Балетмейстер

Выдающиеся танцоры балета мужчины

Удивительный и интересный факт, но до 18 столетия балет танцевали только мужчины. Если раньше звание балеруна считалось почетным и значащим, то современное общество достаточно странно относится к танцорам мужчинам. Но это не влияет на то, что именно мужчины были основателями этого вида искусства и продолжают принимать в нем активную роль. Ведь грации красивых, статных, накаченных парней – может позавидовать каждый, а стать известными – далеко не все. Давайте познакомимся с 3-мя танцорами театрального балетного танца.

  1. Петипа Мариус Иванович – русский балерун. Кто не знает его имени – не знает балета. Балетмейстер родившейся во Франции, проработавший всю жизнь в России. С самого детства мальчик пробыл на сцене, поскольку его родители были известными балетмейстерами. Он сразу был отдан в танцевальную консерваторию на скрипку, а случайным образом попал к своему отцу в балетный класс. Где все и узнали о великом таланте. В 1911 году на сцену балетного театра вышло сразу три брата Петипы, вместе с двумя сестрами. А первое выступление балетмейстера в России – поразило зрителей в 1850 годах, собственно с чего и началась его работа в Российской Империи. Считается, что именно Петипа превратил балет в хореографическое повествование.
  2. Николя Ле Риш – современный актер балетного театра Франции. Родился в 1972 году, в 10 лет поступил в балетную школу. В 16 лет его приняли в кордебалет, и он стал подниматься по карьерной вершине танцора. В 1990 году парень достиг сольных выступлений, а в 1991 году стал премьером балета. Имеет множество международных наград. А исполнив партию Ле Риш – становится «этуалью» — звездой современного балета.
  3. Нижецкий Вацлав Фомич – русский танцовщик и хореограф польского происхождения. Он является новатором балетного танца в России, и ведущим участником балета Дягилева. Парень родился в Киеве в 1889 году, в семье балерины. В 1907 году он окончил танцевальное училище и был принят в Мариинский театр, где проработал долгое время. Хореографы выделяли его ловкость, легкость и непринужденность движений. За что в будущем, он стал известным и начал ставить уже личные балеты «Весна священная» и «Игры». Молодой артист сумел стать успешным хореографом и удивить публику экспрессионистским балетом.

Знаменитые хореографы

Практически каждого знаменитого балетмейстера можно назвать – успешным хореографом. Поскольку, карьера балерин и балерунов перерастает в преподавание своего искусства. Это люди, которые познали свои страхи, прошли ряд тяжелейших и невыносимых тренировок – открывают искусство балета ежедневно. Они вкладывают свой опыт в маленьких детишек, веря в их успех и талант. Для многих, хореограф балета покажется жестким, бездушным человеком. Но только с помощью трудных и длительных тренировок, дикой дисциплины, соблюдению диеты – можно вывести актера в почетные ряды солистов.

Никто не поспорит, что именно хореографы России, считаются самыми высококлассными мастерами своего дела. И мы рекомендуем ознакомится с фамилией каждого. Такие люди и двигатели искусства достойны нашего внимания.

  • Мариус Петипа.
  • Игорь Моисеев.
  • Леонид Якобсон.
  • Алла Сигалова.
  • Александр Гриль.
  • Геннадий Клыков.
  • Татьяна Баганова.
  • Ольга Пона.

Это выходцы отечественной школы Российской империи, Советского союза. Которые прославили нашу страну, наш союз и балетное искусство. Помните! – знать и изучать историю, культуру своей страны необходимо. Особенно когда на нашей земле ходило и ходит столько талантливых и значимых людей!

Поддержите нас — единственный источник разума в это непростое время

В современной хореографии можно выделить четыре ответвления деятельности балетмейстера:

  • Балетмейстер-сочинитель, который занимается непосредственно созданием новых спектаклей и танцев. Главная его задача это создание танцевально-пантомимной партитуры балета.                                                                                                                                                 
  • Балетмейстер-постановщик, который ставит уже сочиненные произведения. На репетициях балетмейстер сам показывает исполнителю, как тот должен танцевать и чем выразительнее и точнее он это делает, тем проще танцору повторить движения, вжиться в образ. Часто сочинитель и постановщик это один и тот же человек.  
  • Балетмейстер-репетитор, который составляет план репетиций, планирует занятия и разучивает хореографические партии с артистами. Является ближайшим помощником балетмейстера-постановщика. Чтобы добиться высоких результатов, балетмейстер должен хорошо знать каждого участника коллектива и его возможности. Главная цель это довести до совершенства образ героя и исполнительское мастерство.                                                                                                                                  
  • Танцмейстер, который ставит отдельные номера в жанре малых форм.

Балетмейстер должен, несомненно, обладать большим талантом, чтобы развить его нужно учиться и тренироваться на протяжении многих лет. Развивать, кроме хореографических навыков, музыкальный слух, зрительную память и чувство ритма, должен уметь воспроизводить жесты и движения различных характеров.

Одной из самых ответственных задач является постановка произведения мировой классики или восстановление спектакля после длительного перерыва.

Чтобы правильно донести до зрителя идею и сюжет произведения, балетмейстер должен быть увлечен своей работой и творчески к ней относиться. Чаще всего выбор костюмов тоже входит в его обязанности.

В настоящее время балетмейстеры могут работать в театрах, школах танцев, опереттах, на эстраде, а также давать частные уроки.

Читайте так же:

  • С какого возраста отдавать ребенка на танцы
  • Андрис Лиепа
  • Академия танца Бориса Эйфмана

Фарух Рузиматов

— Вы аполитичный человек? Многие люди искусства сейчас вовлечены в политику, письма президенту подписывают, на демонстрации выходят…

— Наверное, неправильно будет сказать, что я вне политики. Чисто по-человечески больно видеть то, что происходит сейчас на Украине. Тем более что у меня там есть знакомые, друзья, и быть безучастным к их судьбе я не могу. Другое дело, что я бы никогда не пошел ни на какие митинги и собрания, где больше трех человек. Мне это неинтересно. Я по жизни одиночка. И высказывать свое мнение могу самостоятельно.

— Что вы думаете о нагнетании в стране межнациональной розни?

— Это абсолютно политические манипуляции. Как можно разделять людей по цвету кожи, вероисповеданию, мировоззрению. Я был воспитан на русской и европейской культуре. Поэтому отделять кого-то не умею. А замыкаться на своей культуре — глупо, это значит, намеренно сужать кругозор. Европа живет по другим законам. В Германии же есть не только немцы. Там больше двух миллионов турок, к примеру. Во Франции проживают представители всех ее колоний. Америка вообще интернациональная страна. Поэтому лозунга «Россия для русских!» я не понимаю. Кто такие русские? Все давно уже смешалось. Лично я делю людей только на порядочных и непорядочных, культурных и некультурных. А черный ты, желтый или белый — какая разница.

Дезмонд Ричардсон

Дезмонд – американский танцор, один из основателей и художественных директоров Complexions Contemporary Ballet. Уникальный танцор, искусно исполняющий как классический балет, так и современный танец, уже не раз выступал в Большом и Мариинском театрах, часто в паре с такими примами, как Диана Вишнева, а также во время гастролей Complexions.

Ричардсон начал карьеру в театре современного балета Элвина Эйли в 1987 году, где провел семь лет. После яркого выступления в партии Отелло в одноименной постановке Американского театра балета десять лет спустя, он стал участвовать в мюзиклах и фильмах, завоевывая им престижные награды, и выступать с Майклом Джексоном, Аретой Франклин и Мадонной.

Читайте на Зожнике: 

Галина Уланова

Можно сказать, что Галина Уланова была «обречена» на творческий путь балерины: ее мать обучала других балетным танцам.

В конце 20-х годов прошлого века Галина окончила хореографический техникум. После этого она начала работать в Ленинградском театре оперы и балета.

Уланова начала привлекать внимание критиков и зрителей с самого начала своего пути. Очень заметной ролью танцовщицы стала Жизель

Когда Галина Уланова исполняла сцену ее сумасшествия, она сделала это с такой самозабвенностью и проникновенностью, что слез в зале не сдерживали даже представители сильного пола.

Балерина выступала на сцене до 50 лет. Танцовщица всегда относилась к себе со строгостью: она весила меньше 50 кг и начинала каждое утро с занятий даже в преклонном возрасте.

Только пластика

«Вия» ставит репетитор балета Музыкального театра Игорь Мусухранов. Когда только начиналась работа с постановкой,предполагалось,что это будет классический балет,но в итоге внесли множество изменений. «Вий» станет режиссерско-пластическим спектаклем. Но без слов.

В Алтайском крае нередко ставят балеты,однако ограничиваются малыми,одноактными формами или вовсе небольшими пластическими композициями. Музыкальный представит полноценный спектакль в двух актах.

Для тех,кто сомневается в своих способностях понять задумки балетмейстера,предусмотрена программка с либретто. Его написал режиссер Константин Яковлев.

Репетиции балета «Вий».

Дмитрий Лямзин.

Профессии в сфере хореографии

В хореографии можно быть не только танцовщиком. Иногда человек становится преподавателем или постановщиком хореографических номеров, имея довольно малый исполнительский опыт. Все дело в том, что исполнять самому, учить и придумывать танцы — в корне разные вещи. Можно прекрасно владеть техникой, но не быть способным объяснить ее другому. А можно быть великолепным преподавателем, но абсолютно без фантазии и творческого порыва.

Посмотрим, какие есть возможности проявить себя в танцах.

Профессия артист, исполнитель хореографических постановок

Такой специалист после окончания учебного заведения может пройти отбор в балетную труппу, профессиональный ансамбль, стать частью коммерческого танцевального проекта или строить сольную карьеру.

В зависимости от того, какой путь развития выбрать, финансовая составляющая будет или очень небольшой, или весьма солидной.

Артисты кордебалета в театре и рядовые исполнители в профессиональном ансамбле зарабатывают копейки. Туда идут или от большой любви к искусству, в надежде когда-нибудь получить сольную партию или чтобы набраться опыта.

Некоторые уезжают работать по контрактам в другие страны, идут на подработку в ночные клубы, участвуют в телевизионных проектах. Конечно, это история совсем не про искусство, но только так можно заработать, будучи молодым безвестным артистом.

Профессия хореограф

Этот специалист знает все о технике исполнения танцевальных элементов. Он может преподавать, отрабатывать танцевальные номера, то есть выступать в качестве педагога-репетитора, также, если есть стремление, заниматься постановочной работой.

Работать можно с разными возрастами. В целом, возможностей развития у хореографа огромное количество, например:

  • стать создателем собственного детского или взрослого коллектива;
  • работать преподавателем хореографии в учебном заведении;
  • вести кружок танцев в детском центре;
  • ставить и отрабатывать номера для коммерческих проектов;
  • работать со спортсменами (гимнастика, синхронное плавание).

У хореографа гораздо больше шансов реализовать себя творчески, чем у рядового исполнителя. Поэтому, если добиться успеха в качестве артиста не удалось, стоит попробовать свои силы в роли преподавателя и постановщика. От уровня задач и условий, в которых специалист себя реализует, зависит размер зарплаты.

Профессия балетмейстер

Не все понимают, чем этот специалист отличается от хореографа. Различие в том, что балетмейстер ставит не отдельный номер, а целое представление, и отвечает не только за хореографию, но и за костюмы, грим, декорации. В этом смысле его можно сравнить с режиссером. Вдохновляясь музыкой, балетмейстер создает целое действо.

Балетмейстер должен мыслить масштабно, его задача шире, чем у хореографа. Разработав спектакль, он распределяет обязанности между участниками постановочного процесса: артистами, репетиторами, художниками по костюмам, свету, декорациям. Далее его задача заключается в контроле и внесении корректировок в случае необходимости. 

Балетмейстер может иметь весьма неплохой заработок, только вот в эту профессию идут вовсе не от жажды денег. Балетмейстер прежде всего служит искусству, через него специалист выражает себя.

Михаил Барышников (1948-)

Михаил Барышников считается одним из величайших танцоров нашего времени. Начав впечатляющую карьеру с балета им. Кирова в Ленинграде, он приехал на Запад в 1974 году и поселился в Нью-Йорке в качестве основного танцора в Американском театре балета. В 1978 году он присоединился к балету Нью-Йорка, где работал с Джорджем Баланчином и Джеромом Роббинсом. Год спустя он был назначен художественным руководителем Aмериканского театра балета, где в течение следующего десятилетия он представил новое поколение танцоров и хореографов. В 1990–2002 годах Барышников был директором и танцором проекта «Белый дуб», который он и хореограф Марк Моррис совместно создали для расширения репертуара и популярности американского современного танца.

Как актер он много выступал на Бродвее и вне его, а также на телевидении и в кино, например, был номинирован на премию Оскар за «Поворотный момент». Знаменитый своим партнерством с Натальей Макаровой. Благодаря этому фильму, Барышников перенес балет на огромную аудиторию. Он продолжал танцевать далеко за пределами обычного пенсионного возраста, расширяя свое творчество в современные произведения. Другие театральные постановки включают «Запретное Рождество» или «Доктор и пациент», «Беккет Шорты», «В Париже», «Человек в футляре», «Старуха» и «Письмо мужчине».

Текущие проекты включают «НЕ РАЗ», кинематографическую инсталляцию, разработанную в сотрудничестве с Яном Фабром и Филом Гриффином, и вторая театральная постановка режиссера Херманиса под названием «Белый вертолет», премьера которого состоялась в ноябре 2019 года в Новом Рижском театре. В 2005 году он открыл в Нью-Йорке Центр искусств им. Барышникова (BAC), творческое пространство, предназначенное для поддержки междисциплинарных артистов со всего мира. Среди многочисленных наград Барышникова – Почетный знак Кеннеди-центра, Национальная медаль искусств, Премия Содружества, Стипендия Чубба, Премия Джерома Роббинса и Премия Вильчека. В 2010 году ему было присвоено звание офицера Почетного легиона Франции, а в 2017 году он получил престижную международную премию искусств Praemium Imperiale в области театра и кино.

Мистика любви

Не считая хореографические спектакли других жанров,балет в Музыкальном театре не появлялся на афишах с 1960-х годов,со времен балета «Эсмеральда» Цезаря Пуни в постановке Николая Громова. И вот теперь театр решил вновь обратиться к искусству,для восприятия которого не нужно слов.

Это будет история любви-смерти,одуряюще запретных отношений,которые неотличимы от морока и ночного кошмара. Авторы не иллюстрируют гоголевское повествование,а рассуждают о природе любви и о том,что отличить добро от зла иногда невозможно.

Спасением становится искреннее чувство,которое способно отделить ложь от правды.

Геннадий Гладков написал «Вия» еще в 1984 году,однако этот красивый музыкальный материал театры используют редко. Возможно,дело в том,что он довольно сложен. Это объемное симфоническое произведение,которое непросто «скрестить» с хореографией.

Репетиции балета «Вий».

Дмитрий Лямзин.

Морис Бежар

Пройдя весь путь самостоятельно, от танцовщика, до постановщика и руководителя сложной хореографической структуры, Морис Бежар оставил след в развитии хореографического искусства, практически вывернув представление человека о балете.

Сын философа, Гастона Берже, впечатленный однажды постановкой С. Лифарь, он решил посвятить свою жизнь балету навсегда. И Морис начал обучение хореографии с 1941 года. Он сумел узнать секреты обучения нескольких хореографических школ, благодаря чему впоследствии стал обладателем уникального стиля. И, кроме того, возродил на сцене кордебалет, полностью состоящий из мужского танца. С 1945 года он совершенствовал свое мастерство у Л. Статса, Л.Н. Егоровой, мадам Рузан в Париже и у В. Волковой в Лондоне.

Ромео и Джульетта (1940)

11 января 1940 года в Ленинграде впервые ценители искусства увидели балет, с сюжетом которого знакомы все, Сергея Прокофьева под названием «Ромео и Джульетта».

В свое время балет считался скандальным, а теперь он является классикой, и многие театры показывают его искушенной публике. В балете 3 акта, 4-м является эпилог.

«Ромео и Джульетта» – один из самых популярных балетов 20-го столетия. Герои трагедии британского поэта Уильяма Шекспира навсегда остались в сердцах многих людей, как символ прекрасной и истинной, но в то же время трагической любви двух юных сердец.

Премьеру «нетанцевального» балета на музыку Прокофьева откладывали и запрещали в течение 5-ти лет.

Майя Плисецкая

Эта танцовщица является одной из самых знаменитых русских балерин. Балетное искусство нравилось ей с ранних лет. Когда Майе было 9 лет, она поступила в Московское хореографическое училище. Потом балерина училась в Большом театре: ее наставницей стала Агриппина Ваганова. Статуса солистки танцовщица добилась за два года.

Стержнем биографии Плисецкой стал балет Чайковского «Лебединое озеро». Она исполнила партию Одиллии-Одетты.

Примой балерина стала благодаря очень сложным прыжкам, выразительности пластики и врожденному артистизму. Этой танцовщице очень хорошо удавались трагические образы, ей также нравилось экспериментировать с современными танцами.

В начале 90-х годов Майя Плисецкая была уволена из Большого театра, но она не отчаивалась и продолжала выступать сольно. Благодаря большой любви к своему делу и огромному количеству энергии балерина смогла дебютировать в день своего семидесятилетия.

Особенности профессий в сфере танцев

Далеко не все профессии в хореографии творческие. В целом, сфера искусства нуждается не только в полете фантазии тех, кто в ней трудится. В первую очередь это каторжный труд и строгое подчинение правилам.

Вот что необходимо учесть перед тем, как окончательно определиться с выбором.

Нужны врожденные данные

Иными словами, профпригодность. Сюда относятся рост, вес, положение костей скелета, мышечная сила.

Что-то из необходимого в профессии можно развить. Например, растяжку. Но не получится сделать голову меньше, а шею длиннее, и совсем не удастся изменить расстояние между позвонками, а также положение головки бедра относительно вертлужной впадины. 

Тяжелый физический труд

В этом смысле хореография ничем не отличается от спорта. Чтобы выйти на сцену и покорить зрителя танцевальными навыками, артисту приходится ежедневно выполнять экзерсис у станка, терпеть боль в различных частях тела и не жаловаться на нее, оттачивать мастерство исполнения трюков под руководством строгого репетитора, по миллиону раз повторять один и тот же элемент танца до тех пор, пока постановщик не будет удовлетворен качеством.

Высокая вероятность травм

Постоянная нагрузка на мышцы и суставы сказывается на состоянии здоровья. По этой причине в балет изначально берут только очень здоровых и крепких детей.

В других сферах хореографии требования не такие строгие, но слабое здоровье может стать серьезной помехой.

Некоторые проявляют в своих стремлениях настойчивость, идут на крайние меры, скрывая наличие заболеваний и нарушений в организме. Конечно, это в большинстве случаев заканчивается очень плачевно. Нужно тысячу раз подумать, прежде чем пожертвовать свое здоровье Терпсихоре (музе танцев в древнегреческой мифологии).

Рутинный труд

Удивлены? Рутины в танцах больше, чем в бухгалтерии! Каждый день артист балета или ансамбля выполняет набор одних и тех же упражнений, слушает замечания от репетитора и постановщика, танцует одну постановку долгие годы. 

Чтобы выпустить на сцену танец, его долго и нудно отрабатывают. Это жутко утомляет не только морально, но и физически. Сцена — это не танцпол. Здесь нужно танцевать правильно, а не как хочется.

Успеха достигают единицы

У каждого, кто получает образование в сфере хореографии, сохраняется высокая вероятность всю жизнь протанцевать в последней линии кордебалета. Парадокс, но даже талант не все решает. На судьбу танцовщика влияет множество факторов, среди которых — такая изменчивая удача. 

Многое решает характер

В этой сфере очень важны стальные нервы и настойчивость. Иначе, будучи хоть трижды талантливым, невозможно задержаться в профессии. 

Преподаватели и репетиторы не всегда обходительны с учениками и исполнителями. Если сильно задевают замечания, упреки, указания на несовершенства, в том числе вашего тела, в этой профессии делать нечего.

Это происходит не потому, что все хореографы сплошь хамы и других туда не берут. Просто иначе добиться результата от заведомо ленивого человеческого тела не получается. Если педагог по танцам только и делает, что хвалит и гладит по голове, скорее всего, ему на вас наплевать.

Голейзовский Касьян Ярославович

Касьян Ярославович родился в Москве 22 февраля (5 марта) 1892 года. Мать будущего хореографа – артистка балета Большого театра, Елена Дмитриевна Голейзовская, отец – артист оперы, Ярослав Матвеевич Голейзовский, умер до рождения сына. Свое имя балетмейстер получил в честь Святого Касьяна, день которого празднуется 29 февраля.

Профессиональное обучение балету Касьян начал в Московском Хореографическом Училище, куда его привела мама. А затем был переведен в Петербург. Многие знаменитые танцовщики, у кого Касьян учился, а также вместе с кем обучался хореографии, формировали мировоззрение и эстетический вкус балетмейстера, а также его личность.

Востребованность — легко ли устроиться на работу

В настоящее время рассматриваемая профессия достаточно востребована, особенно в крупных городах. Конечно, не стоит сразу рассчитывать получить работу, к примеру, в ледовом шоу или на телевидении, а вот найти работу постановщика танцев в частной школе достаточно просто.

Со временем, набравшись опыта и, возможно, нужных знакомств (они не помешают), показав себя в работе, можно рассчитывать на что-то большее.

В большом городе довольно просто найти работу в развлекательном клубе, школе танцев или детском учреждении. Кроме того, можно давать частные уроки — при определённом желании организовать это достаточно просто.

Известные танцоры балета женщины

Балерина, одно слово дает возможность представить маленькую, тоненькую и красивую девушку в белоснежной пачке. Раньше звание балерины могли носить далеко не все танцовщицы. Его могли получить только самые достойные девушки, которые достигли артистических наград и заслуг. Стать солисткой балетной пьесы – было практически не реально для молодых девчонок. Но те, кто прошли балетную школу, имели поражающий талант – добивались успеха уже в первые 2 года. Многие, до конца пытались достигнуть приближенного успеха, а не успев – уходили на пенсию.

Россия, как никакая другая страна, славится своими актрисами балетного театра. И мы подобрали ТОП-3 самых известных женщин балетмейстеров.

  1. Иветт Шовире – прима-балерина и педагог Парижской оперы. В 1930 годах, маленькая, желающая добиться успеха, девочка училась у русских эмигрантов Князева и Гзовского. В 20 лет стала танцевать в первых рядах, а после получила звание первой танцовщицы. Исполняла важные партии «Жизель» и «Мираж». В 1972 году, в последний раз вышла на сцену Оперы Гранье. А после, Франция получила премию имени Иветт Шовире.
  2. Плисецкая Мая Михайловна – русская балерина 1940 годов. Как говорят хореографы: «Ее танцевальный почерк, не спутаешь ни с каким другим». Она окончила московское хореографическое училище, а с 1943 года стала работать в театре. Прима, выделялась своей четкостью, лаконизмом движений и артистичностью. Она достигла больших высот в мире театра и балета, порадовав зрителей своей игрой и манерой.
  3. Анна Мария Прина – итальянская прима-балерина, педагог, переводчик и организатор театра. В 1963 году по обменному контракту с СССР, приехала в Москву, где проходила стажировку. Побывав в Питере и Москве, вернулась в Италию, где ее пригласили возглавить балетную школу Ла Скала. За свою деятельность была награждена множеством русских и международных наград.

Вахтанг Чабукиани

Вахтанг стремился к расширению своего репертуара, к ролям, наиболее соответствующим мужественной героике его сценического дарования. В своих поисках он обращался и к старому классическому репертуару.

Такой партией стала для него роль военачальника Солора в возобновленном в феврале 1941 года балете «Баядерка». Ранее партия была пантомимной. В новой постановке она стала танцевальной. Из томного восточного героя-любовника Солор превратился в сильного и мужественного влюбленного воина. Редакция «Баядерки» в постановке Вахтанга Чабукиани стала канонической, фрагменты балета именно в таком варианте входят в обязательную программу многих балетных конкурсов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector