Как стать проводником пассажирского вагона?
Содержание:
- Сколько получают проводники в 2021 году?
- Особенности профессии
- Документы для поступления
- Зарплата сотрудника и перспективы
- Обучение на проводника в Москве
- Форменная одежда для проводников-мужчин, выезжающих за границу
- Из чего складывается доход проводника
- Недостатки работы
- Льготы для работников РЖД
- МГПТК ж/д транспорта имени Е. П. Юшкевича
- Материальная ответственность проводников
- О профессии Проводника пассажирского вагона, которую можно получить в Твери
- История профессии
- Проводник — кто это?
- Оплата труда и содержимое социального пакета
Сколько получают проводники в 2021 году?
Зарплата проводников в РЖД в 2020 году составляет от 28 до 60 тысяч рублей. Средняя – около 33-35 тысяч. Все зависит от категории поезда,
выработки, премий. Очень редко люди получают больше 50 тысяч, а на региональных
дорогах, где мало рейсов и поезда короткие, бывает и не доходит до 20.
Из-за низкой зарплаты и поганого отношения, текучка
проводников традиционно высокая. В прошлом году была двойная индексация
зарплат, но и это не решило проблему. Многие не выдерживают даже на хороших
направлениях и поездах вроде «Сапсана», где нет нормальных условий для отдыха
или приема пищи.
Лучше всего живут проводники, умеющие торговать. Во-первых,
надо выполнять план по продаже чая и сувениров, во-вторых, многие занимаются «левыми»
продажами. Берут деньги за передачу писем, посылок, кто-то зарабатывает на
безбилетниках. Конечно, за всякую нелегальщину кара очень суровая. Но судить
людей трудно – работа тяжелая, особенно в зимнее время, а иногда и просто
опасная, учитывая наличие дембелей, вахтовиков и прочие сливки общества.
Тем не менее, каждый год сотни человек идут на курсы проводников, поскольку профессия привлекает своей экстремальной романтикой.
Особенности профессии
Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) – маршруты таких поездов ещё короче.
И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.
Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.
Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине – всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар – он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни – большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.
Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.
Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.
Документы для поступления
Кроме перечня медицинских документов, каждый поступающий предоставляет ряд установленных документов. Основным среди них является аттестат о среднем образовании или свидетельство об окончании базовой школы.
Кроме документа об образовании, абитуриент должен предоставить:
- заявление на имя руководителя учебного заведения установленного образца;
- фотографии в количестве шести штук, имеющих размеры 3 х 4 см;
- справку о составе семьи;
- паспорт и копии последних страниц, копию страницы с указанным местом регистрации;
- удостоверение призывника;
- при наличии прав на льготное поступление — документы, их подтверждающие.
Зарплата сотрудника и перспективы
На то, сколько получают проводники и проводницы влияет сразу несколько факторов: стаж работы, уровень образования, количество выполненных рейсов, место службы, особенности условий труда. Работодатели могут предлагать своим сотрудникам дополнительные способы поощрения труда, чтобы их сотрудники зарабатывали больше. Особые условия предусматривают разные варианты индексации оклада или пенсии.
Специфика начисления зарплаты
Рассчитывая оклад проводника, учитывают количество отработанных им часов. Существует предел показателей, ниже которого нельзя опускаться. Также имеется верхняя планка, превышение которой нежелательно, так это может привести к недостаточному количеству времени у сотрудника на отдых. Некоторых отказываются от профессии, когда узнают, сколько получает начинающий специалист – до 25 тыс. рублей
Важно понимать, что уже через 1-2 года эти цифры способны вырасти в два раза за счет стажа, квалификации, смены места работы
Больше всего получают проводники фирменных составов и те, кто обслуживает международные рейсы. К последним работодатели выдвигают дополнительные требования, но уровень их заработка способен составлять от 80 тыс. руб. Многое зависит от стратегии компании. Например, в РЖД предусмотрены регулярные выплаты премий по итогам года, пятилетки и так далее.
Бонусы и льготы
Соискателям профессии стоит учесть наполненность и особенности соцпакета. Он предусматривает бесплатное медицинское обслуживание по расширенным программам, прибавку к пенсии за выслугу лет, варианты бесплатного проезда на поезде по стране. Для сотрудников РЖД, метрополитена и других крупных компаний предусмотрены путевки в санатории, лагеря для детей, образовательные программы.
Проводник пассажирского вагона – интересная, перспективная, востребованная профессия. Она может быть залогом финансовой стабильности или стартом карьерного роста. Надо только правильно понимать специфику направления, адекватно оценивать собственные возможности.
Обучение на проводника в Москве
Большинство российских поездов прибывают именно в Москву. Здесь развитая сеть вокзалов, а ежемесячный пассажиропоток – около 30 миллионов человек. Само собой, что больше в столице не только поездов, но и вариантов обучения на проводника. Но в своей основе они ограничены курсами.
Для тех же, кто решил пройти обучение на проводника поезда РЖД в Москве по программам среднего профессионального образования доступны, пожалуй, лишь 2 учебных заведения:
- Колледж железнодорожного и городского транспорта – обучение как после 9, так и после 11 класса.
- Московский колледж транспорта – множество различных специальностей, есть вариант обучения и на проводника.
Если вы решили выучиться на проводника в вышеуказанных учебных заведениях, стоит знать, что обучение возможно преимущественно на бюджете, хорошистам и отличникам будут платить стипендию. Продолжительность учебы составит от 3х лет – для поступающих после 11 класса и до 4х лет для поступающих после 9го. Прием – без экзаменов, но на основе конкурса аттестатов.
Форменная одежда для проводников-мужчин, выезжающих за границу
Костюм зимний (тужурка с брюками). Тужурка двубортная с окантовкой воротника и манжет малиновым сукном, с открытыми лацканами, прорезными поперечными карманами на полях и одним нагрудным карманом, с шестью пуговицами по три в ряд. Пуговицы латунные с изображением технического знака. Брюки навыпуск без манжет с окантовкой из той же ткани, что и тужурка. Костюм изготовляется из шерстяной ткани коричневого цвета. При тужурке носится сорочка из хлопчатобумажной ткани светло-коричневого цвета с коричневым галстуком. Тужурка летняя однобортная с открытыми лацканами, прорезными поперечными карманами на полах и одним нагрудным карманом, тремя металлическими пуговицами с изображением технического знака, расположенными в один ряд. Изготовляется из белой хлопчатобумажной, льняной или штапельной ткани. При тужурке носится тенниска белого цвета с черным галстуком. Пальто-шинель двубортное с хлястиком из драпа коричневого цвета с двумя рядами металлических пуговиц. Воротник и манжеты окантованы малиновым сукном. Фуражка из ткани, применяемой для пошива костюма, с черным бархатным околышем. Фуражка окантована сукном малинового цвета. На околыше фуражки прикрепляется технический знак, над козырьком — лакированный ремешок. Шапка-ушанка из коричневой или черной цигейки. Спереди в центре шапки прикрепляется технический знак.
Из чего складывается доход проводника
У каждого проводника, работающего на обслуживании пассажирских поездов, есть фиксированная ставка. Получить её можно, если выполнить месячную норму часов. В 2020 году эта норма составляет 176 часов. Если работать меньше, соответственно будет уменьшен и оклад. Большинство проводников, работающих на российском железнодорожном транспорте, отрабатывают больше часов, чтобы получать больше денег.
Что влияет на уровень доходов проводников
Помимо оклада, проводники получают:
- бонусы;
- премиальные;
- доход от неофициальной пересылки посылок граждан.
Железная дорога предоставляет сотрудникам льготы. К ним относится и возможность бесплатно ездить на поездах РЖД. Кроме того, сотрудникам сферы положены льготы, предусмотренные федеральным и муниципальным законодательством России. Это:
- выплата в виде материальной помощи отправляющимся в отпуск;
- компенсационная выплата при увольнении;
- пенсионеры РЖД могут раз в году путешествовать на поезде компании бесплатно (радиус 150 км);
- пособие на второго ребёнка и последующих детей;
- пятидневный оплачиваемый отпуск молодожёнам и молодым родителям;
- единовременное пособие на рождение малыша;
- ежемесячная доплата к пособию на малышей до 3-х лет.
Часть социального пакета работников РЖД
Это лишь часть преференций, на которые могут рассчитывать проводники.
Недостатки работы
- Разъезды. Данная должность подходит немногим. Желательно, чтобы у работника не было семьи, или ее члены были взрослыми. Работа не подходим людям с маленькими детьми, которые требуют ухода. Проблемы возникнут с заведением семьи и детей. Придется отказаться от должности, которая подразумевает постоянное нахождение вне дома.
- Травматизм. Во время путешествия в поезде могут быть травмы. Это связано с большой подвижностью вагонов. В них приходится постоянно двигаться. У непривычного к такому образу жизни человека может потеряться равновесие. Также в вагонах много травмоопасных предметов, которые в обычной жизни не способны навредить. Имеет значение возраст поезда. Современные модели обеспечивают больший комфорт, а в старых приходится следить за равновесием.
- Общение. Должность не подходит людям, которые не любят общаться с незнакомцами. Работа требует постоянного контакта с внешним миром. Также надо уметь общаться с разными типажами и классами людей. Опыт коммуникации не всегда является положительным. Из-за разных факторов люди стремятся создать конфликт, хотя причин для этого нет. Необходимо уметь решать проблемные ситуации. Порой общение с такими людьми очень выматывает морально.
- Ответственность. Основная обязанность — обеспечение качественной поездки всех пассажиров. Часто поездки заканчиваются травмами и конфликтами. Проводник несет ответственность за человека. Он обязан оказать первую медицинскую помощь, и если она проведена неправильно, вина за проблемы со здоровьем ляжет на работника. Проводник также несет материальную ответственность
- Отдых. Постоянные поездки выматывают даже психологически стойких людей. Надо быть готовым к постоянным просьбам пассажиров, даже среди ночи. Многим работникам не хватает стандартных выходных, чтобы восстановить силы после смены поездок.
- Сменный график. Часто дни работы приходятся на выходные или праздники. Отпроситься на этот период, чтобы провести его с близкими не получится. Редко бывают ситуации, когда находится свободный человек, который сможет заменить проводника в его смену. Ради работы приходится жертвовать личным временем.
Льготы для работников РЖД
Российские железные дороги – солидная организация, объединившая железнодорожный транспорт на территории практически всей страны. Так же солидно она зарекомендовала себя и по отношению к своим работникам. Им предоставляется широкий спектр льгот.
Вся социальная поддержка, которую предусматривает российское законодательство, здесь оказывается. В социальный пакет входят:
- оплачиваемый отпуск и материальная помощь к нему;
- компенсация при увольнении;
- пособие на ребенка;
- оплачиваемый больничный лист;
- повышенный тариф за работу в ночное время суток и в праздничные дни.
Кроме этих привычных гарантий проводники пользуются всеми льготами от РЖД:
- фирменная форменная одежда;
- бесплатный проезд по стране железнодорожным транспортом;
- дополнительная поддержка женщин в декрете: пособия на второго и последующих детей организация платит все 3 года;
- бесплатные медосмотр и диспансеризация;
- бесплатное обучение в профильных техникумах и вузах;
- доплата к пенсии ветеранам железной дороги;
- бесплатные или частично оплачиваемые путевки в санатории и курорты.
Действуют программы поддержки молодых специалистов. Организация помогает решить и жилищную проблему. Нуждающимся выделяется жилплощадь из фондов компании. Ипотека предоставляется на льготных условиях.
МГПТК ж/д транспорта имени Е. П. Юшкевича
МГПТК— один из самых известных и популярных железнодорожных колледжей Беларуси, куда принимают выпускников 9 и 11 классов.
После 9 класса здесь обучаются будущие помощники машиниста тепловоза, электровоза, слесари по ремонту подвижного состава, операторы дефектоскопной тележки, монтёры пути (специальность «Эксплуатация и ремонт подвижного состава железнодорожного транспорта), а также проводники пассажирского вагона, кассира билетного (специальность «Обслуживание перевозок на железнодорожном транспорте»). Абитуриентов набирают только на бюджет по 30−80 человек в зависимости от специальности. Проходные баллы колледж не публикует. Зачисление происходит по среднему баллу свидетельства об образовании.
После 11 класса колледж готовит проводников и кассиров, осмотрщиков-ремонтников и слесарей по ремонту вагонов, помощников машиниста электропоезда, слесарей по ремонту подвижного состава. Ежегодно принимают около 30 человек на бюджет.
На основе ПТО на дневной и заочной формах готовят техников-электромехаников (специальность «Техническая эксплуатация и ремонт вагонов и рефрижераторного подвижного состава» и «Техническая эксплуатация и ремонт тягового подвижного состава»)
Материальная ответственность проводников
Если вам все еще кажется, что работать проводником несложно, тогда следует узнать о материальной ответственности работников вагонов. Проводники в рейсе несут ответственность за сохранность всего имущества в вагонах: постельных принадлежностей, посуды, номерных табличек. Повреждение любых поверхностей (сидения, шторы, окна) и предметов интерьера (полочки, зеркала и т.д.) также компенсируется за счет зарплаты проводника. Поэтому не стоит обижаться, если проводник вагона не успевает моментально выполнить ваши требования, возможно, в данный момент у него просто не хватает на это времени.
О профессии Проводника пассажирского вагона, которую можно получить в Твери
Проводник пассажирского вагона это обслуживающий персонал, который выполняет работы по обслуживанию пассажиров в пути следования поезда и обеспечению их безопасности в аварийной обстановке.
В его обязанности также входит:
- Содержание внутреннего оборудования вагона и съемного инвентаря в исправном состоянии.
- Обеспечение безопасной посадки и высадки пассажиров.
- Размещение пассажиров в вагоне в соответствии с их проездными документами.
- Обеспечение безотказной работы приборов отопления,
Проводник пассажирского вагона это обслуживающий персонал, который выполняет работы по обслуживанию пассажиров в пути следования поезда и обеспечению их безопасности в аварийной обстановке.
В его обязанности также входит:
- Содержание внутреннего оборудования вагона и съемного инвентаря в исправном состоянии.
- Обеспечение безопасной посадки и высадки пассажиров.
- Размещение пассажиров в вагоне в соответствии с их проездными документами.
- Обеспечение безотказной работы приборов отопления, освещения, вентиляции, холодильных установок и кондиционирования воздуха.
- Отопление вагонов в зимнее время.
- Регулирование работы принудительной вентиляции, устройств кондиционирования воздуха, приборов освещения и отопления в зависимости от температуры наружного воздуха и населенности вагона.
- Наблюдение за работой электрооборудования, кипятильника, нагревом букс с помощью прибора СКНБ (система контроля нагрева букс), проверка ручного тормоза. Обеспечение пассажиров постельными принадлежностями и снабжение чаем.
- Круглосуточное обеспечение пассажиров фирменных поездов и поездов международного сообщения чаем, кофе и кондитерскими изделиями.
- Доставка по просьбе пассажиров с детьми, инвалидов и престарелых в фирменных поездах и поездах международного сообщения заказываемой ими продукции из вагона-ресторана или буфета.
- Получение и сдача в соответствующие кладовые белья, продуктов чайной торговли при отсутствии экипировочной бригады.
- Заправка и уборка постелей в пассажирских и скорых поездах дальнего следования по требованию пассажиров спальных вагонов, а в фирменных поездах и поездах международного сообщения — обязательная.
- Составление актов на испорченные или уничтоженные материальные ценности и взыскание их стоимости с виновных лиц в установленном порядке.
- Оповещение пассажиров о названиях остановочных пунктов и продолжительности стоянок поезда на них.
- Оказание при необходимости первой (доврачебной) медицинской помощи пассажирам.
- Своевременное сообщение начальнику (механику-бригадиру) поезда о наличии свободных и освобождающихся мест в вагонах (на специальных бланках).
- Влажная и сухая уборка вагона, уборка туалетов с применением дезрастворов.
- Навешивание на вагон порядковых номеров и маршрутных досок.
- Заправка твердым топливом, чистка топки и зольника от золы и шлака.
- Приготовление охлажденной кипяченой воды с помощью насоса или специальных приспособлений.
- Принятие и сдача по инвентарной описи и накладным внутреннего оборудования и съемного инвентаря вагонов (согласно должностной инструкции проводника пассажирского вагона).
- В поездах международного сообщения — оформление дорожной ведомости, таможенной декларации и предъявление их таможенным органам для отметки; получение и сдача валюты, продажа пассажирам плацкарт и оформление доплатных квитанций в соответствии с действующими тарифами международного сообщения; оформление установленных отметок на проездных документах международного сообщения по требованию пассажиров; контроль за выполнением установленных для пассажиров правил при следовании поезда в пограничном районе и по перегону между пограничными станциями.
- При обслуживании последнего вагона — обеспечение контроля за состоянием хвостовых сигнальных фонарей.
- Ограждение хвоста поезда при остановке поезда в случае подхода вызываемого пожарного поезда, вспомогательного локомотива, восстановительного поезда.
- Обеспечение ограждения поезда при его вынужденной остановке в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России.
РазвернутьСвернуть
История профессии
С развитием железнодорожного сообщения развивался и сервис для пассажиров. Сначала на один поезд, в котором могло быть до 10 вагонов, полагался один проводник, в обязанности которого входило объявлять названия станций, помогать пассажирам поднести багаж и найти свое место.
Со временем количество маршрутов и поездов на них возросло в десятки раз. Чтобы люди разных сословий и достатка не пересекались, вагоны разделили на классы. Богатые люди ездили в комфортабельных купе, такие вагоны могло обслуживать от 3 до 5 проводников, выполняя, кроме прямых обязанностей, еще и дополнительные поручения пассажиров. Для остальных были вагоны попроще, а количество обслуживающего персонала не превышало двух человек.
В СССР и в РФ поездки по железной дороге рассчитаны в основном на срок более суток, поэтому функции проводника существенно отличаются от функций аналогичного работника европейского железнодорожного транспорта, предназначенного для поездок на короткие расстояния.
Проводник — кто это?
В официальных документах, включая справочник рабочих профессий, эта должность так и называется — «Проводник пассажирского вагона».
Проводник — это работник состава, который следит за безопасностью и комфортом пассажиров во время поездки. Аналогичные задачи выполняют стюарды и стюардессы в пассажирских самолетах и на морских судах.
Но у работы на железной дороге есть специфика, так как во время пути поезд много раз останавливается и посадка-высадка пассажиров выполняется регулярно. Также нужно учитывать, что железная дорога — это объект повышенной опасности, поэтому проводник должен следить за безопасностью пассажиров.
Обязанности проводника в поезде:
- проверка билетов и размещение пассажиров;
- регулярная влажная и сухая уборка в помещениях вагона;
- проверка коммуникаций вагона;
- объявление станций по просьбе пассажиров, выдача постельного белья, горячего чая и кофе, обеспечение питания инвалидов и пассажиров с детьми;
- оформление дорожных ведомостей и выдача таможенных деклараций при работе на международных маршрутах;
- обучение стажеров;
- наблюдение за безопасной посадкой и высадкой пассажиров.
Проводник вагона может работать самостоятельно или с напарником. Согласно трудовому законодательству в каждом вагоне должно быть два работника.
Каждый проводник подчиняется напрямую начальнику поезда, который обычно располагается в головном вагоне.
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik
Оплата труда и содержимое социального пакета
То, сколько получают начинающие проводницы и работницы с опытом, зависит от выработки, должности, стажа, места службы. У каждой организации, в штате которой присутствуют такие сотрудники, предусмотрены надбавки
При устройстве на работу крайне важно оценить все эти моменты, чтобы понимать, на какие условия можно рассчитывать
Принцип начисления зарплаты
В РЖД оклад проводников рассчитывается из количества отработанных часов. Существует уровень, ниже которого нельзя опускаться. Есть и верхний предел, который не рекомендуется переходить, так как время на работу не должно быть больше периодов отдыха. Все цифры рассчитаны так, чтобы проводники в среднем зарабатывали 18 – 20 тыс. рублей в месяц. На поездах дальнего следования и в фирменных составах эти цифры существенно выше. Дополнительно идут надбавки за стаж, направление, сезонность, выполнение планов перевозок. В итоге, у опытных сотрудников в месяц может выходить до 50 — 60 тыс. рублей при условии отработки 15 из 30-31 дня.
В крупных компаниях, таких как РЖД, предусмотрены существенные бонусы. Независимо от того, сколько получает конкретный работник, раз в пять лет ему выплачивают премию в размере 3-4 месячных окладов. Это традиция, а не обязательства компании, поэтому ситуация может меняться в зависимости от коммерческих успехов организации.
Дополнительные бонусы и поощрения
Зачастую соискателей должности проводника больше интересует, какая предусмотрена наполненность соцпакета. Гарантированы существенная прибавка к пенсии при достижении выслуги лет, медицинское обслуживание в специальных поликлиниках. Определенные группы сотрудников могут рассчитывать на материальную помощь при выходе в отпуск, льготные условия на путевки для себя в санаторий и ребенка в лагерь. Еще предоставляется проезд от депо до места жительства, а раз в год бесплатный железнодорожный билет туда-обратно по территории РФ.
Льготные условия работы проводникам обеспечивают профсоюзы. Стараниями этих людей интересная и ответственная профессия с каждым годом становится все более привлекательной. На нее учат во многих учебных заведениях среднего звена, а вузы позволяют сотрудникам повышать уровень квалификации и продвигаться по карьерной лестнице.