Статья 10. структура системы образования

Содержание:

Роль образования в жизни общества

  • Передает социальный опыт. Молодые люди усваивают культурные ценности, становятся “продуктами” своей среды. Так общество обеспечивает порядок.
  • Социализация личности. Обществу необходимы квалифицированные кадры. Это позволяет ему развиваться.
  • Социальный отбор. Благодаря образованию, люди занимают определенную ступень в социальной иерархии.
  • Социальный контроль. Ученики определенное время проводят в школе под контролем педагогов. Многие получают дополнительное образование в кружках, клубах, спортивных секциях и т.п. В учебных заведениях поддерживается дисциплина, регулируются отношения. Все это способствует стабильности общества.

Функции образования определяются актуальными задачами современного этапа развития.

Диктат места

Место проживания и специализация школы тоже влияют на амбиции школьников. 73% москвичей и петербуржцев (их считали вместе) планируют идти в вузы. В городах поменьше (с населением до 100 тысяч, от 100 до 680 тысяч и от 680 тысяч) желающих получить диплом вуза — от 58% до 62%. Среди деревенских жителей таковых 43%; в этой группе много тех, кто пойдет в колледжи и техникумы, — 27%.

Ученики из школ со специализацией претендуют на большее, чем их сверстники из простых школ: выше доля планируещих закончить магистратуру (17% против 11%), меньше учеников намерены идти в колледжи (15% против 21% в неспециализированных школах). При этом диплом бакалавра или специалиста хотят получить примерно равные доли учащихся в обеих группах — 41-42%. 

В целом в спецшколах оказывается заведомо больше учеников с более высокими притязаниями. Для них такая школа — трамплин для поступления в выбранный вуз. 

Российское школьное дополнительное образование

Система дополнительно образования в школе направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание устойчивого интереса к познавательному процессу, достижение высокого уровня саморегуляции и развитие творческих навыков. Дополнительное образование выступает как средство непрерывного познания нового и формирования цельной личности. В процессе воспитания детей мотивируют к образовательной деятельности и помогают определиться с будущей профессией.

В школе система дополнительного образования решает ряд специфических задач:

  • прививает ребенку желание целенаправленно использовать свое свободное время;
  • обогащает рутинное преподавание творческим образовательным процессом, основанным на нестандартных учебных программах;
  • дает подготовку для начала профессиональной деятельности;

служит почвой для расширения взаимодействия с педагогами.

Таблица: сравнение образования в России и за рубежом

Российское образование

Зарубежное образование

Основной упор делается на изучение теоретической части

Акцент делается на получении навыков в практической области

Объёмный подход к обучению, когда изучается много «лишних» предметов

Профильный подход к обучению с дополнением смежных предметов

Авторитет преподавателя ставится выше авторитета ученика

Авторитеты преподавателя и ученика остаются на равных позициях

Доступность высшего образования

В большинстве стран высшее образование дорогостоящее

Низкий уровень инфраструктуры и комфорта студентов

Хорошие условия для учёбы, инфраструктура на высоком уровне

Зачисление абитуриентов по результатам ЕГЭ

Зачисление абитуриентов по результатам теста/экзамена или на основании среднего балла аттестата

Уровни профессионального образования в РФ

Систем профессионального образования в России предполагает обретение учащимся каких-либо специализированных навыков в определенной сфере деятельности, которые позволили бы ему выполнять особые виды работ и заниматься особой деятельностью, для которой недостаточно знаний и умений, полученных в рамках общего образования. При этом есть несколько категорий и уровней профессионального образования.

В первую очередь оно подразделяется на среднее профессиональное образование и высшее образование. При этом длительность обучения, его стоимость, а также возможности по дальнейшему трудоустройству напрямую зависят от уровня профессионального образования. В частности, в отношении многих видов работ законодательство прямо устанавливает требования к имеющемуся образованию для занятия определенной должности или получения какого-либо конкретного разряда в рамках выбранной специальности.

Необходимо отличать между собой профессиональное образование и профессиональное обучение. Под образованием подразумевается непосредственно процесс первичного обретения какой-либо специализации. Профессиональное же обучение касается случаев повышения квалификации и иных методов расширения навыков и знаний в рамках уже имеющейся специальности.

Среднее профессиональное образование

Сейчас в Российской Федерации существует большое количество учреждений, которые обеспечивают получение среднего профессионального образования. Ранее такое образование предоставлялось исключительно в ПТУ, сейчас же формат учреждений среднего профессионального образования может быть самым разнообразным, включая в себя различные колледжи и иные наименования таких организаций. Однако в общем случае их всех объединяет их статус ССУЗов — средних специальных учебных заведений.

На текущий момент в Российской Федерации существует исключительно один уровень профессионального образования вне системы высшего образования. Это среднее профессиональное образование. Ранее же предусматривалась возможность обучения по двум направлениям — в рамках получения начального профессионального образования, или же среднего профессионального образования. Ранее полученный уровень начального профессионального образования сейчас с точки зрения законодательства приравнивается к среднему профессиональному.

Наличие определенного среднего профессионального образования является необходимым для осуществления многих видов работ и занятия определенной деятельностью. При этом начать получение среднего профессионального образования можно после прохождения ОГЭ и окончания 9-го класса. Также, в рамках обучения по программам среднего профессионального образования все равно можно получить аттестат и о получении среднего общего образования.

Высшее образование

В Российской Федерации высшее образование является непосредственно верхней ступенью образовательной системы. Обучение по программам высшего образования происходит в соответствующих заведениях — ВУЗах. Сами ВУЗы при этом могут иметь различные названия и именоваться институтами, университетами, академиями в том числе. При этом, высшее образование подразумевает получение человеком глубоких профессиональных знаний и навыков, необходимых для решения всех задач в рамках специальности, а также обретение теоретических знаний, в том числе касающихся ведения научно-исследовательской деятельности.

Система высшего образования предполагает наличие различной квалификации по диплому — так, предусматривается разделение его на отдельные ступени. Всего сейчас в РФ существует три ступени высшего образования — бакалавриат, специалитет и магистратура.

С точки зрения обретения необходимых навыков и знаний, а также ученых степеней, высшее образование не является окончательной ступенью. Далее человек может поступить в аспирантуру или ординатуру, а также получить звание кандидата или доктора наук.

Послевузовское образование

В высших учебных заведениях предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования. Это ступень, на которой люди продолжают получать образование, имея диплом вуза. Послевузовское профессиональное образование направлено на подготовку кадров, ориентированных на преподавательскую деятельность, проведение научных исследований.

В системе послевузовского профобразования выделяют обучение в очной или заочной аспирантуре. Аспиранты подготавливают диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Существует несколько специализированных форм подготовки:

  • ассистентура-стажировка (система подготовки педагогических и творческих работников по творческо-исполнительским специальностям);
  • ординатура (система повышения квалификации врачей в медицинских высших учебных заведениях);
  • адъюнктура (так называется аспирантура в вузах Вооруженных Сил РФ, МВД, МЧС, органов по контролю за оборотом психотропных веществ и наркотических средств).

Уровень подготовки кадров высшей специализации, характеристика

Подготовка кадров высшей специализации предполагает обучение:

  • в аспирантуре;
  • адьюнктуре;
  • ординатуре;
  • ассистентуре-стажировке.

Аспирантура

Аспирантура — это третий уровень высшего образования в России. Целью обучения в аспирантуре является подготовка к получению ученой степени кандидата наук. Кандидаты наук в последующем могут получить степень доктора наук, защитив докторскую диссертацию.

Обучение в аспирантуре включает в себя:

  • образовательную часть;
  • педагогическую деятельность;
  • научно-исследовательскую работу;
  • практику.

Ученая степень присваивается аспиранту после сдачи специальных экзаменов и защиты диссертации. Также выпускник аспирантуры получает диплом о квалификации «Преподаватель-исследователь». 

Поступить в аспирантуру на бюджетной основе могут только выпускники с дипломом «специалиста». Аспиранты получают отсрочку от военной службы. Длительность обучения в аспирантуре составляет 3 года по очной форме и 4 года по заочной. 

Адьюнктура

Адъюнктура — это аналог аспирантуры в военных вузах, который подразумевает подготовку научно-педагогических кадров в военных учреждениях и МВД. Окончившие адъюнктуру и успешно защитившие диссертацию получают степень кандидата наук.

Ординатура

Это завершающий этап подготовки по направлениям в области медицины и фармацевтики. Поступить в ординатуру могут обладатели высшего медицинского образования. Обучение рассчитано на 2 года и включает в себя углубленное изучение теории медицинских наук и практики в медицинских учреждениях. Ординатура направлена на приобретение студентами необходимых профессиональных навыков. По окончании ординатуры сдается специальный экзамен. Выпускники получают диплом об окончании ординатуры и квалификацию специалиста, который имеет право работать в медицинских учреждениях.

Ассистентура-стажировка

Это завершающая стадия подготовки работников в области искусств. По программе ассистентуры-стажировки могут обучаться как выпускники специалитета, так и магистры в данной области. Срок обучения обычно не превышает 2-х лет и состоит из работы студента над своим индивидуальным учебным планом под контролем научного сотрудника учебного заведения. В качестве выпускной работы в зависимости от специализации может быть представлены:

  • выступление;
  • концерт; 
  • показ мод; 
  • выставка; 
  • фильм. 

По завершении обучения по программе ассистентуры-стажировки выдается диплом с присвоением квалификации «Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы», который дает право как исполнительской, так и преподавательской деятельности.

Образование в России

Во все времена в нашей стране образованию уделялось особое внимание. Однако, со сменой веков и политических режимов, оно также претерпело значительные изменения

Так, в советское время система образования работала под единым стандартом. Требования к учебным заведениям, планы, по которым проводилось обучение, и методы, применяемые педагогами, были едины и строго регулировались на государственном уровне. Однако переоценка ценностей, на сегодняшний день, привела к тому, что в системе образования идет демократизация, гуманизация и индивидуализация. Все эти термины, неприменимые в прошлом, стали обычными для современных участников образовательного процесса. Существует вариативность образовательных программ, что позволяет каждому учреждению, независимо от своего уровня, вырабатывать собственный план обучения, при условии, что он будет одобрен контролирующим органом.

Однако, несмотря на все новшества, современная российская система образования остается федеральной и централизованной. Уровни образования и его виды закреплены законодательно и не подлежат изменениям.

Вариант элективного курса в основной школе

Помимо профориентационной работы, педагоги разрабатывают для девятиклассников курсы по различным учебным дисциплинам. Например, те ребята, в планы которых входит поступление в медицинские и фармацевтические учебные заведения, могут посещать занятия в «Академии химических наук»

Целью данной программы является расширение представлений о многогранности и важности химии, ее безграничных возможностях

В рамках курса, рассчитанного на 12-14 часов, ребята узнают о вариантах хранения химических реактивов в школьной лаборатории и на различных производствах, изучают особенности технологических процессов получения неорганических солей и кислот

Отдельное внимание уделяется формированию навыков практической деятельности

Сначала девятиклассники рассматривают основные правила техники безопасности, которые важно знать и использовать при работе в химическом кабинете, затем они отрабатывают их при проведении практических работ и лабораторных экспериментов

Учитывая, что в конце девятого класса, ребятам предстоит выпускной экзамен за курс основной школы в форме ОГЭ, а химия является одним из предметов по выбору, педагог старается отводить в рамках программы элективного курса несколько часов на разбор заданий повышенной сложности.

Список стран по уровню грамотности населения на 2019 год

Информация к размышлению — большинство стран, где продвинутая система образования, последние 10 лет не предоставляют информацию в организацию ЮНЕСКО относительно уровня грамотности собственного населения.

Страны мира

Мужчины, %

Женщины, %

Афганистан

38.2

52,0

Албания

97,6

98,4

Алжир

80,2

87,2

Ангола

71,1

82,0

Аргентина

98,1

98,0

Армения

99,8

99,8

Азербайджан

99,8

99,9

Австралия (2009)

99,0

99,2

Австрия

99,0

99,3

Бахрейн

95,7

96,9

Бангладеш

61,5

64,6

Беларусь

99,7

99,8

Белиз

82,7

82,3

Бельгия

99,0

99,0

Бенин

38,4

49,9

Бутан

64,9

73,1

Боливия

95,7

97,8

Босния и Герцеговина

98,5

99,5

Ботсвана

88,5

88,0

Бразилия

92,6

92,2

Бруней

96,4

97,7

Болгария

98,4

98,7

Буркина-Фасо

36,0

43,0

Бурунди

85,6

88,2

Кабо-Верде

87,6

92,1

Камбоджа

77,2

84,5

Камерун

75,0

81,2

Канада (2009)

99,0

99,0

Центрально-Африканская Республика

36,8

50,7

Чад

40,2

48,5

Чили

97,3

97,4

Китай

96,4

98,2

Колумбия

94,7

94,6

Коморские острова

77,8

81,8

Конго

79,3

86,4

Коста-Рика

97,8

97,7

Кот-д’Ивуар

43,1

53,1

Хорватия

99,3

99,7

Куба

99,7

99,7

Кипр

99,1

99,5

Чешская Республика (2009)

99,0

99,0

Дания (2009)

99,0

99,0

Джибути (2009)

73,0

73,0

Доминика (2009)

88,0

88,0

Доминиканская Республика

91,8

91,2

Эквадор

94,5

95,4

Египет

75,2

83,2

Сальвадор

88,4

90,7

Экваториальная Гвинея

95,3

97,4

Эритрея

73,8

82,4

Эстония

99,8

99,8

Эфиопия

49,1

57,2

Фиджи (2009)

94,4

94,4

Финляндия

99,0

99,0

Франция

99,0

99,0

Габон

83,2

85,3

Гамбия

55,5

63,9

Грузия

99,8

99,8

Германия (2009)

99,0

99,0

Гана

76,6

82,0

Греция

97,7

98,5

Гренада (2009)

96,0

96,0

Гватемала

79,3

84,7

Гвинея

30,4

38,1

Гвинея-Бисау

59,9

71,8

Гайана

88,5

87,2

Гаити

60,7

64,3

Гондурас

88,5

88,4

Венгрия

99,1

99,1

Исландия (2009)

99,0

99,0

Индия

72,1

80,9

Индонезия

93,9

96,3

Иран

86,8

91,2

Ирак

79,7

85,7

Ирландия

(нет данных)

(нет данных)

Израиль (2011)

97,8

97,8

Италия

99,2

99,4

Ямайка

88,7

84,0

Япония (2009)

99,0

99,0

Казахстан

99,8

99,8

Кения

78,0

81,1

Корея (КНДР)

100

100

Республика Корея (2009)

99,0

99,0

Кувейт

96,2

96,9

Кыргызстан

99,5

99,6

Лаос

79,9

87,1

Латвия

99,9

99,9

Ливан

93,9

96,0

Лесото

79,4

70,1

Либерия

47,6

62,4

Ливия

91,0

96,7

Литва

99,8

99,8

Люксембург (2009)

99,0

99,0

Македония

97,8

98,8

Мадагаскар

64,7

66,7

Малави

65,8

73,0

Малайзия

94,6

96,2

Мальдивские о-ва

99,3

99,8

Мали

38,7

48,2

Мальта

94,1

92,5

Мавритания

52,1

62,6

Маврикий

90,6

92,9

Мексика

94,4

95,6

Молдова

99,4

99,7

Монголия

98,4

98,2

Черногория

98,7

99,5

Марокко

72,4

82,7

Мозамбик

58,8

73,3

Мьянма

93,1

95,2

Намибия

81,9

79,2

Непал

64,7

75,6

Нидерланды (2009)

99,0

99,0

Новая Зеландия (2009)

99,0

99,0

Никарагуа

82,8

82,4

Нигер

19,1

27,3

Нигерия

59,6

69,2

Норвегия (2009)

99,0

99,0

Оман

94,8

96,9

Пакистан

58,7

71,5

Палау

99,5

99,5

Панама

95,0

95,7

Папуа-Новая Гвинея

64,2

65,6

Парагвай

95,6

96,1

Перу

94,5

97,3

Филиппины

96,3

95,8

Польша

99,8

99,9

Португалия

95,7

97,1

Катар

97,8

97,9

Румыния

98,8

99,1

Россия

99,7

99,7

Руанда

70,5

73,2

Самоа

99,0

98,9

Сан-Томе и Принсипи

74,9

81,8

Саудовская Аравия

94,7

97,0

Сенегал

55,7

68,5

Сербия

98,1

99,1

Сейшельские острова

95,2

94,7

Сьерра-Леоне

48,1

58,7

Сингапур

96,8

98,7

Словакия

99,6

99,6

Словения

99,7

99,7

Соломоновы Острова

84,1

84,1

Южная Африка

94,3

95,5

Южный Судан

31,9

38,6

Испания

98,1

98,7

Шри-Ланка

92,6

93,6

Судан

75,9

83,3

Суринам

95,6

96,1

Свазиленд

87,5

87,4

Швеция (2009)

99,0

99,0

Швейцария (2009)

99,0

99,0

Сирия

86,4

91,7

Таджикистан

99,8

99,8

Танзания

80,3

84,8

Таиланд

96,7

96,6

Тимор-Лешти

67,5

71,5

Того

66,5

78,3

Тонги

99,4

99,3

Тринидад и Тобаго

99,0

99,2

Тунис

81,8

89,6

Турция

95,0

98,4

Туркменистан

99,7

99,8

Уганда

73,9

80,8

Украина

99,8

99,8

Объединённые Арабские Эмираты

93,8

93,1

Великобритания (2009)

99,0

99,0

США (2009)

99,0

99,0

Уругвай

98,4

98,1

Узбекистан

99,6

99,7

Вануату

85,2

86,6

Венесуэла

95,4

95,0

Вьетнам

94,5

96,3

Йемен

70,1

85,1

Замбия

63,4

70,9

Зимбабве

86,5

88,5

Система общего образования

Обучение в школах состоит из нескольких ступеней и в целом представляет один из уровней — общее образование.

Начальное общее образование

В начальную школу начинают принимать в возрасте шести с половиной лет и учат три года. На этом этапе продолжается формирование личности ребенка. Его подготавливают к школе, закладывают базовые знания и умения (письмо, чтение, развивают логическое мышление, учат выстраивать правильные отношения с остальными участниками образовательного процесса.

Основное общее образование

Перейдя в пятый класс, ученик делает шаг на вторую ступень общего образования и обучиться ему предстоит до 9 класса. Это обязательный этап в образовательной системе. За этот период личность развивается разносторонне, раскрывают ее способности и наклонности. Школьников подготавливают к освоению программ старших классов, начинают работу по профессиональной ориентацией, приобщают к физическому труду.

Среднее общее образование

Осваивая программу среднего общего образования в школах, лицеях, гимназиях (9 -11 классы), дети формируются как граждане, участники социальных процессов, проявляют свои способности, самореализуются и самоопределяются, приобретают знания, которые будут им нужны жизни, дальнейшей учебы и работы.

Начальное, общее и среднее образование получают в учреждениях общего образования. Дети, не получившее общее образование не допускаются до следующих уровней.

Рейтинг по стоимости образования

. Например, обучение в Германии обойдётся среднестатистическому студенту примерно в €500 за год. Однако если студент-иностранец, дополнительно на проживание в стране обучения придётся потратить более внушительную сумму. Но даже при таком раскладе немецкое образование обещает студентам расходы в 10 раз меньше, чем в Австралии.

Рейтинг стран мира по стоимости обучения (таблица)

Страны мира

Стоимость образования, $ в год

Австралия

25 500

США

25 300

ОАЭ

21 500

Великобритания

19 300

Канада

18 500

Сингапур

14 900

Гонконг

13 200

Япония

6 500

Китай

4 000

Тайвань

3 300

Россия

3 150

Испания

1 000

Германия

650

Реально бесплатными для обучения на сегодняшний день остаются только две страны: Финляндия и Аргентина.

Международные исследования качества образования

Россия участвует в различных международных исследованиях, начиная с 1990-х годов, традиционно они фокусируются на предметных достижениях, включая языковую и математическую грамотность.

Позиции России в основных исследованиях:

  1. TIMSS-2015. Математика 4-й класс – 7-е место из 49.
  2. TIMSS-2015. Математика 8-й класс – 6-е место из 39.
  3. TIMSS-2015. Естествознание 4-й класс – 4-е место из 47.
  4. TIMSS-2015. Естествознание 8-й класс – 7-е место из 39.
  5. TIMSS-2015. Продвинутая математика – 1-е место.
  6. PISA-2015. Математика – 20-30-е место из 70.
  7. PISA-2015. Естествознание – 30-34-е место из 70.
  8. PISA-2015. Чтение – 19-30-е место из 70.
  9. PIRLS-2016. Чтение – 1-е место из 50.

Россия демонстрирует высокие результаты в исследованиях, которые выявляют уровень освоения знаний и понимания тех явлений, которые изучаются в рамках образовательного стандарта. В то же время результаты наших школьников хуже в заданиях, характеризующих способность применять полученные знания для решения практических задач.

Так, в последнем исследовании PISA предложены задания на оценку совместного решения задач. Российские школьники показали результаты ниже среднего по странам ОЭСР, что говорит об отставании нашей системы образования в области развития тех качеств, которые становятся все важнее для меняющейся экономики

Также важно отметить, что доля учащихся, показавших наиболее высокие результаты по всем трем областям, для России составляет 1,7 процента, в то время как в среднем по ОЭСР данный показатель – 3,7 процента

В исследовании PISA важным параметром является академическая резильентность – количество обучающихся, входящих в нижние 25 процентов по индексу PISA (по экономическому, социальному и культурному состоянию в стране) с результатами, соответствующими наиболее высокому квартилю по академическим результатам общемировой выборки. Этот параметр демонстрирует устойчивость обучающихся к плохим социально-экономическим условиям. В 2015 году по указанному параметру Россия находилась на 32-м месте из 43 возможных, что говорит о проблемах конкуренции с точки зрения равенства образования.

Как не ошибиться с выбором профильного класса

Убедитесь, что профиль подходит ребенку

Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором. 

Изучите все варианты

Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них. 

Оцените предстоящую нагрузку

В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам. 

Официальные показатели

Статистическая информация о ситуации в области образования отслеживается специалистами Росстата, Министерством просвещения, Министерством науки и высшего образования. Ежегодно статистиками отдельно подсчитывается:

  • Количество организаций дошкольного образования и воспитанников в них.
  • Общее число школ и обучающихся в них.
  • Количество организаций начального и среднего профобразования и их студентов.
  • Число организаций, реализующих программы дополнительного образования.
  • Общее количество вузов и студентов в них.
  • Количество аспирантов и докторантов.

Для более полной картины, сведения по вышеуказанным категориям нужно рассматривать отдельно.

Особенности системы образования

В педагогическом процессе система образования занимает лидирующую позицию, поскольку она обеспечивает не только передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил, закономерностей, но и оказывает влияние на развитие и формирование личности человека. Поэтому базой системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на формирование личностных качеств и свойств, являющихся необходимыми для самореализации каждой личности на конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.

Любая образовательная система в независимости от времени и места существования подвергалась реформациям. Особенности образования в России и мире определяются несколькими факторами:

  • Имеющийся уровень развития общественного производства, совершенствование его научных и технических направлений, что обуславливает возрастание требований к подготовке будущих специалистов и соответствующему уровню развития учебно-воспитательных учреждений страны. Таким образом, в странах с более высоким уровнем развития сеть специализированных учебных заведений больше, постоянно формируются все новые и происходит их развитие.
  • Государственная политика относительно образовательной системы, оказывающая непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений страны, на их функциональные особенности и интересы различных сословий.
  • Исторический опыт, особенности нации и этноса, нашедшие свое отражение в сфере народного образования.
  • Педагогические факторы, среди которых выделяют раннее воспитание детей, профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Каждая образовательная система имеет структуру, в которой выделяют 3 больших раздела.

На схеме представлены структурные компоненты системы образования, которые являются базовыми. Если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования включены внешкольные образовательные учреждения и последипломное образование.

Помимо прочего, система образования направлена на создание оптимальных условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватного восприятия окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, поэтому система образования также включает в себя:

  • Образовательные организации.
  • Государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений.
  • Органы управления.

На сегодняшний день существует три системы управления образованием: централизованная, децентрализованная и смешанная, которые подробно разобраны в таблице:

Система Особенности
централизированная Управление принадлежит Министерству образования страны и его органам на местах.
децентрализированная Управление в руках местных органов власти и положение школ в значительной степени зависит от самостоятельности населения.
смешанная Характерно распределение функций между центральными и местными органами власти.

Функции образования

Зачем нам учиться? Чтобы благоприятно вписываться в господствующий уклад общества, быть с ним «на одной волне», успешно адаптироваться и заниматься полезной деятельностью. Люди общаются, благодаря схожему мировоззрению, менталитету и сознанию.

В связи с этим можно выделить следующие функции образования:

  1. воспитательная – привитие индивиду морально-нравственных ценностей, культурно-исторического опыта и правил поведения;
  2. образовательная — собственно обучение;
  3. социализация – вхождение в социум и успешное пребывание в нем;
  4. подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни.
  5. приобщение к новым технологиям и другим культурам.

Есть и другие варианты классификаций функций образования. Например, с точки зрения государства можно выделить такие составляющие:

  1. Экономическая — государству нужны грамотные специалисты, которые смогут покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики. Без подготовленных кадров экономика зачахнет.
  2. Социальная — стране нужны люди, способные трудиться в коллективе и хорошо ладить друг с другом. Без социализации (что это такое?) никак не обойтись. Начинается она в семье, но продолжается в школе и других учебных заведениях.
  3. Культурная — передача будущему поколению всей накопленной за века культуры, опыта, традиций и мировоззрений. Не зная прошлого невозможно построить будущее.

Более развернуто все это представлено чуть ниже:

  1. социально-культурные, включающие развитие духовности общества:

    1. гуманистическая;
    2. социальный контроль;
    3. распространение культуры в обществе;
    4. воспроизводство социаьных типов культуры;
    5. инновации в сфере культуры;
    6. формирование и воспроизводство общественного интеллекта;
    7. формирование ценностных ориентаций;
    8. воспитательная функция;
    9. обучающая функция;
    10. социализация личности.
  2. социально-экономические, формирующие и развивающие интеллектуальный, научно-технический и кадровый потенциал общества:

    1. формирование профессиональной среды;
    2. перераспределение ресурсов;
    3. социальная селекция (что это такое?);
    4. профессиональный отбор;
    5. активизация социальных перемещений;
    6. функция социального и культурного изменения;
    7. профориентационная работа.
  3. социально-политические, позволяющие обеспечить безопасность общества, социальный контроль, устойчивое развитие общества.

Образовательные результаты

Глобальная конкурентоспособность школьной системы образования в большей степени связывается с ее способностью обеспечить готовность учащихся к жизни в изменяющемся мире в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Следовательно, формальное наличие свидетельства о завершении образования в современном мире уже не рассматривается в качестве показателя успешности системы. Поэтому в передовых образовательных системах происходит непрерывное обновление содержания образования.

Наиболее интересным представляется сравнение школьных систем с точки зрения актуальности планируемых результатов и применяемых технологий. Тут необходимо отметить, что отечественные образовательные стандарты содержат меньше задач по освоению исследовательских навыков, навыков кооперации и социального действия, знаний в области современных технологий.

Профессиональное образование

Уровни профессионального образования следующие:

  • начальное
  • среднее;
  • высшее.

Первая ступень осваивается в учреждениях, где можно получить различные рабочие профессии. К ним относятся профессионально-технические учреждения. Они на сегодняшний день называются профессионально-техническими лицеями. Попасть туда вы можете, как после 9-го класса, так и окончив 11-й.

Следующая ступень – это техникумы и колледжи. В учреждениях первого типа можно освоить базовый уровень будущей профессии, в то время, как второй тип предполагает более углубленное изучение. Поступить туда также можно, как после 9-го класса, так и после 11-го. Однако, есть учреждения, которые оговаривают поступление только после одной определенной ступени. Если у вас уже имеется начальное профессиональное образование, вам предложат обучение по ускоренной программе.

И наконец, высшее образование готовит специалистов высшей квалификации в самых различных сферах. Данный уровень образования имеет свои подуровни.

Бакалавриат

Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.

Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно. 

Как учиться и поступить

Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год. 

Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.

Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.

На отдельные творческие и требующие особых способностей специальности (военные, педагоги, спортсмены) вузы проводят дополнительные внутренние экзамены для всех – и для тех, кто поступает по ЕГЭ или ГВЭ, и для тех, кто идет учиться в бакалавриат после колледжа. Это испытания профессиональной направленности: физические нормативы, психологические тесты, творческие экзамены – рисунок, вокал, танец, декламация и т. д.

Программы бакалавриата есть почти на всех направлениях подготовки (специальностях), кроме:

  • фундаментальной (30.00.00) и клинической (31.00.00) медицины;
  • наук о здоровье и профилактической медицины (32.00.00);
  • фармации (33.00.00);
  • экранных искусств (55.00.00).

Все направления подготовки в бакалавриате перечислены в приказе Минобрнауки .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector