Виды дополнительного образования и профессиональные стандарты

Содержание:

Место дополнительного образования в системе

С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?

Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.

По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.

Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель — разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.

В настоящее время политика государства направлена на развитие дополнительного образования, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение наибольшего охвата. В майских указах Президента РФ Владимира Владимировича Путина была поставлена конкретная цель — обеспечить охват несовершеннолетних дополнительным образованием не ниже 80 %.

Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.

Образовательная деятельность в области дополнительного образования — это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.

Как сегодня выглядит рынок ДПО

Некоторые статистические данные о состоянии современного дополнительного профессионального образования на сессии «Дополнительное образование в линейке карьеры лидеров: университеты, предприятия, регионы» представил заместитель директора Института образования Высшей школы экономики Илья Коршунов. Кроме государственных и частных университетов (основная деятельность которых — всё-таки не ДПО, а программы бакалавриата и магистратуры) и EdTech-компаний с их профессиональными онлайн-курсами, большую долю рынка занимают независимые организации ДПО и корпоративные университеты. Например, абсолютным лидером по числу слушателей, обученных по программам ДПО в 2020 году, на сессии назвали Корпоративный университет РЖД. По данным Коршунова, в нём обучили более 100 тысяч человек.

Среди вузов по количеству обученных лидирует Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Она же зарабатывает на программах ДПО в несколько раз больше остальных вузов: в 2020 году общий доход от таких программ составил 2,8 млрд рублей. В расчёте на одного научно-педагогического работника доход РАНХиГС от ДПО тоже впечатляет.

В 2020 году этот показатель для академии составил 1,919 млн рублей — при среднем показателе по стране в 199 тысяч. Правда, у Академии социального управления, Московской государственной академии хореографии и Московского городского университета управления этот показатель оказался ещё выше. Характерно, что медицинские вузы, которые обучают довольно много врачей в рамках системы непрерывного медобразования, по этому показателю отстают: медицинское ДПО не самое доходное.

Много это или мало для ДПО-программ крупного вуза — 2,8 млрд рублей в год? Общий доход РАНХиГС от оказания услуг (главным образом реализации образовательных программ) составил в 2020 году больше 19 млрд. Доход от ДПО в составе этой суммы, конечно, не назовёшь каплей в море, но это и не самая существенная часть. Между тем крупнейшие EdTech-компании России по доходам давно опережают показатель в 2,8 млрд за год, как напомнил другой участник дискуссии, научный руководитель экспертного центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов. Что же получается — вузы сдают позиции в ДПО?

Участники другой дискуссии на площадке ММСО, которая называлась «ДПО в региональных российских университетах: противостояние EdTech-проектам», выяснили в ходе обсуждения, что пока вузы позиции всё-таки не сдают. По большей части университеты (но прежде всего это касается региональных) и EdTech-компании работают с разными сегментами рынка.

Ректор Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина Андрей Минаев сказал: «Если честно, пока нам не до конкуренции с образовательными платформами». Он перечислил несколько категорий слушателей программ ДПО, с которыми вуз работает постоянно и рассчитывает работать в обозримом будущем. Среди них:

  • абитуриенты, которые поступают не по результатам ЕГЭ, а с дипломом о среднем профессиональном образовании или с зарубежным аттестатом (им, как правило, нужны подготовительные курсы до начала обучения);
  • свои же студенты по основным программам, которые хотят за время учёбы получить два диплома — например, параллельно с бакалавриатом по истории освоить ДПО-программу «Переводчик в области профессиональной коммуникации»;
  • сотрудники региональных министерств и муниципалитетов, которые повышают квалификацию по управленческим дисциплинам.

Эти категории слушателей не иссякают, и Рязанский университет планирует и дальше развивать программы для них: добиваться, например, чтобы каждый студент вуза за время обучения получал дополнительную квалификацию.

О подобном опыте с практико-ориентированными программами (например, когда студенты могут получить во время обучения ещё и профессию сомелье) рассказал и ректор Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского Сергей Чеботарёв.

Вузы уверенно чувствуют себя в этом сегменте ДПО, где они работают годами. Как подытожил ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков, эта ниша складывалась на протяжении длительного времени, и основные заказчики в ней — органы государственной власти региона и студенты этих же вузов.

Развивать новые виды программ

На той же дискуссии свои идеи по развитию университетского ДПО представила ректор Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Елена Загайнова

Как доктор медицинских наук, она предложила коллегам обратить внимание на медицинское ДПО. По её мнению, заниматься повышением квалификации врачей могут и должны не только медицинские, но и многопрофильные университеты

Просто нужно выбрать правильные ниши в тех областях, по которым в многопрофильном вузе есть эксперты. Например, можно развивать цифровые компетенции врачей или давать им современные научные знания по молекулярной биологии или иммунологии. «ДПО становится не только средством „подкручивания“ управленческих компетенций и soft skills, а ещё и проводником современных научных знаний», — заключила Загайнова.

На сессии «ДПО в региональных российских университетах: противостояние EdTech-проектам» своими подходами поделилась ректор Государственной академии промышленного менеджмента им. Н. П. Пастухова Нина Аниськина. Особенность этой академии в том, что она не ведёт классических вузовских программ бакалавриата или магистратуры, а занимается исключительно программами ДПО и профпереподготовки.

Чтобы конкурировать с традиционными вузами и EdTech, приходится много вкладывать в маркетинг, а также постоянно менять форматы и содержание самих образовательных программ. И один из самых жизнеспособных вариантов, по словам Нины Аниськиной, — практико-ориентированное обучение не отдельных клиентов, а целых команд в проектном формате. Например, команда сотрудников предприятия может за время интенсива разработать под руководством преподавателя-практика систему менеджмента качества для своей организации.

Правила обучения в центре ДПО

Не только выбор образовательного учреждения сказывается на качестве обучения. Сегодня существует ряд факторов, которые повлияют на итоговый результат. Это обусловлено требованиями 273-ФЗ, ФГОС по специальностям, информацией в ФИС ФРДО и другими условиями профессионального обучения.

Лицензированные центры ДПО учитывают все требования законодательства. Однако наличие дополнительных услуг в учреждениях, может ввести специалистов в заблуждение об условиях обучения. Например, возможность составления персонального учебного плана. Индивидуальные программы также должны соответствовать требованиям регламентов.

О требованиях к образовательным программам

При наличии открытой образовательной лицензии центр ДПО имеет право составлять индивидуальные учебные планы для подготовки специалистов. Однако нужно учитывать ряд условий и ограничений. В частности:

  1. В учебный план должен быть внесен минимальный набор профильных тем. Нельзя просто собрать бессвязные между собой смежные дисциплины, чтобы охватить сразу несколько направлений.

  2. Количество часов обучения. В 273-ФЗ указано минимальное количество часов занятий для каждого вида дополнительного образования:

  • профессиональная переподготовка — от 250 часов;

  • повышение квалификации — от 16 часов;

  • краткосрочное обучение — от 8 часов.

Помимо минимальных сроков, важно учитывать проверку знаний, на которую выделяется дополнительно 2 часа и более. Название программы

В образовательном документе указывается профиль обучения (специальность). К наименованию учебных планов предъявляются требования — профиль должен соответствовать профстандарту. Однако учебные центры могут корректировать названия в рамках группы занятий и наименования должностей по регламенту

Название программы. В образовательном документе указывается профиль обучения (специальность). К наименованию учебных планов предъявляются требования — профиль должен соответствовать профстандарту. Однако учебные центры могут корректировать названия в рамках группы занятий и наименования должностей по регламенту.

Например, в профстандарте педагога-дефектолога есть разделения на специальности: учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог. Название программы можно изменить только в рамках указанных наименований должностей.

Именно эти сведения чаще всего стали проверять по ФИС ФРДО. Во многих центрах ДПО все еще пренебрегают требованиями образовательных регламентов, внося в учебный план любые дисциплины под ограниченное количество часов.

Даже если центр ДПО может сделать это, не спешите указывать требования к каждой нужной теме. Если пройденную вами программу проверят и выявят нарушения, образовательный документ станет недействительным. В худшем случае могут последовать штрафы.

При заказе персональных программ стоит довериться методистам и преподавателям центра ДПО. Они составят курс на основе регламентов, включая профстандарты и ФГОС по специальности, а также учтут ваши пожелания к учебному плану.

О дистанционном обучении

По ряду профессий полностью дистанционное обучение разрешили уже давно. Это официально прописано в 273-ФЗ. Если работа не связана с опасными производственными условиями или другими рисками, можно учиться через интернет. При этом в итоговых документах формат обучения не прописывается, а дипломы и удостоверения не отличаются от документов, выдаваемых после очных курсов.

Повышение квалификации

Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.

Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.

Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.

Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.

Обзор документа

Прописаны правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Речь идет о программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

К освоению указанных программ допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное или высшее образование. Между слушателем (лицом, оплачивающим его обучение) и образовательной организацией заключается договор об образовании.

Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы. Приведены требования к их структуре и содержанию.

Для определения трудоемкости программы может использоваться система зачетных единиц.

Установлены минимально допустимые сроки освоения программ. При повышении квалификации — 16 ч, профпереподготовке — 250 ч.

Дополнительные профессиональные программы могут реализовываться в форме стажировки (как частично, так и полностью). Допускаются также модульные, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Разрешены сетевые формы обучения.

Предусмотрен широкий спектр видов учебных занятий и работ (лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, тренинги, выездные занятия и др.).

При обучении по дополнительным профпрограммам возможен зачет ранее освоенных предметов (курсов, дисциплин).

По окончании обучения проводится итоговая аттестация. Ее форму образовательная организация определяет самостоятельно. Успешно прошедшим аттестацию выдают документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке. Эти документы дают право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции.

Те, кто не прошел аттестацию, получают справку об обучении.

Для оценки качества освоения программ проводятся внутренний мониторинг и внешняя независимая оценка качества образования. На добровольной основе могут применяться процедуры профессионально-общественной аккредитации дополнительных профпрограмм и общественной аккредитации организаций.

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Информация о реализуемых уровнях образованияв АНО ДПО «ГОРПОЖСЕРВИС»

1.Реализуемые уровни образования

  1. Дополнительное профессиональное образование руководителей и специалистов:

— программы повышения квалификации;

2.Формы обучения

Организация осуществляет обучение в соответствии с действующим законодательством РФ.
Форма обучения – очная.
Организация осуществляет обучение на русском языке.
Организация оказывает образовательные услуги на платной основе.

Прием и обучение слушателей осуществляется на основании:

  • Договора оказания платных образовательных услуг, регулирующего отношения между Организацией и Заказчиком (слушателем), включающий в себя уровень образования, форму обучения, сроки обучения, размер оплаты за обучение.
  • риказа директора Организации о зачислении слушателя.

4.Дополнительная информация

Дополнительные образовательные программы реализуются в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «ГОРПОЖСЕРВИС» в соответствии с , выданной Министерством образования и науки Калужской области.

В программах отражаются:

  • содержание и организация образовательного процесса;
  • вид, форма и продолжительность обучения;
  • требования к слушателям;
  • цель и планируемые результаты;
  • учебный, тематический план;
  • материально-технические условия реализации программы;
  • учебно-методическое обеспечение программы;
  • организационно-педагогические условия;
  • оценка качества освоения программы;
  • оценочный материал:

5.Численность обучающихся ано дпо «ГОРПОЖСЕРВИС» по реализуемым программам:

НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ДПО

КОЛИЧЕСТВО

ОБУЧАЮЩИХСЯ

КОЛИЧЕСТВО ВАКАНТНЫХ МЕСТ
места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета места, финансируемые за счет бюджетов субъектов Российской Федерации места, финансируемые за счет местных бюджетов по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц
Дополнительная профессиональная программ повышения квалификации «Пожарно-технический минимум  для руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность в лечебных учреждениях». 9 9
Дополнительная профессиональная программ повышения квалификации «Пожарно-технический минимум  для сотрудников, осуществляющих круглосуточную охрану организаций и руководителей подразделений». 2 2
Дополнительная профессиональная программ повышения квалификации «Пожарно-технический минимум  для повышения квалификации лиц, выполняющих работы по монтажу, наладке, ремонту и техническому обслуживанию установок пожарной,  охранно-пожарной сигнализации, оповещения и эвакуации людей при пожаре».
Дополнительная профессиональная программ повышения квалификации «Пожарно-технический минимум  для руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность». 111 111
Дополнительная профессиональная программ повышения квалификации «Пожарно-технический минимум  для руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность  дошкольных учреждений и общеобразовательных школ». 6 6
Дополнительная профессиональная программ повышения квалификации «Пожарно-технический минимум  для пожарных добровольных пожарных дружин, 1-й группы реагирования».
ИТОГО 146 146

Каленадрыйн план на 2018 г. кругосуточная охранаКалендарный план на 2018 г. для лечебных учрежденийКалендарный план на 2018 г. для монтажниковКалендарный план на 2018 г. для руководителейКалендарный план на 2018 г. для учебных заведенийКалендарный план на 2018 г. пожароопасные работыПрограмма ДПО для круглосуточной охраныПрограмма ДПО для лечебных учрежденийПрограмма ДПО для монтажниковПрограмма ДПО для пожароопасных работПрограмма ДПО для руководителейПрограмма ДПО для учебных заведенийПрограмма ДПО Первая группа регированияДополнительная профессиональная программа повышения квалификации Пожарно-технический минимум для лиц, осуществляющих пожароопасные работыДополнительная профессиональная программа повышения квалификации Пожарно-технический минимум для пожарных добровольныхдружин, 1-й группы реагированияДополнительная профессиональная программа повышения квалификации Пожарно-технический минимум для руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность в лечебных учрежденияхДополнительная профессиональная прогрмамм повышения квалификации Пожарно-технический минимум для руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасностьПриказ № 7 от утверждении педсовета и уверждениии программ дополнительного профессионального образования

Цели и значение

Основным назначением организации дополнительных внеклассных мероприятий, кружков, секций и факультативов является раннее обнаружение талантов ребенка, развитие творческих способностей, формирование разностороннего круга его интересов, помощь в профессиональном самоопределении. Система дополнительного образования в современной школе должна:

  • отвечать потребностям детей различных возрастных категорий;
  • помогать раскрывать личный потенциал, творческую жилку;
  • обеспечивать психологический и социальный комфорт учащихся;
  • побуждать к самостоятельному развитию навыков, воспитывать самодисциплину;
  • помогать реализовать потенциал общего образования в процессе углубления и практического применения знаний, которые были получены на уроках.

Ценность такого вида образования состоит в том, чтобы предоставлять детям возможность почувствовать всю важность обучения, побуждает намного более внимательно относиться к занятиям, способствует реализации на практике всех полученных на уроках знаний. Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути

Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности

Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути. Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности.

Постоянная занятость школьника формирует организованность и самоконтроль, дисциплинированность. А совместные занятия (кружки предполагают присутствие нескольких школьников, обычно в группах от 3 и более учащихся) учат работать в коллективе, укрепляют командный дух, развивают ответственность и коммуникабельность.

Популярные формы дополнительного образования в России

Курсы (подготовительные, профессиональные, переподготовки, повышения квалификации)

Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам. Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.). Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов.

Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения. Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.

Воскресный лекторий

Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.

Семинары

Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д.

Конференции

Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем. Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.

Симбиоз развивающей школы, детского центра с музеем, театром или библиотекой

Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.

Учебно-воспитательные комплексы (УВК)

Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.

Общая информация

Обучение специалистов строго регламентируется законодательными актами. Основной закон профессионального образования — 273-ФЗ, в котором указаны главные требования к условиям обучения. Однако, это не единственный регламент, который необходимо учитывать при получении образования.

Многие центры ДПО пренебрегают образовательными стандартами в угоду быстрой прибыли. Специалистам это вредит больше, чем учебному центру. Причинами становятся штрафы на работника и организацию, а также изъятие образовательного документа — влечет дополнительные затраты на обучение.

Чтобы избежать проблем с документами, проверками и штрафами, необходимо правильно выбрать центр ДПО для обучения.

Последствия «покупки» образовательных документов

По закону подделка документов влечет наказание вплоть до уголовной ответственности. Даже при простых нарушениях образовательного процесса могут последовать штрафы по статье 19.30 КоАП:

  • 100–200 тысяч рублей — за нарушение требований 273-ФЗ;

  • 50–100 тысяч рублей — за реализацию образования не в полном объеме;

  • 20–200 тысяч рублей — за искажение результатов итоговой аттестации.

По вышеуказанным примерам даже изменение учебного плана не по установленным правилам станет причиной штрафа в размере до 100 тысяч рублей. За «покупку» диплома штраф достигает 200 тысяч, а в худшем случае лишение свободы.

Случаи уже имеют место в судебной практике. В Апелляционном определении Алтайского краевого суда от 8 сентября 2015 года (дело № 33-8586/2015) было удовлетворено требование о признании диплома недействительным с последующим его уничтожением лишь по отправленному скану документа при трудоустройстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector