Космонавтика в россии
Содержание:
- Будущее спутниковой отрасли
- Список основных компаний
- Кто сегодня разрабатывает и запускает спутники в России
- Проблемы ракетно-космической отрасли России
- Космический «статус-кво»
- Российские технологии
- Лазерный радар
- Success Rockets: краудфандинговые ракеты с разработкой на аутсорсе
- Космические технологии, которые мы используем уже сейчас
- Международная деятельность
- Судьба российской частной космонавтики
- Хроника событий
- Инженер-робототехник
- Воздействие на окружающую среду [ править ]
- Профессии, связанные с космосом
- История и тенденции [ править ]
- Список основных компаний [ править ]
- Ссылки [ править ]
Будущее спутниковой отрасли
Главные проблемы, которые препятствуют развитию спутниковых технологий:
- сложности для входа на рынок частных компаний;
- зависимость от госкорпораций и государственной космической программы;
- сложный и дорогой цикл разработок;
- жесткое регулирование;
- космическая отрасль нуждается в больших инвестициях, — частных и государственных — чтобы вести научные исследования и инженерные разработки.
Самыми перспективными, по словам представителей «Глонасса», среди аппаратов выглядят малые и средние спутники широкого применения с межспутниковыми линиями связи и долгим сроком службы. Главные тренды здесь — полная цифровизация процесса, использование COTS-компонентов (Commercial off-the-shelf, готовый коммерческий продукт. — РБК Тренды) и ПО с открытым исходным кодом.
Для запусков спутников все чаще используют малые ракеты или самолеты-носители, запуская сразу большое количестве аппаратов разных компаний.
Для обработки данных со спутников все более востребованной становится Edge-технология. Она подразумевает, что все вычислительные операции совершаются максимально близко к источнику данных — то есть самим спутником — чтобы повысить качество и скорость передачи. Это становится возможным благодаря упрощению требований к электропитанию аппаратов, ТТХ и устойчивости к радиации.
Список основных компаний
Производители пусковых установок
- ЦСКБ Прогресс : Союз-ФГ , Союз-У , Союз-2
- Хруничева : Протон , Протон-М , Ангара (в разработке), Бриз-М
- Производственная корпорация Полет
Двигатели
Большой опыт, накопленный российской энергетической промышленностью в отношении всех типов ракетных двигателей, но особенно в области кислородно-углеводородного топлива и ступенчатых систем сгорания.
- НПО Энергомаш
- Производственная корпорация Полет
- КБХА
- КБХМ
- Конструкторское бюро Кузнецова
- Келдыша
- ОКБ Факел
- НИИМАш
- ЦНИИМАш
- Протон-ПМ
- Воронежский механический завод
Услуги спутниковых пусковых установок
- Eurockot Launch Services
- Международные запуски
- COSMOS International
- ISC Kosmotras
- Starsem
- Морской старт
- Наземный старт
Кто сегодня разрабатывает и запускает спутники в России
Помимо «Роскосмоса», среди госкорпораций спутниками занимается «Газпром». Ее инфраструктура «Газпром космические системы» включает в себя орбитальную группировку спутников «Ямал» и наземный комплекс управления.
По данным Euroconsult, в мире на сегодняшний день доля государственного участия в космической отрасли составляет 80%. К 2029 году рынок вырастет в пять раз — каждый год будет запускаться около 1 500 спутников, при этом 90% будет приходиться на малые спутники весом до 500 кг.
Разработка
«Спутникс» — проект, который с 2011 года разрабатывает спутники и системы для их обслуживания. У компании три спутниковых платформы: «ТаблеСат» (микроспутники), «ОрбиКрафт» (образовательная платформа для обучения студентов процессу разработки и запуска спутников) и CubeSat (спутники-кубсаты). За десять лет компания вывела на орбиту пять собственных спутников, еще два были разработаны на базе одной из платформ и запущены с МКС.
Success Rockets при поддержке «Роскосмоса» выпускает три платформы для создания кубсатов, микро- и миниспутников.
«Астрономикон» разрабатывает сверхмалые спутники стандарта CubeSat, первую партию которых планируют запустить в ноябре 2021 года с космодрома «Восточный». У компании есть платформы: ProtoS для проектирования наноспутников на основе глубинного обучения и данных из открытых источников; «Синергия» для сверхмалых и наноспутников; «Политехник» — для создания экосистемы пико- и наноспутников и «Оригами» для наноспутников.
Запуск
Компания «Стратонавтика» запускает в стратосферу (на высоту до 50 км) метеорологические спутники и размещает на них рекламу.
Так выглядит реклама в космосе
За десять лет работы выполнено 150 запусков. У компании есть образовательный проект «Стратосферный спутник» для запуска аппаратов, разработанных студентами и школьниками. Также «Стратонавтика» проводит испытания спутников и другой техники в стратосфере, чтобы убедиться, что она будет работать в условиях невесомости и космических нагрузок.
Еще один стартап, который планирует зарабатывать на рекламе с помощью микроспутников — Avant Space. Спутники будут размещать на орбите на высоте в 600 км в виде заданных фигур, названий и логотипов, а лазеры на спутниках будут передавать бинарный код со ссылкой на сайт заказчика. Первый тестовый запуск прошел в сентябре 2020 года, а первые рабочие спутники обещают вывести на орбиту в 2022-м.
Сбор и обработка данных
У компании-разработчика ракет «Лин Индастриал» есть проект по развертыванию группировки из 28 микроспутников для дистанционного зондирования Земли. Это позволит получать большой объем данных, включая снимки поверхности планеты в оптическом и инфракрасном диапазоне. Главная цель проекта — удовлетворить конкретные потребности частных компаний: например, экологический и сельскохозяйственный мониторинг.
Компания «Совзонд» занимается геоинформационными технологиями и проведением космического мониторинга. С 1992 года с помощью спутников она передает данные для муниципального управления и сельского/лесного хозяйства, строит топографические карты, 3D-модели рельефа и местности, предоставляет ПО для аналитики и визуализации данных.
Проект «Лоретт» выпускает аппаратные комплексы для обработки и передачи данных дистанционного зондирования Земли из космоса. Такие данные используют, например, при обнаружении нарушений в сфере рыбной ловли и экологической безопасности, а также — выявления паводков и лесных пожаров. Также компания участвует в образовательных проектах для детей, посвященных изучению Земли и космоса.
Проблемы ракетно-космической отрасли России
Как было отмечено выше, кризис 90-х годов нанес урон в экономику страны. Несмотря на значительное улучшение ситуации, существующие проблемы до сих пор тормозят развитие отрасли, препятствуя реализации программ и проектов.
К числу трудностей, остающихся актуальными в настоящее время для российской ракетно-космической отрасли, следует отнести следующие:
- Несоответствие имеющейся производственной базы современным требованиям и стандартам. Существенная часть производственных мощностей отрасли не обновлялась со времен СССР, в результате чего темпы износа основных фондов во много раз превышают коэффициент их обновления. Доля изношенного оборудования постоянно растет, что не позволяет осваивать производство передовой техники.
- Снижение качества продукции и услуг. Несмотря на многочисленные попытки реорганизации структуры управления отраслью, система контроля качества большинства предприятий не соответствует современным требованиям. Если все оставить без изменений, то дальнейшее снижение качества продукции может привести к утере занимаемых Россией позиций на международном рынке коммерческих космических запусков.
- Низкая эффективность производства. Согласно статистическим данным производительность труда на предприятиях российской ракетно-космической промышленности во много раз уступает показателям аналогичных сегментов экономики США и Евросоюза. Подобная ситуация снижает конкурентоспособность страны и не позволяет России расширять свое присутствие на мировом рынке.
- Продолжающийся отток из отрасли квалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров. Средний возраст работников отрасли составляет 55 лет, а относительно низкие зарплаты и отсутствие отчетливых перспектив роста не способствуют приходу молодых специалистов.
Космический «статус-кво»
Занимающий пост министра по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Олег Уруский в декабре 2019 года говорил, что правительство намерено реформировать космическую отрасль и создать профильный холдинг, который объединит в себе некоторые предприятия Государственного космического агентства Украины (ГКАУ).
Весной 2020 года глава агентства Владимир Усов подчеркнул, что, если в ближайшие два года космическую отрасль страны не реформировать, восстановить её будет невозможно.
«Если в течение года или двух лет эту ситуацию не изменить, то и потенциала, и мощностей, и людей, которые ещё остались, не будет и восстановить потерянное станет невозможно. Пока есть окно возможностей, но оно может достаточно быстро закрыться. Если сегодня резко не провести реформы в космической отрасли, то через несколько лет как таковой её на Украине не будет», — сказал Усов в интервью агентству УНИАН.
Тогда же он подчеркнул, что эта отрасль финансируется «ситуативно» из-за отсутствия космической программы.
«Деньги никогда не бывают получены в полном объёме, редко даже 50%, поэтому можно говорить, что на этот год бюджетом практически не предусмотрено развитие космической отрасли. Исключительно на фонд зарплат, какие-то аренды, хранение. Ни инвестиций в науку, ни в развитие, ни в создание новых моделей космических аппаратов — денег ни на что нет», — рассказал Усов.
Стоит отметить, что в должности главы ГКАУ он проработал чуть больше девяти месяцев — его уволили в ноябре 2020 года. До этого депутаты Рады от разных фракций собирали подписи под обращением к правительству с просьбой о его отставке, обвиняя Усова в отсутствии стратегии по развитию предприятия и каких-либо достижений в работе, а также в возможной причастности к коррупционным схемам.
Также по теме
«Киев просто просит денег»: как Украина планирует строить сверхтяжёлые ракеты-носители
Украинское КБ «Южное» намерено создать линейку перспективных космических ракет-носителей сверхтяжёлого класса Mayak. Конструкторы…
ГКАУ управляет рядом предприятий и научных центров, среди которых конструкторское бюро «Южное» имени Янгеля, Южный машиностроительный завод имени Макарова, киевский завод «Арсенал», харьковский завод «Хартрон» и другие.
Российские технологии
В 2018 году директор ЦНИИмаш и один из идеологов и главных конструкторов ракет семейства «Ангара» Александр Медведев отметил, что разработки компании SpaceX концептуально основаны на технологиях, которые создавались в CCCР.
«Все эти ракетно-динамические, парашютные схемы, по сути, рождались у нас в стране, а потом американцы это всё успешно реализовывали. То, что реализовал Маск, — это было много десятков лет назад рассмотрено и предложено нашими российскими учёными, инженерами и конструкторами», — цитирует Медведева РИА Новости.
- Ракета Falcon 9 компании SpaceX
- Reuters
В мае 2019 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин анонсировал начало разработки российской ракеты с возвращаемыми ступенями.
«Это ракета, которая будет состоять из в 2,5 раза меньшего количества деталей. Она будет ориентированной ракетой многоразового использования с возвращением ступеней, к тому же дешевле. И эту работу мы планируем как можно быстрее открыть», — приводит слова Рогозина «Интерфакс».
В свою очередь, в апреле 2020 года Рогозин отметил, что разрабатываемые в России многоразовые ракеты, в числе которых и «Крыло-СВ», будут отличаться по своим особенностям от американских.
«С учётом нашей географической специфики садиться ступень должна по-самолётному, а не вертикальной свечкой, как Falcon. Если мы это отработаем и увидим, что самолётный вариант возвращения более прост и эффективен, чем возвращение в стиле Falcon, то мы сможем это применить на ракете среднего класса», — сказал Рогозин.
Также по теме
«Звёздные войны» снова актуальны»: как ВВС США испытывают орбитальный самолёт X-37B
Космический беспилотный самолёт X-37B находится на околоземной орбите рекордные 719 дней. В ВВС США заявляют, что он был создан для…
«В этом направлении двигаются частные компании в США, достаточно серьёзные наработки есть в Китае. РФ тоже создаёт свои разработки, тем более существуют определённые экономические обоснования необходимости использования составных частей ракеты и всей ракеты целиком несколько раз. В России ведутся работы в этом направлении, например разрабатывают ракеты «Крыло-СВ» и ракеты на природном газе «Союз-5», которые хотят сделать частично многоразовыми», — отметил эксперт.
Технический потенциал российской космической отрасли позволяет создать и впоследствии использовать многоразовые космические носители, рассказал военный эксперт Юрий Кнутов.
«Единственное сырое направление — спуск ракеты. Но это будет решено в ближайшее время. Сейчас российские конструкторы ищут решение проблемы многоразового взлёта не с помощью вертикальной посадки, а по самолётной схеме. Сегодня Россия пытается создать высококонкурентные ракеты и аппараты, стоимость полёта на которых была бы ниже, чем у США. За счёт этого она сможет увеличить свою долю на рынке космических услуг», — заключил эксперт.
Лазерный радар
Еще одно космическое достижение — лидар. LIDAR — технология, которая посредством активных оптических систем получает информацию об удаленности объектов с точностью до миллиметра. Эта технология изначально была изобретена для военных целей. Первый прототип построила американская военно-промышленная авиастроительная компания Hughes Aircraft Company в 1961 году. Но широкое применение технология нашла после использования в рамках миссии «Аполлон-15» для картографирования Луны.
LIDAR состоит из трех основных компонентов: сканер, лазер и GPS-приемник. Другими элементами, играющими важную роль в сборе и анализе данных, являются фотоприемник и оптика. Суть технологии заключается в том, что система вычисляет, сколько времени требуется лучам света, чтобы попасть на объект или поверхность, отразиться от него или нее и «долететь» обратно к лазерному сканеру. Затем расстояние вычисляется с помощью формулы скорости света.
Сегодня LIDAR применяется для определения глубины водоема, поиска археологических улик на поверхности и в воде, предупреждения лесных пожаров, при лазерной коррекции зрения, в беспилотниках и iPhone 12.
Индустрия 4.0
3D-печать и ночные портреты: для чего в iPhone 12 Pro Max нужен лидар
Success Rockets: краудфандинговые ракеты с разработкой на аутсорсе
В июне 2020 года Олег Мансуров, ранее известный благодаря платформе для проведения хакатонов «Актум» объявил о запуске нового проекта Success Rockets по созданию сверхлегкой ракеты для вывода малых грузов на околоземную орбиту.
Тем же планировали заниматься большинство вышеупомянутых компаний, однако «Успешные ракеты» нашли ряд частных инвесторов.
Их ракета длиной 20 метров будет весить 13 тонн и сможет выводить на орбиту не менее 250 килограмм груза. Кроме того, проект обещает минимальную стоимость запуска в расчете на килограмм груза.
Первые запуски Success Rockets запланированы на 2024 год, хотя документы на момент освещения в СМИ ещё изучались рядом заказчиков.
Космические технологии, которые мы используем уже сейчас
Кроссовки с инновационной подошвой
Nike Air
В 1970-е годы инженер NASA Фрэнк Руди придумал, что одежду космонавтов можно сделать более герметичной за счет воздушных прослоек. Разработка Руди стала толчком для создания обуви с полыми подошвами, в которых амортизация снижает нагрузку на суставы во время движения. Происходит это за счет расположенных под пяткой и передней частью стопы подушечек с взаимосвязанными воздушными ячейками. Свою идею инженер начал предлагать производителям кед и ботинок, но откликнулись на космическую разработку только в компании Nike. Дизайнеры Nike решили выставить технологию напоказ и поместили воздушную капсулу в «окошке» прямо под пяткой — так появились Nike Air.
Но кроссовки Nike Air — не единственная модель спортивной обуви, которая появилась благодаря освоению космоса. В 2003 году за несколько минут до приземления разбился шаттл NASA «Колумбия». Установили, что причиной аварии было падение куска теплоизоляционного кислородного бака еще при старте. Это произошло из-за разрушения наружного теплозащитного слоя на левой части крыла.
Adidas AlphaBOUNCE
Во время расследования NASA использовало стереофотограмметрическую систему ARAMIS. Суть ее в следующем. Две синхронизированные камеры снимают процесс столкновения двух материалов. Далее программное обеспечение анализирует их деформацию. Технология похожа на человеческое зрение, которое видит окружающий мир в трехмерной плоскости. «С помощью двух камер мы можем точно понять, приближается или удаляется объект, и оценить расстояния, которые оно преодолевает», — объяснил Джон Тайсон, президент компании, которая построила стереофотограмметрическую систему, используемую NASA.
Такую же технологию решила использовать Adidas для создания новой модели кроссовок AlphaBOUNCE, которые презентовали в 2016 году. Для этого были проанализированы движения ног марафонцев босиком и в обуви. Выяснили, что во время бега кроссовок сжимает сухожилие. Поэтому решили сделать v-образное отверстие в задней части ботинка, чтобы нога могла свободно двигаться. Также разработчики создали материал под названием Forgedmesh, который обеспечивает опору ноги и гибкость движения одновременно.
Фото: NASA
Плавательный костюм
В 2008 году NASA совместно со спортивным брендом Speedo разработало плавательный костюм для спортсменов. Он снижает сопротивление воды на 38%. Это увеличивает скорость пловцов примерно на 4%. Более того, он максимально поддерживает мышцы и не ограничивает движения.
Бесшовный костюм производят из высокотехнологичной сверхлегкой водоотталкивающей ткани. Ткань состоит из переплетенных нитей эластана-нейлона и полиуретана.
Производители утверждают, что благодаря этому костюму у спортсменов на 1,9-2,2% выше вероятность победить. Американские пловцы Натали Кафлин и Майкл Фелпс уверены, что стали олимпийскими чемпионами в 2008-м в том числе благодаря костюму от NASA. На Олимпиаде в Пекине 98% медалистов по водным видам спорта были именно в этом костюме, побив заодно 25 мировых рекорда.
Фото: NASA
Цифровая фотография
Техническим оборудованием для съемки высадки на Луну «Аполлон-11» обеспечила шведская компания Hasselblad. Полвека спустя производители фотоаппаратов снова вернулись к космической теме и сделали камеру для смартфона OnePlus 9 Pro, которая позволяет снимать Луну, используя ночной режим, суперзум и другие инструменты.
По сути, все, что теперь умеют делать камеры, — результат освоения космоса. Это относится не только к профессиональной оптике, но и к матрице, которую используют для компактных девайсов. Чтобы улучшить качество изображения и уменьшить размеры камер для межпланетных миссий придумали технологию CMOS-матриц.
CMOS в цифровых устройствах
Это устройство визуализации на основе полупроводниковых приборов и оксида металла, которое может принимать и обрабатывать световые импульсы и переводить их в изображение. Ее преимущество заключается в низком энергопотреблении, возможности захватывать и обрабатывать изображение. CMOS-матрицы начали создавать еще в 1960-х годах, а в 1990-е их начали использовать в различных цифровых устройствах.
Международная деятельность
ГНСС
За последние годы своего развития ГНСС и их функциональные дополнения стали основой систем координатно-временного и навигационного обеспечения развитых стран, существенным
элементом государственных и частных секторов мировой экономики. С одновременным функционированием нескольких ГНСС возрастает необходимость координации программ их развития между
странами–владельцами таких систем, а также международными организациями, непосредственно связанными с развитием и использованием ГНСС. Международное сотрудничество в области
ГНСС – важнейшая составная часть национальной политики Российской Федерации в области космической деятельности.
С целью обеспечения совместимости и взаимодополняемости системы ГЛОНАСС с другими ГНСС и продвижения ее использования за рубежом специалисты ИАЦ КВНО
АО «ЦНИИмаш» участвуют самостоятельно и организуют участие российских представителей в мероприятиях:
- Международного комитета по ГНСС, созданного по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН;
- Международной службы глобальных навигационных спутниковых систем (IGS), где ИАЦ КВНО является ассоциированным центром анализа службы IGS;
- Международной службы лазерной дальнометрии (ILRS), где ИАЦ КВНО – ассоциированный центр анализа службы ILRS;
- Международной службы вращения Земли (IERS), где ИАЦ КВНО – официальный центр анализа IERS;
- Комиссии по авиационным радиотехническим средствам (RTCA), на заседаниях которой обсуждаются вопросы включения системы ГЛОНАСС в стандарты авиационной навигационной аппаратуры;
- Международной организации гражданской авиации (ICAO), на заседаниях которой представляется информация о создаваемом в Российской Федерации Стандарте эксплуатационных
характеристик открытых услуг системы ГЛОНАСС.
Специалисты ИАЦ КВНО также участвуют в двусторонних переговорах и консультациях с провайдерами зарубежных глобальных и региональных навигационных систем, участвуют в работах
по созданию за рубежом наземного измерительного сегмента системы ГЛОНАСС, являющимся одним из важнейших факторов обеспечения ее конкурентоспособности и широкого применения.
Судьба российской частной космонавтики
Богата земля русская талантами, способными создавать продвинутые аэрокосмические проекты. К сожалению, многие из них ожидает традиционная судьба русских авиаконструкторов и Циолковского.
Описания программ обширны на бумаге и в СМИ. С результатами не так радужно. Фактически, коммерческого успеха добилась только Dauria Aerospace — только она смогла продать не только разработки, но и готовый проект, запущенный в космос.
Причин довольно много, однако основная — отсутствие заинтересованных заказчиков. До 2014 года российским проектам был доступен весь международный рынок. Сейчас, судя по всему, им приходится выбирать между госзаказом и рынком.
Не удивительно, что среди всех вышеописанных компаний на плаву осталось совсем немного: американская реинкарнация Dauria Aerospace, Success Rockets Мансурова и КосмоКурс. Та же ситуация происходит и в США, где только проекты Илона Маска имеют общественный резонанс и определенный коммерческий успех.
Но на его стороне — финансирование правительства, доступ к разработкам NASA, колоссальная производственная база и достаточное число специалистов с высокой подготовкой.
У российских частных аэрокосмических компаний нет ничего, кроме желания и собственных денег. Так что многие из их разработок мы ещё увидим. Некоторые — когда Маск по собственному обыкновению выкупит чертежи и запустит производство у себя на родине.
iPhones.ru
Всё о гениях, их взлётах и падениях.
Хроника событий
В мае 2021 года ракета-носитель «Союз-2.1б», стартовавшая с космодрома Восточный, успешно вывела на орбиту британские спутники OneWeb. Помимо того, что это был очередной удачный старт с нового космодрома, запуск запомнился еще следующим: он позволил стране установить новый рекорд в своей современной истории по числу удачных стартов.
Предыдущий установили в 1993-м, когда страна выполнила 58 успешных запусков подряд. Этому рекорду (как, впрочем, и новому) далеко до советского: в 1983-1984 годах СССР смог осуществить 185 успешных пусков подряд.
Последним на сегодня серьезным инцидентом была авария пилотируемого корабля «Союз МС-10», которая произошла в октябре 2018-го. К счастью, система спасения сработала успешно и оба члена экипажа — россиянин Алексей Овчинин и американец Тайлер Хейг — вернулись домой.
2020: Рогозин назвал основные цели развития космонавтики в России
Основной целью развития космонавтики в РФ является экспансия человечества в космосе, использование результатов деятельности для обороны страны и роста уровня жизни. Об этом 26 декабря 2020 года сообщил ТАСС Информационное агентство России со слов генерального директора Роскосмоса Дмитрий Рогозин.
Экспансия человечества в космосе, а также использование результатов космической деятельности для обеспечения стратегической обороны страны, роста качества жизни народа, развития прорывных технологий и проведения фундаментальных научных исследований происхождения Земли и Вселенной, — написал Рогозин на своей странице в в ответ на вопрос пользователя, каковы цели РФ в космосе. |
В декабре 2020 года заместитель гендиректора по международному сотрудничеству Роскосмоса Сергей Савельев во время круглого стола в Совете Федерации заявил, что особая роль в освоении космического пространства отводится исследованию и добыче минеральных космических ресурсов.
По его мнению, в будущем ожидается жесткая конкуренция за доступ к тем ресурсам небесных тел, разработка которых потребует наименьших затрат и наибольшей практической отдачи
Замгендиректора госкорпорации добавил, что с учетом значительных финансово-временных затрат важно принять решение о целесообразности добычи полезных ископаемых, так как полученные результаты должны быть востребованы.
Инженер-робототехник
Он разрабатывает роботизированные автоматические системы, в том числе с применением технологий искусственного интеллекта — одно из ведущих направлений современной науки. Инженеры-робототехники в космической отрасли создают и программируют аппараты для исследования космоса и космических объектов. Среди последних достижений космической робототехники — робот-помощник астронавта на борту космической станции и робот для переноски тяжестей и помощи в экстремальных ситуациях, которые могут произойти на орбите. Российская робототехника пока отстаёт от зарубежной, но в ближайших планах — выход на мировой уровень.
Где работать: в конструкторских бюро авиации и космонавтики, в научно-исследовательских институтах, предприятиях космической отрасли (НПО им. С.А.Лавочкина, НПО «Андроидная техника», Кластер космических технологий и телекоммуникаций фонда «Сколково», Институт проблем механики РАН, ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности, «Объединённая ракетно-космическая корпорация», Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королёва, Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, АО «Российские космические системы»).
Где учат:
Воздействие на окружающую среду [ править ]
Критики заявляют, что ракетное топливо «Протон» ( несимметричный диметилгидразин , НДМГ) и обломки, созданные космической программой России, отравляют районы России и Казахстана . В Республике Алтай обнаружены скопления раковых заболеваний и жители утверждают, что после некоторых запусков идет кислотный дождь . Анатолий Кузин , заместитель директора Государственного космического научно-производственного центра им. Хруничева, опроверг эти утверждения, заявив: «Мы провели специальное исследование этого вопроса. На уровень кислотности в атмосфере не влияют запуски ракет нет данных, подтверждающих какую-либо связь между заболеваниями и влияние компонентов ракетного топлива или космической деятельности любого рода «.
Профессии, связанные с космосом
В профессиях космической отрасли практически не бывает случайных людей. Именно поэтому вместе с кратким описанием профессий мы сразу будем рассказывать и о том, где можно учиться, чтобы их получить.
Космонавт (астронавт)
Самая первая космическая профессия, которая приходит на ум. Космонавты непосредственно занимаются космическими исследованиями, летают в космос, испытывают и ремонтируют специальную технику.
Где учиться?
Космонавтов готовят в Центре подготовки космонавтов имени Ю. Гагарина. Сейчас подать заявку и пройти отбор может любой желающий, но так было не всегда. Традиционный путь в космонавты лежит через профессию военного летчика, которую можно освоить, поступив в:
- Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков им. А.К.Серова.
- Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина.
Обязательные условия для того, чтобы стать космонавтом: крепкое здоровье, высшее образование, возраст не более 35 лет.
Инженер
Инженер и пилот – самые востребованные професии на космическом корабле. Более того, эти специалисты нужны и на земле. Инженеры-конструкторы участвует в разработке и создании деталей и механизмов, проектируют рекетные двигатели, готовят инструкции по эксплуатации ракетно-космической техники, оборудования и проч. и проч.
Где учиться?
Хороший инженер всегда востребован и может найти работу в конструкторских бюро, различных НИИ, на предприятиях военно-космической промышленности. Куда поступать, чтобы получить соответствующее образование:
- Московский авиационный институт.
- МГУ им. М. Ломоносова.
- Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.
Если вы хороший инженер, то можете устроиться на работу даже к Илону Маску.
Астроном
Пожалуй, это самая древняя космическая профессия. Астроном не летает в космос, но занимается фундаментальными научными исследованиями Вселенной. Астрономия – раздел физики. Она подразделяется на астрофизику, астрометрию, небесную механику, звездную астрономию.
Где учиться?
Хотите стать астрономом? Будьте готовы к тому, что придется не только смотреть в телескоп, но еще и очень много считать. А поступать можно в:
- МГУ им. М. Ломоносова (специальность «Астрономия»).
- Санкт-Петербургский государственный университет (специальность «Астрономия»).
Космический биолог
Эта специальность появилась недавно. Космический биолог занимается поиском жизни на других планетах, изучает особенности функционирования организмов в невесомости и проектирует системы жизнеобеспечения для космонавтов.
Где учиться?
Чтобы стать космическим биологом, нужно сначала окончить биологический факультет МГУ, а потом поступить на магистерскую программу «Космические медико-биологические исследования».
Космический медик
Специалисты по космической медицине комплексно занимаются контролем здоровья космонавтов. Как правило, они работают в Центре подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина.
Где учиться?
Чтобы стать космическим медиком, нужно закончить медицинский вуз, а затем освоить постдипломную программу «Авиационная и космическая медицина» в МГМУ им. Сеченова. Похожая постдипломная программа есть также в Медицинской академии последипломного образования.
Инженер-баллистик
Баллистика – наука о траектории движения тел, изначально занимавшаяся ислледованием полета артиллерийских снарядов. Космические баллистики (или инженеры по динамике движения космических аппаратов) занимаются расчетами траекторий искуственных спутников, орбитальных станций и других аппаратов, запускаемых в космос.
Где учиться?
Инженеров по баллистике, готовят в:
- Московском авиационном институте (Факультет № 8 «Информационные технологии и прикладная математика»).
- МГТУ имени Н. Э. Баумана (специальность «Космические исследования и космонавтика»).
- Балтийском государственном техническом университете «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова (специальность «Ракетно-космическая техника»).
История и тенденции [ править ]
Космическая промышленность начала развиваться после Второй мировой войны , когда ракеты, а затем и спутники попали в военные арсеналы, а затем нашли применение в гражданских целях.
Он сохраняет значительные связи с правительством. В частности, индустрия запуска имеет значительное участие правительства, при этом некоторые пусковые платформы (например, космический шаттл ) находятся в ведении правительства. Однако в последние годы частные космические полеты становятся реальностью, и даже крупные правительственные агентства, такие как НАСА , начали полагаться на частные службы запуска. Некоторые будущие разработки космической отрасли, которые все чаще рассматриваются, включают новые услуги, такие как космический туризм .
С 2004 по 2013 год общее количество орбитальных запусков по странам / регионам составляло: Россия: 270, США: 181, Китай: 108, Европа: 59, Япония: 24, Индия: 19 и Бразилия: 1.
Соответствующие тенденции в космической отрасли в 2008–2009 годах были описаны следующим образом:
- появление новых спутниковых операторов;
- растущий спрос на спутники фиксированной связи и развивающийся рынок мобильных спутниковых услуг ;
- стабильный объем заказов на коммерческие спутники;
- стабильная работа стартового сектора;
- устойчивость к финансовому кризису;
- развивающиеся рынки для таких услуг, как диапазон Ka и дистанционное зондирование .
По оценкам космического отчета за 2019 год , в 2018 году общая глобальная космическая активность составила 414,75 миллиарда долларов. Из этой суммы, по оценкам отчета, 21%, или 87,09 миллиарда долларов, поступило из космических бюджетов правительства США.
Список основных компаний [ править ]
Производители пусковых установок править
- ЦСКБ ПрогрессСоюз-ФГ , Союз-У , Союз-2
- ХруничеваПротон , Протон-М , Ангара (в разработке), Бриз-М
- Производственная корпорация Полет
Двигатели править
Большой опыт, накопленный российской энергетической промышленностью в отношении всех типов ракетных двигателей, но особенно в отношении кислородно-углеводородного топлива и ступенчатых систем сгорания.
- НПО Энергомаш
- Производственная корпорация Полет
- КБХА
- КБХМ
- Конструкторское бюро Кузнецова
- Келдыша
- ОКБ Факел
- НИИМАш
- ЦНИИМАш
- Протон-ПМ
- Воронежский механический завод
Услуги по запуску спутников править
- Eurockot Launch Services
- Международные запуски
- COSMOS International
- МСК Космотрас
- Старсем
- Морской старт
- Наземный старт
Ссылки [ править ]
- ^ «Космический полет сейчас — станция слежения — журнал запуска» .
- ^ «Освоение космоса в 2011 году» . www.russianspaceweb.com . Проверено 13 апреля 2018 года .
- ↑ Ионин Андрей. «Космическая программа России на 2006 год: есть успехи, но нет четкого направления» . Краткий обзор защиты Москвы . Центр анализа стратегий и технологий (2 (№8)).
- ^ Харви, pp.7-8
- ^ Харви, p.281-282
- ^ а б Харви, стр.8
- ↑ Харви, стр.6
- ^ а б Харви, стр.9
- ↑ Кириллов, Владимир (2002). «Центр Хруничева — лидер космического сектора России» . Экспорт Вооружений . Центр анализа стратегий и технологий (3). Архивировано из оригинального 25 октября 2010 года.
- ^ Заявление Владимира Ye.Nesterov, ГКНПЦ Генерального директора, на пресс — конференции 15 июля 2010 Khruhichev 2010-07-29.
- ^ Харви, стр.197
- ^ МОСКВИЧ, Katia (2010-04-02). «Глонасс: достигла ли совершеннолетия российская спутниковая навигационная система?» . Новости BBC.
- ^ Харви, стр.284
- ^ Харви, стр.317
- ^ Харви, p.285
- ^ «Никаких сокращений в российских космических расходах в 2009 году, 2,4 миллиарда долларов на 3 программы» . РИА Новости. 2009-03-18 . Проверено 23 августа 2009 .
- ^ «Россия на 2011 год выделит на космические программы $ 3,8 млрд» . РИА Новости. 2011-01-11.
-
^ a b Мессье, Дуг (30 августа 2013 г.). «Рогозин: Россия объединит космический сектор в открытое акционерное общество» . Параболическая дуга . Проверено 1 сентября 2013 .
-
^ Нилолаев, Иван (2013-07-03). «Отказ ракеты приведет к реформе космической отрасли» . Россия в заголовках газет . Проверено 1 сентября 2013 .
- ^ Харви, p.268
- ^ «Будущие европейские многоразовые двигательные установки» . Проверено 21 ноября 2015 .
- ^ a b «Русские говорят, что обломки космических ракет опасны для здоровья» . BBC . Проверено 7 августа 2012 года .