2022 — иностранные языки (без части «Говорение»), биология
  • 16.06.2022 — иностранные языки (часть «Говорение»)
  • 17.06.2022 — иностранные языки (часть «Говорение»)
  • 20.06.2022 — информатика
  • 21.06.2022 — информатика

Резервные дни основного этапа

  • 23.06.2022 — русский язык
  • 24.06.2022 — математика профильная и базовая
  • 27.06.2022 — география, литература, иностранные языки (часть «Говорение»)
  • 28.06.2022 — иностранные языки (без части «Говорение»), биология, информатика
  • 29.06.2022 — обществознание, химия
  • 30.06.2022 — история, физика
  • 02.07.2022 — по всем учебным предметам

В резервные дни пишут те, кто не смог написать экзамен, например, по состоянию здоровья либо те, у кого предметы совпали по времени.

Дополнительный период ЕГЭ-2022

  • 05.09.2022 — математика базовая
  • 08.09.2022 — русский язык

Представляете, сколько всего вам нужно изучить для того, чтобы сдать обязательные ЕГЭ и ЕГЭ по выбору? И правила русского языка, и математические формулы, и термины, и определения, и важные факты и даты… Какой набор предметов вы бы ни сдавали — везде особые критерии, требования и знания. Короче, голова кругом идет, если подумать об этом. И страшно. Такая реакция — нормальная. Главное, чтобы она не помешала на экзамене. Обидно из-за нервов потерять важные баллы. Поэтому наши преподаватели во время подготовки к ЕГЭ обязательно учат справляться со стрессом. Немалую роль в этом играет и системная подготовка: все знания мы раскладываем по полочкам и не преподаем то, что никогда не пригодится вам на экзамене

Только самое важное: лайфхаки, способы решения и все актуальные изменения ЕГЭ (которых, кстати, в этом году немало).Так что если вы хотите получить высокий балл ЕГЭ, то начинайте готовиться как можно раньше. И сделать это можно у нас на курсах подготовки — записывайтесь!

Как меньше сделать ошибок в сочинении на ЕГЭ

Эксперты поделились несколькими универсальными и полезными советами:

нужно всегда писать сочинение сначала на черновике;
стараться больше подчеркивать, а также помечать данные в распечатке варианта КИМ;
не нужно употреблять конструкции и слова, в которых можно сделать много ошибок

Важно всегда действовать в соответствии с правилом: «не знаю — не пишу»;
несколько раз постараться проверить, правильно ли перенесены краткие ответы в бланк №1;
важно помнить, что минимальным количеством слов в сочинении на ЕГЭ считается 150, поэтому не нужно писать больше 250-300 слов. Ведь когда объем текста больше, тогда и больше количество ошибок в нем.

Важно отметить, что правильно написанное сочинение может увеличить первичные баллы на 50%

Что нужно знать, чтобы получить высокий балл?

На ЕГЭ по русскому есть несколько основных тем, которые нужно выучить, чтобы хорошо сдать экзамен. О них мы и поговорим.

Ударения (орфоэпия) и паронимы

Не пугайтесь, не нужно знать ударения во всех 30 тысячах слов русского языка. ФИПИ подготовили для вас сборник, где собраны только те слова, которые попадутся на ЕГЭ. С паронимами то же самое. Наша задача — выучить эти слова, тогда баллы за 4 и 5 задания обеспечены.

Лексические нормы

«Лично я считаю» — видите ошибку в этой фразе? Если нет, 6 задание вам пока не под силу. Там необходимо либо исключить лишнее слово, либо заменить некорректное. Изучите лексические нормы, чтобы некорректные формулировки сразу резали вам глаз.

Морфологические нормы

Какое окончание у существительного во множественном числе или родительном падеже? Как склонять числительное? Почему «самый лучший день» — это грубая ошибка? Седьмое задание проверяет, насколько хорошо вы знаете правила, умеете ли образовывать формы слов.

Синтаксические нормы

Выпускники уважительно называют 8 задание «то самое, в рамочке». В левом столбике 5 ошибок, в правом 9 предложений, нужно найти соответствия. Это очень дорогое задание — за него можно получить сразу 5 первичных или 10 вторичных баллов. Поэтому оно стоит усилий. Главное — разберитесь, что такое синтаксические ошибки и какие подсказки нам помогут их найти. А подробнее о том, как справиться с этим заданием, читайте здесь.

Орфография

Вы получите за задания 9-15 целых 7 баллов, если выучите нужные правила. Здесь необходимо четко понимать, что такое чередующиеся корни и какие они бывают, разбираться в группах приставок, выучить все правила для правописания суффиксов. Если вам в школе рассказывали про спряжения, но вы не понимали, зачем — тут они точно пригодятся. Самое время вспоминать, что там за 11 глаголов-исключений! И, конечно, без правил на одну и две Н никуда. Если не научиться отличать отглагольное прилагательное от причастия, балл за 15 задание не получить. 

Пунктуация

Умеете выделять грамматическую основу? Знаете правила постановки запятых при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах, вводных словах и придаточных частях? Тогда вы отлично справитесь с заданиями 16-21. Звучит устрашающе, но на практике все не так плохо, главное — знать правила. Одно из самых сложных — 21 задание. Рекомендуем уже сейчас вспоминать правила постановки запятых, двоеточий и тире в предложениях.

Типы речи

Задание 23 — самое сложное на ЕГЭ по русскому, его решает минимальный процент выпускников. Чтобы его решить, нужно понимать классификацию типов речи и навыки анализа текста.

Языковые средства выразительности

Метонимия, синекдоха, перифраз, оксюморон — знакомые слова? Это небольшая часть языковых средств выразительности. В задании 26 нужно попросят вставить термины в пропуски, поэтому придется выучить их значения.

Обществознание

Виталий Исаков, репетитор по обществознанию, г. Санкт-Петербург

Для выпускников 2022 года есть две новости: хорошая и плохая. Начну с хорошей: содержательно ЕГЭ не изменился. Если вы уже готовились — все не напрасно. Если не готовились, то вам не придется экстренно изучать материал, о котором вы никогда не слышали. Более того, некоторые виды заданий, например, эссе, канули в лету, так что можете забыть о них, как о страшном сне. 

Плохая новость заключается в том, что экзаменационные варианты наполнились заданиями, формулировки которых оставляют желать лучшего. Задание с графиком и план усложнились: теперь придется самостоятельно определять, спрос или предложение изображены на графике, а один из пунктов плана нужно будет расписать по содержанию. В задании № 8 появился дополнительный вопрос: „Определите, изменение какого экономического показателя изображено на графике“. Задание № 23 также дополнено: „Объясните содержание любого детализированного пункта вашего плана, раскрывающего тему по существу“. 

Однако принцип остается неизменным: при грамотной регулярной подготовке любое задание станет понятным и решаемым.

Наталия Бакатина, преподаватель по обществознанию, г. Санкт-Петербург

На текущий момент можно сказать, что в проекте в целом все проще, однако задания № 23 и № 25 нуждаются в комментариях ФИПИ, так как не очевидны пределы и тематика заданий, и предположить их, исходя из представленного проекта, нет возможности. Задание № 21 может с непривычки вызвать трудности, но при адекватном изучении темы проблем быть не должно. Сокращение продолжительности экзамена может оказаться неприятным нововведением, так как многие учащиеся, на мой взгляд, не готовы к ускоренной работе. 

Литература

Татьяна Шелыганова, учитель с 30-летним стажем, репетитор по русскому языку и литературе

Методисты уже расписали плюсы и минусы нового формата. Из плюсов: количество литературных источников, которые абитуриент должен вспомнить и проанализировать, чуть ли не цитируя по памяти, сокращен с 7 до 5. Но при этом список текстов для изучения расширили до космических размеров. Многие радуются, что включено много новых произведений, в том числе зарубежная литература. Но некоторые произведения попали туда явно по недоразумению или некомпетентности составителей — например, одиннадцатиклассникам предлагается разобрать рассказ Л.Толстого „Крейцерова соната“ или роман У.Эко „Имя розы“.

Кто-то радостно пишет о том, что появилась вариативность — более легкий и более трудный вопрос на выбор (5.1\10.1 и 5.2.\10.2). Это было бы еще как-то понятно при делении экзамена на „базу“ и „профиль“, но пока ничего подобного нет. Те, кто выберут более трудный вопрос, больше баллов не получат. Так в чем преимущество и в чем смысл этого „выбора“?

Химия

Лия Менделеева, основатель онлайн-школы BuboUnicus, автор канала о ЕГЭ по химии на YouTube, популяризатор науки, преподаватель химии, Москва

Глобальных перемен я не вижу. Задание № 5 осталось практически неизменным, только теперь вещества — в табличке, а классы веществ вынесены списком. Принципиального отличия, кроме «подачи» задания, нет. 

Появился расчет по растворимости — теперь нужно лучше ориентироваться в pH. Лично для меня это в радость. За 6 лет работы с одинаковым материалом устаешь, а тут нужно пораскинуть мозгами, подумать, как лучше решать и как это доступно донести. 

Для учеников не вижу проблемы. Как правило, ребята начинают основательно готовится с 11 класса. А если и начали готовились раньше, то прекрасно! А пару новых задач за год разобрать уж точно можно.

Виктор Викторов, репетитор по химии

При должной подготовке никаких проблем у выпускников 2022 года возникнуть не должно. Адаптация учеников к новому формату не займет более одного-двух занятий. 

Однако стоит заметить, что суммарное количество баллов значительно уменьшилось — с 60 до 56, что может незначительно увеличить процент стобальников, и в то же время немного уменьшить средний балл остальных сдающих.

Биология

Лина Клевер, преподаватель биологии в онлайн-школе BuboUnicus, Москва

В этом году появилось задание нового типа — на анализ эксперимента. На мой взгляд, это положительное изменение. Проверяет не столько знание биологии, сколько биологическое мышление. До ответа чаще всего можно додуматься логически.

Самое важное изменение, на мой взгляд, это то, что за задание № 22 теперь дают не 2, а 3 балла. С одной стороны, это точно приведет к усложнению задания: количество элементов ответа станет больше

С другой стороны, оно станет более структурированным и не таким непредсказуемым.

В целом, изменения в структуре ЕГЭ не критичные и не сильно усложняют экзамен. Стало больше заданий на биологическое мышление и анализ информации, увеличилось количество схем и картинок

Поэтому очень важно понимать и визуально представлять биологические процессы. Развивайте биологическое мышление, тогда составители ЕГЭ не смогут поставить вас в тупик

Эффективная работа над сочинением

Отвечая на вопрос, как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку, многие отвечают: «Решайте варианты!». Конечно, постоянная практика в решении тестов – это очень хорошо, однако такая стратегия не приведёт вас к 100 баллам. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку невозможна без написания сочинений. Ведь задание 27 с развернутым ответом может принести вам целых 24 балла! Секрет отличного экзаменационного сочинения прост: работа должна соответствовать определенной структуре. Разберём её.

Структура сочинения

В первом абзаце обозначьте главную проблему текста. Для того, чтобы определить её, задайте себе вопросы: «С какой целью автор написал этот текст? Какие вопросы его волновали?». Как бы продолжите фразу: «Автор хочет, чтобы читатели задумались о…». Помните, что проблема – это вопрос, над которым рассуждает писатель. Следовательно, это всегда нечто глобальное. Старайтесь подбирать абстрактные, общие понятия. Например, проблема отношения человека к природе, проблема исторической памяти, проблема эгоизма и т.д. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку станет продуктивнее, когда вы научитесь безошибочно определять проблемы текстов.

Во втором абзаце обязательно прокомментируйте проблему, проиллюстрировав её двумя примерами из текста. Выберете цитаты и эпизоды, которые подходят для доказательства, и напишите пояснения к ним. Ответьте на вопрос: «Как данный пример связан с проблемой текста?»

Важно, чтобы два аргумента не существовали отдельно друг от друга, а были связаны. Не забудьте указать на эту смысловую связь в сочинении!

Что писать в основной части сочинения ЕГЭ?

В третьем абзаце следует отразить позицию автора. Максимальный балл будет выставлен в том случае, если выпускник верно сформулировал её и не допустил фактических ошибок.

В четвёртом абзаце выскажите собственное мнение. Экзаменуемый должен обозначить согласие или несогласие с позицией автора, сформулировать тезис и обосновать его. В качестве аргументов можно привести примеры из художественной литературы и жизненного опыта

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку – это не только про решение тестов и написание сочинений, важно читать литературные произведения и нарабатывать базу аргументов

Как следует закончить работу?

Пятый абзац – заключение. Подведите логический итог своим рассуждениям, проведите параллель со вступлением, снова вернитесь к проблеме текста.

Физика

Алиса Вольт, преподаватель физики в онлайн-школе BuboUnicus, Москва

Изменения в первой и второй части порадовали. Из первой части убрали задание на астрофизику. Оно требовало много времени и концентрации внимания, а оценивалось всего в 2 балла. 

Появилось два новых задания смешанного типа- № 1 и № 2, они содержат вопросы сразу по всем разделам. Первое задание в большей степени теоретическое, а второе связано с графиками. 

Момент, который сильно усложняет первую часть — это задание с выбором множественных ответов. Раньше они формулировались так: «Из предложенных утверждений выберите два верных, которые подходят под данную ситуацию». Теперь: «Выберите все верные утверждения». То есть их может быть либо два, либо три. Это точно не указано, поэтому добавляет стресса в копилку. Соответственно, стало сложнее получить эти баллы в заданиях повышенного уровня сложности в первой части, а их там очень много. Суммарное количество заданий при меньшем количестве баллов увеличилось. 

Во второй части были задачи на 1 балл, которые требовали краткого ответа. Однако они были достаточно непростыми: нужно было подумать, посчитать, использовать пару формул.. Теперь в этих заданиях нужно дать развернутый ответ. Это значит, что приложив такое же количество усилий, можно получить уже 2 балла.

Еще во второй части появилась задача в 4 балла, — это задание по механике высокого уровня сложности. Требования к ее оформлению достаточно жесткие: теперь нужно и математическое решение, и его обоснование. Обоснование стоит всего 1 балл, а математическое решение — 3. Они друг от друга не зависят, и если ты не сможешь написать обоснование, потери невелики. К тому же можно заучить разные обоснования, как для сочинения. Это не сложно, а баллов это задание дает много.

Общие рекомендации в связи с изменениями: нужно больше внимания уделять теории, отдельно — графикам, задач с ними очень много. Просто заучить формулы и выехать на этом не получится.

Какие популярные ошибки делают выпускники на экзамене по русскому языку

  1. Многие выпускники часто сомневаются, как правильно писать безударную гласную в корне слова (твар/твор, клан/клон, зар/зор, гар/гор, кас/кос, бер/бир). Известно, что учителя твердят об этих правилах с первого класса, но, видимо, на экзамене о них забывают.
  2. С правописанием -Н- и -НН- трудности возникают у 35% школьников («листвеННица», «мариноваННый», «лишеННый», «ткаНый», «ветреНый», «растрепаННый»)
  3. Последнюю букву в окончании слов во множественном числе («директорА», «бухгалтерЫ», «тренерЫ» и «профессорА») многие выпускники ставят с ошибкой.
  4. Больше всего проблем у школьников вызывают причастия, а именно как правильно писать суффиксы причастий и личных окончаний глаголов («колЕтся», «сутулЯщийся», «светИтся»). Примерно 60% выпускников прошлого года это задание провалили.
  5. Также известно, что только половина учеников справились с заданием, которое связано с правильным определением типа речи (рассуждение, повествование или описание).
  6. Ежегодно ребята делают много пунктуационных ошибок. Например, точно не могут определить, где же поставить запятую, тире и двоеточие.

Английский язык

Елизавета Гончарова, репетитор по английскому языку, автор канала

В целом, этот новый формат легче, чем чисто эссе или доклад. Генерировать свои идеи не нужно. Бери данные из диаграммы и описывай их. Соблюдай нейтральный стиль, следи за словами и получи свои 14 баллов.

Евгения Михайлова, преподаватель английского языка, автор канала

Изменения в устной части довольно значительные. Заданий по-прежнему четыре, но вместо Task 3, где нужно было описать фото, обращаясь к воображаемому другу, в новой версии появилась хорошо знакомая всем по ОГЭ форма — диалог с электронным ассистентом. Есть ощущение, что так разработчики пытались увеличить долю спонтанной речи в устной части ЕГЭ.

С одной стороны, отвечать на вопросы проще, чем придумывать монолог. Но с другой стороны, в «задании с картинками»  была вариативность — для описания можно было выбрать одно фото из трех. К тому же, некоторые преподаватели заранее разрабатывали «канву» ответа, в которую ученику оставалось только вставить нужную «фактуру». Теперь «схитрить» получится только в задании № 4, где сохранился  формат связной монологической речи. Но и здесь есть новшество: вместо простого сравнения двух картинок ученику предлагается представить, что он готовит проектную работу — нужно оставить голосовое сообщение другу, кратко описав две фотографии-иллюстрации. Обязательно надо объяснить, почему эти фото подходят для вашего проекта, и выразить своё мнение по его теме. Кстати, став сложнее по коммуникативной задаче, задание «подорожало» — в 2022 году за него можно набрать от 4 до 10 баллов. 

Изменения в ЕГЭ по русскому 2022

По сути, серьезные изменения коснулись только одного задания — первого.

Раньше необходимо было провести анализ содержания короткого текста. Теперь нужно провести стилистический анализ текста. Это было в перспективной модели, мы это предполагали.

Стоит обратить внимание на сам текст. Теперь он не такой маленький

В демоверсии текст на три абзаца, по размеру — как изложение ОГЭ. В демоверсии представлен публицистический текст. Предполагаю, что теперь там могут быть совершенно разные стили и жанры.

Задания 2 и 3 в этом блоке остались такими же: нужно верно подобрать и записать средство связи в представленном тексте (задание 2) и поработать со словарной статьей (задание 3).

Немного изменилось задание 19 на пунктуацию в сложноподчиненном предложении. Теперь это задание намного сложнее. Оно проверяет пунктуацию во всех типах и комбинациях придаточных, в том числе с составными союзами. Раньше задание проверяло в 99% случаев запятые в сложноподчиненных с придаточными определительными, только одна ловушка. Теперь — это весь объем и масса красоты и хитросплетения придаточных.

Стоит обратить внимание, что за задание 16 на сложносочиненное теперь можно получить только 1 балл, как за все задания на пунктуацию. За «дорогие» задания 8 (синтаксические ошибки) и 26 (средства выразительности) по-прежнему можно получить 5 и 4 балла соответственно

За «дорогие» задания 8 (синтаксические ошибки) и 26 (средства выразительности) по-прежнему можно получить 5 и 4 балла соответственно.

Что нового в сочинении?

Волновавший многих вопрос по сочинению — все осталось на своих местах. Оценивание К8 (пунктуация), как и обещали, сделали чуть строже. Раньше можно было получить 2 балла за три пунктуационные ошибки. Теперь за это количество ошибок — 1 балл. Теперь схема оценивания такая:

  • нет или 1 негрубая ошибка = 3 балла (максимальный результат)
  • 1-2 ошибки = 2 балла
  • 3-4 ошибки = 1 балл
  • более 5 = 0 баллов

Таким образом, изменения ЕГЭ по русскому 2022 года не стали шоком, как это было в прошлые года

Но некоторые мелочи все же поменялись, и на них обязательно стоит обратить внимание. Представьте: вы пропустили всего одну запятую — и потеряли целый балл! А на экзамене каждый балл на вес золота.В MAXIMUM Education всегда актуальные материалы для подготовки к ЕГЭ

За это отвечает Департамент исследований и разработок: там ежегодно анализируют каждую новую формулировку от ФИПИ и обновляют наши учебники. А затем по ним с учениками работаю я. Мы тренируем пунктуацию и учимся писать сочинения так, чтобы эксперты ЕГЭ ставили за них только высший балл Хотите так же? Добро пожаловать на мои занятия!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector