Естествознание, или науки о живой и неживой природе

История естествознания

Наверняка естествознания зародилось еще в первобытные времена, и среди наших далеких предков встречались наблюдательные и мудрые люди, которых соплеменники по невежеству могли звать шаманами, колдунами или друидами, а они-то были первыми учеными! Наблюдая за окружающей природой, они подмечали особенности поведения животных, изучали лекарственные свойства разных трав, по косвенным признакам могли предсказать погоду или излечить болезнь. Знания этих мудрых людей устно (так как еще не было письменности) передавались из поколения в поколение.

С изобретением письменности и появлением первых развитых цивилизаций все полезные знания, накопленные первыми учеными, бывшими в древних обществах жрецами, начали систематизироваться и писаться. Так в древнем Египте, Месопотамии, древнем Китае, Индии и других колыбелях цивилизации появились первые письменные научные труды касательно естествознания.

Но главными систематиками знаний естественных наук стали древние греки, и именно в античной Греции зародилась наука в ее классическом виде. Более того, некоторые открытия древнегреческих ученых удивляют своей современностью и актуальностью даже в наше время. Судите сами:

  • В VI веке до н. е. Фалес из Милета впервые объясняет природу землетрясений, не как следствие божественных сил, а как следствие определенных физических законов. Он же первым из ученых, наблюдая за небом, точно предсказал появление солнечного затмения, чем немало поразил своих современников.
  • В V веке до н. е. философ Левкипп, высказал идею о том, что весь мир состоит из неких неделимых частиц, ставших позднее именоваться атомами. Лишь впоследствии оказалось, что и атомы не самые маленькие, и в свою очередь состоят из множества еще более мелких элементарных частиц.
  • Главным ученым античного мира был конечно же Аристотель, живший в IV веке до н. е. Аристотель оставил после себя множество научных трудов по естествознанию: тут и труды по астрономии и математики, по физике и метеорологии, а его труд «История животных» состоявший из наблюдений за нашими братьями меньшими, пожалуй не потерял своей актуальности и сегодня. Разумеется, не все из научных теорий Аристотеля правдивы, но размах его научной деятельности поистине грандиозен, поэтому его вполне заслужено считают «отцом науки» (по крайней мере, в ее традиционном академическом виде).

В средние века труды Аристотеля и его натурфилософия стали непогрешимой догмой и лишь с наступлением эпохи Возрождения начинает ускоряться научно-технический прогресс, а вместе с ним происходит переворот в естествознании. Особенно сильно на развитие научных идей влияет появление книгопечатания, изобретение микроскопа и телескопа.

И вот после научной революции XVII века, зарождается современная наука, оперирующая теми особенностями естествознания, которые мы описали выше.

Чем отличается наука от лженауки

От науки псевдонаука отличается рядом признаков. Давайте в таблице кратко приведём основные различия:

Наука
Псевдонаука
опирается на научный метод
опирается на собственные незыблемые убеждения
готова меняться, если появятся новые аргументы
не готова изменять свои взгляды ни при каких обстоятельства
постоянно проверяется
нет возможностей для проверки
несколько учёных приходят к одним и тем же выводам
часто уникальная теория, которую разделяет ограниченная группа посвящённых
прогнозирует события, которые произойдут на основе научных расчётов
оправдывается, почему предсказания не сбылись
приветствует критику
все, кто критикует — враги и заговорщики
подходит ограниченному кругу людей
идеально подходит всем без исключения
использует точные измерения и опыты
нет точных инструментов для измерения результата
обращается к научным журналам
обращается к СМИ и народному мнению
приводит реальные факты, которые можно проверить
опирается на слова авторитетных лиц без конкретных фактов
действует рационально
воздействует эмоционально
принимает во внимание последние достижения в науке
делает ставку на древние знания

Псевдонаукой также не являются картины мира, на которые опирались учёные в прошлые века. Так геоцентрическая модель, утверждавшая, что Земля находится в центре, а все остальные планеты и Солнце крутятся вокруг неё — это устаревшая концепция, которая уступила место гелиоцентрической, когда появились новые факты.

Особенности понятия

Некоторые люди ошибочно считают, что склонность к гуманитарности является показателем низкого интеллекта. На самом деле такие науки исследуют человека, его духовную, умственную, нравственную, культурную и общественную деятельность.

В какой-то степени они противопоставляются биологии, химии и другим естественным наукам. На практике эти сферы часто дополняют друг друга. В психологии условно выделяют несколько типов людей, которые имеют склонности к разным видам деятельности. Гуманитарий — это индивид, который имеет способности к изучению человека и его занятий. Часто у такого ребенка появляются таланты в области изучения родного и иностранных языков, истории, литературы и т. п. В современном мире к гуманитарным наукам относятся:

  1. История. Изучает деятельность людей в прошлом. Этнография является исторической отраслью, ее сфера интересов — народы и этнические образования. В археологии специалисты изучают вещественные источники.
  2. Культурология. Рассматривает культуру и ее особенности.
  3. Филология. Изучает язык и литературное творчество.
  4. Лингвистика. Рассматривает языки разных народов.
  5. Социология. Изучает общество.

П

  • Пазиграфия
  • Палеоантропология
  • Палеобиология
  • Палеоботаника
  • Палеогеография
  • Палеография
  • Палеозоология
  • Палеоклиматология
  • Палеология
  • Палеонтология
  • Палеоокеанология
  • Палеопатология
  • Палеофитология
  • Палинология
  • Папирология
  • Паразитология
  • Парапсихология
  • Парниководство
  • Патогистология
  • Патология
  • Патопсихология
  • Патофизиология
  • Патрология
  • Педология
  • Пенетрометрия
  • Периметрия
  • Петрография
  • Петрология
  • Петрофизика
  • Петрохимия
  • Пиелография
  • Пиктография
  • Пирамидология
  • Пирометрия
  • Планетография
  • Планетология
  • Планиметрия
  • Плетизмография
  • Плодоводство
  • Плодоовощеводство
  • Пневмография
  • Полеводство
  • Полигонометрия
  • Полиграфия
  • Политология
  • Полярография
  • Помология
  • Порнография
  • Почвоведение
  • Приматология
  • Проктология
  • Протеомика
  • Протистология
  • Протозоология
  • Псефология
  • Психоидеология
  • Психология
  • Психометрия
  • Психопатология
  • Психосоциология
  • Психофармакология
  • Психофизиология
  • Птеридология
  • Птицеводство
  • Пульмонология
  • Пчеловодство
  • Пьезометрия

С

  • Садоводство
  • Санскритология
  • Сахариметрия
  • Свекловодство
  • Светометрия
  • Светофизиология
  • Свиноводство
  • Седиментология
  • Сейсмогеология
  • Сейсмография
  • Сейсмокардиография
  • Сейсмология
  • Сейсмометрия
  • Сексология
  • Сексопатология
  • Селекция
  • Селенография
  • Селенология
  • Семасиология
  • Семеноводство
  • Семитология
  • Сенситометрия
  • Сербистика
  • Серология
  • Сигиллография
  • Симметрия
  • Симптоматология
  • Синдесмология
  • Синология
  • Синэкология
  • Систематика
  • Сифилидология
  • Склерометрия
  • Скотоводство
  • Славистика
  • Собаководство
  • Соболеводство
  • Советология
  • Соматология
  • Соматометрия
  • Сомнология
  • Социолингвистика
  • Социология
  • Спектрометрия
  • Спектросенситометрия
  • Спектрофотография
  • Спектрофотометрия
  • Спелеология
  • Спирометрия
  • Спланхнология
  • Статистика
  • Статистическая физика
  • Статмология
  • Стеганография
  • Стеклография
  • Стенография
  • Стереография
  • Стереометрия
  • Стереорентгенография
  • Стереофотограмметрия
  • Стереофотография
  • Стетография
  • Стехиометрия
  • Стихология
  • Стоматология
  • Страноведение
  • Стратиграфия
  • Супрамолекулярная химия
  • Сурдология
  • Сфигмография

Цели и особенности

Наукой называется совокупность систематических действий, направленных на получение и организацию знаний о различных типах явлений, их объяснение. Основная задача естествознания — сформулировать законы, способные предсказать происходящее в окружающем мире. Отсюда вытекает стремление учёных исключить неопределённости, упрощая изучаемые явления. Основные признаки, которыми характеризуются естественные науки, можно представить следующим списком:

  • Детерминированность. Сосредоточение на причинно-следственных объяснениях.
  • Широкое использование экспериментов и математических моделей.
  • Преобладание количественных методов.
  • Объективность. Убеждения исследователей имеют слабое или не оказывают вообще никакого влияния на процесс или выводы.
  • Воспроизводимость и надёжность результатов.
  • Возможность экспериментальной проверки или опровержения.
  • Стремление к обнаружению более общих принципов устройства мира.

Развитие естественных наук тесно связано с технологическим прогрессом. Отсутствие тех или иных технических возможностей может быть непреодолимым препятствием для анализа природных явлений.

Например, без инструментов наблюдения, таких как телескоп и микроскоп, учёные не смогли бы провести важнейшие исследования в области астрономии и микробиологии.

Важно понимать, что знания об окружающем мире несовершенны и даже бывают довольно далеки от истины. Теории, на которых базируются естественные науки, представляют собой лишь объяснение какого-либо явления

В зависимости от того, в какой степени они согласуются с реальностью, определяется их качество.

Примечания

  1. ↑ Естествознание // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Равикович А. И. Развитие основных теоретических направлений в геологии 19 века. М.: Наука, 1969. 248 с. (Труды Геологического института АН СССР; Вып. 189).
  3. История (значения термина) // Толковый словарь русского языка с включениями сведений о происхождении слов. М.: Азбуковник, 2008. С. 310.
  4. Вступление // Геологический факультет Московского университета им. М. В. Ломоносова. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 5.
  5. Естественная история // Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907
  6. Естествознание / Кедров Б. М. // Евклид — Ибсен. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 9).
  7. West Churchman C. Elements of Logic and Formal Science. — New York: J. B. Lippincott Co., 1940.
  8. Leacock S. Elements of Political Science. — Houghton Mifflin Co., 1906. — 417 p.
  9. Stigum B. P. Toward a Formal Science of Economics. — MIT Press, 1990.
  10. Tomalin M. Linguistics and the Formal Sciences. — Cambridge University Press, 2006.
  11. Вайсбанд И. 5000 лет информатики. — М. Чёрная белка, 2010

Проблема амбивалентности

Хотя все прикладные дисциплины направлены на то, чтобы помогать человеку решать определенные задачи, их итоги могут быть двойственными. С одной стороны, новые знания считаются поводом для дальнейшего прогресса и расширения сознания людей. Но с другой, они становятся причиной появления проблем. В некоторых случаях они могут оказывать негативное влияние на человека и окружающую среду.

Прикладные науки часто нарушают природную гармонию. Они служат удовлетворению потребностей личности. С их помощью люди получают хорошую прибыль. Но при этом они могут стимулировать или усугублять природные процессы, негативно сказываться на здоровье и даже заменять естественные элементы синтетическими.

Подобное противоречивое отношение может угрожать существованию планеты. Ведь прикладные дисциплины служат только потребностям человека. А природа при этом терпит значительный ущерб. Эта амбивалентность поделила учёных и исследователей на две группы. Одна считает, что человек является венцом природы и может делать всё, что ему угодно. А вторая старается доказать, что люди должны жить в гармонии с окружающим миром и не нарушать его законы.

↑ Классификации наук

Постоянно развитие общества стало толчком к появлению фундаментальных наук, которые в свою очередь разделились на множество прикладных.

Фундаментальные науки представляют собой систему всех основных положений и комплекса знаний о предметах и явлениях материального и духовного мира.

Прикладные науки — это отрасли фундаментальных знаний, которые необходимы для применения их на практике.

Так, например, психология является фундаментальной наукой, а ее отрасли — возрастная, клиническая, семейная, юридическая — прикладными.

Вся совокупность наук систематизируется в три большие группы отраслей знания:

  • естественные науки или науки о природе (физика, астрономия, биология, география, геология, химия);
  • общественные или науки о человеке (гуманитарные: история, педагогика, психология, экономика, политология, религиоведение, культурология и др.);
  • технические — науки о технике (архитектура, информатика, механика, машиностроение, электротехника, космонавтика, кораблестроение).

Данная классификация наук весьма условна. Так, например, математику нельзя отнести ни к одной из трех названных отраслей, поскольку объектом ее изучения являются не реально существующие предметы и явления, а количественные отношения, поэтому ее относят к точным наукам. Очень своеобразна и философия, выступающая в форме знания о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и в тоже время мировоззрения — взглядах на мир, его происхождение, сущность и место человека в этом мире, поэтому является гуманитарной и общественной и естественной наукой.

Отрасли и дисциплины

Естествознание можно разделить на две большие группы: физические дисциплины и изучающие живые объекты. Их также можно классифицировать в зависимости от назначения. Так называемые чистые науки объясняют самые основные объекты и законы, их регулирующие.

Прикладные применяют фундаментальные теоретические знания для узких практических целей. Например, медицина ставит своей задачей излечение человеческих недугов на основе биологии.

Список естественных наук, которые считают основными, выглядит так:

  • Физика. Фокусируется на свойствах и взаимодействии материи, энергии, пространства и времени. В общем рассматривается как фундаментальная система знаний, тесно связанная с математикой и логикой. Формулирование теорий о законах, управляющих Вселенной, характерно для этого комплекса естественных знаний с древних времён.
  • Химия. В её интересы входит состав, структура и свойства веществ и изменение их результате реакций. Экспериментальная дисциплина, тесно связанная с остальной частью естествознания. Возникла из алхимии — сочетания эзотерики и физических экспериментов. Систематизация произошла после создания периодической таблицы и внедрения атомной теории вместе с разработкой исследователями фундаментального понимания форм материи.
  • Биология. занимается изучением живых существ, их происхождения, эволюции и особенностей. Имеет дело с характеристиками и классификацией организмов, взаимодействием видов друг с другом и окружающей средой. Такие разделы, как ботаника, зоология и медицина, появились с первыми цивилизациями. Микробиология берёт начало с XVII века вместе с открытием микроскопа. Ключевые события в развитии науки связаны также с появлением теорий эволюции, применением методов, характерных для физики и химии на клеточном и молекулярном уровне. Делится на разделы в зависимости от масштаба изучения: жизни от молекулярной до экологии.
  • География. Наука, описывающая происхождение, развитие и нынешнее состояние Земли. Объединяет комплекс методов познания о планете от картографии до метеопрогнозов. Включает в себя такие важные разделы, как океанография, геология, почвоведение, палеонтология. Хотя минералы и руды были предметами интереса на протяжении всей человеческой цивилизации, научное развитие знание о строении Земли приобрело лишь в XVIII веке.
  • Астрономия. Учение о небесных телах, их движении и явлениях, с ними связанных. Одна из самых древних дисциплин. Использует в качестве инструмента понимания процессов в небе физику и математические методы. Граничит с философскими вопросами о происхождении и будущем Вселенной. Ключевой фактор развития — появление и совершенствование телескопов.

Прогресс естествознания позволил человечеству победить неизлечимые в прошлом болезни, извлечь из недр Земли необходимые ресурсы, обеспечить население продуктами питания и совершить научно-техническую революцию.

А

  • Автобиография
  • Автография
  • Автолитография
  • Автометрия
  • Авторадиография
  • Агиография
  • Агиология
  • Аграфия
  • Агробиология
  • Агроклиматология
  • Агрометеорология
  • Агрономия
  • Агрохимия
  • Акарология
  • Акваметрия
  • Аксонометрия
  • Актинометрия
  • Акустика
  • Акцентология
  • Албанистика
  • Алгебра
  • Алкалиметрия
  • Алкоголиметрия
  • Аллергология
  • Аллометрия
  • Альгология
  • Альграфия
  • Альтиметрия
  • Американистика
  • Ампелография
  • Ампелология
  • Амперометрия
  • Аналитическая химия
  • Аналогия
  • Анатомия растений
  • Анатомия
  • Ангиография
  • Ангиология
  • Андрология
  • Анемометрия
  • Анестезиология
  • Антология
  • Антропография
  • Антропология
  • Антропометрия
  • Антропоморфология
  • Апология
  • Арабистика
  • Арахнология
  • Аргентометрия
  • Ареография
  • Ареометрия
  • Артериология
  • Артрология
  • Археография
  • Археология
  • Архивоведение
  • Асимметрия
  • Аскорбинометрия
  • Ассириология
  • Астробиология
  • Астрогеография
  • Астрогеология
  • Астродинамика
  • Астроколориметрия
  • Астрометрия
  • Астрономия
  • Астроспектрофотометрия
  • Астрофизика
  • Астрофотография
  • Астрофотометрия
  • Астрохимия
  • Атомная физика
  • Аудиология
  • Аудиометрия
  • Африканистика
  • Ацидиметрия
  • Аэрография
  • Аэроклиматология
  • Аэрология
  • Аэрометрия
  • Аэронавтика
  • Аэрофотограмметрия
  • Аэрофотография
  • Аэрофототопография

Как отличить науку от псевдонауки: действенный алгоритм

Даже самые рациональные учёные попадаются в ловушки псевдонаучных знаний. Как этого избежать? Ориентироваться на два простых правила:

  1. Проводить верификацию
  2. Подвергать идею фальсификации

Любую научную теорию надо очень внимательно изучать

Верификация научной теории

Верифицировать теорию — это значит использовать научный метод при её проверке. Он состоит из нескольких шагов:

  • проверить, есть ли описание теории с экспериментальными данными;
  • проводились ли проверки теории другими учёными и совпадают ли результаты;
  • можно ли повторить результаты исследований или это недоказуемо;
  • делаются ли научные предсказания на основе этой теории;
  • насколько она гибкая и может ли изменяться.

Если вы нашли невероятную теорию, но её поддерживает всего один учёный, стоит задуматься. Скорее всего это полёт фантазии и псевдонаучная идея, а не реальный прорыв.

Фальсификация

Австрийский философ Карл Поппер предложил использовать принцип фальсифицируемости гипотезы, который в дальнейшем развили учёные Томас Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос и другие. Этот принцип говорит следующее: чтобы научную теорию признали верной, надо найти условия, при которых она перестаёт работать.

Так, закон гравитации верен лишь потому, что любое тело, которое мы подбрасываем вверх, неизменно падает на землю. Но если однажды будет доказано, что есть предметы, которые не реагируют на притяжение Земли, теорию смогут пересмотреть.

А вот псевдонаучные идеи нельзя оспорить и подвергнуть фальсификации. Они всегда верны несмотря ни на что. И это главный признак лженауки.

Если нет времени углубляться в изучение документов, подтверждающих теорию, можно обращать внимание на такие дополнительные подсказки:

  1. Источники, на которых базируется теория. Наука смотрит на достижения последних лет. А псевдонаука всегда оперирует древними и недоступными знаниями.
  2. Термины, которые используются в теории. Если это «аура», «энергетическое воздействие», «паранормальные явления» и другие термины, непроверяемые научно, перед вами скорее всего лжетеория.
  3. Сенсационное заявление. Если теория заявляет об открытии, которое противоречит всем достижениям науки или отвергает их, то вряд ли оно будет истинным.
  4. Обвинения в преследованиях. Авторы теории говорят, что их разработки преследуются правительством, фармкомпаниями или конкурентами? Скорее всего к науке они не имеют никакого отношения.
  5. Кто автор данной теории. Проверяйте личность человека, чью теорию вы рассматриваете. Если это учёный с мировым именем, то кредит доверия к нему выше, чем к вчерашнему студенту, который не отличался во время учёбы.

Сколько людей — столько теорий и лжетеорий. Будьте внимательны!

Мы кратко разобрали, в чём разница между наукой и псевдонаукой, почему стоит видеть различие между ними, а также привели понятный алгоритм, который всегда поможет вам чётко отличать науку от псевдо- и лжеучений. А если у вас возникнут вопросы с подготовкой и написанием любого вида работ, смело обращайтесь в наш студенческий сервис. Эксперты компании сумеют подобрать научные источники, грамотно оформить и сдать в срок контрольную, курсовую и даже дипломную работу.

Что изучают естественные науки?

Естественные науки описывают и объясняют закономерности природы. Физика изучает общие природные закономерности и причины явлений, а также пытается как можно более точно описать окружающий мир. Физические закономерности являются основой всех других естественных наук. Химия – это естественная наука, изучающая вещества и их превращения в другие вещества; происходящие с веществами изменения описываются при помощи физических закономерностей. Биология является естественной наукой, изучающей живую природу. Живые организмы состоят из веществ и находятся под воздействием окружающей среды, поэтому для понимания происходящих с ними изменений необходимы знания из химии и физики.

К основным направлениям естественных наук принадлежат химия, физика, биология и география, которые тесно переплетены между собой.

Биохимики изучают проходящие в организмах химические процессы.

Электрохимикам важно понимать физические закономерности.

Геофизики используют не только знания из геологии, но и физики.

Подумай!

  • Какие естественные науки ты можешь назвать?
  • Назови приспособления, которые делают повседневную жизнь более удобной.

  • Живая природа
  • Вещест­ва и их превра­щения в другие вещест­ва
  • Общие природ­ные законо­мернос­ти

Seotud sisu

Muud tegevused

  • Kopeeri link
  • Teata veast

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Согласно Государственному образовательному стандарту в результате изучения дисциплины КСЕ студенты должны приобрести знания:

о методологии науки;

о научных концепциях, общепринятых в современной науке;

об истории базовых естественнонаучных открытий и новейших открытиях в этой отрасли науки;

об использовании естественнонаучных достижений в современной технике и технологии;

о фундаментальном единстве всех естественных наук и роли естествознания в современной культуре.

В ходе изучения дисциплины КСЕ у студента должны быть сформированы умения использовать:

фундаментальные понятия, законы и модели классической и современной науки для интерпретации явлений природы в различных масштабах;

методы теоретического и экспериментального исследований;

методы оценки достоверности результатов и точности измерений;

приемы оценки численных порядков величин, характерных для естествознания.

Для освоения дисциплины КСЕ будет прочитано 17 лекций и проведено 17 практических занятий. Кроме этого будут проведены аудиторные и домашние контрольные работы, а по ряду тем выполнены рефераты и проведено тестирование.

Принцип формирования рейтинговой оценки. Он традиционен.

Для оценки аудиторной и самостоятельной работы студентов в семестре установлены три контрольных срока. Οʜᴎ объявлены деканатом.

Общее количество баллов, которые может набрать студент – 100 баллов.

Посещение лекций и практических занятий – 34 балла. Отсутствие на лекции или практическом занятии – минус 2 балла. Каждая контрольная работа и тест будут иметь свое количество баллов, которые определяет преподаватель.

Для допуска до экзамена или дифференцированного зачета студент должен в семестре набрать не менее 50 баллов. Студенты, набравшие более 60 баллов и выполнившие все необходимые контрольные работы, и сдавшие тесты на положительные оценки могут рассчитывать на оценку автоматом. При этом устанавливается следующее соотношение между баллами и оценками: более 86 баллов – отлично (86 баллов пограничное количество баллов – оценка на усмотрение преподавателя); 71 – 85 баллов – хорошо; 60-70 баллов – удовлетворительно.

На первой лекции предполагается дать определение терминов (глоссарий), а затем расшифровывать эти понятия. Начнем с естествознания.

Куда можно поступить

Естественно-научный профиль в школе позволяет пробовать силы на химико-биологических и медицинских специальностях. 

Школьник сможет участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников, Менделеевском конкурсе, различных биологических и химических турнирах — призёрство или победа на олимпиадах дают бонусы для поступления.

Варианты, куда поступить, варьируются в зависимости от окончательного набора предметов ЕГЭ. Список вузов и специальностей можно посмотреть на информационном портале mos.ru. Вот некоторые варианты, которые считаются топовыми:

  • МГУ: для поступления на биологический факультет понадобится комбинация из химии, биологии и профильной математики. Ученица 11 класса домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Маша Журавлёва недавно делилась опытом подготовки. 
  • МГМУ им. И.М. Сеченова: пользуются популярностью фармацевтический, педиатрический, лечебный, стоматологический и другие естественно-научные факультеты. 
  • МФТИ: физика требуется на большинство специальностей. 
  • РНИМУ им. Пирогова: один из ведущих «медов» России, «конкурент» Сеченовки. 
  • НИУ ВШЭ: хотя университет известен экономической подготовкой, здесь есть факультет физики, факультет химии и факультет биологии и биотехнологии. Студенты ведут исследования на базе институтов РАН. 
  • МГТУ им. Баумана: ведущий вуз для технарей, особенно физиков. 

Кому подходит гуманитарный профиль обучения

Традиционно гуманитарные науки противопоставляются точным (алгебра, геометрия, физика), но это не более чем условность: большинство гуманитарных дисциплин так или иначе используют методы точных наук, а такие специальности, как социология или экономика, охватывают оба профиля. 

Изучение гуманитарных наук невозможно без понимания принципов точных. Это только одна из причин, по которой не стоит навешивать на ребёнка ярлык «технаря» или «гуманитария», внушая ему, что «противоположные» области науки — не для него.

<<Блок перелинковки>>

Тем не менее склонность детей к гуманитарному или техническому мышлению можно проследить уже в начальной школе. Гуманитарный склад ума — это не только предрасположенность к определённым школьным предметам; прежде всего, это особый способ мышления и набор свойств характера. Перечислим некоторые черты, свойственные гуманитариям: 

  • Коммуникабельность. Если ребёнок любит общение, умеет хорошо формулировать свои мысли, вести диалог и аргументировать свою точку зрения — его могут заинтересовать специальности социально-гуманитарного профиля. Умение находить с людьми общий язык — один из ключевых навыков для управленца, политика, телеведущего, бизнес-тренера и многих других профессий.
  • Развитая эмпатия. Умение сочувствовать, выслушивать, понимать потребности окружающих — очень востребованный навык. Ребёнок, внимательный к чувствам других людей, имеет хорошие шансы построить карьеру в области психологии, конфликтологии и торговли. 
  • Богатая фантазия. Смотреть на мир под нестандартным углом, представлять обыденные вещи в непривычном свете — ключевой навык дизайнеров, фотографов, режиссёров, PR-менеджеров и некоторых других гуманитарных профессий. 
  • Творческие способности. Если ваш ребёнок любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, занимается литературным творчеством или мечтает стать актёром — перед вами ярко выраженный гуманитарий, таланты которого нужно развивать. Бытует мнение, что творческие профессии — удел избранных, но не стоит спешить с выводами. Если ребёнок серьёзно настроен посвятить жизнь своему увлечению — при вашем участии у него есть все шансы на успех. В любом случае бережное отношение к хобби ребёнка позволит ему вырасти полноценной и уверенной в себе личностью.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector