Кто такой механизатор? что за профессия, чем занимается?
Содержание:
- Комбайнер как правильно тракторист машинист или механизатор
- Кто такой тракторист?
- История профессии
- Надо ли делать изменение в трудовую книжку профессии тракторист на тракторист машинист
- Назначение ходовой части колесного трактора
- Необходимое для работы образование
- Категории самоходных ТС
- История развития профессии тракториста
- Профессия тракторист
- Должностная инструкция тракториста
- Категории Гостехнадзора
- Кому подходит
- Профессиональные обязанности
- Профессиональные обязанности
- Статистика зарплат для ‘тракторист’ по городам
- Об ответственности и правах
- Какие права нужны на управление трактором
- Особенности профессии
- III. Права
- Где получать образование
- История развития профессии тракториста
Комбайнер как правильно тракторист машинист или механизатор
- выполнять своевременную заправку различных видов сельскохозяйственной техники;
- выполнять диагностику используемого оборудования, производить ремонт и плановое обслуживание всех видов техники;
- уметь осуществлять основные полевые работы с использованием техники;
- вести
- управлять различными видами сельскохозяйственной техникой;
- осуществлять погрузочно-разгрузочные работы на фермах, а так же в крупных и небольших животноводческих комплексах;
Тракторист-машинист в прямом смысле кормит людей — ведь именно благодаря нему на полях восходят сельскохозяйственные культуры.Очень важно рассказать о функциях представителя рассматриваемой профессии. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства занимается руководством трактористами низшего разряда
Кто такой тракторист?
Тракторист – рабочий, специализирующийся на управлении различными видами тракторов. По своей сути данная профессия является одной из специализаций профессии машиниста, поскольку трактор представляет собой ничто иное, как машину, широко используемую в сельском хозяйстве.
Не сложно догадаться, что название профессии произошло от названия машины «трактор», которое в свою очередь берет свое начало от латинского trahere – тащить, тянуть. Отметим, что данное слово полностью передает основное предназначение транспортного средства, так как трактор – это обычный тягач.
Профессия тракторист появилась в XIX веке одновременно с изобретением автомобиля и трактора. Люди всегда стремились облегчить труд землепашцев и хоть как-то автоматизировать его. Реальная возможность появилась только с изобретением парового двигателя, двигателя внутреннего сгорания и появлением самоходных тягачей. Первоначально трактористы работали исключительно в сельском хозяйстве, однако по мере усовершенствования техники, труд этих профессионалов нашел широкое применение в сфере строительства, муниципального хозяйства и в других областях. В общем, везде, где требовалась большая сила тяги.
Основная обязанность тракториста – управление трактором и теми навесными или прицепными механизмами и орудиями, которые к нему прикреплены. Помимо этого тракторист несет ответственность за работоспособность и сохранность техники, использование горюче-смазочных материалов и качество производимых им работ (вспашка, посев или уборка поля, транспортировка урожая, погрузо-разгрузочные работы и т.д.).
В зависимости от направления деятельности принято различать несколько узких специализаций профессии тракториста. К наиболее популярным можно отнести:
- тракторист сельскохозяйственных работ – работает с такими видами приспособлений как сеялки, плуги, опрыскиватели, культиваторы, и т.д.;
- тракторист дорожно-строительных работ – чаще всего занимается обслуживанием автодорожного покрытия, расчисткой строительных площадок и уборкой снега;
- тракторист в производственной сфере – преимущественно перемещает крупногабаритные грузы (например, тяжелые станки) с одного места на другое.
История профессии
Первые трактора, работавшие на паровой тяге, появились в США еще в середине XIX века. Там же в 1892 году был представлен и первый трактор на нефтепродуктах, но промышленное производство было развёрнуто лишь в начале века. Российская империя, подобно большинству европейских стран, закупала трактора в США, но собственные разработки активно велись, было выпущено несколько опытных образцов и даже налажен небольшой серийный выпуск. Однако война и затем переворот 1917 года прервали этот процесс, и в СССР тракторостроение пришлось начинать с нуля. К моменту распада СССР эта отрасль относилась к числу наиболее развитых.
Изначально трактора применялись лишь в земледелии, но со временем доказали свою эффективность и стали использоваться во многих сферах человеческой деятельности (промышленности, строительстве). Для них было разработано множество стационарных и навесных специализированных инструментов. Работников, которые управляют тракторами и обслуживают их, называют трактористами.
Все виды тракторов подразделяются в зависимости от принципа движения на гусеничные и колесные. Гусеничные имеют высокую мощность, но низкую скорость, и не могут передвигаться по асфальтовому покрытию своим ходом, не разрушая его. Колесные — это более скоростная техника, способная ездить по дорогам общего пользования, но по силе тяги она уступает гусеничной.
Надо ли делать изменение в трудовую книжку профессии тракторист на тракторист машинист
На сегодняшний день, благодаря развитию технического прогресса, появилась комбинированная спецтехника. Комбинированные самоходные машины широко представлены практически всеми производителями промышленной дорожной техники. У всех на слуху и перед глазами дорожная и строительная многофункциональная техника марок JCB, Volvo, Sumitomo, Hitachi, CAP, Bull и Российские производители выпускают отличную технику, которая была представлена широко на Иннопроме.
Вследствие вышесказанного, самыми востребованными работниками для обслуживания такой техники стали «универсалы», это те, кто имеет обе профессии «Водитель погрузчика» и «Машинист экскаватора». Конечно появился и вопрос, связанный с оплатой труда, тарифной сеткой и разрядами: «Как соотносятся разряд, техника и категория?»
Назначение ходовой части колесного трактора
Технические показатели колесных сельхозмашин во многом зависят от параметров и устройства их ходовой части, назначение которой состоит в передаче на грунт усилия, создаваемого всей массой трактора, с сообщением поступательного движения. Эта часть машины включает в себя движитель, остов и подвеску.
Для колесной техники характерна установка полурамного остова. Его продольные балки впереди скреплены брусом и прикрепляются к корпусам силовой передачи. Силовой агрегат располагается в задней части корпуса, а передняя рама остова используется для навески и кузова.
Чтобы обеспечить трактору плавный ход и снизить жесткость толчков, подвеска колесной сельхозтехники состоит из направляющего, упругого и гасящего устройств. Этот элемент ходовой части расположен между колесной и несущей осью.
Подвеска может быть независимой и зависимой. У первой отсутствие жесткой связи колесных осей с передней балкой позволяет снизить передачу толчков на остов машины. У зависимой же подвески ось колес жестко скрепляется с остовом трактора, из-за чего все толчки при движении вызывают повышенную тряску, что ухудшает управляемость.
Чтобы снизить толчки, в ходовую часть добавлены листовые рессоры или пружины. Также для снижения колебаний во время движения используют амортизатор-гаситель. Он ставится между остовом и ведущим мостом.
Движителем в машинах этого типа считаются колеса с пневмошинами. Большинство тракторов выпускаются четырехколесными моделями и только специализированная техника для хлопковых полей производится в трехколесном варианте.
Компоновкой колес решают вопрос об увеличении КПД. У универсально-пропашных машин (МТЗ 80, Т-25А, МТЗ-100) с задним ведущим мостом задние колеса всегда увеличенного диаметра. Тракторы общего назначения выпускают с колесами одинакового размера.
Допустимо дополнение балластными грузами и заднего моста. Это позволяет повысить тяговое усилие и сцепную силу тяжести. Один из вариантов повышения рабочих показателей колесной техники – замена пневмошин колесами с балластной жидкостью.
Пневмошины колесной сельхозтехники значительно отличаются от шин для обычных автомобилей. У ведущих колес за счет увеличенных почвозацепов, которые создают характерный рисунок протектора тракторов, стало возможным повышение опорной площади до 35%. Рисунок протектора передних направляющих колес в виде продольных ребер стабилизирует движение на сложных грунтах.
От выбора колес зависит проходимость трактора, напрямую влияющая на производительность работ. Ключевыми показателями считаются буксование ведущей пары относительно грунта. У большинства колесных тракторов с двумя ведущими колесами буксование не должно превышать 15%. Если цифра больше, то возможно принять меры:
- увеличить число ведущих мостов;
- использовать шины с профилем для машин более высокого тягового класса;
- использовать сдвоенные шины;
- изменить давление в шинах;
- увеличить сцепной вес.
Необходимое для работы образование
Для получения профессии тракториста (любого разряда) совершенно не обязательно иметь или получать высшее образование. Вполне достаточно будет иметь диплом об окончании колледжа или техникума.
Однако есть и другой вариант: вместо довольно продолжительного получения среднего профессионального образования можно окончить специальные курсы тракториста-машиниста.
Обучение по каким специальностям даст возможность работать трактористом? В вузе это направление, имеющее название «Агроинженерия». В колледжах и техникумах есть возможность пройти базовую и углубленную подготовку. К базовой подготовке относятся следующие специальности:
- агрономия;
- мастер сел. хоз. производства;
- тех. обслуживание и ремонт автотранспорта;
- технология производства и переработки сел. хоз. продукции и другие.
К углубленной подготовке можно отнести следующие специальности:
- агрономия углубленного уровня;
- сел. хоз. механизация;
- тракторист-машинист сельскохозяйственного производства и некоторые другие.
Категории самоходных ТС
Все самоходные машины делятся на 6 категорий:
A. Данная категория включает транспорт, не предназначенный для движения по дорогам общественного пользования, либо не способный двигаться со скоростью более 50км/ч. Начиная с 2011 года существует 4 подкатегории (они соответствуют категориям в стандартном удостоверении):
- I — мототехника;
- II — внедорожники массой до 3,5т и числом мест не более 8 (кроме водительского кресла);
- III — автомобили, чья масса превышает 3,5т (кроме ТС, относящихся к IV подкатегории);
- IV- пассажирский транспорт, имеющий более 8 сидячих мест.
B. К этой категории относят колесную и гусеничную технику, оснащенную силовой установкой до 25,7 кВт.
C. Колесный транспорт с агрегатом на 25,7-110,3 кВт.
D. Колесные тракторы не мощнее 110,3 кВт.
E. Гусеничная техника, чья мощность находится в пределах 25,7-110,3 кВт.
F. Механизмы сельхоз назначения.
История развития профессии тракториста
Профессия тракторист возникла в Великобритании в середине XIX века, когда для облегчения тяжелого ручного труда крестьян был придуман и создан первый трактор, полезное сельскохозяйственное орудие труда. В прошлом столетии американские ученые усовершенствовали модель трактора, применив двигатель внутреннего сгорания, и использовали технику лишь в сельском хозяйстве. Трактор — не самый распространенный вид техники, поэтому данная профессия не имеет широкого распространения, как, например, строительные специальности. Квалифицированный тракторист может работать на всех участках, где существует необходимость в оборудовании. В настоящее время профессия тракторист — достаточно востребованная в народном хозяйстве. Без тракториста сложно работать на промышленных предприятиях, ферме, строительстве, в горной промышленности или в коммунальной службе, учитывая, что опытный специалист зачастую может управлять различными специализированными машинами.
Профессия тракторист
С развитием автомобильной техники, специалистов, которые управляли крупногабаритными машинами, стали называть машинистами. Первый трактор появился в далеком 1886 году, а уже в 1901 году начался его серийный выпуск. Трактор был изобретен для облегчения человеческого труда в поле, поэтому стремительными темпами стал использоваться в сельском хозяйстве. Поначалу техника применялась исключительно для паши, лишь через 30 лет на нее стали устанавливать дополнительное оборудование для работы на строительстве и в горной местности.
Профессия тракторист – одна из самых распространенных в сельской местности. Специалист может найти работу круглый год. Трактор – это универсальная машина, которая вместе с другой сельскохозяйственной техникой может выполнять множество работ: с прицепом – доставлять груз, с плугом – вспахивать поле. Он выравнивает траншеи, корчует пни. Как известно, урожай нужно собрать в срок, а без тракториста это невозможно.
Должностная инструкция тракториста
Многие люди не совсем понимают отличие специальности тракториста от тракториста-машиниста. На самом деле здесь все довольно просто. Обычный тракторист, вне зависимости от уровня квалификации, способен лишь управлять своей машиной. Тракторист-машинист способен еще и профессионально обслуживать различные технические средства. Конечно же, последний имеет гораздо больше обязанностей и прав. Большая у него и доля ответственности.
Трактористом называют специалиста, в обязанности которого входит управление различными машинами тракторного и грузового типа. Как правило, их водитель бывает задействован в сфере сельского и аграрного производства.
Категории Гостехнадзора
Самоходные машины – тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. см. или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт.
В соответствии с п. 4 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утв. Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 N796, категории Гостехнадзора самоходных машин бывает(так же встречается название категории тракториста):
Категория А – автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную) скорость 50 км/час и менее, а также транспортные средства, не предназначенные для движения по автодорогам общего пользования. Данная Категория А включает в себя:
АI – внедорожные мототранспортные средства (квадроциклы и снегоходы). На нашем сайте представлены экзаменационные билеты для приема теоретического экзамена по безопасной эксплуатации самоходных машин категории АI, просмотрев которые, вы сможете подготовиться к экзамену в Гостехнадзоре.
АII – внедорожный автотранспорт, с разрешенной максимальной массой, не превышающей 3500 кг., в котором число сидячих мест не более 8, помимо сиденья водителя (болотоходы). На нашем сайте представлены экзаменационные билеты для приема теоретического экзамена по безопасной эксплуатации самоходных машин категории АII, просмотрев которые, вы сможете подготовиться к экзамену в Гостехнадзоре.
АIII – внедорожный автотранспорт, с разрешенной максимальной массой более 3500 кг (самосвалы, вездеходы). На нашем сайте представлены экзаменационные билеты для приема теоретического экзамена по безопасной эксплуатации самоходных машин категории АIII, просмотрев которые, вы сможете подготовиться к экзамену в Гостехнадзоре
АIV – внедорожный автотранспорт для перевозки пассажиров, в котором число сидячих мест более 8, помимо сиденья водителя (аэропортный перронный автобус). На нашем сайте представлены экзаменационные билеты для приема теоретического экзамена по безопасной эксплуатации самоходных машин категории AIV, просмотрев которые, вы сможете подготовиться к теоретическому экзамену в Гостехнадзоре.
Категория В – гусеничные и колесные машины с двигателем до 25.7 кВт (35 л.с.) (мини-тракторы и экскаваторы, электропогрузчик). На нашем сайте представлены экзаменационные билеты для приема теоретического экзамена по безопасной эксплуатации самоходных машин категории В, просмотрев которые, вы сможете подготовиться к теоретическому экзамену в Гостехнадзоре.
Категория С – колесные машины с двигателем мощностью от 25.7 до 110,3 кВт (от 35 л.с. до 150 л.с.) (вилочные погрузчики, фронтальные ковшовые понрузчики). На нашем сайте представлены экзаменационные билеты для приема теоретического экзамена по безопасной эксплуатации самоходных машин категории С, просмотрев которые, вы сможете подготовиться к теоретическому экзамену в Гостехнадзоре.
Категория D – колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт (выше 150 л.с.) (Мощные фронтальные погрузчики). На нашем сайте представлены экзаменационные билеты для приема теоретического экзамена по безопасной эксплуатации самоходных машин категории С, просмотрев которые, вы сможете подготовиться к теоретическому экзамену в Гостехнадзоре.
Категория E – гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт; (выше 35 л.с.). На нашем сайте представлены экзаменационные билеты для приема теоретического экзамена по безопасной эксплуатации самоходных машин категории E, просмотрев которые, вы сможете подготовиться к теоретическому экзамену в Гостехнадзоре.
Категория F – самоходные сельскохозяйственные машины. На нашем сайте представлены экзаменационные билеты для приема теоретического экзамена по безопасной эксплуатации самоходных машин категории F, просмотрев которые, вы сможете подготовиться к теоретическому экзамену в Гостехнадзоре.
Так же на сайте представлены:
— Экзаменационные билеты для приема теоретического экзамена органами Гостехнадзора по эксплуатации машин и оборудования для квалификации тракториста-машиниста;
— Экзаменационные билеты для приема теоретического экзамена по безопасной эксплуатации самоходных машин с электроприводом;
— Экзаменационные билеты для приема органами Гостехнадзора теоретического экзамена по правилам дорожного движения на право управления самоходными машинами.
После обучения, в удостоверении тракториста-машиниста будет стоять одна из вышеперечисленных категорий, дающее право на управления самоходными машинами определенной категории.
Кому подходит
Эта профессия является преимущественно мужской, хотя в истории на заре первых пятилеток были знаменитые женщины-трактористки, такие, как Паша Ангелина и Ольга Ковалева. Сейчас от работника требуется наличие среднего специального образования и прав на управление самоходными механизмами соответствующей категории. Многие работодатели, особенно для управления современными тракторами, берут сотрудников, у которых есть опыт работы и хорошая характеристика.
Также к качествам, необходимым трактористам-машинистам, можно отнести физическое здоровье, ответственность, трудолюбие и выдержка, умение работать с техникой, дисциплинированность, развитый глазомер. Тракторист также должен обладать необходимыми профессиональными знаниями правил дорожного движения, принципа работы механизмов, эксплуатации шин и аккумуляторных батарей, технического обслуживания и т.д.
Минусы профессии заключаются в профессиональных рисках. Это в первую очередь касается негативного воздействия на организм вибрации и шума, а также возможность получить травму при работе с различными механизмами. Эти риски повышаются, если сотруднику приходится работать на старой технике.
Профессиональные обязанности
Как и представитель любой другой профессии, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства имеет целый ряд профессиональных обязанностей.
Что это за обязанности? Об этом будет рассказано далее.
Тракторист-машинист обязан ежедневно проходить медицинский профилактический осмотр. После этого работник получает задание от начальства, при необходимости проходит инструктаж по охране труда, после чего принимает свою смену. В начале рабочего дня тракторист-машинист обязан проверить все приспособления, инструменты и составляющие инвентаря на исправность.
После завершения всех проверок тракторист-машинист сельскохозяйственного производства начинает выполнять работу, к которой получил допуск. Представитель рассматриваемой профессии обязан:
- работать только в специальной одежде и обуви;
- использовать средства индивидуальной защиты;
- использовать в рабочей деятельности безопасные методы и способы производства;
- внимательно следить за состоянием техники во время работы;
- выявлять больных животных и оказывать им первую помощь;
- соблюдать правила гигиены;
- оповещать начальство о непредвиденных обстоятельствах, проблемах и т. д.
Таким образом, обязанностей у представителя рассматриваемой профессии действительно много, причем обязанностей не самых простых. Из-за этого на трактористе лежит громадная ответственность.
Профессиональные обязанности
Профессия тракториста предполагает выполнение таких обязанностей на рабочем месте:
- управление трактором с максимальной эффективностью и производительностью,
- проверку его технического состояния и заправку горюче-смазочными материалами,
- устранение мелких поломок и неисправностей,
- проведение периодического технического ухода и регулировок систем,
- выполнение транспортных, погрузочно-разгрузочных работ,
- выполнение сельскохозяйственных работ с применением различных прицепных и навесных механизмов,
- экономное расходование топлива.
Виды работ, выполняемые трактористами, зависят от специфики работы предприятия. Основными являются пахота земли, уборка урожая, перевозка грузов на прицепе, рытье траншей, разравнивание участков территории, очистка снега и т.д.
Статистика зарплат для ‘тракторист’ по городам
Лидеры по количеству вакансий для ‘тракторист’: Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Нижний Новгород, Красноярск.
Лидеры по уровню средней зарплаты для ‘тракторист’: Иркутск, Архангельск, Тамбов, Ростов-на-Дону, Химки.
Населённый пункт | Средняя зарплата, руб. | Медианная зарплата, руб. | Вакансий с зарплатой | Всего вакансий |
---|---|---|---|---|
Москва | 63339.0 | 59000.0 | 59 | 67 |
Санкт-Петербург | 56600.0 | 59000.0 | 45 | 47 |
Уфа | 49444.0 | 39000.0 | 18 | 25 |
Нижний Новгород | 43889.0 | 47000.0 | 18 | 22 |
Красноярск | 62556.0 | 39000.0 | 18 | 21 |
Барнаул | 52111.0 | 41000.0 | 18 | 18 |
Екатеринбург | 54714.0 | 41000.0 | 14 | 16 |
Тюмень | 63333.0 | 53000.0 | 12 | 13 |
Новосибирск | 46600.0 | 41000.0 | 10 | 12 |
Томск | 48600.0 | 41000.0 | 10 | 12 |
Омск | 46000.0 | 27000.0 | 8 | 11 |
Воронеж | 48818.0 | 43000.0 | 11 | 11 |
Ярославль | 40200.0 | 33000.0 | 10 | 11 |
Архангельск | 87400.0 | 53000.0 | 10 | 11 |
Челябинск | 42600.0 | 33000.0 | 10 | 10 |
Самара | 45800.0 | 41000.0 | 10 | 10 |
Иркутск | 96143.0 | 92000.0 | 7 | 10 |
Пермь | 33000.0 | 29000.0 | 6 | 8 |
Саратов | 59800.0 | 39000.0 | 5 | 8 |
Кемерово | 49857.0 | 43000.0 | 7 | 8 |
Набережные Челны | 37286.0 | 39000.0 | 7 | 8 |
Тула | 54429.0 | 47000.0 | 7 | 8 |
Краснодар | 66200.0 | 43000.0 | 5 | 7 |
Тольятти | 31800.0 | 31000.0 | 5 | 7 |
Пенза | 67800.0 | 51000.0 | 5 | 7 |
Липецк | 56400.0 | 44000.0 | 5 | 7 |
Курск | 52700.0 | 51000.0 | 5 | 7 |
Калуга | 59571.0 | 51000.0 | 7 | 7 |
Бийск | 37857.0 | 31000.0 | 7 | 7 |
Казань | 54200.0 | 39000.0 | 5 | 6 |
Ижевск | 37400.0 | 39000.0 | 5 | 6 |
Владимир | 53000.0 | 47000.0 | 6 | 6 |
Смоленск | 35800.0 | 35000.0 | 5 | 6 |
Тамбов | 84333.0 | 79000.0 | 6 | 6 |
Стерлитамак | 47000.0 | 35000.0 | 5 | 6 |
Ростов-на-Дону | 68600.0 | 59000.0 | 5 | 5 |
Новокузнецк | 52600.0 | 51000.0 | 5 | 5 |
Рязань | 47800.0 | 47000.0 | 5 | 5 |
Калининград | 37400.0 | 35000.0 | 5 | 5 |
Белгород | 59000.0 | 51000.0 | 5 | 5 |
Сургут | 55000.0 | 39000.0 | 5 | 5 |
Химки | 68600.0 | 71000.0 | 5 | 5 |
Об ответственности и правах
Права тракториста-машиниста прописаны в трудовом договоре, в правилах внутреннего распорядка, в Трудовом кодексе РФ и в других локальных нормативных актах.
Стоит сказать, что ничем особенным трудовые права тракториста не отличаются. Человек, желающий узнать свои профессиональные права, в любой момент может прочесть их содержание в своем индивидуальном трудовом договоре.
Огромную ответственность за свою рабочую деятельность несет тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. Подготовка специалистов, вследствие этого, всегда организуется очень внимательно. Однако стоит вернуться к ответственности специалиста. Что здесь можно выделить?
Стоит начать с самого важного. За ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей тракторист-машинист подлежит дисциплинарной ответственности по статье 192 Трудового кодекса РФ
Работник призван обеспечивать сохранность всех доверенных ему материальных ценностей. В случае порчи имущества, работник несет материальную ответственность.
К гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности тракторист-машинист привлекается за совершение различного рода правонарушений во время рабочей деятельности.
Таким образом, ничем особенным ответственность представителя рассматриваемой профессии не отличается от ответственности других работников. А права-тракториста машиниста полностью прописаны в трудовом договоре работника.
Какие права нужны на управление трактором
Главное отличие удостоверения тракториста-машиниста от автомобильного водительского удостоверения в перечне ТС, доступных владельцу документа. Стандартные права позволяют управлять дорожными машинами: мотоциклами, легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами и т.д. В то же время права на трактор дают возможность ездить на самоходных ТС: внедорожной авто- и мототехнике, тракторах, снегоходах и с/х машинах.
Помимо этого, обычное водительское удостоверение действует не только на территории РФ, но и за ее пределами. Тракторные права могут использоваться лишь в той стране, где они были выданы.
Тракторные права нужны для поездок на самоходных машинах, которые имеют двигатель объемом от 50 куб. см. (для электромоторов – мощность от 4 кВт) и могут развивать не более 50 км/ч. Если ТС не подходит под это описание, документы для управления не требуются, либо необходимо получить автомобильное водительское удостоверение.
Особенности профессии
Кроме непосредственного управления транспортным средством, механизатор должен уметь проводить его профилактику и обслуживание.
Наибольшую нагрузку специалисты испытывают в периоде с весны по осень, когда идут полевые работы. Это самый трудоемкий период, когда рабочее время является ненормированным и требует полную отдачу сил и энергии.
В это время необходимо уметь выполнять такие операции, как:
- культивация;
- вспахивание;
- посев;
- полив;
- подкормке;
- уборке.
В зимнее время не занятые на других работах специалисты занимаются модернизаций, плановыми ремонтами или освоением новой техники.
III. Права
Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства имеет
право:
1. Запрашивать и получать
необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам
своей деятельности.
2. Повышать квалификацию,
проходить переподготовку (переквалификацию)
3. Принимать участие в
обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4. Вносить предложения и
замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
5. Требовать от руководства
организации оказания содействия, в том числе обеспечения
организационно-технических условий и оформления установленных документов,
необходимых для исполнения должностных обязанностей.
6.___________________________________________________________
Где получать образование
Необходимое образование для трудоустройства на должность механизатора получают в профильных колледжах или техникумах. Абитуриенту нужно выбрать одну из двух специализаций: «Механизация сельского хозяйства» или «Эксплуатация и ремонт сельхозтехники и оборудования». Также подойдут специальности «тракторист-механик» или «тракторист». Наработка практических навыков и опыта у выпускников учебных заведений начинается непосредственно на рабочем месте.
Специалистов-механизаторов подготавливают достаточно большое количество среднеспециальных учебных заведений. Ссузы есть практически в каждом регионе страны:
- Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления в Ставрополье;
- Яхромской колледж в МО;
- Камызякский сельхозтехникум в Астраханской области;
- Тулунский аграрный техникум в Иркутской области;
- Брюховецкий аграрный колледж в Краснодарском крае и другие.
Поступление осуществляется на базе 9 или 11 классов средней школы. В первом случае обучение длится 4 года 10 месяцев, во втором – 3 года и 10 месяцев. Выпускникам учебных заведений присуждается квалификация «техник-механик».
Для механизаторов более всего важна практика, именно поэтому процесс теоретического обучения неразрывно связан с производственной деятельностью. Учебная и преддипломная практика будущих механизаторов проводится на работающих сельхозпредприятиях. Некоторые выпускники колледжей с трудоустройством определяются еще до окончания учебного заведения и после получения диплома отправляются на предприятия, где работали в период практики.
Овладеть специальностью можно окончив высшие учебные заведения страны – аграрных академиях или сельхозинститутах.
История развития профессии тракториста
Профессия тракторист возникла в Великобритании в середине XIX века, когда для облегчения тяжелого ручного труда крестьян был придуман и создан первый трактор, полезное сельскохозяйственное орудие труда. В прошлом столетии американские ученые усовершенствовали модель трактора, применив двигатель внутреннего сгорания, и использовали технику лишь в сельском хозяйстве. Трактор — не самый распространенный вид техники, поэтому данная профессия не имеет широкого распространения, как, например, строительные специальности. Квалифицированный тракторист может работать на всех участках, где существует необходимость в оборудовании. В настоящее время профессия тракторист — достаточно востребованная в народном хозяйстве. Без тракториста сложно работать на промышленных предприятиях, ферме, строительстве, в горной промышленности или в коммунальной службе, учитывая, что опытный специалист зачастую может управлять различными специализированными машинами.