Частная белорусская кузница как прибыльный бизнес (38 фото)

Становление кузнечного дела

К VIII веку нашей эры уже отслеживается узкая специализация кузнецов, которые к тому времени не только подковы ковали (а их было известно свыше 100 видов), но и принимали активное участие в строительстве Киевских, Псковских и Великоновгородских соборов. Тогда мастера уже в совершенстве владели искусством ковки решёток, ворот, дверных обкладок, куполов и мелких декоративных элементов.

Накопленный за многовековую историю опыт позволил совершенствовать технологии ковки, спайки и сварки. Примечательная особенность найденных изделий, вышедших из-под молотка кузнеца той эпохи, состоит в том, что любое из них оказывается более качественным, нежели большинство современных аналогов.

В X — XII вв. кузница уже приобрела свой характерный облик и стала традиционно располагаться на окраине посёлка: вдали от жилых зданий и поближе к воде. Внешне она напоминала «слепую» (без окон) избу, глубоко «просевшую» в землю. Присущие той кузнице черты во многом сохранились аж до XVIII века, поскольку продиктованы они были суровой прагматичностью:

  • вблизи реки и тракта, чтобы облегчить поставку угля, руды и сопутствующих ингредиентов;
  • около воды, дабы и с огнём совладать можно было и чан для закалки легко наполнялся; на отшибе ради безопасности жилых домов, вздумай пламя из горна на бревно метнуться;
  • железо во тьме кузницы понять легче, ведь солнца свет его цвет скрывает.

К XIII веку кузнечное дело развилось настолько, что среди мастеров наблюдается чёткое деление на специализации ремесла, секреты которого постигаются лишь избранными. В ту пору бронники разделились на шлемников, кольчужников, латников и щитников. Среди оружейников уже есть балистарии, копейщики и ножовщики. Мирных жителей обслуживали пильники, гвоздники, лопатники или, к примеру, спицечники. А ещё существовали различные монетчики и гравёры, лудильщики и поясники, игольники и около пятидесяти прочих направлений кузнечного дела.

А потом произошло монгольское нашествие на Киевскую Русь. То ли это долгосрочное противостояние захватчикам отразилось, или же кузнечное мастерство так близко подобралось к своему совершенству, но с XIII и аж до конца XVIII века существенных изменений в нем не происходило. Как утверждал Б. А. Рыбаков, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, одного взгляда на кузницу XVIII—XIX столетий достаточно для того, чтобы представить, как выглядел её средневековый аналог.

Единственным бросающимся в глаз моментом стали нововведения в изготовление декоративных решёток. XVI–XVII века ознаменовались переходом от четырёхгранных прутьев к круглым, замена холодной клёпки на горячую ковку и появление просечек в местах соединения элементов. Именно тогда кованная решётка преобразилась в своеобразное кружево, отражённое изящными изгибами металла.

Промышленность привела к временному упадку кузнечного ремесла в XIX–XX веках за счёт заполнения рынка более дешёвыми и доступными аналогами изделий мастеров. Но сейчас кузнечное дело уверенно возрождается, поскольку любовь к искусству непреодолима, а механический станок не в силах воссоздать грациозные линии, характерные для родившихся на наковальне изделий.

Достоинства и недостатки

Профессия кузнеца является одной из наиболее старых. Её представители занимаются обработкой металла, превращая его в полезные и красивые предметы. В работе мастеров художественной ковки есть множество положительных и отрицательных моментов. Их обязательно нужно знать перед тем, как начинать обучаться делу.

Главные преимущества:

  • востребованность профессии;
  • простота трудоустройства;
  • достойный уровень заработной платы;
  • возможность проявить своё мастерство в ремесле.

В отличие от большинства других творческих профессий в работе кузнеца есть и много минусов. Большинство из них связаны с опасностью получения травмы и нанесением вреда здоровью.

Основные недостатки:

  • физически сложная работа;
  • высокий травматизм;
  • повышенный риск возникновения проблем со здоровьем;
  • некомфортные условия труда.

Мастерство для народа

Один только процесс получения железа являлся долгим и очень трудоёмким. Сначала в болотах добывали руду, что занимало большую часть осени и зимы, затем просушивали и обжигали, а уже в металлоплавильнях она превращалась в железо.

Но это была только половина дела. Главная задача ложилась на плечи кузнецов. Кусок металла должен был превратиться в изящный острый серп или крепкий меч, причём изготовление каждого изделия требовало особых навыков и мастерства.

Что касается оружия, то оно стало «визитной карточкой» древних мастеров. Раскопки захоронений X века (около Чёрной Могилы неподалёку от Чернигова) открыли нам, современным людям, что во многом военные победы русских держались на искусстве кузнецов, что изготавливали уникальные изделия.

Кузнечное дело на Руси было главным ремесломАндрей Шишкин «Дозор», 2018 год

где учиться, зарплата, необходимые качества

Кузнец – мастер по обработке металла ковкой.

Особенности профессии

Профессия кузнеца одна из самых древних. Кузнецы изготавливали инструменты, оружие, строительные элементы, замки, украшения. Они работают с самыми разными металлами – от чугуна до золота. Кузнец при необходимости может использовать не только ковку, но и другие технологии: кузнечную сварку, литье, горновую пайку, термическую обработку изделий и пр. И всё же ковка – это основное действие в работе кузнеца. Большое количество одинаковых фасонных изделий часто изготавливают с помощью штамповки (горячей или холодной).

Другое название кузнеца – коваль. Это слово, заимствованно из украинского языка. В советское время слово «коваль» стало обозначать отдельную кузнечную специальность. На ипподромах работали ковали, которые занимались исключительно подковкой лошадей, и кузнецы, которые эти подковы делали, т.е. работали в кузнице с металлом. Работу коваля можно назвать промежуточной между кузнечным делом и ветеринарией (ветеринарной ортопедией). Но и на Западе существует подобное деление по специальностям: farrier – специалист, набивающий подковы лошадям, blacksmith – кузнец как таковой, работающий в кузнице, изготавливающий подковы. В отличие от российских ковалей, в Европе и Америке ковали обязательно умеют самостоятельно изготавливать подковы, в том числе сложные и ортопедические. В последнее время эта тенденция наметилась и в России.

Рабочее место

Если в старину основным местом работы была кузница, то теперь в результате индустриализации многие кузнецы работают в цехах предприятий. Хотя по-прежнему всё ещё существуют кузницы, где мастера занимаются, как правило, художественной ковкой, литьём. Часто в кузнечных цехах и кузницах работают бригадой. Её состав зависит от видов работ и применяемого оборудования. При ручной ковке кузнецу-молотобойцу могут помогать стажёры. На производстве бригадой руководит бригадир.

Важные качества

Кто может работать кузнецом? Конечно, человек, физически сильный. У него должно быть хорошее зрение, идеальный глазомер, способность переносить высокие температуры, зрительная память. И, как говорят сами кузнецы, для успешной работы нужно уметь чувствовать материал. Художественной ковкой обычно занимаются люди, художественно одарённые, умеющие рисовать, склонные к занятиям прикладными видами искусства

При этом важно учесть физические нагрузки, с которыми приходится справляться кузнецу

Проблемы

Поскольку работать приходится в основном в наклонном положении, часто страдает спина. Повышенный уровень шума, который может отразиться на слухе. Вибрация, связанная с работой молота, которая приходится в первую очередь на руки, плечевой пояс и отражается на здоровье суставов, связок. Кроме того, это травмоопасное занятие, которое требует неукоснительного соблюдения техники безопасности и внимания.

Мастерами художественной ковки часто становятся выпускники художественных вузов. В частности, в художественных вузах существует специальность «художественная обработка металлов».

Технологии художественной обработки металлов (художественная ковка, художественное литье) преподаются в металлургических вузах. Например, в Московском государственном вечернем металлургическом институте.

В Школе кузнечного искусства при том же вузе можно получить специальность «кузнец-художник».

По специальностям «технология обработки металлов давлением», «кузнец на молотах и прессах», «кузнец-штамповщик» обучают в колледжах.

www.profguide.ru

Положительные и отрицательные стороны профессии

Данный раздел статьи посвящен информации, которая будет полезна как для взрослых, так и для детей, кто стоит перед выбором профессии. И для того, чтобы выбор был более осознанным, предлагаем ознакомиться с плюсами и минусами профессии «кузнец».

Начнем с положительных моментов, к которым относятся следующие пункты:

  • Возможность реализоваться в одной из самых интересных и древних мужских профессий;
  • Выражение своего творческого потенциала в обработке металла и художественной ковке;
  • Хорошая оплата труда;
  • Можно открыть свою частную кузницу и работать напрямую с заказчиками.

А теперь перейдем к «обратной стороне медали», а именно разберем минусы профессии:

  • Большой расход физической силы, что приводит к усталости и подрыву здоровья;
  • Тяжелые условия труда при высоких температурах в помещении;
  • Опасность при отсутствии нехватки кислорода.

Как стать кузнецом

В былые времена освоить эту интересную профессию можно было, только устроившись в подмастерья к кузнецу. По традиции отцы обучали данному ремеслу своих сыновей. В настоящее время каждый желающий может получить высшее или среднее специальное образование по специальности «Мастер художественной ковки металлов».

В полной мере постичь тонкости профессии кузнец реально только на практике. Обучение дает хорошие теоретические знания, развивает творческие навыки, но умение ковать можно приобрести только в кузне. Изготавливая своими руками разные изделия, кузнец начинает ощущать характер металла и принимать нестандартные решения, без которых трудно представить его работу.

Для специалистов, работающих на производственном предприятии, крайне важно получить разряд, подтверждающий их квалификацию. Его можно повышать с помощью специальной аттестации

Профессию кузнец и в XXI столетии можно назвать мистическим и загадочным занятием. Ведь под руками современных ковалей металл будто оживает. Из него как по мановению волшебной палочки расцветают цветы, становятся словно живыми звери и птицы. Создаваемые мастерами художественной ковки штучные изделия, наполненные изяществом и красотой, можно смело отнести к предметам роскоши.

Оружейники

На новый уровень металлообрабатывающая промышленность
вступила с появлением городов, в стенах которых имелись условия для разделения
труда и возникновения ремесленных специальностей. Естественно, городской мастер
не делал железо и уголь сам, а покупал всё необходимое. Спрос, как водится,
родил и предложение. Кустарные выработки сменились рудниками, возле которых
сосредотачивались плавильные печи и кузницы для первичной проковки криц. Но только
первичной. «Доводил до кондиции» железо каждый мастер по-прежнему сам.

Разделение труда быстро зашло и дальше. Каждая из мастерских
получила свою специализацию. Теперь адресованное ножевщику предложение отковать
несколько наконечников для стрел, как правило, встречало отказ. Правила гильдий
не одобряли вторжения на «чужую территорию».

Железо можно ковать, только пока оно раскалено. Поэтому горн постоянно должен пылать возле наковальни.

В первую очередь разделение труда положительно сказалось на
объёмах производства. С этого времени мастер делал мечи уже не на штуки, а на
дюжины, и выдумыванием каждому из них имени не утруждался. Опыта
ему тоже было не занимать. Все приёмы ковки клинка были отработаны до
автоматизма ещё его делом.

Но что касается качества — прогресс оказался спорным.
Раскопки показали, что появление в провинции крупного ремесленного центра
приводит к ухудшению наиболее распространённых орудий. Так, ножи, ранее,
подобно мечам, ковавшиеся из трёх полос металла (стальная пластина оковывалась
с двух сторон мягким железом), сменяются лезвиями только из двух частей.

На самом деле это означало, что орудия более не производятся
на заказ. И ценность их в глазах потребителя резко снизилась. Когда нож с приваренной
к железному обуху из негодного железа узенькой стальной кромкой тупился, его
просто выбрасывали.

В позднем средневековье наковальня приобрела характерный конический выступ, на котором удобно отковывать изогнутые детали.

Но как и ранее, в классическом и позднем средневековье,
наряду с массовыми изделиями оставались творения исключительные, являющиеся
гордостью мастера, а теперь и его города. Лучшее оружие в этот период
по-прежнему производится только под заказ. И это значило, что новые миланские
латы можно купить только в самом Милане. В прочих местах — только снятые с
предыдущего владельца.

Изделия постоянно усложнялись, а значит, совершенствоваться
должна была и техника. Поскольку же основным методом обработки железа была
ковка, то усовершенствованию подлежали в первую очередь молоты и наковальни.

Проще всего было с наковальнями. Их форма стала очень
разнообразной. Для изготовления полных лат, имеющих массу изогнутых
поверхностей, применялся специальный набор наковален.

Сложнее оказалось с молотами. Проблема в том, что, пока
ковка осуществляется кувалдой, размер изделия ограничен физическими
возможностями кузнеца. Они были достаточны для изготовления меча, но молот для
проковки извлечённых из штукофена криц или деталей осадных машин мог бы поднять
только сказочный великан. И не из мелких.

Прогресс металлургии оказался невозможен без механической
тяги. Не только домну, но уже и штукофен должны были обслуживать целых три
водяные машины: одна качала мехи, другая орудовала молотом, третья откачивала
воду из шахты.

Уголь

В наши дни древесина ассоциируется в первую очередь с
производством мебели и бумаги. Немного подумав, современный человек припомнит,
что в прошлом лес требовался для строительства домов и кораблей. Но почти
наверняка упустит главное: всего пару веков назад дерево было главным
энергоносителем. Как считается, именно нехватка дров затормозила развитие
цивилизации Древнего Египта.

Ветви и хворост сжигались для приготовления пищи, их можно
было заменить тростником, торфом или кизяками. Но для правления руды и обжига
гончарных изделий годился только уголь, полученный из стволов. Его заменить
было нечем. Каменный уголь (в тех немногих местах, где он вообще добывался) шёл
лишь на бытовые нужды. Он содержит слишком много вредной для качества железа
серы. Лишь в 18 веке её научились удалять коксованием.

Впервые каменный уголь стал применяться в металлургии в 17 веке. Сначала только для отжига чугуна в пудлинговочных печах, где исключался прямой контакт продуктов его сгорания с железом.

Обучение кузнеца

В программу обучения обучения входит:

  • технология художественной ковки
  • рисунок
  • композиция
  • скульптура
  • металлы и сплавы
  • применяемые для ковки
  • технологические приемы ковки
  • инструменты и приспособления для выполнения всех кузнечных операций
  • способы художественной обработки изделий.

В ходе обучения Вы научитесь:

  1. Выполнять основные приемы ковки, термообработки и отделки.
  2. Владеть рисунком и композицией.
  3. Выполнять чертежи художественных изделий.

Подробнее с программой Вы можете ознакомиться у нас в Учебном центре.

После окончания теоретического курса, учащиеся направляются в художественные кузнечные фирмы для закрепления общетеоретических знаний и изготовления художественного изделия.

Школа художественной ковки

Художественная ковка — старинное кузнечное ремесло. На сегодняшний день имеет достаточное число преданных поклонников. С помощью художественной ковки создают красивые, изысканные и прочные изделия из металла. Это искусство пришло к нам из древности: во времена Киевской Руси кузнецы ковали из железа предметы быта, орудия, инструменты ремесленников, оружие и доспехи, сбрую и т.д.  

Художественная ковка металла всегда считалась творческим процессом. Фантазия и мастерство, изобретательность, виртуозное владение технологией, прекрасное знание особенностей и возможностей металла позволяют создавать высокохудожественные произведения искусства.

Сегодня популярность кованых изделий только растет. Украшение дома, сада, квартиры и офиса коваными предметами интерьера стало «модным» у состоятельных людей. Ничто не может так преобразить, подчеркнуть индивидуальность квартиры, дома, сада, как по-настоящему красивые и стильные кованые изделия: заборы, ажурные кованые решетки, ворота, калитки, кованая мебель и предметы интерьера. Популярность этих изделий бесспорна, так как именно художественная ковка является одним из последних «живых» ремесел в наш век стандартных изделий, производящихся массовым тиражом.

Изысканная художественная ковка требует от мастера максимум умения,  чувства стиля, профессионализма и опыта. Однако благодаря развитию современных технологий, которые позволяют кузнецу делать замечательные шедевры намного быстрее и качественнее, рынок прямо пестрит различными предложениями по декорации интерьера. Кованые изделия отличаются функциональностью, поскольку они выступают не только в качестве предметов декора, но и служат для определенной цели.

Ждём Вас на наших курсах кузнецов!

Воспользуйтесь приятными бонусами!

  1. При оплате курсов наличными скидка 5% 
  2. Скидка за репост страницы 1 %

Акции этой недели:

Акция № 1 Акция №2
Подарочный сертификат на скидку 50 % на второй курс Скидка на курс 1000 рублей

Вам будет интересно почитать:

Трудоустройство и заработная плата

Пройти обучение кузнечному делу сможет каждый. При этом трудоустроятся по специальности лишь наиболее умелые специалисты. Такая особенность объясняется минимальным количеством предприятий, на которых выпускают кованые изделия.

Места работы:

  • мастерская;
  • фабрика;
  • завод;
  • учебное заведение.

Карьера молодого специалиста начинается с учёбы у опытного кузнеца (оружейника, инструментальщика и др.) и перенимания всех секретов его работы. Получив определённые знания, ученик постепенно допускается к выполнению самостоятельной работы. Спустя 5−7 лет он имеет шанс достичь уровня профессионала. Вершиной карьерной лестницы кузнеца станет должность бригадира на производстве. При наличии организаторских способностей специалист может открыть собственную мастерскую, где будет занимать руководящую должность.

Кузнец или колдун?

Мастерство кузнецов впечатляло и даже вызывало некие суеверные страхи у людей. Сохранились некоторые поверья, согласно которым кузнец мог быть успешным лишь тогда, когда задабривал злых духов. Выходит, он сам поддерживал нечистую силу. Археологи часто отмечают, что мастерские кузнецов находятся вдали от поселения.

Почему же? Как мне кажется, это было стремлением к соблюдению безопасности. Ведь подумайте: стоит только одной искре упасть на деревянную стену здания, как вся мастерская будет объята пламенем, а от неё огонь перекинется и на другие постройки.

Казалось бы, всё логично, однако наши предки не всегда поддерживали эту версию. Кузнец порой казался властителем сил огня и воды. Кто-то объяснял это великим искусством, которому покровительствовал сам Сварог, а кто-то считал, что подобный дар можно получить только от злых сил. В «Изборнике Святослава», датируемом 1073 годом, кузнеца и вовсе называют «хытрец». Правда, здесь может быть два значения – и «хитрый человек», и «умелый мастер». Впрочем, я думаю, что одно другому не помеха.

Кузница часто располагалась вдали от поселения

Обучение на кузнеца художественной ковки. Образование.

Профессию кузнеца художественной ковки можно получить в художественных ВУЗах по специальности «Художественная обработка металлов».

В металлургических ВУЗах преподают технологии художественной обработки металлов «Художественная ковка», «Художественное литье». Московский государственный вечерний металлургический институт (МГВМИ) готовит специалистов по технологии художественной обработки металлов без отрыва от производства.

При МГВМИ на платной основе открыта Школа кузнечного мастерства. Обучение в школе проводится по четырем уровням подготовки. За 3 месяца  можно получить квалификацию «подручный кузнеца», за полгода — «кузнец-подмастерье», за 10 месяцев — «мастер-кузнец», выпускники МГВМИ — «инженеры-технологи по художественной обработке металлов».

Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Полученное здесь базовое художественное образование можно с успехом применить в ковке.  В Школе кузнечного искусства при этом ВУЗе можно получить специальность «кузнец-дизайнер».

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Барона А. Л. Штиглица (бывшая  ЛВХПУ имени В. И. Мухиной). Кафедра художественной обработки металла (ХОМ, факультет декоративно-прикладного искусства). Учебной площадкой является сам город, украшенный коваными воротами, решетками, оградами мостов.

Специальность по диплому: художник со специализацией художественная обработка металла. В ходе обучения студентам преподают все возможные технологические процессы обработки металла — oт просечного железа до литья. Получаются специалисты широкого профиля, успешно работающие в любой технике.

Московский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова. На факультете монументально-декоративного и прикладного искусства с 1945 года открыта кафедра художественной обработки металла и других материалов. Кафедра готовит художников по металлу (ювелирные, кованые и монументальные).

Уральская государственная архитектурно-художественная академия (УралГАХА). На кафедре декоративно-прикладного искусства с 1990 года открыта специализация художественная обработка камня и металла. Преподаватели кафедры — члены ассоциации «Кузнецы Урала».

Вузы

По специальностям «Технология обработки металлов давлением», «Кузнец на молотах и прессах», «Кузнец-штамповщик» обучают в колледжах (профтехучилищах):

  • Павловское художественно-промышленное ПУ № 23 г. Коврова (Владимирская обл.)
  • Орловское художественнок училище.
  • Суздальская кузнечная и реставрационная школа.
  • Профессиональное училище № 12, г. Чебаркуль Челябинской области.
  • Машиностроительный профессиональный лицей, г. Красноярск.
  • Профессиональное училище №16, г. Барнаул, Алтайский край.
  • Профессиональное училище № 41, п. Белый Яр Верхнекетского района Томской области.

Существуют курсы «Русская академия ремесел», где за короткий срок можно освоить  профессию.

Русское кузнечество

Вследствие особенностей добычи железа, металлургия отделилась от металлообработки еще в раннее Средневековье. Раньше, чем в Европе, русские кузнецы стали обрабатывать и углеродистую сталь. Все режущие кромки инструментов и оружия производили с использованием этого материала.

Кузнечное мастерство ремесленников давало все предметы обихода, от серпов и кос до иголок и рыболовных крючков. Отдельную обособленную группу на Руси занимали оружейники, производящие высококачественное оружие.

Древнерусский меч

Огромный толчок развитию кузнечного дела дали реформы Петра Великого, который быстрыми темпами начал развивать промышленность в стране. Мастерские превращались в целые фабрики, использующие технологии ковки металла. От обычных ремесел кузницы перешли на массовое производство.

В начале 20 века в российской империи кузница была практически в каждом населенном пункте. Центрами стали Москва, Петербург, Киев и другие.

Индустриализация в СССР практически уничтожила отдельные кузнечные мастерские, но зато ковка получила новый виток своего развития.

История развития

Древнеславянские традиции указывают на древнее происхождение и почётность профессии кузнеца, ведь мастерское владение молотом приписывается их верховным божествам: и громовержцу Перуну, и породившему солнце Сварогу. Даже Кий, один из основателей Киева, был посвящён в таинство кузнечного ремесла, если верить летописям тех лет.

Богатые природные ресурсы позволили древним племенам освоить работу с лимонитом (болотная руда), округлые камешки которого встречались повсеместно. Правда, в ту пору из железа преимущественно выковывали лишь рабочую поверхность инструментов, которая одевалась на менее прочные медные или бронзовые основания. Но с увеличением опыта кузнецов их ремесло позволило мастерам завоевать значимое место в культуре, а их изделия прочно осели в быту населения.

К моменту становления Киевской Руси, местные мастера уже могли полностью снарядить воина на поле брани или селянина в поле. И хоть большая часть брони и инструментов изготавливались из чёрного железа, но в руках мужей уже находились мечи из углеродистой стали, которой на тот момент существовало 2 вида. Один, с равномерным распределением углерода, использовался для ковки оружия. Второй же, менее качественный, шёл на литые изделия.

Как научиться делать действительно хорошие ножи

К изготовлению следующего ножа я подошел более серьезно. Подобрал заготовку из более подходящей стали и рассчитал грамотно все размеры. Второй нож вышел куда более привлекательным, чем первый. Мой брат, увидев результат моей работы, похвалил меня и попросил подарить этот нож ему. Я без раздумий выполнил просьбу, ведь именно с его подачи я и начал этим заниматься.

Мой нож ручной работы

Дальше дело пошло повеселее. Овладев некоторыми тонкостями процесса, я совершенствовался с каждым новым ножом, а некоторые знакомые, увидев результаты моей работы, уже были готовы выложить деньги за то, чтобы я изготовил нож на заказ. Но за рамки хобби моя деятельность пока не выходила. Ведь даже не смотря на то, что я почти все свободное время проводил в гараже, производительность была крайне низкой — всего 1-2 ножа в месяц. На этом не заработаешь. И тогда я решился на серьезный шаг, так как сам процесс изготовления доставлял мне удовольствие.

Автоматизация производства клинков

Чтобы вывести мое маленькое производство на серьезный уровень, мне необходимо было приобрести ленто-шлифовальный станок. Сложность заключалась в том, что самый простенький гриндер стоит порядка 15-20 тысяч рублей. Деньги у меня были, поэтому я, заручившись помощью виртуальных коллег по цеху, таких же кустарных мастеров как и я, принялся выбирать себе станок, который обошелся мне в 17 тысяч рублей вместе с доставкой.

К тому же клинки, изготовленные на станке, получались куда более аккуратными и качественными. Да и с рукоятками проблем не было, ведь на гриндере можно шлифовать и дерево.

Так выглядит моя мастерская сегодня

Одним словом, дело заспорилось. В первый месяц работы с гриндером я изготовил 6 полноценных ножей. Представив их на суд своим знакомым, я моментально получил от них несколько заказов от 1,5 до 2,5 тысяч рублей. В следующем месяце я таким образом заработал 10 тысяч рублей. Решил я при помощи шлифовального станка вопрос слесарной обработки, но тут передо мной встала другая проблема. Все заготовки мне приходилось таскать на работу для проведения термообработки или каких-то кузнечных операций. Чтобы решить эту проблему, я озадачился изготовлением горна.

Как сделать кузнечный горн своими руками

Самый простейший кузнечный горн под силу изготовить даже школьнику. Я не стал усложнять себе жизнь и пошел именно этим путем. Набрав глины, я слепил прямо возле гаража небольшой желоб. Основу любого горна составляет поддув. Я решил применить для этого старый пылесос с функцией реверса. Провел по дну глиняного желоба металлическую трубку с отверстиями, подсоединил к ней шланг пылесоса и все – горн готов. Засыпай угли и разжигай. И хотя калить клинки я по прежнему носил на работу, ведь от качества закалки и отпуска напрямую зависит качество клинка, то более простые операции, в частности ковку и отжиг. я производил прямо в гараже.

Плюсы и минусы профессии

Основным плюсом профессии кузнеца принято считать возможность раскрытия творческих замыслов, способных доставить эстетическое наслаждение людям. Немаловажным плюсом данной профессии также является высокая заработная плата.

В настоящее время, работа мастеров кузнечного дела приобретает все бо́льшую востребованность. Профессионалы в этой области нередко открывают собственные мастерские по производству высококачественных изделий из металла.

К минусам данной профессии прежде всего относятся нелегкие условия труда и повышенная травмоопасность. Кузнецы осуществляют свою трудовую деятельность в жарком и шумном помещении, в котором несоблюдение основных правил безопасности неизменно приводит к ожогам.

Недостатком профессии кузнец (описание трудовых обязанностей мастеров кузнечного дела свидетельствует об этом) также являются повышенные физические нагрузки. Ее представителям часто приходится иметь дело с очень тяжелыми заготовками и изделиями из металла. Вследствие этого кузнецами идут работать в основном мужчины.

Важные качества

физическая сила и выносливость;
художественные способности;
чувство красоты, гармонии и целесообразности;
хороший глазомер;
развитое внимание.

Кузнец должен в совершенстве знать:

  • конструкции кузнечного горна, печи и воздуходувных установок, умение работать с ними;
  • свойства металла при ковке и обработке определенных видов деталей;
  • режимы нагрева сталей различных марок;
  • назначение и условия применения всего кузнечного оборудования и инструмента;
  • технические условия сборки комплекта рессор;
  • последовательность переходов ковки сложных деталей;
  • ковочные свойства разных металлов;
  • режимы нагрева и охлаждения деталей.

Преимущества кузнечной сварки

Специалисты, занимающиеся сваркой металла кузнечным способом, отмечают следующие положительные моменты такого типа обработки металлических изделий:

  • кузнечное сваривание металлов очень просто освоить – все необходимые инструкции и рекомендации по правильному проведению этого процесса можно найти в печатных изданиях и Интернете;
  • для создания кузнечной мастерской понадобятся инструменты, находящиеся в широком доступе. Приобрести всё необходимое оборудование не составит труда;
  • кузнечная сварка позволяет быстро обработать металлические конструкции, получив прочный сварочный шов (при условии того, что работы будут вестись с соблюдением всех технологических указаний).

Мастерство для народа

Один только процесс получения железа являлся долгим и очень трудоёмким. Сначала в болотах добывали руду, что занимало большую часть осени и зимы, затем просушивали и обжигали, а уже в металлоплавильнях она превращалась в железо.

Но это была только половина дела. Главная задача ложилась на плечи кузнецов. Кусок металла должен был превратиться в изящный острый серп или крепкий меч, причём изготовление каждого изделия требовало особых навыков и мастерства.

Что касается оружия, то оно стало «визитной карточкой» древних мастеров. Раскопки захоронений X века (около Чёрной Могилы неподалёку от Чернигова) открыли нам, современным людям, что во многом военные победы русских держались на искусстве кузнецов, что изготавливали уникальные изделия.

Кузнечное дело на Руси было главным ремеслом Андрей Шишкин «Дозор», 2021 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector