Нти ргу им а н косыгина
Каким может быть будущее НТИ
В целом, по словам спецпредставителя президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова, за последние годы внимание к разработкам участников НТИ значительно выросло:
«Еще пять лет назад мы бегали за бизнесом, просили рассмотреть ту или иную разработку и в ответ на наше предложение инвестировать, например, в беспилотные летательные аппараты слышали, что это «тема не этой жизни». Сейчас компании инвестируют миллиарды рублей в борьбе за стремительно уходящий от них рынок, а те, кто поверил в нас раньше, уже снимают сливки: порядка десяти компаний, выросшие в экосистеме НТИ, по предварительной оценке стоят уже около $100 млн.
Впрочем, в процессе работы у НТИ накопились и немало проблем — главным образом, связанных с бюрократическими и организационными процедурами. «Ключевыми, на мой взгляд, являются институциональные барьеры: пока не хватает стимулов для более качественного взаимодействия между наукой и бизнесом, — считает Арсен Гареев. — Уже, пожалуй, стало общим местом, что наука и бизнес «говорят на разных языках», двигаются в разной динамике. А это приводит к высоким транзакционным издержкам, упущенным возможностям — невспыхнувшим идеям, незапущенным проектам».
Дело в том, что разработки разных уровней технологической зрелости требуют разных бизнес-моделей для выхода на рынок. А без накопленной экспертизы по выявлению новых проектов, их упаковке в «исследовательский продукт» и реализации планов по их коммерциализации, все стороны процесса часто просто не могут увидеть перспективные направления сотрудничества. Модель консорциумов, заложенная при создании Центров НТИ, как раз работает на решение этой проблемы.
«Наличие консорциума партнеров позволяет вузам и научным организациям быстрее получать обратную связь от рынка, создает дополнительные стимулы к эффективной работе. Также консорциум — это площадка для запуска новых проектов, внедрения результатов исследований».
В этом смысле, считает Арсен Гареев, с точки зрения сопровождения программы, то есть выполнения функции оператора государственной поддержки, «важным является привлечение профессиональных мониторинговых организаций, которые, с одной стороны, позволяют обеспечить необходимый уровень контроля за ходом реализации проектов, а с другой стороны — в силу накопленной экспертизы — дать рекомендации по развитию перспективных проектов».
Как родилась НТИ
Впервые об НТИ в России заговорили в 2013 году. К тому моменту в стране наметилось отставание по целому ряду важных направлений — от энергетики, робототехники и машиностроения до так называемых аддитивных технологий (процесс соединения материалов для создания объектов на основе данных трехмерных моделей, например, 3D-печать).
После же введения санкций в 2014 году, России и вовсе потребовалось быстро заместить многие компетенции и технологии, доступ к которым оказался заблокирован. Но здесь сразу же возникла глобальная институциональная проблема.
Как отмечают авторы «Белой книги НТИ»: «Исторически научно-технологический потенциал был сосредоточен в крупных структурах, с бюрократическим механизмом принятия решений и слабо ориентированных на подвижность производства, но сильно зависящих от импорта технологий».
Для решения этой проблемы и потребовался более пластичный инструмент, опирающийся на принципы сетевого взаимодействия и способный объединить большие правительственные структуры, ученых, экспертов и предпринимателей.
Экономика образования
Эксперты ВШЭ оценили вовлеченность российского бизнеса в НИОКР
Уже весной 2015 года начался первый этап концептуального проектирования НТИ. После интенсивного обсуждения этой инициативы с представителями промышленности, предпринимателями, журналистами, студентами и аспирантами, была принята «Матрица НТИ» — своеобразный панорамный план, определяющий логику взаимодействия между всеми его участниками.
Тогда же были приняты критерии выбора рынка будущего для достижения лидерства в рамках НТИ. Эти критерии просты, их можно свести к трем основным пунктам:
- Рынок будущего должен быть глобальным. К 2035 году его объем должен превышать $100 млрд.
- Этот рынок должен быть ориентирован на потребности обычных людей (b2c).
- Россия уже сейчас должна обладать стартовым научно-технологическим потенциалом, чтобы иметь реальные шансы этот рынок освоить.
Наконец, появились первые «дорожные карты» по приоритетным рынкам и определены следующие перспективные технологические направления:
- интернет вещей;
- передовые производственные технологии;
- квантовые технологии;
- машинное обучение;
- технологии виртуальной и дополненной реальности;
- робототехника;
- сенсорика;
- новые источники энергии.
В итоге, в течение последующих пяти лет, НТИ превратился в огромный и многоуровневый институт — со своим экспертным советом, фокусными рабочими группами, проектным офисом, Платформой НТИ, Олимпиадой и «Университетом 20.35» — это единственное в России учебное заведение, построенное на принципах сетевой организации. В нем нет своих преподавателей, аудиторий и даже образовательных ресурсов, вместо этого человек самостоятельно «собирает» собственные образовательные модули из уже имеющегося контента.
При этом в работе НТИ принимают участие как органы государственной власти (чтобы, например, отрегулировать законодательную сферу под новый проект или обеспечить дополнительное финансирование), так и целый ряд институтов развития — от «ВЭБ.РФ» или «Роснано» до «Сколково» и Российского фонда прямых инвестиций.