История развития дистанционного образования
Содержание:
- Дистанционные вузы Белгорода
- Преимущества дистанционного обучения
- Калькулятор расчёта скорости обучения
- Преимущества дистанционной формы обучения
- Как проходит процесс обучения
- Особенности и развитие дистанционного образования
- Как подготовиться к дистанционному обучению?
- Куда поступить на дистанционку по указанным специальностям
- Как учиться дистанционно?
- Заменит ли дистанционное обучение учителя
- Совет 2. Оборудуйте место для учёбы
- Профессиональные навыки и дистанционное обучение: возможен ли успешный симбиоз?
- Что собой представляет программа?
- Ресурсы и инструменты для дистанционного обучения
Дистанционные вузы Белгорода
28) БелГУ
- 40.03.01 — Юриспруденция
- 44.03.01 — Педагогическое образование
- 49.03.01 — Физическая культура
- 44.03.03 — Специальное (дефектологическое) образование
- 46.03.02 — Документоведение и архивоведение
- 37.03.01 — Психология
- 44.03.02 — Психолого-педагогическое образование
- 38.03.01 — Экономика
- 38.03.02 — Менеджмент
- 43.03.01 — Сервис
- 09.03.02 — Информационные системы и технологии
- 09.03.03 — Прикладная информатика
- 11.03.02 — Инфокоммуникационные технологии и системы связи
- 20.03.01 — Техносферная безопасность
- 21.03.02 — Землеустройство и кадастры
- 35.03.10 — Ландшафтная архитектура
- 42.03.01 — Реклама и связи с общественностью
- 42.03.02 — Журналистика
- 39.03.02 — Социальная работа
- 39.03.03 — Организация работы с молодежью
- 48.03.01 — Теология
- 06.03.01 — Биология
- 19.03.04 — Технология продукции и организации общественного питания
29) БГТУ им. Шухова
Бакалавриат:
- 08.03.01 — Строительство
- 23.03.02 — Наземные транспортно-технологические комплексы
- 15.03.01 — Машиностроение
- 15.03.02 — Технологические машины и оборудование
- 15.03.05 — Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
- 13.03.01 — Теплоэнергетика и теплотехника
- 13.03.02 — Электроэнергетика и электротехника
- 09.03.02 — Информационные системы и технологии
- 38.03.01 — Экономика
- 38.03.02 — Менеджмент
- 38.03.03 — Управление персоналом
- 27.03.02 — Управление качеством
- 27.03.01 — Стандартизация и метрология
- 23.03.03 — Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
- 23.03.01 — Технология транспортных процессов
- 21.03.02 — Землеустройство и кадастры
- 20.03.02 — Природообустройство и водопользование
- 20.03.01 — Техносферная безопасность
- 18.03.02 — Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
- 18.03.01 — Химическая технология
Специалитет:
- 21.05.04 — Горное дело
- 23.05.06 — Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей
- 23.05.01 — Наземные транспортно-технологические средства
Преимущества дистанционного обучения
ДО обладает следующими преимуществами:
- ученик может сам планировать место, время и продолжительность занятий;
- экономия времени и денег на дорогу;
- можно обучаться без отрыва от производства (продолжать работать и учиться одновременно):
- учеба в любом вузе страны или зарубежья, предоставляющем такую услугу, независимо от адреса, возраста, статуса студента;
- самостоятельный темп обучения;
- использование новых технологий и средств коммуникаций позволяет получать моментальную или быструю обратную связь;
- развитие самодисциплины и организованности;
- открытый доступ к видеоматериалам, электронным библиотекам, лекциям, к которым можно обратиться в любой момент.
Калькулятор расчёта скорости обучения
Отличный вывод для Вас: подумайте о том, какая длительность обучения Вам подходит и посчитайте самостоятельно, с какой скоростью Вам лучше работать, чтобы уложиться в нужные Вам сроки
P.S. Пожалуйста, не забывайте о том, что, как и любой другой курс, этот может соответствовать или не соответствовать Вашим ожиданиям, что не является нашей проблемой (со своей стороны мы выполняем все данные Вам обещания). Заранее задавайте все интересующие Вас вопросы, чтобы узнать все подробности обучения. Не забывайте, что Вы в любом момент можете обратиться с просьбой к тренеру, если по какой-то причине Вам необходимо изменить формат обучения. Тренер всегда стремится к тому, чтобы пойти Вам навстречу, любые возможные и невозможные проблемы обсуждаемы.
Преимущества дистанционной формы обучения
Такой подход обеспечил максимум выгод окончания дистанционной формы профессиональной подготовки. Наши выпускники уже оценили ее преимущества:
- Свобода выбора уровня учебного заведения. Учиться в Москве, не покидая родного города, — приятная возможность, доступная каждому.
- Эффективная стоимость качественной программы. Удаленная учеба стоит дешевле классической очной формы.
- Гибкость графика занятий. Студент выбирает формат, время, темпы учебы.
- Престижный диплом (без указания формы обучения).
- Беспрерывность учебы. Работа, материнство, болезнь не является поводом прекращать профессиональный рост.
Кому подходит обучение с полным или частичным дистанционным образованием
Полный или частичный «уход на дистанцию» от выбранного вуза без потери качества обучения — привлекательная возможность для любого современного активного молодого человека. Удаленная учеба идеально подходит уже трудоустроенным москвичам или жителям других регионов.
Для студентов из отдаленных регионов это единственный способ отучиться в Москве (выбрать профессию, недоступную в родном городе). Как способ социализации людей с ограниченными возможностями дистанционное образование тоже эффективно.
Адрес поступления:
Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.
Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.
Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;
Как проходит процесс обучения
Процесс обучения максимально удобен для студента
При изучении материала на расстоянии студента обучает такой же живой преподаватель, как и при традиционном образовании. Обучение также производится за счёт самостоятельного изучения соответствующей литературы и выполнения заданий по теме.
Структура курса
Виртуальная аудитория позволяет вести лекции через интернет
Занятия проходят по определённому расписанию.
В таких случаях бывают виртуальные доски, где учитель подробно и наглядно демонстрирует визуальную часть лекции. Обычно, в онлайн аудитории присутствуют сразу несколько студентов, которые выбрали дистанционную форму обучения.
Некоторые вузы преподают способом попроще: студентам выдаётся заранее подготовленный материал, который они должны изучить самостоятельно, а затем пройти тестирование.
Выдача заданий и материалов
Материалы могут подаваться студенту в различной форме
Процесс обучения происходит с помощью учебного сайта, на котором у каждого студента есть своя учётная запись. Получение материалов и заданий может происходить двумя способами:
- Онлайн материалы. В этом случае студент получает электронные учебники, лекции в текстовом виде, домашние задания и другое. В свою очередь, онлайн материалы делятся на текстовые и в реальном времени, когда происходит живое общение между преподавателем и студентом посредством текстовой переписки, голосовой связи или видеоконференции.
- Офлайн материалы. Студенту при поступлении может быть выдан целый пакет различных учебников, распечатанных лекций, заданий, программ обучения. В таком случае всё равно необходима интернет-связь с вузом для быстрого улаживания различных вопросов.
Все способы получения материалов при дистанционном обучении могут комбинироваться и изменяться. Более точно об этом расскажут при поступлении.
Обучение в семестре
Обучение может проходить в виде видеоконференций
Каждый студент на дистанционной форме обучения должен придерживаться расписания видеоконференций и вебинаров, но ему необязательно изучать дисциплины в определённом порядке.
Семестр длится столько же, как и для очной формы обучения. Благодаря доступности всех материалов, есть возможность изучить их заранее и быть готовым к экзаменам раньше остальных.
Промежуточные аттестации
Тесты и зачеты сдаются на специальных сайтах
Как только изучена определённая тема по дисциплине, студент закрепляет полученные знания путём промежуточных аттестаций. Они проходят в форме тестов и ограничены по времени.
Студенту урезают лишь время на подготовку перед каждой попыткой.
После проверки результатов преподавателем, в виртуальную зачётную книжку заносятся оценки, которые студент может видеть онлайн.
Лабораторные работы в институте
Лабораторные работы легко проходить с помощью виртуальных лабораторий
Благодаря современным средствам, проведение лабораторных работ в виртуальном виде может даже значительно превосходить их выполнение в живую. Это связано с тем, что даже в вузах не всегда есть возможность провести полноценные опыты и исследования, а с помощью интернет-технологий это стало реально даже для студентов дистанционной формы обучения.
Если проведение такой работы не требует измерений и опытов, она может происходить в текстовом виде.
Итоговые аттестации в вузе
К экзамену стоит относиться также серьезно как и при очном обучении
По завершению обучения каждый студент проходит итоговую аттестацию. Это может быть экзамен, тестирование, практическая или курсовая работа, которая выполняется онлайн. Количество попыток для сдачи может быть ограничено.
Для защиты диплома и сдачи государственных экзаменов студенту необходимо приехать лично в учебное заведение.
Выдача диплома
При успешном завершении обучения выпускнику лично (или по почте ценным письмом) выдаётся диплом государственного образца, в котором дистанционное обучение отмечается, как заочная форма.
Стоит отметить, что диплом выдаётся только после окончания полного платного обучения. Если проходить курсы или другие формы онлайн-образования, может быть выдан только сертификат или другой документ, подтверждающий получение знаний.
Особенности и развитие дистанционного образования
Дистанционное обучение представляет собой процесс освоения учебной программы на расстоянии. Он характеризуется сохранением всех важных компонентов образования и использованием специальных технических приспособлений.
Обучение с элементами удаленных технологий возникло в Европе еще в XVIII в. Тогда в качестве средства коммуникации задействовалась почта. Студенты с ее помощью получали учебные материалы и задания и вели переписку с преподавателями.
С развитием технологий в процессе обучения стали использовать телеграф, телефонную связь и радио. А в 1969 году в Соединенном Королевстве открылось первое учебное заведение полностью дистанционного формата — Открытый Университет Великобритании.
Но настоящий толчок этой форме обучения дало появление персональных компьютеров и рост их доступности. А с широким внедрением Интернета, онлайн обучение прочно вошло в повседневную жизнь. Учащиеся получили возможность обратной связи с преподавателем в любое время и из любой точки.
Как подготовиться к дистанционному обучению?
Самое главное, что необходимо сделать, прежде чем перейти на дистанционную форму обучения – настроиться морально и создать все условия для комфортного процесса.
- Расскажите ребёнку, что такое дистанционное обучение и как оно будет проходить. Для такой беседы лучше выделить отдельное время и никуда не торопиться. Пусть у ребёнка будет возможность задать все вопросы, которые его интересуют.
- Составьте план работы. Проанализируйте все данные, которые у вас есть: методические пособия, учебная программа от школы, расписание аттестаций и сроки экзаменов. Постарайтесь подойти к этому процессу спокойно. Решите, нужна ли вам будет поддержка репетиторов? Если пока понять сложно, зафиксируйте этот вопрос, чтобы вернуться к нему, если начнутся сложности.
На этом этапе вы уже можете получить поддержку «Онлайн-школы №1»: в школе есть тарифы для самостоятельного изучения материала. Если вы обучаетесь на «дистанционке» с учителем, то такая методическая поддержка в виде всех видео-лекций с преподавателями, библиотеки со всей необходимой литературой, учебников, тестов и задач, может сильно облегчить вам жизнь.
Составьте режим дня ребёнка. Особенно в период адаптации. Пусть в этом режиме будет обозначено время учёбы и отдыха обязательно. Так ребёнку будет спокойнее, и он сможет спланировать свой день заранее.
Организуйте пространство для обучения. В комнате, где ученик занимается, не должно быть предметов, которые отвлекают его от процесса. Уберите лишние плакаты со стены, на которую смотрит ученик. Пусть стол также будет свободен
Также очень важно, чтобы все необходимые предметы для обучения были в доступе.
Проверьте технические возможности. Самые большие трудности на уроках с учителем онлайн возникают в тот момент, когда картинка зависает
Никто от этого не застрахован, но если что-то вы в силах сделать, чтобы улучшить скорость работы Интернета или компьютера, лучше это сделать.
Все эти действия помогут вам настроиться и постепенно перейти в рабочий дистанционный режим.
Сейчас существует очень много различных форм дистанционного обучения. И всё это кажется сложным лишь на первый взгляд
В период карантина многие осознали, как важно уметь учиться онлайн, учиться дистанционной коммуникации, учиться себя организовывать. Эти навыки, безусловно, пригодятся ребёнку во взрослой жизни
Для читателей Study.ru предоставляются специальные условия – 2 месяца бесплатных занятий по промокоду STUDY2021 (подробности уточняйте у специалистов приемной комиссии).
Контакты:
телефон 8 800 707-51-26,
сайт onlineschool-1.ru
12345Проголосовало 1 чел.
Куда поступить на дистанционку по указанным специальностям
Среди возможных вариантов.
Университет «Синергия»
Негосударственное многопрофильное учреждение. На рынке образовательных услуг с 1988 года. Обучает студентов более чем по 200-м программам. Из них больше 20 доступны в формате дистанционки.
Популярные специальности:
- Юриспруденция.
- Предпринимательство.
- Реклама и связи с общественностью.
- Управление проектами.
- Маркетинг.
- Интернет-маркетинг.
- Логистика.
- Прикладная информатика.
- Финансы и кредит.
- Экономика горной промышленности.
- Бухгалтерский учет.
- Налоги и налогообложение.
- Управление человеческими ресурсами.
- Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе.
Учеба проходит на контрактной основе.
Московская академия предпринимательства
Негосударственный университет. Действует с 1997 года. Предлагает 11 образовательных программ для освоения в удаленном формате.
Популярные специальности:
- Юриспруденция.
- Предпринимательство.
- Управление проектами.
- Маркетинг.
- Логистика.
- Менеджмент.
- Финансы и кредит.
- Банковское дело.
- Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе.
Поступление возможно на протяжении всего года.
Московский Открытый Институт
Частный ВУЗ. На рынке образовательных услуг с 1999 года. Реализует около 30 программ ВО. Часть их которых — в удаленном формате.
Среди возможных специальностей:
- Прикладная информатика.
- Менеджмент.
- Экономика.
Учеба происходит на коммерческой основе.
Как учиться дистанционно?
Обучение в индивидуальном порядке, когда студент сочетает самообразование с обычной формой получения знаний, практически ничем не отличается от получения высшего образования обычным образом, по очной форме. Студент активно использует видео- и аудиолекции, электронные библиотеки, онлайн-семинары и тренинги.
Существуют определенные особенности в том, как учиться дистанционно. При поступлении в большинстве случаев требуется сдать проверочные испытания, как правило, это тестирование. Его организуют в режиме онлайн или в электронной форме.
После зачисления в вуз студенту предоставляется доступ к лекциям, всем необходимым материалам. При сдаче экзаменов, если она организовано в удаленном формате, отводится строго ограниченное время на выполнение заданий, чтобы исключить вероятность списывания или любого недобросовестного прохождения тестирования.
Есть ли у дистанционщиков расписание?
Студентов дистанционной формы обучения, как и всех остальных, распределяют по группам , им рассылают расписание и пароль для входа в кабинет.
Дистанционщики подчиняются общему расписанию, если речь идет о занятиях в группе, о семинарах или коллоквиумах. Остальное изучение материала студент проводит самостоятельно, в удобное для него время.
Задания на неделю или семестр студент получает в письменном виде – на электронную почту.
К кому обратиться за помощью?
Ошибочно считать, что университет оставляет удаленного студента один на один с компьютером и своими проблемами и вопросами.
У каждого студента дистанционной формы есть куратор, который всегда на связи и готов максимально быстро и полно ответить на любой вопрос, или помочь в решении проблем с учебой. Кроме того, преподаватели выделяют время для консультаций. Его не так много, но раз в месяц студент может получить ответы на все свои вопросы по предметам .
Консультации проводят как оффлайн, так и онлайн.
Удаленное образование и живое общение – как это сочетается?
Живым общение при дистанционном образовании можно назвать условно. Но запланированные вузом семинары и другие виды групповых занятий – вполне достойная альтернатива очным занятиям.
Да и упомянутые консультации никто не отменял. При желании и возможностях студент может позволить себе одну поездку в альма-матер для встречи с преподавателями.
Можно с уверенностью заявить, что сейчас дистанционное обучение стало современным и самым доступным способом получения второго высшего образования. В будущем этот формат обучения откроет перед абитуриентами еще более широкие и привлекательные перспективы.
Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения
Заменит ли дистанционное обучение учителя
Карантин показал, что российская школа пока не готова к полному переходу в цифровой формат. Многие учителя (да и родители тоже) относятся к идее перехода на «цифру» скептически. Главный аргумент — «система никогда не заменит живого учителя».
Но этот аргумент не принимает во внимание один важный момент: система и не должна заменять учителя. Она разработана для того, чтобы облегчить его работу и снять с него часть рутинной нагрузки — работы, которая не требует ни творческого подхода, ни умения находить общий язык с детьми
Например, проверка домашних заданий и формирование статистики класса — все это система может сделать за секунды, освободив учителю время на решение по-настоящему интересных задач.
Работа учителя — не сидеть вечерами над горой домашек. Его миссия — вдохновлять учеников, мотивировать их, находить индивидуальный подход к каждому в классе. Ни одна система пока на это не способна. Но она может облегчить работу преподавателя и помочь ему сделать уроки интереснее, увлекательнее и современнее. Дистанционное обучение — это форма, которую каждый преподаватель может наполнить содержанием.
Совет 2. Оборудуйте место для учёбы
<<Форма демодоступа>>
Онлайн-обучение не привязано к месту. Учиться дистанционно можно с любого устройства, где бы вы ни находились: с утра пару уроков с ноутбука, по дороге на театральный кружок — видеолекция на планшете, а в кровати перед сном — электронный учебник с телефона.
Подберите максимально комфортный стол и стул, старайтесь сидеть за компьютером правильно.
Вот несколько советов:
- Не горбитесь. Расправьте плечи и держите спину ровно. Не наклоняйте шею вперёд. Если спинка стула слишком далеко, подложите подушку.
- Не закидывайте ногу на ногу, не сидите по-турецки. Такие позы нарушают кровообращение, что приводит к быстрой утомляемости и потере концентрации. Ноги должны быть согнуты под углом 90 градусов или чуть больше, ступни при этом должны стоять на полу или специальной подставке.
- Не опирайтесь локтями на стол. Старайтесь держать руки в согнутом положении, под углом чуть более 90 градусов.
- Не ставьте монитор сбоку или сверху. Расстояние от экрана до глаз должно быть не менее 50 см.
- Каждый час вставайте из-за компьютера, чтобы размяться.
Позаботьтесь об освещении: в идеале расположиться у окна, но если такой возможности нет, выберите место с хорошим искусственным освещением. Продумайте систему хранения канцелярских принадлежностей и книг — всё должно быть под рукой. Для разбора сложных тем в процессе учёбы приобретите магнитную доску.
Профессиональные навыки и дистанционное обучение: возможен ли успешный симбиоз?
Исходя из описанных выше преимуществ и недостатков удаленного обучения, можно сделать вывод: задумываясь о возможности получения дистанционного образования необходимо реально взвесить все факты
Важно понимать, что учеба на расстоянии больше ориентирована на теорию, а овладение практическими навыками в лучшем случае предусматривается уже в процессе работы. Удаленные занятия не смогут гарантировать вам полноценное формирование профессиональных компетенций и практических навыков.
Как же извлечь максимум практики из массива теории? Для получения оптимального результата учащийся должен сам анализировать эффективность методик и оценивать качество учебного контента. Поэтому, лучше всего основное образование получить в очной (заочной) форме, а посредством дистанционной учебы дополнить уже имеющиеся знания.
В первую очередь это связано с тем, что курсы лекций зачастую очень короткие, сжатые, а требования программы одинаковые для студентов всех форм обучения и специальностей. Кроме того, дисциплины преподаются всем студентам по одному и тому же плану, без учета специфики их будущих профессий.
Вторая проблема, с которой может столкнуться студент на пути овладения профессиональными навыками в процессе дистанционного обучения – общий для всех учащихся учебный контент, что препятствует получению дополнительной, профессионально ориентированной информации или вариативных дисциплин. Нередко задания на теорию и отработку практических навыков распределяются очень неравномерно и не в пользу последних.
Достаточно часто на выполнение заданий к небольшой по объему дисциплине, нужно потратить намного больше времени, чем на ее непосредственное изучение (то есть превышается временной лимит, предусмотренный учебным планом). Выходит, что о формировании практических навыков, связанных с таким предметом не может быть и речи.
Таким образом, дистанционное обучение может стать идеальным вариантом для получения специальностей, не требующих явных профессиональных навыков (то есть, таких, которые можно получить только под руководством опытного специалиста и с использованием специальных приборов или инструментов). А вот для получения специальности, требующей наличия практических навыков, лучше всего поступать на очное отделение в один из российских ВУЗов.
Что собой представляет программа?
По содержанию программы и качеству получаемых знаний удаленный формат учебы не отличается от заочного или стационарного. Будущие специалисты изучают те же предметы:
- Основы изыскательских работ. Выпускники бакалавриата смогут проводить различные виды исследований — геодезических и геологических, — необходимые для запуска в реализацию проекта.
- Проектно-конструкторская деятельность (навыки разработки проектов и подготовки чертежей для согласований, инженерные расчеты и многое другое).
- Технология.
- Менеджмент.
- Монтажные и пусконаладочные работы, а также другие обязательные дисциплины, требуемые от строителя с ВО.
Отличия и преимущества
Главное отличие дистанционной формы — удобный план занятий и возможность учебы тогда, когда это удобно студенту. Сам он при этом может находиться в любой точке земного шара. Для присутствия на лекции или выступления на семинаре нужен только гаджет (компьютер, планшет, смартфон) и доступ в интернет.
Если коротко, то базовые условия удаленной профессиональной подготовки, которые формируют и ее важные преимущества перед другими форматами учебы, можно изложить в 4 пунктах.
- Прием документов осуществляется 12 месяцев в году. Абитуриент может быть зачислен в любое время — ждать сентября не нужно.
- Диплом — государственного образца.
- Возможна учеба без выездов на сессии.
- Срок профессиональной подготовки может меняться (студент вправе отказаться от каникул и сократить общий период учебы или досрочно сдать сессию).
Как учатся удаленно
Учеба полностью реализована в режиме онлайн. Это может быть формат live, когда ученик посещает лекции и другие виды занятий строго по расписанию (можно пообщаться с одногруппниками, сразу задать вопросы лектору и т. д.). Другой вариант — свободный график — предполагает просмотр материалов онлайн. В этом случае молодой человек сам для себя определяет, как и когда он будет изучать темы, согласно учебному плану.
План тем, электронные учебники, реквизиты для контакта с наставником и преподавателями — все это есть в личном кабинете. Доступ к нему (логин и пароль) студент получает при зачислении.
Ресурсы и инструменты для дистанционного обучения
Несмотря на то, что количество школьников, обучающихся дистанционно, и так росло с каждым годом, а во время карантина приблизилось к 100%, министерство просвещения так и не разработало единого портала для дистанционного образования, где обучающийся и учитель могли бы найти все, что нужно для учебы.
Но существуют интернет-платформы, организующие удаленное обучение для школьников и рекомендованные министерством. Каждый такой сайт позволяет более или менее удобно осуществить переход с обычного обучения на удаленное. В их число входят две государственных платформы:
Московская электронная школа — библиотека электронных учебников и пособий. Здесь также можно найти сценарии уроков.
Но для организации классной работы на расстоянии имеются и частные платформы:
Организация учебы на дому не ограничивается просмотром уроков. Учителю могут помочь и другие ресурсы — для проведения олимпиад в режиме онлайн, для контроля и самопроверки, профориентации и поддержки мотивации. Министерство просвещения рекомендует:
А онлайн-школа Skysmart вместе с АО «Издательство „Просвещение“» разработали Skysmart Класс с заданиями по школьной программе для 5–11 классов. Они позволят не менять учебный план и заниматься по привычной школьной программе — только онлайн. Skysmart Класс доступен ученику с компьютера, планшета и даже со смартфона. Она содержит задания по математике (с 7 класса — по алгебре и геометрии), русскому языку, обществознанию и английскому языку.