Рейтинги mba в россии и во всем мире
Содержание:
На что еще обратить внимание при выборе бизнес-школы
1. Местоположение
Если вы планируете строить карьеру и вести бизнес в России, то получать степень лучше тоже в РФ — так вы лучше вникнете в локальную специфику и выстроите связи с местным бизнес-сообществом. И наоборот — если готовитесь осваивать новые рынки, стоит поступать в иностранные бизнес-школы и заниматься нетворкингом в стране присутствия.
2. Экспертиза
Изучите биографии преподавателей и приглашенных экспертов — есть ли у них релевантный опыт, насколько он вам близок, сможете ли вы почерпнуть что-то полезное. Хорошо, если в преподавательском составе есть предприниматели и CEO с многолетним опытом. А вот бизнес-гуру, которые гастролируют по миру с лекциями об «успешном успехе», — не лучший вариант. Идеально, если у лектора уже есть опыт преподавания в бизнес-школе, а не на мастер-классах и коротких курсах
Важно, чтобы преподаватель проводил исследования и публиковал статьи в академических журналах, а также имел опыт внедрения идей на практике
3. Формат обучения
Двухлетние full time-MBA уходят в прошлое, поскольку накладывают слишком много ограничений. Раньше специалистам приходилось увольняться и целенаправленно уезжать на учебу на пару лет, сегодня же можно выбрать смешанный (blended) формат и встроить занятия в свой график.
4. Нетворкинг
Проверьте, насколько развито сообщество выпускников, поддерживают ли они связь, запускают ли . Часто контакты приносят пользу опосредованно: не факт, что вы запустите совместный бизнес с сокурсниками, но зато они могут помочь советом или поиском партнеров.
5. Актуальность программы
Проверьте, на каких кейсах работают преподаватели и как часто они обновляют базу знаний. Обсуждение бизнес-модели TikTok сегодня не менее актуально, чем дискуссии о бизнес-стратегии Toyota в 80-е. И то, и другое принесет пользу, но классику обязательно нужно разбавлять актуальным контентом, который не устареет через пару лет.
6. Контекст
Кризис — идеальное время для бизнес-образования. Учеба займет у вас 1,5–2 года, и к моменту получения степени рынки как раз начнут восстанавливаться. А значит, вы покинете школу с новыми знаниями в период бизнес-бума. Учитывайте и тренды на рынке. Например, компании все чаще нанимают CDO (Chief Digital Officer), а значит, есть запрос на специалистов по цифровизации. При этом переход на digital большинству дается с трудом. А значит, лидер с цифровыми компетенциями еще долго будет востребованным.
Аргументы против
В апреле 2005 года газета Financial Times опубликовала письмо Джона Фернандеса, президента ассоциации AACSB International, специализирующейся на аккредитации программ бизнес-образования по всему миру. В письме говорилось, что ежегодные рейтинги бизнес-школ вместо предоставления достоверной информации имеют тенденцию вводить читателей в заблуждение, поскольку сегодня лишь 22% программ МВА проводятся в форме full-time. Почти 80% всех программ МВА являются part-time или executive, поэтому они не учитываются в исследованиях и не входят в рейтинги.
Это заявление становится особо актуальным именно сегодня, когда популярность программ part-time видна невооруженным глазом. Однако проблема достоверности информации, содержащейся в рейтингах, была поднята еще раньше. Представители бизнес-школ все чаще отказываются от сотрудничества с издателями. Их не устраивает несовершенство формул расчета позиций учебных заведений в рейтинге, а также вероятность манипулирования результатами. Wharton и Harvard, сильнейшие игроки на рынке программ МВА, выступили против системы рейтингов, крупнейшие из которых финансируются такими изданиями, как Financial Times, The Wall Street Journal, BusinessWeek и The Economist. В качестве протеста они отказались предоставлять информацию об участниках своих программ. Правда, по мнению представителей BusinessWeek, этот отказ особого влияния не имеет, просто составителям рейтинга пришлось приложить дополнительные усилия для установления контакта с выпускниками.
Также крайнее недовольство принципами составления рейтингов WSJ высказали европейские бизнес-школы INSEAD и Manchester Business School. Они обосновали свою позицию тем, что WSJ использует в основном статистику из американских источников, что влияет на распределение мест не в пользу европейских школ.
По мнению Патрика Харкера, декана Wharton, методология проведения исследований деловыми изданиями имеет ряд серьезных недостатков, получаемая информация во многих случаях бывает неподтвержденной, а постоянные опросы попросту мешают школам заниматься своим делом. Тем не менее, многие слушатели, особенно те, кто для обучения на программе МВА хотел бы приехать в Америку, используют эти цифры в процессе принятия решений о выборе учебного заведения.
Говоря о всеобщем внимании к правдивости предоставляемых для составления рейтингов данных, Харкер отметил, что один из самых распространенных методов искажения информации состоит в методике определения числа выпускников, получивших работу к моменту получения степени. На вопрос «Есть ли у вас работа?» выпускники отвечают «Да, есть», «Нет, у меня нет работы» или же не дают ответа вовсе. Wharton не учитывает голоса тех, кто воздержался от ответа. Но представители некоторых других школ уверены: «Если мы не получили ответа от выпускников, значит, у них все в порядке и работа у них наверняка уже есть».
Вместе с тем и Harvard, и Wharton продолжают сотрудничество с профессиональной ассоциацией Graduate Management Admissions Council (GMAC), которая занимается разработкой альтернативы рейтингам. База данных GMAC будет содержать профильную информацию о студенческом составе школ и практике трудоустройства выпускников. Механизм поиска MBA Pathfinder позволит потенциальным слушателям найти те учебные заведения, которые максимально полно отвечают их индивидуальным требованиям.
При подготовке статьи использованы материалы
Подробную информацию о бизнес-школах вы найдете в каталогах бизнес-школна Executive.ru
Рейтинг Министерства финансов Великобритании
В конце 2004 года Министерством финансов Великобритании был создан рейтинг 50 лучших бизнес-школ в мире. Он основывается на данных, собранных в ходе исследований, которые были проведены общенациональными деловыми СМИ. Рейтинг был составлен в рамках программы по привлечению в Великобританию высококвалифицированных кадров (Highly Skilled Migrant Programme). Канцлер Гордон Браун заявил, что выпускники 50 лучших школ мира могут получить право на работу в Великобритании на срок до 12 месяцев. В его первый вариант были включены 10 английских бизнес-школ. Принцип составления рейтинга настолько прост, что оставил многих в недоумении. В расчет принималось лишь два критерия: успешность трудоустройства и стартовая зарплата по окончании бизнес-школы. Фактически Министерство финансов Великобритании получило рейтинг школ по уровню возврата инвестиций, оставив без внимания все остальные критерии. Хотя специалистам в области статистики такой подход может показаться если не примитивным, то слишком прямолинейным, для будущих слушателей программ МВА методика представляется весьма оправданной.
Как видно, некоторые критерии оценки программ МВА повторяются от рейтинга к рейтингу. В основном к ним относятся общая статистическая информация о средних результатах экзаменов и аналогичные данные, предоставляемые бизнес-школами. Однако в остальном критерии различаются. US News опрашивает деканов программ, BusinessWeek — выпускников и работодателей, a FT создает независимый экспертный совет, анализирующий исследовательскую деятельность школы.
BusinessWeek
Журнал BusinessWeek оценивает бизнес-школы приблизительно по десяти разным параметрам и выводит среднее значение по ним. Приоритетные критерии оценки таковы:
- Средняя начальная зарплата выпускников
- Доля выпускников, нашедших работу в течение трех месяцев после выпуска
- Доля выпускников, которым была предложена работа сразу по окончании бизнес-школы
- Соотношение числа вакансий компаний-работодателей, обратившихся в школу, и числа выпускников
- Состав студентов, поступивших на пр ограммы full-time MBA (анализируется по трем показателям: средней оценке по GMAT, среднему арифметическому всех оценок студента во время получения первого высшего образования, проценту поступивших абитуриентов)
- Репутация школы по результатам специального опроса выпускников и работодателей
BusinessWeek общается напрямую с «клиентами» бизнес-школы — с ее выпускниками
и компаниями-работодателями — и публикует свои рейтинги каждые два года. Общее правило проведения исследований — один опрос по каждой компании. Издание не учитывает произвольную статистику вроде общего балла GMAT, уровня заработной платы и т.д.
Рейтинг BusinessWeek — пионер масштабных рейтингов. В 2004 году, по данным этого
издания, лидировал , за ним следовали и . Лидеры программ вне пределов США — , и . Такие результаты оказались довольно неожиданными. Сотрудники BusinessWeek репортер Кейт Хейзелвуд и редактор отдела МВА Дженнифер Мерритт говорят, что в этом году на рейтинги очень повлияли компании-работодатели. Те школы, которые, по их словам, давали лучшие навыки
soft skills, получили максимальные оценки. Самое быстрое движение вверх по строчкам рейтинга было отмечено у американской бизнес-школы Purdue. Чуть медленнее оказались , , и .
Все школы, известные высокой технической оснащенностью и интенсивностью программ, получили одинаково высокие оценки как со стороны работодателей, так и со стороны слушателей.
US News
Издание US News ограничивается обзором американских программ MB А, поэтому в соответствующем списке не упоминаются такие школы, как INSEAD или London Business School. Рейтинг US News составляется по результатам анализа показателей качества. В их число входят:
- Репутация (оценивается по результатам опроса деканов бизнес-школ и директоров программ МВА)
- Успешность трудоустройства выпускников (определяется начальным окладом выпускников бизнес-школ, а также сроком, необходимым для трудоустройства после окончания учебы)
- Состав поступающих (определяется средними результатами теста GMAT, значением среднего балла документов о высшем образовании (GPA — Grade Point Average),.а также процентом поступивших от общего числа абитуриентов)
В каком возрасте пора получать MBA?
Глава Apple Тим Кук получил степень MBA в 28 лет — к этому моменту он уже несколько лет проработал на позиции топ-менеджера в IBM. Сатья Наделла занимал менеджерскую позицию в Microsoft, а в бизнес-школу поступил в 29, когда его карьера уже была на пике. Глава Google Сундар Пичаи получил MBA в 30, проработав несколько лет инженером в разных компаниях Кремниевой долины.
Как видно, все они получили степень МВА ближе к 30 годам и к тому моменту уже построили успешную карьеру. Вероятно, Кук, Наделла и Пичаи добились бы успеха и без степени. Но образование помогло им совершить карьерный рывок. Пичаи отмечал, что бэкграунд Уортонской школы бизнеса позволяет ему хантить лучших людей в Google, а Наделла признавал, что бизнес-образование придало ему уверенности, которой ему так не хватало. Будущие CEO глобальных корпораций почувствовали, что настал момент для нового этапа — и поступили в бизнес-школу.
Индустрия 4.0
Глава Apple Тим Кук: «Вы больше не клиент. Вы — продукт»
В целом, MBA-программы не устанавливают формальных возрастных рамок. Но считается, что лучше прокачивать управленческие навыки в более молодом возрасте. Например, в США принято получать бизнес-образование в 27–28 лет, а в России средний возраст студента MBA — 34–39 лет. И глобально этот показатель растет: хотя по статистике Financial Times он стабильно держится на отметке 28 лет, возрастной разрыв между учащимися увеличивается. Поэтому сегодня в бизнес-школы поступают как 23-летние, так и 55-летние. Причем и тех, и других становится все больше.
Этот тренд поддерживают и аккредитационные комиссии — с недавних пор при оценке новых бизнес-школ они обращают внимание не только на гендерное разнообразие в составе учащихся, но и на возраст студентов. Считается, что участники смешанных групп будут обмениваться опытом и экспертизой, что поможет им выйти из информационного пузыря и по-новому взглянуть на многие вещи
Экономика образования
Призыв к ответственности: что беспокоит миллениалов и зумеров в 2021 году
На демографию MBA влияет и смена поколений. Так, в США и Европе миллениалы и зумеры чаще делают перерыв в учебе после окончания школы или колледжа, а также берут саббатикалы (долгосрочные отпуски за свой счет или за счет работодателя). Неудивительно, что средний возраст студентов бизнес-школ увеличивается.
Еще одна общая черта большинства кандидатов на MBA — это опыт работы. Например, в крупных американских бизнес-школах учатся студенты, которые проработали на разных позициях от нескольких месяцев до 13 лет, а в российских школах — от 3 до 15 лет. Влияет и локальная специфика — например, в России предприниматели и менеджеры в регионах поступают на MBA позже, чем москвичи — не в условные 30, а в 36-40 лет.
В любом случае, возраст и опыт — не главные и не единственные маркеры
Не так важно, сколько лет и в какой индустрии вы проработали, а также какой год рождения указан в вашем паспорте. Определяющую роль играет мышление и наличие внутренней мотивации
Как получить степень МВА
Как видно, МВА выпускники имеют достаточно преимуществ. Обучиться можно в России, странах Европы и Америке. Как это сделать?
Выбрать место, учебное заведение
Выбор школы — один из важных шагов
К выбору школы нужно отнестись серьезно, изучить учебные заведения. Качество обучения будет зависеть от выбранной школы.
Многие школы предоставляют услуги МВА образования, но не везде преподают качественно
Чтобы сделать правильный выбор, следует обратить внимание на:
- Документы по аккредитации. Это важный показатель оценки качественного образования. Авторитетными организациями, специализирующимися на оценке качества бизнес-образования, являются: AMBA, EFMD, AACSB. Если учебное заведение прошло аккредитацию одной из этих организаций, значит, качество обучения высокое.
- Рейтинг. Необходимо исследовать рейтинг бизнес-школ. Если у школы достойное место в рейтинге, то можно полагать, что она дает качество.
- Преподавательский состав. Важный момент – преподаватели. Кто они, как преподают. В Интернете можно найти их публикации и выступления.
И, конечно, нужно ознакомиться с отзывами. Можно поспрашивать у знакомых, которые обучались в данной бизнес-школе, узнать их мнение и впечатления.
Выбрать образовательную программу
Программы делятся на general и специализированные. В образовательные программы входят базовые и специализированные дисциплины. Обе программы отличаются друг от друга тем, что в специализированной количество специальных предметов больше, чем в general.
Такая форма обучения предоставляет второе высшее образование и диплом государственного образца с ученой степенью «магистр в сфере менеджмента». По этой программе нужно обучаться дополнительно семестр.
Выбрать форму обучения
Почти в каждом учебном заведении можно выбрать форму обучения. Она может быть дневной и вечерней. Вечернюю форму обучения выбирают те, кто не имеет возможности учиться днем. Пары проводят в вечернее время несколько раз в неделю.
Также есть формат МВА-blended. Это сочетание дистанционного и очного обучения. MBA-weekend – для самых занятых. Проводится 1-2 раза в месяц по выходным. Занятия начинаются с утра и продолжаются до вечера.
Пройти вступительные испытания
Каждый поступающий проходит индивидуальное собеседование
Учебные заведения предъявляют к поступающим следующие требования:
- высшее образование (обязательно);
- опыт практической работы – 2 года (если школа аккредитована АМВА, то 3 года)
Сначала желающие учиться сдают экзамен – решают бизнес-кейс. Далее проводится индивидуальное собеседование с каждым слушателем.
А потом кандидатам нужно написать эссе, в котором нужно рассказать, почему они захотели получить МВА образование.
Также для поступления нужен необходимый комплект документов, рекомендательное письмо, заявление и заполненная анкета.
Учеба и защита дипломной работы
Образование МВА, как и любое другое, потребует серьезного отношения к учебе, интеллектуальных усилий и мотивации. Обучение по программе МВА проводят в форме лекций, семинаров, практических занятий, деловых игр, бизнес-тренингов, компьютерных симуляций и т.д..
На занятиях обучающиеся решают различные бизнес-кейсы. Это позволяет применить знания на практике и сформировать практические навыки. Знания обучающихся подтверждаются промежуточной аттестацией. Если тест не сдан, можно быть отчисленным.
Только диплом, полученный по программе «МВА+Магистратура», государственного образца. Окончившим курсы слушателям присваивается степень магистра делового администрирования и государственный диплом.
Этапы получения степени практически ничем не отличаются от получения традиционного высшего образования. Даже имеет преимущества.
Школы, не входящие в первую «двадцатку» рейтингов
Американские и европейские бизнес-школы, не попавшие в первую «двадцатку» рейтингов, не так известны в мире, как лидеры. Однако не стоит вовсе списывать их со счетов. Исследования подтверждают, что престижное имя школы не является фактором, имеющим решающее влияние на профессиональный успех в будущем. Экономист Алан Крюгер и представитель фонда Стэйси Берг Дейл решили проверить, насколько утверждение о ценности диплома элитных университетов соответствует действительности. В 1999 году они провели исследование, в ходе которого обнаружили, что кандидаты, получившие приглашение из престижных университетов, но в итоге выбравшие более демократичные заведения, в работе добиваются не меньших успехов, чем их ровесники — выпускники ведущих вузов.
Мысль о том, что качество преподавания в школах, не занимающих первые строчки рейтингов, оставляет желать лучшего, в корне не верно. К слову сказать, условия обучения и проживания в них зачастую оказываются даже лучше. Это связано с тем, что большинство абитуриентов (особенно из других стран мира) стремятся попасть в самые престижные школы и менее известные учебные заведения иногда испытывают недостаток слушателей. В условиях высокой конкуренции школы предлагают студентам достаточно привлекательные условия.
Конечно, главный плюс — это стоимость обучения в таких школах, которая обычно в 2—2,5 раза меньше, чем в тех, которые занимают первые строчки рейтингов. Кто-то приводит такой аргумент — в школы, не входящие в первую «двадцатку», не приезжают ведущие работодатели мира. Это тоже не совсем соответствует действительности. Например, Джанет Ричерт, директор по вопросам карьеры при University of Maryland (28-я позиция в последнем рейтинге BusinessWeek), отмечает, что в 2004 году в этой школе набирали сотрудников такие компании, как , , и . В список 15 ведущих работодателей-выпускников школы также входят финансовые компании Wachovia, The World Bank и UBS.
А в (также «вторая лига» рейтинга BusinessWeek 2004) на кампус в 2004 году приезжали представители компаний GE, FedEx, IBM, ВВ&Т, SunTrust и Wachovia.
Некоторые студенты выбирают такие бизнес-школы еще и из-за теплой, иногда почти
домашней атмосферы. «Одно из главных наших преимуществ — небольшой поток слушателей, благодаря этому каждому из них уделяется много внимания преподавателей, комментирует Дэвид Уотерс, один из директоров центра карьеры в Terry College of Business. — Мне нравится, что в школе Terry царит культура «конкуренции и сотрудничества», где люди помогают друг другу, сохраняя при этом ориентацию на достижение собственных целей. Мы стараемся сделать так, чтобы все занятия соответствовали главной задаче в нашей работе и в работе менеджера — развитию лидерских способностей».
Большинство таких школ не меньше заинтересованы в иностранных студентах, чем ведущие университеты с мировым именем. Во всех европейских бизнес-школах соответствующего уровня учатся в среднем около 40% слушателей из других стран.
Если главная цель поступления в бизнес-школу — обзавестись новыми полезными контактами и связями, то легче всего это сделать в престижном учебном заведении. Но тоже не всегда. Множество небольших школ имеют довольно узкую специализацию. Поэтому все, с кем вам предстоит учиться, могут в будущем оказаться вашими партнерами, ведь, скорее всего, все вы будете работать в одной отрасли. Например, финскую окончили почти все руководители высшего звена компании Nokia.