Специфика профессии олигофренопедагога. как и где получить квалификацию?
Содержание:
- Важные личные качества дефектолога
- Шифр 1-03 03 08
- Описание специальности
- Вузы, где есть эта специальность
- С какими детьми работают дефектологи-олигофренопедагоги?
- Дефектология и её виды
- Понятие дефектологии, образование специалистов
- Профилактика олигофрении
- Причины олигофрении
- Описание программы
- Как стать дефектологом
- Направления коррекционной деятельности олигофренопедагога
- Особенности профессии
- Методы обучения
- Где работает олигофренопедагог?
Важные личные качества дефектолога
Дефектологи работают с ребятами, страдающими от приобретенных и врожденных заболеваний, поэтому они должны отличаться терпением, любовью к детям, ответственностью
Ежедневно коррекционные педагоги сталкиваются с радостью и грустью, бывают и конфликтные ситуации, поэтому важно внутреннее спокойствие, гармония и выдержка
Дефектолог должен быть доброжелательным, миролюбивым и очень увлеченным человеком, который готов всего себя посвятить любимому делу. Коррекционный педагог может и не любить детей, но он обязан относиться к своим маленьким воспитанникам с уважением и пониманием.
- Ответственность.
- Терпеливость.
- Неравнодушие.
- Уравновешенность.
- Строгость.
- Объективность.
- Задатки лидера.
- Коммуникабельность.
- Креативность.
- Внимательность.
Шифр 1-03 03 08
Описание специальности
Олигофренопедагогика — это отрасль дефектологии, которая изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также пути коррекции недостатков их развития и аспекты социальной реабилитации.
Учитель-олигофренопедагог оказывает помощь детям, имеющим отклонения в развитии и трудности в обучении и воспитании.
Деятельность олигофренопедагога направлена на психолого-педагогическое обеспечение процесса обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в интеллектуальном развитии, а также психологическую реабилитацию взрослых.
Воспитание и обучение детей с нарушениями с нарушениями в интеллектуальном развитии осуществляется в специальных (коррекционных) учреждениях и направлено на максимальную коррекцию недостатков их интеллектуального развития, подготовку к трудовой деятельности, на их социальную реабилитацию. Это достигается специальной организацией игровой, учебной и трудовой деятельности детей.
Олигофренопедагог должен грамотно владеть методиками диагностики, обучения и развития детей с определенными отклонениями, уметь вступать в контакт со своими воспитанниками разного возраста, быть ответственным, целеустремленным и доброжелательным. Он должен иметь знания по педагогике и психологии, основам медицины, прекрасно понимать механизмы влияния тех или иных отклонений на общее развитие и видеть возможности для их компенсации.
Олигофренопедагог владеет:
- умением проводить психолого-педагогическое обследование с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам
- методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушений
- методами консультирования детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения
- методами психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье
- умениями и приемами обучения детей с нарушениями интеллекта учебным предметам в общеобразовательных специальных коррекционных учреждениях
- методами воспитания детей с нарушениями интеллекта
- знаниями о профилактике и методах коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, способах защиты от неблагоприятного влияния социальной среды
- способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения
- навыками организации и проведения научно-исследовательской работы
Видами профессиональной деятельности специалиста являются:
- преподавательская
- диагностико-аналитическая
- консультативная
- воспитательная
- психопрофилактическая
- коррекционно-развивающая
- просветительская
- научно-исследовательская
Выпускники подготовлены для работы в коррекционно-образовательных учреждениях различных видов, школах развития, реабилитационных центрах, в психолого-медико-педагогических комиссиях (консультациях), в учреждениях социальной защиты, больницах, поликлиниках, санаториях, в средних и высших педагогических учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях.
Вузы, где есть эта специальность
- Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка (проходные баллы на , , , , )
- Витебский государственный университет имени П. М. Машерова (проходные баллы в , , , , )
- Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (проходные баллы в , , , , )
Предыдущая статья
Специальность Оздоровительная и адаптивная физическая культура
Следующая статья
Специальность Оперативно-розыскная деятельность в органах пограничной службы
Оценить статью:
4.2
Тэги: педагогика
С какими детьми работают дефектологи-олигофренопедагоги?
Специалисты работают с детьми с интеллектуальными нарушениями разной степени тяжести, у которых наблюдаются:
сложности с концентрацией (невозможно долго удерживать внимание на одном предмете, задаче);
слабая память (трудно выучить стихотворение, пересказать сказку);
проблемы с мелкой моторикой (тяжело рисовать, писать, лепить, работать с мелкими предметами);
ограниченный словарный запас, в который входят в основном те слова, которые ребенок слышит каждый день: «стул», «ложка», «есть», «спать» и т. д.;
трудности с пониманием смысла слов и фраз;
проблемы с произношением звуков, нарушения фонематического слуха и, следовательно, сложности в общении с людьми;
расстройства в эмоциональной и психической сферах (отсутствие эмпатии, резкие перепады настроения, повышенный уровень агрессии т
д.).
Деятельность олигофренопедагога нацелена на коррекцию вышеперечисленных особенностей. Для того с детьми проводятся занятия, направленные на:
- развитие произвольного внимания, мышления, памяти;
- улучшение мелкой моторики;
- обучение ребенка правильному установлению причинно-следственных связей;
- улучшение координации движений и ориентации в пространстве;
- развитие артикуляции и фонематического слуха;
- коррекцию эмоциональных и психических нарушений;
- социализацию, объяснение ребенку принятых в обществе правил поведения.
План занятий составляется для каждого ребенка индивидуально с учетом его интеллектуальных нарушений и особенностей личности.
Дефектология и её виды
Эта наука подразделяется на несколько отраслей в зависимости от типа заболевания. Существуют следующие виды дефектологии:
- логопедия — занимается коррекцией различных речевых отклонений (в том числе при диспраксии);
- ортопедагогика — работа с дефектами опорно-двигательной системы;
- сурдопедагогика — исследует проблемы слуха;
- тифлопедагогика — изучает нарушения зрения;
- олигофренопедагогика — наука, специалисты которой сосредоточены на оказании помощи детям, страдающим снижением интеллекта.
Задачи педагога при работе с детьми такие:
- полное и тщательное исследование особенностей развития ребёнка;
- выявление отклонений и дефектов любого рода;
- обучение ориентации в пространстве, грамоте и математическим основам;
- улучшение внимания, памяти, мышления, восприятия у детей;
- развитие речи, моторики, коммуникативных навыков;
- помощь в социализации и адаптации ребёнка к реальной жизни.
Помимо проведения групповых или индивидуальных занятий, дефектолог консультирует родителей, обучает их всем необходимым навыкам для правильного воспитания ребёнка с особенностями. Лечить заболевания, которые стали причиной развития дефектов, коррекционный специалист не должен, этим занимаются только врачи.
Отличия от логопеда
Многие не знают, в чём заключается различие, поэтому когда есть необходимость получить консультацию, возникает вопрос, к какому из специалистов нужно обращаться. На самом деле разница ощутимая.
Логопед работает со здоровыми детьми, у которых наблюдается неправильное произношение определённых звуков или слов. Такой узконаправленный специалист выполняет с ребёнком разные упражнения для корректировки речи, развивает правильное произношение.
Дефектолог же помогает детям, у которых речевые дефекты вызваны различными заболеваниями или задержкой в развитии. Это специалист широкого профиля.
Как понять, что нужно обращаться
Профессиональная консультация дефектолога позволит выяснить, есть ли какие-то нарушения у ребёнка и нужно ли проводить лечение. Посещение специалиста необходимо, если у малыша есть хотя бы один из этих признаков:
- в 7 месяцев не реагирует на речь родителей, обращённую к нему, не поворачивает голову, когда его зовут по имени;
- в год ещё не лепечет 8—10 самых элементарных слов;
- в 2 годика не говорит лёгкие слова, общается в основном с помощью жестов;
- в 2 года и 6 месяцев не способен сформулировать простую фразу;
- в 3 годика есть проблемы с артикуляцией, не высовывает язык по просьбе, не глотает слюну;
- В 5 лет дошкольник не может составить простое предложение, описать картинку своими словами;
- ребёнок заикается;
- отстаёт в умственном развитии;
- имеет нарушения ЦНС;
- присутствуют проблемы со слухом или зрением;
- страдает психическими отклонениями.
https://youtube.com/watch?v=zZrZDDpmjRc
Методы работы
Основная обязанность педагога-дефектолога — создание условий для максимально возможного развития и адаптации детей с отклонениями к обычной жизни. Работа включает в себя обследование пациентов и определение степени выраженности отклонения, комплектацию групп для проведения совместных занятий, разработку индивидуального плана обучения с учётом всех особенностей, консультирование родителей и педагогических работников по методам воспитания.
Понятие дефектологии, образование специалистов
Дефектология – наука, изучающая процессы развития и обучения у детей, которые имеют свои особенности (болезни, незначительные отклонения). Эта отрасль позволяет исправить патологические нарушения. У дефектологии есть несколько отраслей, которые отличаются по сфере деятельности.
Отраслевые разновидности дефектологии:
- Логопедия – проводит исправление речевых дефектов.
- Олигофренопедагогика – устраняет интеллектуальные отклонения, необходима для пациентов с умственной отсталостью, задержкой психического, психоречевого развития.
- Тифлопедагогика – работа ведется с больными, имеющими патологию зрительного аппарата.
- Сурдопедагогика – занимается людьми, у которых есть заболевания слухового аппарата (отсутствие или снижение слуха).
В чем разница между дефектологом и логопедом? Образование педагогов может различаться. Если профессионал обучается на факультете дефектологии (коррекционной педагогики и психологии), он получает специальность: дефектолог, логопед-дефектолог, педагог-дефектолог. Педагоги факультета дефектологии способны работать как с больными, так и со здоровыми детьми, в отличие от логопедов.
В чем отличие логопеда-дефектолога от логопеда? Образование логопедов часто бывает педагогическим. Выделяют профессию педагог-логопед, которую получают на факультете педагогики или филологии. Специалисты этой области не могут быть дефектологами, так как они не обучены особенностям заболеваний, вызывающих речевые расстройства. Педагог-логопед способен корректировать речевую функцию только у здоровых детей или пациентов, имеющих очень незначительные отклонения (стертая дизартрия, дислалия).
Дефектолог-логопед является универсальным специалистом, который способен работать как логопедом, так и дефектологом. Такого профессионала обучают на факультете дефектологии или на курсах повышения квалификации. Педагоги-логопеды могут переквалифицироваться в логопеда-дефектолога при прохождении курсов.
После получения новой специализации дефектологу-логопеду можно работать с дошкольниками, имеющими более серьезные отклонения: заикание, алалия, другие нарушения. Но даже переквалифицированный логопед-педагог не может брать к себе на прием пациентов с очень тяжелыми нарушениями психики, аутистическими расстройствами, детским церебральным параличом. Это можно объяснить недостаточным (коротким) курсом обучения во время переквалификации.
Профилактика олигофрении
К мерам профилактики олигофрении относят консультации семей, в которых патология является наследственной. Также к профилактическим мероприятиям, которые обязательно должна выполнять будущая мама, можно отнести:
- отказ от вредных привычек;
- сбалансированное питание;
- своевременную постановку на учет в женскую консультацию;
- регулярные прогулки на свежем воздухе;
- полноценный отдых и сон;
- соблюдение режима дня;
- недопущение использования щипцов во время родов.
Что делать, если у вашего ребенка обнаружили признаки олигофрении? Главное, не отчаиваться. Благодаря современным методикам лечения и коррекции специалистам удается частично справиться с проявлениями олигофрении. Все, что нужно от вас – это максимум терпения, полноценный уход, забота о ребенке. Помните о том, что такие малыши нуждаются в постоянном внимании – это поможет им социально адаптироваться и научиться навыкам самообслуживания.
Если у вашего ребенка олигофрения, нейропсихологии и логопеды центра НЕАПЛ могут оказать ему помощь. Обращайтесь к нам!
Причины олигофрении
Классификация факторов, вызывающих развитие олигофрении, осуществляется на три основные группы: генетические, антенатальные и постанатальные.
К генетическим причинам олигофрении различной степени относятся генные аномалии, среди которых патологии различных хромосом, вызывающие синдромы Дауна, Патау, Альфи, Прадера-Вилли и прочие нарушения. Все перечисленные патологии характеризуются тяжелыми степенями олигофрении. К данной группе также относятся наследственные нарушения метаболизма, вследствие которых в организме ребенка не хватает определенных веществ и микроэлементов.
К антенатальным причинам олигофрении относятся различные патогенные факторы:
- гипоксия плода хронического характера и плацентарная недостаточнсть;
- тяжелые инфекции, которые женщина перенесла во время вынашивания малыша;
- краснуха при беременности, следствие которой может стать рубеолярная олигофрения;
- интоксикация организма тяжелыми металлами;
- алкоголизм и наркомания будущей матери;
- недоношенность;
- радиоактивное воздействие;
- преэклампсия.
К постнатальным факторам, вызывающим различные степени олигофрении, относятся воздействия, которые происходят во время родов или в первые годы жизни ребенка. Среди них:
Описание программы
Несмотря на сложность данного направления, программа построена лёгким для усвоения образом. Без особых затруднений вы освоите теоретические и практические стороны работы специального педагога-психолога, поймёте особенности и потребности данного контингента учащихся.
Ваше главное преимущество – в удобстве. Преподаватели всегда готовы помочь вам, объяснить и научить, информация доступна 24 часа 7 дней в неделю, поэтому в достаточно короткие сроки становится возможным качественное освоение курса.
Все занятия проводятся в интернете. Здесь вы работаете самостоятельно, здесь вы общаетесь с преподавателями, здесь в конце курса вы сдаёте экзамен – онлайн-тест и в результате: реальный диплом, реальная работа.
Как стать дефектологом
Для того чтобы начать работать по этой специальности, нужно получить профильное высшее или среднее образование. В педагогических вузах и колледжах есть дефектологический факультет, на котором можно выучиться на коррекционного преподавателя.
В программу обязательно включают следующие дисциплины:
- анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
- общая, возрастная, специальная педагогика и психология;
- речевые практики;
- нормативно-правовые основы профессиональной деятельности;
- генетика;
- психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Люди, у которых есть профильное психологическое или педагогическое образование могут переквалифицироваться в дефектолога. В таком случае обучение займёт всего несколько месяцев вместо 4—5 лет.
Необходимые качества специалиста
Для успешного выполнения своей работы дефектолог должен уметь легко устанавливать контакт с детьми и поддерживать комфортную для них атмосферу во время занятий, иметь навыки обучения письму и чтению с помощью нестандартных методов.
Помимо профессиональных знаний, важны личные качества специалиста. Такая работа подойдёт людям, которые:
- имеют организаторские способности;
- умеют быстро принимать решения;
- внимательны и терпеливы;
- психологически устойчивы;
- любят как детей дошкольного возраста, так и подростков;
- могут проявить строгость, когда это необходимо;
- коммуникабельны;
- неравнодушны к чужим проблемам.
Кроме того, у педагога должна быть грамотная речь, чёткая дикция и хорошая память. Важны и интуитивные способности. Они пригодятся для подбора подходящей методики.
Кому противопоказана специальность
У этой специальности есть некоторые медицинские ограничения. Не получится получить профессию дефектолога у людей, страдающих:
- нарушениями зрения, слуха или речи;
- психическими расстройствами;
- заболеваниями ЦНС;
- судорогами или потерей сознания;
- проблемами с вестибулярным аппаратом или сердечно-сосудистой системой.
Условия труда
Работа довольно сложная, весь день дефектолога проходит в условиях высокой нервно-психической, эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативной нагрузки. К тому же почти всё время коррекционный педагог находится на ногах.
Заработная плата у дефектолога маленькая. В Москве труд специалиста оплачивается в размере 22—100 тысяч рублей, для регионов сумма скромнее, меньше почти в 2 раза.
Однако у талантливых специалистов есть перспектива карьерного роста. Самые опытные и успешные преподаватели могут получить научную степень и должность директора.
Рабочее место
Дефектологи трудоустраиваются как в государственные, так и в частные учреждения. Это могут быть практически любые заведения, где есть дети, например:
- школы;
- детские дома, сады и интернаты;
- медицинские и реабилитационные центры;
- санатории.
Часто дефектологи с больши́м опытом работы дают частные уроки. Занятия в таком формате могут проходить как с одним, так и с несколькими детьми сразу.
Плюсы и минусы профессии
Как и большинство других специальностей, профессия коррекционного педагога имеет свои достоинства и недостатки.
К плюсам можно отнести:
- оказание помощи другим людям;
- работа с детьми;
- востребованность специальности;
- возможность карьерного роста;
- многогранность дефектологии как науки.
Важная и нужная для общества профессия. Несмотря на большое количество положительных моментов, есть и некоторые отрицательные стороны. Минусы у профессии дефектолога следующие:
- постоянные психоэмоциональные нагрузки;
- успешность работы зависит не только от специалиста, но и от родителей, учителей и врачей;
- небольшая заработная плата;
- много должностных обязанностей;
- ежедневное общение с людьми;
- возможность возникновения конфликта с родителями или детьми.
Помимо этого, специалист должен постоянно изучать дефектологию. Посещение семинаров, вебинаров и чтение профессиональной литературы — неотъемлемая часть жизни успешного специалиста.
Направления коррекционной деятельности олигофренопедагога
Занятия по коррекции развития речи с детьми, имеющими интеллектуальные или психические отставания, включают:
- Работу по развитию произвольного внимания.
- Артикуляционные упражнения.
- Стимулирование фонематического слуха.
- Формирование правильного грамматического построения высказываний.
- Развитие высших психологических функций (внимания, памяти и мышления).
- Упражнения для мелкой моторики.
- Применение мозжечковой стимуляции.
- Стимулирование восприятия (зрительного и слухового) и памяти.
- Упражнения для улучшения координации движений и пространственной ориентации.
- Коррекция психических и эмоциональных нарушений.
- Обучение анализу и синтезу, умению формировать логические связи.
- Повышение уровня познавательной активности.
- Обучение коммуникативной речи и деятельности.
Особые дети нуждаются и в особом подходе. Специалист преподносит обучающий материал в той форме, которая доступна на данный момент ребенку. В работе используются игровые методы, дидактические занятия, частая смена типов занятий для поддержания внимания.
Особенности профессии
Олигофренопедагог не только занимается интеллектуальным развитием своих учеников и даёт некоторый багаж школьных знаний. Он готовит детей к самостоятельной жизни, прививая необходимые для этого навыки.
Олигофренопедагогика – это отрасль специальной педагогики (ранее называемой дефектологией и коррекционной педагогикой). Как и вся специальная педагогика, олигофренопедагогика существует на стыке педагогики, медицины (физиологии, неврологии) и психологии. Олигофренопедагогика возникла в XIX в, когда общество стало понимать, что дети с отклонениями в развитии нуждаются не только в милосердии, но и в обучении и социализации.
Причин, по которым у человека нарушается интеллект, очень много: травмы, генетические проблемы, влияние ядов, тяжёлые инфекции (как до, так и после рождения), последствия неудачных прививок и т.д. Помогая таким детям, общество не может исправить ошибку генов, врачей, судьбы. Но оно может сделать так, чтобы у детей-инвалидов была достойная жизнь.
Зарплата олигофренопедагога выше, чем у обычного учителя, а рабочий день – короче. Кроме того, он работает с группами до 8-12 детей, которые, как правило, любят своего педагога и ценят его доброту. Однако работать в этой сфере может не каждый.
Первый принцип работы олигофренопедагога – педагогический оптимизм, без которого нет смысла заниматься с детьми, которые нуждаются в особой помощи. Человеческая доброта и вера в каждого ребенка – это то, без чего педагогические методики просто не работают. Настоящий педагог в ребёнке-инвалиде видит уникальную личность, и работает ради неё. Такая работа связана с большими эмоциональными, а иногда и с физическими нагрузками. Но видеть, как ребёнок делает шаг за шагом, делая всё новые и новые успехи – это главная радость в работе с такими детьми.
Работает педагог не только с детьми, но и с их родителями, которые нуждаются в рекомендациях квалифицированного специалиста.
Методы обучения
Составителям курса важно было сделать программу разнообразной, поскольку в этом – ключ успешного обучения. Ведь если весь необходимый массив информации предоставить только в виде текста или, скажем, аудиокниг, вам быстро наскучит изучать одни и те же источники
Поэтому в дистанционной программе переподготовки к вашим услугам:
- Электронные учебники: текст, аудио;
- Цифровые конспекты лекций: текст, аудио, видео;
- Интерактивные обучающие приложения: тесты, игры, симуляторы;
- Онлайн-мероприятия: вебинары, тренинги, мастер-классы, конференции.
Благодаря такому многообразию информационных потоков, вам будет нескучно, теоретическая составляющая подготовки будет достаточно полной, а практические навыки – сформированными на достаточном уровне.
Где работает олигофренопедагог?
Олигофренопедагогика изучает вопросы воспитания, образования и социализации детей с нарушениями умственного развития. Соответственно, цели олигофренопедагога – насколько это возможно скорректировать отклонения таких детей, помочь им адаптироваться в обществе, получить необходимые для самостоятельной жизни навыки.
Обычно специалисты этого профиля работают в инклюзивных классах общеобразовательных учебных заведений, в коррекционных (специальных) детских садах и школах, медицинских и реабилитационных центрах, учреждениях соцзащиты. Все больше олигофренопедагогов ведут частную практику – консультируют родителей, воспитателей и учителей, проводят групповые и индивидуальные занятия для детей. Причем делать это можно не только в очной форме, но и через интернет, что существенно расширяет географию поиска клиентов.