Создание тренинга — цикл колба

Содержание:

Пространство стилей познания Д.Колба: сбор, оценка и применение информации

Хорошо организованные информационные потоки — «кровеносная система» любого бизнеса; это то, что может выделить компанию из числа конкурентов. Билл Гейтс пишет: «Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет, победите вы или проиграете».

Справедливо это и для индивидуального познания и обучения. Тот, кто владеет знанием, сохраняет и конкурентные преимущества. Поскольку добрая половина наших познаний устаревает в течение примерно трех лет, мы должны постоянно восполнять их. Если человек перестает учиться, он быстро оказывается на обочине жизни. Постоянное обучение является обязательным условием жизненного успеха, а знание собственного стиля познания облегчает этот процесс.

Именно нашим стилем познания определяются свойственные нам восприятие и интерпретация информации, а также наша реакция на нее. Стиль познания имеет два основных измерения: (1) способ сбора информации и (2) способ оценки и использования информации. Эти измерения и исследуются представленной ниже методикой The Learning Style Inventory — LSI.

Концепция Колба исходит из того, что при получении индивидом информации человек обращает внимание и усваивает одни виды информации в большей степени, чем другие. Помимо прочего, при попытках осознания и использования этой информации индивиды реагируют на нее по-разному. На рисунки представлены два измерения познания: сбор информации (конкретный опыт противопоставляется здесь абстрактной концептуализации) и реакция на информацию (рефлексивное наблюдение противопоставляется здесь активному экспериментированию)

На рисунки представлены два измерения познания: сбор информации (конкретный опыт противопоставляется здесь абстрактной концептуализации) и реакция на информацию (рефлексивное наблюдение противопоставляется здесь активному экспериментированию).

Каждая позиция или склонность является результатом выбора. Так, практически невозможно одновременно управлять автомобилем (конкретный опыт) и анализировать характеристики двигателя (абстрактная концептуализация). Изучение возможного значения информации (рефлексивное наблюдение) не может совмещаться с опытной проверкой ее значимости (активное экспериментирование).

Исследования этих когнитивных измерений показали, что вне зависимости от характера проблемы, с которой сталкивается индивид, при ее изучении он, как правило, сохраняет присущий ему стиль познания. Он тяготеет ко вполне определенным ситуациям и типам проблем, которые соответствуют присущему ему стилю познания (к примеру, индивиды, тяготеющие к абстрактной концептуализации и активному экспериментированию, предпочитают проблемы, допускающие пошаговое разрешение).

Таким образом на основе сочетания предпочитаемых механизмов сбора, обработки и применения информации могут быть определены стили познания человека.

Опросник стилей познания (LSI, Д.Колб)

Интегральные стили познания

Для построения успешной системы обучения также рекомендуем обратить внимание на выявление индивидуально предпочитаемых перцептивных модальностей и соответствующих им стратегий обучения

Эмпирическая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации (Experiential Learning Model) Дэвида Колба

Группа исследователей обнаружила, что люди обучаются одним из четырех способов: 1) через опыт; 2) через наблюдение и рефлексию; 3) с помощью абстрактной концептуализации; 4) путем активного экспериментирования — отдавая одному из них предпочтение перед остальными. Согласно представлениям авторов обучение состоит из повторяющихся этапов «выполнения» и «мышления». Это значит, что невозможно эффективно научиться чему-либо, просто читая об этом предмете, изучая теорию или слушая лекции. Однако не может быть эффективным и обучение, в ходе которого новые действия выполняются бездумно, без анализа и подведения итогов.

Стадии модели (или цикла) Колба могут быть представлены следующим образом:

1. Получение непосредственного опыта.
2. Наблюдение, в ходе которого обучающийся обдумывает то, что он только что узнал.
3. Осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение.
4. Экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике.

Отправным моментом естественного обучения является приобретение конкретного опыта , который дает материал для рефлексивного наблюдения . Обобщив новые данные и интегрировав их в систему имеющихся знаний, человек приходит к абстрактным представлениям и понятиям (отстраненным от непосредственного опыта). Эти новые знания представляют собой гипотезы, которые проверяются в ходе активного экспериментирования в разнообразных ситуациях — воображаемых, моделируемых и реальных. Процесс обучения может начаться с любой стадии. Он протекает циклически — до тех пор, пока не сформируется требуемый навык; как только один навык освоен, мозг готов к обучению следующему.

Заложенные в циклической четырехступенчатой модели обучения Д. Колба идеи о связи осмысления опыта, анализа насущных проблем, усвоения теории и ее проверки практикой получили широкое практическое применение. Оказалось, что люди отдают явное предпочтение поведению, соответствующему какой-либо одной из стадий цикла: практическим действиям либо теоретизированию (причем это относится как к обучаемым, так и к самим преподавателям или тренерам).

Стили обучения

Четыре стиля обучения Колба основаны на вышеупомянутом цикле. Почему их несколько? Всё просто: разные люди познают новое по-разному, от этого во многом и зависит эффективность процесса.

Вертикальная ось — восприятие информации (наш эмоциональный отклик, что мы думаем, чувствуем), горизонтальная — её обработка (как мы подходим к решению задач). По мнению Колба, человек не может одновременно выполнять оба действия одной оси: думать и чувствовать, например. Получается такая матрица:

Активное экспериментирование (выполнение) Рефлексивное наблюдение (осмысление)
Конкретный опыт (ощущение) Аккомодационный стиль — практик Дивергентный стиль — мыслитель
Абстрактная концептуализация (размышление) Конвергентный стиль — прагматик Ассимилирующий стиль — теоретик

Аккомодационный стиль

Человек проверяет всё практическим, экспериментальным путём, основываясь на своём опыте. Вместо погружения в теорию, он сразу попытается решить задачу. Практик использует скорее интуитивный подход, а не логический.

Дивергентный стиль

Обучающийся много размышляет, подходит к вопросу с разных точек зрения, изучает информацию, углубляется в неё, но не спешит применять на практике. Такие люди умеют генерировать идеи, обладают обширным спектром культурных интересов и любят собирать информацию.

Зачастую мыслители наделены богатым воображением, сильны в искусстве, эмоциональны и проявляют интерес к другим людям. Они предпочитают работать в группах, открыты к новым знаниям и любят получать персональный фидбек.

Конвергентный стиль

Прагматик ценит теоретические знания

Для него особенно важно, чтобы их можно было применить на практике. Он предпочитает технические задачи и меньше озабочен межличностными отношениями. Для него не составит труда найти практическое применение сгенерированной им идее или теории

Для него не составит труда найти практическое применение сгенерированной им идее или теории.

Ассимилирующий стиль

Для теоретиков важнее логически обоснованные теории, чем их практическое применение. К ассимилирующему стилю, как правило, склонны люди, которые работают в информационной или научной сфере. Они очень хорошо разбираются в теории и глубоко копают, много читают и анализируют. Но практический подход их не интересует.

Если поймёте, к какому стилю склонны вы, сможете существенно повысить эффективность обучения. Помните, что нужно проходить весь цикл, но начинать можно с любого этапа. Стиль познания во многом определяет, какой этап будет первым: начинаете с того, что вам ближе.

Подстройте процесс обучения под свой стиль. Это принесёт намного больше пользы, чем продолжение попыток обучаться по безликому шаблону.

Цикл Колба: преимущества и сферы применения модели (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Описанный метод обучения считается одним из самых эффективных и универсальных. Интересно то, что модель Колба может подойти практически любому человеку, ведь она основана на том, что обучающемуся уже известно. Именно поэтому ее применение настолько результативно.

Этот метод систематизации профессиональных практических или академических знаний и навыков используют крупнейшие компании по всему миру. Цикл Колба, применяемый тренерами личностного роста или преподавателями курсов повышения квалификации, позволяет сотрудникам максимально полно использовать свой потенциал, а также активировать скрытые возможности и способности.

Схема Колба на уроке[править | править код]

Ниже примерно приведена одна из самых распространенных структур интерактивного урока, построенного согласно принципам Колба: 1. Мотивация и объявление новой темы — 10 % времени от общей длительности урока; 2. Закрепление (повторение) пройденного — 20 % времени от общей длительности урока; 3. Изучение нового материала — 50 % времени от общей длительности урока; 4. Оценивание — 10 % времени от общей длительности урока; 5. Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия) — 10 % времени от общей длительности урока. Временное распределение в данной схеме можно рассматривать условным, учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись. Поясним каждый качественный этап урока более развернуто:

На основе принципов обучения Колба разработана схема наиболее эффективного проведения интерактивного обучения:

Данный этап называется также «проблематизация» в среде тренеров

Его цель заключается в том, что привлечь внимание обучаемых к теме, вызвать интерес, сформировать ощущение значимости данного вопроса. Также на этом этапе используются упражнения, которые могут продемонстрировать участникам недостаток знаний в данной теме и мотивировать их на приобретение новых знаний. Данный этап занимает 10% времени

Данный этап занимает 10% времени.

Закрепление (повторение) пройденного.

Данный этап подразумевает обобщение тех знаний, методов и способов, которыми уже обладают участники. Он позволяет структурировать опыт участников и подготовить их к переходу к следующему этапу.

Данный этап занимает 20% времени.

Изучение нового материала.

Это основной этап, который подразумевает получение учащимися новых знаний и умений. Участники получают ответы на те вопросы, которые были озвучены в начале обучения и научаются способам их практического разрешения. В изучении нового материала желательно также использовать упражнения и практические занятия.

Данный этап занимает 50% времени.

Оценивание.

На данном этапе происходит оценка того, насколько хорошо участники усвоили новые знания, навыки. Она может происходить в виде практических, тестовых заданий, обсуждений, кейсов.

Данный этап занимает 10% времени.

Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия).

Заключительный этап, в ходе которого тренер спрашивает, что было полезно, эффективно, собирает пожелания и побуждает к дальнейшему самостоятельному изучению материала.

Данный этап занимает 10% времени.

Кроме того, цикл Колба лег в основу типологии участников обучения. Она отражает специфику мыслительных операций и привычные способы действия участников. 

Типы участников:

Активист(Аккомодационный стиль, связка личный опыт-практика). Данный тип получает знания в первую очередь на основе своего опыт методом проб и ошибок. Они не любят теорию, предпочитая ей простые объяснения, которые они хотят сразу же испытать на практике.

Пример: такой человек, купив новый телефон, бежит домой и, не читая инструкции, сразу включает его, начинает нажимать кнопки, пробуя, какой получится результат.

Мыслитель(Дивергентный стиль, связка личный опыт-размышления). Этот тип, аналогично Активисту, также любит получать знания в простой форме, в виде непринужденного общения, однако он не спешит применять их на практике. Он старается разобраться до конца, задавая вопросы и многократно уточняя интересующие детали.

Пример: это человек не торопится с покупкой, задает много вопросов продавцу, просит все показать, разъяснить. При необходимости звонит на горячую линию и проси еще раз все рассказать.

Теоретик(Ассимилирующий стиль, связка теория-размышления). Этот человек любит разбираться в теории самостоятельно, ценить основательность и структурность. Углубляясь в теорию, он иногда даже не доходит до практики.

Пример: этот человек уже прочитал все о телефоне на сайтах и форумах, изучив все преимущества и ограничения каждой модели, и если, он все-таки сделал выбор, они приходит в магазин полностью подготовленным. Сделав покупку, сначала читает инструкцию, потом начинает использовать.

Прагматик(Конвергентный стиль, связка теория-практика). Участник данного типа любит получать теоретические знания, однако для него принципиально важна их практичность. Он изучает лишь тот объем информации, который необходим для применения на практике.

Пример: прочитал необходимых минимум в интернете, задал несколько вопросов продавцу, инструкцию читает, только если что-то непонятно.

Резюмируя, можно отметить, что цикл Колба является удобной и практичной моделью для выстраивания тренингов и интерактивных занятий. Она проста в понимании и адаптирована именно для взрослых участников, которые имеют свою специфику восприятия информации.

Какие преимущества и ограничения такого сценария?

В таком сценарии участники получают недостаточно тренировки, а значит – ошибаются в предложенных алгоритмах, не могут заземлить новые знания на свою практическую деятельность, не получают возможности прочувствовать преимущества нового подхода. У них не появляется достаточно мотивации, чтобы продолжать самостоятельные тренировки, и они возвращаются к использованию привычных моделей («нам так удобнее!»). Каким бы ни был полезным и глубоким новый инструмент/алгоритм, участники после такого обучения с большой долей вероятности обесценят его («то теория, а в жизни всё совсем по-другому). Тренеру останется только гадать, в чем причина, ведь он-то всё сделал «по Колбу».

Давайте вспомним, откуда появился «Цикл обучения», и что именно он описывает:

1. «Цикл обучения» Дэвид Колб описал на основе работ Курта Левина и его Т-групп. Именно Левин сформулировал 4 шага познания, и Колб называл свой цикл «Циклом эмпирического познания Левина». И Левин, и Колб исследовали то, как люди могут критически осмыслять свой опыт.

2

Дэвид Колб в своих работах акцентировал внимание на роли самого обучающегося в процессе познания, на обучении как на внутреннем процессе. Поэтому развивая теорию, Дэвид Колб далее исследовал стили обучения, а не инструменты и структуру обучающей сессии

Таким образом, когда тренер стремится любую программу выстроить по 4-м этапам цикла Колба, он нередко сталкивается с впечатлением (у себя или у участников), что «что-то не так». Особенно этот диссонанс проявляется при разработке «продуктовых тренингов» (hard skills). Тренеры выбиваются из сил, пытаясь уложить «Производственную безопасность», «Финансы для нефинансистов» или «Линейку продуктов страхования имущества» в цикл Колба, а в итоге программа выглядит, как плохо скроенный пиджак –нитки торчат, один рукав короче другого, лацканы топорщатся.

Решение этой проблемы лежит в самой теории — «цикл обучения» описывает только эмпирический способ обучения. А знания мы получаем по-разному, не только из своего опыта. Нам требуются теория, алгоритмы, схемы. Поэтому мы и не изучаем физику или биологию эмпирическом способом. И производственную безопасность изучать на опыте дело, как минимум, опасное.

Важно также помнить, что «Цикл эмпирического познания» описывает через какие этапы проходит обучающийся при формировании новых или развитии имеющихся знаний и умений, и какие условия для эффективного научения следует создать. Он не описывает инструментарий тренера, не отвечает на вопрос, как выстроить работу с теорией в ходе обучения, и не описывает структуру учебной программы

Схема тренинга Института Тренинга, развивая идеи Курта Левина обучения на опыте, является прикладным практическим инструментом, позволяющим выстроить и структурировать тренинг таким образом и в такой последовательности, чтобы:
• создать работоспособность группы, которая будет поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Это состояние помогает группе и каждому участнику продвигаться вперед в содержательном плане;
• создать мотивацию к обучению через сопоставление своего опыта и содержания тренинга, конкретизацию целей; поддерживать мотивацию в течение всего процесса научения;
• провести участников через изменения путем получения новой информации, осознание возможностей моделей и активных тренировок – от поэлементного усвоения навыка к целостному действию;
• заземлить новый опыт на реальную практику и задачи путем целостного применения полученных знаний и навыков в ситуации, приближенной к работе.

Таким образом, Схема тренинга трансформирует концептуализированные знания о том, как люди учатся на опыте, в реальный инструмент «бери и делай». Опираясь на Схему тренинга , мы получаем свободу в разработке эффективных программ, как навыкого (soft skills), так и «продуктового» типа. Этот подход позволяет реализовать большой «цикл обучения» во всем тренинге и самостоятельные циклы в каждой отдельной теме тренинга.

Схема тренинга в сочетании с другой технологией Института Тренинга «Сухое-полусухое-Целостное действие» помогает выстроить работу с теорией в обучении и дает четкий ответ на вопрос «Что, когда, как и в каком объеме следует тренировать с участниками для того, чтобы достичь учебных целей, и создать целостный обучающий опыт?»

Схема тренинга и технология «Сухое-Полусухое-Целостное действие» дают надежную методическую базу тренерам и разработчикам для того, чтобы создавать и проводить результативные программы. Мы используем этот подход сами и обучаем тренеров на краткосрочных и долгосрочных программах тренерской подготовки.

Меньше онлайн-сервисов — больше пользы

Казалось бы, технических возможностей много, выбор огромен — можно разгуляться. Но нужно ли?

Для онлайн-обучения не обязательно использовать десятки разных сервисов — достаточно пяти. Но в этих пяти надо уверенно разбираться, убедиться в комфорте работы с ними и в том, что они действительно помогут ученикам. Каждую неделю на рынке будут появляться новые предложения, зачастую дублирующие друг друга — нет смысла включаться в гонку за ресурсами, перегружать себя и учеников ради иллюзорного прогресса.

При выборе технических решений стоит:

Учитывать, как тот или иной сервис решает конкретную педагогическую задачу и решает ли он её вообще.
Убедиться, что сервис будет удобен и полезен детям

Важно также выделить отдельное время на занятии, чтобы показать нужные функции ребятам, научить с ними работать.
Следить за трендами, но не гнаться за ними. Не стоит переходить на что-то новое только из любопытства и любви к техническим новинкам — задайтесь вопросом, будет ли это полезно ученикам

Например, многим нравится использовать для групповых занятий онлайн-доску Miro. Она создавалась для бизнес-задач, но показала себя и как прекрасный инструмент для педагогов, особую популярность получила во время пандемии. У неё много аналогов, но если вам комфортно с Miro и дети к ней привыкли, зачем перебираться на новую модную доску.

#4. Приспособление, или «чувствовать и действовать»

Стиль обучения: активное экспериментирование.

Сильные стороны: любопытство и желание получить новый опыт, энергичность, рискованность. 

Ключевые характеристики: отличная приспосабливаемость к меняющимся условиям и умение не теряться в неожиданных ситуациях.

Когда теория или план не работают, они откажутся от них и будут действовать по обстоятельствам, полагаясь в значительной степени, чем другие 3 типа, на свою интуицию. Их девиз: «Не попробуешь — не узнаешь». 

Оптимальные инструменты обучения: им с трудом дается запоминание сухих фактов, лучше обстоит дело с примерами и случаями из практики. В целом люди этого типа учатся на своих ошибках и все постигают через собственный опыт. 

Где работают чаще всего: менеджмент, маркетинг, продажи.

Адаптация модели для обучения детей

Для использования данной модели учащиеся должны обладать минимальными навыками в какой-либо сфере и иметь желание их развивать. Так как детей обычно обучают «с нуля», в процессе педагогики нечасто применяют цикл Колба. Пример для детского сада может быть следующим:

Основной опасностью, которая подстерегает тренеров и преподавателей, использующих цикл Колба, становится высокий риск демотивации и возможность снижения самооценки сотрудников или учеников (если полученный в ходе занятия опыт откровенно неудачен). По этой причине тренер должен быть чрезвычайно терпеливым и предусмотрительным. Используя данный метод, необходимо знать правила критики и следить за обратной связью.

Скажите, Вам приходится обучать людей? Если Вы Бизнес-тренер, то можете пропустить пару следующих предложений и перейти к другому абзацу моего повествования. Если же нет, то повторяю вопрос: — Вы обучаете других людей? Дайте угадаю, если Вы руководите работой других людей, то совершенно точно Ваш ответ будет «Да!». Я ни разу не встречал руководителей, которые время от времени не занимались бы обучением (коррекцией работы, наставничеством, правкой мозга — нужное подчеркнуть) своих сотрудников. Такой же ответ будет, если Вы напрямую работаете с клиентами, например, продаете им что-то. Дело в том, что в работе с клиентами бывает необходимо формировать у них определенные навыки или знания относительно того, что Вы продаете. Иногда, если продукт достаточно сложный (например — инвестиции или серьезное программное обеспечение), Вам действительно необходимо работать на то, чтобы человек научился этим пользоваться.

Существует несколько моделей обучения. Я не буду касаться всех, которые знаю, и сейчас расскажу об одной модели, которой я пользуюсь в своей работе, продумывая дизайн тренингов, разрабатывая активности на тренингах, а так же анализируя свою работу. Вы можете найти описание этой модели по запросу «Experiential Learning Model» . Она разработана Дэвидом Колбом (David A. Kolb) , совместно с Роджером Фраем.

Если вкратце, то «Цикл Колба» заключается в следующем. Для того, чтобы взрослому человеку обучиться какому-либо сложному навыку максимально эффективно, то он должен пройти по четырем стадиям:

  1. Непосредственный опыт
    (concrete experience). Человек должен иметь некоторый опыт в том, чему хочет научиться или просто улучшить свои способности. Кроме того, человек должен знать, к каким результатам он обычно приходит, используя свой имеющийся на этом этапе опыт.
  2. Наблюдение
    и
    рефлексия
    (observation and reflection). Человек обдумывает и анализирует то, что уже есть у него в опыте.
  3. Формирование абстрактных концепций и моделей
    (forming abstract concepts). На этом этапе необходимо обобщить информацию, полученную опытным путем, до какой-то модели, которая бы описывала этот опыт. Таким образом происходит выстраивание взаимосвязей внутри опыта, добавление новой информации, генерация идей относительно того, как это работает.
  4. Активное экспериментирование
    (testing in new situations). И только на этом этапе необходимо поэкспериментировать и проверить пригодность созданной концепции для того, чтобы работать по ней дальше. Соответственно, после этого этапа, человек получает новый «непосредственный опыт» и круг замыкается.

Таким образом, что мы имеем. Мы имеем достаточно удобную модель работы практически с любым человеком, которая позволяет выстраивать процесс обучения исходя из его же опыта, что, в свою очередь, позволит сделать это обучение более приближенным к жизни человека.

В следующих заметках я расскажу о том, как можно планировать структуру тренинга, исходя из «цикла Колба», а так же о том, как еще Вы можете использовать «Цикл Колба» в продажах.

Особенности, характерные для обучения взрослой аудитории

В отличие от педагогики, которая рассматривает специфику работы детской психики в условиях обучения, андрагогика – это наука о том, как преподавателю и тренеру следует работать со взрослыми людьми. Цикл Колба предполагает использование основных принципов андрагогики.

Отличием «взрослого обучаемого» становится наличие устойчивой мотивации к прохождению тренингов, обучению и саморазвитию. Это неудивительно, ведь многие работающие люди или бизнесмены прекрасно понимают, что новый опыт поможет им более эффективно находить решение профессиональных и личных проблем.

Кроме того, обращаясь к имеющемуся у него опыту, такой человек приносит пользу не только себе, но и другим участникам группы. Общение и обмен информацией обогащают опыт каждого из них.

Итог занятия как мотивация

Даже идеальный формат занятия не гарантирует полного вовлечения и качественного обучения. Вокруг ребёнка столько всего интересного и отвлекающего, помимо занятия, что заставить его хотя бы ненадолго сконцентрироваться — непростая задача. Хватит ли детского запала для реального получения знаний и нужно ли детей постоянно мотивировать? Ответ кроется в балансе внешней и внутренней мотивации.

Внутренняя мотивация — это деятельность ради удовольствия от процесса, когда нет каких-то дополнительных наград, кроме полученного опыта и знаний. Такая мотивация отлично развита у маленьких детей: они любопытны и любознательны, им интересно всё новое. Но уже к пятому классу уровень заинтересованности начинает падать, и приходится подключать мотивацию внешнюю.

Внешняя мотивация — деятельность ради награды. Примитивный пример: сдашь экзамен на пять — получишь новый айфон в подарок.

Такую мотивацию важно «включать» вовремя, это было доказано законом Йеркса — Додсона: наилучшие результаты достигаются при средней интенсивности внешней мотивации, а чрезмерное её усиление может привести к негативным последствиям. Например, слишком сильная внешняя мотивация может привести к волнению за результат и стрессу: так, отличник может завалить экзамен в престижный вуз, куда мечтал поступить, потому что цена ошибки слишком высока, а значит и стимул чрезмерный

Мотивировать учеников к познанию, открытию чего-то нового и получению удовольствия от процесса важно в любом формате обучения, но в онлайн-образовании особенно. Поэтому нужно помнить о результате занятия: видимый итог работы всегда радует учеников, помогает им не сдаваться и продолжать обучение, демонстрирует пользу получаемых знаний

Если ребёнок рисует картину, то он должен закончить её в положенное время, для этого специалист выбирает задачу, посильную для возраста и опыта ученика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector