Как стать литературным редактором: где пройти обучение и куда идти работать

Содержание:

При больших амбициях и запросах придется освоить…

  • Лингвистику и филологию.
  • Журналистику.
  • Издательское дело.
  • Литературное творчество.
  • Редактирование.

ВУЗов, в которых обучают данным специальностям, в нашей стране немало. И для обучения не обязательно ехать в столицу.

Поиски работы можно начинать с фриланса, для накопления опыта. Сегодня во многих электронных издательствах набирают удаленных сотрудников – это отличная возможность для людей, живущих в маленьком городе, а также для людей с ограниченными возможностями.

Далее стоит попробовать свои силы в редакции газеты, именно там получают тот самый бесценный опыт работы.

Ну, а дальше следует отталкиваться от имеющихся вакансий и требований.

Профессия редактора: кто такой и чем занимается

Редактор (от лат. redactus – приведенный в порядок) – это специалист, профессионально занимающийся редактированием, т.е. подготовкой к выходу в свет произведений (статей, литературных произведений), а также подготовкой к выпуску изданий в целом (книг, журналов, интернет-изданий).

Сегодняшние книги, газеты и журналы издаются не только на бумаге. Они могут выходить в виде компакт-дисков для чтения, просмотра и даже для прослушивания (аудиокниги). Кроме того, многие периодические издания давно и успешно существуют в Интернете.

Профессия подходит тем, кого интересует русский язык и литература.

Представитель профессии занимается редактированием текстов, доведением их до состояния готовности к публикации. Он не просто проверяет работу на стилистические и тематические ошибки, а оценивает ее соответствие концепции проекта, проводит необходимую литературную обработку.

Также сотрудник занимается подбором актуальных тем, составляет тематические планы статей, определяет жанр подачи материала, правит его или дорабатывает. Нередко редакторы дополнительно выполняют обязанности журналиста, автора, корректора. Еще они должны быть эффективными управленцами, способными организовать взаимодействие всех служб, ответственных за выпуск текста.

Место работы

Редакторы кино и ТВ смогут получить работу в медиахолдингах, в компаниях, которые снимают рекламные ролики, полнометражные киноленты, мультфильмы или видео для YouTube. Специалист может работать журналистом, заниматься озвучкой видео, трудиться консультантом в продюсерском центре.

Заметим, что чаще всего редакторы кино и ТВ, которые недавно освоили профессию, начинают работать ассистентами, личными помощниками редакторов. Связано это с тем, что человеку без опыта работы в сфере журналистики и ТВ никогда не дадут ответственное задание.

Зарплата Редактора кино и ТВ

Компании, где можно работать редактором кино и тв

Работа редакторов кино и ТВ оплачивается хорошо, если рейтинг передачи, которую специалист курирует, стабильно растет.

Заработная плата в Москве

60000-90000 руб.

Заработная плата в России

40000-70000 руб.

  1. Умение готовить репортажи, находить интересную информацию, общаться с людьми.
  2. Знание истории кино и журналистики.
  3. Подготовка отснятого материала к эфиру.
  4. Монтаж и озвучка видео.
  5. Написание сценариев для телевизионных программ.
  6. Базовые знания о работе оператора, звукооператора, осветителей.
  7. Грамотность и высокая скорость печати.
  8. Знание основ режиссуры.
  9. Умение выполнять функции телеведущего.
  10. Знание истории ТВ и киноискусства.
  11. Опыт работы не менее 5 лет.

Какие знания и навыки нужны редактору

В цифровую эпоху требования к редактору постоянно растут и меняются. В IT-сфере и онлайн-проектах одних только навыков работы с текстами уже недостаточно — надо разбираться и в маркетинге, и в аналитике, и в дизайне, знать, как работать с авторами и спикерами. Понадобится чуть больше, чем знание правил русского языка и умение донести свою мысль в письменном виде.

Грамотность

Важно учить теорию в школе и постоянно практиковаться. Надеяться только на встроенную проверку орфографии на компьютере не стоит — так легко попасть в неловкую ситуацию

Развивать грамотность помогает ещё и чтение. Читайте хорошие книги — качественные, без стилистических ошибок и опечаток, с разнообразной яркой лексикой. Это помогает сформировать словарный запас и запомнить грамматику фактически без изучения правил.

Умение концентрироваться, усидчивость

Написанный текст нужно перечитать минимум два раза, а поначалу лучше четыре-пять раз, причём не подряд, а с небольшими перерывами. В процессе создания текста, когда вы полностью погружены в работу, легко не заметить логические нестыковки, стилистические ошибки, опечатки. Перечитывание помогает посмотреть на текст со стороны и заметить недостатки, которые не видно сразу.

Целеустремлённость

Чтобы научиться писать, нужно писать. Хорошо, если ваши тексты потом посмотрит человек с редакторским опытом и прокомментирует его, объяснит, как стоит писать, а как — нет. Чтобы набраться опыта, нужно написать много разных текстов. Поэтому пишите, пишите, пишите, а когда не получается — снова пишите.

Креативность

Умение придумывать оригинальные идеи, находить небанальные способы подать информацию и генерировать яркие заголовки сложно переоценить. Этот навык приходит только с опытом, но тут нужно себе помогать не только практикой. Как и с развитием грамотности, здесь пригодится чтение — частое, увлекательное, разное

Плюс важно получать разнообразные впечатления от жизни — от прыжков с парашютом до посещения театра. Чем больше разного эмоционального опыта у редактора, тем легче он находит метафоры и новые способы изложить даже самую скучную информацию

Умение принимать критику

В начале работы редактором ваши тексты будут сильно исправлять. Это нормально и полезно для вашего профессионального развития

Важно отделять критику текста от личной критики. Старайтесь все исправления воспринимать как возможность для обучения — именно так и становятся классными редакторами

Будет ещё критика со стороны читателей. Двойку, как за плохое сочинение, они не поставят, но вот написать язвительный комментарий вполне могут

Тут важно помнить, что даже самый «вылизанный» и выпестованный текст в мире может кому-то не понравиться. Это довольно больно для автора, особенно на первых порах, но со временем учишься реагировать спокойно на любые выпады в адрес своей работы

Важно уметь сдержанно принимать и учитывать критику со стороны аудитории и, опять же, отделять эмоции читателя от критики по существу.

Умение общаться с людьми

Во-первых, редактор работает с людьми — коллегами, авторами, экспертами и спикерами, и к каждому он должен найти подход.

Во-вторых, любой текст, особенно тот, который продаёт или рекламирует продукт — это всегда разговор с читателем. Если нет понимания, как выстроить этот разговор, как начать диалог, какие слова выбрать — текст окажется неинтересным или бесполезным для аудитории. Будущему редактору нужно уметь общаться с разными людьми, в том числе незнакомыми, и единственный способ этому научиться — брать и делать. Например, брать диктофон и делать интервью с незнакомыми людьми на улице.

Профессиональная деформация

Бывает ли у редакторов профессиональная деформация?

Да, бывает. Во-первых, если ты редактор, то каждую фразу услышанную взвешиваешь на весах. На предмет логичности, стиля, грамотности. На предмет банальности/оригинальности.

И ляпы всевозможные, которых пруд пруди вокруг, вгоняют в тоску. И мысль при этом  гложет такая: «Вот! Приучают людей! Неприкосновенных называют неприкасаемыми (противоположные по смыслу слова), говорят «одевать» вместо «надевать»… Куда катится мир!!!»

Да и людей уже оцениваешь по тому, как они разговаривают. Если человек не звонит, а звонит, – пиши пропало. Хоть ты тресни, но я уже не могу воспринимать его всерьез. И это ужасная нелепость с моей стороны, и я с этим борюсь.

Есть еще большой грех для редактора – вообразить себя судьей автора. Вот это как раз свойственно редакторам, которые сами не пишут.

А еще редакторы любят цепляться за формальности: «Ах! У вас в абзаце слово «редактор» повторяется несколько раз! Ах, у вас тут стоит «во-вторых». А где «во-первых»???!!!» Чтобы объяснить такому редактору его неправоту, нужно дать ему образование, заставить читать классику и научить писать.

Такие редакторы – это мученики, которые при этом мучают других.

Но даже у талантливого редактора со временем может появиться зашоренность. Непосредственность восприятия уменьшается, съеживается и с годами, я боюсь, может исчезнуть вовсе. Чтобы этого не случилось, рецепт один: читать хорошие книги – ту же классику.

Хорошие книги – это ключевая вода для редакторского ума. Она смывает налет рабочей рутины, информационного шума, в котором все мы живем.

И тысячу раз счастлив тот редактор, что работает с талантливыми авторами.

История профессии

История профессии редактор уходит в глубокое прошлое, когда только-только начала активно развиваться письменность и появилась необходимость:

  1. управлять написанием,
  2. выполнением функции цензуры.

Особенно остро это проявилось в Средневековье, когда действовала инквизиция, пресекавшая любое свободомыслие.

При этом редакторы выполняли свою задачу по проверке текста на их соответствие всем требованиям церкви. При этом из книг и переписки выделялись месте, которые могли быть использованы для обвинения в ереси.

Со временем, необходимость в этом исчезла, но при этом сама идея редактирования и приведения к соответствующей норме всех документов является одним из важных задач редактора.

Как стать редактором и где можно учиться?

Можно пройти курсы, на которых научат не только писать тексты, но и управлять коллективом. Обучение ведется через интернет. Примеры таких программ:

Название курса и ссылка на него

Описание

Коммерческий редактор (университет Skillbox)

Вас научат писать тексты под коммерческие задачи. Например, создавать контент для лендингов, рассылок, сайтов, корпоративных блогов. Эта работа хорошо оплачивается. Программа включает введение в профессию, занятия по редактуре, оформлению контента, управлению редакцией, оценке эффективности контента, инструментам (Trello, Google Таблицы) и многое другое.

Это большая программа, которая включает обучение копирайтингу, контент-маркетингу и непосредственно редактуре. То есть объединяет три направления.

Коммерческий редактор (университет Нетология)

Позволяет освоить профессию редактора с нуля. Вы научитесь писать тексты в разных форматах, выполнять функции бильд-редактора (подбор фото и иллюстраций), оформлять контент, разбираться в авторских правах, управлять командой. Получите навыки, необходимые для создания популярного проекта, а также опыт работы, который можно указать в портфолио. Курс подходит людям, которые хотят работать в корпоративных СМИ.

Часто редакторы вырастают из журналистов. Это руководящая должность, поэтому логично претендовать на нее, имя опыт написания текстов

Также важно умение управлять коллективом

Если вам нравится писать, но вы не любите общение и не хотите отвечать за работу других людей, обратите внимание на профессию копирайтера или SEO-копирайтера

Желательно иметь журналистское или филологическое образование. Но это не железное правило. Талантливый редактор с развитым чувством языка может не иметь профильного образования. Освоить необходимые для работы навыки можно на онлайн-курсах.

Любовь к журналистике

Интерес к журналистике у меня проснулся лет в 13. Я застала «золотой век» российской тележурналистики, смотрела новостные выпуски на «НТВ» и «РЕН ТВ» и восхищалась их работой. Особенно мне нравилась Марианна Максимовская — она в разное время работала на обоих каналах. Глядя на неё, я тоже захотела связать свою карьеру со СМИ. Несколько лет я ходила в кружок журналистики в моём родном городе.

Азы профессии мне преподавала специалист старой школы, ей было около 70 лет. Это был очень полезный опыт, хоть и несколько оторванный от современной реальности. Конечно, мне при этом нравилось читать книги и самой писать тексты, мои сочинения в школе всегда хвалили. И хотя родители хотели, чтобы я стала юристом или экономистом, я настояла на своём.

Плюсы и минусы

Плюсы

  1. Работа в творческом коллективе.
  2. Солидный заработок, который растет вместе с рейтингом проекта.
  3. Много опытных специалистов в подчинении.
  4. Возможность реализовать свой талант организатора.
  5. Карьерный рост.
  6. Возможность познакомиться с интересными, популярными или влиятельными людьми.

Минусы

  1. Много хлопот и обязанностей.
  2. Необходимость контролировать работу большой команды.
  3. Проблемы с поиском гостей, ведь для каждой ТВ передачи нужны новые лица.
  4. Мало свободных рабочих мест.
  5. Для трудоустройства в известный медиахолдинг нужны знакомства.
  6. Нужно начинать работу с непрестижной должности.

Немного истории. О роли главных редакторов

Представление о роли главного редактора  в судьбе СМИ, прежде всего, поможет составить история самых ярких изданий. 

«Огонек» — журнал со 120-летней историей. Он основан в 1899 году, как издание для семейного чтения. Люди «собирались у огонька» семьями и с удовольствием читали. С «Огоньком» выросло, получается, больше десяти поколений.

Выпуски «Огонька» разных лет. Меняется оформление, неизменным остается интерес к журналу

Яркой биографией журнал обязан знаменитым главным редакторам. Его возглавляли: писатель и публицист Михаил Кольцов; Евгений Петров (один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка»); поэт Алексей Сурков. 

Триумфальным для журнала стал 1986 год, когда главным редактором назначили Виталия Коротича. Известный украинский поэт сыграл ключевую роль в возрождении издания. За пять лет под его руководством тираж поднялся на невиданную высоту: с 400 тысяч до 4,5 миллиона экземпляров. Номера сдавали в печать за неделю до выхода в свет, чтобы типография «Правды» успевала их напечатать в срок.

Читатели с нетерпением ждали выхода статей Владимира Глотова, Константина Смирнова, Артема Боровика, Владимира Вигилянского, Олега Хлебникова, Валентина Юмашева, Юрия Щекочихина. Страна жадно вчитывалась в публикации Владимира Войновича, Бориса Можаева, Василя Быкова, Юрия Кублановского, Бориса Васильева, Натальи Ивановой. 

Если в эпоху застоя подписку на «Огонек» оформляли в добровольно-принудительном порядке, то в конце 80-х годов купить заветный номер было удачей.

Хвалебные оды я пою и другим журналам своей молодости. Незабвенная «Юность» — еще одно легендарное издание. В моей семье боролись за право первыми прочесть долгожданный журнал, читали  и перечитывали его от корки до корки.

«Юность» с годами не постарела. Дизайн журнала практически не меняется на протяжении 65 лет

Первый ее номер вышел в свет в 1955 году тиражом около 100 тысяч экземпляров. 

Во главе редакции стоял тогда Валентин Катаев.

С его легкой руки прославились Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Василий Аксенов, Анатолий Гладилин.

Зенита славы «Юность» достигла, когда в редакцию пришел Андрей Дементьев. 

Андрей Дементьев на посту главного редактора журнала «Юность»

Талантливый поэт и, как оказалось, успешный главный редактор увеличил тираж до рекордных 3,3 миллиона экземпляров. Он вывел в свет новых литературных звезд. В журнале стали печататься Аркадий Арканов, Белла Ахмадулина, Леонид Филатов.

Еще одно звездное СМИ — журнал «Новый мир», основанный в 1925 году. Он стал желанным для читателей благодаря ярким личностям, в разное время занимавшим кресло главного редактора и всем тем, кто его создавал.

В годы «оттепели» идейным лидером и вдохновителем издания стал Александр Твардовский. 

Его «Новый мир» — ярчайшее издание тех лет. В 1962 году на страницах журнала появилась повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». 

Главный редактор «Нового мира» А. Твардовский

Легендарный выпуск №11 за 1962 год с повестью А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Произведение неизвестного на тот момент рязанского писателя стало вехой в литературной и политической жизни страны.

Твардовский как главный редактор выражал активную позицию журнала в литературных и общественных вопросах. Он принял на себя бурную критику в СМИ,  жесткую закулисную борьбу. Александр Твардовский был отстранен от занимаемой должности в 1970 году и вскоре умер.

В 1986 году к руководству «Новым миром» пришел писатель Сергей Залыгин.

Ему удалось поднять тираж журнала до 2,7 миллиона экземпляров. Успех издания обеспечила публикация запрещенных ранее произведений. Среди них — «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Котлован» Андрея Платонова. Читатели впервые увидели напечатанные не «самиздатом» «Архипелаг Гулаг», «В круге первом», «Раковый корпус» Александра Солженицына.

Это было время, когда люди читали «запоем» ночами, записывались в очередь, чтобы на следующий день передать желанный номер СМИ другому книголюбу. «Новый мир», «Иностранная литература», «Знамя», «Наш современник» — названия самых любимых толстых журналов тех дней.

У всех этих изданий — богатая история, со взлетами и падениями, насыщенная событиями. Во многом она определяется масштабом личности  и профессионализмом их главного редактора.

Статьи

Высшее или среднее образование: актуальные проблемы выбора для абитуриента

Капиталистический мир вынудил всех «продавать» свои знания, умения и навыки. Теперь все конкурируют со всеми: работодатели за лучшие кадры, а соискатели за лучшее место работы. О разнице между средним специальным и высшим образованием, а также о влиянии выбора школьника на его будущую карьерную траекторию, рассказывает Артём Ступак, эксперт по управлению персоналом, преподаватель РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, тренер бизнес-школ МГУ им. Ломоносова и РАНХиГС.

Самые востребованные профессии в ближайшие 10 лет

На что вы опираетесь, выбирая профессию? На свои интересы и способности либо на прогноз популярности определенных специалистов в будущем? Эксперты в профориентации рекомендуют учитывать оба фактора. В этой статье разберем, какие профессии станут самыми востребованными в ближайшие годы.

Секреты профессии: где и как эффективно освоить специальность

О том, как освоить ту или иную профессию, написаны сотни и тысячи статей. Но в чем заключается секрет успешного освоения профессии и как понять, что специальность тебе подходит? Полезными советами поделилась Ольга Крюкова, директор по персоналу «Курорт Доброград», экс-руководитель направления обучения и развития персонала игорной зоны «Красная Поляна», тренер по гостеприимству.

Профессия: комьюнити-менеджер

В последнее время все большую популярность среди молодежи набирает профессия комьюнити-менеджера. О профессии с позиции личного опыта рассказывает Артем Ивах, комьюнити-менеджер «Леруа Мерлен ЗИЛ».

О пользе плана «Б»

Я мечтала учиться в Российском государственном гуманитарном университете и после школы подала документы на факультет журналистики. В лето моего поступления ещё не существовало ЕГЭ, поэтому я сдавала сначала выпускные экзамены, а потом вступительные. На журналистику, к сожалению, не прошла — завалилась на моём любимом сочинении. Попробовала поступить на исторический факультет РГГУ, но и тут меня ждала неудача.

Никакого запасного плана у меня не было, я очень расстроилась, впала в уныние и опустила руки. Целыми днями смотрела только появившийся «Дом-2», ела мороженое и жалела себя. Увидев, в каком я настроении, мама решила помочь и нашла другой вариант — МПГУ, факультет филологии, куда принимали во вторую волну в августе. На филологическом факультете тогда было отделение журналистики, сейчас это уже отдельный факультет. Я сдала экзамены и очень легко поступила. Возможно, конкурс был ниже, а возможно, я просто расслабилась, и это помогло мне на экзаменах.

И напоследок — несколько советов будущим редакторам:

Редактору печатного издания не помешает опыт работы журналистом, для редактора интернет-издания важно знать принципы СЕО, а книжному редактору лучше начинать карьеру с помощника.
Развивайте скорость печати и общие навыки владения ПК, включая все важные программы (от Excel и Word до Photoshop и пр.).
Набивайте руку в авторской работе, пробуйте себя в различных жанрах, ориентируйтесь на целевую аудиторию, выбирая язык и стиль соответственно задачам текстов.
Учитесь работать с серьезными объемами информации.
Учитесь быстро проверять факты.
Изучайте основы правописания. Редактор не имеет права на ошибку (во всех смыслах).
Найдите подработку в местной газете

Даже если там платят «копейки», данный опыт (пусть даже удаленно или на полдня) будет вам полезен. Ищите возможность поработать помощником профессионального редактора.
Много читайте. Не упускайте возможности расширять кругозор и искать ошибки. Чем больше читаете, тем больше ошибок замечаете, тем острее глаз.

Где искать вакансии UX-редактора

Статистика по вакансиям на HH: 850 вакансий «ux-дизайнер», 13 вакансий «ux-редактор» и «ux-писатель». Только кажется, что вакансий мало. На самом деле такой специалист нужен каждой диджитал-компании. Поэтому нужно знакомиться с работодателями и искать способы, где вы можете быть полезны. Профессия для рунета новая, поэтому обязанности UX-редактора могут скрываться под вакансиями «UX-копирайтер», «продуктовый редактор», «технический писатель», «копирайтер».

Где можно найти интересные вакансии:

  • UxClub, Microcopy and UX-Writing
  • Telegram: UX Work, Jobs for Media and Content
  • Поиском по Google/Yandex по запросу «ux-редактор»
  • На глобал: LinkedIn, Glassdoor

Какие обязанности выполняет редактор

К обязанностям редактора относятся разработка концепции будущего издания, заказ (или поручение) написания текстов, оценка авторского текста и его литературная обработка. Также редактор работает с иллюстраторами и художниками-оформителями, корректорами и верстальщиками. В крупных книжных издательствах проблемами художественного оформления занимается художественный редактор. Он разрабатывает концепцию оформления вместе с редактором издания и затем ее реализует.

В крупных издательствах обычно происходит разделение труда между редакторами.

Главный редактор отвечает за стратегию всего издательства, определяет его тематику и, совместно с финансовым директором, маркетинговую политику издательства. Ему подчиняются редакторы отделов, редакций или серий. Они работают с авторами, заказывают рукописи, оценивают готовые рукописи, принимают решение о доработке и непосредственно в этой доработке участвуют.

Часто книжные издательства приглашают для работы над рукописями литературных редакторов со стороны. А если необходимо оценить материал с научной точки зрения, приглашают научных редакторов – специалистов в конкретной области знаний (медицина, химия, литературоведение и т.д.).

Перечень действий, которые представители специальности совершают на рабочем месте, прописывается в должностной инструкции. В зависимости от должности, места службы и особенностей ситуации редактор может работать с техническим или творческим уклоном.

Больше всего ценятся универсалы, которые умеют:

  • вычитывать и править текст, доводя его до эстетического и технического совершенства;
  • работать с печатным материалом, не просто читая, а делая редакторские пометки, применяя типографские знаки;
  • собирать, анализировать и оценивать полученный материал, выбирая то, что соответствует политике организации;
  • ориентироваться в технических вопросах создания статей, книг, передач;
  • грамотно распределять работу среди подчиненных, способны оценивать и контролировать качество ее выполнения;
  • выполнять функции любого сотрудника редакторского отдела, способны заменить его при необходимости;
  • налаживать контакт с авторами, взаимодействовать с ними, избегая конфликтов;
  • составлять или проверять договора с авторами, контрагентами, поставщиками услуг, вести отчетную документацию.

Редактор, который хочет когда-либо встать во главе интернет-издания, газеты или журнала, обязан развиваться, повышать свою квалификацию

Особое внимание стоит уделить речевым и литературным навыкам, имиджу. Также ему пригодятся знания в сфере управления персоналом и маркетинга, умение вести переговоры

Кто может быть редактором?

Для тех, кто подумывает о профессии редактора стоит сразу быть готовым к выполнению различных задач.

Добиться успехов на профессиональном уровне можно только при наличие следующих качеств:

  • коммуникабельность – приходится много общаться не только с заказчиками, но и авторами, а потому умение находить подход к различным категориям граждан – большой плюс для настоящего редактора;
  • отличные организаторские способности, так как приходится координировать деятельность различных людей и даже коллективов. От редактора зависит, как будут выполнены различные процессы;
  • требуется аналитический склад ума, так как приходится анализировать события и ситуацию;
  • знать деловой этикет, уметь вести переговоры;
  • уметь находить заказчиков, что требует от специалиста навыков убеждать и доказывать, что именно его команда справится лучше всего;
  • быть креативным – профессия является творческой, так как редактор отвечает за то, какой будет структура и смысловая насыщенность готового материала;
  • высокая ответственность за слаженность команды и за выполнение поставленной задачи.

Разновидности профессии

В зависимости от возложенных обязанностей редактор может быть:

  • литературным — оценивает эстетическую подачу текста, качество его стилистического оформления, выразительность речи;
  • научным — консультирует издания по вопросам правильности изложения тем узкой направленности, их уместного перевода на научно-популярный или учебный язык;
  • художественным — отвечает за дизайн издания, его наполнение фото или рисунками с соблюдением положений законодательства (например, в области авторского права);
  • техническим — готовит материал к отправке в типографию, обрабатывая его так, чтобы текст был удобным для восприятия, красивым;
  • выпускающим — взаимодействует с авторами и техническими исполнителями, участвует в составлении планов публикаций, при необходимости замещает главного редактора;
  • шеф-редактором — руководящая должность, которая есть в компаниях, выпускающих сразу несколько изданий. Он отвечает за конкретное направление, беря на себя часть обязанностей главного редактора и отчитываясь непосредственно перед ним;
  • ответственным секретарем — выполняет те же функции, что и выпускающий редактор, но больше ориентирован на техническую, а не на творческую составляющую процесса.

В 21 веке редакторское направление расширилось. К профессии редактор книг или печатных изданий присоединился ряд специализаций. Их представители занимаются подготовкой передач для СМИ, фильмов, материалов для Интернет-ресурсов. Здесь присутствуют все те же должности, но с поправкой на специфику сферы.

Описание профессии редактора

Работа редактора возникла достаточно давно и постоянно эволюционировала вместе с развитием печатного дела. Однако первоначально под редакторской работой чаще всего понималось цензура, которую выполняли как служители церкви, так и государственные чиновники. Постепенно издательские дома ввели должность редактора в свои штат, чтобы избегать ситуаций, когда уже отпечатанные материалы были запрещены к распространению.

В наше время редакторы проверяют готовые статьи на наличие стилистических или грамматических ошибок, а также следят за соответствием материалов требованиям законодательства. Обязанности современного редактора стали намного более широкими, чем у их коллег из прошлого. Редактор может формировать целое направление работы для издания или передачи — от качества его работы, умения понять актуальные настроения аудитории может зависеть успех газеты, журнала или телевизионной программы. Именно над сформированной редактором идеей работают журналисты, операторы и другие специалисты, занятые в штате издательства или телевизионной судии.

Редактор должен разбираться в работе каждого из подчиненных ему сотрудников: понимать процесс подготовки материала, быть в курсе правил заключения соглашений с авторами и т.д. При этом редактор не работает сам над текстом – он лишь вносит в него изменения.

Редактор работает с авторами материалов, объясняет им актуальные задачи и предлагает интересующие издание темы. Кроме этого редактор выступает в роли посредника между журналистами и прочими отделами, ответственными за фото или видео наполнение, верстку, корректуру.

Немного о профессии

Чем же занимается редактор? Это профессия довольно многогранная. Существуют литературные, технические, научные редакторы, у каждого из которых свои обязанности. Кроме того, есть люди, которые напрямую работают с авторами, а есть другие, отвечающие за выпуск материала в свет.

Что это значит на практике? Выпускающий редактор проверяет факты, соответствие материала концепции издания, составляет план публикаций. В случае необходимости вносит поправки в текст. Если в редакции нет корректора, то приходится еще и вычитывать материал.

Отдельная профессия — главный редактор. Этот человек координирует работу всего творческого коллектива. Он возглавляет редакцию СМИ и полностью отвечает за содержание и выпуск контента. Весь творческий коллектив находится у него в подчинении.

Таким образом, редактор — специалист, который отвечает за качество текста, приведение его к установленным в редакции стандартам, а также подготовку издания к печати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector