Аграрные вузы россии 2021

Примечания

  1. В 1890 году, после постройки трёхэтажного здания общежития (1887) по проекту С. И. Тихомирова, флигель был переделан под учебные нужды, в частности, для кафедр частной зоотехнии и кафедры зоологии и энтомологии.
  2. В 1883 году, спустя 3 года после пожара, здесь по проекту Китнера было выстроено новое двухэтажное здание, в котором разместились различные лаборатории, в том числе агрономическая лаборатория Прянишникова и бактериологическая лаборатория, а на втором этаже 4 квартиры для профессоров и ассистентов. В 1914 году оно было капитально перестроено по проекту П. П. Смиренкина.
  3. . Памятники архитектуры Москвы & области.
  4. .
  5. ↑ , с. 50.
  6. , с. 53.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 февраля 2012.
  8. Иверонов — статья из Большой советской энциклопедии. 
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 февраля 2012.
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 февраля 2012.
  11. Михаил Иванович Придорогин (1862—1923)

Оставить нельзя модернизировать

Стремительный прогресс технологий затрагивает все отрасли экономики, в том числе и сельскохозяйственную. Облик и условия развития мирового агропромышленного комплекса (АПК) кардинально изменятся уже в ближайшее десятиления, прогнозируют учёные.

Новый этап технологического развития в мире получил название «АgroTech 4.0» (АПК 4.0). Его основы — внедрение «умных» решений, био- и нанотехнологий, робототехники, растущее влияние потребителей и новых ценностных ориентиров, изменения в структуре ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности.

Всё это меняет структуру занятости — с одной стороны снижается зависимость от низкоквалифицированной рабочей силы и ставится под вопрос актуальность отдельных профессий, с другой — растут и быстро меняются требования к ключевым компетенциям.

В результате одним из трендов трансформации мирового АПК становится формирование новой модели аграрного образования. Её основные черты: междисциплинарность и развитие на стыке разных областей научных знаний, растущий в геометрической прогрессии объём научной информации, переход к «экономике знаний», главным ресурсом которой являются компетенции. Университеты, управляющие созданием этого ресурса, приобретают новую ролевую характеристику, преобразуясь в «предпринимательские университеты», которые совмещают научно-образовательную, инновационную и бизнес-функцию.

Структура университета

Один из учебных корпусов академии

Институты

  • Институт механики и энергетики имени В. П. Горячкина
  • Институт мелиорации, водного хозяйства и строительства имени А. Н. Костякова
  • Институт экономики и управления АПК
  • Институт непрерывного образования

Опытное поле МСХА, улица Прянишникова

Факультеты

  • Агрономии и биотехнологии
  • Зоотехнии и биологии
  • Гуманитарно-педагогический
  • Почвоведения, агрохимии и экологии
  • Садоводства и ландшафтной архитектуры
  • Технологический
  • Факультет заочного образования
  • Факультет довузовской подготовки
  • Лаборатория защиты растений
  • Учебно-опытная пасека
  • Лаборатория плодоводства
  • Информационно-аналитический центр регистра и кадастра
  • Лаборатория строительно-технической экспертизы зданий и сооружений
  • Лаборатория селекции и семеноводства полевых культур
  • Испытательная лаборатория по качеству молока
  • Метеорологическая обсерватория имени В. А. Михельсона
  • Почвенно-экологическая лаборатория
  • Учебно-научно-производственный центр «Овощная опытная станция имени В. И. Эдельштейна»
  • Лаборатория агроэкологического мониторинга, моделирования и прогнозирования экосистем
  • Научно-исследовательская и проектно-учебная лаборатория транспортных средств сельскохозяйственного назначения
  • Учебно-научный консультационный центр «Лесная опытная дача»
  • Учебно-научный производственный центр спортивного газоноустройства и ландшафтного газоноведения
  • Центр зерновых бобовых культур и производства растительного белка
  • Центр спортивно-технического развития молодежи — «Вектор»
  • Лаборатория белого люпина
  • Учебно-научный корпус в Михайловском
  • Учебно-научный центр коллективного пользования — сервисная лаборатория комплексного анализа химических соединений
  • Центр молекулярной биотехнологии
  • Полевая опытная станция
  • Проблемная научно-исследовательская лаборатория по разработке теоретических основ совместного управления водным, солевым и тепловым режимами мелиорируемых земель
  • Учебно-научный консультационный центр «Агроэкология пестицидов и агрохимикатов»
  • Лаборатория генетики, селекции и биотехнологии овощных культур
  • Центр образовательной, спортивной и культурно-массовой работы
  • Отраслевой аграрный бизнес-инкубатор
  • Центр развития животноводства
    • Лаборатория физиологии и патологии размножения мелких животных
    • Зоостанция
      • Учебно-производственный животноводческий комплекс
      • Учебно-производственный птичник

История

Почтовая марка СССР, 1965 год

Почтовая марка России, 2015 год

Датой основания считается 3 декабря 1865 года, когда вышло распоряжение об открытии Петровской земледельческой и лесной академии. 25 января 1866 года состоялось открытие лекций.

Имперский период

Основная статья: Петровская сельскохозяйственная академия

27 октября 1865 года утверждён Устав академии. 3 декабря 1865 года объявлено распоряжение правительства об её открытии; открыты два отделения — сельскохозяйственное и лесное.

25 января 1866 года прочитаны первые лекции. С 1871 года началось преподавание садоводства и огородничества.

По новому Уставу от 16 июня 1873 года академия стала государственным вузом. В 1878—1879 годах в академии был организован лесохозяйственный музей, заложен лесной питомник, на опытном поле открылась метеорологическая станция.

В 1889 году принят новый Устав; ликвидируется лесное отделение; изменяется название: до 1894 года — Петровская сельскохозяйственная академия.

1 февраля 1894 года академия была закрыта. В июне 1894 года учреждён Московский сельскохозяйственный институт. В 1895—1898 годах заложен ботанический сад.

Советский период

Памятник Клименту Тимирязеву на территории академии

В 1917 году восстановлено название — Петровская сельскохозяйственная академия, изменены устав и организационная структура, созданы новые учебные планы и программы.

В декабре 1923 года вуз получил новое название — Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева; обучение было трёхгодичным, существовало 3 факультета: агрономический, экономический и инженерный.

В начале 1930-х годов на базе факультетов академии созданы Гидромелиоративный институт, Институт инженеров сельскохозяйственного производства, Институт рыбной промышленности.

В 1941 году Сельскохозяйственная академия имени Тимирязева являлась вузом Наркомзема СССР и имела почтовый адрес: город Москва, Новое шоссе, дом 10.

Основная деятельность Тимирязевской академии не прерывалась в военные годы. Временно она находилась в Самарканде, но уже в 1943 году возобновились занятия в Москве.

Современный период

В 1994 году утверждён Устав и название Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева (МСХА). В 2001 году принят новый Устав академии.

20 июня 2005 года академия переименована в Федеральное государственное образовательное учреждение «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева» (ФГОУ ВПО РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева).

11 сентября 2008 года указом президента Российской Федерации № 1343 в целях сохранения историко-культурного наследия народов Российской Федерации университет включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В 2009 году университет получил статус базовой организации государств — участников СНГ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области аграрного образования.

20 мая 2013 года приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации была начата реорганизация университета путём присоединения к нему ФГБОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина» и ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет природообустройства». 4 апреля 2014 года присоединение было завершено.

В 2017 году РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева признан базовой организацией Министерства сельского хозяйства РФ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области агропромышленного комплекса.

В ноябре 2019 года приказом министра сельского хозяйства на должность ректора назначен Академик РАН, профессор В. И. Трухачев. Учёный является председателем Ассоциации аграрных вузов РФ «Агрообразование» и входит в Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

Список лучших вузов России, рейтинг 2021 года

Зато в регионах аграрные специальности и сельское хозяйство не теряют своей значимости. Знакомим вас с топ-10 лучшими сельскохозяйственными вузами РФ согласно рейтингу «Национальное признание»-2020:

  1. Ставропольский государственный аграрный университет. Вуз имеет богатую историю. Был основан в 1930 году в Москве как Московский институт овцеводства. В 1932 году был перемещен в Ставрополь. За время своего существования учебное заведение расширялось путем присоединения других общеобразовательных учреждений и не раз меняло название. В 1994 году институт стал называться академией, с 2001-го университет носит современное название. 
  2. Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (г. Краснодар). Годом основания вуза является 1922-й, когда аграрному отделению при Кубанском политехникуме присвоили звание института. В 1991 году университет получил современное название. Сегодня это одно из крупнейших сельскохозяйственных высших учебных заведений страны. 
  3. Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева. Старейший аграрный вуз России, который был основан в декабре 1865 года в качестве Петровской земледельческой и лесной академии. За время существования учебное заведение неоднократно меняло свое название. В 2017 году вуз был признан основной организацией Минсельхоз РФ по повышению квалификации работников в аграрном секторе. 
  4. Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова. Вуз был основан в 1913 году как Высшие сельскохозяйственные курсы. Сегодня это крупнейшее учебное аграрное заведение Поволжья. Благодаря тому, что в университете в свое время (1917-1921 гг.) преподавал известный генетик Николай Иванович Вавилов, образовательное учреждение позже стало носить его имя.
  5. Воронежский государственный аграрный университет имени Императора Петра I. Стал первым высшим учебным заведением в городе, основанным в 1912 году по указу императора Николая II. В истории вуза были не только положительные моменты: так, в 2017-м университет потерял аккредитацию, которая позже была восстановлена. Сегодня это крупнейшее высшее сельскохозяйственное учебное заведение в центральной части России. 
  6. Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа). Возник в 1930 году как Башкирский сельскохозяйственный институт. Звание университета вуз получил в 1993 году.
  7. Донской государственный аграрный университет (пос. Персиановский). Крупнейший сельскохозяйственный вуз юга России, который находится в Ростовской области. История учебного заведения берет начало в 1840 году, с открытия в Варшаве ветеринарного института, в Первую мировую войну переведенного в Новочеркасск. С 1907 года в станице Персиановская успешно развивается агрономическое отделение вуза. В 1993-м учебному заведению присвоен статус университета.
  8. Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина. Учебное заведение возникло в Великую Отечественную войну, с образованием в 1943 году Ульяновской области, на базе эвакуированного из Воронежа зооветеринарного института. 
  9. Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина. Учебное заведение было основано в 1975 году, спустя 20 лет вуз получил статус академии. В 1999 году академия была преобразована в университет. В истории вуза были как светлые, так и темные времена. Так, вуз в 2007 году стал победителем среди высших учебных заведений, занимающихся внедрением инноваций в образовательные программы. А спустя 10 лет получил запрет от Рособрнадзора на прием студентов, который, впрочем, был снят в апреле того же года после устранения вузом ранее выявленных нарушений.
  10. Пензенский государственный аграрный университет. Вуз основан в 1950 году как Пензенский сельскохозяйственный институт. В 1995 году получил название Пензенской государственной сельскохозяйственной академии. Современное название университет приобрел в 2016 году.

Факультеты и специальности

Принимая решение о поступлении в сельскохозяйственный университет, студент получает шанс освоить одну из востребованных и перспективных на современном рынке специальностей. Список факультетов может видоизменяться в зависимости от конкретного заведения. Наиболее распространенные представлены в таблице:

Факультет Специальности
Агротехнологический агрономия, земельный и городской кадастр
Ветеринарный ветеринария, ветсанэкспертиза
Землеустроительный землеустройство, геодезическое обеспечение кадастра
Зоотехнический зоотехния, технология производства и переработки сельхозпродукции, продуктов питания
Агрохимии, почвоведения, экологии и водопользования агрохимия и агропочвоведение, водные биоресурсы и аквакультура

На сегодняшний день подготовка кадров для сельскохозяйственной отрасли ведется по 70 направлениям и более 120 специальностям (бакалавриата и магистратуры). Общее число учащихся аграрных институтов (включая очников и аспирантов) превышает 400 тыс. человек. Причем стать профессионалом в агропромышленной области можно, обучаясь как на очном, так и заочном отделении, а также дистанционно.

Зарубежный опыт

Кадровый дефицит в АПК и престиж аграрных профессий — проблема не только России. Она характерна для всех развитых стран, и, как отмечают авторы, вызвана общим набором предпосылок, связанных с трансформацией общественно-экономического уклада.

Американская образовательная модель имеет, например, свои проблемы — недостаточная «пропускная способность» университетов. Она вызывает количественный дефицит. Качественный также есть, но формулируется в перспективном контексте — дефицит кадров может проявиться при быстром переходе отрасли на новый технологический этап. Россия имеет и количественный, и качественный дефицит специалистов «здесь и сейчас».

Чтобы сформулировать рекомендации по модернизации российского аграрного образования, авторы доклада проанализировали опыт США, представляющий, как они отмечают, уникальный пример комплексного подхода и включающий наиболее широкий набор инструментов, которые используются в мировой практике преодоления подобных проблем.

ТОП-5 крупнейших отраслевых вузов России

Наименование (описание) Количество обучающихся
1 Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина
(медицина и биотехнологии)
34 717
2 Сибирский федеральный университет
(нефтегазовое дело)
31 573
3 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
(инженерные направления)
30 671
4 Казанский (Приволжский) федеральный университет
(педагогические направления)
28 414
5 Казанский национальный исследовательский технологический университет
(сельскохозяйственные направления)
20 479

Итого: 145 854

Место

Название вуза

Количество обучающихся

Медицина и биотехнологии

1

Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина

34 717

2

МГУ имени М. В. Ломоносова

30 671

3

Казанский (Приволжский) федеральный университет

28 414

4

Дальневосточный федеральный университет

24 753

5

Санкт-Петербургский государственный университет

21 817

6

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

20 133

7

Воронежский государственный университет

18 877

8

Российский университет дружбы народов

17 603

9

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова

13 573

10

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

6 620

Инженерные направления

1

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

30 671

2

Казанский (Приволжский) федеральный университет

28 414

3

Санкт-Петербургский государственный университет

21 817

4

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

18 691

5

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

17 477

6

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана

15 677

7

Национальный исследовательский Томский государственный университет

14 359

8

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

8 510

9

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

6 620

10

Московский физико-технический институт (государственный университет)

5 611

Педагогические направления

1

Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина

34 717

2

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

30 671

3

Казанский (Приволжский) федеральный университет

28 414

4

Дальневосточный федеральный университет

24 753

5

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

24 627

6

Южный федеральный университет

24 365

7

Санкт-Петербургский государственный университет

21 817

8

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

20 133

9

Российский университет дружбы народов

17 603

10

Национальный исследовательский Томский государственный университет

14 359

Нефтегазовое дело

1

Сибирский федеральный университет

31 573

2

Казанский (Приволжский) федеральный университет

28 414

3

Дальневосточный федеральный университет

24 753

4

Санкт-Петербургский государственный университет

21 817

5

Казанский национальный исследовательский технологический университет

20 479

6

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

18 691

7

Российский университет дружбы народов

17 603

8

Уфимский государственный нефтяной технический университет

12 844

9

Санкт-Петербургский горный университет

12 280

10

Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина

8 493

Сельскохозяйственные направления

1

Казанский национальный исследовательский технологический университет

20 479

2

Тюменский государственный университет

19 928

3

Оренбургский государственный университет

19 727

4

Кубанский государственный университет

18 485

5

Российский университет дружбы народов

17 603

6

Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского

17 460

7

Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова

16 250

8

Национальный исследовательский Томский государственный университет

14 359

9

Пермский государственный национальный исследовательский университет

10 948

10

Московский государственный университет пищевых производств

8 431

Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие вузы по пяти направлениям: «Медицина и биотехнологии», «Инженерные направления», «Педагогические направления», «Нефтегазовое дело», «Сельскохозяйственные направления». Основанием для ранжирования стало общее число студентов по состоянию на 2019 год. Данные для составления рейтинга взяты из отчетов о самообследовании либо, в случае отсутствия свежих данных, запрошены в вузах. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.

Условия поступления

Для поступления в аккредитованные государственные учебные заведения необходимо набрать достаточное количество баллов по ЕГЭ. Список вступительных экзаменов изменяется в зависимости от вуза и выбранной специальности, причем от абитуриентов может потребоваться знание как точных, так и гуманитарных наук. Однако чаще всего для зачисления придется сдать:

  • русский язык;
  • биологию;
  • математику;
  • географию;
  • обществознание.

Детальную информацию о вступительных испытаниях можно узнать на официальных сайтах учебных заведений.

Проходные баллы в сельхозакадемии относительно невысоки и составляют от 43 до 63 в зависимости от вуза. В прошлом году лидером вступительной кампании в аграрные университеты страны стал Башкирский ГАУ. Средний балл ЕГЭ абитуриентов этого вуза, – 62,7. Второе место занял Российский ГАУ им. К. А. Тимирязева с показателем 59,7.

Низкие проходные баллы свидетельствуют о невысоком интересе абитуриентов к сельхозуниверситетам, но аграрные специальности постоянно востребованы на современном рынке труда.

«Образовательный конвейер»

Система аграрного образования в США основана на концепции «образовательного конвейера», что означает поддержку непрерывности и преемственности — обучение в течение всей жизни, начиная со средней школы.

В сфере обеспечения качества образования существуют две базовые программы (в комплексе охватывают все образовательные ступени от начальной школы до магистратуры): SPECA (Secondary Education, Two-Year Postsecondary Education, and Agriculture in the K-12 Classroom Challenge Grants Program) и HEC (Higher Education Challenge).

SPECA направлена на повышение качества образования в средних школах и колледжах. Её конечная цель — увеличение числа и разнообразия учеников, которые будут продолжать обучение на ступенях среднего специального образования, переходящего в бакалавриат.

HEC (Higher Education Challenge) же укрепляет образовательный потенциал университетов. Эта программа преследует две ключевые цели — повышение качества обучения бакалавров, магистров и первых профессиональных степеней в области ветеринарии.

Помимо этих двух программ существует ещё много других, направленных, например, на поддержку института аграрного образования в школах, внедрение STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) на всех участках образовательного конвейера, поддержку инновационных исследований для малого бизнеса, развитие партнёрств между частными организациями и государственными научно-исследовательскими центрами. В 2019 году по программам таких партнерств (SBIR — Small Business Innovation Research и STTR — Small Business Technology Transfer) была оказана поддержка 106 проектам на общую сумму 24 млн долларов.

Список сельскохозяйственных профессий

Расскажем подробнее о том, кем можно работать, получив профильное сельхоз. образование:

  • агроном;
  • агроинженер;
  • ветеринар;
  • зоотехник;
  • тракторист-машинист с/х производства;
  • ландшафтный дизайнер;
  • технолог с/х продукции;
  • ихтиолог;
  • мастер с/х производства;
  • почвовед.

Профессия агроном: описание

У агронома очень обширная сфера деятельности. Эти специалисты садят овощи, фрукты и ягоды, удобряют растения и деревья, следят за их ростом, собирают урожай, борются с насекомыми-вредителями. Зарплата профессии агронома зависит от масштаба производства и может колебаться от 25 до 100 тысяч рублей в месяц.

Плюсы и минусы профессии агронома:

  1. Преимущества: легко устроиться на работу или открыть свой бизнес, динамичная отрасль, работа с природой.
  2. Недостатки: зависимость от внешних факторов (почва, климат и пр.), необходимость постоянно повышать квалификацию, следить за новыми тенденциями.

Если вас интересует научная сторона сельского хозяйства, лучше выбрать специальность учёного-агронома: эти люди обеспечивают развитие отрасли.Суть профессии агронома заключается в выращивании с/х культур

Специальность агроинженера

Агроинженеры отвечают за бесперебойную работу с/х техники и механического оборудования. Они должны разбираться в современных аппаратах, иметь техническое мышление.

Специальности ветеринара и зоотехника

Представители этих профессий занимаются разведением животных, а также поддерживают их здоровье. Им нужно знать особенности домашнего скота и птицы, уметь определять их болезни и разбираться в селекции.

Профессия тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства

Получив соответствующую специальность в сельскохозяйственном колледже, можно устроиться на производство или частную ферму и с помощью с/х техники заниматься вспашкой земли, посевом, уборкой урожая.

Специальность ландшафтного дизайнера

Эти специалисты обеспечивают ухоженный внешний вид садовой или парковой территории. Можно работать с частными клиентами или устроиться в региональную службу озеленения и благоустройства.

Профессия мастера сельскохозяйственного производства

Этому специалисту требуются разносторонние знания в землепользовании, растениеводстве и животноводстве, понимание основ экономики. Он организует работу государственного агропромышленного производства или частной фермы, отвечает за то, чтобы предприятие приносило доход.

Специальность ихтиолога

Ихтиолог-рыболов занимается искусственным разведением рыб, при этом заботится не только о рыбах, но и качественном корме для них. Это достаточно редкие и востребованные специалисты.

Профессия технолога сельскохозяйственной продукции

Такие технологи специализируются на выращивании с/х культур или животных. Первые заботятся об эффективном возделывании почвы и её удобрении, своевременном посеве и защите растений от вредителей. Вторые обеспечивают подходящие условия содержания и разведения скота и птицы.

Специальность почвоведа

Агрохимики-почвоведы обеспечивают рациональное использование почвы, для чего тщательно изучают её состав и свойства. Чтобы рационально подходить к землеустройству, этим специалистам необходимы знания по геологии и биологии.

Аграрная область активно развивается, поэтому скоро станут востребованы сельскохозяйственные профессии будущего: генетики, которые смогут влиять на рост и качество продуктов, и агрокибернетики, которые обеспечат автоматизацию с/х предприятий.

Престиж сельскохозяйственных профессий растёт, поэтому обучение по этому профилю является перспективным. После выпуска агрономам и зоотехникам легко найти работу, а уровень стартовой заработной платы часто напрямую зависит от оценок в дипломе. Сделать их максимально хорошими поможет студенческий сервис: его эксперты на отлично справляются с любыми учебными работами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector