Костюмер

Чем занимается?

Основное место работы – это костюмерный цех. А основная обязанность специалиста состоит в том, чтобы следить за чистотой, а также сохранностью сценических костюмов.

В цеху хранят сценический реквизит, каждый экземпляр которого имеет специальные ярлыки, на которых указаны названия постановок, а также фамилии актеров, для которых предназначены костюмы. Благодаря столь тщательному подходу удается избежать недоразумений в случае, если на съемках занят не только основной актер, но и дублер, выполняющий сложные элементы.

Сценический реквизит для каждой роли также должен иметь опись с перечислением всех входящих в него деталей вплоть до аксессуаров и нижнего белья.

Кто еще работает в театре

Перечисленные профессии – далеко не полный список. В крупных театрах числятся еще театральный критик и директор PR-службы. Наличие узконаправленных цехов (реквизиторского, трикотажного, мягких декораций, столярного и так далее) предусматривает увеличение штата дополнительными заведующими и рядовыми работниками. На контрактной основе зачастую нанимают музыкантов, балетмейстеров, композиторов, драматургов, художников, репетиторов по технике речи. Такие профессии, как уборщик, буфетчик, охранник, юрист и бухгалтер, не относятся к сугубо театральными, но без них не обойтись.

Как видите, профессий достаточно много. Если вы твердо решили связать свою работу с театром, проблем с выбором не возникнет. Главное – определиться с направлением, которое будет вам по душе, и развиваться в нем.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии в театре подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Костюмеры-реквизиторы

Немного о редкой, и очень нужной профессии костюмера…

Костюмер-реквизитор – специалист, отвечающий за хранение и подготовку костюмов и реквизита в театре, на киностудии и съемочной площадке.

«Внимание, терпение, интеллигентность!» — главное в работе костюмера. Если Вы пришла сюда работать, Вы обязаны уважать людей, с которыми ты работаешь

И твоя работа — не просто принести костюм, погладить, одеть и уйти. Вы здесь и помощник, и советчик, и друг. Вы, как боец невидимого фронта, должны постараться оградить актера или ведущего от ненужных переживаний и создать условия для комфортной работы».

Особенности профессии

Это преимущественно женская профессия, но встречаются в ней и мужчины. Костюмер работает в костюмерном цеху. Он следит за чистотой костюмов, их сохранностью. Перед началом представления или съемки костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где актёры, ведущие готовятся к выходу. Иногда актёру требуется помощь в одевании. Например, невозможно без посторонней помощи затянуть корсет или надеть юбку с кринолином. Некоторые роли требуют не только костюм, но особый грим. Поэтому к процессу подготовки актёра подключается и художник-гримёр.

Реквизит (оружие, трости, цветы, украшения, очки, письма и т.п.) тоже является частью образа и дополняет костюм.

После представления костюмер-реквизитор снова уносит костюмы, реквизит на хранение, чистит и ремонтирует. Если нужно, отправляет их в чистку или прачечную. Когда нужна мелкая починка и подгонка по фигуре, костюмер делает его сам, а для крупного ремонта обращается в пошивочный участок.

Если нет такой возможности, серьёзный ремонт тоже становится обязанностью костюмера. Отправляясь на гастроли, костюмер аккуратно упаковывает костюмы в чемоданы и кофры, а в дороге бдительно следит за багажом. При этом у него с собой обязательно есть утюг, нитки и иголки. Где бы ни состоялось представление, костюмер успеет погладить костюмы, а если надо – зашить и заштопать. Костюмер занимается костюмом на всех этапах его существования. При создании нового спектакля, фильма или программы разрабатываются и новые костюмы. Художник по костюмам придумывает эскиз, пошивочный участок воплощает замысел. Костюмер участвует в процессе, присутствует на примерках.

Но если спектакль сходит со сцены, костюмы отправляются в запасники. Чем старее театр или киностудия, тем больше костюмов накапливается в костюмерной. Со временем они приобретают музейную ценность. Костюмерная превращается в своего рода музей, и вот уже костюмер чувствует себя музейным смотрителем. Ведь сохранность старых костюмов – это тоже забота костюмера. Наши костюмерные и реквизиторские насчитывают более 60 000 единиц сценично-постановочных средств, которые можно взять на прокат: https://prokat-ostankino.ru/

Наша команда костюмеров-реквизиторов трудится на телевизионных проектах «Первого канала» таких как: «Время покажет», «Давай поженимся», «Модный приговор», «Познер», «Политика», «Поле чудес», «Умники и умницы», «Жить здорово», «Здоровье», «Жди меня» и на многих других. В том числе мы работаем на документальных, просветительских и научно-популярных фильмах, в которых задействованы исторические костюмы и реквизит. Ни одна фотосессия в исторических костюмах не обходится без участия костюмера, который тщательно подготавливает костюм и помогает правильно одеть все составляющие сложного костюма. А наши костюмы в костюмерных оберегают и тщательно хранят заведующие костюмерными.

Наша команда профессионалов всегда готова помочь вам, звоните:

+7,

Начальник гримерно-костюмерного цеха Королева Яна Андреевна

Описание профессии

Профессия костюмера привлекает творческих людей, интересующихся искусством. Они работают в муниципальных или самодеятельных театрах, театрах оперы и балета, в домах культуры, филармониях, на телешоу, на съёмках фильмов.

Обязанности работника

У специалиста по костюмам обширный список задач. Ему необходимо знать обо всех костюмах того заведения, где он работает. Вот основные его обязанности:

  • Он должен хранить, отбирать и получать сценические костюмы, которые подобрал художник.
  • Он должен помогать переодеваться актёрам и другим участникам театральных постановок.
  • Он ремонтирует сценические костюмы.
  • Он упаковывает костюмы после окончания спектаклей.
  • Он отвечает за сохранность костюмов и реквизита.
  • Он дежурит в период постановок или репетиций.

В целом работа предполагает большую ответственность и внимательность. В эту сферу идут те, кто с детства мечтал приобщиться к театральному искусству, не имея специального образования. Итог этой работы — эффектная сценическая картинка с красивыми костюмами.

Когда приходит время снять спектакль со сцены, весь реквизит, включая одежду, отправляется в запасники. Со временем накапливается все больше невостребованных экземпляров, и они даже обретают музейную ценность, несмотря на то что продолжают храниться в костюмерной.

Уровень зарплаты

Вообще эта специальность не предполагает карьерного роста, работа в основном физическая. Зарплата определяется с учётом квалификации костюмера и его разряда. Самый высокий разряд — шестой, самый низший — второй.

Заработная плата специалистов невелика: 15−30 тысяч рублей в месяц. В небольших городах их зарплата может быть и меньше, крупные Дома культуры платят и 40 тысяч рублей при условии, что костюмер имеет большой опыт. В Москве специалисты зарабатывают от 30 до 53 тысяч рублей.

Профессия костюмера редкая и мало востребованная. В провинциальных городках устроиться на неё непросто из-за малого количества работодателей. Плюс этой работы в том, что костюмер может общаться со звёздами кино, театра и эстрады.

Описание и характеристика профессии

Основными местами работы костюмеров являются учреждения культуры, в частности:

  • драматические театры,
  • театры оперы и балета,
  • кинематографические и телевизионные студии,
  • филармонии,
  • цирки,
  • дворцы культуры, где есть свои драматические, хоровые или танцевальные коллективы.

Некоторые квалифицированные специалисты работают со звездами эстрады, помогая готовить к выступлению певца, его бэк-вокалистов и балет.

Костюмер несет ответственность за сценические наряды на всех этапах. Туалеты сберегаются в костюмерном цеху, это и есть непосредственное место работы специалиста.

Для каждой роли есть определенный наряд, состоящий из верхней одежды, нижнего белья, обуви, головного убора, мелких аксессуаров (пояс, перчатки, платок). Костюмер за час-два до начала представления или накануне проверяет, полный ли комплект в наличии, гладит вещи и несет их в гримерку актера. После спектакля костюмер возвращает костюм на его место, проверив комплектность.

Некоторые туалеты настолько сложны, что самостоятельно надеть их актер не сможет, поэтому костюмер должен помогать ему. Чтобы создать полноценный образ, костюм дополняется предметами реквизита и гримом, поэтому костюмеру приходится сотрудничать с реквизитором и гримером. Также костюмер помогает актерам менять туалеты по ходу выступления, иногда это необходимо делать за одну-две минуты. Число переодеваний зависит от сложности постановки и количества действующих лиц.

Должностная инструкция костюмера (обязанности костюмера)

В обязанности костюмера входит:

  • надлежащее обслуживание спектаклей, съемок, телепередач, выступлений артистов;
  • осуществление хранения, отбора и получения сценических костюмов, а также обуви и головных уборов, которые подобраны художником или его ассистентом;
  • осуществление частичного или полного одевания артистов и участников массовых сцен;
  • мелкий ремонт сценической одежды при проведении съемок, постановок или репетиций;
  • осуществление укладки и упаковки костюмов, обуви и головных уборов;
  • обеспечение надлежащей сохранности костюмов;
  • постоянное дежурство на съемках, постановках и во время проведения репетиций.

Костюмер должен хорошо знать гардероб театра, киностудии, Дома культуры. Правила безопасности при производстве ремонта сценической одежды, утюжки чистки и стирки костюмов. Порядок ведения, оборота, а также составления документации.

Должностная инструкция костюмера административно-хозяйственного отдела

Отвечает за подготовку костюмов, артистического реквизита и аксессуаров для артистов и коллективов.2.3.

Участвует в подготовке и утверждении эскизов костюмов.2.4.

Оформляет совместно с балетмейстером сметы по пошиву костюмов и акты раскройки.

2.5. Осуществляет пошив костюмов через ателье или мастеров на основании заключенных договоров.2.6. Выполняет мелкий ремонт костюмов и реквизита.2.7.

Постоянно следит за состоянием и пригодностью костюмов, артистического реквизита и аксессуаров для выступлений.2.8. Участвует в проведении инвентаризаций костюмов, артистического реквизита и аксессуаров.3. ПраваКостюмер имеет право:3.1.

Запрашивать и получать от структурных подразделений сведения, справочные и другие материалы, необходимые для выполнения обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией.3.4.

Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.3.5.

Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Инструкцией обязанностями.3.6. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.4.ОтветственностьКостюмер несет ответственность:4.1.

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией, в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.4.2.

Монтаж окон

В костюмерной обязательно должно присутствовать естественное освещение, потому что под светом искусственных ламп или солнечных лучей одни и те же краски выглядят по-разному. Но предварительно лучше предусмотреть дополнительную защиту от УФ-излучения либо сразу же заказать специальный стеклопакет, который отражает солнечный ультрафиолет.

Современные окна для костюмерной хорошие еще и тем, что поддерживают равномерную температуру и состояние внутренней атмосферы, исключая переувлажнение или резкие колебания градусов. Но это возможно, если при монтаже окон соблюдены все основные правила и рекомендации, о которых советуем подробнее узнать из советов специалистов . Это позволит избежать сквозняков сквозь рамы, образование конденсата на стеклопакете и, как следствие, продлит срок службы сверх установленного изготовителем периода.

Костюмер профессия

Профессия костюмера – это преимущественно профессия для женщин. Однако нередки случаи, когда ею обладают и мужчины. Работник этой профессии, например, костюмер-реквизитор – это специалист костюмерного цеха, который следит за чистотой и сохранностью не только сценической одежды, но и сценических реквизитов в виде оружия, тростей и пр. В этом цеху костюмы сохраняются со специальными бирками, где указаны названия постановок и фильмов с фамилиями актеров, которые их использовали. Это нужно для того, чтобы не было путаницы, если у артистов есть дублеры. Кроме бирки костюм для каждого сценического образа снабжен специальной описью, где указаны все реквизиты: головной убор, обувь, нижнее белье, трость, очки и прочее.

Костюмер перед началом спектакля или съемки тщательно должен проверить комплектность сценической одежды. И, приводя ее в соответствующий порядок, он и помощник костюмера разносят одежду по гримеркам в театре или на съемочной площадке, где артисты подготавливаются к выходу. При этом им необходимо помочь в одевании костюма, например, в затяжке корсета или одевании криолиновой юбки. Иногда сценический образ таков, что требуется гример-костюмер, который оказывает помощь актеру для наложения соответствующего образу грима.

Руководители-организаторы

«Руководящие» профессии в театре представлены художественным руководителем и заведующими разными секторами. Они занимаются организацией творческого процесса и контролируют выполнение подчиненными их обязанностей. От них зависит фактически само существование театра. Какие постановки подготовить, куда отправиться с гастролями, где рекламироваться – решение этих и многих других важных вопросов возлагается на руководящее звено.

В Москве и Санкт-Петербурге театральное начальство зарабатывает примерно 30–40 тысяч рублей. В регионах зарплата худрука и заведующих составляет порядка 20–25 тысяч рублей.

Художественный руководитель

Человек, занимающий эту должность, несет ответственность за «творческий результат». Он готовит репертуар и принимает решение о постановке спектаклей. В его обязанности также входят:

  • разработка годового бюджета (вместе с директором);
  • кадровые вопросы (наем, контроль работы, оценка деятельности);
  • ведение переговоров с партнерами и спонсорами.

В некоторых театрах обязанности худрука выполняет главный режиссер. Однако такое совмещение, часто продиктованное желанием сэкономить на зарплате, негативно сказывается на качестве работы в целом. Оно может быть оправданно лишь в маленьких региональных коллективах.

Заведующий труппой

Это своего рода связной между руководящим звеном и творческим коллективом театра. Он составляет график репетиций и обсуждает его с худруком. Заведующий труппой вносит предложения по изменению в ее составе и вводу новых исполнителей. Именно к нему обращаются артисты, когда у них возникают разного рода проблемы.

Профессия подходит для тех, кому нравится работать с людьми, и тем, у кого есть навыки психолога. Для трудоустройства требуется высшее профессиональное образование, а также опыт работы хотя бы ассистентом режиссера.

Заведующий литературной частью

Раньше его работа сводилась к поиску пьес для спектаклей. Сегодня круг обязанностей заведующего литчастью дополнили пиаром:

  • написание анонсов;
  • сотрудничество с журналистами и критиками;
  • решение вопросов рекламы.

На такую должность могут взять без опыта и даже без театрального образования (хотя оно будет преимуществом). Вполне достаточно диплома филолога.

Заведующие художественно-постановочной частью и мастерской

Эти профессии – высшие ступени в рабочей театральной карьере. Обязанности их представителей сводятся в основном к бюрократической и организационной работе:

  • подбирать кадры для мастерской и повышать их квалификационный уровень;
  • внедрять новые технологии;
  • решать текущие технические вопросы (например, касающиеся ремонта декораций, состояния реквизита, костюмов и так далее).

Заведующий костюмерной

Представитель этой профессии отвечает за то, чтобы каждый артист был обеспечен костюмами и имел запасной гардероб. Кроме того, он должен уметь делать все то же, что и рядовой костюмер:

  • правильно хранить одежду и ремонтировать ее;
  • выполнять подгонку по размерам;
  • помогать актеру быстро одеться.

Когда идет спектакль, заведующий костюмерной находится за кулисами. Если нужно срочно починить поврежденный костюм, он решает эту проблему.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельной работе в качестве костюмера допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, освоившие безопасные методы и приемы ведения работ и прошедшие проверку знаний требований охраны труда. 1.2. Не реже одного раза в шесть месяцев костюмер должен проходить повторный инструктаж по охране труда, не реже одного раза в год – очередную проверку знаний требований охраны труда. 1.3. Лица, допущенные к работе, обязаны соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и установленные на предприятии режимы труда и отдыха. 1.4. Костюмер должен: — знать свои должностные обязанности и инструкции по охране труда; — руководствоваться в работе Правилами внутреннего распорядка; — соблюдать режим труда и отдыха, определённый графиком работы; — соблюдать правила личной гигиены; — обеспечивать соблюдения норм и правил охраны труда и пожарной безопасности во время работы; — правила пользования средствами индивидуальной защиты. 1.5

В процессе работы на костюмера возможно воздействие следующих вредных и опасных производственных факторов: — поражение электрическим током при включении электроосвещения, при включении и пользовании швейной машины, утюга, при использовании неисправных электрических приборов; — нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности рабочего места; — получение травм вследствие неосторожного обращения с иглами, булавками, ножницами); — пыль. 1.6

При работе с тканью должна использоваться следующая спецодежда: халат хлопчатобумажный или фартук и косынка. При глажении ткани используется диэлектрический коврик. 1.7. В служебном помещении должна быть аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств. 1.8. При работе нужно соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, в помещении должен быть огнетушитель. 1.9. Костюмеру запрещается: — использовать в работе колющие и режущие предметы не по назначению; — курить в помещении учреждения; — хранить на рабочем месте легковоспламеняющиеся вещества (краска, растворитель и т.д.); — пользоваться неисправным электрооборудованием (повреждение изоляции провода, корпуса, розетки, штепсельной вилки, при появлении запаха горелой изоляции); — использовать самодельные электроудлинители, светильники, обогревательные приборы; — оставлять без присмотра включенные электроприборы; — при выключении электрооборудования тянуть за шнур. Выключать и включать электроприборы мокрыми руками; — самостоятельно производить ремонт электроприборов, розеток, выключателей, штепсельных вилок и т.п.; — качаться на стуле. 1.10. При несчастном случаи пострадавший или очевидец несчастного случая должен немедленно сообщить администрации учреждения. 1.11. В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место. 1.12. По дороге на работу и с работы домой работник должен соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в общественном транспорте. 1.13. При передвижении на личном автотранспорте работник должен соблюдать правила дорожного движения для водителей, уважительно относится к другим участникам дорожного движения, соблюдать все меры безопасности, во избежание несчастных случаев на дороге. 1.14. Лица, допустившее невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Особенности

Костюмеры в сфере киноиндустрии или театра всегда остаются за кулисами. Эта профессия считается одной из самых незаметных, но при этом остается одной из самых значимых. Ведь именно эти специалисты отвечают за внешний вид артистов.

Костюмер – это профессия, в которой преимущественно заняты женщины. Однако мужчины в ней тоже встречаются, но это скорее исключение.

Специалист занимается сценическими костюмами в процессе всего их существования. Например, при запуске нового проекта сначала разрабатывают костюмы для артистов. Идею создает художник, а воплощает – пошивочный цех. Однако без костюмера не обходится. Он непременно присутствует на примерках.

Рано или поздно спектакль может быть снят со сцены. В этом случае весь сценический реквизит, включая одежду, отправляется в запасники. Костюмер в театре прекрасно знает, что со временем накапливается все больше невостребованных экземпляров. Со временем они даже обретают музейную ценность, несмотря на то, что продолжают храниться в костюмерной.

Примеры лучших работ по специальности

Немногие знают, что существует целый ряд премий, которые присуждаются художникам, создающим одежду для фильмов. Так, в США с 1995 года вручается премия Гильдии, которая оценивает работу главных костюмеров. Номинантами на нее в числе прочих становились такие сериалы как «Черное зеркало» и «Игра престолов». Всем известная статуэтка «Оскар» ежегодно присуждается в номинации «Лучший дизайн костюмов» с 1948 года. В 2021 году премию получила Жаклин Дюрран за наряды к фильму «Маленькие женщины».

Во Франции есть аналогичная премия «Сезар», которую проводит Академия искусств и технологий кинематографа. Премия вручается с 1985 года. В 2021 премия получила Паскалин Шаванн за костюмы к фильму «Офицер и шпион».

В России художник по костюмам может получить премию «Ника» за лучшую работу. Премия вручается Российской Академией кинематографических искусств ежегодно с 1988 года. В 2019 году премию получила Татьяна Патрахальцева за костюмы к фильму «История одного назначения».

Кадр из фильма «Игра престолов»:

Кадр из фильма «Маленькие женщины»:

Кадр из фильма «Офицер и шпион»:

Кадр из фильма «История одного назначения»:

Требования к профессии художник по костюмам

Работа в качестве художника по костюмам требует соответствия следующим требованиям:

  • иметь профильное образование и необходимые знания по принципам пошива и истории моды;
  • знать все этапы создания проекта в театре, кино и на телевидении, понимать отличия и особенности;
  • уметь работать в различных стилях и направлениях дизайна одежды.

Стоит также отметить, что в зависимости от проекта художнику по костюмам необходимо изучить культурные или исторические особенности эпохи или мира, который собирается представлять режиссер. Поэтому он фактически проводит исследования, составляет выкладки и определяет, что будет наиболее эффектно смотреть в кадре или на сцене, как придать костюму большую функциональность и соответствовать рамкам бюджета при выполнении этой работы.

Работа вне съемок и постановок

Что костюмер делает по окончании представлений? Ведь, казалось бы, его обязанности заканчиваются, как только актеры покидают сцену или съемочную площадку. Однако это далеко не так.

После окончания представления танцевальный костюмер или любой другой укладывает сценическую одежду на хранение, занимается ее чисткой и ремонтом. А при необходимости отправляет в прачечную или ремонтное ателье. Если нужно выполнить мелкий ремонт или подгонку по фигуре, все выполняет костюмер. Кто, если не он, сможет обеспечить прекрасный внешний вид артистам? Если нужен сложный ремонт, на плечи специалиста ложится обязанность по обращению в пошивочный цех, мастера которого готовы взяться за выполнение задачи.

Если рано или поздно сценическая одежда изнашивается и становится непригодной для дальнейшего использования, костюмер должен сообщить заведующему постановочной частью, в обязанности которого входит заказ дубликатов.

Если артисты отправляются на гастроли, для выступлений им понадобится сценическая одежда. Костюмер должен упаковать ее в чемоданы и кофры, а в процессе поездки тщательно следить за сохранностью багажа. Также с собой необходимо иметь все необходимое для мелкого ремонта и для того, чтобы привести костюмы в порядок. Вот почему приходится возить с собой утюг, а также нитки и иголки. Это позволит костюмеру в любых условиях обеспечить артистам безупречный внешний вид.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector