Всё о дистанционном образовании

Содержание:

Различия электронного и дистанционного обучения

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ), при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии. К ним в том числе относятся:

  • дистанционные образовательные технологии;
  • электронное обучение.

Под первыми понимаются образовательные технологии, в основном осуществляемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. А вот электронным обучением признается организация образовательной деятельности с применением:

  • данных, содержащихся в базах;
  • информации, используемой при реализации образовательных программ;
  • информационных технологий, технических средств, обеспечивающих обработку информации;
  • информационно-телекоммуникационных сетей, помогающих передавать по линиям связи указанную информацию.

При этом взаимодействие обучающихся и педагогических работников играет немаловажную роль (п. 1 ст. 16 Закона № 273-ФЗ).

Для применения учреждениями электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ был разработан соответствующий Порядок, утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2. Его положения необходимо учитывать при применении следующих нормативно-правовых актов и документов:

  • Методических рекомендацийпо организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, которые утверждены письмом Минобрнауки России от 10 декабря 2012 г. № 07-832;
  • распоряжения Минобразования России от 26 августа 2003 г. № 985-24 о расчете предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий;
  • письма Минобразования России и Рособрнадзора от 11 июня 2004 г. № 01-17/05-01 о применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.

Образовательным учреждениям следует руководствоваться и Методическими рекомендациями, представленными в письме Минобрнауки России от 10 апреля 2014 г. № 06-381 (далее –Рекомендации № 06-381).

Кроме того, приказом Минобрнауки России от 20 января 2014 г. № 22 утвержден перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, по которым не допускается реализация образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – Перечень № 22). (Перечень № 22 включает только те профессии и специальности, обучение по которым ведется в учреждениях среднего профессионального образования. Это, в частности, доменщик, автомеханик, художник по костюму, переплетчик, ювелир, пчеловод, сборщик изделий электронной техники).

Модели обучения

Учреждение, которое реализует программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, может выбрать следующие модели (Рекомендации № 06-381).

Полностью дистанционное обучение

Такая модель подразумевает использование режима, при котором образовательная программа осваивается полностью удаленно.

Соответственно все общение с педагогом происходит дистанционно.

Данный вариант помогает обеспечить доступность общего образования:

  • для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а также для тех, кто не может регулярно посещать образовательные учреждения;
  • для учащихся, временно находящихся в другом городе (причинами может быть длительная командировка родителей, участие в спортивных соревнованиях, творческих, интеллектуальных конкурсах и др.).

Частичное использование дистанционных технологий

При частичном использовании дистанционных технологий образовательная программа реализуется путем чередования очных занятий с дистанционными.

Данный вариант может быть применим, например:

  • при изучении отдельных тем курса (для дифференцированного или индивидуального обучения, для слабых или, наоборот, очень сильных учащихся);
  • для обеспечения продолжения образовательного процесса в условиях введения в учреждении карантина или невозможности посещения занятий по причине погодных явлений. 

7 преимуществ дистанционных технологий перед очными

За дистанционным обучением будущее — это не просто избитая фраза, а реальность. Технология онлайн-образования для школьников, студентов, сотрудников офисов и работников предприятий имеет ряд существенных преимуществ:

  • Обучение с любой точки мира и в любое удобное время облегчает доступ к образованию людям с ограниченными возможностями, из отдаленных районов и иностранцам
  • Сокращение операционных затрат для бизнеса — не нужно арендовать залы, «выписывать» заграничного коуча и оплачивать командировочные сотрудникам
  • Онлайн-обучение можно самостоятельно спланировать, например, пройти дома или во время обеда, не нарушая рабочего графика
  • Сотни сотрудников из удаленных офисов или студентов из разных стран можно обучать одновременно, не заботясь о количестве мест на тренинге
  • Учебные материалы хранятся в общей виртуальной базе, к которой у каждого участника есть доступ
  • Автоматическая аналитика и контроль процесса обучения с помощью различных графиков, отчетов и постоянного мониторинга
  • Индивидуальное обучение по схеме непрерывного образования, позволяющее держать сотрудника в тонусе, повышая тем самым его востребованность на рынке труда

Подробней о преимуществах онлайн формата читайте в отдельной статье.

Несомненно, дистанционный формат существенно облегчает жизнь и повышает продуктивность его участников

Но важно учитывать некоторые нюансы

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии

Эти два понятия определяет в статье 16. Из длинного и запутанного официального определения следует, что:

  • электронное обучение (ЭО) – это процесс учебы с использованием информации, представленной в цифровом формате, и соответствующих технических средств, которые обеспечивают доступ к ней и общение педагогов и студентов (школьников);
  • дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это методы, процессы и средства обучения, в том числе и электронного, на расстоянии.

Электронное обучение (electronic learning, e-learning) необязательно должно быть дистанционным (на расстоянии) и онлайновым. Если студент приходит на занятия в университет, садится за компьютер, входит в оцифрованную вузовскую библиотеку, не выложенную в свободном доступе в Сети, читает виртуальный учебник, а потом сдает тесты на этом же не подключенном к интернету компьютере, то это тоже будет электронным обучением. 

Дистанционные образовательные технологии – термин еще более многозначный. Так можно назвать всё что угодно – хоть пересылку заданий и выполненных контрольных работ обычными почтовыми операторами, хоть курьерскую доставку переписки студентов и преподавателей, хоть голубиную почту. И все это тоже будет одной их технологий дистанционного обучения. Но главным образом под ДОТ понимаются методы и средства, основанные на использовании информационных телекоммуникационных сетей (ИТС) – современных систем передачи информации: интернета, сотовой связи – для дистанционного обучения.

Фактически ДОТ и электронное обучение могут существовать по отдельности, но современное образование предполагает их тесную взаимосвязь, на которой строится дистанционное обучение и в вузах, и в колледжах, и в школах.

Формы дистанционного образования

Есть технологии, которые делают удалённую учёбу доступной. Вот самые распространённые форматы:

  • видеоконференции; 
  • аудиоконференции;
  • онлайн-вебинары и записи вебинаров; 
  • занятия на интерактивной платформе; 
  • письма по электронной почте.

Чаще всего в дистанционном обучении используется несколько видов коммуникации. Это делает учёбу максимально эффективной. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ребята выполняют домашку и пишут контрольные на интерактивной платформе, изучают новый материал на вебинарах, где можно в реальном времени задать вопрос преподавателю в текстовом чате и тут же получить ответ. Уроки можно пересматривать в записи. 


Дистанционное обучение в домашней онлайн-школе «Фоксфорда»‍

Трудности онлайн обучения и как их решить

Развеем несколько самых популярных мифов о недостатках дистанционного образования:

  1. Отсутствие живого общенияВо время онлайн-занятия мы не можем потрогать собеседника, но зрительный и эмоциональный контакт присутствует даже во время обычного видеозвонка по Skype. Обмениваться опытом, дискутировать, задавать вопросы и совместно выполнять практические задания можно и онлайн. При этом отсутствует множество раздражителей и отвлекающих факторов реального общения, а информация доступна круглосуточно.
  1. Недостаточное техническое оснащениеЕсли у ученика старый компьютер или медленный интернет, сложно обучаться онлайн. Но есть и «ложка меда»: большинство дистанционных курсов доступны в мобильном формате, а телефоны есть у каждого; пройти их можно в любом месте.
  1. Большая вероятность прокрастинацииКто не хочет учиться и постигать что-то новое, тот всегда найдет способ избегать этого и при оффлайн обучении. А для желающих освоить новую профессию или повысить квалификацию в онлайн-обучении возможности безграничны.
  1. Трудности в освоении техники людьми старшего возрастаПростая инструкция к программе или тесту быстро решает эту проблему. Современные информационные технологии оснащены удобными опциями, инструкциями и понятным интерфейсом. При необходимости можно обратиться за помощью в техническую поддержку курса.

Дистанционный подход к образованию имеет свои слабые стороны, но мы живем в 21 веке, а значит, можно найти решение.

История электронного обучения

Первые шаги и этапы в дистанционном обучении были сделаны еще в начале 19 века в Англии. Преподаватель по стенографии пересылал учебные материалы письмами и принимал экзамены по почте. Почти одновременно «корреспондентское обучение» начали практиковать в высших учебных заведениях Европы и Америки. Идея пользовалась популярностью, потому что открывала доступ к образованию людям разного вероисповедания, национальности и социального статуса.

В 20 веке у почты появились достойные конкуренты — радио и телевидение. Все желающие могли слушать дискуссии, лекции и получать задания, а позже – смотреть обучающие курсы по ТВ. В конце прошлого века обучение с применением дистанционных методик начали использовать и в России. Но это было все еще одностороннее взаимодействие. Все изменилось с появлением Всемирной паутины, которая сделала учебный процесс интерактивным и двухсторонним. 

Сегодня дистанционная форма обучения больше не является вспомогательной. Видеоуроки, размещенные в интернете, уже не так привлекают людей. Новые онлайн-курсы в большинстве своем не обходятся без обратной связи, анализа результатов и проверки эффективности обучающей программы. 

Дистанционные технологии активно внедряются не только в область школьного и университетского образования, но и в корпоративную культуру. По статистике 60% молодых специалистов отдают предпочтение работодателю, который предлагает своим сотрудникам обучение на рабочем месте. Так называемый онбординг (onboarding — с англ. «адаптация») в дистанционном формате особенно популярен в условиях пандемии и будет только набирать обороты в меняющемся мире.

Типы и разновидности дистанционного обучения

Удаленное обучение – средство, которое используют, чтобы обучать и учиться чему угодно. Можно купить удаленный курс по приготовлению торта, можно получить высшее образование. Несравнимые вещи, но их объединяет применение дистанционных форм обучения: гибкость, дальнодействие, экономичность – удобное время, любое место и расстояние, плата только за учебу, без дополнительных расходов.

Дистанционно можно получить:

  • среднее образование — школа;
  • среднее профессиональное образование — колледж;
  • высшее:
    • первое (бакалавриат);
    • второе (бакалавриат);
    • вторая ступень высшего (магистратура);
  • послевузовское: аспирантура;
  • BBA – бакалавр бизнес-администрирования;
  • MBA – мастер делового администрирования.
  • дополнительное образование:
  • переподготовка на уровне СПО и ВО;
  • повышение квалификации на профессиональных или сертифицированных курсах;
  • освоение профессии на профессиональных или сертифицированных курсах;
  • изучение иностранных языков;
  • участие в профессиональных конференциях, мастер-классах, тренингах.

Выпускники удаленного обучения вузов РФ получают такой же диплом, как очники

Невероятная популярность у массовых открытых онлайн-курсов, MOOC. Это обучающие курсы, доступные через интернет, с неограниченным интерактивным участием. Кроме обычных теоретических и практических заданий, видео, можно общаться с преподавателем и взаимодействовать с другими участниками через форумы. Самые известные площадки – Coursera, Udacity и Udemy. После успешного окончания выпускники могут получить диплом об образовании или сертификат об освоенном навыке, в зависимости от сложности и условий курса.

Кроме уровня образования, ДО можно разделить на категории:

По стоимости

Мы в Vuz24 говорим, что дистанционное образование всегда платное – в контексте наших вузов и профилей так и есть. Но, конечно, бывают и бесплатные курсы, и очень редко бюджетные места в вузах на удаленные программы. Есть гранты, которые покрывают обучение. Бывает, что за обучение платит работодатель.

Так, ДО можно разделить на:

  • бесплатное,
  • платное,
  • «freemium» (бесплатное обучение, платная аттестация).

По времени

  • Фиксированное время «fixed time» – программа доступна ограниченное количество времени, день, месяц, год и имеет четкое расписание прохождения.
  • Свободный доступ «open schedule» – программа доступна в любое время и проходить ее можно в свободном режиме, так долго, как нужно.

По авторству

  • Авторский (пользовательский) курс – создается преподавателем или просто физическим лицом и выкладывается на ресурс с платным или бесплатным доступом.
  • Профессиональный – создается организацией, например вузом, с участием нескольких специалистов. Обычно для внутреннего использования.

По количеству участников

  • Без ограничения
  • С ограниченным количеством слушателей

По процессу

  • Без сопровождения – курс скачивается, как книга, учащийся разбирается с материалами и осваивает самостоятельно.
  • С сопровождением – открытое взаимодействие, функциональная и техническая поддержка.

Все эти параметры зависят от того, где и чему нужно научиться. Выбирайте удобный вариант, в зависимости от целей и возможностей. Если рассмотреть учебу в рамках проекта, то, что нужно продумать при выборе, это: стоимость, время, ресурсы на организацию учебы.

Мы в Vuz24 работаем с дистанционным образованием в лицензированных и аккредитованных вузах России и Белоруссии, которые имеют свои платформы и практикуют удаленную учебу десятки лет. Своим абитуриентам бесплатно помогаем поступать и учиться.

Чтобы узнать больше, подобрать специальность и начать поступление, заполните заявку на консультацию – ответим за 10 минут, или позвоните +7 (958) 111-72-03

Найдено научных статей по теме — 15

ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА

Сластя С.Д.

Данная статья посвящена актуальности дистанционного обучения персонала в нашей стране, технологиям дистанционного управления. Так же в статье рассматриваются основные проблемы дистанционного обучения и способы их решения.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА

Кальда В.Э.

Статья посвящена роли дистанционных технологий в обучении персонала. В статье раскрывается понятие дистанционного обучения, история возникновения понятия. Приводится зарубежный опыт дистанционного обучения.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА

Передельский П.А.

В данной работе на основе всестороннего исследования научной литературы за последние годы анализируются дистанционные технологии в обучении персонала.

Путимцева Кристина Михайловна

Данная статья анализирует практику развития современного образования на основе применения системы дистанционного обучения в рамках реализации как программ переобучения специалистов, так и программы инклюзивного образования.

Дистанционное обучение: форма, технология, средство

Шаров Василий Сергеевич

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования дистанционному обучению. Основная задача статьи обосновать и аргументировать дистанционное обучение как новую форму обучения.

Технология разработки курса дистанционного обучения

Тимофеева Г. А.

В статье описываются особенности дистанционного обучения и построения модульных курсов дистанционного обучения с учетом этих особенностей.

Дистанционные образовательные технологии в обучении

Медникова Оксана Васильевна

ДОТ предполагает непрерывность применения персонального компьютера в течение всего периода обучения, поэтому на начальном этапе студенты получают необходимые знания по работе с операционными системами, развивают умения и навыки по

Технология разработки системы дистанционного обучения

Дмитренко Т. А., Деркач Т. Н., Дмитренко А. А.

Рассматриваются актуальные вопросы внедрения в учебный процесс дистанционной формы обучения.

Технологии дистанционного обучения-глазами современника

Богданова Диана Александровна

В статье на фоне истории развития дистанционного обучения рассматриваются примеры деятельности на различных дистанционных курсах (из личного опыта обучения автора).

Дистанционные технологии обучения: проблемы и перспективы

Денисова Неля Ивановна, Морозова Татьяна Дмитриевна, Ковалева Галина Викторовна

Реализуемая при помощи дидактических приемов интерактивность дистанционных технологий обучения позволяет организовать продуктивное взаимодействие преподавателя и студентов в межсессионное время, что, в свою очередь, существенно по

Опыт внедрения дистанционных технологий обучения в ТТИ ЮФУ

Тарасенко Ольга Серажутдиновна

Образование – это путь в будущее. Перед современным обществом стоит одна из важнейших задач: создание перспективной системы образования, способной подготовить население к жизни в новых условиях цивилизации.

Образовательные технологии открытого дистанционного обучения

Девтерова Зурета Руслановна

В статье раскрыты принципы организации процесса дистанционного обучения, позволяющие создать специальную среду в любом географическом пункте и обусловленные дидактическими задачами высшей школы.

Дистанционное обучение

Итак, дистанционное обучение – это учебный процесс, во время которого учащиеся и преподаватели находятся на расстоянии друг от друга и взаимодействуют с помощью ИТС, главным образом интернета. Совместная работа может быть организована в разных формах.

Синхронно

Это онлайн-обучение в режиме реального времени, когда студенты (ученики) и преподаватели контактируют «здесь и сейчас». То есть в прямом эфире разбирается материал, проводится опрос, беседа, практикум, лабораторная и т. д. В таком формате проходят онлайновые трансляции, вебинары с прямой связью в чатах, конференции в Skype, Zoom и других мессенджерах и на образовательных платформах. 

Асинхронно

Для этого вида онлайн-обучения используют заранее составленные курсы. В них могут входить записи лекций, видеоматериалы, презентации, текстовые файлы, ссылки на дополнительные материалы из открытого интернета, обучающие задания и контрольные тесты. 

Дистанционное обучение, проходящее асинхронно, бывает двух типов:

  1. Автоматизированное – полностью самостоятельное, без участия преподавателя: студент изучает все материалы, сдает тесты с автопроверкой и получает сертификат об окончании курса или проходит в его следующий модуль – и так до полного завершения программы. По такому принципу построена учеба на многих сайтах дистанционного обучения.
  2. С поддержкой тьютора – в этом случае на определенных этапах самостоятельного дистанционного обучения студентов поддерживает и контролирует преподаватель: он проверяет домашние задания, разъясняет сложные места курса в общем чате учебной группы или на специальном форуме. Обычно в таком формате занятия проходят в специализированных системах дистанционного обучения – СДО, они есть у большинства вузов и крупных компаний, занимающихся онлайн-образованием. Еще один вариант платформ для асинхронного электронного обучения в крупных образовательных организациях и компаниях сферы EdTech – LMS (Learning Management System), то есть системы управления обучением.

Смешанно

Такой формат называется blended learning. У смешанного дистанционного обучения тоже может быть два типа.

  1. Синхрон + асинхрон. Комбинация синхронного и асинхронного дистанционного обучения. В программах такого типа сочетаются онлайновые занятия, проходящие по расписанию, и самостоятельная работа с цифровым контентом в удобное для студента время.
  2. Онлайн + офлайн. Сочетание дистанционного электронного обучения и обычных занятий в аудиториях. Часть курса изучается через интернет, часть – лично в учебном заведении.

По второму принципу разрабатываются многие очно-заочные или заочные программы в вузах, колледжах и на курсах повышения квалификации или профпереподготовки.

Blended learning постоянно развивается, уже появились его новые формы. Например, занятия могут проводиться одновременно для студентов, собравшихся в аудитории, и для слушателей, подключившихся к онлайн-трансляции с домашних компьютеров или из аудитории в другом вузе – своеобразный телемост. Больше того, те, у кого не получилось присутствовать онлайн, могут изучить запись вебинара и все дополнительные материалы в системе дистанционного обучения.

В целом в современных реалиях дистанционное обучение предполагает обязательное использование интернета, который дает возможность применять в электронной среде самые разные дистанционные образовательные технологии.

Цифровизация

Инфраструктура школ непрерывно обновляется, внедряются современные образовательные технологии. Например, ещё несколько лет назад ученики привычно решали уравнения на меловой доске, а сегодня во многих школах есть интерактивные доски. Педагоги могут выводить на экран любые видео, изображения, слайды презентаций. На многих интерактивных досках можно писать при помощи пальца — во-первых, больше не нужно пачкаться мелом, а во-вторых, детей это забавляет независимо от возраста.

Помимо интерактивных досок, школы оснащаются цифровыми системами пропусков. Они также были внедрены в рамках использования современных технологий. Родители могут отслеживать, во сколько ребёнок вошёл в здание школы и когда вышел. Сейчас школьнику достаточно приложить пропуск к турникету, а через десятилетие это может быть биометрия — отпечатки пальцев, как Touch ID на устройствах Apple, и сканирование сетчатки глаза.

Бумажные дневники уже почти канули в небытие — повсеместно используются электронные. В будущем на смену обычным принтерам придут 3D-гаджеты, ученики смогут распечатать любую нужную 3D-модель для самых разных задач. В Миннеаполисе, США, одна из школ уже обзавелась принтером Dimension BST, с помощью которого ученики создают дизайнерские прототипы. С каждым годом всё активнее развивается применение современных технологий в школе.

Вероятно, перестанет использоваться обычная бумага — учёные уже разрабатывают OLED-дисплеи. Это гибкие, лёгкие и тонкие «листы», которые можно так же, как и бумагу, сворачивать или хранить стопкой. Это решение практичнее, экологичнее и долговечнее обычной бумаги, такие дисплеи не рвутся и являются интерактивными — как гибкий планшет.


Фото — hi-news.ru

Как организовать обучение с применением онлайн технологий

Технология дистанционного обучения — только звучит сложно. Существует множество удобных и понятных инструментов для организации обучения как в онлайн-школах, так и в компаниях. Больше не нужно нанимать специалиста, с нуля писать обучающую программу для персонала, лично контролировать каждого сотрудника и вручную проверять выполнение заданий. Есть готовые решения для бизнеса — специальные онлайн-платформы.

Образовательная платформа — одновременно сервис и информационное пространство, в котором вы можете: 

  • Загружать свои материалы и хранить в облаке
  • Назначать обучение всему персоналу или отдельному новичку
  • Собирать аналитические данные
  • Проверять домашнее задание
  • Создавать онлайн тесты
  • Генерировать статистику
  • Получать быстрые и прозрачные результаты

Например, онлайн-платформа Unicraft позволяет автоматизировать обучение, подстраивать курс под себя и давать доступ неограниченному количеству учеников. Вы можете воспользоваться готовыми шаблонами курсов для разных сфер бизнеса, постоянной поддержкой для быстрого запуска онлайн-обучения в любом формате. Интеграции с другими сервисами позволяют проводить и хранить вебинары, создавать интерактивные курсы в формате SCORM, разрабатывать диалоговые тренажеры и подключать чат-ботов. 

За технологиями дистанционного обучения будущее, стоит начинать его строить прямо сейчас.

Требования к рабочему месту педработника

Рабочее место педагогического работника и обучающегося должно быть оборудовано:

  • персональным компьютером;
  • компьютерной периферией: микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками (для аудиоконференций, вебинаров), веб-камерой (для видеоконференций).

При этом конкретные требования к рабочему месту педагога необходимо установить во внутреннем локальном нормативном акте образовательного учреждения.

Например, в таком акте могут быть упомянуты:

  • интерактивная доска с проектором;
  • принтер, сканер (или многофункциональное устройство).

В отношении предметов естественнонаучного цикла в локальном акте можно предусмотреть:

  • цифровой микроскоп;
  • комплект цифровых измерителей (датчиков);
  • лабораторное оборудование.

А для занятий музыкой и изобразительным искусством могут использоваться специализированные средства ввода информации, такие как:

  • музыкальная клавиатура;
  • графический планшет.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector