Постановщик трюков
Содержание:
- Востребованность профессии
- Вопросы и ответы сообщества
- Учеба
- Вариант с собственным бизнесом
- Востребованность профессии
- Учеба
- Описание профессии
- Плюсы и минусы профессии
- Каскадеры – как падать, драться, гореть и жить в кадре
- Уровень оплаты труда
- Зарплата
- Из истории
- Из истории
- Где этому учат
- Перечень обязанностей
- Из истории
Востребованность профессии
Кинематограф сегодня находится на этапе активного развития. Фильмы насыщаются спецэффектами и сложными трюками. Следовательно, профессия каскадера еще долго будет сохранять перспективность.
Наиболее востребованы каскадеры с типичной внешностью и не очень выразительными чертами лица – условные «серые мышки». Это дает возможность максимально качественного перевоплощения в разных героев и позволяет дублировать многих актеров. Вместе с тем даже с яркой внешностью каскадер без работы не останется. Конечно, найти актера похожего типажа будет сложнее, но вполне реально.
Стремительный технологический прогресс породил мнение, что эту профессию вскоре вытеснит современная компьютерная графика. Однако полностью заменить человека не получится. До тех пор, пока в кино играют живые актеры, в сценах повышенной опасности их будут дублировать каскадеры.
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия каскадер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>
Вопросы и ответы сообщества
Сколько мне должно быть лет, чтобы стать каскадером?
Улучшит ли мое резюме диплом юриста по актерскому мастерству? Конечно, это не могло повредить. По крайней мере, это покажет, что вы привержены работе в отрасли.
50 лет слишком стар? Как правило, люди в возрасте от 20 до 40 лет наиболее здоровы, поэтому продолжайте заниматься только в том случае, если считаете, что ваше тело способно на это.
Куда вы ходите тренироваться каскадером или женщиной? Есть несколько школ, в которых действительно учат всему, что нужно, чтобы стать каскадером или женщиной. Найдите такие школы в Интернете.
Насколько сильно я могу получить травму на съемочной площадке в качестве каскадера? В редких случаях каскадеры умирали на съемочной площадке. На съемках фильма «Обитель зла: Последняя глава» каскадер Оливия Джексон была тяжело ранена в аварии на мотоцикле на съемочной площадке в Южной Африке. Она была оставлена в медицинской коме на две недели, и ей пришлось ампутировать руку
На съемочной площадке может случиться все, что угодно, поэтому примите во внимание риск травм, прежде чем заниматься этим бизнесом. Сколько денег зарабатывает дублер? Профсоюзный дублер может зарабатывать от 1300 до более чем 7000 долларов в день, в зависимости от трюка, с поправками, достигая максимума от 300 до 400 тысяч долларов в год (если вы снимаетесь в фильмах с самым высоким рейтингом)
Могу ли я стать каскадером, если я ребенок? Вы сможете, когда станете старше. У большинства компаний есть возрастные ограничения.
Могу ли я стать каскадером, если я худой 20-летний парень, который выше большинства мужчин? Да. Вес не имеет значения, если вы приобрели разные навыки и освоили их.
Как мне стать каскадером? Те же действия будут применяться независимо от пола.
Какие предметы мне следует изучить для получения GCSE, чтобы стать успешным каскадером или женщиной? Английский всегда будет полезен — потенциальные работодатели будут знать, что вы умеете общаться, и поймут письменные сценарии и инструкции. Драма, если ее предлагают в вашей школе, тоже будет хорошим выбором. Если вы хотите сниматься в исторических фильмах, может быть полезно получить историческое образование. Математика может помочь вам отслеживать свои заработки и определять время для трюков. Если вы сможете получить квалификацию на другом языке, это сделает вас более трудоспособным на международном уровне. Даже физика может помочь, так как многие трюки посвящены движущимся телам.
- Как далеко от здания находится ловушка для высоких падений? Ответ
- Должна ли я закончить 12-й год, чтобы стать каскадером? Ответ
Учеба
В России специализированных учебных заведений для подготовки каскадеров очень мало. Поэтому чаще всего в эту профессию идут люди, которые уже имеют узкопрофессиональные знания и навыки в сфере обычного и экстремального спорта или единоборств. Обучаться можно, например, в одной из таких школ:
- Студия Varvara-Stunt (Москва). Продолжительность учебного курса – полгода. Сюда принимают актеров-новичков, которым уже исполнилось 18 лет. Здесь можно получить дополнительные знания и навыки в конном спорте, пиротехнике и фехтовании.
- Школа-студия «Трюк» (Москва). Преподавателями тут работают специалисты, за плечами которых есть практический опыт на съемочных площадках.
- Школа каскадеров при кинематографической студии «Империя кино» (Санкт-Петербург). Продолжительность учебного курса – 1 год. Частота занятий – еженедельно. Выпускники этой школы становятся опытными каскадерами. Они могут не только профессионально исполнять трюки, но и ставить их.
Учащиеся перечисленных заведений получают возможность дополнительно прослушать краткий курс о кинематографии. Он необходим для повышения уровня компетентности будущего дублера.
Каскадером вполне может стать циркач
Желающим получить такую профессию рекомендуется обратить внимание на Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М
Румянцева (Карандаша). Для поступления туда абитуриенту нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе и истории. Также предусмотрен творческий конкурс.
Вариант с собственным бизнесом
Поработав в профессии какое-то время можно задуматься о создании своей бригады. Чтобы открыть собственный бизнес, необходимо:
- Хорошо продумать, нужно ли вам это, взвесить все «за» и «против». Если вы не имеете ни малейшего понятия о сути работы, а также у вас нет опыта, то построить свой бизнес вы вряд ли сможете. Все-таки это сложная профессия, в которой нужно максимально хорошо разбираться.
- Просмотреть форумы промышленных альпинистов. Там могут найтись подводные камни, которые не видны новичку в бизнесе.
- Если вы полностью уверены в себе и поставили цель, то далее следует открыть ООО или ИП.
- Найти помещение в аренду.
- Купить необходимые для работы инструменты.
- Начать с малого: мойки окон или герметизации швов. На это уйдет минимум материалов, а соответственно и затрат.
А теперь о расценках. В больших городах, в зависимости от предоставляемых услуг, в месяц можно заработать чуть больше или меньше:
- Мытье фасада – от 28 до 50 тысяч рублей.
- Пористая облицовка – 45-70 тысяч рублей
- Удаление пыли с металлоконструкции – 20-30 тысяч.
- Мытье окон – в среднем 45 тысяч.
Прайс на услуги
А вы могли бы стать промышленным альпинистом? Считаете ли зарплату достойной или не стоит так рисковать жизнью ради заработка? Подписывайтесь и оставляйте свои комментарии.
Востребованность профессии
Кинематограф сегодня находится на этапе активного развития. Фильмы насыщаются спецэффектами и сложными трюками. Следовательно, профессия каскадера еще долго будет сохранять перспективность.
Наиболее востребованы каскадеры с типичной внешностью и не очень выразительными чертами лица – условные «серые мышки». Это дает возможность максимально качественного перевоплощения в разных героев и позволяет дублировать многих актеров. Вместе с тем даже с яркой внешностью каскадер без работы не останется. Конечно, найти актера похожего типажа будет сложнее, но вполне реально.
Стремительный технологический прогресс породил мнение, что эту профессию вскоре вытеснит современная компьютерная графика. Однако полностью заменить человека не получится. До тех пор, пока в кино играют живые актеры, в сценах повышенной опасности их будут дублировать каскадеры.
Учеба
В России специализированных учебных заведений для подготовки каскадеров очень мало. Поэтому чаще всего в эту профессию идут люди, которые уже имеют узкопрофессиональные знания и навыки в сфере обычного и экстремального спорта или единоборств. Обучаться можно, например, в одной из таких школ:
- Студия Varvara-Stunt (Москва). Продолжительность учебного курса – полгода. Сюда принимают актеров-новичков, которым уже исполнилось 18 лет. Здесь можно получить дополнительные знания и навыки в конном спорте, пиротехнике и фехтовании.
- Школа-студия «Трюк» (Москва). Преподавателями тут работают специалисты, за плечами которых есть практический опыт на съемочных площадках.
- Школа каскадеров при кинематографической студии «Империя кино» (Санкт-Петербург). Продолжительность учебного курса – 1 год. Частота занятий – еженедельно. Выпускники этой школы становятся опытными каскадерами. Они могут не только профессионально исполнять трюки, но и ставить их.
Учащиеся перечисленных заведений получают возможность дополнительно прослушать краткий курс о кинематографии. Он необходим для повышения уровня компетентности будущего дублера.
Каскадером вполне может стать циркач
Желающим получить такую профессию рекомендуется обратить внимание на Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М
Румянцева (Карандаша). Для поступления туда абитуриенту нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе и истории. Также предусмотрен творческий конкурс.
Описание профессии
Как уже упоминалось, каскадеры – это прошедшие особую подготовку исполнители трюков. Их делят на 2 категории:
- Универсальные. Они выполняют задачи любой сложности: скачут на лошади, участвуют в автогонках, тушении пожаров, рукопашных боях, а также прыгают с высоты и ныряют на глубину.
- Узкопрофильные. Делают трюки только одного типа и уровня сложности.
Стать профессионалом, за которым будут выстраиваться в очередь ведущие кинокомпании, можно, выбрав только какой-либо один вид. Казалось бы, чем больше каскадер умеет, тем он ценнее для работодателя. Оказывается, не все так просто. Например, чтобы мчаться на автомобиле с огромной скоростью, при этом преодолевая возникающие на пути препятствия, нужно быть виртуозным водителем с большим опытом. На оттачивание такого умения могут уйти годы. Дублеры, которые задействованы в трюках с лошадьми, тоже должны постоянно упражняться в верховой езде и дрессировать животное. Высокий уровень профессионализма ценят больше, чем универсальность, ведь он дает возможность отснять сцену одним дублем
К примеру, пылающее и разрушающееся здание крайне важно снять сразу, так как повторы обойдутся очень дорого
Каскадеры работают со специальной страховкой, реквизитом и декорациями. При необходимости они могут сами изготавливать их. Подготовка сложного трюка, который зритель будет видеть какие-нибудь 2–3 секунды, проходит поэтапно. Каждый из них тщательно прорабатывается, чтобы предусмотреть и предотвратить все вероятные риски.
Профессию каскадера относят к редким. В Российской Федерации их всего порядка 100 человек. Принято считать, что трюки в фильмах могут делать исключительно молодые мужчины. Но женщины тоже неплохо справляются с такими заданиями. Один из наиболее ярких примеров – Варвара Никитина. Она не только настоящий профессионал-исполнитель, но и постановщик. Среди самых известных работ: «Зверобой», «Дневной дозор», «Доктор Живаго», «Полицейская академия – 7: Командировка в Москву», «Любовь в большом городе – 2», сериалы «Кухня», «Тайный знак», «Закрытая школа». Варвара – первая женщина-каскадер в России, которая официально признана представительницей этой сложной профессии и состоит в каскадерском обществе.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Возможность продолжить карьеру для людей, которые из-за ряда причин не могут работать каскадерами (возраст, профессиональные заболевания, травмы и прочие).
- Интересная деятельность в сфере искусства.
- Профессия творческая, позволяет получить популярность в определенных кругах.
- Работа очень хорошо оплачивается, но она не такая опасная, как труд каскадера.
- Путешествия, сотрудничество с известными людьми.
Минусы
- Моральные и физические нагрузки.
- Ответственность. В случае неправильного планирования, влекущего за собой травмы, ответственность будет нести постановщик.
- Высокая конкуренция, из-за которой получить известность могут лишь самые талантливые специалисты.
- Отсутствие четкого графика и стабильной работы.
Каскадеры – как падать, драться, гореть и жить в кадре
Что собой представляет профессия каскадёр и что мы знаем о людях, благодаря которым в кино возникают зрелищные сцены? Очень часто они выполняют рискованные трюки, а на экране блистают знаменитые актеры. Пора заглянуть за кадр и узнать всю подноготную каскадерской работы.
Знакомьтесь, наш новый герой – Климентий Шрубов, мастер спорта по таэквондо, бронзовый призер чемпионата Европы по таэквондо, девятикратный чемпион Беларуси по этому виду единоборств, тренер, каскадер с семилетним стажем, который снимался более чем в 30 картинах.
Когда я состоял в национальной команде по таэквондо, у нас как-то раз была тренировка, на которую пришел председатель Ассоциации каскадеров и трюкового искусства Королев Роман Иванович и увидел, как мы работаем. А таэквондо – очень зрелищный вид спорта, мы, как монахи шаолинь, крутимся, деремся, отрабатываем технически сложные удары. Так нас позвали на первый кинопроект.
У нас в ассоциации постоянно проходят тренировки и кастинги, особенно перед значимыми событиями. К примеру, когда приезжают персоны масштаба Арнольда Шварцнеггера, Дольфа Лундгрена. На кастинге нужно предварительно показать то, что требуется выполнить в кадре. Все наши люди – спортсмены, многие имеют титул мастера спорта. Попасть просто так с улицы, если ты ничего не умеешь, понятное дело, вряд ли получится. Также есть некоторые ограничения: если у вас на теле татуировки, то вряд ли вы будете сниматься в военных фильмах с голым торсом.
Если бы снимали очень качественный материал, то было бы обидно. Но поскольку у нас часто делают всё наспех и лишь бы быстрее отснять, то порой даже радуешься, что тебя не видно.
Горение. Дело было два года назад, к нам приезжали снимать казахский фильм «Дорога к матери». Я играл советского военного-огнеметчика, немец выстрелил в мой огнемет, который загорелся и взорвался. Перед словами «камера, мотор» сердце сильно стучало, а когда горел, то уже не переживал так.
В целом бывает страшновато, но потом понимаешь, что на тебя смотрят такие каскадеры как Деркач, который выполнял трюки еще в фильме «Бумер», и понимаешь, что надо работать.
Довольно плачевно. Сейчас практически вся белорусская гильдия снимается в русских сериалах, которые обычно смотрят бабушки и дедушки по российским каналам. А в Беларуси проекты если и есть, то те кадры, которые надо делать два дня, снимаются за десять минут, потом все склеивается и получается не очень качественная работа.
Еще несколько лет назад у нас было 30-40 проектов в год, а съемочный день в среднем стоил 300 долларов плюс надбавки за степень сложности трюков. Сейчас средний ценник составляет 100-150 долларов за съемочный день. В основном сюда приезжают снимать русские, потому что у нас это делать гораздо дешевле. Иногда работаем практически за спасибо, чтобы не потерять связи. Недавно снимались в последнем «Снайпере» почти на голом энтузиазме. При этом доводится выполнять достаточно сложные трюки. Так снимали падения на старом заводе, где повсюду ржавые штыки и работать достаточно опасно.
Понимаете, здесь мы снимаем одной камерой, а там – четырьмя. Соответственно, западные специалисты за несколько часов четырьмя камерами снимают сцену, на которую у нас уходит несколько дней.
Я не очень люблю боевики и ужастики. Предпочитаю комедии, мелодрамы. Из белорусского кино могу вспомнить «Брестскую крепость».
В каскадерской деятельности такого нет. У нас слаженная команда, и все поддерживают друг друга на съемочной площадке. К примеру, вы знали, что сами каскадеры, а не съемочная группа, бегают на площадке с огнетушителями и тушат друг друга? А в спорте суеверия все-таки есть. К примеру, считается нехорошей приметой брать щитки человека, который в этот день проиграл бой.
Ходить на те же тренировки. Например, я работаю тренером, и в свободное время можно собраться в нашем зале, отработать удары, падения. Мы также ставим удары актерам, которые приезжают на съемки. К примеру, работали с Сергеем Горобченко («Бумер»), Дмитрием Власкиным (Димас из сериала «Физрук», «Созвездие стрельца»), Любовью Аксеновой («Мажор»). Однако с актерами достаточно сложно иметь дело. Чем больше человек «звезда», тем более он неприкосновенен, и если мы делаем драку, то до него нельзя и дотронуться.
Пожалуй, сниматься не только в неоднозначных российских сериалах, но и дождаться, пока наш «Беларусьфильм» проснется, а отечественная киноиндустрия поднимется. Тогда можно было бы развиваться здесь, а не снимать для соседей.
Уровень оплаты труда
Зарплату каскадера называют гонораром. На его величину влияют профессионализм специалиста, наличие опыта работы, степень сложности выполняемого трюка и бюджет фильма. Приведем несколько примеров. Новичок за один трюк может заработать 5 тысяч рублей. Опытный получит за ту же работу примерно 9 тысяч рублей. У постановщика трюков – «ставка», размер которой стартует от 15 тысяч рублей. Работа с огнем относится к категории повышенной сложности. За нее готовы платить 60 тысяч рублей.
Если говорить о среднестатистическом месячном доходе каскадера, в Москве он составляет порядка 100 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге платят чуть меньше – примерно 95 тысяч рублей.
Зарплата
Стать каскадером в России вполне реально. Но позволит ли эта профессия жить безбедно? Ответ: да, вне всякого сомнения. Каскадер, который уже достиг определенного стажа, может зарабатывать в Москве больше ста тысяч рублей, чуть меньше доход его будет в Санкт-Петербурге. И это только средняя зарплата. Ограничений нет никаких. Только за один трюк каскадер получает порядка десяти тысяч рублей. Новичок, разумеется, гораздо меньше, но это прекрасный стимул двигаться вперед и развиваться.
Драки, батальные сцены
№ | ТРЮКОВАЯ СЦЕНА | СТОИМОСТЬ в РУБ. | Кол-во дублей |
1 | Поединки, драки, бои без оружия. | 7500 | нет |
2 (а) | Поединки, драки с падениями и акробатическими отыгрышами | 9000 | нет |
2 (b) | То же с применением оружия, предметов | От 9000 | нет |
3 | Батальные сцены, бои, сценическое движение в массовых сценах | От 9000 | нет |
4 | Подготовка и тренировка актера (1 занятие) | От 4500 | нет |
Примечание: Усложняющими условиями при выполнении трюковой работы является: наличие вблизи животных, взрывы, открытый огонь, разрушающиеся декорации и т.п., сложный рельеф местности – высота, горы, вода, движущийся транспорт.
Падения и прыжки
№ | ТРЮКОВАЯ СЦЕНА | СТОИМОСТЬ в РУБ. | Кол-во дублей |
1 | Прыжки с высоты до 3-х метров. | От 12000 | нет |
2 | Прыжки с высоты до 3-х метров (без страховки) | От 15000 | нет |
3 | Падения с высоты до 3-х метров (без страховки) | От 18000 | нет |
4 | Падения с высоты до 5 метров | 12000 | нет |
5 | То же, с высоты от 5 до 10 метров | 18000 | нет |
6 | То же, с высоты от 10 до 15 метров | 36000 | 1 дубль |
7 | То же, от 15 метров и выше – от 600 у.е. из расчета надбавки в размере 10 % за каждый метр высоты. | …… | 1 дубль |
8 | Падения и прыжки, выполняемые с движущихся предметов, транспорта (в зависимости от высоты транспортного средства и скорости движения) – прыжки не менее
– падения не менее |
12000
15000 |
нет |
Примечание: Усложняющими условиями при выполнении падений и прыжков являются: плохие метеоусловия (сильный ветер, дождь), выполнения трюка в декорацию, стекла, с предметами в руках; работа среди животных, движущихся транспортных средств, взрывов, на ограниченную страховочную площадку.
Трюки и работа на высоте
№ | ТРЮКОВАЯ СЦЕНА | СТОИМОСТЬ в РУБ. | Кол-во дублей |
1 | Трюки и работа, выполняемая на высоте до 5-ти метров | 7500 | нет |
2 | То же, на высоте до 10-ти метров | От 10500 | нет |
3 | То же, на высотах выше 10-ти метров | От 18000 | нет |
Примечание: Усложняющими условиями при выполнении высотных трюков являются: плохие метеоусловия (ветер, осанки, низкая температура, ограниченная видимость (туман, дым, ночные съемки))
Из истории
Профессия «каскадер» появилась в период активного развития кинематографа – в то время, когда начали снимать фильмы с трюками высокой сложности. Сюжеты первых лент были довольно простыми, поэтому актеры в кадре все делали самостоятельно. Усложнение фабулы повлекло за собой повышение опасности кинотрюков и, соответственно, необходимость замены в некоторых моментах актера каскадером. В советском кино дублеры впервые были задействованы в комедии «Веселые ребята». К помощи спортсменов прибегли, чтобы максимально реалистично снять сцену драки оркестрантов. Удивительно, но многие актеры раньше категорически отказывались от дублирования. Они хотели выполнять трюки сами во что бы то ни стало. Такое безрассудство стоило некоторым из них жизни. В процессе съемки опасных сцен трагически погибли актеры Инна Бурдученко и Евгений Урбанский. В 1960 году Инна, которой в тот момент исполнился всего 21 год, играла в ленте «Цветок на камне». По сценарию она должна была спасти из горящей деревянной постройки знамя. Неизвестно, отказывалась ли она от дублера, но именно эта сцена стала для нее роковой. В момент, когда она выбегала из пламени, произошло обрушение горевшего дома. Получив серьезные ожоги почти 80 % тела, она умерла в больнице. Последним фильмом для Евгения стала картина «Директор». По замыслу режиссера, он должен был мчаться на автомобиле через песчаные барханы. На одной из дюн машина неожиданно перевернулась – актер получил травмы, из-за которых скончался по пути в больницу.
После таких трагедий актерам, не имевшим специальной подготовки, строго запретили самостоятельное выполнение сложных трюков, которые предполагали риск для жизни. Дублерами раньше могли становиться, как правило, спортсмены или циркачи. Сегодня же действуют школы каскадеров, где можно получить необходимую для работы подготовку. Там преподают боевые искусства, верховую езду, учат стрелять, обращаться с пиротехническими средствами, практикуют трюки на высоте, под водой, с горением и так далее.
Из истории
Профессия «каскадер» появилась в период активного развития кинематографа – в то время, когда начали снимать фильмы с трюками высокой сложности. Сюжеты первых лент были довольно простыми, поэтому актеры в кадре все делали самостоятельно. Усложнение фабулы повлекло за собой повышение опасности кинотрюков и, соответственно, необходимость замены в некоторых моментах актера каскадером. В советском кино дублеры впервые были задействованы в комедии «Веселые ребята». К помощи спортсменов прибегли, чтобы максимально реалистично снять сцену драки оркестрантов. Удивительно, но многие актеры раньше категорически отказывались от дублирования. Они хотели выполнять трюки сами во что бы то ни стало. Такое безрассудство стоило некоторым из них жизни. В процессе съемки опасных сцен трагически погибли актеры Инна Бурдученко и Евгений Урбанский. В 1960 году Инна, которой в тот момент исполнился всего 21 год, играла в ленте «Цветок на камне». По сценарию она должна была спасти из горящей деревянной постройки знамя. Неизвестно, отказывалась ли она от дублера, но именно эта сцена стала для нее роковой. В момент, когда она выбегала из пламени, произошло обрушение горевшего дома. Получив серьезные ожоги почти 80 % тела, она умерла в больнице. Последним фильмом для Евгения стала картина «Директор». По замыслу режиссера, он должен был мчаться на автомобиле через песчаные барханы. На одной из дюн машина неожиданно перевернулась – актер получил травмы, из-за которых скончался по пути в больницу.
После таких трагедий актерам, не имевшим специальной подготовки, строго запретили самостоятельное выполнение сложных трюков, которые предполагали риск для жизни. Дублерами раньше могли становиться, как правило, спортсмены или циркачи. Сегодня же действуют школы каскадеров, где можно получить необходимую для работы подготовку. Там преподают боевые искусства, верховую езду, учат стрелять, обращаться с пиротехническими средствами, практикуют трюки на высоте, под водой, с горением и так далее.
Где этому учат
Прежде чем разобраться, где пройти обучение, следует понимать, какие профессиональные требования применяются к каскадерам:
- Хорошая физическая подготовка и отсутствие хронических заболеваний.
- Отсутствие боязни риска и опасности.
- Наличие высокого уровня ответственности.
- Полное ознакомление с правилами техники безопасности и готовность их точного выполнения.
- Наличие регулярных тренировок и занятий спортом в повседневном расписании дня каскадера.
- Целеустремленность.
- В случае совпадения и наличия всех вышеперечисленных профессиональных требований следующим этапом на пути к профессии каскадера является прохождение обучения в цирковом училище по акробатическому направлению.
- Далее необходимо пройти курсы актерского мастерства, получить соответствующую квалификацию и пройти пробы в кино.
Обучение на Каскадера
Каскадёрами обычно становятся молодые мужчины, имеющие хорошую спортивную или цирковую подготовку: гимнасты, акробаты, конные спортсмены.
Существует Школы каскадёров, например, «Империя кино», где готовят профессиональных каскадёров. Но и сюда приходят люди спортивно подготовленные. Занятия в школе проводятся профессиональными каскадёрами и включают в себя следующие аспекты:
- акробатика
- высотная подготовка
- подводная подготовка
- владение огнестрельным оружием
- работа с пиротехникой
- трюки с горением
- навыки падения
- единоборства
- владение холодным оружием
Перечень обязанностей
Основная задача каскадера – выполнять такие действия, которые неподготовленному человеку не под силу, могут стать причиной серьезных увечий и даже летального исхода. Количество обязанностей представителя этой профессии зависит от места и специфики его работы (универсал или узкопрофильный, исполнитель или постановщик).
Рядовой каскадер обязан:
- Выполнять трюки, дублировать актеров в процессе съемок кинофильма, в ходе спектакля, фестиваля, шоу.
- Подробно изучать план исполнения трюкового номера и неукоснительно придерживаться всех его пунктов.
- Вместе с организатором сцены подбирать нужные устройства и средства страховки, определять место и время их установки.
- Рассчитывать количество тренировок согласно уровню сложности номера. Не пропускать репетиции.
- Беспрекословно выполнять требования старшего каскадера в ходе исполнения трюка. В свою очередь старший каскадер должен подчиняться организатору съемки.
- Соблюдать все рекомендации пиротехников и прочих специалистов касательно техники безопасности выполнения трюковых номеров, применения спецэффектов, определения границ безопасной зоны, мест для взрывов и так далее.
- Изучать российский и мировой опыт каскадеров, постоянно заниматься саморазвитием, повышать квалификационный уровень, регулярно тренироваться, сдавать необходимые тесты, вовремя проходить медосмотры.
Старший каскадер должен:
- Выполнять самые сложные номера.
- Принимать участие в проектировании новых трюковых сцен.
- Руководить деятельностью каскадеров и организовывать съемку сцены.
Из истории
Профессия «каскадер» появилась в период активного развития кинематографа – в то время, когда начали снимать фильмы с трюками высокой сложности. Сюжеты первых лент были довольно простыми, поэтому актеры в кадре все делали самостоятельно. Усложнение фабулы повлекло за собой повышение опасности кинотрюков и, соответственно, необходимость замены в некоторых моментах актера каскадером. В советском кино дублеры впервые были задействованы в комедии «Веселые ребята». К помощи спортсменов прибегли, чтобы максимально реалистично снять сцену драки оркестрантов.
Удивительно, но многие актеры раньше категорически отказывались от дублирования. Они хотели выполнять трюки сами во что бы то ни стало. Такое безрассудство стоило некоторым из них жизни. В процессе съемки опасных сцен трагически погибли актеры Инна Бурдученко и Евгений Урбанский. В 1960 году Инна, которой в тот момент исполнился всего 21 год, играла в ленте «Цветок на камне». По сценарию она должна была спасти из горящей деревянной постройки знамя. Неизвестно, отказывалась ли она от дублера, но именно эта сцена стала для нее роковой. В момент, когда она выбегала из пламени, произошло обрушение горевшего дома. Получив серьезные ожоги почти 80 % тела, она умерла в больнице. Последним фильмом для Евгения стала картина «Директор». По замыслу режиссера, он должен был мчаться на автомобиле через песчаные барханы. На одной из дюн машина неожиданно перевернулась – актер получил травмы, из-за которых скончался по пути в больницу.
После таких трагедий актерам, не имевшим специальной подготовки, строго запретили самостоятельное выполнение сложных трюков, которые предполагали риск для жизни. Дублерами раньше могли становиться, как правило, спортсмены или циркачи. Сегодня же действуют школы каскадеров, где можно получить необходимую для работы подготовку. Там преподают боевые искусства, верховую езду, учат стрелять, обращаться с пиротехническими средствами, практикуют трюки на высоте, под водой, с горением и так далее.