Чем отличается прикладной бакалавриат от академического

Уровни высшего профессионального образования в России

Многие абитуриенты до сих пор задаются вопросом, является ли бакалавриат высшим образованием или нет? Свидетельствует ли диплом бакалавра о том, что его обладатель получил полное высшее образование? Чтобы разрешить все сомнения, рассмотрим подробно, из чего складывается современная система высшего образования в России.

Итак, в нашей стране система высшего профессионального образования представлена сегодня тремя основными уровнями: бакалавриат, специалитет и магистратура. Особняком здесь стоит аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров, то есть ученых, а также интернатура и ординатура как ступени, завершающие обучение в медицинских вузах.

Выпускники специалитета или магистратуры в области искусств, чтобы получить право на осуществление исполнительской или преподавательской деятельности, завершают свое обучение в форме ассистентуры-стажировки.

Двухступенчатая система «бакалавриат-магистратура» была установлена в 1999 году в рамках Болонского процесса с целью унификации системы образования европейских стран. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году. Первыми российскими вузами, начавшими готовить бакалавров, стали МГИМО, РУДН, НИУ ВШЭ и некоторые другие.

Процесс внедрения двухуровневой системы в российские вузы до сих пор не завершен, во многих из них еще сохранился специалитет. Однако в перспективе специалитет планируют оставить только для ряда специальностей медицинской, военной и инженерной отраслей.

Бакалавриат

Бакалавриат – это первая ступень высшего образования в России. Диплом бакалавра подтверждает успешное окончание высшего учебного заведения и получение полного высшего профессионального образования. Мнение о том, что образование бакалавра – это неполное высшее образование, ошибочно. Обладателем неполного высшего образования считается студент, отчисленный из вуза или самостоятельно решивший прервать учебу и забрать документы.

Право поступить на программу подготовки бакалавра могут те, кто имеет среднее общее или среднее профессиональное образование. Учатся бакалавры 4 года, за это время они успевают пройти фундаментальную подготовку по выбранной специальности, изучить общепрофессиональные и специальные дисциплины, пройти практику.

Решение о выдаче выпускнику диплома с квалификацией «бакалавр» принимает Государственная экзаменационная комиссия по результатам итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы.

Специалитет

Специалитет – это форма образования, специфическая для России. Долгое время она была единственной и общепринятой. Сегодня специалистов готовят только на некоторых медицинских, инженерных и военных факультетах.

Особенность подготовки специалиста заключается в обязательном освоении общенаучной и общепрофессиональной частей программы (изучение ряда гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин) и теоретическая и практическая подготовка по узкой специальности. Обучают специалистов 5 лет, по окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и защищают дипломную работу. В дипломе специалиста указывается квалификация «юрист», «экономист», «политолог» и др.

Специалисты, пожелавшие продолжить обучение, вправе сделать это в магистратуре (только на платной основе) или аспирантуре.

Магистратура

Магистратура представляет собой форму обучения по программе, построенной на основе бакалавриата, но углубленной и дополненной. Особенность магистратуры заключается в том, что магистров в течение 2 лет готовят к дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Диплом о присвоении выпускнику степени магистра выдается по результатам защиты выпускной квалификационной работы магистра.

Прикладной бакалавриат – эксперимент

Создание прикладного или практико-ориентированного бакалавриата началось еще в 2009 году. Первый поток студентов начал обучаться уже в 2010 году. Срок обучения первого набора составил 4 года.

Эксперимент полностью себя оправдал, вузы выпустили грамотно подобранных специалистов, обладающих высококвалифицированными знаниями. В рамках учебного процесса студентам были доступны учебная и производственная практика, проведение лабораторных работ с использованием необходимого оборудования, практические занятие и написание курсовых работ, по представленным педагогами тематикам.

Прохождение производственной практики позволяет многим студентам реализовать себя в качестве специалиста в той или иной области, также за время прохождения практики будущие выпускники могут найти для себя достойные рабочие места с высокой заработной платой.

По окончании учебного заведения каждый студент получает такой документ государственного образца, как диплом.

Что такое бакалавриат?

Это базовая ступень высшего образования. Следующий уровень – магистратура. Такая двухуровневая система была утверждена в 1999 году в ходе Болонского процесса, цель которого – создание единого образовательного пространства по всей Европе. Для присоединения стране-участнице нужно подписать декларацию, в которой расписаны общие стандарты обучения студентов.

Россия подписала Болонское соглашение только в 2003 году. После чего началось внедрение новой системы образования. Одними из первых ее приняли такие топовые вузы страны, как МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. С каждым годом количество вузов возрастало. Но при этом в некоторых вузах осталась и классическая система – специалитет. В ближайшее время Россия планирует полностью перейти на двухуровневую систему. Специалитет оставят лишь на некоторых специальностях: медицинских, военных и инженерных.

Поступить в аспирантуру бакалавр сможет только после окончания магистратуры

Принципы прикладного бакалавриата

В данном случае имеется в виду программа подготовки работников с высшим образованием. Она призвана заменить профессиональное среднее образование, то есть направлена на улучшение экономических и социальных показателей страны. В результате последних образовательных реформ в России система обучения постепенно будет модернизироваться. В первую очередь, это коснется сроков обучения. Бакалаврам прикладных направлений нужно будет учиться специальности всего 3 года. По окончании курса они получат полное высшее образование.

Благодаря этому отечественный рынок труда получит квалифицированных работников, а молодежь не будет испытывать проблем с трудоустройством.

Основным преимуществом прикладного бакалавриата является ускоренная программа подготовки кадров. Для этого министерство образования внедряет углубленную программу обучения без дополнительной нагрузки по часам. Однако студентам придется львиную долю материала изучать самим. В прикладном бакалавриате сделан упор на оттачивание практических навыков, которые необходимы для последующего трудоустройства по профессии.

Особенности

Такие направления разрабатываются, чтобы решать такие значимые задачи:

  1. Ликвидация разрыва между рабочими и интеллектуальными должностями
  2. Помощь выпускникам с трудоустройством
  3. Уменьшение риска, связанного с вхождением на рынок труда
  4. Снижение издержек работодателей по доучиванию специалистов на собственные средства
  5. Больше внимания на практику
  6. Новые образовательные программы с дальнейшими перспективами

Линейные менеджеры, менеджеры среднего звена – вот в каких направлениях эта программа показывает самые серьёзные успехи, если верить международному опыту. Дипломный проект предполагает, что студент решает практическую задачу для предприятия, с которым сотрудничает.

Эксперимент по прикладному бакалавриату сейчас проводится примерно 50 высшими учебными заведениями в Москве, Питере, других городах. Планируется, что к 2020 году около 30% учащихся выберет прикладной бакалавриат, сможет его закончить. На академическую разновидность установят более высокие проходные баллы. Поступление будет связано с проблемами.

Студенты готовы решать практические задачи и могут сразу приступать к работе

Когда обучение заканчивается, студенты получают степень бакалавра по определённой специальности. Дополнительно выдают диплом, подтверждающий наличие высшего профессионального образования. После этого гражданина считают квалифицированным специалистом, который может начинать работу без проблем.

Диплом выдаётся после защиты проекта и сдачи выпускных экзаменов. Единственная проблема – отсутствие единых разработанных стандартов. Потому на бумаге прикладной бакалавриат часто похож на академический, другие подобные виды обучения.

Отличия от академического

Следующие черты называют главными отличиями между формами получения знаний:

  • Разные акценты, на теоретической и практической частях.
  • У академических бакалавров есть шанс попасть в магистратуру после проведения конкурса. Прикладным бакалаврам для этого надо отработать на предприятии несколько лет. В последнем случае разрешают прерывать учёбу на любом этапе, оставшись на работе.

На первых этапах обучения программа одинаковая в обоих случаях. Этого времени хватает студентам для принятия окончательных решений.

От специалитета бакалавриат прикладного типа отличается тем, что специальность изучается не так углубленно.

Тонкости обучения на бакалавриате

Продолжительность стандартной программы – 4 года. Для поступления на нее абитуриенту достаточно аттестата из общеобразовательного учебного заведения. Чаще всего речь идет о законченных 11 классах школы, но есть исключения и для выпускников 9 классов (зависит от профессии). Проще всего на бакалавриат поступить выпускникам колледжа. Они переводятся в ВУЗ автоматически или по результатам собеседования. К тому же, такие студенты обучаются на 1 год меньше, чем все остальные.

Степень бакалавра может быть двух направлений:

  • прикладное;
  • академическое.

У обоих направлений данного вида высшего образования есть свои характерные особенности.

Отличия между образованием специалиста, бакалавра и магистра

Одним из основных отличий между бакалавром, специалистом и магистром является срок обучения. Так, законодательно устанавливаются минимальные сроки для получения каждой из соответствующих степеней высшего образования. А именно:

  • Бакалавр – 4 года обучения;
  • Специалист – 5 лет обучения;
  • Магистр – любая предыдущая степень и как минимум год обучения.

Важный факт

Данные ограничения касаются минимальной длительности образовательной программы. В отдельных случаях обучение бакалавров может длиться более четырёх лет. То же самое касается специалистов и магистров. Чаще всего увеличенная продолжительность обучения применяется в медицинской сфере деятельности.

При этом существуют и другие отличия. В частности – наличие степени бакалавра не предусматривает права впоследствии поступить в аспирантуру. Тем не менее, наличие диплома бакалавра даёт полное право для поступления в магистратуру без обучения на специалиста. Причем бакалавр имеет право поступить на магистратуру и в любой другой ВУЗ по схожей специальности, в том числе и через несколько лет после окончания учёбы и получения диплома.

Важный факт

Степень специалиста в России с каждым годом становится всё более ограниченной программой образования. В частности, её сохранение на законодательном уровне предусматривается лишь для стратегически важных для национальной и государственной безопасности направлений. При этом всё большее количество ВУЗов на практике перестают проводить подготовку специалистов по большинству направлений.

Ещё одним существенным отличием бакалавра и специалиста от магистра является отсутствие необходимости написания и защиты диссертации. Бакалавры и специалисты выполняют лишь дипломные работы. В то же самое время подтверждением эффективного прохождения курса обучения магистратуры является защита магистерской диссертации. Отличие диссертации от дипломной работы должно выражаться в строго выраженной практической полезности таковой работы и раскрытие новых вопросов, ранее не рассмотренных наукой.

Подготовка кадров высшей квалификации

Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».

Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:

  • образования;
  • педагогической деятельности;
  • практики;
  • научно-исследовательской работы.

При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.

Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.

Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:

  • ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
  • адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
  • ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.

В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.  

Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Уровни российского вузовского образования

Образование

Уровень

Базовое образование для поступления на учебу

Срок очного обучения

Квалификация после завершения учебы

Бакалавриат

I

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

4 года

Бакалавр

Специалитет

II

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

5 лет

Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.)

Магистратура

II

Любое высшее

2 года

Магистр

Аспирантура

III

Магистратура или специалитет

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ординатура

III

Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое

2 года

Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.)

Адъюнктура

III

Специалитет или магистратура 

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ассистентура-стажировка

III

Специалитет или магистратура в области искусства и культуры

2 года

Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы

В чем суть прикладного бакалавриата

Главным и неоспоримым преимуществом прикладного метода обучения для всех студентов является реальная возможность быть трудоустроенным после получения диплома. Большая часть студентов-бакалавров на момент выпуска из ВУЗа не имеет достаточного уровня квалификации. При обучении на прикладном бакалавриате студент успевает ознакомиться с базовой частью, которая дается и при обычном обучении, но есть углубление именно в практику и дальнейшее трудоустройство. Как результат – студент выпускается уже с четкой квалификацией.

Прикладной бакалавриат – это получение всей необходимой для работы практики, обучение работе на компьютере в направлении специализации, рассмотрение деятельности руководителя и прочее. Хорошо подготовленный студент нужен каждому руководителю.

Как это происходит?

Точно так же, как и в случае со стандартной формой обучения, после проведенного обучения выпускнику предоставляются диплом и квалификация «бакалавр». В чем еще не похожи прикладной бакалавриат и бакалавриат? Отличия их заключаются в том, что в прикладной форме ученику обеспечивается определенный квалификационный разряд по какой-либо конкретной или же нескольким разным профессиям.

Таким образом, прикладной бакалавр — специализированная образовательная квалификацию, предоставляемая тем ученикам, которые полностью закончили программу высшего уровня образования на уровне бакалавриата. При этом, разбираясь в том, что лучше – бакалавриат или прикладной бакалавриат, нельзя не отметить и то, что в прикладной форме после выпуска учащийся имеет компетенцию по решению всевозможных технологических задач в разных социально-экономических сферах, и может начинать профессиональную деятельность сразу после того, как закончит обучение. Единственным отличием в данном случае является гораздо больший объем практического обучения, в связи с чем ученику и предоставляется квалификация рабочего или же определенная должность служащего по выбранному им профилю.

История проекта

Эксперимент проходил в 2010-2014 годах. Некоторые вузы набирали студентов в прикладной бакалавриат и позже, но пик активности университетов в приеме на практико-ориентированные варианты бакалаврских программ пришелся на 2013-2014 гг.

Например, РЭУ им. Плеханова приглашал поступать на направления:

  • «Менеджмент» с профилем «Менеджмент торговых сетей»;
  • «Дизайн» на профиль «Графический дизайн»;
  • «Экономика» с профилями «Бухучет, анализ и аудит», «Финансы и кредит»;
  • «Технология продукции и организация общественного питания» на профиль «Технология и организация предприятий быстрого питания»;
  • «Прикладная информатика» с профилем «Прикладная информатика в экономике».

ТюмГУ (ректором которого до 2020 года был действующий министр высшего образования и науки В. Фальков) на направления:

  • «Экология и природопользование»;
  • «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»;
  • «Информационные системы и технологии»;
  • «Физическая химия»;
  • «Химия окружающей среды, экологическая безопасность и химическая экспертиза».

В общей сложности Тюменский госуниверситет в 2015-2016 годах предлагал абитуриентам около 40 очных программ бакалавриата, больше 20 из них — прикладного. В плане приема 2014 года четко указывались особенности подготовки: академический или прикладной вариант, конкурс проходил отдельно для «теоретиков» и «практиков». Но уже в 2017 году в информации для абитуриентов о количестве мест на направлениях и профилях ТюмГУ дифференциации на прикладников и академиков не было — бакалавриат снова стал «общим».

Южный федеральный университет последний набор в прикладной бакалавриат провел в 2018 году. Вуз принимал абитуриентов на 43 направления подготовки (с несколькими профилями на каждом) — от адаптивной физкультуры, дефектологии, туризма до нанотехнологий, инноватики и радиоэкологии.

Примерно такая же ситуация сложилась и в остальных вузах. К 2017-2018 годам университеты в основном прекратили прием в прикладной бакалавриат. В конце 2017-го Минобрнауки отредактировало свой приказ № 1061 с перечнем специальностей высшего образования — убрало деление на «академиков» и «теоретиков».

Сравнение редакций приказа № 1061 — актуальной и действовавшей на 2015/16 учебный год

И все-таки не все вузы распрощались с идеей подготовки прикладных бакалавров. На сайте РЭУ им. Плеханова остались описания программ, на которые университет принимал в 2013-2016 годах.

Направления прикладного бакалавриата в РЭУ им. Плеханова

Но информации о факультете прикладного бакалавриата Плехановского университета уже (или пока) нет.

МИРЭА тоже не спешит удалять сведения о своей программе прикладного бакалавриата «Системное программирование и компьютерные технологии» (направление 01.03.02 «Прикладная математика и информатика». Она аккредитована до 2023 года.

Программа прикладного бакалавриата в РТУ МИРЭА

Но на сайте информация о приеме на эту программу только в 2016 году.

Чем отличаются, что выше, что лучше?

Следует различать бакалавриат, магистратуру и специалитет.

Первые два направления выпускают докторов наук, аспирантов, профессоров.

Они могут заниматься как профессиональной, так и преподавательской деятельностью.

То есть, если студент получил степень магистра юридических наук, он может работать юристом в какой-нибудь фирме, стать адвокатом, прокурором и т.д., но при этом, он также может преподавать юриспруденцию в ВУЗах.

Бакалавриат

Бакалавриат считается первой ступенькой для получения полного высшего образования. После нее студент может пойти учиться на магистра или работать по полученной профессии.

Срок обучения составляет 3-5 лет (в зависимости от формы обучения и факультета). В конце каждого учебного года он пишет курсовую, сдает отчеты по практике, пишет и защищает в конце обучения квалификационную работу.

Во время обучения на бакалавра студент приобретает общие знания, касающиеся выбранной области науки (профессии). После окончания учебы он получает степень бакалавра, диплом о наличии у него неполного высшего образования.

Поэтому при выборе направления бакалавра, следует учитывать, что придется в дальнейшем учиться на магистра.

Магистратура

Для того чтобы стать магистром необходимо сначала получить степень бакалавра. При этом направление магистратуры должно совпадать с тем, по которому студент получил диплом. Иначе его не примут.

Поступление в таком случае происходит без сдачи экзамена, но в некоторых ВУЗах от него могут потребовать пройти дополнительное испытание, если число желающих поступить превышает количество свободных мест в учебном заведении.

В конце обучения, который в среднем длится 2-3 года, студент пишет и защищает магистерскую диссертацию.

Диплом магистра, в отличии от диплома бакалавра считается полным высшим образованием, наравне со специалитетом, но только немного в другом направлении. В конце обучения, студент получает степень магистра.

С этого момента может, как преподавать, так и работать по полученной профессии (при условии, что его возьмут на работу).  Причем их будут принимать на работу точно также как выпускников, имеющих диплом специалиста. Они имеют равный вес.

Особенности специалитета

Специалист, как и бакалавр, не может преподавать. Он получает в институте или университете только те знания, которые ему пригодятся на работе.

Специалист может быть принят на работу по профессии сразу с третьего курса (во время прохождения практики) или после окончания ВУЗа. Чтобы получить возможность преподавать, он должен закончить магистратуру и аспирантуру.

Преимущество специалитета по сравнению с бакалавриатом заключается в том, что он может устроиться по профессии, в том время, как бакалавру это сделать практически невозможно. Учебная программа не содержит дисциплин педагогической подготовки. Основной упор в учебной программе делается только на тех дисциплинах, которые необходимы для овладения профессией.

Для того чтобы получить квалификацию специалиста, студенту необходимо учиться 5-7 лет,  в зависимости от факультета и формы обучения (заочники и хирурги учатся дольше). В завершение учебы, студент пишет и защищает дипломную работу. По завершению обучения студенту присваивается квалификация специалиста.

Это не значит, что обладатели квалификации специалиста не смогут устроиться в дальнейшем на работу, просто у всех абитуриентов, поступающих в ВУЗы с 2012 года, отсутствует возможность получить диплом специалиста.

Как это помогает в будущем?

Бакалавры, у которых за плечами есть хорошая фундаментальная подготовка, могут успешно работать практически на любых инженерных или же экономических областях, вследствие чего уже получают более узкое специальное образование в соответствии с потребностями конкретного предприятия или организации.

Новая уровневая система подготовки, присутствующая в современных вузах, позволяет каждому человеку выбрать наиболее оптимальную для него личную образовательную траекторию в соответствии с собственной жизненной ситуацией, а также интеллектуальными и финансовыми возможностями или же определенными профессиональными интересами. Не стоит забывать о том, что после того как человек получает диплом о высшем образовании, а также приобретает квалификацию «бакалавр», у него есть возможность продолжить обучение в магистратуре.

Главные отличия

Основные отличия между прикладным бакалавриатом и академическим заключаются в следующем:

  1. Академический бакалавриат – это теоретическая база, прикладной – практические умения.
  2. Академический бакалавриат предполагает продолжение обучения в магистратуре; прикладной бакалавтриат – чаще всего предполагает окончание обучения и устройство на работу.
  3. Выпускники академического бакалавриата проходят отбор на конкурсной основе для поступления в магистратуру; выпускники прикладного бакалавриата устраиваются на работу, отработать определенный стаж по своей специальности и только после этого они могут продолжать обучение в магистратуре.

В результате полученной информации можно отметить, что данные разновидности бакалавриата практически непохожи, хотя у них и одинаковая длительность обучения.

Бакалавр в российском и мировом законодательстве

Традиционно в советской и постсоветской образовательной системе существовала лишь одна степень высшего образования – специалист. Даже после окончания существования СССР в России применялась таковая система вплоть до 1996 года, когда было введено понятие бакалавриата. Впоследствии, с принятием Российской Федерацией основных положений Болонской системы образования, с 2003 года также была введена степень магистра и соответствующее высшее образование.

В западных государствах на текущий момент практически везде используется лишь две степени общего высшего образования – бакалавриат и магистратура. При этом существует, декларируется и применяется на практике основное принципиальное разделение данных вариантов обучения. Так, образование бакалавра ставит своей целью предоставление обучающемуся практических профессиональных навыков для последующего трудоустройства, в то время как образование магистра, в первую очередь, преследует цели последующей научной деятельности выпускника. В России же данное разделение не является столь строго выраженным и трактуется на практике по иным принципам.

Сейчас вопросы высшего образования, в том числе и с дипломом бакалавра, рассматриваются положениями ФЗ №273 от 29.12.2012. В частности, образование бакалавра согласно положениям этого закона однозначно считается высшим и влечет за собой все соответствующие правовые последствия. Основным из таковых последствий является прямая возможность трудоустройства на вакансии, требующие наличия высшего образования.

Обратите внимание

В связи с тем, что законодательство однозначно определяет бакалавриат как высшее образование, отказ в трудоустройстве на основании наличия неполного высшего образования с дипломом бакалавра является целиком и полностью незаконным. Под неполным или неоконченным высшим образованием подразумевается исключительно отсутствие диплома при подтверждённом факте прохождения хотя бы одного учебного курса программы высшего учебного заведения.

История проекта

Эксперимент проходил в 2010–2014 годах. Некоторые вузы набирали студентов в прикладной бакалавриат и позже, но пик активности университетов в приеме на практико-ориентированные варианты бакалаврских программ пришелся на 2013–2014 гг.

Например, РЭУ им. Плеханова приглашал поступать на направления:

  • «Менеджмент» с профилем «Менеджмент торговых сетей»;
  • «Дизайн» на профиль «Графический дизайн»;
  • «Экономика» с профилями «Бухучет, анализ и аудит», «Финансы и кредит»;
  • «Технология продукции и организация общественного питания» на профиль «Технология и организация предприятий быстрого питания»;
  • «Прикладная информатика» с профилем «Прикладная информатика в экономике».

ТюмГУ (ректором которого до 2020 года был действующий министр высшего образования и науки В. Фальков) на направления:

  • «Экология и природопользование»;
  • «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»;
  • «Информационные системы и технологии»;
  • «Физическая химия»;
  • «Химия окружающей среды, экологическая безопасность и химическая экспертиза».

В общей сложности Тюменский госуниверситет в 2015–2016 годах предлагал абитуриентам около 40 очных программ бакалавриата, больше 20 из них – прикладного. В плане приема 2014 года четко указывались особенности подготовки: академический или прикладной вариант, конкурс проходил отдельно для «теоретиков» и «практиков». Но уже в 2017 году в информации для абитуриентов о количестве мест на направлениях и профилях ТюмГУ дифференциации на прикладников и академиков не было – бакалавриат снова стал «общим».

Южный федеральный университет последний набор в прикладной бакалавриат провел в 2018 году. Вуз принимал абитуриентов на 43 направления подготовки (с несколькими профилями на каждом) – от адаптивной физкультуры, дефектологии, туризма до нанотехнологий, инноватики и радиоэкологии.

Примерно такая же ситуация сложилась и в остальных вузах. К 2017–2018 годам университеты в основном прекратили прием в прикладной бакалавриат. В конце 2017-го Минобрнауки отредактировало свой приказ с перечнем специальностей высшего образования – убрало деление на «академиков» и «теоретиков».

Сравнение редакций приказа № 1061 – актуальной и действовавшей на 2015/16 учебный год

И все-таки не все вузы распрощались с идеей подготовки прикладных бакалавров. На сайте РЭУ им. Плеханова остались описания программ, на которые университет принимал в 2013–2016 годах.

Направления прикладного бакалавриата в РЭУ им. Плеханова

Но информации о факультете прикладного бакалавриата Плехановского университета уже (или пока) нет.

МИРЭА тоже не спешит удалять сведения о своей программе прикладного бакалавриата «Системное программирование и компьютерные технологии» (направление 01.03.02 «Прикладная математика и информатика». Она аккредитована до 2023 года.

Программа прикладного бакалавриата в РТУ МИРЭА

Но на сайте информация о приеме на эту программу только в 2016 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector